Сила и мужество

x

большевика

«Мне очень больно подумать, что
в последних боях с фашизмом я не
смогу занять своего места в боевой
menu. Жестокая болезнь сковала ме-
ня. Но с тем большей страстью я 6бу-
ду наносить удары врагу другим
оружием, которым меня вооружила
партия МЛенина — Сталина, вырас-
тившая из малограмотного рабочего
парня советского писателя»,

В этих словах из письма Николая
Островского товарищу Сталину —
весь Островский, писатель-больневик,
передовой боец рабочего класса, рас-
сматривающий свой  писательский
труд, как часть общепартийной борь-
бы за торжество коммунизма. Остров-
ский был живым воплощением ле-
нинских мыслей © партийности ли-
тературы, он сознательно и страстно
стремился каждой строкой своих
книг пропагандировать великие вдей
коммунизма, участвовать во всемир-
но-исторической освободительной
борьбе трудящегося челбвечества.

_ Человек огромной, несгибаемой и
собранной воли, Николай Островский
считал евою работу над хуложест-
зенным произведением служением
лелу своей партии, дещу революции,
Поэтому его книги пронизаны моту-
зей страстью бойца, глубокой вое-
охватывающей. идейностью больше-
вика-пабтийца. Его книгам ‘органи-
чески чужды пороки многих произве-
дений современной литературы —
пассивно-созерцательное, равнолушное
отношение в действительности, фор-
малистические побрякушки, холодная
и бесплодная эстетская «игра в ли-
тературу». Он — боец большевяст-
ской партии, отроитель социализма—
Ш aTO дело всей своей жизни он
реализует средствами художественной
литературы, силой своего писатель-
ского таланта. «Писатель, — говорил
он, — это прежде всего — строитель
социализма, а не равнолушный «00-
зерцатель». Это боец. Боец, учитель,
трибун», Таким писатедем он хотел
быть, таким был.

Литераторы часто говорят. и много
спорят © типе советского писателя,
писатёля-большевика — нартийного
и непартийною. С нами жил и OT
нас ушел теперь писатель Николай
Островский, воплощающий типичес-
Kye черты молодого поколения совет-
ских писателей, рожденных Великой
социалистической революцией. Воин-
ствующая партийность творчества,
неразрывная, живая связь о действи-
тельностью, торячая и действенная
любовь в трудящимся всего мира,
пламенная преданность своей родине,
постоянное и упорное стремление
сделать свои книги понятными и
близкими миллионам людей, борьба
за кристальную ясность художест-
венного образа, за простоту и чисто-
Ty хуложественной речи — BOT OC-
HOBHEe черты, из которых слагается
образ советского писателя. Николай
Островский — мололой писатель, ра-
ботавший в беспримерно трулных
условиях неизлечимой и тяжкой 60-
лезни = настойчиво и страстно хо-
тел быть таким писателем — и та-
хим он был.

‚ Он неустанно работал нал ©обою,
нал своим культурным и политиче-
ским ростом, стремясь непрестанно
говышаль уровень своей писатель-
ской культуры. Путь этого трилцати-
рвухлетнею человека, ставшем <из
малограмотного рабочего парня совет-
ским писателем», замечателен и глу-

ГЛУБОНА

С великой скорбью преклоняю го-
лову перед. гробом  орденоносца
писателя-большевика Николая

тровского.
НАИРИ ЗАРЬЯН.
*

Комсомольская организация, вся

молодежь Северо-Осетинской АССР
вместе со всем комсомолом и моло-
дежью Советского Союза глубоко
скорбят по поводу  безвременной
смерти писателя-орленоносца, члена
комсомола с 1919 roma, Николая
Островского, автора любимой книги
всей советской молодежи «Как 3a-
калялась сталь». Образ Павка Кор-
загина, безгранично преданного делу
партии Ленина — Оталина, долго
будет жить в сердцах всей нашей
молодежи, являясь образом отваги и
мужества в борьбе за коммунизм.

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ОБКОМ

ВЛКСМ.

*

Советские писатели Грузии выра-
жают глубокую скорбь по поводу
смерти писателя-орденоносца Николая
Островского. Уже первой своей кни-
той «Как закалялась сталь» Остров-
ский заслуженно завоевал огромную
популярность и ‘любовь срели тру-

боко поучителен. Он замечателен не
только тем, что за тоды революции,
мальчик-подручный слесаря стал
любимым ‘писателем огромной отра-
ны — множеством фактов подобного
характера изобилует Halla замеча-
тельная эпоха. Замечательна также
и та отромная правотвенная сила
великолепная стальная воля, Rene
черпаемое гордое мужество, которые
неизлечимо больного, параличного,
слепого человека выдвинули в. пер-
вые ряды бойцов ва социализи. Это
— душевная сила, воля и муже-

тво настоящего большевика, это—

несокрушимая сила большевизма.
Жизнь и творчество Николая Остров-
ского — великое и величественное
торжество мотучей большевистской.
воли, побежлающей все трудности и
препятствия на своем пути.

