Больше помоши
библиотекам!

В налей стране нельзя не учиться, нель-
зя не расти. Социалистический строй, co-
ретский образ жизни постоянно зовут лю-
дей вперед. Необычайно выросли культур-
ные запросы советекого человека.

«Мы хотим сделаль веех рабочих и всех
крестьян культурными и образованными, и
‘мы сделаем это со временем». — сказал
товарищ Сталин на ХУШ с’езде партии.
Эти слова сбываются. Наша Родина —
страна сплошной грамотности. Осенью
прошлого года сделан еше один шаг впе-
ред — обязательное семилетнее обучение
вводится и в сельской местности. На-
стоящая, большая культура в нашей
стране — достояние всего народа.

Важнейшим очагом социалистической
культуры являются библиотеки. Источник,
знаний — книга стала постоянным совет-
чиком и другом советских людей.

Партия Ленина — Сталина, советское
правительство считают развитие библиотек
большими государственным делом. Они
неустанно заботятся о росте‘ количества,

‚ библиотек в стране, о пополнении их фон-
4 дов, о подготовке квалифицированных биб-
 лиотечных работников.

Еще в перзые годы революции, Korma
стран» боролась с голодом, разрухой, ин-
тервентами, В. И. Ленин указывал, что
стремление рабочих и крестьян «...к созда-
нию библиотек могучее, «народное» в на-
стоящем смыеле слова».

Число библиотек в напей стране растет
необычайно быстро, оно доститло 249 ты-
cat.

В Москве, в Ленинграде, наряду с сотнями
массовых, научных, специальных и дет-
ских библиотек, созданы такие мировые
пентры науки и культуры, как библиотеки
им. В. И. Ленина, им. М. Е. Салтыкова-
Щедрина. Тысячи технических и проф-
союзных библиотек начали жить вместе с
предприятиями, рожденными сталинскими
пятилетками.

Очаги коммунистической культуры 8-
жигаются сейчас в самых отдаленных
районах нашей Родины. Чукчи, коряки,
якуты пн другие народы Севера, собираясь
в клубах, в ярангах, читают и горячо об-
суждают стихи нанайского поэта Акима
Самара, повесть удэтейского писателя
Джанси Кимонко или произведения Л. Тол-
стого, М. Горького, А. Фадеева, Т. Семуш-
кина. Но проселочным дорогам между от-
даленными селами и колхозами — на Кам-
чатке, в Хабаровеком крае, в Тувичекой
автономной области — круглый год кур-
сируют специально оборудованные автомо-
били. Они лостазляют колхозникам самую
разнообразную литературу. ;

Нигдо в миро нет такой глубокой любви
5 книге, такой колоссальной армии чита-
телей, кзк у нас. в стране, строящей ком-
мунизм, В созлании новых библиотек кров-
но заинтересованы миллионы тружеников.
Прекрасная мысль возникла на Украинё—
создать колхозные библиотеки в каждом
селе. Эта мысль подхвачена сейчас во мно-
гих концах нашей страны. В Омской обла-
сти насчитывается 2.397 колхозов, ив
каждом из этих колхозов есть теперь своя
библиотека. 9то, несомненно; большое
культурное достижение партийных и совет-
ских организаций Омской области. и оно
может и должно быть поставлено в пример
многим другим областям!

Библиотека является родным домом для
советского человека. Библиотекарь, — если
он любит св06 дело, если он с любовью
организует свой труд, пользуется глубо-
Ким уважением у читателей. Он их на-
ставник. друг, разумный советчик, повсе-
дневно пюлюгающий их духовному росту.
Tak же, как и учитель,
карь — великий труженик на поприще на-
родного просвещения. И сколько истинно-
благородного, в высшей степени важного
для страны и народа заключено в скрем-
ном, кропотливом труде библиотекаря!

