Есть народность и «народность».

ъ подлинная органическая связь

писателя с народным искусством, и

есть подделки под народное творче-

CTBO, 38 которыми кроется полное

пренебрежение к духовным  ценно-

стям, созданным трудовым человече-
ством. .

Сторонники подлинной народности
всегда верили в духовную мощь на-
рода, создавшего непревзойденные по
своей глубине и силе сказки, леген-
ды, мифы. Илдеолоти лженародности
никогда не ценили народной культу-
ры, высшим выражением которой
был епое. Е

Существует «научная теория», ко-
торая стремится низвести роль на-
рода в области словесного искусства
х простому воспроизведению форм,
уже освоенных и разработанных гос-
подствовавшими тогда классами. Этой
теории издавна противостояла. эсте-
тическая концепция Горького.

Много нитей протянуто от критя-
ческих статей Горького 1905—16 тг.
Е ето статьям последних лет. Целый
ряд положений, вылвинутых Горь-
ким-критнком в наше время, пере-
хликается с ето дореволюционныйи
работами. Еще тогда, опираясь на
выводы лингвистики, Горький бегло
указывал, что основной материал ли-
терзтуры и «главный деятель’ эпо»-
XH — язык» развивался в процессах
труда. Он создавался народом, он —
плод коллективного творчества,,.. Бо-
лее подробно Горький” останаьливает-
ся на этом вопросе’в статье

Библиотека части готовится к боль-
шому вечеру, посвященному творче-
ству Алексея Максимовича. В под-
разделениях состоялась уже не одна
беседа 0 творчестве великого пи-
сателя. Активом читателей Оиблиоте-

ки собраны тазетные ий журнальные

вырезки, охтатывающие материал,
появляющийся © Горьком в печати.
На книжных полках библиотеки сей-
чае трудно найти сочинения Горько-
г или кнпти о нем. Не успеют эти
книги появиться, как красноармейцы
и командиры расхватызвают ‘их.

Еще летом в лагерях части была
устроена большая выставка, посвя-
щенная Горькому.

Большую роль в пропаганде твор-
чества Горького играет многотиражка.
Отмечая полутодие со дня смерти ве-
ликого писателя, редакция поместила
большое количество статей и заме-
ток, посвященных его памяти.

На вечере памяти Горького, кото-
рый будет устроен в части, с докла-
дами о ето творчестве выступят сами
красноармейцы и командиры. Tax,
красноармеец М. Слободекий сделает
доклад о романе «Жизнь Клима Сам-
тина». а лейтенант Л. ПШиейнер рас-
скажет участникам вечера о’ замезя-
тельной жизни и работе великого ти-
сателя.

*

Интенсивную работу по продЕеиже-
нию книг Горького в читательские
массы ведет библиотека Центрального
дома Красной армии. Библиотекой
выпущен специальный библиографн-
ческий справочник, & сейчас сотруд-
ники ее полтотовляют очень интерес-
ный альбом, посвященный писателю.
Эначительная часть его отведена теме
«Горький - драматург». Будет дана
история постановок пьесы «На дие»,
фототрафии артистов — участников
первых постановок ‘этой пьесы, вы-
держки.из газет того времени, &. так-
же материалы о запрещении царской
цензурой отдельных спектаклей. Сле-
циальные отделы: «Высказывания Ле-
нина.и Сталина о Горьком», «Значе-
вие Горькогосв русской и мировой

Романы Горького

(«ФОМА ГОРДЕЕВ», «ТРОЕ») ^

В «Фоме Гордееве» есть такой эпи-

. вод.
Когда Фома привез на пароход свою
любовницу Пелатею; он подозвал. ево-
ето ‘капитана Ефима и прелунредил
его: «Ты, Ефим, и себе заруби на но-
су, и всем тут скажи: ежели да я
услышу про нее какое-нибудь похаб+
ное слово — поленом по банке! А
котда Ефим попробовал что-то, такое
возразить насчет «таких 080» ит. п.,
Фома свирепо заревел на него ,гроз-
ным хозяйским голосом: «Молчать»

«Лнко сверкнувшие глаза Фомы, его
искаженное лицо внушили капитану
благую мысль уйти от хозяина; и он
быстро ушел.

