1евое о пребывании

‚; Пущкина в Кишиневе

ld
he
ae
м
8)

ag
a
He
Ib,
aw
№
be
Os
ГЕ
№

и
в

ДНЕВНИК П. И.

Шесть лет назад невдалеке от то-
pa Мичурннска был обнаружен ар-
ув, Среди найденных бумаг внимя-
ув учительницы местной школы при-
мк дневник, очевидно бывшего вла-

д моей жизни, или два дни` ведра
р 363 ненастья». Кишинев, 1822 го-

№».
  Имя автора тогда не удалось выяс-
gums: оно было тщательно выскоб-
7 geno.

’ Лишь недавно проф. М. А, Цявлов-
ки установил, что дневник при-
“чадлежит кишиневокому чиновнику
„князю П. И. Долгорукову. Система-
гически, #30 дня в день залтисывал
Долюруков свои впечатления от ки-
риневской жизни. Сухим, канцеляр-
(HM языком описывает он события,
происходившие в Кишиневе в 1822

вовать, сколь мало правила, им
нятые, терпимы быть могут в
стве, он
на улице, на площади,
свете доказать,
peiblla архива, озаглавленный «35-0й   не желает

России»,

ДОЛГОРУКОВА

при-
обще-
всегда готов у наместника,
всякому ча
что тот подлец, кто
перемены правительства в

Это не единичная запись. 20 июля,

обедая в доме бессарабского намест-

ника Инзова, Пушкин выразился еще
определеннее.

«Пушкин разгоралея, беснася и вы.
ходил из терпения. Наконец, поле-

тели ругательства на все сословия.
Штатские чиновники поллецы и
воры, генералы — скоты большею

частию, один класс земледельцев —
почтенной. `-На дворян русских 050-
бенно нападал Пушкин. Их надобно
всех повесить, а есть ли б это было,
то он с удовольствием залятивал бы

e ду: приезд французской труппы,   петли».

hy

у
=
№

д
я
ae

№

f

i.

взекуцию солдат, посещение города
взовными лицами ит. п.

Критика росенйских порядков; бы-
ла, по словам Долгорукова, «люби

В 1822 roxy B Кишиневе отбывал  мым текстом» Пушкина. 0 глупости,

ею ссылку А. С. Пушкин. Долго-
руков неоднократно встречался и 6е-
члзал с поэтом. Подробное изложе-
ре этих бесед и запись высказы-
мний Пушкина составляют  основ-
вю. ценность дневника Долгоруко-
в, о котором проф. М. А. Цявловский
(делал назднях доклад в Пушкинской
юмюуиссии Академии наук ОССР.

— Кишиневский период в жизни
Пушкина, — товорит ученый, — ‘ела-
& освещен в нашей литературе. Из-
ветные показания друзей и знако-
wax Пушкина содержат очень скуд-
ЕЫЙ материал 0 том, как жил, что
творил, © чем мечтал молодой поэт
® время свое вынужденном пре-
‘ывания в Бессарабии, вдали от

ъ мьтурных центров тогдалиней Рос-

RC

fe

le
tt

i.

д

«
 .
=

т

ой

ere,

Ab ets os

мс ed ES Oe Se or

Е eee ee OP о алый

eT ee

`ии. «Дневник Долгорукова» не толь-
NO заполняет этот пробел в наших
заниях о Пушкине, но и вносит в
них целый ряд фактов прянципиаль-
тю значения, о которых раньше
Пушкинисты могли лишь догадывать-
д. ` :

П. И. Долгоруков се документальной
ючностью описывает свон встречи о
Лушкиным. Как живой встает co
‘таниц дневника образ поэта—пла-
унного певца свободы, непримиримо-

ю ненавистника крепостничества, са-

ходержавия и духовенства.
“ушкин прислан сюда, просто
пазать, жить под присмотром»,
писывает Долгоруков 11

невежественности, самодурстве’  кар-
ских сатрапов поэт © 060бой охотой
говорил и у себя дома, и в гостиной
Инзова, и в общественных  ме-
стах. И недаром атент Ш отделения
с беспокойством доносил начальству:
«Пушкин ругает правительство».

Издеваясь над дворянством, поэт
всячески подчеркивал свою любовь и
симпатии к трудовому народу, к кпе-
стьянству: «Прежде народы, — то-
ворил он, — восставали один против
другого, теперь король неаполитан-
ской воюет с народом, прусской вою-
ет с народом, гишпанской тоже; —
не трудно расчесть, чья сторона во-
зьмет верх».

