/

CMI обязать п MOEN ефздать посоторонииого, хорошую ш увлекательную
- (IMTSPATY py Ls mean mewerms (А. АНДРЕЕВ) — 7

ПЛАН ДЕ

ТИЗДАТА

Беседа с главным редактором Детиздата
т. Г. А. Лебедевым

— Завтра открывается второе все-
Союзное совещание по вопросам дет-
ской литературы, созызаемое ЦК
ВЛКСМ, на котором Детиздат будет
отчитываться в своей работе за ис-
тёкший год и сообщит о ближайших
свонх перспективах.

В. 1937 году мы предполагаем резко
повысить в нашем плане удельный
вес книг, написанных современными
советскими писателями и издающих-
ся впервые.

Издание классической серии будет
обогалцено. многими новыми названия-
ми, & излюбленные книжки юных
читателей будут снова переиздавать-

- ся в больших тиражах. Мы выпустим
для дошколят н младших школьни-
ков 50- и 100-тысячным тиражом
сказки Перро, братьев Гримм, Гауфа,
Андерсена, Джекобса, русские сказ-
ки, отдельные произведения Пушки-
на, Некрасова, Л. Толстого, Гюго,
 Диккенса. Мы тотовим для школь-
ников книги Вальтер-Скотта, Золя,
„Меримэ, однотомники Толстого, Горь-
кого, Короленко, Шекспира, ИТилле-
ть сборники избранных произведений
орького, Гюго, иллюстрированные
собрания сочинений Диккенса (три
тома), Марка Твэна (четыре тома) и
т. п.

Лучшие произведения мировой
литературы выйдут в специальном
оформлении. так называемым пода-
рочным изданием. В этой серии:
«Путешествие Гулливера» Свифта,
«Робинзон Крузо» Дефо, «Дон-Кихот»
Сервантеса, «Гаргантюа и Пантагрю-

эль» Рабле. ‘
По типу выпускаемой издатель-
ством серии «Книга за книгой» В
план 1937 года включена новая се-
‚‹рия — «Маленькая библиотека HHO-
странных писателей». Она будет 60-
стоять из 20 книжек коротких рас-
сказов лучших западных писателей
ХХ века с небольшой биографиче-
ской справкой о писателе, содержа-
щей и перечисление его основных
произведений. В этой серии из фран-
цузских писателей мы дадим Фло-
бера, Долэ, Мериме, Мопассана и
Франса; из английских — Диккенса,

Уайльда, Киплинга, Уэллса и Конан-
Дойля; американская литература .6у-
дет представлена Твэном, Лондоном,
Брет-Гартом, Генри, Ирвингом; не-
мецкая литература — Гофманом,

0собо я хочу остановиться Ha о0-
временной советской литературе для
делей. План 1937 года в этой части
шире прошлогоднего и по количе-
ству названий и по бумажным налим
возможностям.

Для детей старшего возраста мы
дадим 21 новую книгу советских пи-
сателей.

‚ Для дошкольников мы выпустим
свыше 30 новых названий книг:
книжки Маршака с картинками, «На
заставе»  Барто, три книги Квитко,
три книги Михалкова, «Лес и его
обитатели» Чарушина, «Пушистые
тости» Ильина, «Фрукты и ятоды»
Петрова-Водкина, «Воздушный па-
рад» Тараховской, «Девочка Маша»
Введенского, «Необыкновенные pac-

-сказы про обыкновенных животных»

Перовской ‘и др.

Переиздания современной детской
литературы составляют меньше. поло-
вины всех книг этой серии, всего BO-
семь книг: «Черное море» Паустовско-
то, «Школа» Гайдара, «Белеет из-
рус одинокий» Катаева, рассказы
Житкова, «Горы и люди» Ильина,
«Детство Никиты» А. Толстого, «От
двух до пяти» Чуковского и «Три
толстяка» Олеши.

Из дошкольной литературы мы пе-
реиздаем главным образом стихи и
сказки Маршака и Чуковского.

Я не привожу здесь целого ряда
произведений, входящих в серии на-
учной, научно-технической, технико-
конструкторской ‘литературы для
среднего и старшего возраста и дф.

Завтра Детиздат представит Ha
обсуждение писателей, критиков и чи-
тателей свой план, основные произ-
веления которого перечислены выше,
Мы призываем напу партийную и
писалельскую общественность обеу-
дить вместе ‹ нами этот план и вы-
сказать свои соображения.