<. Каждый из нас должен учить
HS только своим словом, HO и всей
своей жизнью, поведением», — гово-
рил он год назад, обращаясь к co6-
ранию партактива в Сочи. Вся жизнь
его — прекрасное выполнение этого
долга, Громя врагов рабочего класса,
вдохновляя: и’воспитывая массы тру-
дящихся, он был «бойцом, учителем,
трибуном».

Островский был любимым писате-
лем советской молодежи. Множество
писем получал он от своих молодых
читателей co всех концов нашей
страны. Образы eno произведения
«Как закалялась сталь» волновали
зитателя своей замечательной прав-
дивостью, воспитывали в широких
массах трудящихся любовь к нашей
родине, героическую готовность и во-
лю бороться з& коммунизм. Остров-
ский был верным сыном ленинско-
сталинского комсомола, и невозможно
переоценить значение его работы для
дела, коммунистического воспитания
нашей молодежи,

Поистине героичен путь Николая
Островского, с 15 лет связавитего ‘с9-
бя © революционной борьбой, про-
шедшего суровую школу траждан-
ской войны, отдавшего все свои си-
лы партийной в комсомольской ра-
боте, создавшего незабываемый ху-
дожественный обрав молодого чело-
века эпохи Великой социзлиетичео-
кой революции. Преодолевая жесто-
кие страдания, неустанно  трулясь
для торжества дела партии, не отсту-
пая ни перед какими трудностями,
он всей своей жизнью и тероичес-
кой смертью Ha боевом посту явил
высокий образец человека социали-
стическота общества, Его самого, его
тероическую жизнь, его духовный
облик лучше всего характеризуют его
собственные слова, произнесенные B
обращении по фралио к ТХ сезду
комсомола Украины:

«... Мужество рождается в борьбе.
Мужество воспитывается изо. дня в
день в упорном сопротивлении труд-
ностям. И девиз нашей молодежи
это мужество, это упорство, это на-
стойчивость, это преодоление всех
препятствий... Только вперед, только
на линию огня, только через труд-
ности к побеле и только к победе и
никуда иняче, — вот девиз моло-
дежи нашей страны, девиз прекрас-
ный, левиз мужественный, девиз,
завещанный налтими вожлями».

Под этим прекрасным и мужест-
венным ‘девизом славно жил и Te-
роически умер писатель-орденоносец
Николай Островский.

Я СКОРБЬ

дящихся масс нашей родины. Эта
книга одно из лучших завоеваний
советской литературы. Она в глубоко
волнующих образах рисует незабвен-
ные эпизоды теройства и революци-
онного творчества пролетарской мо-
лодежи, закаленной в буре граждан-
ской войны. Вся творческая биогра-
фия. Островского является воплоще-
нием беспредельной. преданности де-
лу коммунизма: ни вражеская пуля,
ни тяжелая болезнь не сумели сло-
мить ео революционной воли и он
до дпоследней минуты своей жизни
продолжал творческую работу 32
торжество дела партии Ленина —
Сталина.

союз ПИСАТЕЛЕЙ ГРУЗИИ.

*

Писатели Дальнего Востока скор-
бят об утрате любимого талантливого
писателя-орденоносца Николая Алек-
сеевича Островского. Всей своей му-
жественной жизнью большевика, 88-
мечательным творчеством был он для
нас всех примером. Его творчество
много дало нашей родине и револю-
ции. Глубоко потрясены  невозвра-
тимой утратой.

ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА
ПИСАТЕЛЕЙ
ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Н. А. Островсенй в гробу

Николай Островский

Умер Николай Островский.  Тысячи,
сотни тысяч людей © горечью повто-
ряют сейчаю про себя: какое сердце
биться перестало...

Умер молодой писатель, & сотни
тысяч людей чувствуют себя осиро-
тевшими. -

Умер автор единственной напечд-
танной книги, а погасла одна из с&-
мых «ветлых надежд советской лите-
ратуры.

Особое, совсем 060бое место занимал
в ней Николай Островский. Мало
сказать, что его книги, подтвержден-
ные неслыханното мужества жизнью,
учили тероизму и самоотверженноети,
преданности народу и революции до
последнего вздоха, до последней кап-
ли крови, Мало сказать, что все его
творчество передавало народу его ог-
ромный, все  преодолевающий, все
побеждающий оптимизм большевика.

