ини ру буем

OTB

Fe «Правде» за 8 лекабря в статье
. Фадеева «Перо халтурщика» пра-
Вильно разоблачена халтурная дая-

и Льва Савина, автора «Наф-
>.

В большом редакционном приме-
чании «Правды» вскрываётся весь-
  №8 поучительная история, как дей-
ствуют, помогая Савиным, ‘еще су-
ществующие либералы в. литературе,
«тотовые облагодетельствовать своих
друзей» за счет государственно
кармана. В примечании «Правлы»
назван Вс. Иванов. как раз требо-
вавигий переиздания «Нафты», в ко-
торой он открыл чнесуществуюнкие

‚ достоинства.

Тов. В. В. Иванов, действительно
допустих большую ошибку, и писа-
тельская общественность вправе спро-
сить у тов. В. В. Иванова, — как
эта ошибка была допущена им, ¢e-
хретарем союза COBETCKHX  писате-
лей.

Советская общественность вправе
также задать вопрос и тов. К. А. Фе-
длину, который трижды в правлении
Литфонда требовал затциты авторских
прав Л. Савина, требовал перенэла-
ния «Нафты». К слову сказать, тов.
Федин — член правления Литфонда,
который ограничил свою деятельность
в нем в основном... ходатайствами за
Л. Савина.

Мы могли бы адресовать этот же
в01рос и некоторым другим доброже-
лателям Л. Савина, которые в 6e3-
зппеляционных письмах в издатель-
ство «Советский писатель» требова-
ли немедленного переиздания «Наф-
ТЫ».

Пыл этих доброжелателей Савина,
вилимо, был столь велик, что Л. Са-
вин, воодушевляемый им, прямо за-
явил в союзе писателей:

ay Все равно «Нафта» будет изда-
на:

Чем иным, как не групповым про-
текционизмом, можно все это об’яс-
нить?

Или, может быть, доброжелатели
Л. Савина, защитники «Нафты», счи-
тают, что А. Фадеев в своей статье

Сверхдорогие книги

Коммерческая «политика»  изда-
тельства «Академия» не может не вы-
звать недоумения советского читате-
ля. «Академия» не стесняется в рас-
ценках, благо советский читатель—
человек до литературы жадный: по-
охает, покряхтит, но последние дене-
жки уплатит ‘и книгу возьмет.

Книги «Акалемии» в буквальном
смысле слова трещат в руках чита-
теля—настолько непрочно они сши-
ты. Переплеты унылые, однообразные,
бумахла сероватая, иллюстрации часто
отсутетвуют, весьма обильно `коли-
чество опечаток. И только за то, что
все это прикрывается фиговым лиет-
ком, именуемым супер-обложкой, из-
дательство слирает бешеные цены.

Это тем более непростительно; что
на полках книжных магазинов, ря-
дом с книгами «Академии», все Ча-
ще и чаще появляются книги клас-
сиков, выпущенные другими: издатель-
ствами, но гораздо опрятнее и дешев-
ле. Мы уже не говорим о Детизда-
те ЦК ВЛКСМ. Вряд ли кто-либо ре-
шится утверждать, что выпущенные
этим излательством романы Вальтер
Скотта, Купера. Лонлона, Дюма, Гю-
то, однотомник Лермонтова не выи-
трывают при сопоставлении 6 HH-
нешней продукцией «Академии». А
между тем какая разница в ценах!
«Три мушкетера» в Детизлате, с очель
незначительными сокращениями, сто-
ят 10 рублей, а в «Акалемии»—20
рублей. Прекрасно изданный Детиз-

га

неправ? Что примечание «Правды»
несправедливо? Но тогда они  дол-
жны высказаться, Советская писа-
тельская общественность ждет от
этих товарищей смелого и прямого
ответа, а не кулуарных разговоров.

Пора, нажонец, понять, что нельзя
всерьез бороться за качество худо-
жественной хитературы, если мы ми-
римся с подобными фактами.

Пора, наконен, понять, что подоб-
ные групповые кулуарные действия
мешают оздоровлению нашей литера-
турной среды. Они разлатающе вли*
HOT HA писательекую молодежь. :

У всех в памяти случай с. ленин-
градеким . писателем Добычиным, ав-
тором плохой и ‘ вредной книжки
«Город Эн». Эта книжка выпущева
была редактором К. Зелинеким, как
он признался, под. нажимом друзей
Добычина, некоторых. ленинградеких
писателей. Эти самые писатели, co6-
ственно, так и на ответили, почему
ОНИ Так «радели» Добычину.

Прошло! Стало быть — можно B
дальше? Нет! Пора положить этому
прелел! Нангим редажторам журналов
и иадательств также необходимо из
всех этих фактов сделать практиче-.
ские выводы.

При переизлании книги надо реши-
тельно отбрасыватль всякие посторон-
ние соображения, кроме интересов со-
ветского читателя. Иначе неизбежна
Та «вакханалия переизданий», о ко-
торой говорит «Правда» и о наличии
которой свидетельствует, например, и
печатаемая у нас сегодня статья т.
Брайниной «Непристойный сумбур».