О длошкольной книге
Е. Тараховская

Я работаю в области детокой ли-
тературы двенадцать ‘лет.’ На моем
веку сменилось двенадцать редакто-
ров и шесть заведующих издатель-
ством. Каждый заведующий начинал
новую эру. Шесть раз я присутетво-
вала при сотворении мира. Мир этот
был мал и душен.

Только теперь, когда детская кни-
та перешла в ведение ЦК комсомола,
траницы этого маленького мира раз-
‚двинулись. Подуло свежим ветром.
На помошь редакторам дошкольной
книги (книги в стихах) пригласили
‘консультантов-позтов. Вместо. стан-
дартных «нравится» и «не нравится»
автор услышал деловые замечания 0
звучании слова, о рифме и ритме.
Работа над словом стала радостной
и интересной. Беспредметные разто-
воры сменились точными производ-
ственными указаннами.

Распгирился и тематический круг
дошкольной книги. Еще недавно счи-
талось, что дошкольная книга во что
‘бы то ни стало должна быть смеш-
ной. Поэтому всем писателям вменя-
лось в обязанность писать, как М. 30-
‘щенко.

По поводу моей книжки «Метропо-
литен» мне не раз приходилось елы-
шать в издательстве: . р

В торговых делах судьба как будто
улыбнулась Илье. Мечта его, наконец,
осутцествилась. «Полный спокойной
ралости, он стоял с утра до вечера за
прилавкам своего магазина и любо-
вался им». Но какое-то непреодоли-
мое внутреннее беспокойство продол-
жало жить в ето душе и тихо трызть
ее. Поселившись в доме околоточного
надзирателя Автономова, он сходит-
ся с его женой. Но и в этой семье Лу-
нев видит отвратительное лицемерие
и Грязь, прикрытую мещанскими при-
личиями и удобствами. Соверштенное
преступление также тятотит его, He
желанием и`нензбежностью packaa-
ния, 8 ненужностью и бессмыелицей
этого убийства. И от всех этих мыс-
лей «злоба против жизни — теперь
уже основа луши = росла и крепла
‚В Нем». Суд нал любовницей Павла,
проституткой Верой, обвиненной в
краже ленет у купца, и то, что эре-
  ли судей силят люди, подобные Пет-
ру Филимонову, отцу Якова, еще

ку нельзя с вами жить, Вы хороших
людей до смерти забиваете... Я вот
злой, сильный, да и то среди вах,
как слабая копка среди крыс в тем-
ном погребе... Вы — везде... и судите,
и рядите, и законы ставите... Гады,
однако, вы...» «Кабы знал я, какой
силой раздавить вас можно! Не
знаю!»

Атфестованного Илью ведут полицей-
ские. По дороте в’ тюрьму он думает
о предстоящем суле, о судьях, кото-
рые будут допрапвивать и судить 3a-
мученного ими же человека,

В отчаянии Лунев вырывается, 6e-
жит вперед и. разбивает себе голову
о стену, серую и темную, как то мрая-
ное бытие, которое мучило его всю
Жизнь,

Бунт Ильи Лунева, как и бунт Фо-
мы Гордеева, кончился трагически и
безрезультатно. У Гордеева — потому,
что он восстах в одиночку и быстро
был уничтожен своим же классом, у
Лунева — потому, что мелкобуржу-
азный идеал, попытка жить изолиоо-
ванно, в своем углу ничего не измени-
ли в жизни. Мечта о личном благо-
получии, в которое можно укрыться
от житейской грязи и жестокости ока-
залась несостоятельной, ненадежной
и ошибочной мечтой. Друтой  доро-
ти к борьбе за лучшую жизнь для
всех Илья Лунев не знал, и в этом
ето тфателия,

В повести три героя, у каждого из
них свой жизненный путь, свои пред-

‚ КНИГИ, КОТОРЫХ ЕЩЕ НЕТ

~

Не так давно я был приглашен на
большой научный диспут. Виновни-
ком этою диспута был отчасти я
сам: как-то в начале года я чапеча-
Tad небольшой очерк о «Земле Сан-
никоваз, и по этому поводу разго-
релись жаркие споры. Олни утверж-
дали, что никакой Земли Санникова
нет, друтие так же упорно отстаиза-
ли ее существование. i

«Чтобы не спорить, мы решили ую
троить диспут», — написали мне уча-
стники этой лискуосни. Они выдви-
нули двух докладчиков, один был за
Землю Санникова, другой — против,
изучили в Арктическом институте
все печатные трулы по данному во-
тросу, зашросили письменно мнение
ученых специалистов—ахалемика 06б-
ручева и проф. Визе, наконец вызва-
ли меня и полярника тов, Кошкина,
и научный бой разгорелся при боль-
Mou стечении публики, заполнившей
весь зал.