С нескрываемым ужасом описывает
чиновник Долгоруков независимость
поэта в обращении с высшими по
ранту его людьми, ту твердость и не-
примиримость, с которой Пушкин от-
станвал свои убеждения «перед силь-
ными мира сего»,

Однажлы Пушкин вступил в ropa-
чий спор с посетившим Кишинев се-
натором Потоцким. После долгих пре-
реканий Потоцкий вынужден был
сдаться. Когда же поэта стали упре-
кать в нетактичном поведении», он
сказал: «Если бы Потоцкий мне не
уступил, я пал бы ему пощечину».

Пушкин высоко ценил личную не-
зависимость. Находясь под. арестом,

— 0H высказал Долгорукову, что пред-
января   почел бы быть затертым всю свою
1822 года. «Он перестал писать сти-
и, — НО ЭтТото мало. Ему надобно бы-
1 переделать себя и в отношении к

жизнь, чем заниматься делом, в. ко-
тором должен дать отчет».
Достаточно этих скудных цитат,

торожности, внушаемой настоящим   чтобы понять, какое большое. значе-
положением, а это усилие, встречая   ние имеет долгоруковский дневник. В
бепрестанной отпор со стороны его  нелалеком булущем читатели смогут
свойства, живого и пьмлкого, едва ли   подробнее ознакомиться в этим цен-

тогда ему, разве токмо по прошест-
зия молодости удастся. Вместо то-
№, чтобы придти в себя и восчувот-

ным документом: Гослитмузей выпус-
кает его к пушкинским ляям от-
дельным изданием. В. АНОВ

t

Типографии срывают юбилейные издания _

» «Литературная тазета» несколько
‚хесяцев назад указывала, что пере-
{= в снабжении Лентослитиздала
умагой  ставят под угрозу своевре-
ценный выход пушкинских изданий,
(ейчас положение с буматой улуч-
шилось. Но план выпуска юбилей-
ных пушкинских изданий вновь под
угрозой срыва. Выходу книг Пуш-
вина угрожает плохая работа пенин-
традских типографий, срывающих все
{фоки выполнения заказов Лентослит-
дата.

‚ Типография им. Соколова еще в
итабре должна была слать изда-
тельству 113 тысяч экземпляров из-
бранных стихотворений Пушкина. Но
ихаза типография не выполнила
даже в ноябре: издательству недода-
Ко 16.000 экземпляров. Типография
енингралокой правды» из 100 ты-
1ч экземпляров массовых изданий
ичннений Пушкина выполнила в но-
&ре лишь половину этого тиража.
9 же типография обязалась в де-
в20ре сдать 20 тысяч экземпляров
лкотомника Пушкина. Но, суля по
темпам работы в первой декаде де-
кабря, и это обязательство будет на-
рущено,

В рекорды безответственного от-
зощения к пушкинским изданиям
побила типотрафия «Печатный твор».

Семь иллюстрированных изданий
Пушкина, давно фитурировавших в

плане типографии, сняты в ноябре

M декабре вовсе © производства, ‘а
из 28 листов олнотомника Пушкина,
печатание которото должно было на-
чаться в ноябре, ни один лист до
сих пор не взят в машину!

Утрожающе велик в типографии
«Печатный двор» брак. Из 125-тысяч-
нсго тиража олнотомника Пушкина
18 тысяч экземпляров оказались бра-
ком, и типография их не сдала. Вы-
сокий процент брака «узаконен» и
по друтим изданиям. Из 50.000 одно-
томника Маяковского типография не-
додала «забракованных» ею 6 тысяч
экземпляров, из 50.000 однотомника
Мопассана — «забракованох 5.000
экземпляров. Есть основание подо-
зревать, что столь невероятное коли-
чество «бракованной продукцик» об`-
ясняется и просто расхищением co-
тен томов ценных изланий,.

Тревожное положение с юбилейны-
ми пушкинокими изланиями обязы-
зает организации, руководящие ле-
винградской полиграфией, принять
рептительные меры для обэспечения
их своевременного выпуска.

Б. РЕСТ
Ленинград. *

В.Ростовском педагогическом техникуме им. Ворситилова ортанизован Нушкинский кабинет. На снимке:
студенты педтехникума тт. Лосев, Шаповалов, Аляутдинов, Коренева, Ватнер и др. в Пушкинском кабинете,

ПУТЕШЕСТВИЕ В СЕЛО ГОРЮХИНО

Обитатели села’ Горюхина плохо oc-
ведомлены о хозяйстве своего лето-
писца и потому не берегут ею. И
не только они одни. Недавно пуш-
кинист Цявловский поместил в жур-
нале «Омена» нижеследующие стро-
ки: «Место создания величайших про-
изведений не только русской, но и
мировой литературы — Болдино —
заслуживает большего внимания, чем
ему оказывалось до сих пор.