Он был зол на Фому и считал себя
напрасно обиженным; HO B TO же
время он ‘чувствовал над собой твер-
дую настоящую хозяйскую руку. Ему,
тодами привыкшему к подчинению,
нравилась проявленная над. ним
впасть, и, войдя в каюту  старика-
яоцмана, он уже с оттенком удоволь-
ствия в голосе рассказал ему сцену с
хозянном». :

Этот маленький эпизод, как и каж-
дая настоящая художественная де-
таль, полон ‘глубокого жизненного
смысла. Десятки и сотни лет угнете-
ния наряду ‘с ростом осознанной клас-
совой ненависти вырабатывали вместе
с тем ин привычку к подчинению,  1о-
корности, слепому послушанию. Они
создали те черты рабокой психологии,
которые, в свою очередь помогая’ хо-
зяевам господствовать, мешали труля-
щимся или сильно ‘затрулняли ‘борь+

“Oy народа за свое освобождение OT

этого господства. Годы рабства a yr

нетения созлали даже какое-то фети-

М. Серебрянский _

Гордеевокий капитан Ефим тоже
во многом характеризуется слепой.
покорностью хозяину и исполнитель-
ностью, Сначала’ обидевигись, он 3а-
тем даже с удовольствием рассказы-
вает лоцману о том, как решительно

`и круто проявилась. хозяйская воля

Фомы. И несколько позже, когда, льян-
ство, кутежи и тоскливые разговоры
молодото Гордеёва начали отрицатель-
HO сказываться на торговых делах,
Ефим жалуется Маякину, опекуну пад
‘гордеевеким” имуществом: }

«Я. хочу уйти, Яков Тарасович!
Мне без хозяина — несвычно, не могу
я без хозяина жить...»

Такая косвая ‘пеихололия подчине-

ных людей могла выработаться в с0з-
нании ‘трудового человека только в

результате длительного векового уг-

нетёения, кабалы, рабства.

‚.Илиовзять, например, отношение к
труду. Это отношение с классической
ясностью Ютражено в извечных по-
словицах и потоворках о том, что ра-
бота — не волк, в лес не убежит, что
‚работа дураков любит, и в некоторых
других‘ печальных обобщениях. Пого-
ворки эти родились, естественно, в
определенных ‚социальных условиях,
в них по-своему нарол откликнулся
на отрицательные стороны труда, ко-
торый сам по себе мог бы быть пол-
ноценным и радостным. но в прошлом
неизбежно был горькой обязанностью
подневольных `люлей, ‘проклятиеём,
которое таскали на своем горбу \е-

сятки ‘поколений трудового нарола.
В повести Фома стыдится своего

шШистское отнонтение подчиненных к

желания поработать, ибо он почув-
ствовал; Что искренности этбто жзла-
‘Hita HmETO не поверит. Да и на самом
деле: зачем хозямну работать? Неу-
жели в какой-нибудь работе. можно
‘почерпнуть радость;  удовольетвие,

проявлениям барской воли. Крепоет-
ной Савельич мололого барина Грине-
ва из «Капитанской дочки» Нушкина,
или Захар помещика Обломова ив.

романа Гончарова-—они и в мыслях не,

держали, чтобы «барское. дите» №о7ло

хоть пальцем пошевелить для -удов-
летворения своих нужд и позаботить-
ся о себе самом. Барская, хозяйская

воля была законом, и закон этот зача-
  стую ‘выполнялся безропотно и
с ралостью.

bi з Отрывок из книги о М, Горьком.

mame

наслаждение? Из толпы; собравшей-
ся ‚перед Фомой, выходит крестьянин
и’ говорит ему:

«— А ежели нам и Волгу досуха
‚выпить, да еще вот этой горой з3-
‚кусить — И это забудется, ваше
стененство. Все забудется, — жизнь
то длинна... Таких делов, чтоб высо-
хо торчали, не нам делать...»

Можно не сомневаться, — & иное
предположение было бы просто комич-
но, — что мужик, высказавитий эту
мысль о бессмыслице «человеческих

‚ делов», не’ был, конечно, знаком ни

с олним философским ученнем пес-
симизма и скептицизма. Высказал он
лишь т0, чю сложилась у нею и у
многих таких жё трудовых людей, —
общее для многих представление 0
бесцельности труда, о том, что как ни
делай и чтоони делай, — все это ис-
чезнет, забудется, рассыплетея в
прах, и никакого следа в жизни не
оставит. Он отрицает ‘не только ‘в08-
можность труда как творчества, он
отрицает и самую возможность’ тво-
рить руками трудового: человека. И
в «Фоме Гордееве» и в других произ-
ведениях Горький замечательно глу-
боко. выразил это `пессимистическое
и анархическое отношение к труду,
рожденное тяжелыми рабокими усло-
виями пронлой жизни.