Это было в одной из ленинтрад-
ских школ, Устроителями диспута и
локладчиками были ученики  седь-
мото класса, публикой — их товари-
щи по пиколе.

Какой неисчерпаемой любознатель-
ностью в жаждой энания чадо обла-
дать, чтобы поднять целую дискус-
сю о З6мле Санникова! Многие ли
из взрослых знают о ней? Многие ли

залумыватись, существует Земля
Санникова или нет? И если подоб-
ные теографические диопуты в на-
тих школах не такое уж частое яв-
ление, то происходит это только по-
тому, что ребятам часто нечего чи-
тать и не о чем спорить.
Библиотекари товорят, что книг 06
Арктике в наших детских библиоте-
ках довольно много, но дети будто

Е :: =   6b ими не очень интересуются. Би-
сказку «Али-Баба @ сорок разбойников» выпускает Дет-

блиотекари даже потоваривают, что
дети тресытились Арктикой. Но я-то
уверен, что дело здесь He в пресы-
щении, & в том, что больпгинство книг
0б Арктике налтисано для детей убо-
го и монотонно. Так бывает с любой
темой, к которой прикоснется тупое
перо компилятора. Оно даже гранит
может превратить в резиновую жвач-
Ky.
Окверная традиция компиляции
жива еще и теперь. Она прорывается
то в учпелгизовских книжках, 10 в
изданиях ОНТИ («ТГутешествие по
Абиссивти» А. Ниалло), то в книтах
Севкрайгиза о советской Арктике, ко-
торые юплошь и рядом «украшают»
теотрафические отделы детских биб-
лиотек.

Но вот уже несколько лет вразрез
© этой серой компилятивной мутью
идет новое течение. Первыми здесь
были книги Н. Чуковского о Лапе-
рузе, Куке и Штеллере, где ясно чув-
ствовалось‘ влияние юношеского сю-
жетного ‘романа. Потом появилась
«Библиотека путешествий и окспе-

Кадры,

Один факт в области детской ли-
тегатуры должен, по-моему, обратить
на себя внимание писательской‘ об-
щественности: список имен детских
поэтов не обогатилея за последние
годы новыми именами. За исключе-
нием С. Михалкова и Л. Квитко, ко-
торый благодаря переводам стал ши-
роко известен юным русским чита-
телям, я затрудняюсь назвать авто-
ров, пополнивиих наши рялы. :

Чем же’ об’яснить такой слабый
приток новых кадров в детскую ли-
тературу? По-моему, беда отчасти
заключается в том, что не ведется
сколько-нибудь планомерной работы
с молодыми поэтами, и тем, что
между детскими и взрослыми поэта-
ми существует большой разрыв.

Год назад на всесоюзном детском
совещании тов. Г. Е. Цыпин говорил
© том, что при Детизлате предпола-

ставления о счастьи и 0 способах
борьбы за нем. Яков Филимонов по-
груанхся в «божественные книги», пы-
таясь в религиозных учениях найти
смыел жизни и оправдание того, что
творится в ней. Но смысла этого он
не нашел и умер, забитый и замучен-
ный овоим отцом — жадным и жесто-
ким собственником,

Илья Лунев думал, что, отгородив-
пвись от мира в инливидуалистичес-
ком мещанском благополучии, он 06-
ретет покой и радость. Жизнь разоб-
лачила эту иллюзию. Следовательно
и этот путь ничего не может в жиз-
HH изменить.

Остается третий путь, единственно
правильный. Путь пролетария, вместе
со своим классом идущим на штурм
калтитализма, на штурм того общест-
ва, в котором громадное большинство
людей лишено возможности жить по-
человечески. К этой мысли и к этому
выводу зовет читателя образ Павла
Грачева — единственното героя пове-
сти, нашедшего правильный путь в
борьбе за лучшую жизнь.

зе

В произведениях раннего Горыкого
образы пролетариев не нграют круп:
ной роли. В рассказе «Озорник» рабо-
чий Николай Гвоздев, в повести
«Трое» — Павел Грачев не являются
наиболее передовыми  представите-
лями пролетариата. Но это не пото-
му, что Горький, тогда уже актиено
участвовавнгий в социал-демократиче-
ском рабочем движении, недостаточно
зная пролетарскую среду или нелос-
таточно отчетливо представлял cade
психологию передовых революционно
сознательных пролетариев.