Ha месте, где был дом, в котором
жил Пушкин, должен быть постав-
лен памятник».

Вслед ему в горьковской‘ газете от
$ июня другой «пушкинист», Бий-
ский, написал, что «Пушкинский дом
в Болдино установить невозможно».

Я вынужден обрадовать этих уче-
ных.

В описи 1848 года, составленной уп-
равляющим А. С. Пушкина и при-

‚ложенной к книге П. Щеголева «Пу-

шкин и мужики», упомянут:

«1. В болдине Господский Дом де-
ревянный с мезон. сосн. и дуб. лесу
длиною саж. шириною сажень на Ka-
менном фундаме, с каменным  подва-
лом тесом крыт, в нем 9 торниц в мз-
зснине_2 горн. 6 кресел 24. стульев
2 ломберных стола 2 стола столовых
4 бофы Е шкаф отаринный в низу
< выдвижными ящиками вверху пол-
ки раствор стеклянный 1 шкаф уголь-
ный стеклянный 1 шкаф в кладовой
с ящиками 1 комод. с 3-мя выдвижн.
ящиками, 2 зеркала в 3 четв. арши-
на, — Ценность Дому с вещами кне-
му принадлеж. 5000 рублей».

Дом отот не исчез и никуда ‘не пе-
реезжал. В нем жили сын поэта Але-
ксандр Александрович Пушкин и по-
следующие потомки, & сейчас поме-
щается школа.

Одноэтажный флитель, показывае-
MEI торюхинекими старожилами в

` качестве домика Пушкина, был, пови-

димому, вотчинной конторой. О нем
в описи Пеньковского сказано:

«8-е флигель на 7 саж. длины 8
‘саж. шир, в связи помещается 2 из-
бы людских межлу ими сени подвал
для оторол: овощей и ледник —= цен-
ность 150 рублей».

Невнимательность пушкиниетов к  си,

документам о Болдине не должнё вы-
зываль удивления.

Известный историк Щеголев напи-
‚вал целую книгу о Болдине — «Пуш-
кин и мужики», ни разу не побывав
В этом историческом селе. Это при-
вело его в ложному утверждению, что
Пушкин изобразил в «Летописи села
Горюхина» кистеневский быт.

Меж тем не все решается в каби-
зетах.

Упоминаемое в «Летописи Горюхи-
на» «Бесовское болото» называлось
официально Сальским. Это название
и прозвище неоднократно упомина-
ются в переписке Пушкина. Поля За-
харьинские, граничащие с запада с
Горюхиным, — это поля Казарнев-
ские, существующие до сих пор. Де-
ревни Дерпухово и Перкухово — это
Аникеево и Анастасово,

Таким образом география Горюхина
‚более подхолит к Болдину, чём к Ки-

точно мне перечислили всю Mé-
бель из этой комнаты, причем их пе-
речень по памяти точно совпал ©
описью.

Кроме упомянутых в описи Пень-
ковского предметов среди мебели,
хранившейся в мезонине, были желез-
ная ванна и чернильница. Сейчас из
этой мебели уцелели два стула. Один
из них находится в болдинском клу-
бе. На нем стоит маляр и белит по-
толок. Болдинокий райисполком не
решается обменять этот стул на 6бо-
лее новый и сохранить его для исто-
рии. Вообще местные власти по не-
понятной косности до’ сих пор отно-
сятея к пушкинскому хозяйству как
гв помещичьему. Чернильница xpa-
нится в райкоме. По стилю она от-
восится к пушкинскому времени, но
окончательно вопрос о принадлежно-
сти ее Пушкину должны решить спе-
циалисты. Если анализ подтвердит
презварительные предположения, то

отеневке. Воть и друшие приметы. В   Пушкинский всесоюзный музей обо-

Кистеневке нет поблизости клалбища,
© котором рассказывается в «Лето-
писи». Нет и церкви, которая имеется
з Болдине.

Эта, церковь была заложена в честь
рождения А. С. Пушкина, В ней он
произносил знаменитые проповеди о

холере в 1830 толу. Вы

° «Кабак и базар» издревле имелись
только в Болдине, а не в Кистеневке.

Упоминаемая в описи Пеньковского
мебель, которой несомненно пользо-
вался Пушкин, частично сохранилась,
но расхищена. Еще при сыне поэта,
Александре Александровиче, она бы-
ла сложена в одной из комнат ме-
зонина и хранилась там вплоть до
1919 тода. Служившие у последних
Пушкиных в. Болдине колхозники
И. Ф. Крючков, И. Киреев, садовник
Н. Куликов и бывший упразляющий
Рябов, не зная о существовании опий

татится редчайшей вещью, из кото-
рой написаны все произвеления зна-
менитой болдинской осени. Шкафы и
комод находятся в доме бывшем уп-
равляющего Рябова. Железной ван-
ной И. Ф. Крючков обил дверь своей
‘квартиры, после неоднократных по-

пыток передать ее через райисполком.