‚ Фома Гордеев начал бунтовать по-
тому, что он понял умом и сердцем,
как уродует и калечит человека и
лучшие побужления ‹ человеческой
души капиталистичебкий строй, част-
ная‘ собственность, утнетение одного
человека другим. Фома понял, что
деньги, золото являются’ одним из
тлавнейлиих источников всех зол и
несчастий, обрушивнгихея на чело-
веческий por.  Любовь, честь, совесть,
талант, дружба, искренность — Bee
становится предметом. купли и про-
дажи; счастья и наслаждений боль-
ше У того, у’ кого денег много. Дой-
дя до этой мысли о безжалостной и
несправедливой власти золотого тель-
‘ца, Фома возмутился ‘и восстал про-
тив 6©в06то класса, против жизни,
устроенной богачами, против  страце
ного’ ада, организованного ими на зе-
мле. .

Художественная значительность
произведений Горького «Фома Горде-
ев» и других в том-то и Заключается,
что в них блестяще разоблачена He-
нормальность этой «нормальной» жи-
зни, губительные начала которой на-
чннают. осознаваль даже выходцы из
богатых классов, такие предетавите-
ли купеческой буржуазии, как Фо-
ма Гордеев или купец Бакаллин,

Но власть’ капитализма держится,
Kak известно, не только при помощи

форсе, — спросил наконец Вернер, —
что нового? Кого видел, что говорят?

— Кого видел? — И Конрад за-
смеялся. — Утром видел Сирола, еха-
ли вместе в трамвае, У него в руках
все листочки, а на них выписаны
русские слова. В трамвае, за обедом,
чуть только у него выдастся` свобод-
ная минутка, он зубрит’ русские сло-
ва.

— А я немного понимаю но-
русски, — © гордостью сказал Вер-
нер, —: Чертовски трудный язык.

— Это он’свое обещание Максиму

° Встр

a „Геннадий Фиш

— Ну в что пелается в Тельсинг-   увидеть то, чето никогла до этого он

А. М. Горький ва 1 Всесоюзном с’езде советских писателей.

и Горький

литературе» и др. дадут возможность
командному составу нашей Красной
армии глубоко изучить творчество ве-
ликого пролетарского гуманиста.

Казалось бы, что с особенной лю-
бовью и вниманием к творчеству Горь-

‘кото должны относиться библнотеки,

носящие ето имя. На деле этого не
Еидно. Центральная рабочая читаль-
ня имени М, Горького всю свою рабо-
ту по пропаганде’ ето пронаведений и

приближению их к читателю ограни- 0 край, многоозерный pat i
>. › .

чила подборкой тазетных вырезок, ко-
торые «скомпанованы» в аляповатом
и неряшливом альбоме. Развернутая

было в читальне фотовыставка давно   И нищета твоя светла

снята со станда, и сейчас ничто здесь’
не напоминает о Горьком, Нет даже

Горыкому хочет выполнить, 0, он че-
ловек слова!

В тот 1906 тод семья их жила 8
Гельеингфорсе. И вот в один из м0-
розных февральских дней разнесся
слух, что в город кто-то приехал и
сегодня выступит в здании Вольного
пожарного общества. Фамилии пря-
ехавшего Вернер сразу не разобрал,

— И весь сбор — в пользу Врас-
ной твардии, себе ни ломаного пен-
HH, — с восхищением сказала мать
соседке.

Был ФЗоскресный день, и маль с
отцом решили пойти протулаться
всей семьей с большими н малыми
детьми по воскресным улицам Гель-

сингфорса. Такое развлечение вына-

дало на лолю детей не часто и слу-
жило у них как бы мерой измерения
времени.

— Это тогла, когда папа с нами
тулял, ни смеялся и пришел. домой
трезвый.

Но этот день остался в памяти по
совсем друтим причинам.

