Чижлатели

о Книгах

Мы, студенты Ленинградского’ педагоги-
ческого института имени А. И. Герцена,
прочитали «Открытую книгу» В. Каверина,
тубликованную в журнале «Новый мир»
(№№ 9. 10 за 1949 год), и решили вы-
разить наше коллективное мнение на стра-
ницах «Литературной газеты».

Мы знаем В. Каверина как автора «Двух
капитанов», книги о судьбе мальчика Ca-
ни Григорьева, на чью долю выпало разга-
дать загадки и тайны, связанные с путе-
ществием капитана Татаринова. смелого
открывателя новых земель. (Нам полю-
билась мужественная книга, ‘исполненная
романтики исканий и подвигов. рассказы-
вающая 06 отважных русских ‘землепроход-
цах и о героических совелеких людях. Она
воспитывает в нашем юношестве лействен-
ную любовь к Родине, отвагу, находчивость,
умение бороться с препятствиями и побеж-
лать их. Герой книги— хозяин своей судь-
бы, он смело смотрит в лицо будущему.
Тем более странно и обидно было Нам чи-
тать «Открытую книгу» — новый ‹ роман
В. Каверина.

Этот роман,
ды жизни,

«Открытая книга»; как- сказано во
вступлении, представляет собой первую
часть задуманного автором, произведения о
жизни советского врача Татьяны ’Власен-
ковой. Эта первая часть посвящена дететву
п юношеским годам героини.

Главная героиня книги’ Tana Власен-
кова, казалось бы, припадлежит к тому’ по-
колению лтодей, которые росли и мужали
под гром сражений на фронтах’ граждан-
ской войны, вступали в жизнь, как вету-
нают в бюй, вместе с Павлом Корчагиным
боролись с голодом и разрухой, восстанав-
ливали железные дороги, строили новые
заводы и новые города на просторах Сиби-
ри, в дальневосточной тайге.

Хронологически биография Тани дейет-
вительно совпадает с жизнью этого герои-
ческого поколения. Детство Тани. малень-
кой судомойки, дочери полунищей гадал-
ки, проходит в заштатном провинциальном
городке Лопахине. После революции Таня,
уже комсомолка, окончив школу, сначала
решает етать актрисой. Она едет в Петро-
трах. Но актрисы из нее не получается.
Таня проваливается на экзамене в Инети-
туте экранного искусства и «е горя» по-

№ сожалению, лишен‘ прав-

ступает в медицинский институт. Сначала,

она учится 063 особого энтузиазма, но нео-
жиданно увлекается микробиологией и от-
врывае в

деревню. Этим кончаелея первая книга.

Как, в сущности, далека героиня от сво-
их славных сверстников и современников!
В ее характере — ни одной ‘черты нашей
молодежи, смелой, жизнерадостной. не боя-
щейся препятствий. В узком, камерном,
сивно герметически ‘закрытом мирке про-
текает ве жизнь.

Крайнее недоумение вызывают уже пер-
вые одинналиать глав этого романа, об’еди-
WRN заглаечем «Первые страницых».

Не успевает читатель раскрыть книгу,
как сразу же раздается выетрел; который
едва не убивает главную героиню. Она ра-
нена шальной пулей во время дуэли двух

себе способности к научно-
исследовалельской работе. Окончив меди-
цинский институт, Таня едет работать в

то роковым образом связана с семейством
рн тонной дамой Агнией Петров-
ной,

покрикивающей на «людей», св ве
сынком гимназистом Митенькой, который
совершенно так же; как и его мамаша,
«грозно» разговаривает с гостями кухарюи,
с его братом Андреем, юношей, в котором
«гениальность» причудливо сочетается с
придурковатостью. ‚в Глашенькой — лопа-
XHHCKOH красавицей, левицей неопределен-
ных занятий, из-за которой Митя стрелял-
ся на дуэли. : }