Море доброты, ласки изливалось со
страниц произведений этого  нести-
баемото, железного бойца. Неисчер-
паемое и убежденное уважение к
трудящемуся человеку, уверенность
в благородетве, тлубокой  человечно-
сти товарищей по классу.

Книта Островского для читателя —
слово мужественного, надежного дру-
та. Она не только зовет к подвитам,
она поднимает уверенность в себе,
воспитывает чувство человеческого
достоинотва, благородной гордости
рабочего класса,

И, конечно, именно такой, именно
этот писатель мог создать и созда-
вал образ героя нашего времени, об-
раз большевика, во Есей его человеч-
ности, тонкости и сложности;

Огромный талант Н. Островского
сказался в том, что он сумел дать
этот образ в становлении. Он сумел
показать, как в очищающем пламени
революции осыпается © трудящегося
человечества шелуха буржуазной гру-
бости, черствости, эгоизма, как растут
и расцветают заложенные в нем се-
мена рыцарской смелости, человече-
ской солидарности, таланта и ума,
каким прекрасным может быть, ка-
ким прекрасным становится человек.

Н. ий, если вдуматься, по-
казал осуществление мечты М. Горь-
кото о гордом человеке на свободной
земле.

Этот человек противостоит  озвере-
нию и свинству  капиталистического
мира.

И огромная ценность творчества
Островского заключается в том, что
он умеет видеть и показать имен-
HO Té конкретные черты социалисти-
ческого человека, которые были за-
ложены в рабочем классе самим ето
бытием и которые развиваются в про-
цессе революции и строительства со-
циализма, Именно поэтому герой Ост-
ровского совершенно лишен тех черт
«абстрактной положительности», KOTO-
рой наделяет героев большинство на-
ших писателей.

В Павле Корчагине мы видим его
основную страсть-—ненависть к угне-
тению и унижению человека, чувство
пролетарской солидарности, любовь к
своему классу. Мы видим, как эта ос-
новная страсть определяет все его
отношения к людям, как она выра-
стает в тот высокий,  социалистиче-
ский гуманизм, который расцветает
в нашем обществе,

Напеи писатели слишком часто со-
средоточивают . внимание на одной
стороне этого туманизма— на пирокой
свободе пользоваться всеми сЕоими

Е. Усиевич

опобобностями и возможностями, Ha
счастьи и жизнерадостности челове-
Ra, получившего эту свободу.

Эта сторона налпего. гуманизма, ко-
вечно, составляет его! основную чаеть.
Но у нас мало уделяют внимания, ма-
л0 думают о другой стороне ео —
о требуемой им самоотверженности,
способности к самоотраничению, инот-
да к отказу от предоставляемых в03-
можностей во имя борьбы за ‘ даль-
нейшие победы коммунизма.

Без этих черт образ ‘нового челове-
ка неё полон, односторонен, сплошь и
рядом приобретает черты  несвойст-
венного ему в действительности само-
довольства и самовлюбленности.

Только писатель, которого породила,
борьба рабочего класса, который вы-
06 в этой борьбе, который страдал
з страдальческие дни пролетариата,
отдал за него вое и, искалеченный,
израненный, но HS выбывший из
строя, не сломленный, увидел воочию
победу класса, — только такой писа-
тель мог с такой силой отразить эту
сторону социалистического туманиз-
Ma.

И потому оптимизм Я НИТИ
«Как закалялась стальз— Павла Кор-
чагина так убедителен, так благоро-
ден, Это не оптимизм человека, кото-
рому жизнерадостность ничего не
стоит, потому что он молод, здоров и
ему при социализме легко житеется.

Оптимизм Павла Корчагина осно-
ван на отсутствии эгоизма, на отоут-
ствии агрессивного отношения к жиз-
ки; «Мне подавай!» И на протяже-
нии всей книги мы видим, как To H
‘дело отказывается этот человек то от
личного счастья с девушкой, то от
возможности устроиться так, чтобы
более полно развивать свои склонно-
сти, то еще от чего-нибудь очень важ-
ного, очень для него сущестеенного.
Отказывается почти незаметно,
всякой  демонстративности. Отказы-
зается не из аскетизма, а движимый
основной страстью большевика, BO
имя основного своего счастья,  сча-
стья борьбы за счастье всех. \

Это как раз то, что отличает наше-
го героя от героя буржуазного обще-
ства, что придает непобелимую силу
нашему строю.