Кстати сказать, переиздание произ-
ведений С. Буданцева, о котором по-
вествует т. Брайнина, в некотором
отношении не менее поучительно, чем
история «Нафты». Вель © некоторых
вещах Буданцева, вошедших в книгу
«Избранное», уже давно писала т..
Е. Усиевич, полвертшая их справед-
ливой и уничтожающей «критике. В
данном случае исчезает даже то сла-
бенькое оправдание, что критика не
ситнализировала, не заметила и не
разоблачила,

латом роман Гюто «Отверженные» —
об’емистый том в 700 страниц, с боль*
uM количеством иллюстраций
стоит 6 р. 50 к. Можно ли сомневаться
в том, что если бы на этой же кните
стояла марка «Академии», то читате-
лю пришлось, бы уплатить вдвое доро-
же! Таких примеров можно было бы
привести множество.

Только на-днях читатель получил
от Гослитизлата изящно изданный
том новелл и повестей Гофмана за
8 рублей. Если бы тот же читатель
пожелал купить лежащую рядом кни-
ту рассказов Киплинга в издании
«Акалемия», ему пришлось бы упла-
тить 18 рублей, хотя ничем замеча-
тельным это излание не отличается.

В чем дело? Почему такая разница,
в ценах? Почему за гослитизлатовский
олнотомник Уэллеа, качеством не ус-
тупающий аналогичным изданиям
«Академии», читатель не столь дав-
но уплатил 8 рублей, за «42-ю парал-
лель» Джон Дос-Пассоса, качеством
во много раз превышающую продук-
цию ‹Акалемии», уплатил 7 ф. 50 к.,
8 за книги «Академии» вынужден си-
стематически плалить 15—18 рублей?
Не следует забывать и того, что наш
читатель-—человек вполне грамотный,
отлично понимающий, что наслелни-
ки Гомера, Софокла, Фильдинта, Шил-
лера, Шекспира и друпих классиков—
авторских «Академии» не получа-
ют. в

ОНЖЕ,

Be

Рис. 0. Синяковой к стихотворению В. Маяковского «Кое что про Пе-

тербург» (издательство «АхадепИа»).

Книга, дискредитирующая
советскую литературу

В связи с напечатанной в «Правде»
от 8 декабря с. г. статьей А. Фаде-
ева о книге Л. Савина «Нафта» и
редакционным  примечанием «Прав-
ды», наш сотрулник обратился к за-
ведующему издательством «Советский
писатель» т. Лазарю.

— Договор на переиздание книги
Л. Савина, — говорит т. Лазарь, —
был подписан в январе 1936 года —
бывшим ‘заведующим издалельством
т. Фоньо. Вопрос о расторжении до-
говора был поставлен мною прибли-
зительно в алреле с. т.

Роман Савина отличается невероят-
ным многословием.

Не только отдельные абзацы, но це-
лые страницы заставляют недоуме-
вать, зачем они написаны, что автор
хотел оказать, какое они имеют
отношение к основной его теме.

Самую простую мысль, обыкновен-
ную фразу, сравнение, рештику автор
размазывает так, что порою трудно
докопаться до смыела. В фезультате
многие места в книге оставляют вие-
чатление налуманного  пустословия,
бессодержательной трескотни.

Подавляющее большинство персона-
жей романа, будь. то английский ге-
нерал, русский или тюркокий промы-
шленник, мастер или рабочий, все,
независимо от обстановки, балатурят,
говорят с какими-то неестественными
ужимками и прибауточками.

Отдельные моменты в романе про-
сто политически безграмотны. Автор

Военные заметки

Испанская врмил ведет свои тра-
лиции почти от Пелайо — «возобно-
вителя свободы испанцев» в УП
веке — астурийского военачальни-
ка, известного борьбой против афа-
бов. Бурная история страны запи-
сала на свои страницы конницу и
дружины рыцарских орденов Кала-
травы и Алькантара, испанские по-
холы в Италню, покорение Неалоля,
свирепую расправу армии Карла V
с восставшими народными низами —
хоммунеросами (1521 г.), экопедиции
в Нидерланды, Мексику и Перу. рас-
правы с маврами (в 1570 г. их по-
тибло до 400.000 чел.), войны с Тур-
цией, плавание «Непобедимой apMa-
ды».и ее гибель. у берегов Антлии,
войны за испанское наследство, по-
степенное падение могущества Испа-
нии, надломленного в борьбе с Анг-
лией.

К наполеоновской эпохе испанская
армия и флот были уже ветошью.
Армня насчитывала елва 50.000. но
имела 83 генерала, сжиравших COB-
местно с обильным лворянским офи-
церским корпусом феноменальный
бюджет: 935 миллионов Армия эта
была бессильна защитить страну
против французов. За дело взялся
сам нарол. Наролное восстание
«тверилья» — против иноземцев лли-
лось голы.