Сельский библиотекарь Мария Лавыды-
чева, простая крестьянка, в которой 0к-
тябрьская революция пробудила страстное
влечение к книге, 32 года назад создала в
своем родном селе Великом Ярославской
области небольшую библиотеку, собрав в
ней сначала всего только. 200 книг. Ме-
много было на первых порах и читателей
В этой библиотеке. А сейчас на библиотеч-
ных полках в селе Великом около 13.000
книг. Мария Давыдычева бессменно в те-
чение. 32 лег руководит библиотекой.
Книжными богатствами ее пользуется око-
ло 2.000 колхозников. Многим из них на-
до было прививать вкус к книге, помогать
правильно разбираться в прочитанном, на-
правлять их чтение, руководить им.
Сколько любви к своему делу, сколько
любви к человеку и заботы о нем нало

было вложить в свой
труд, чтобы побиться
таких результатов! Tlo-
HATHO TO огромное ува-
жение, с которым отно-
CATOA к своему библио-
текарю в селе Великом.
А таких, как Мария Да-
выдычева, — сотни и тысячи в нашей
стране.

Влючом к дальнейшему развитию биб-
лиотечного дела является сейчас живая
помошь местных советских и партийных
организаций городским и сельским библио-
текам. Там, где местные организации отда-
ют себе полный отчет в том, какую огром-
ную роль играют библиотеки в коммуни-
стическом воспитании народа, там, гле они
по-настоящему руководя? их  деятель-
носзью, оказывая им реальную помощь, —
там книжные фонды непрерывно растут,
формы массово-политичеекой работы  ста-
новятся все богаче и разнообразнее, их
идейное воздействие на массы — сильнее

библиоте-

ИНЕТА

и глубже. В Горьковской области успенгно
работает Каменская сельская библиотека.
Читательские конференции, которые она
проводит, привлекают тысячи людей. В
организации этих конференций участвуют
партийные организации района. пропаган-
дисты райкома партии. Обсуждение прочи-
танных книг здесь тесно связывается ©
жизнью района, с ‘боевыми, политическими
И хозяйственными задачами.

Опираясь на помощь партийных и совет-
ских организаций; армия библиотекарей на-
щей страны в своей богатой повседневной
практике создает все новые и новые: мето-
ды массовой работы с читателем. Muoro-
образные формы пропаганды книги — чи-
тательские конференции, выставки, библио-
графические обзоры литературы, ‘лекции,
литературные вечера с широким привлече-
нием интеллигенции — применяют в своей
работе лучшие библиотекари. Тугулымская
районная библиотека Свердловской области
посылает своим читателям, живущим в
различных уголках района, книги по поч-
re, a Мензелинская районная библиотека
Татарской АССР образцово организовала
помощь своим читателям, изучающим про-
изведения классиков марксизма-ленинизма.
Таких примеров много.

Но там, где библиотекарь пе получает
  повседневной поддержки местных организа-
ций, библиотеки нередко оказываются в тя-
желом положении. Наглядным примером
тому может служить библиотека Пролетар-
ского района города Калинина. Располагая
фондом в 15 тысяч книг, обслуживая 6 ты-
сяч читателей, эта библиотека помещается
в одной комнате.

В очень тяжелом состоянии — респуб-
ликанская библиотека Коми АССР. Злание,
которое она занимает, разрушается. В биб-
лиотеке большая теснота, негде размещать
новые книги, и они складываются штабе-
лями. В читальном зале могут помещаться
только 40 человек.

Комитет по делам культиреветучрежде-

ний прн Совете Министров РСФСР неодно-
кратно ставил перед Советом Министров
Коми АССР вопросе o постройке нового
здания: для республиканской библиотеки.
Совет Министров Коми АССР, между тем,
упорно отмахивается. от этого.

В плохие условия поставлена Ачитекая
районная библиотека Свердловской обла-
сти. Попасть в нее можно только че-
рез зрительный зал Дома культуры. В сы-
DOM, холодном помещении книги нортятся и
покрываются плесенью: :

Стыдно должно быть руководителям этих
партийных и. советоких организаций, лопу-
скающим, чтобы библиотеки находились в
подобном состоянии!

Секретари райкомов партии, председате-
ли ‘исполкомов, руководители предприятий,
школ, в ведении которых находятся биб-
лиотеки, обязаны повседневно заботиться
06 их нуждах, 0 том, чтобы в библиотеке
было всегда уютно и тепло, чтобы она бы-
ла снабжена необходимой мебелью и 060-
рудованием, чтобы библиотечные работни-
ки росли политически и культурно.

Там, тде нет такой заботы, на полках
библиотек подчас книги лежат целыми го-
дами без движения, а сам библиотекарь
превращается в механического раздатчика
книг. Читательский актив таких библио-
тек не растет. .