Напротив. Среду эту он знал впол-
не обстоятельно. Замечательные  0б-
разы Ниловны и Павла Власова из
повести «Мать» или типы рабочих из
пьес «Враги» и «Мещане», написан-
ных Ыце раньше, чем «Мать, — итог
длительных наблюдений и изучения
класса, с которым Горький был. свя-
зан органически всегда, как лучший
сын рабочего класса.

Образы пролетариев потому и нем-
ногочисленны в произведениях ранне-
то Горького, потому что перед ним
стояло как основная художественная
задача — всестороннее разоблачение
капитализма, строя буржуазной чает-
ной собственности сб всеми отношени-
ями, возникшими на ее. основе. И
Горький уже в ранних своих расска-
зах и повестях, тотда еще молодой,

Н. Константинов.

диций» в «Молодой гвафдив». Жаль,
что Детизлат забыл 0б этих малень-
ких книжках, в которых было очень
много интересного и ценвого матери-
алая. Потом вышла биография Амунд-
сена, написанная Яковлевым, увле-
кательные записки Фоветских потяр+
ников Визе, Линеева ‘и др. Наконец,
вышла книга дневников Миклуха-Мал-
клая. Лаконичные, порой торопливые
валтиси путешественника читаются,
как увлекательный роман 0б ученом
Робинзоне.

Все это уже ценные вклалы в Oy-
дущую библиотеку юного теографа.
Метод рассказа найден, его следует
линь фазработать. Сейчаю Детизлат
от ‘издания случайных книг по гео-
графия может и должен перейти ®
выпуску многотомной, истории иселе-
дования земного шара.

В этой библиотеке почетное место
должны занять русские и советские
путешественники. Как это ни стран-
HO, эдесь мы беднее всето книтами.
Антлийские и немецкие историки пу-
тешествий. в угоду империалиетиче-
OREM тенденциям часто замалчивают
имена русских, исследователей, чьи
работы были ценнейшгим зкладом B
теографическую науку. Царская Рос-
CUR с позорным равнодушием забы-
вала таких людей, как Беринг, Кра-
шенинников, Челюскин, Беллинтстау-
зен и тот же Миклуха-Маклай, лнев-
вики которого вышли впервые лишь
при советской власти. Наша залача—
воскресить вабытые имена. Наша ‘38-
дача — рассказать детям и о совет-
юких иоследователях, чьи фаботы OT-
крывают новую эпоху в теографии.

Рядом ю библиотекой юного геогра-
фа должна стоять и библиотека юното
историка. Но если в теотрафической
детской кни№ у нас уже’ найдены
пути и более или менее разработаны
методы фаботы, то © исторней дело
обстоит тораздо сложнее. Даже в та-
ком талантливом журнале, как «Пи-
онер»; исторический отдел «Путеше-
ствия в веха» — далеко не из луч-
гих. История не занимает подобаю:
Hero места и в планах Детиздата.
Больше того, даже в неисторических
детских книтах можно найти вредные
исторические тенденции.

Так, налтример, Г. Пуковский в пре-
дисловии к детиздатовскому однотом-
нику Крылова сообщает, что Наполе-
он «во главе огромной армии, создан-
ной победами революции, зтортся в
отсталую, ликую Россию», где «крепо-
стные рабы каждую минуту могли
восстать и кайти поддержку в вой-
сках Наполеона», Далее Г. Пуковокий
указывает. что Крылов «стал как бы
казенным атитатором против револю-
ционной Франции и Наполеона».

Мы не знаем, кто дал право т. Гу-
ковскому ставить анак фазенства ме-
may Французской революцией и им-
ператором Наполеоном, кто дал пра-
во ему утверждать, что Наполеон хо-
тел освободить вреростных и что на-

среда,
А. Барто

гается создать студию для молодых
‚детоких писателей. Первая попытка
к созданию такой студии уже сде-
лана. В ней ведется работа надо ру:
Бописями молодых поэтов, и в бли-
жайшее время к работе студии будут
привлечены специалисты различных
областей науки, литературы и искус-
ства.

Надо сознаться, что союз советских
писателей, уделяющий довольно мно-
№0 внимания молодым авторам, не
распространяет ето на кадры дет-
ских молодых писателей. Для них
не создана среда, у них нет творче-
ero атмосферы в союзе.