ХХ век в Испании был полон мя-
тежей, переворотов, «пронунциамен-
70> и революционных восстаний
(восстание 4 батальонов Риего). Ap-
мия принимала в них непременное
участие, между прочим в антимонар-
хическом восстании 1868 г. Слелы
всех этих дворцовых переворотов,
войн провинций, внезапных вепышек
в гарнизонах. выступлений колони-
эльных частей мы различаем ясно и
поныне.

Армил „Мопании’ комплектовалась
веками из крестьянских—малограмот-
ных и неграмотных контингентов.
Наличие в стране чудовищного шта-
та католического духовенства (до
200.000 чел.) наклалывало на кре-
стьянство и армию определенный от-
печаток. Дворянское офицерство и
тенералитет использовйли армию ©о-

образно своим целям. Обанкротив-
тнись во внешних войнах последнего
времени (испано-американская вой-
на, ряд неудач в Марокко), эти люди
перенесли свою, деятельность внутрь
страны. Тому были причины. В Ис-

пании с семидесятых годов ХХ в.

Вс. Вишневский

грозно развивалось рабочее движение
(первая генеральная забастовка в
Барселоне отмечена еше раньше: в
1855 г.). В первой трети ХХ века
испанский пролетариат вырос в ©г-
ромную силу. В 1902 т. рабочие Бар-
селоны вели баррикадные 60H; Б
1909 г. в той же Барселоне воору-
женное восстание — протест против
порабощения Марокко. (Ирония исто-
рии: порабощенные марокканцы идут
ныне, обманутые, против евоих дав-
них и благоролных защитников). В
лучшие поры рабочие организации
Испании насчитывали более миллио-
на членов. Компартия, возникшая по-
сле мировой войны и вобраъшая луч-
шие элементы профсоюзов, соц. пар-
тин и отчасти 6. анархо-синликали-
стов, насчитывает ныне 185.000 че-
ловек. Для страны с населением в
24 миллиона такие цифры значи-
тельны. ©

Социальная борьба в Испании
крайне обострилась © началом миро-
вого кризиса (1929 г.). ИспЯнию кри-
зис ударил оглушающе. Он подрезал
экспорт, на 2/3 состоявший из с.-х.
продукции. Останавливались заводы
(Барселона, Мадрид). В 1931 г. гря-
нули первые бои ноБой фазы исто-
рии Испании. Монархия была сверг-
нута. Всеобщая забастовка охваты-
вает в Барселоне 300.000 рабочих.
Строились баррикады. Буржуазно-
республиканское правительство пыта-
лось остановить движение, Бесполез-
но. Стачки охватили к началу 1932
тода 2% миллиона человек. За два
месяца 1933 г. было захвачено кре-
стьянами 170 имений.

Буржуазия ответила мобилизацией
своих сил. Силы народа не была
об’единены. Выборы 19 ноября 1933 г.
дали побелу правым и центру. Ком-
партия была запрещена. Профсоюзы
распущены, Триста деятелей рабочего
движения были брошены в тюрьму.
Народ ответил шквалом забастовок и
протестов. Осенью 1934 г. в Испании
был создан Народный фронт. В октя-
Ope вспыхнула всеобщая забастовка.
Она перешла в вооруженное восста-
ние в Астурии, отчасти в Каталонии
ий Галисии. Вот тут-то испанская
буржуазия, духовенство и крупные
земельные собственники прибегли к
помощи армий.

Что предетавлала собой эта армия
B 1984 т.? :

‘Это была отсталая, лишенная Goe-
вого опыта, ‘армия, насчитывавшая

8 дивизий (113.000 чел.) в Испании,
3 ливизии в Марокко (43.000 чел.) и
1 дивизию иррегулярных войск (гра-
жданокая гвардия и т. п.). За исклю-
чением марокканских дивизий И
8000 чел. иностранного легиона, ар-
мия пороха не нютала. Нравы в
этой армии царили мрачно-анекдо-
тические.

Невежество офицерского корпуса,
погрязшего в клубно-гарнизонном
быту, вопиюще. В оперативном и
тактическом отношениях армия от-
ставала от передовых армий мира на
добрую треть века.

Все ато правительству приходилось
учитывать. Против активных и ре-
шительных батальонов (колонн) гор-
няков Астурии правительство броси-
ло наиболее годные войска — части
иностранного легиона.

Что это за соединение?

Это часть, сформированная 4 сен-
тября 1920 г. под названием «Е Тег-
сю 4е. Ехётапегоз». В сущности это
бритада двухполкового состава (8 ба-
тальонов).

Нужда в такой части ощущалась
тогда в съязи с положением в Ма-
рокко, где назревали восстаниа ри-
фов и кабилов и еще больше-—в овя-
зи с ростом революционного движения
в самой Испании. (Вопомним, что в
1920 г. рабочие организации выросли
более чем до 1 миллиона членов.).