Человек мужественный и репгитель-
ный, человек железной воли, сильный
ненавистью к общему врату и в TO
же время лишенный агрессивного
своекорыстия, — таков вырабатыва-
ющийся тип человека нового социа-
листического общества,

Таков был сам Николай Островский.
„Таков ето герой. И в этом отразилась
существеннейшая, основная. сторона
реголюция, существеннейшая, основ-
ная сторона социалистическог  ту-

манизма, характернейшая черта нозо-
го человека, резко отличающая его
от человека буржуазного общества;

Мировой пролетариат, атакующий
класс, не является классом агрес-
сивным. Он не стремится утвердить
свое блатоденствие за счет каких
бы то ни было других групи челове-
чества. Он, освобождаясь от оков с06б-
ственнического мира, создает. счастье
для всех. Именно поэтому он выделя-
ет в качестве овоих типичных пред-
ставителей людей воинственных и
мужественных, но не агрессивных, не
эгоистичных, — и тем самым непо-
бедимых.

В сознании этой непобедимости чер-
пал свой великий оптимизм Николай

— Эгоист, погибает прежде =
сказал он, говоря о теме своей ново:
книти «Рожденные бурей».

Невознаградимая потеря для нашей
литературы, что эта книга осталась
недописанной. Неиочерпаемая тема
Н, - революционного
гуманизма, тема нового человека, его
возникновения. и ‘роста-—должна бы-
ла получить в этой книге новое раз-
витие. i

Уже в. первой, написанной части
ЕНИГИ, уще в самом начале работы
мы видим блистательное противопо-
ставление благородной гордости рабо-
чего класса — тупой надменносте
тооподствующих собственников и эк-
сплоататоров.

Мы ясно видим, как буржуазия и
дворянство в последний период ово-
ей жизни отказываются от всех, ими
самими когда-то выдвинутых девизов
и принципов доблести и мужества, и
как единственным носителем этих
свойств станбвится рабочий клас,
который придает им новый смысл,
который единственно и может проя-
вить их очищенными от собствення
ческой шелухи.

Таков основной смысл всего твор-
чества Островекото.

Этот смысл нашего гуманизма он
вскрывал в своих книгах. Его он под-
твердил всей своей героической жиз-
НЬЮ, СЕОеЙ „мужественной смертью,
которой не боялся, но старался отда-
лить ее, как конец работы для
родной страны, для всего человече-
ств.

Его цельный, сияющий облик не
забудут ни те, кто знал его лично, ни
Те, ЕТО когда-либо читал его произве-
дения.

Николай Островский  торел, как
факел, перед своим народом, укавы-
вая путь славы, чести, добра и до-
блести. -

Он умер. Но долто будут жить его
книги, запечалленный труд борца и
героя, светлого человека нового обще-
ства.

ТРАУРНЫЕ МИТИНГИ

Наши корреспонденты рых ма: ем глубочайшей скорби по поведу тя-

нам о многочисленных траурных ми-
тингах памяти Николая CTPOBCRO-
го — в Ленинграде, в Минске, в Кие-
ве, в Баку и друтих городах СССР.
Они состоялись не только в писытель-
CKHX организациях, но и в научных
учреждениях, общественных органи-
зациях, на фабриках и заводах,
Правлением п СССР и редак-
цией «Литературной газеты» получе-
но множестго телегрьмм с выражени-

me утраты, понесенной писателя-
ми и читателями нашего Союза. По-
лучены телеграммы от писателей, нз-
ых и общественных организаций
краины, Белоруссии, Грузии, Тад-
жикистана, Узбекистана, Азербайд-
жана, Армении, Башкирии, Калмы-
кии, Юго-Осетии, Северо-Осетии, Мор-
довии, Черкесин, Татарии и многих
других республик и областей нашей
родины,

. Народный писатель

Прощаться с ним пришли люди
различных профессий и возрастов.

Женщины поднимали своих детей,
иткольники, затанв дыхание, вомат-
ривались в его лицо.

Николай Островский был подлинЕо
зарелным писателем.

сём свонм творчеством певец боль-
шевистокой воли боролся против
эстетствующих эпигонов, против рав-
нолушных. ‘

«Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благо-
родно».

Ненависть в прошлому пронизы-
вела вое его творчество.

Островскому чужлы риторические
реплики, декламация по алресу бур-
жуазии. Но своими книтами он без
промаха бил по старому миру и ста-
рым человеческим чувотвам. Растинь-
яву Островский противопоставил
Павла Корчагина.

Павел Корчагин вошел в советскую
литературу как положительный герой
нашего времени.

романах Островского отсутствует
жалость к «несчастным», разлражаю-
щая сентиментальность.

По его романам можно проследить
новое качество советской литерату-
ры. Оно своболно от старых литера-
турных тралиций жалОСсТЛИвых HO-
тов по отношению в рабочему клас
су. Прелшествующая, лосопиалисти-
ческая литература или прибедняла
или сентиментально приукраптивала
облив людей из народа.