Многое могут и должны

слелать для

библиотек местные писательские организа-.

ции, Их прямой долг и прямзя  обязан-
ность — участвовать во всей идейно-по-
литической работе библиотек, требовать
от местных организаций реальной помоши
ИМ.

Библиотеки — важный участок  идео-
логического фронта. Армия советских биб-
лиотекарей находится на передовых пози-
циях борьбы за коммунизм. Активно уча-
ствуя в политической, хозяйственной и
культурной жизни нашей страны, библио-
текарь помогает партии и правительству
  воспитывать советский народ в духе вели-
ких идей Ленина-—Сталина.

КНиТА И ЖИЗНЬ

РОСТОВ-на-ДОНУ. (Специальный кор-
респондент «Литературной газеты»). В
хутор Божковку, Каменского района,
с‘ехался народ из шести окружных колхо-
зов: прелселатели, ‹ бригадиры, ‘рядовые
колхозники. На повестке лня был один
вопрос: строительство межколхозной ги-
дроэлектростанции.

Собрание это — чисто деловое, производ-
ственное — началось... с обсужления рома-
на С. Бабаевского «Кавалер Золотой
Звезды». Речь шла не только о хуложе-
ственных качествах романа (он прочитан
на Дону, кажется, всеми — от школьников
‘до стариков): На собрании изучали органи-
зационный опыт устьневиновиев.

— То. что сделали в Усть-Невинской, и
нам по-плечу, — говорил секретарь  пар-
тийной организации колхоза. имени. Первой
Конной армии тов. Н. Рогачев. Если со-
считать силы шести наших колхозов, то
станет ясно, что мы можем построить на
речке Лихой сразу лвё плотины и соору-
дить гидроэлектростанцию. ‘Здесь. конечно,

неизбежны трудности, но’ вспомните, как
добивались цели Тутаринов и его по-
MOULHHKI...

Тутариновский почин оказался настолько
убедительным, что решение о строительстве
гидроэлектростанции методом народной
стройки было принято единодушно.

Это не единственный случай. когда худо-
жественное произведение активно помогает
строить жизнь, В областном отделе куль-
турно-просветительной работы недавно
подсчитали: за последние два года в го-
Родах и селах Дона проведено свыше ты-
сячи читательских конференций и литера-
турных вечеров, И каждый pas после
обсуждения, например, «Кавалера Золотой

Звезды» С. Бабаевского, «Счастья» П. Пав:
ленко или «От всего серлца» Е. Мальцева
в колхозвую жизнь обязательно приходило
какое-либо новшество, ‘навеянное этими
произведениями.

Перелистываешь ‘решения таких конфе-
ренций и читаешь: «Ускорить © переплани-
ровку хутора по архитектурному проекту»;
«Гидростанцию строить в нынешнем году,
а не в будушем»; «Создать колхозный
парк культуры и отлыха»...

В решении читательской конференции,
состоявшейся на хуторе Малая Каменка,
было записано: «Включить Малую Камен-
ку в государственную — высоковольтную
сеть, работать методом народной стройки»,

Электрификация, а ‘затем и радиофикания  ры в Москве вызвал новый пол’ем творче-

были завершены в самый короткий срок.

И вот представьте себе вечер, колхоз-
ный сад. Темно и тихо вокруг, хотя сад

заполнен наролом. Девичий голос читает нему периоду жизни вылаюшегося казах-
‚ского мыслителя Абая. Г. Мусрепов закон-

oe пьесу «Амангельдых», Г.
HO-

главу из романа «Кавалер Золотой Звезды».
Когла диктор дохолит ло того места, г
Сергей Тутаринов включает рубильник
вой электростанции. вся станица — жилые
дома колхозников, улицы, сад — вдруг оза-
ряется ярким электрическим светом.

— Ну, вот теперь и У нас, как в Усть-
Невинской, — говорят
не только у нас. Скоро загорится электри-
чество в Акатновке, Гунлоровке, Попов-
ке — весь район будет электрифицирован...

Читательские конференции — эта одна из
вовых форм пропаганды лучших  про-
изведений советских писателей — приобрели

широкую популярность в области. Почин в! СКОЙ литературы,
 рял их недостатков.