в Пушкинский музей, Вообще по Бол-
дину рассеяно много вещей, связан-
ных © Пушкиным. Так, например, у
колхозника Киреева имеется документ
о закладке церкви в день рождения
А. С. Пушкика, сундук из вотчинной
конторы, в котором дед его, контор-
щик Петр Алексанлрович Киреев,
хранил хозяйственные бумати пуш-
кинского имения и другие вещи. И
вообще давно пора Пушкинскому ко-
‚митету заняться болдинским имени-
ех Пушкина.

Н.П. ДМИТРИЕВ,

ИЗДАНИЕ БИОГРАФИИ ПУШКИНА В США

По полученным во Всесоюзном об-  фией А. С. Пушкина. Книга проф.

щеотве культурной связи © заграни-
цей сведениям, профессор  Гарварл-
свого университета в США Эрнест
Симмонс закончил работу над биогра-

Симмонса будет издана из-вом «Гар-
вард-Пресс» к столетию со дня смер-
TH поэта. Это — обширный трудов
600 страниц. (ТАСС).

ГЕРОИЧЕСКИИ РЕАЛИЗМ.

ТВОРЧЕСТВО БЕТХОВЕНА

Среди великих композиторов про-  го

ШоЮ высоко над всеми возвышается
\отучая, титаническая фигура Люд-
Bh gan Бетховена. Это подлинно на-
ный тений, композитор-демократ,
илчайший художник-революционер,
Тизивший в своем творчестве бур-
0 переломную эпоху.

[о богатству идей, по гриндиовно-
ик и универсализму его художест-
Узных образов, — ни один великий

р прошлого ве превзошел
&, Бетховен прежде Ecero  плебей,
1примиримый и страстный враг всех

Притеснителей народа, убежденный,
следовательный революционер-рес-
1Убликанец, страстный борец 34 oc-
бождение человечества.

‚ Музыка Бетховена — это борьба
Яльших страстей, революционных
летов, музыка борьбы и победы,
MOH и триумфа, музыка при-

‚ Вюдных стихий и удалых вародных

, Saamects, Движение через борьбу

ивоположных сил, заканчивающе-
Ка победой, триумфом одной из них,

— такова примерная схема бетховен-
0 музыки, Это движение и борьба
Потивоположных сил у Бетховена

MOTH, a покой относителен. По-
tot y нею всегда является лишь пе-
дышкой для того, чтобы ©, еще

тьшей, удесятеренной, стремитель-
10Й, силой броситься вперед.

Ветховенский тероический реализм
охлючительно ярко и сильно обна’
ет противоречия современной ему
\Иотвительности, бунтует и борется
Чотив 66 убожества. Являясь совре-
\иником Великой французской ре-
итоции, Бетховен выступает как
иличайший певец ее.

Ве творчество Бетховена прониза-
% идеей народной революции. Бетхо-
№1 — подлинно народный гений, вы-
Манвший в своем творчестве весь
Патизм эпохи — сложную гамму му-
тельной, кровавой борьбы и отолк-
\зений, победы и поражений, борь-
У, в которой слышно ликование ог-

ИЮмной народной массы.

<

„ Юабеннооть творческого метода
изовена, — принщиц диалевзическо-

ва подлинную

Д. Гачев
вития — ярче; всего в a
B и о (Durchfiihrung) ero

произведений. В разработках борьба
и столкновение противоположных сил
довелены до самых высших и самых
крайних пределов, в результате чего
создается огромное драматическое на-
пряжение, поднимаясь порой до ан-
тичной титанической мощи.

У Бетховена борьба всегда кончает-
ся победой, апофеозом. Но эти победы
и апофеоз в финалах бетховенских
произведений абсолютно ничего обще-
то не имеют с благополучной концов-
кой, эта победа завоевана в борьбе,
поэтому бетховенокий апофеоз под-
готовлен и является логическим вы-
водом всей его музыкальной драмы,

Выходец из народа, Бетховен как
никто чутко прислушивался к радо-
стям и печали народа, к его веселью
и пляскам, к его празднествам и ли-
кованию. Изучая народный мел
южнославянеких, венге! х и aB-
стрийских крестьян, Бетховен умел
отбирать замечательные, хуложествен-
ные образцы из великой сокровищни-
цы народного творчества. Так различ-

ные песни, мелодии, ритмы, интона-

ции, которые он слышал у народа,
впоследствии появляются творчески
преображенными в ем творчестве.
Примером‘ творческого перевоплоще-
ния народного ликования и праздче-
ства является финал Седьмой симфо-
нии. Здесь Бетховен воспроизвел сим-
фоническую картину стихийного, уда-
лого веселья, величественной массо-
вой народной пляски, радости и тор-
жества.