Около взсокото. каменного дома’ с0-
бралось ‚ очень много народу. Все
были в крутлых шапочках с техными

‘окольншиками, белыми верхами, с бле-

стящими козырьками.

— Это все студенты, многие из
них станут потом докторами или па-
сторами, — < уважением сказала
мать..

— Или судьями н ленсманами, —
добавил без всякого уважения отец.

Вдруг в толпе запели.

Наш край, нали край, наш край

родной

Где песням нет числа,

„От бурь оплот, надежды рай,

’Нали старый край, наш вечный край,

Смелей, не хмурь чела!
0, эта горькая песня — о нескон-

обычных плакатов и таблиц, иллюст-   ч;
2 чаемой любви к родному краю! По-
фирующих творческий путь писателя,   том запели друтую:

Кружког, лекций, бесед с читателями
не было, да и не ожидается. в бли-
жайшем будущем. Это тем более не-
допустимо, что читальня является
центральной в Москве и обслуживает
весь профсоюзный актив пролетар-
ской столицы.

Развернувшая большую и ‘интерес-
ную работу по подготовке к пушкин-
ским дням научная библиотека имени
Тотького при Московском универеи-
тете совершенно не отметила прошед-
шее полугодие co дня смерти вели-
кого писателя. Здесь дю сих пор не
проведено ни одного мероприятия,
связанного с памятью о Горьком.

Марсельезу.

И ее знал уже тогда Вернер. Е

А в это время к зданию отеля
подкатили сани.

Горлый извозчик восседал на коз-
лах, сдерживая рысака.

Из парадной вышли три человека.
Они подошли к саням.

Высокий, слегка сутулый человек
приподнял медвежью полость и про-
пустил вперел даму в шляпке. Затем
в сани сел еще другой человек, он
держал в руках болышой плоский
футляр: %

— Это наверно русский поп, —
смотри, какие у нето ллинные воло-
сы, — наставительно сказала мать

Очень плохо поставлено дело в рай-  `СЫновьям, а отец приполнял на ру-

онной библиотеке им. Горького, кото-
рая помещается на Большюй Комму-
нистической улице. Вся работа све-
дена к механической выдаче и ‘при-
емке книг. Между тем, как указала

ках дочку, чтобы она тоже видела,
как садится в сани этот. высокий су-
тулый человек, под окнами которого
сейчас пели студенты.

Вернер уже взобрался на фонать.

нам сотрудница библиотеки т. В. М.   чтобы было виднее; пришлось при
Горелова, есть все возможности для   этом стянуть за ноги другого маль-

развертывания большюй работы © чи-
тателем.

Такоты факты. Мы считаем,
ряд библиотек относится ¢ недопу-
стимым равнодушием в памяти ве-
ликого писателя,

Опыт лучших библиотек, в частно-

чишку. И он увидел, как’ шпалерами,
вдоль всей длинной улицы, по обеим
сторонам мостовой у тротуаров вы-

что   строились красногвардейцы!. И не

было ‘видно конца этим живым пгид-
лерам.
И еще Вернеру в тот вечер довелось

сти библиотеки олной из частей Мос- Г

ковкой пролетарской стрелковой ди-
визни, следует перенести в отстающие
организации, добившись во что
то ни стало коренного перелома

работе.
С. ШИФ.
А. ЛИХТЕР.

`физическото насилия над народными
массами. Сильнейшей опорой буржу-
азной власти является также идейное,
духовное закабаление народа. Идея

тооподствующего клзеса становятся
тосподствующими. илеями всего 00°
тества при содействии самых разно-
образных факторов. }

Искусство, литература, печать во-
обще, тезтр, кино, газеты, релития—
все мобилизуется для того, чтобы
ослабить сопротивление пролетариев,
сопротивление народа атому  жесто-
кому и страшному обману. Упорно
и настойчиво, тысячами хитроумных
путей и средств внедряют тоспод-
ствующие классы в сознание народа
различные иллюзни и предрассудки,
направленные на усиление основ
«нормального», т. е. капиталистиче-
ского, собственнического строя.

О том, с каким трудом преодолева-
ются эти предрассудки народом, пи-
сали Ленин и Сталин. Лучшие про-
изведения советской литературы, та-
лантливо отразили всемирно-исфори-
ческий процесс великой перенлавки
людей, тот процесс, одной из сторон
которого является уничтожение MHO-
тих  собственнических навыков И
предрассулков. Ho эта’ переплавка
возможна только в итоге победившей
Пролетарской революции.