Легион был укомплектован амни-
стированными уголовными элемента-
ми Испании, рядом южноамерикан-
ских охотников, русскими белогвар-
дейцами (б. деникинцы и врангелев-
цы), в некотором числе, немцами,
французами и пр., искавшими успо-
коения после всяких неприятностей
с полицией и контрразведками.
легион толкала и безработица, при-
вычка к войне, личные драмы. В ле-
пионе насаждался культ мистическо-
военного свойства, ныне так широко
развитый германскими национал-с0-
циалистами. «Соллат — высшее су-
щество», «молчаливо повинуйся вое-
начальнику-вождю» и пр.\

Культ этот в легионе создавал ге-
нерал Дон Франциско Франко Ба-
амонде, Он водил легион в бои против
племен марокканцев и уложил в Сев.
Африке 115 офицеров и 1885 солдат.
Но за все это он платил легионерам
привязанностью, деньгами, правом
«первых суток» в занятых селениях
и городах...

указывает, что «перевыборы в Ба-
кинский совет не состоялись, ибо,
утрачивая влияние на массы, он мед-
ленно отмирал». Но несколькими стра-
ницами дальше автор принужден pac-
сказать, как большевистская резолю-
ция о захвате власти прошла в сове-
те большинством 288 голосов против
78, и какой энтузиазм это вызвало
в рабочих массах. Где же ‹отмира-
ние» совета? Гле же «утрата влия-
ния на массы»?

Автору ни в какой степени не уда-
лось даль четкую картину всего
многообразия этапов борьбы за нефть,
ему не удалось дать правильный, ис-
торически оправданный, художествен-
ный анализ этой борьбы.

Разумеется, в тажом виле романа
Савина мы переиздать не могли. По-
хожительная оценка книги, данная не-
которыми видными писателями, в ча-
стности т. Ве. Ивановым, вызывает
искреннейее удивление, :

В переговорах с издательством Л.
Савик проявил настойчивость, грани-
чалпую © наглостью. Он почти запу-
тивал Hac, спекулировал на ‘именах
крупных писателей.

Наш суд с Л. Савиным еще не
окончен. Кассационная коллегия по-
становила передаль дело на новое рас-
смотрение. Однако я тлубоко уверен,
что суд найдет единственно правиль-
ное. решение и помешает появлению
на советском книжном рынке плохой
книги, дискредитирующей советскую
литературу.

За 16 лет в легионе создался кадр
отпетых старослужащих солдат, от-
лично изучивших все приемы-малой
войны. Этих солдат в 1934 г. и Opo-
сили в Астурию.

Против горняков Астурии дрался
один батальон (бандера) легиона,
Франко таким образом исподволь
проверял своих людей. Легионеры
действовали, как спущенные с цепи...
Их террор в Астурии остался памая-
тен.

В ту же пору действовал испод»
воль сосед и сослуживец Франко, ге-
нерал Варела. Он командовал марок-
канскими дивизиями. Генерал ходит
в коричневом марокканском бурнусе,
< охраной из самых рослых кабилов,
дружит с начальниками родов и пле-
мен, с духовенством... Зеленый полу-
месяц на
знушаль уважение и почтение. Ма-
рокканские дивизии обрабатывались
тщательно: были подачки, обещания
«независимости» и пр. О том, как со-
седний иностранный легион свежевал
с 1920 по 1926 г. восставшие племена
марокканцев, — не упоминали.

боевом отношении две мароккан-
ские дивизии представляют хороший
материал. Кабилы («жители гор»)
отличные стрелки, упорные в наско-
ках и налетах,

Восстание в Астурии было разда-
влено летионом. Народ не одалея.
Борьба шла. В феврале 1936 т. На-
родный фронт одержал огромную по-
белу на выборах. Кортесы  (парла-
fat переходили в руки левых пар-
тий.

Шесть месяцев молча, упорно гла-
вари реакции: Роблес, сын Примо де
Ривера и тенералы Санхурхо, Фран-
ко, Варела, Мола и др. готовили, с по-
мощью Германии и Италии, мятеж.
Армия была еще в их руках; 8 диви-
зий в Испании, 3 дивизии в Марокко
и 1 дивизия ажданской гвардии
(жандармерии). К этому следует при-
бавить офицерский «Союз военных
Испании». Силы колоссальные, если
учесть, что народ имел лишь эмбрио-
нальные рабочие дружины и одино-
чек-союзников из офицерского кор-
пуса.

18 июля мятеж разразился. Против
толовных мятежных дивизий в Мад-
-риле, Барселоне и других городах
ринулся сам народ. Надо считать,

половины дивизий мятежников.
Показали пример коммунисты Мадри-
да. В Барселоне рабочие расхватали
в арсеналах 40.000 винтовок и обру-
шились со всех сторон на казармы
и монастырь, где был ШТаб мятеж-
ников. Враг был тут уничтожен.

_ 19 июля мятежники в основных
пунктах страны были подавлены,

трули генерала должен.