Бетховен, подобно Tete, пантеист,
Он страстно любил природу, наслаж-
дался ею, внимал ее движениям, рит-
му ео жизни, солнечным дням и бу-

рям.

Отдыхая среди природы, Бетховен
растворялся в ней. Но и здесь для
него характерно не пассивное BOC-
произведение явлений природы, а В
движениях и самых разнообразных
формах этого движения. Созерцая
природу, Бетховен видел и понимал
жизнь и оставил нам

такой замечательный памятник хуло-
жественного ее изображения, как Ше-
стая симфония. ap fe

В годы черной меттервиховской ре-
акции, подавившей и те незначитель-
ные слабые проблески буржуазного
свободолюбия, которые проявлялись
в Германии, Бетховен переживал глу-
бочайшую трагедию. Революционная
Франция раздавлена, и Европа. пре-
вратилась в феодальную тюрьму. Все
належды передовой и революционной
части немецкой интеллитенции на
светлое будущее, на обновление и
возрождение человечества погибли.
Над Европой опять повис феодально-

’ милитаристический гнет. Революци-

онная целеустремленность и. непри-
миримость Бетховена прерывается
торжествующей контрреволюцией при
Валтеглоо. Поражение Франции при
Валерлоо является олновременно по-
ражением самых прекрасных оптими-
стических и революционных устрем-
лений Бетховена. На протяжении не-
скольких лет он переживает тяжелый
идейный творческий кризис. Все его
творчество за эти годы показывает
некоторый отход от гражданских и
социально насыщенных мотивов. Но
все же Бетховен быстро находит вы-
ход из этого кризиса, выпрямляется
и в могучем идейном и творческом
порыве, на самом склоне своей жиз-
ни создает величайший памятник му-
зыкального искусства — грандиозный
гимн свободе и радости — Девятую
симфонию с хором на известную оду
Шиллера. . ‚

Образ подлинно народного тения,

революционного композитора-якобин-
ца создает в своих замечательных
трех книгах о Бетховене Ромэн Рол-
лан. Его книги о Бетховене, над ко-
торыми. он и до сего дня работает, яв-
ляются достойным литературно-худо-
жественным памятником творца Де-
вятой симфонии,

Именно эта симфония и была нс-
полнена на торжественном концерте
в Большом театре для делегатов УШ
Чрезвычайного С’езда Советов, утвер-
дившего оталинскую Конституцию. В
этом  знаменательном историческом
факте и г`казано, что единственным
наследником великой культуры: чело-
вечества ягляется победивший рабо-
чий класс. Подлинное торжество твор-
чества народного, революционного ге-
ния Бетховена впервые утверждается
в стране победившего социализма,

БЕТХОВЕН

Не только великий музыкант, но
и великий человек; не только гений
в области искусства, но и человек 9г-
ромной нравственной высоты; He
только герой, но и утешитель, не
только глубокий мыслитель, но и н6-
утомимый деятель; не только уеди-
ненный создалель высокого искусст-
ва, но и борец за революционные иде-
алы человечества. Гордый, пламен-
ный, страстный, и великодушный.
Таков Бетховен, таким он останется
в веках. Трагедия его личной жив-
ни всем известна. Судьба обрекла его
на полную глухоту в последний пе-
риод ето жизни. Трудно, невозмож-
но себе представить, что значит для
музыканта никогда не слышать \тюби-
мых звуков музыки.

«Гейлигенштетокое завещание», на-
писанное в минуту, когда, потрясен-
ный потерей слуха, он думал о само-
убийстве — и только вера в искусст-
во вернула его к жизни, — это, наряду
о историей дуэли и смерти Пушки-
на, один из самых страшных доку-
ментов человеческой трагедии. Но ве-
ликий мастер искусства умел быть
великим мастером своей судьбы. Из
одинонного Заключения, из тюрьмы,

Г. Нейгауз

на которую обрекла его тлухота, раз-
дались торжественные монологи: пес-
ни одиночества, обралценные ко все-
му миру.

При жизни почти никто не отве-
чал ему. Современники Бетховена
предпочитали Россини, не пред’являв-
шего к их интеллекту, чувству, нрав-
ктвенному и общественному сознанию
тажих неслыханный требований.

Ото с лишним лет минуло 607 дня
смерти Бетховена.