этом ‘большом и интересном деле приналле-
жит библиотекам. 4
Н, НИКИТУШКИН

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

№ 2 (2593)

Мы печатаем сегодня сообщения, по-
лученные от группы выдающихся уче-
ных нашей страны, 0б их творческих
планах на 1950 год.

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ
Н. Я. МАРРА

0с0б0е внимание советских языковедов
обращено сейчас на разработку научного
наследия академика Н. Я. Марра, осново-
положника материалистического учения 0
языке. В этой связи серьезное значение
приобретает составление учебников для
высших учебных заведений. В чаетноети,
сейчас составляются три труда: «Введение
в языкознание» — учебник для студентов
первых курсов университетов и пелагоги-
ческих институтов, учебник по общему
языкознанию — для студентов старших
курсов университетов и «Академик Н. Я.
Марр и советское языкознание» — пособие
дая студентов старших курсов и аспиран-
тов. Работа ведется коллективом сотруд-
ников Института языка и мышления Ака-
демии наук СССР при моем участии. Она
будет продолжаться в течение всего 1950

О Е a

Среда, 4 января 1950 г.

ТЯ

тересам социалистического хозяйства. Для
решения этой задачи лично мной за пол-
столетия собраны огромные материалы,
исчисляемые многими тысячами об’ектов
и относящиеся к породам сельскохозяйет-
венных животных европейских стран и
республик Средней Азии. Разработкой этих
материалов я и буду заниматься в новом
году.
Акад. Е. ЛИСКУН

НОВЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ

вое издание моей книги «Сингулярные
интегральные уравнения». Эти уравнения,
теория которых разработана за последнее
десятилетие главным образом силами co-
ветеких математиков (в частности rpy-
винских), находят эффективное примене-
ние в различных прикладных  диециоли-
нах, как, например,  гидрозэромеханика,
теория упругости и т. х. Первое издание
книги выпущено в 1946 году. С тех пор
получены многие новые результаты. раз-

ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ 7

Основное свое внимание я уделяю Газ-
работке проблемы происхождения жизни,
которую изучаю уже 27 лет. В начае

\

над третьим изданием своей книги «Bos-

ществ.

никновение жизни на Земле», которая бу-
дет значительно дополнена в сравнении
сео вторым. Я включаю в него новейпите

результаты исследований советеких  y4e-
ных в области сравнительной биохимия
и достижения мичуринской биологии.

В экспериментальной области я б\у
продолжать изучение химических иро-
цессов, совершающихея в коаперватных
системах. Напомию, что это такое: При

смепгивании белков их молекулы 0б’еди-
HAWTCA в Молекулярные рои;: когда такой
 рой достигает большой величины, он вы-
`Деляется из окружающего раствора в #0р-
ме капли, видимой под микроскопом. Это
и есть коацерватная капля. Выделение
коацерватных систём — определенная сту-
пень той эволюции малерии, которая при-
вела к возникновению жизни. В этих кан-
TAX заложены свойства. которые при оп-
ределенном течении эволюции привели к
возникновению ‘простейших живых ¢y-

Акад. А. ОПАРИН

УЛУЧШЕНИЕ
ПОРОД СКОТА

Предполагаю в 1950 тоду продолжать
работу По вопросам  породообразования.
Чем лучше породы сельекохозяйственных
животных, тем быстрее можно добиться
от них увеличения продуктивноети, повы-
шения хозяйственных и племенных ка-
честв. Советская зоотехническая наука
должна вооружить нашу практику  мето-
дами получения наиболее высокопродук-
тивных и жизнеспособных животных, ©н0-
собных наиболее полно удовлетворять ин-

а

С пленума правления
ССП Казахстана.

В Алма-Ата состоялся пленум правле-
ния Союза советеких писателей Казахской
ССР, посвященный вопросам литературной
критики. Вступительное слово сказал
М. Ауэзов. С докладом «0 состоянии и за-
дачах критики в казахской советской ли-
тературе» выступил председатель правле-
ния ССП Казахстана С. Муканов.

Докладчик подчеркнул. что профеесио-
нальная казахская * литературная критика.

ко в советское время; она росла одновре-
менно со всей казахекой советской лито-
ратурой. Критика помогала советеким пи-
сателям Казахстана в повышении идейно-
художественного уровня их произведений,
вела борьбу с буржуазно-националиетиче-
ской идеологией.