Можно было бы не говорить о том,
что необходимо проявлять внимание
специально по отношению к детеким
писателям, если бы в массе своей
они. не были оторваны от труппы

+

полеоновокая интервенция была ва
ким-то радостным событием для уу»
ского народа, а патриотизм Крыму
— чуть не преступлением. Во вояноу
случае, история этого праза т. Гу.
ковскому не дает. Если бы он, ость
вив «общиолотические» домыюлы, эм
глявул в работы серьезных истори»
ков, он увидел бы, что революциов»
ный генерал Бонапарт и самодержаз:
ный император Наполеон — onncey
не одно и TO me.

Правда, у нас есть уже хорош

исторические = повести — «Салават л
Юлаев» С. Злобина, «Черниющы»“ р
А. Слонимекото, «Горный завод Пек ©
pa Ш» Т, Богданович. Но, во-пер :
вых, это капля в море, & во-вторых ну
при всёх овонх достоинствах, эти кн не

ги далеки от идейной высоты Bact
яего исторического романа.

До сих пор наши детские исате
ли даже близко не полошли к зах
нейшей теме, которая должна лежать

критика

в

бу

ae

B OCHOBe HCTOPHYeCKOTO романа, —в по
теме о великом русском народе, ой ул
стремлении отстоять независимость
своей родины. ск
Котда А. Конан-Дойль писал в он
исторические романы, когда Р. Кит. ‘ль
линг прославлял. «добрую старую Ая.
тлию», они сумели найти историч ‘кр
ских героев, которые помотали BO во
питызать молодых империалистов. 6 Ц
сожалению, наши детские писатели yy;
задачи которых несравненно почет. те
нее задач Конан-Дойля ® Киплинь 9
до сих пор все еще не сумели Hat oe
ти в истории таких тероев, которые ai
мотли бы быть примером для м0 ло
дых ооветових граждан. Унылый, es
раз’едаемый фрефлексией Аким #2.
баров из книг Т. А. Богданович > > К
«Ученик наборною  хуложества» iy 0
«Горный завод Петра Ш» никак нб, 7”
может заменить блатородного и от:
важного героя, без которого не может я
быть увлекательното историческом ро- и
мана.
Хотелось бы, чтобы детекие пис» фо
тели посмотрели, каж дети разыски. РА“
вают нужную им книгу. Вот в буке °°?
нистический матазин входят дв ни
школьников. Они салятся Ba к0рточ- НЫ
ки в темном углу, там, где свалены ВУ
старые книжицы с оборванными 32- ou
тлавиями. Школьники старательно ть
раскапывают эти книжные куртаны, pa
о чем-то совещаются и наконец из-
влекают похожую на кирпич «Исто am
рию Фридриха Великого». :
— Зачем она вам понадобилась?- 3
спратниваю я у ребят. к
— А тут про войны мною нап М0
сано, — отвечают они, унося Фриде UP!
риха полмышкой. ` рол
Этб верно, в магазине новой дем НА
ской книги про войны ничего не най. ACT
дешь. По этому вопросу букикисты В
лают гораздо больше, чем Детизлат, МИ
который в издании исторической кни- ABE
TH elke не сумел добиться тото рез Ва
шительного перелома, как в издании 66
сказки, толстого журнала для детей £7
и технической  научно-популярнойл 68
КНИТИ. a пт
>;
7 AD
* эго
т
той
ri
их
Hor
влении связи межлу детскими и В
взрослыми писателями, об изжетия OF
отчуждения между ними говорилось 3H

неоднократно. Но до сих пор на деле
это He осуществлено: Писалельские
собрания, на которых обсуждаются
вопросы, одинаково важные и для
взрослой и для детской литературы,
Kak правило, проходят без участия
детских писателей.

Детской литературе не уделяется
достаточное внимание в печати, Мы
привыкли к тому, что только в дни
«праздников» печать и ортанизации
проявляют к нам особое внимание,

Так было год назад, в дни первом
всесоюзного совещания по детской
литературе. Так это происходит и се-
тодня, накануне второго совещания.
Внимание печати в детской литера»
туре носит явно каланейский х8»

«варослых» писателей. 06 устано-   рактер.

только что начавший свою деятель-
ность нисатель, блестяще справлялся
vo своей задачей. Он штурмовал твер-
дыни буржуазного общества, прони-
кая в самые его отдаленные углы и
закоулки. В его ракоказах и повестях
первого периода выведена громадная
тазлерея образов, представляющая все
классы и прослойки капиталистичес-
кого уклада.