Горький же писал о том времени
и в то время, когла эти буржуазные
иллюзии и предрассудки всячески
укреплялись в интересах господетву-
ющих классов. Олной из таких нам-
более распростракенных иллюзий бы-
да вера в то, что счастье человеческое

‘заключается в ботатетве, в деньгах,

частной собственности. ‘ложное
убеждение это, как известно, полдер-
живалось в народе всячески, всеми
силами и способами, и классическая
литература — русская и мировая —
хорошо отразила эту страсть к лич
ному оботащецию как елинственный
путь человека к счастью и довольству.

Ora весьма распространенная в
капиталистическом  обществе иллюзия
о ботатстве как единственном пути
® счастью, преклонение перед част-
ной собетвенностью и властью денег
были причиной многих тратедий, в
которых с особенной силой ‘обнажа-
лись законы и отношения буржуаз-

бы   люции
в их   <Вотреча» происходит в 1906

* Отрывок. из романа Геннадия
Фиша о Финляндской рабочей рево-
1918 года, Действие отрывка
году, в
февраае. 5

1 В Финляндии Красная гвардия

с большой и оригинальной идеей —
ее тлавный терой, Илья Лунев, нро-
дедывает обратный‘ путь: в личном
обогащении он ищет счастливой и
спокойной жизни и гибнет на этом
т.

В «Фоме Гордееве» ее главный ге-
рой, восставигий против иллюзии и
лжи. буржуазного общества, сам выхо-
дец из буржуазной среды. В повести
«Трое» Илья Лунев — человек из
трудовой среды, ето мечты и иллю-
aun о богатой жизни имеют еще более
широкий и, общезначимый смысл.
Разоблачая эти иллюзии, Горький нпо-
мотает трудовому человеку на опыте
Ильн Лунева повять содержание его
заблуждений и притти к противопо-
ложным, революционным выводам. В
резкой ни правливой критике собствен-
нических предрассудков и тем са-
мым, в еще более убелительном, разо-
блачении катитализма в глазах мия-
лионов трудовых людей — вот в чем
поэтическая оригннальноеть и основ-
ная художественная идея повести
«Трое». ^

Она была плохо понята и совершен-
о недооценена критикой, в чем мож-
но убедиться из той критической ли-
тературы, которая посвящена велико-
му пролетарекому писателю.

р п

В повести онисана сульба трех ге-
роев; трех друзей детства: Якова Фи-
лимонова — сына буфетчика. Павла
Грачева — сына куэнеца и Ильи Лу-
нева — сына крестьянина, вместе, с
дядей переехавшего из деревни в го-
род. В ‘nosectH отражены и автоби-
отрафические моменты. Работа Ильи
Лунева вместе с дедупекой Еремеем,
человеком большого и доброго серд-
ца. собиравпим по дворам, по мусор-
ным кучам всякую ветошь и отбуо-
сы, — это страницы из биографии
великого художника, которого нужда
вынудила заняться в детские голы,
срелн. многих друтих занятий, и ре-
меблом тряпизника. \

Детство и юность друзей проходят
в одном H TOM же доме, густо засе-
ленном гролокой беднотой, ^ ремес-
денниками: несчастными и полуголод-
ными людьми, у которых в жизни
нет никаких радостей, нет лаже на-
дежлы на улачу, нет; словом, ниче-

талось кричат ура тогда, когла ура

была ортанизована B конце 1905 года, поэт Петров-Окиталец.

ного строя, с ео инливилуалиамом. и
ae о nie На у TO. что бы скрашивало это темное и
ост 6 т у беспросветное существование. Перед
В повести «Фома Гордеев» ве глав-  глазами детей развертываются еже-

ный терой понял лживость и иллю-
‘зорность надежды на то, что счастье
—в борьбе человека аа личное обога-
щение’ и частную собственность.

В. повести ‘«Трое» — произведении

дневно один и те же мрачные карти-
ны страшного нищенекото быта, кар-
тины, полные людеких  страланий,
слез, горя, побоев, оскорблений, обид
и систематических издевательств: над

ча

не видел и не увидел после.