Непристойный

сумбур

Б. Брайнина

Перед нами об’емистая (20 печат-
ных листов), хороню изданная книга
в коленкоровом переплете: «Избран-
ное» Сергея Буданцева. Книга изда-
на в 1936 г. издательством «Совет-
ский писатель». Читатель верит изда-
тельству, читатель не допускает мы-
сли, что повести и рассказы, налии-
санные в 1930 г. (большинство рас-
сказов датируется этим годом) и пе-
реизданные в 1936 г. могут ока-
заться недостойными его внимания,

Первое произведение, занимающее
треть всей книги, носит название;
«Повесть о страданиях ума». Герой—
молодой, талантливый ученый Миха-
ил Греков живет во второй  по-
ловине прошлото века. На продолже-
нии ста страниц этот молодой уче-
ный переживает, переживает, стра-
дает, прибегает к «самоубийственным
попыткам» и на самой последней
сотой странице  примиряется с
жизнью. Но в чем дело? Читатель
ничего не может понять. Набор вы-
спренних, путаных, неумных фраз,
пошлая эротика, непристойный нату-
рализм. Ни одной простой, правдивой
мысли, ни малейшего намека на ху-
дожественность.

Ученый Греков: женился без любви
на болезненной женщине, которая
оказалась «склонна к движениям
жестоким и порывистым, покусывала
шею и поомеивалась безавучно, щи-
пала и царапала его руки у локтей».
После омерти жены Греков. испыты-
вает «сложное чувство зависти К
трупу».

Несмотря на то, что «косная 06о-
лочка его тела жительствовала ло-
вольно безмятежно», все кругом «пло-
окость,  весомость, насыщенность»
быта «отдавались» «пресной вонью
трупа». Больше того: «весь мир в0-
нял мышами и затхлой пылью». Ав-
тор, захлебываярь от восторга, пове-
ствует о подобного рода «сложных
и многослойных чувствах» этого
«молодого ума, которому ‘присуще
воображать себя обнаженным, неиз-
менным, вечным, как блаженство», у
которого «токи роста бродят в теле
и щекочут жилы».

Помимо трунно-любовных пережи-
ваний героя мучают также и науч-
ные проблемы: «принятый, всесто-
роние обмоэгованный замысел уже
приобрел свой вес и этой тяжестью
отводил от записей, от работы выра-
жения себя, от продолжения лямки».

Все беснования этого «многослойно-
сложного» героя кончаются все-таки
блалополучно. Приблизительно Ha
девяносто восьмой странице он уви-
дел насекомых, которые «умирали
завидно, безболезненно, в порыве
слияния». И тогда он вопомнил «0
мощи детства» и «слишком стреми-
тельноб, слишком упорное, слишком
далеко хватающее отрицание превра-
щалось в утверждение». Герой «оста-
новился, чуть не‘ завопил от перепол-
нения, от перенасыщенил мгновени-
ем. Два времени столкнулись в нем.
Толчок, сомкнувший прошлое и на-
стоящее, распирал его».

Та же больная эротика, тот же
натурализм и смехотворные притя-
зания на раскрытие глубин челове-
ческой поихики и в других расска-
зах.

В «Весенней песне» действие про-
исходит приблизительно в наше вре-
мя. Герой «выдвиженец» Семенов,
переполнен опять-таки многослойно-
сложными чувствами: он вожделеет
к Своей приемной дочери, и его во-
ображение рисует картину, как у
ней «от ушей жар проливался к пле-
чам и по хребту к яголицам».

Болезнь, физическое уродство, блу-
дливый вой собак, патологически-

нелепые самокопания Семенова— вот

Сергей Буданцев, Избранное. Изд.
«Советский писатель». 1936. 367 стр.
10.200 экз. 7 р. 95 к. Релактор М. Че-
чановокий.

Флот в значительной части перешел
на сторону народа (линкор Хаиме Г»,
крейсер «Митуэль Сервантес» и_др.);
Фапгисты пустили в дело африкан-
ские дивизии. Обстановка усложни-
лась. р -
Стихийно началось формирование
рабочих, народных дружин. Они, од-
нако, действовали разрозненно. Исто-
рия повторяется...

Энтельс писал 06 испанской рево-
люции 1873 г., об испанских бажуни-
ctax: ‹...Кажлый тород действовал
на собственный страх, об’явив са-
мым важным делом не совместные
действия с другими городами, а от-
деление от других городов, и исклю-
чив тем самым всякую возможность
всеобщего наступления...» 1. Но исто-
рия вносит и поправки. После не-
удач на ряде участков — Ирун, Са-
рагосса и пр. и пр. — вилы народ-
ной милиции начали переформиро-
вываться на ходу. Мы наблюдали и
‚ наблюдаем процесс, известный нами
из собственного опыта 1917—20 гг.