Оценивая нынешнее состояние казах-
свой литературной критики. 0. Муканов
отметил, что она еще ‚отетает от общего ли-
тературного развития и не отвечает новым,
ветавшим перед ней задачам.

Руководствуясь историческими  рэше-

колхозники. — Да и  Тературной критики

ниями: ЦК ВКП(б) по идеологическим Bo-

значительные произведения, как романы
«Абай» М. Ауэзова, «Миллионер» Г. Му-
стафина, «Солдат из Казахстана» Г. Мус-
репова, пьеса «Дружба и любовь» А. Аби-
шева. Усиех лекалы казахской литерату-

Казахстана.
новый роман
посвященный послед-

ской активности писателей
Ауэзов опубликовал
«Акынлар Агасы»,

Мустафин —
пьесу по сюжету одноименного романа
«Миллионер». Т. Жароков выступил с
поэмой «Лес в пустыне зашумел».`

К сожалению, в области казахской ли-
нельзя назвать ни
одной сколько-нибудь серьезной книги.
Характерно. чо и ни на одно из новых
художественных произвелений критика до
сих пор в печали не отозвалась.

Касаясь отдельных произведений казах-
докладчик указал ва

Олнако в литературной ‘критике ни ло-

’, издание.

года с тем, чтобы выпустить книги ву
1951 году.
Акад. И. МЕЩАНИНОВ
} j
ПРОБЛЕМА

1950 года рассчитываю закончить работу“

нилей Л. Вватьа неизвестный

вивающие теорию этих уравнений. Ими и
будет дополнено  подготовляемое второе
В новом году я булу работать
также нал составлением основного курса
теоретической механики для унизвереите-

тов, который предполагаю закончить в
11951 году..
Акад. Н. МУСХЕЛИШВИЛИ
ВУЛКАНЫ

И МЕТЕОРИТЫ

“UE исследования я веду в области
вулканологии, геологии и  метеоритики.
Вулканология дает много ценных данных о
 строении земной коры, ee движении. В
последние годы я провел ряд экспедиций
 в Армению и на Камчатку. Эти экепеди-
Гцки дали громадный материал, изучением
которого я буду заниматься и в наступив-
шем году.

Изучение медно-колчеданнях
дений Урала еше во время
нам возможноеть выдвинуть новую тео-
рию формирования этих руд. В. ближай-
шем будущем предстоит развить эту т69-
‚рию в более обобщенном

месторож-
войны

рождений.
Новые и интересные данные получены в
процессе нашей работы по составлению

демии наук СССР. Так. обнаружен, на-
пример, и подробно изучен моей сотруд-
до сих пор

34 doe!

зародилась и получила свое развитие толь-,

просам, казахские писатели создали такче

статей. обобщающих Творческий опыт
  литературы. ,
Ведущиие писатели ве выступают с

ния We капелек и обломков планет на
пути к земле под влиянием внешних воз-
‚ действий.

Акад. А. ЗАВАРИНКИЙ

`КАТАЛИТИЧЕСКИЕ
ПРЕВРАЩЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДОВ

Я занимаюсь сейчае вмесле 0 своими
сотрудниками исследованиями в области
каталитических превращений  углеводоро-
дов.   :

: Акад. Н. ЗЕЛИНСКИЙ

сателей фактически не получают лолжной
оценки. В этом, прежде воего, повинны т
критики, которые живут в отрыве от ка-
захской советской литературы и не при-
нимают активного участия в ее повсо-
дневной жизни. Многие из них, как, на-
пример, Е. Исмаилов, Б. Кенжебаев и др.,
32 последние годы всецело отхалиеь ис-
следованиям литературы прошлого, & проб-
лемами современной казахской’ литерату-
ры занимаются. от случая в случаю..

В периодической печати, на’ страницах
республиканеких газет и журналов трулно
найти крятические статьи, в которых се-
рьезно разрабатывались бы насущные во-
просы казахской советской литературы.
Докладчик приводит такой пример. В 1948
году Иазахское государственное издатель-
ство выпустило 60 книг хуложественной
литературы, но только об одиннадцати из
них появились рецензии.