Как только. эта дама. и двое муж-
чин сели в сани, откуда ни возьмись
человек пятьдесят рабочих оттеснили
студентов, стоявших. большой толпой
около саней, и, полбежав к, отлобдям,
сталн выпрятать лошаль.

— Мама, мама, что они делают? —
спросила сестренка.

Но мать сама за спинами не ви-
дела того, что делается у саней.

Извозчик точно так же недоуме-
вал, — и замахнулся было кнутом
на окруживших ето людей... А они
быетро выпрягли лошадь и отвели
в сторону. Извозчик соскочил © ко-
зел и пошел за нею...

Сани, подталкниваемые сзади людь-
мн, быстро пошли вперед. Люди
окружили сани с боков, ухватились
за оглобли и влекли-сани вперел по
улице; }

И тогла высокий сутулый человек,
брнтый, с подстриженными усами
(это вее Вернер запомнил), встал на
санях пн, сняв шапку, помахал ею.
И сейчас же вся улица зазвенела
тромкими криками.

.—Урра!

— Урра! — кричали те, которые
везли сани.

— Yppa! — кричали красногвар-

дейцы в шпалерах. И крик их под-
хватывали люди, столинвшиеся на
тротуарах. be

И Вернера поразило, почему не
кричит этот дядя с блестящими но-
лосками на плечах и саблей... Он не
знал тогла, что жандармам не пола-

кричат краснотвардейцы.

И вдруг с острой завистью Вернер
узнал срелн других людей, которые
везли сани, и своего брата;

— Как это ему удалось прескочить
через шпалеры... — И Вернер полез’
вниз с фонаря, чтобы тоже пробнть-
ся K саням за братом. Но тут его
поймала за руку мать:

— Нехватало, чтобы и ты в толпе
потерялся, — сказала она, и его за-
тея провалилась.

А вперели все еще кричали урра!
— и эти крики тулко отдавались в
улицах, и перехолили отгулами-в пе-
реулкии снова возвращались оттуда
эхом. ;

Оя хотел быть © братом, и только
под вечер, играя в снежки с дворо-”
выми мальчиками и ловко. попав од-
ному в нос, он немного утешился.

Брат пришел уже позлней ночью,
и никто, к удивлению Вернера, не
рутал ето, а все расспрапгивали, как
и что было. А он держался уже со-
всем как взрослый и рассказывал.

— Он весе читал что-то по-русски.
Потом сказал по-русски. Но разве
разберешь — что. :

— Но были ведь переводчики,

— Да он сказал, что он только
простой солдат. И все встали, били
3. ладоши, топали, кричали браво.
Правда.

Ну, Вернер этому уже не поверил.
Что такое солдат — он отлично
знал... ;

/— А потом, — продолжал свой pac-
сказ Конрад, — было так тесно, и
всем нехватило мест... Я стоял на
сцене сбоку, а Сирола приветствовал
от всех нас и сказал: «Дорогой Мак-
сим Горький, когда вы в слелующий
раз приедете к нам, я надеюсь, что
сумею уже приветствовать ваз`на рус-
-ском языке... 3

— Ну, а русский поп что делал?

— А! Читал стихи и играл сам
себе на большом кантеле и пел рус-
ские песни.

Этому никто из собравикихся со-
седей не хотел поверить, хотя Конрал
давал честное слово, что говорит
правду *.. Вернер тогда He дослу-
шал. разренения спора, заснул на
стуле, а проснувшиеь утром в посте-
ли рядом с братом, никак не мог
вспомнить, как он там очутился.

— Так вот, Сирола — человек сло-
ва, — продолжал свой рассказ Кон-
рад, отхлебывая портвейн из стака-
на. — Ия его видел сеголнд утром,.,
он все горит и все с листками.

> Конрад товорил правду. Это был

человеком. Кулачное право свирепст-
вует во-всю. Старшие бьют младших,
мужья — жен, отцы жестоко избива-
ют детей. «Иногда били и просто так,
от скуки, из желания пошутить с
детьми». Бьют крепко, иногда до
смерти.