Асанья, Ларго Кабальеро, Альварес

рури и др. деятели народа и народ-
ного правительства отдались созда-
нию регулярной®народной армин.
Млтежники, во главе которых стал,
из-за смерти генерала Санхурхо (раз-
бился в лень мятежа), ген. Франко,
пользуясь оружием, морской и BOB-
душной помощью Германии и Ита-

2) остатки
ристов» (испанских фазтиетов,
дем

листов
Ирун;
бурбонцев.

(монархистов);

/уважения Е слову, неуважения ® чи-

жиани». Здесь герой ОПЯТЬ «многослой-

всеми своими «сложными» пережива-

плыву в реке великих событий. 6з-

дель Вайо, Хозе Диас, Долорес Ибар-

лии, расширяли переброску сил из
Марокко. В дело были пущены три
африканских дивизии. Помимо них
в лело вступили: 1) остатки пехот-
ных частей в южной и северной Испа-
вии (5-ая, 6-ая, 7-я и 8-ая дивизии);
гражданской гвардия
(жандармерии); 3) батальоны «фалан-
вож-
которых был расетрелянный
на-лнях Ривера); 4) батальоны кар-
они брайн
5) батальоны монархистов-
Последние лье труппы

питературная газ

‚ СОВЕТСКАЯ

какого рола «весеннюю песнь» ` пре-
подносит Буланцев читалелю. У него
даже самое обыкновенное тесто, пред-
назначенное для пирогов, «вкрадчи-
во и непристойно», от него пахнет
«девичьим потом».

Во всей этой галиматье есть, ко-
нечно, свой смысл, своя пошленькая,
до дыр затасканная «философия».
В свое время Анатолай Каменский и
Арцыбашев в зещах такого рода
«философотвовали» безусловно менев
бездарно и все же более, пристойно.

В рассказах «Дом ¢ выходом в
мир» и «Любовь к жизни» TOBE-
ствуетса о перестраивающейся ин-
теллигенции. Буданцев уверен, что
его герои — цвет старой интеллитен-
ции, люди с большими чувствами, ©
тлубокими мыслями. А на деле это
какие-то жалкие пошлячки, HOITH
неестественно глуные уродцы. О их
вожделениях, дрянных мыслишках
автор трактует © той же высокопар-
ностью ‘и претензией на тлубокомы-
слие, как и в первых двух расска-
зах. И сколько здесь безвкусня, не-

тателю! К примеру, вместо того, что-
бы ттростыми русскими словами изо-
бразить смущение героя, Буданцев
изрекает: «в тевтонские слабые ка-
пиляры на лице, на ушах, Ha шее
густо прилила кровь».

Карнкатурен рассказ «Любовь к

ный» интеллитент. Герой этот со
ниями отдыхает на курорте. У «него
раззуженная ло чесотки, раскрытая
душа», а тут еще «дерево заводнт
пораженный обмороком взор, тошно-
творный полдень томит его». И герой
делает необычайное, по мнению ав-
тора, даже художественно ценное
открытие, что «огуречный рассол
имеет вкус самоубийства», 8 липа
похожа на прачку. Чтобы еше убе-
дительнее раскрыть  «еложность»
внутреннего мира герол, автор заста-
вляет его страстно вожделеть к жен-
шине, толстые ляжки которой не схо-
дят со страниц рассказа. Герой вос-
клицает: «О как глубок мой мир, как
многоголос, как полон памятью. Я

рахтаяеь в истории — и все это
сделала она». Но этого мало: герой
еще пребывает в страстном экстазе
от желания изнасиловать некрасивую
семнадцалилетнюю девушку  убор-
щицу.

На последней странице рассказа
он живет уже в Москве, примиряется
с жизнью, перерождается. И в этом,
каж сам-терой признается, помог ему
его курортный роман.

Год тому назад Е. Усиевич в жур-
нале «Литературный критик» дала
очень правильную оценку рассказам
Буданцева. Она во-время  сигнали-
знровала и излательствам и самому
автору. В частности она указывала,
что Буданцев может писаль просто,
что ему, необходимо отказаться от
дурного натурализма, от вызчурности,
претенциозности.

В книжке «Избранное» мы со сво-
ей стороны тоже можем отметить два
небольших очерка, написанных про-
сто и добросовестно: «Расоказ о тру-
де» и «Инженер Вяземский», Но и
автор и издательство остались глухи
к высказываниям критики. Иэлатель-
ство переизлало на девяносто про-
центов нелоброкачественную книту.

Вся наша советская литературная
общественность говорит о простоте,
правде, о народности в литературе.
Читатель настойчиво требует правли-
вых, высокохудожественных произве-
дений. А книжка Буланцева его
пичкает какой-то антнихудожествен-
ной галиматьей, скучной и претен-
циозной. =

Статья в «Правле» ‘от 9 ноября ре-
бром поставила вопрос о прекраще-
нии «вакханалии перенаданий». Из-
дательства должны наконец нал всем
этим серьезно призадуматься.