В так называемых «босяцких» и
других рассказах он показал, какая
сила ненависти скопилась в низах
городском — населения и насколько
враждебен человечеству тот жизнен-
ный уклад, который обрекал миллно-
ны людей на голодную смерть и вы-
рождение. И все эти карфтины были
нарисованы рукой большото худо-
жника-реалиста, увидевшего мир с
точки зрения социалистическом про-
летадиата. До М./Горьком никто так
не изображал буржуазное общество,
поэтому произведения ето были но-
вым словом в литературе и в корот-
кое время завоевали их автору миро-
вую известность. Только такой худож-
ник, назавитий свою творческую де-
ятельность с всестороннего разобла-
чения капитализма, мот стать родона-
чалыником и основоположником про-
летарской, социалистической литерэ-
туры, литературы социалистического
реализма и гуманизма.

История сама создала эту преемст-
венность. межлу писателем класси-
ком пролетариата и. предшествовав-
шей ему классической литературой.
Ее основные и лучшие мотивы —^ Ан.
тикапиталистические и гуманистичес-
кие — были «продолжены» М. Горь-
ким, т. е. развиты им на новой бопи-
алистической,
тарской основе.

В статье «Беседы © ремесле» Горь-

Войдя в жизнь, он «увидел дикий ха-
OC,

своей они создавали чудовищную
тратикомедию, — роль главной терои-

ника.

—

свободу» часто

революционно-проле-

кий говорит о том, как у него сложи-
лось понимание своих творческих за-
лач и основная тема его творчества.

буйное кипение бессчисленных
мелких и крупных, совершенно не-
примиримых противоречий, в массе

НИ -в ней итрала жадность собствен-

«Трагикомедия» — He описка, так
и читать: тратикомедия. Тратедия —
это слишком высоко для мира, ле
почти все «стралания» возникают в
борьбе за право собственности на че-
ловека, на вещи и тдеё под ‘лозунтом

Sa борются

за расширение «права» экоплозтации
чужого труда. Мещанин, даже котда
он «Скупой рыцарь», все-таки не трз*
тичен, ибо страсть к монете, к 30л0ту
уроллива и &мешна. Вообще в cTa
ром мещанском мире смепгного столь“
ко же, сколько мрачного. Плюшкия
отец Гранде Бальзака нимало не тра-
тичны, они только отвратительны. Я
не ‘вижу, чем, кроме количества т8о-
римого зла, отличается Плюшкия of
мещан-миллионеров, неизлечимо боль
ных <трастью в наживе. Тратедия co
вершенно исключает понелость, неиз”
бежно присущую мелким мещанским
драмам, которые так обильно изчЕ8-
ют жизнь. Когда в зоолотическом пар*
ке дефутея обезьяны, — разве 91%
трагедия? Мы только что еступаем 8
эпоху подлинных, глубочайших и He
бывалых трагедий. их творят не 96
хилы, Софоклы, Еврипилы a Ilex
пиры, а новый терой история №
пролетариат всех стран в лице 610
авантарла, рабочего класса Союза (6
ветов; пролетариат, который дорос до
сознания ‘необходимости уничтожить
основную ‘причину всего эла и горя
жизни — частную собственность, —
дорое до сознания необходимоста
вырваться из тяжелюото, позорного пли
Ha капиталистов».

В этих словах из статьи, кашисая-
ной в 1930 году, М. Горький по су.

ние одной из ювоих главных тем, #8
чатых им еще в ранних произведени“
ях. Само вступление М. Горького 8
литературу было художественным вЫ*
ражением идеологик зынедшего #8
историческую арену новою класса,
единственного класса, способного пе
рестроить мир. И Горький качал 6
тлавното, с того, на чем остановилась
классическая литература, — © худо
зжественного уничтожения капитализ”
ма, его полного развенчания и ра35*
лачения до конца. Зрелость ве хм“
дожественной критики символизиро“
вала политическую, творческую 88“
лость русского пролетариата = #9
авантарда. Не случайно  ромаятячеч
ское творчество было лишь #20818
временным этапом в литературном
разЕитни М, Горького. Жизнь 80027“
жила его болеё мощным и острым 21
дожественным ° оружнем — метод
социалистического реализма. Но п *
мантические. произведения М. Горь&»
то сыграли чрезвычайно важную В
отромную роль в его творческом 284%
витии; Но это уже 0606ая,
тельная лема.

ществу сформулировал общее snares \ Par

cawocreds. ~