И вот начало нового музыкального
тода в нашей столице прошло под
знаком Бетховена. Государственный
оркестр Союза ОСР под управлением
Эриха Клейбера исполнил все 9 сим-
фоний Бетховена.

Не успело отзвучаль повторное ис-
полнение 9-й симфонии в Большом
зале Консерватории, как и в Малом
зале начался цикл бетховенских квар-
тетов В исполнении заслуженного
квартера им. Бетховена. В Доме уче-
ных состоялось концертное исполна-

ние оперы Бетховена «Фиделио» ои-
лами артистов Радиокомитета под
управлением Георга Себастьяна.

Исполнение Государственным орке-
стром СССР под управлением дири-
жера 9. Клейбера девяти симфоний
в короткий ерок (между 6 и 28 ок-
тября) было для Москвы крупней-
шим музыкальным событием.

Новый оркестр наш через некото-
рое время и при условии упорной
постоянной работы лабораторного ти-
па может стать одним из лучигих
оркестров мира. По талантливости
своей, по богатству заложенных в нем
возможностей, . обусловленных YypoOB-
нем отдельных его участников, ор-
кестр этот и сейчас замечательный.

И несомненно заслуженным явля-
ется награждение Комитетом по делам
искусства коллектива Государствен-
ного симфонического оркестра за
превосходное исполнение 9-й симфо-
нии Бетховена на концерте, орга-
низованном в Болыном театре для
делегатов Чрезвычайною VIII Beoeoo-

ето женой. Почти в каждом письме &

Poe

Конференция. Этот несколько тор-
жественный термин прочно вошел в
обиходный словарь советского челове-
Ka, широко пользующегося своим
правом свободы слова и собраний.

Люли в нашей стране с’езжаются
по разным поводам: чтобы сообща
разрешить важнейшие  государствен-
ные вопросы и чтобы выбрать место
для строительства южного детского
курорта; чтобы обсудить лучшие спо-
COOH выращивания картофеля за по-
лярным крутом и чтобы условиться
0 чествовании памяти великого наци-
онального писателя.

По хорошему почину  «Крестьян-
ской газеты» 10 декабря открылась
конференция делегатов пяти сел, в
которых жил А. С. Пушкин.

Делегалы «пушкинских сел» соби-
рались второй раз; первая встреча
земляков поэта произошла еще в фе-
врале этото ода. Тогла был разра-
ботан план подготовки сел к юбилей-
ным дням. Теперь суммировались
итоги. пред’юбилейного ода.

К открытию конференции успели
приехать делегаты только трех сел:
Михайловского, Тригорского «Кали-
нинская область) и Б: Боллина (Горь-
ковский край). Вадержались лелега-
ты сел Каменки (Киевская область) и
Яропольца (Московская область),

Собравшиеся на конференцию не
отделяют вопросов, связанных с под-
готовкой к пушкинским дням, OT
общих залач хозяйственного и куль-
TYPHOTO строительства в своих райо-
нах. Иначе и быть не может, Поло-
жение обязывает.

С чувством законной тордости pac-
сказывает делегат Пушкинских Гор
т. Пирожков о том, что пупкинцам
не стылно будет принять гостей в
юбилейные дни. Он говорил о стаха-
новском движении и о пушкинских
вечерах в колхозах, © вновь выст-
роенной гостинице для приезжающих
и о пятидесяти номерах районной га-
зеты, посвященных творчеству Пуш-
KuHa.

И наоборот, виноватые нотки зву-
чали в голосе т. Воронцова из села

Конференция земляков

Болдино, котда он говорил © неко*
торых неполадках в своем районе.

Пушкинскому комитету, да и горь-
ковским организациям следовало бы
внимательнее отнестись к культур-
ным нужлам этого большого, отдален-
ного от центра района. До сих пор
нет гостиницы в Болдине, нет кино,
нет обещанных Пушкинским коми-
тетом мемориальной доски и фоторе-
пролукций для «Домика Пушкина,»
мало книг.

Вообще и боллинцы и пушкинцы,
искушенные горьким опытом, стали
относиться к щедрым обещаниям на-
езжающих к ним по «пушкинским
‚делам» крайне критически. И в самом
деле: в Пушкинские Горы приезжали
операторы «Союзкинохроники»,  чт0-
то снимали, охотно пользовались ра-
душием хозяев района, тепло проша-
лись, обещали не забывать, Через не-
которое время стали поговаривать, что
где-то появился документальный
фильм о Михайловском и Тригорском.
А пушкинцы этого фильма и не ви-
дели.