По мере развертывания событий,
Франко-был принужден расхоловать
эти силы 66е шире. Сейчас осталось.
лишь 10—15.000 марокканцев в и-
зонах С. Африки и` группа ген. Мола.
Отсюда — лихорадочное стремление
возместить дела техникой: «Юнкерса-
ми», «Гейнкель», «Капрони» и ‘пр.
Примерно в сентябре был момент,
когда мятежники превосходили воз-
душные силы народной армии в 15—
20 раз. Сейчас положение меняется
уже в обратную сторону. Декларация
народного правительства от 22 ноября
товорит: «..Растет военное производ-
ство н беспрерывно растут возмож-
ности этого производства. Армия рас-
полагает танками и самолетами...».

В холе борьбы определились пер-
вые регулярные части новой народ-
ной армии: Интернациональная бри-
тада, 5-Й полк, Каталонская колонна,
астурийская колонна, отряды мад-
рилских студентов-спортеменов и др.

Интернациональная бригада сфор-
мировалась, как ответ на легион.
бригаду вошли участники войны
1914—18 тг., старые рабочие — нем-
цы, французы, англичане, итальянцы,
поляки и др. В бригаде — батальоны
Тельмана, Марти и Гарибальди. По
своему составу н боевым качествам эта
бритала не имеет равных на фронте,
Эта бригада вела бои у Аранжуэца. В
критические дни 8 ноября с. г. она
подоснпела ь Мадрид, прошла, бурно
встреченная населением, к боевым
линиям и лвинулась в бой с пением
«Интернационала». Эта бритала вме-
сте с 5-м полком, каталонцами, асту-
рийскими линамитчиками, танкиста-
ми и летчикамя за три недели боев
по’ меньшей мере раз 30—40 отбра-
сывала легионеров Франко. и марок-
канцев у мостов через Мансанарес,
У парка и Университетского городка.

Интербригада передает свой `60е-
вой опыт соседним частям. Писатель-
антифашист, 6. германский офицер
Людвиг Ренн из окопов бригалы дал
боевое наставление пехоте.

кажой должна быть

полный, Л. Утесов,
берлжи. Аслебекян, Болотин и другие
пытались,
тить на этот вопрос. Общее мнение
свелось к тому, что советская песня

т. Суркова,
тов — отхожий промысел».

ПЕСНЯ

Ховошую песню поют везде — $
городе, и в деревне, и в школат, EB

клубах, и на улице во время демо»

страций, и дома, собравшись в &ру»
жок; ее поют и старые, и молодые,
Но таких песен у нас мало. Высту»
пивший на совместном заседании пре.
зилиума ССП с союзом советских ком
позиторов директор Музэтиза т. Грин-
берг констатировал, что из 85 выпу“
щенных в атом году массовых песен
получили распространение всем Bor
семь-девять песен.

Остальные народ забраковал, i

Чем об’ясняется этот фавт? Tex,
что по-настоящему сих пор аикто

песней не занимался — HH COWS Co
ветских композиторов. ки Музгиз, ни.

поэтическая секция ССЯ. Они не при.

влекли внимания. =эеуических фаботе
ников Б созданию песни.

До последнего времени Музгиз таз

бюрократически встречал авторов, что

многие из них перестали посещать
издательство. В союзе советских ком-
позиторов за все время He было с0з»
вано ни олного совещания по вопро“
сам массовой песни. Творчество не-

которых композиторов  (Покрас, Блан.

тер), создавших ряд популярных Mee
сен, в союзе расценивалось как не
серьезное,  несамостоятельное, HEAO«-

стойное внимания.

Поэты и композиторы вообще уд
ляют песне незначительное место 8

своем творчестве.
Межлу тем у нас есть неплохие

образны массовых песен. К нам в
первую очередь относятся песенки
Дунаевского, обладающие большо\

мелодичностью, простотой, ухолящие

своими корнями в склал народною
песенного творчества.

На совещании остро встал вопро,
массовая песня?
Тт. Сурков, Гусев, Островой. М. Го-
композитор Чем-

каждый по-своему, отве-

лолжна быть проста. она должна 3
скупых и немногих. но ярких, 3а-
поминаюшщихся словах выражать TS

чувства, Боторые волнуют MHOTOMBI-
лионный народ.

Уловлетворяют ли песни советсвах
поэтов этим требованиям? к
Далеко не всегла. По определению
«песня для многих. поз»
Поэтому
не удивительно, что так мало созлано
хороших песенных текстов и так мно-
халтуры.
. ot, борьбой отранениая юность,
Отплывай, отплывай грозовей!
К берегам всесветной коммуны
Кораблями кочующих лней...

Этот набор высокопарных слов Noe?
Жаров вылает за советскую песню,
Не лучше натясанная А. Прокофье
вым песня советских подводников: .

Нас лазно
Звало дно.
Дай скорее слабину!
Нам олно
Сужленое —
Брать ‘немую глубину.