Величайшие гуманисты прошлого
призывали к жалости и состраланию
Е человеческим страданиям.

Великий классик социалистическо-

О. Войтинская

го‘ реализма М. Горький неустанно
твердил о ненавибти к человеческим
страланиям, о необходимости борьбы

с условиями, ` порожлающими эти
страдания.

Горький ненавидел  «профессио-
нальных стралателей» и тех, кто

делает страдания об’ектом литератур-
ного любования.

Горьковский «лишний человек» ли»
шен поэтического очарования. Он ме-
щанин, сластолюбец и циник мысли.

Тратедия Павла Корчагина не толь-
RO B ТОМ, что двалцатичетырехлетний
человек физически разбит, но ре
шающим o6pasom B том, что он
выбит из сроя.

В течение веков литературным
героем был человек, вотупивший В
разлал с обществом, человек одиноч-
ка. Павел Корчагин прежле всего
тражданин своей страны, борец 3&
дело социализма. В кни№ нет рито-
рических рассуждений о дол боль-
шевика.

Но она пронизана гордостью 8a
свою партию, любовью к своей роли-
не. Эмоциональный полтекст дохолит
до читателя, лержит его в состоявий
большото идейно а вравственного
напряжения. `

Всем своим творчеством Остров-
ский утвержлает нового положитель-
вого героя. И все это без малейшей
нарочитости. без малейшей надуман-
вости 5

Так свободно льется  безыекус-
ственная наролная мелодия Вот кон-
чилась песня. а мелодия еще долго
звучит в вашей душе. Павел Корча-

тин не может не запомниться. И ча-
ето в трудные минуты вспоминаешь
0 нем — о замечательном человеке
нашего времени,

«Нет для меня в жиени ниче
более страшного, чем выйти из
строя», — писал он брату.

«Работа должна давать для моего
сердца что-то такое, чтобы я не чув-
ствовал себя на отшибе», — говорит
Павел другу Акиму. Не низменные
чувства стяжательства и себялюбия
движут переходы характера.

Большие, незабываемые в истории
социальные чувства подымаютея до
пафоса, до высокой патетики.

Общество, основанное на частной
собственности, созлало Обломова и
Растиньяка, Манилова и Смерлякова.

Сталинская эпоха создала Павла
Корчагина. И величайшей победой
звучат слова Павла:

«Умей жить и тогла, котла жизнь
становится невыносимой».

Большевистский оптимизм создает
неувялаемый пафос творчества Ни-
колая Островекого.

Он с огромной художественной
убедительностью раскрыл богатство
мыслей, благоролетво чувств людей
из нарола Герои книг Островското—
подлинные герои нашего времени,
Попробуйте сравнить Павла Корча-
тина © леоновским Куриловым, ¢
германовским Альтусом — © рядом
унылых, скучных люлей, выдлавае-
мых в части советской литературы за
большевиков.

Как эти люди могут быть власти-
телями лум. когда от олного их по-
явления на страницах › романа чй-
тателю делается нестерпимо уныло.

Павел Корчалин на несколько голов
выше большинства персонажей очень
многих наших профессиональных ма-
ститых писателей. Его терои вошли
в жизнь. Миллионы людей стараются
быть похожими по силе воли, по
благородетву чувств на большевика
Павла Корчагина. Что может быть
выше этой награды для советского
писателя? Павел Корчагин отал ва-
родным героем, а Островский —
любимым народным писателем.

Герои Островскою уже не знают
мучительно скептицизма, разлада
между мыслью и чувством, словом и
делом.

Им органически чужда драматиче-

ская интеллитентокая возня с самим
с0бою, гипертрофия своих мыслей и
чувств.
‹ Можно только догадываться 06 ог-
ромной силе переживаний больше-
вика Островского. Какое воображение
надо иметь, чтобы предоставить тита-
ническую силу воли, направляющую
это измученное тело, определяющую
строй чувств,

Николай Островский войдет в ис-
торию литературы как художник,
впервые созлавший новый человече-
ский характер в его цельности, в его
высоком идейном эвучании.

Злесь дело не только в не-
обычайной биографии этом мужест-
венного человека. Для Островского
тема борьбы и победы социализма
стала глубоко личной и интимной
темой
_ Bes eto героическая жизнь, все его
творчество было направлено к борь-
66 3a то, Чтобы оправдать высокое
звание члена партии. за честь боль-
шевика.