Пьяный сапожник Перфиша, наб-
людая дружную жизнь детей, ‘уже
усневигих в ранние годы наемотреть-
ся всяческих мерзостей, говорит чм:
«А я вот вырос, сорок шестой год
мне, а вспомнить нечем. Ни искры!
Совсем нечего вспомнить. Вроде как
бы слен и глух был я в ваши годы.
Только и помню, что во рту у меня

‘всегда зубы щелкали с. толоду да хо-

лоду, на; роже синяки` росли, я уж
как у меня кости, уши, волосы целы
остались, этого яоне могу понять. Не
били меня, малого, только печкой, а
об печку — сколько угодно

В такой обстановке растут дети го-
ролекой ремесленнической  бёлноты,
растет и герой повести Илья Лунев.
«Золотое летство» — это может быть
великоленной иллюстрацией для про-
тивопоставления ее классическим
онисаниям помещичьего детства в
русской литературе XIX века, для
понимания характеров, формировав-
шихся в той и другой среде.

От этой страшной жизни, плохо
осозназаемой  привыкшими к ней
детьми, онн спасались в мир чудес-
нсго, в фантастический мир лубочной
\титературы, «rae огромные злые чх-
довища погибали под могучимн уда-
рами храбрых рыцарей, где все было
величественно, красиво и чудесно, и
не было ничего похожего на эту се-
рую, скучную жизнь. Не было пьяных
маленьких людей, одетых в лохмотья,
вместо полутнилых деревянных домов
стояли дворцы, сверкая золотом, ве-
приступные замки из железа воевы-
шались до небес».

По разным путям разошлись впос-.

ледствни интересы и стремления дру-
зей. Систематически избиваемый от-
пом, сын буфетчика Филимонова Яков
все больше и больше углубляется в
релитиозные искания и, стоя за бу-
фетным прилавком, в конце кон-
цов гибнет ог жестоких отцовских
кулаков. Павел Грачев ухолит в ра-
бочие, сначала он работает в тино-
графини, затем слесарем, — единствен-
ный из друзей, вошедший в’ ряды
класса, которому суждено было пере-
устроить мир. И ‘наконец Илья Лунев,
который пустился в торговлю и ay-
мал ‘на этом пути обрести счастливую
п спокойную жизнь для себя, в от-
далении от других людей:

Максим Горький
и Франция

Когда в июне этого тода в Париие
и во Франции узнали, что умер Мак,
сим Горький, печаль и скорбь охва.
тили всёх. Немното французских пи.
сателёй знаю я. которых так г0рет-
но, так искренно оплакивало, таков
множество людей,

Ибо во Франции, как и в Совет
ском. Союзе; Горького читали не толь.
ко люди, обладающие вполне доста“

точным досугом для чтения. Если ин}

теллигенты спилели ему венок, вы
каждом цветке которого красовалась
полпись кого-либо из самых прослав-
ленных представителей французской
мысли, то не менее искренни, не ме-
нее заслуженны были почести, ока»
занные ему французскими рабозима.

И своим простым языком француз.
ские рабочнё говорили умершему
Горькому то, что Горький живой на».
писал однажлы Ромэн Ротлану: «В
честные люди на земле любят “Вась.

Возможно, что’ народные массы ве
Франции не читали «Клима Самти
на», Но они узнавали себя в «Дет»
стве» и в других книгах Горького, Ho
кино, театр, так же Kak KEQTH, по:
знакомилн их с «Матерью» и с «На
дне». Популярность Горького — иио-
странного писалеля — среди рабочих
Франция, популярность,  пожззуй,
впервые встречающаяся в истори,
придавала его личности необычайное
обаяние.

Эта любовь франнузов к Горькому
об’ясняется, по моему мнению, той
любовью к Франции,   которою Tops-
кий сам был проникнут в теченяе
всей свовй жизни.

Глубоко человечной и непосрелет-
венной была триверженность Горь-
кого к французской культуре. Он вос.
хвалял Вольтера, «всю жизнь, как
титан, боровшегося се понглостью», я
Виктора Гюго — трибуна и поэта. В
1922 т. он писал Ромэн Роллану;
«Если зы хотите знать мой идеал
как писателя, то он очень смелый;
очень  нескромный: ° писать, Ka
Флобер. Вот ках».

А одному молодому писателю, обра.
тившемуся в том же году к нему 23%
советом, он заявил: «Нужно читать и
перечитывать страницу за страницей
мадам Бовари, чтобы знать, 910 т8*
кое —- Искусство писать».