Слабо отражено в песнях ботатетве
и разнообразие тем нашей действи-
тельности. У нас создано немало
маршей (марш ударников, пилотов,
полводников и Т. л.), но нет веселых
песен, песен 0 любви, о дружбе. He
вослета поэтами и теронка социали-
стических будкей.

Два вечера прололжалось обсужде-
ние в ДСП массовой советской песня.
Два вечера поэты и- композиторы
спорили о том, какой лолжна быть
советская песня, какими путями 0#8
булет развиваться. Не все выступле-
ния были равнопенны. ве все быля
конкретны н приннипиальны. Некото-
рые ораторы предпочли говорить 0
побочных, малосущественных BOTPO-
езх. Несмотря на это. первую попыт»
ку привлечь внимание творческих ра»
ботников к советской песне нужяо
признать удавшейся.

Очень жаль, что на совещании He
было многих наших поэтов (Н. Асее-
‘за. С. Кирсанова, Сельвинеког,
товского, Светлова и др.).

В. АНОВ.

партию. С началом боев в июле этого
тода добровольцем пошел в 5-Й полк.
Выделился храбростью и инициати“
вой в боях на перевалах Гваларра»
мы. Был назначен сальферевом (пра-
порщиком), затем майором, и, нако-
Hell, командиром полка. (Почетным
командиром полка является т. Доло-
рес Ибаррури).

Полк имеет крепкую партортаниза-
цию, ежедневную газету «Милися®
популаф», свой гимн-марш. Бойцы
полка одеты в одинаковую защит
ную форму.

Среди новых частей народной ap-
мни надо отметить исключительно
умело действующих артиллеристов,
пулеметчиков, танкистов н летчиков,
Республиканские летчики сбили 8%
последний месяц свыше 120 фашист.
ских самолетов.

Из газет известно, что Народная
рмия имеет уже свою военную 854-
Waa и курсы комсостава, Академия
находится в Каталонии. Она уком-
плектована нанболее выдающимися
рядовыми, калралами, сержантами,
6. учителями, инженерами и др. Вс
они прошли строгую фильтрацию. 83-
нятия в Акалемии ведутся © 8 утрь
до 10 вечера. Характерно, что 8%
лекциях присутствуют, помимо слу
шателей, все своболные караульные
солдаты.

Действительность позволяет CRS
зать, что испанский народ в исклю“
чительно короткий срок создал пер“
BOOCHOBH новой народно-революциоя*
ной армии. Армия эта имеет неисчер-
паемый резерв: рабочий клаес и вре
стьянство Испании. (На территорий
народного правительства — до И
миллионов). На наших глазах, — 0
этом говорит декларация испанского
— эти резервы приходят в движение,
«Необходима, — обращается прави
тельство, — всеобщая мобилизация
во всей стране..». Декларация adc
лютно правильно ставит вопрос о №0

(карлисты и бурбонцы) условились
с Франко — «ждать исхода войны» и
пока не вылвигать своих кандилатоь.

бализации всех сил народа, о моб’

Полон `героизма и боевых особен-
лизации кадров промышленност#

ностей трехтысячный отряд астурий-

что народ вывел из строя сразу до

кинутого из страны в 1931 г, -

ковые дивизии.

19.

«Выдвигают» они на престол Испа-
нии принца Ксэйвира из Бурбон»
Пармы и принца Дона Хуана, тре-
тьего сына экс-короля Альфонса, вы-

Силы мятежников, как показал ход
борьбы с июля, не были подкреплены
резервами. Ставка мятежников была
на внезапность. Франко рассчитывал
исключительно ва свои кадровые ча-
сти: легион, марокканцев и 4 стрел-

‘ских шахтеров. дерущийся рялом с
Интербригалой. Динамитчики этого
отряда останавливали итальянские и
немецкие танки, ложась под них и
взрываясь вместе с динамитными
©воими поясами:

5-й полк, приобревший уже все-
мирную известность, сформирован
тлавным образом из рабочих, в зна-
чительной части коммунистов. Ко-
манлиром полка является т. Листер.
Его биография проста. Он сын прач-

1 кн и каменщика. В юности эмигри-

: : ^^ 1 ровал на Кубу, работал. В
п ee р Кубу, р 1. Вернувшись

в Испанию, работал в подполья, был
тюрьме, В/1931 г. эступид в ком-

транспорта, сельского хозяйства.
‚ Ударным железным частям н080Ё
армни Испанин, частям, рожденных
в огне, удалось остановить натисЕ
армин Франко на Мадрид, хотя иасту*
пающие распольтают 400—500 #058
ших самолетов, более чем 200 танков,
тяжелой артиллерией и пр. и пр. Bue
раз подтверждена истина о бесснором
тосподетве прогрессивной аруни & 8%
Boro бойца нал. тезнивой. i
Ген. Франко пытается ныне 17787
в ход немецкие части и ОВ (0128824
ющие вещества); Наролное правиталья
ство найдет силы и ередства TPO
легь и эти попытьз, %

ед
СЕЛ

Ва
ДИВ
- МА

НЕЯмН

B

*

аа