С огромной убедительностью он
изобразил самое прекрасное в исто-

рии человечества — большевика.
Тайна власти Николая ого

\

нал миллионами серленв именно в
этом. Все его творчество проникнуто
высоким нравственным пафосом. А
вель это, пожалуй, решающее в ху-
дожественной оценке произведения.
Мы, к сожалению, очень мало сле-
лали в разработке проблем еоциали-
стической этики. А межлу тем со-
циалистическая этика и эстетика
органически связаны. Социалистиче-
ский гуманизм ‘создает высокий
зравственный Пафос ‘произведений
сотетской литературы, создает варод-
ность искусства, Немало подчас ода-
ренных писателей, равнодушно пле-
тущих литературное кружево для
эстетского любования, создают псев-
ло-народную литературу.

Творчество Николая Островского
посвящено одной величавой и вол-
нующей теме — о нравственном пре-
воехолстве и илейной силе фбольше-
визма. —

Характер большевика возникает в
практической революционной борьбе,
в результате болышой работы над с0-

Н. Николай ‘Островский показал,
какую роль играет воля в формиро-
вании большевистского характера,
Мало хотеть, надо уметь быть боль-
шевиком. Тут есть над чем приза-
думаться.

Кажлый из нас чувствует себя мо-
билизованным на первую линию огня.
Что может быть выше чести, что мо-
жет быть радостнее, чем право борь-
бы за основы социалистического г-
сударства.

Слепой, парализованный человек
отвоевал себе это право в беспри-
мерной героической борьбе ¢ зако-
нами приролы.

Умолк его голос. Умер один из
замечательнейших людей нашего вре-
мени. Николай Островский останется
жить в миллионах сердец. И лолго
книги ем будут звать на борьбу.

=

Рожденные бурей

Н. Нак

Умер Н. А. Островский — писа-
тель, рожденный бурей, — писалель-
коммунист, воплощающий всей сво-
ей жизнью и художественными обра-
зами своих произведений бурю про-.
летарской революции»

Он умер в пылу творческого поры-
ва, как ‘писатель-боец, только что .за-
кончив работу над перЕой частью ро-
мана «Рожденные. бурей» и мечтая о
продолжении этого замечательного
произведения. :

Еще 15 декабря в телефонном раз-
говоре со страстной радостью чэло-
века, любящего свой труд, он 2096-
яцил 06 окончании этой ‘работы; он
смеле гордился ею, он торопил зетре-
ЧУ е6 с читателем, как  коммуниет
творец-мастер, жаждал этой встречи
заветных `замыслоз-образов, пламен-
ных мыслей писателя с друтом-чита-
телем, для которого он работал в ус-
ловиях тяжкой болезни, у

«Наш Коля», как звали его в близ-
кой ему молодой писательской среде,
никогда не был поборником подЕНЖ-
ничества, жертвенности. Уверенный в
правоте дела коммунизма, 38 которое
он боролся, и как боец Красной ap-
мии и как писатель, он всегда, вею
жизнь полон был бодрой радостью
борьбы, полон ощущения счастья
уверенной победы, счастья светлой,
радостной жизни трудящихся масс
своей прекрасной родины, хотя сам
он в последние годы был совершенно
слепым, парализованкым человеком,
прикованным к кровати. В этом ие-
мощном теле прекгасным, бурлящим,
жиЕЫмМ ключом била лишь коммуни-
стическая могучая мысль, отражав-
шаяся в стальном, звенящем, неза-
бываемом толосе,

Поэтому последний роман Никблая
Островского «Рожденные бурей» яв-
ляется самым оптимистическим про-
изведением в нашей современной ху-
дожественной литературе. Тема, со-
держаняе романа полны тратических
столкновений восставшего украинско-
го трудового народа с ето классовы-
ми врагами, польскими панами, не-.
мецкими оккупантами в период
1919—1920 тг. Графы Мотильницкие,
Потоцкие вкупе с лакеями империз-
пистической польской буржуазии —
пилсудчиками, при содействии уже
потрепанных революцией немецких
оккупантов пытаются на территории
Правобережной Украины «отнем и
железом» заложить «первые основы»
фашизма. .

Трудовые массы — рабочие, зем
леробы Украины, беднота. местечек Е
польских  латифундий — начинают
тероическую борьбу ¢ помещиками,

Два письма
Николая Островского

Дорогой товарищ Накоряков!

Я давно получил вне хорошее,
дружеское письмо. Я отложил свой от-
вет до ‘того часа, когда будет наин-
сана последняя страница первого то-
ма «Рожденные бурей». Все эти меся-
цы зв Сочи я работал с большим Ga-
пряжением всех своих духовных и
физических сил. Здоровье мое разру-
шается с обидной быстротой, и ра-
ботать становится вое труднее. И все
же первый том написан, Хорошо ли,
пл0х0 ли — судите сами. Будьте cy-
ровы и беспристрастны. Судите 6e3
скилки на об’ективные причины и
прочее...