С первых же страниц романа начинаелт-
ся целая серия нудных любовных увлече-
ний, у всех героев — несчастная любовь. и
все «стралают»: Митя по Глаше, Таня по
Мите, Андрей по. Тане, Митя ревнует Гла-
шу к Раевскому,, Таня ревнует Митю к
Глаше, a Глаша неожиданно накануне
свадьбы с Митей убегает от него с’ гимна-
зистом Раевским, несмотря на злювешие
предсказания гадалки, Таниной матери. И
вся эта чехарда тах и не прекращается ло
конца книги, заелоняя собой все то, что
связано с главной темой произведения —
идейным. духовным формированием совет-
ской девушки, будущего врача-исслелова-
теля. а.

Автор вводит нас в какой-то странный,
словно неживой мир, в котором  дей-
ствуют. не люди, а какие-то непонятные
фигуры, похожие на манекены, совершаю-
щие столь же непонятные. поступки. И са-
мое главное не в том, что вое «непонятно»,
а в том, что читатель и не стремится, не

хочет разбираться в жизни обитателей

этого чуждого и ничем не интересного ему
мирка. А автор всеми еилами пытается
«заинтересовать»

ниями, которых никогда не бывает в жиз-
ни, нарочитыми недомолвками,
на какие-то «етрашные», но. по сути дела,

очень скучные и пустые тайны, расекл-

зом о «роковых» страстях, об «ужасной»
любви и т. д. ит. п.

В годы революции внимание главной
героини попрежнему поглощено однообраз-
ными любовными историями; в которых с
переменным успехом выступают Mura,
Раевский и Глашенька.

Очень характерно, как понимает Таня
революцию. Оказывается, весь CMBICI Be-
ликих Октябрьских событий сводится к то-
му, чтобы Таня перестала завидовать бо-
галой девочке Лельке, обладательнице зая-
чьей муфточки, «тем более что заячья

муфточка давно облезла, и даже если бы

меня озолотили, я бы все равно не стала
с нею ходить».

Оказывается, ‘что гимназист-дуэлянт, в
сущности, бездельник Митенька стал
«ужасным» активистом и революционером,
и вообще лопахинская гимназия неожидан-
но предстает перед нами как чуть ли не
главный очаг революционного движения!
Не случайно, что митенькин соученик и
«соратник» Рубин «ругал нашу школу и

говорил, что гимназия была хороша своей
дисциплиной»,

Й вот Таня — в обществе этих «активи-

стов-гимназиетов». Именно они, — пытает-
ся уверить нае писатель, — а не предета-
вители рабоче-крестьянской молодежи со-

читателя странными сю-
жетными ходами, удивительными совпале-

намеками

ставляют главное ядро комсомольской орга-
низапии города. Трудно придумать более
Раевского, неленую карикатуру на жизнь и деятель-

Полуживую Таню вносят в дом Львовых.   ность нмших комсомольцев 20-х годов!
Девочка проводит здесь несколько нелель.   Вместо того чтобы заниматься делом, Таня
С тех пор она на всю свою жизнь каким-  и ее друзья рассуждают 06 «антропоцен-

тимназистов — Mura Львова и Роберта

тризме», «психологическом олиночеетве», о
равноцпенности «плохих» и «хороших»
чувств и 0 том, что «мировоззрение не
играет существенной роли» для’ таланта.
Все это напоминает кружки дореволюцион-
ных гимназистов. далеких от революции,

Не удивительно, что Таня. решавшая
связать свою судьбу с искусством, даже не
залумываетея 06 общественном смысле сво-
ей будушей деятельности. Она любит не
искусетво, а себя в искусстве, —отеюда ве
назойливо повторяющиеся мечты о булушей
славе, полные самовлюбленности, любова-
ния cool. у

Потерпев первую неудачу на этом по-
прише, Таня сразу же отступает, отказы-
вается от того, что считала самым завет-
ным своим желанием. Выслушав совет по-
други: «двигай на медицинский! не проиг-
раешь», — она решает «двинуть» на меди-
цинский. Е