И наконец, о пушкинской литерату-
ре: мало, нелопустимо мало посыла-
ЮТ её в ‹пушкинские села». В Пуш-
кинских Горах в этом году продано:
тысяча экземпляров  однотомников
Пушкина, две тысячи экземпляров
различных его произвелений и 125
шеститомников. Это. собственно гово-
ря, все, чем располагал район. Огром-
ное количество заявок осталось не-
удовлетворенным.

Болдинцы в этом году купили ху
дожественной литературы на 45 ты-
сяч рублей, из них пушкинских
книг — только на 8 тысячи’ рублей.
В прошлом голу 8десь было продано
художественных книг всего на 15 ты-
сяч рублей. .

— Спрос на произведения Пушки-
на огромный, — говорит лелегат Бол-
дина т. Воронцов, — но приходится
многим отказывать.

Это положение вещей необходимо
изменить. Котиз должен учитывать
повышенный спрос на ‘книги Пуш-
кина в «пушкинских селах».

А. ГОРИН.

„Ближайший повод
дуэли Пушкина

Одним из наиболее запутанных во-
просв в истории дуэли является во-
прос о том, почему Пушкин, 28 но-
ября отказавшийся как будто бы от
намерения мстить Геккерну, вдрут
неожиданно через два месяца послал
толландскому посланнику сеое страт-
ное, неслыханно оскорбительное пись-
мо.

Письмо не было адресовано непос-`

редственно Дантесу. Пушкин презирал
ето и только попутно отметил его ни-
зость. Пушкину было нужно иное —
уничтожение  клеветника, который
указал на царя как на любовника На-
тальи Николаевны. Поэт не мог вести
прямую борьбу © самодержцем, но он
мог в лице Геккерна уничтожить ос-
корбителя, который гаспространял
подлую сплетню.

Если это соображение отвечает дей-
ствительности, то надо искаль бли-
жайшего повола для написания Пуш-
киным письма к Геккерну, ‘послан-
ном им 26 января 1837 г. Такой по-
вод был. О нем свидетельствует любо-
пытнейший документ.

Этот документ знали пушкинисты,
знал, конечно, его и С. Е. Щеголев,
но никто не понял смысла документа
и не обратил внимания на его дату.
Процитирогав этот документ на 442-й
странице 3-го издания «Дуэль и
смерть *Пушкина», Щеголев не ставит
‘ето в непосредственнную связь с роко-
вым событием. А эта связь очевидна,
если прочесть документ внимательно.
Речь идет о той странице мемуаров
бар. М. А. Корфа, где имеется рассказ
самого Николая об ето последнем сви-
дании © Пушкиным.

Сообщение бар. М. А. Корфа очень
существенно. Мы не можем, разуме-
ется, придавать значение ето оценкам
личности Пушкина, в высшей степе-
ни пристрастным и злым, но нет ни-
каких оснований не верить самому
факту,  изложенному  мемуаристом.
Фактов бар. М. А. Корф не выдумы-
вал, и в данном случае у него не бы-
ло основания выдумывать этот рас-
сказ, тем более, что при разговоре ©
Николаем в апреле 1848 года присут-
стЕовали свидетели — гр. Орлов и
гр. Вронченко.

Итак, спустя одиннадцать лет после
смерти Пушкина Николай счел нуж-
ным сбобщить нечто о своих отноше-
ниях с поэтом. Николай, вероятно,
знал, что М. А. Корф пишет мемуары.
Во всяком случае он мог раесчиты-
вать, что его сообщение как-то будет
отмечено. Повидимому;, сознавая, что
его имя непременно будут связывать
так или иначе с убийством Пушкина,
Николай хотел представить свою роль
в этом деле в выгодном для себя ос-
вещении. Это ему не удалось. Истин-
ный смысл сообщения станотится яс-
ным в контексте событий. Вот что он
рассказал 0 своей последней встрече
с поэтом: «Под конец его жизни,
встречаясь очень часто с его женою,
которую я искренно любил и теперь
люблю как очень хорошую и добрую
женщину, я раз как-то разговорился с
нею о комеражах, которым ее красота
подвергает ее в обществе; я советовал
ей быть как можно осторожнее и 6е-
речь свою репутацию сколько для се-
бя самой, столько и для счастья мужа,
при известной его ревности. Она, вер-
но, рассказала об ‘этом мужу, потому
что, встретясь где-то со мною, он стал
меня благодарить за добрые соееты его
жене. Разве ты мог ожидать от меня
другого? — спросил я его. «Не
только мог, государь, но, признаюсь
откровенно, я и вас самих подозревал
в ухаживании за моею женой...» Три
дня спустя был его последний дуэль».