Олнн французский журналист, по
сетивший Горького на Kamp, pac-
сказывает, что в его библиотеке было
огромное количество французских
книг, начиная от срелневековых хро.
ник до последних номеров журала
«Меркюр де Франс».

*
Полтола прошло со дня смерти
  Горькото. Во Франции,  любившей

ero 42 tak по-братски, так глубоко
любимой им, духовное наследие
Горького с каждым днем получает
все большее значение. Завет Горь-
кото французским интеллитентам —
это завет луховного учителя и руке
водителя. Общественник, художник,
инженер душ и революнионер, вопло-
щенные в личности Горькото, 1
умерли вместе с ним.

Горький не был просто почетным
председателем союза советских пи-
сателей. Он руководил литературой
своей страны, & за пределами ее —
большей частью мировой революци-
онной литературы.

Во Франции писатели и художники
 усвоили то; что‘он сказал в своих
«Беселах о ремесле»: «Лично я ни
котла не чувствовал и не чувствую
себя исключительно лнтератором, всею
жизнь занимался в той или иной
области общественной деятельностью
и ло сего дня не утратил тятотения
Б Ней».

Великий боец и В 10 же время
поэт, художник, творец замечатель-
ных тероев, созидатель легенд и ска-
заний, столь же насыщенных жизЗ-
нью, как сама действительность, он
пользуется во Франции любовью 8се-
то народа так же, как и в Советском

Союзе.
с. ПРИАССЕЛЬ

«С утра до вечера он ходил по
улицам горола с ящиком не груди, я,
подняв HOC KBEPXY, с достоинством
потлядывал на людей.

Жнань казалась ему простой, лет“
кой, приятной: Его мечты принимали
простые и ясные формы: он представ-
лял себя через. несколько лет хозяин
ном маленькой чистенькой лавочки,
тде-нибудь на хорошей, не очехь
шумной улнце города, 8 в лавке у
него — легкий и чистый галантерей-
вый товар, который не пачкает, 58
портит одежи. Сам он тоже чистый,
здоровый, красивый. Все в улице ув»
RAWT его, девупики смотрят ласковы-
мн тлазами. Вечером, закрыв лазБу,
он сидит в зинетой, светлой комвате,
пьет чай и читает книжку. Чистота
во всем казалась ему необходимым #
тлавным условием порядочной жиз
RH».

Несмотря на это стремление к 91е*
нию книжек, мечты Ильи, его пред-
ставление о хорошей жизни целиком
и полностью уклалываются в OYPAY-
аэно-мещанский, мелкособственииче
кнй идеал. Увлеченный своей мечтой,
он и весь мир воспринимал под этих
углом зрения.

«Он ясно видел, что все люди идут
к одной с ним цели, ищут OH Re
спокойной; сытой и чистой жизни,
какой хочется и ему. И никто не 615
сняется оттолкнуть бо своей дороЕ
друтого, если он мешает ему; 308
жадны, безжалостны, часто обижают
друг друга, не имея в этом надобно
сти, без пользы для себя, только р3*
ди удовольствия обилеть человекз». *

Художественное своеобразие иате-
ресного и оригинального образа Илья
Лунева заключается в том, что в 01°
личие от Фомы Гордеева, ему при“
ходится — если можно так зыразить:
ся — проделать в зжизкн «двойной
путь». Фома не знал такого горьЕог
и гололном детства. Kak Hapa. Dons
He надо было мечтать о сытой жиз
EH 06 илеале, он получил ее то
товой из рук своего богатого отца. Фо
ме не пришлось самому, тесня и У
нетая других, наживать так, каб Е
живал ето отец Игнат Гордеев,
Фома на опыте отца и окружающее
купечества знал и вилел, какими 12
аными, жестокими и кровавыми пу’
тями образуются миллионы Rosai
вых, Резниковых. Рордеевых и дру
против которых ‘восстает Фома. Ho
Фома восстает, будучи сытым и 00°
печенным человеком. В этом ero ce
циальное и психологическое отличий
от Ильи. Лунева.

ОКОНЧАНИЕ СМ. В. СЛЕДУЮЩЕЕ
НОМЕРЕ,

+
a

и

ще

HERSHEY OMBRAH HAsO HoH ю звено внано

a

pat
“sah

“-~

_ BERR EHR age

;