Теоретический уровень опубликованных
статей и рецензий очень низок, в них нет
глубокого анализа произведений. Конкрет-
ный разбор илейно-художественной ценно-
ети книг некоторые критики. не знающие
жизни, подменяют общими фразами, по-
верхностными замечаниями или беглым
пересказом содержания. Недостаточно вла-
дея маркеиетско-ленинекой теорией. кри-
тики обнаруживают беспомощность Bd
многих Теоретических вопросах, не умеют
определить, насколько TO или иное хуло-
жественное произведение отвечает принци-
пам социалистического реализма. Большой
пробел в литературной критике Казахста-
на — отзутетвие обстоятельных обзорных

критическими статьями, разрабатывающи-
ми насущные проблемы развития казах-
ской советской литературы.

Докладчик остановился также на от-
дельных работах русских критиков в Ка-
захотане. Он выразил сожаление, что о
языке и стиле казахских писателей по1-
час берутся писать критики, не владеющие
казахским языком и не знакомые с про-
изведениями в оригиналах. ‘На страницах

Г 1950 году намечаю подготовить Be oats

дало

и расширенном
виде в приложении в другим типам MecTO-

общего обзора коллекции метеоритов Ака-

метееритах ‘волосодержащий минерал.
Кроме того, удалось выяснить ‘процессы!
изменений, которым  подвергалиеь Mereo-

риты после их первоначельного образова-

ЗИ ЕО ЯНА И FLL a kn ОЕ ee eee

Советская наука в 1950 году

10 38 печатных листов, уже полготовлен

’ крупных работах в Эстонской ССР по ocy-

‚ве учения И. В. Мичурина и Т. ДЛ. Лы-

a =. 2

Сотни кшриных
магазинов

КИЕВ. (По телефону). Спрос на КЕИГИ,
в частности, на художественную литерату-
ру, растет из гола в год, о чем свидетель-
ствуют итоги, подведенные недавно укра-
ичскими книготоргующими организациями.
План продажи книг они выполнили в
1949 году на 110 процентов. В сравнении
с 1948 годом читатель приобрел книг на
48 миллионов рублей больше,

Особенно возрос спрос на произведения
марксизма-ленинизма. Свыше 200 тысяч
человек являются подписчиками  произ-
ведений В. И. Ленина и И. В. Сталина.

Полностью была реализована полписка
на сочинения классиков русской литерату-

Цена 40 коп.

ры — Пушкина, Гоголя, Некрасова, Jlep-

ТРИ монтова. Разошлось по подписке и новое
ИССЛЕДОВАНИЯ издание произведений Тараса Шевченко.
Я предполагало * выполнить три иселедо- Книги Cons Les NHCAaTEeJIeH, Payee TOR
вания о нашествиях. которым подверглась   Сталинской премии, раскупаются  нарас-
наша Родина © ХУШ по нынешний век. ХВат.
Это — вторжение шведов 1708—O09 rr., Непрерывно расширяется книготоргую-

щая сеть. В минувшем году в республике.
  открыто 420 новых книжных магазинов,
  киосков и лотков. В новом году будет от-
крыто еще 350 книжных магазинов и 200
киосков, в большинстве своем в сель-
ских местностях.

a 1

нашествие Наполеона 1812 r. uw Hanare-
ние немецких Qaluectos mn их сообщников
1941 —45 гг. Первый том. об’емом око-

& печати. 1950 год почти полностью будет
занят у меня обработкой уже собираемых
мною материалов о Великой Отечественной.
войне 1941—45 гг. так как эта третья
в настоящий момент более наетоя-
тельно необходима и политически з1000-
дневна, чем вторая. В 1950 году начнется,
печатание в издательстве Акалемии наук
СОСР переработанных и дополненных двух
томов моего труда «Крымская война».
Акад. ЕВ. ТАРЛЕ

Премии имени
Абая и Джамбула

АЛМА-АТА. (Соб. инф.). Совет Маянист-.
ров Казахской ССР присудил премии име-
ни Абая и Джамбула за выдающиеся про-
изведения в области казахской литерату-

УЧЕНЫЕ ры и искусства.
И ПРАКТИКИ Первая премия именн Джамбула в раз-
Всесоюзный институт растениеводетва,   МЕРЕ 20 тысяч рублей присуждена писате-

которым я руковожу вто филиалы и feu   лю Габидену Мустафину за книгу «Мил-

ные станции будут вести работы по выпол-
цению сталинского плана преобразования
природы. Лично я буду участвовать в

лионер», показывающую расцвет колхоз-.
ного строя в Казахстане. у

Второй премии имени Абая (в размере
пятнадцати тысяч рублей) удостоена поз-
ма Таира Жарокова «Лес’в пустыне зашу-
мел».
Первая премия имени Абая не присукда-_
лась.