Чтобы выяснить настоящее содер-
жание этой замечательной беседы, на-
До принять во внимание, что вопрос:
Николая: «Разве ты мог ожидать от
меня другого?» — не имел бы ника-
кого смысла, если бы в «благодарности
за добрые советы» он действительно
не почувстеовал какого-то сомнения,
а, может быть, и откровенной иро-
нии со стороны Пушкина. Поэт не так
был наивен, чтобы не видеть, каж этот
коронованный ловелас ухаживает за

Наталье Николаевне Пушкин предо-
стерегает ее от этой опасной близости.
Пушкин, откровенно  сообщавигий
П. В. Нащовину, что царь, «как офи-
церишка», ездит под окнами у Нз-
тальи Николаевны и вечером пристает
к ней с вопросами, почему у нее вее-
тда шторы опушены в спальне, едва
ли мог поверить в бескорыстие этого
неожиданного моралиста. Благодарить
за «добрые советы» Пушкин мог толь-
ко иронически, и поэтому Николай,
Таздраженный сарказмом поэта, и за-
лал свой будто бы недоуменный воп-
рос; «Разве ты мот ожидать от меня.
другого?»

Реплика Пушкина подтверждает на-‹
my дотадку: «Не только мог, госу-
дарь, но признаюсь откровенно, я и
вас самих подозревал в ухаживания
за моею женою...»

Чт0 это значит — «подозревал»? А
теперь? Что могло изменить взгляд
Пушкина на отношения Николая и
Натальи Николаевны? Странно было
бы предположить, что Пушкин вдруг
поверил в добродетель Николая, кото-
рый не довольствовался своею женою
и постоянной любовницей Нелидовой,
но искал приключений на маскарадах
‚и завел себе целый гарем из театраль-
ных воспитанниц. 0б этом сам Пуш-
кин упоминает в одном из писем к
жене. Нет, Пушкин прекрасно знал,
какова была истинная цель мораль-
ных советов самодержавного жандар-
ма. Самое гмешательство Николая в
семейные‘ дела поэта вызывало В
Пушкине припадки ужасного гнева.
Достаточно припомнить его яростные
вопли, когда он убедился, что Нико-
лай читал ero  перлюстрированные
‚письма к жене. Совершенно очевидно,
что Пушкин думал вовсе не о том, что
было, а о том, что есть. Если Пуш-
кин 23 ноября, благодаря тому, что
Бенкендорф был свидетелем его бесе-
ды с Николаем, не решился бросить
ему в лицо свое грозное обвинение, те
теперь поэт решился на это, так ках
разговор происходил, покидимому, на-
едине, с глазу на глаз.

То, что этот разговор был не слу*
чайным и не безразличным, доказы-
вается его датировкой. Этот разговор
был очень памятен Николаю, и он не
мог переврать даты. «Три дня спустя
был его последний дуэль», — запи*
сывает точно бар. Корф со слов самого
Николая. Значит, этот разговор проис-
ходил 25 января, а 26 января Гуш-
кин послал свое знаменитое письмо
Геккерну. *

Николай умолчал о том, как он
ответил на слова Пушкина о его по-
дозрениях. Очевидно только, что этот
отЕет не удовлетворил Пушкина. Оче-
видно, что поэт счел себя свободным
от каких бы то ни было обязательств
по отношению к помазанному разврат-
нику. Вот почему он послал письмо
к Геккегну, несмотря на данное 23
ноября слово ничего не предприни-
мать без ведома Николая. И автор
письма и его алресат прекрасно знали,
в чем дело. Пушкин мстил за подлый
намек на связь Наталын Николаевны
с Николаем, но он не мот прямо это
высказать, так же, как он не мот выз-
вать на поедннок «венчанного солда-
та». Презрительные упоминания 0
Дантесе только олин из приемов пуш-
кинокого эпистолярного шедеера.

\

Прежняя версия o Дантесе как
главном сопернике Пушкина справед-
ливо отвергнута. Когда эта старая
версия была в силе, Щеголев мот 06’
ACHAT решение Пушкина послать
письмо Геккерну фактом свидания
Натальи Николаевны с Дантесом в
квартире Полетики, но в свете нового
понимания Ммотивое поединка это об’-
яснение утратило свой смысл. До сих
пор, однако, никто не мог об’яснить,
почему Пушкин два месяца не посы-
лал своего грозного письма и вдруг
26 января без всякого нового пово- `
да отправил его Геккерну. Теперь
этот факт об’ясняется с достаточной
убедительностью истолкованием пос-
лелнего свидания Николая с поэтем.
До сих пор никто не раз’яснял смыс-
ла их беседы и никто не обращал вни.
мания на важность даты, самим Нико-
лаем отмеченной.

Г. ЧУЛНОВ.