Прочтите сами,
Это моя просьба.

Если отзывы будут положительны,
тогда будем печатать. Если же нужно
будет перерабатывать, то я немедлен-
HO займусь этим после отпуска, в ко-
торый мне приказано итти.

Я прошу вас свое мнение налисать
мне сейчас же по прочтении книги,
Очень рад, что вы нодтверлили факт
сверхмассового издания  «КЗС>*,
очень pat. Ha-tuax a пришлю вам
отредактированный печатный текст
«КЗС», по которому можно будет про-
верить ваш набор.

В конце октября думаю вернуться

в Москву.
‚ Я сообщу вам все замечания, кото-
фые будут сделаны руководящими т9-
варищами по рукописи «Рожденные
бурей», тогда можно будет сделать
зывол, достоин ли первый том печа-
TH.

Если да, то вы издадите его в «Ро-
ман-газете», как вы предлатали в ©во-
ем письме.

Крепко жму вашу руку.

Жду вашей оценки,

С коммунистическим приветом

Н, ОСТРОВСКИЙ.

Сочи, ул. Островсного.
17 августа 1936 г.

выкройте время.

Дорогой товарищ Накоряков!

Ваше письмо и копию отзыва Вик-
тора Кина получил,

22 октября я думаю выехать в Мо-
<кву, чтобы ускорить окончательную

* «Как закалялась сталь».

НЕ СТАЛО НИКОЛАЯ ОСТРОВСКОГО

Не стало Николая Островского...
Преквратилась замечательная жизнь.
художника-большевика, мужественно-
г гражданина родины социализма.
Перестало биться боевое серлце. В
этом прикованном к постели чело-
веке с необычайной яркостью вопло-
тились самые сильные, благородные
черты большевика. Талант хуложни-
ка был в нем неразрывно связан с
коммунистическим мировоззрением и
революционной етрастью бойца. Его
произведение «Как закалялась сталь»
стало самой любимой книгой совет-
ской молодежи. Эта книга воспиты-
вает в читателях любовь и прелан-
ность делу партин Леннна— Сталина,
делу прогрессивного, передовом че-
ловечества.

В глубоко народных образах этих
произвелений советская мололежь по-
знает непревзойленную нравственную
силу большевизма. Это произведение
вопью в золотой фонд книг, которые
учат эжить, работать и бороться. Та-
кие книги живут в сердцах многих
поколений. такие книги не умирают.

Областной Комитет ВКП(б), Цент-
ральный Исполнительный комнтет и
наролных комиссаров Башкир-

ской АССР выражают oie ее
соболезнование по поводу Gesppe-
менной смерти пламенного больше-
вика, талантливого писателя и пре-
даннейшего борца за лело Ленина —
Сталина. орденоносца товарища Or.
тровскою Николая Алексеевича На

*

®
оряков

капиталистами, развертывающуюся в ae
атмосфере векового национальное cep
утнетения польскими панами укр ве
ИВСКИХ. «ХЛОПОВ». и

Борьба полна трагизиа —— eran. of
ва господ-рабовладельцев, с одной сто. 1061
роны, страстное стремление утнетен. 82,
ното народа в воле, © другой. Борьба вия
полна сменяющихся побед и пораже. som
ний, смерть гуляет и 8 городских #154
кварталах бедноты и между белыши ХУ
хатками украинской деревни... on

Но когда читаешь с аахватываю 17
щим волнением страницы ромача (98°
онтимистическое ощущение бодрой 8
уверенности в победе прагою дез 1890
рабоче-крестьянекой революция не 53 j
octapaser TeOH HH Ha OJHH MoOMeHT.,, ae

Из(тущи кровавых событий, we ty. ee
тра их на тебя смотрят бодрые, сил: Л
ные образы: старого пролетария, коч- a
муниста Раевского, прошедшего ce
фронты. империалистической зойзы (Я
австрийского пленного Пивитодекою, 881
целой плеяды юных борнов рабочат, 198
крестьян, русских, украинцев, чехов, 2
поляков, закаляющихся в горке 8070
классовой борьбы. Е а

Ощущение укеренности в победе wae
революционных масс дано в разнооб. 5008
разных образах, это сила талантов „о
коллектива, сила горячих сердец, 00% у
единяемых единством воли И 0603184 о ве
ния своих классовых задач, — един. 1
ством партийного, коммунистическог Гы
руководства. Pa