шению болот и использованию их для зем-
леделия и лесного хозяйства.

Наиболее важными в моей личной ра-
боте являются вопросы осеверения: сельско-
хозяйственных растений и организапия в
колхозах и совхозах исследований, направ-
ленных к повышению общею уровня
культуры земледелия. В 1950 голу будут
продолжены работы по осеверению тепло-
любивых овошных культур, а также ви-
потрада, чая, цитрусовых и южных кор-
мовых и декоративных растений на осно-

}

Неизвестные автографы

Н. А. Некрасова

красова.
сенко. Одним из самых важных разделов   “P

мозй работы я считаю вовлечение перело-
викоз сельского хозяйства в совместную
творческую работу.

Акад. И. ЭЙХФЕЛЬД

Роман Некрасова «Жизнь и похождения
Тихона Тросникова», считавшийся утрачен-
ным, был опубликован, как известно,
1931 году по рукописи, найденной ленин-
гралским профессором В. Евгенъевым-Мак-
симовым. Сейчас
зыскал еще один отрывок, связанный с ро-\
маном о Тросникове. Статья об этом нана-
чатана в очередном томе «Ученых записок:
Ленинградского университета
А. А. Жданова. }

Научная сотрудница Одесской государ-\
ственной библиотеки М. Копыленко обня-
ружила автограф стихотворения «Деревен
ские новости». Он ненен тем, что дает не
сколько новых вариантов текста,

В одной из книг библиотеки казанско-
го краеведа и коллекционера В. Еге-
рева обнаружен автограф «Родины». Дар-
ственная подпись, сделанная Некрасовым
на этой книге, гласит: «А. Ф. Лихачеву
от автора». Лихачев — видный этнограф. \
археолог и нумизмат — находился в рол-
ственных отношениях с семьей Панаевых

Найденный вариант
‚ранний из всех известных

ОТКРЫТИЯ
РУССКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Отделение истории географических зна-
ний, которое я возглавляю в Географиче-
ском обществе Союза ССР, поставило одной
из своих целей установление приоритета
в ряде открытий русских географов,
бесстрашных исследователей «белых пятен»
земного шара. В наступающем голу должна
выйти в свет написанная мною по предло-
жению Детгиза книга для детей старнего
возраста «Великие русекие путешественни-
ки». В книге, представляющей собой серию
очерков, я рассказываю о странетзованиях
замечательных русских землепроходнев и
путешественников.

Мне поручено завершить в наступаю-
шем году труд, начатый 20 лет назад, —
подготовить второй том книги «Географи-
ческие зоны Советского Союза». Кроме то-
№, мне предетоит в этом году дополнить
новыми материалами и переработать для
третьего издания книгу «Природа ССР»,
выпустить в свет третий и заключитель-
ный том труда «Рыбы пресных вод СССР».

автографов и
Некрасова.

были известны. В них дана

рт этот важнейший процесе с чисто

характеристика безвременно скончавшейся.
сестры поэта Елизаветы Алексеевны.

‚Акад. Л. БЕРГ

ую, принципиальную литературную критику

захской литературы с русской литературой

На отсутствие серьезных теоретических.
критик М. Ритман-Фетисов. Но он рассма-

работ,
отдельных жанров казахской советской ли-
‚Тературы. указывали поэты А. Тазкибаев
й Х. Джумалиев.

формалистической точки зрения. Так, в
статье о Горьком и казахской литературе
он судит о влиянии Горького на творче-
ство казахеких писателей лишь по внеш-
ним признакам. Поэтов и прозаиков, в
чьих произведениях . встречаются слова
«сокол», «буря», «буревестник», критик
механически  зачисляет в последователи
Горького. но не раскрывает всей тлубины
илейного влияния Горького на этих пи-
сателей. В статьях о Джамбуле М. Рит-
ман-Фетиеов «анализирует» поэтику
Джамбула, не зная языка оригинала.