И это — то основное, что блеста зо
ще удалось Н. А. Островскому в #0 гост
романе «Рожденные бурей», В вех т
оп поднялся на новую высоту 19 ‘ря
сраенению с первым своим произв уой
дением «Как закалялась сталь». (тра

Н. А. Островский к этому ©в0ему во
произведению сам пред’являл очень раз
высокие требования, как мастер, чуз- ии.
ствовавший В себе силу ответить jHXO

этим требованиям. В своей страстной?
речи на’ собрании писателен у Hen’: Bb
на квартире 15 ноября по поводу это- . рэ
го романа он требогал суровой критя- 8

ки, отказа от какой-либо «скидки» yond
на его писательскую молодость.” В ко
письмах к друзьям; посылая им ро- ского
ман в рукописи, он требовал того же  итьо
и часто соглашался с обоснованные Быть
ми указаниями на недостатки, А по- мощ
том в течение недель, несмотря на зи
тяжелые недомогания, Л над хало
последней отшлифовкой  произведё пере,
EEA. yuep
И именно эта поистине большевист.  пзлся
ская требовательность к себе, ко ис- Bog
кусству образа и слова, отражающих yay
нашу великую действительность, п0° по
могла ему заговорить полным голосом „оз
большого художника. 5907
Amro
BUCK
50BB
ale
вен
14.1:
BNI.
ОТО
редакцию романа. Я уже запросил „ль
вагон. Тут товарищи протестуют про „кор
тив от’еада и т. п. Но я не могу 010° де
Бойно дожнвать здесь до зимы. Kam os,
дый день жизни дорог. И я Двину 55
в Москву. оне
Там мы устроим широкое совеща- ще
ние, и я отложу всю работу в стор0- a
ну в займусь первым томом, чтобы о
в самое кратчайшее время он выше р]
в свет, так как молодежь не простят „т
дальнейшей оттяжки. ет
Вы спрашиваете, не сделать лЕ „„

зам основную редакционную работу
до моего приезда, чтобы я уже имел
представление, что и почему нехоро-
пю, и как редактор предполагает это
улучшить.

Такую работу прошу вас обязатель-
но провести. Притом, доротой товарищ
Накоряков, релактором «Рожденных
бурей» должен быть тлубоко культур“
ный человек-партиец. Скажу больше
—это должен быть самый лучний
вами федактор. Я зедь имею нз 910
право. : ‘

Еели Виктор Кин — автор романа
«По ту сторону» (книги, которую Я
люблю, хотя с концом ев и не согла-
сен), то это будет наиболее близкий
мне релактор.

Так или иначе, но предварительная
работа должна быть сделана до мое
то приезда.

За критическое правдивое письмо
опасибо. Я могу не согласиться © не-
которыми вашими положениями, HO B
основном это умное дружеское пись-
мо мне нравится своей искренностью;
отсутствием банальных  комплимен»
тов и ненужной патоки.

Побольше свежего ветра, и дышать
нам будет легче! А то за реверансамя
трудно разглядеть CBOH недостатки,
а их безусловно не мало.

А целый ряд обстоятельств обязы
вает меня в первую очередь, чтобы их
было как можно меньше;

Вот почему ваше и т. Кина пиоь’
ма я принял хороню.

Верю, что`вы будете энергичны 8
отношении сверхмассово издания
«HSC>,

Дружеский mpmner tosapumy Kaay.

Bam H. OCTPOBCKHA.
13.X.36,

Последние ды жизни Николая
Островскою были голами мучитель“
ных физических страданий, Но этя
же годы были для него Tolan Be
личайшей творческой деятельности,
Ол чувствовал огромную любовь, ко
торой его, окружали партия, комс0
мол, весь советский народ. Он гор’
дилея, что может наносить удары
врагу и сплачивать ряды друзей.

Перед самой смертью он закончил ху я
первую книгу новом романа «Рож*(  &
денные бурей». Советская литература ‘
потеряла в нем большого талантливо“
TO кудожника, творчество которого
вмеет принципиальное ‘значение для
всей советской литературы.

Оно служит самым передовым Hi
алам трулящегося челозечества, о=0
направлено против капитализма, про“
тив фашизма, оно отстаивает дело
социализма.

Прощай, наш дорогой друг, проч
щай, наш любимый товарищ

ПРАВЛЕНИЕ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
СССР.

е№ произведении «Как закалят80
сталь», завоевавшем мировую изв
ность, будут воспитываться мязлио“
ны трулящихся всего мира, учЕтЬс%
подобно ему, отдавать своя силы #
Жизнь за дело коммунизма.

Башобном ВКП(б) БЫКИН.
ЦИК БАССР. ТАГИРОЗ.
СНК БАССР БУЛАШЕВ.

&

yay