— Казахская литературная критика —
сказал в заключение С. Муканов,—лолж-
на рептительно перестроить свою работу,
Достойно отвечать на возросшие запросы

уровне критических работ, опубликован-.

и альманахе «Казахстан». Примером мо-

в статьях М. Ритмана-Фетиеова и А. Бра
гина указывали писатели
Д. Спегин. ЛД. Рябуха, М.

‚ ство» В. —Джармагамбелов

ных произведений, воспевающих. боевые и
трудовые подвиги советских людей.
В прениях участники пленума горячо

знал лонушенные в его работах олтиб-

тиковали правление ССП Казахстана. 3
также релакиии журнала «Алебиет жаче
альманаха «Казахстан» за то. что борьба   блемноеть».
за принципиальную бельшевистекую кри-
тику еще не стоит в центре их повее-
дневной деятельности. Правление ССП, его

литературной критики, касались и лрутих
вопросов развития казахской советской

ступление залачам пол’ема литературы для

также. что срели некоторых велуших ка-
детей и юношества. В позниях высказа-

захеких писателей еще бытует. нетерпи-

Канлилат филологических наук, лирек-
тор Института языка и литературы Акале-
мии наук Вазахской ССР М. Габлуллин со- секретарь ПК КП(б) Казахстана тов.
общил пленуму о работе института. науч-   И. `Омаров. On охарактеризовал ближай- о
выми силами которого создается четырех-   шие творческие залачи
томная. история казахской литературы. Он   ганизации Казахетаня п потчеркнуя Ba-
отметил, что ло сих пор. литературными   стоятельную необходимость развертывания
критиками не созлано больших монографи-   боевой. принияниальной
ческих работ о современных казахских пи- тики. о пронизанной

мов, Т, Ахтанов п другие.
В конце заседания © печью выступил

идеями партийностя,

альманаха «Казахстан» часто выступают

стижения, ни недочеты в творчестве пи-

со статьями о. творческой взаимосвязи ha-

сателях; это затрудняет ‘создание петории
казахской советской литературы.

дологией,

строк, которые до сих пор совершенно не
поэтическая

освешающих проблемы развития

Писатели Т. Сагимбаев. М. Ахлнжанов.
й другие говорили в низком теоретическом.

ных в журнале «Адебиет жане искусство».
жет служить крайне беспомошная статья’

Т. Нуртазина о романе М. Ауэзова «Абай». if
На бэеприниипноеть и серьезные outed

П. Богданов,
Лихачев п ap,
Релактор журнала «Адебиет жане HCKYC=
рассказал
© мерах, принимаемых новой релколлегией  ,

для повышения  идейно-хуложеественного
читателей, активно помогать писателям в уровня скурнала.
создании  высокоилейных  художествен-  Критик Е. Исмаплов полностью при-.

вл. обещал выправить их и чаще выслу- 1
пать 20 статьями по актуальным пробла-.

товорили о нелостатках казахской литера-  мам казахской советской литературы. Ho
Турной критики и путях ее улучшения.   ВИКоГго He  уловлетворило выступление!
Многие из выступавших справедливо кри- Б, Кенжебаева. пытавшегося «оправлать» }

примитивноеть своих критическах сужче-
ний тем, что его статьи якобы сильно со-
искусство» («Литература и искусство») и кращают и этим «выхолащивают их про-.

Участники пленума, обсужлая проблемы.

о Е Pe ее cad литературы. Секретарь ПК ЛЕСМ Казах-.
: Coe re тан . Кунанб BATH A ы-
занимаются их воспитанием, Отмечалось   (ТНа С. Бунанбаев посвятил свое вы

мое отношение к критике.   Лись также писатели Г. Сланов, А. Кошу-.

писательской 0р-*

литературной кри-

вооруженной марксистско-ленинской мето- {

В Ленинграде, Одессе и Казани обнару-
жен ряд неизвестных автографов Н. А. Не-

аспирант А. Гаркави ра-

В

{
}

«Родины» — самый
$
авторизованных копий этого стихотворения
В автографе имеются восемь’

i

i
a

x

it

р

Е

сих

а as

Spam ae