Третья часть книги называется «Сту-
денческие годы». Нужно сказать, что
жизнь и учение ленинградеких студентов
изображены в книге не многим лучше, чем
деятельность «лопахинских комсомольцев».
Таня много рассказывает нам о свойх
новых друзьях, но, пожалуй, единственный
запоминающийся образ среди них — Маша
Коломейцева, пустая девушка, «у которой
все невольно спрашивали — почему она
поступила в медицинский». Поневоле вепо-
минается поговорка: «Скажи мне, кто твой
друг, и я скажу тебе, кто ты».

Таня и в институте попрежнему одна
или, выражаясь ве языком, «пеихологиче-
ски одинока». Одна глава Так и называет-
ся: «Наедине ec с0б0й». А вель это одна
из тех глав, в которых рассказывается о
поездке Тани на борьбу с эпидемией дифте-
рии в далекий Анзерский посад, о ее само-
отверженной работе в глухой деревне
вместе с Андреем, с которым она там ветре-
тилась по удивительному стечению обетоя-
тельств. Уж, казалось бы, здесь, в обета-
новке борьбы со страшной болезнью, можно
было бы перестать оставатьея «наедине с.
с0б0й». Но Таня и тут предается пеихоло-
гическому самокопанию, и тут оказывается
не в силах выйти за пределы своего ма-
ленького, узенького мирка.

Кстати сказать, «случайная» встреча
Тани и Андрея в глухой деревне халеко не
случайна. Вся книга полна таких случай-
ностей. Когда, например, Таня обвинена
«коварной» Глашенькой, ставшей женой
Мити, в краже важных бумаг, тут же
«случайно» появляется танино отец —
действительный виновник пропажи, ко-
торый, очевидно, прекрасно знает, когла и
в какую минуту ему следует появиться,
чтобы все раз’яснить. Й все сразу же ста-
новитея на свое место. Такова же сцена,

В долине, где даже «холмы сочились

нефтью... струясь медленными ручей-
ками по склонам», восемнадпатая по счету
разведочная буровая оказалась — бееплол-

ной, На высоких скоростях бурят рабочие
советеким патрио-.

земные пласты, но им,
там, стыдно получать премии за «еухие»
скважины. Внешние признаки  нефтенос-
ности уже много лет обманывают инжене-
ров. Нефти в недрах коварной долины нет.

Молодой геолог Зеки предлагает начать
сверхглубокую разведку.

По его замыслу, скважина, самая глубо-

кая в мире, должна проникнуть в землю на
5 тысяч метров. Проект, зовущий людей
промысла на выдающийся технический
подвиг, вызывает горячие споры, борьбу.
Так завязывается острый конфликт техни-
ческих идей, возникает драматическая на-
пряженность в романе молодого азербай-
джанского писателя Манафа Сулейманова
«Тайна недр».

М. Сулейманов — инженер по  профес-
сии. Его роман о труле бакинских нефтя-
ников построен на материале жизненном,
близком в подлинным событиям и пробле-
мам наших дней. С интересом следит чи-
татель за всеми перипетиями борьбы ето-
ронников проекта геолога Зеки, который
воистину произволит на промысле малень-
кую техническую революцию. Ча пути эн-
тузиаетов сверхглубокого бурения  олни
трудности и препятствия сменяютея дру-
гими. Для пятикилометровой скважины
нужны особые вышки и станки. не раз-
работан еше метол добычи нефти из та-
ких небывалых горизонтов. Бригада сверх-
глубокой развелки преодолевает и бедствия
непогоды на поверхности. и аварии бу-
рильного инструмента в скважине:

Но глубокая прохолка — не только KOM
плеке сложных технических проблем. Это
и разведка творческой зрелоети коллекти-
ва бурильщиков, суровое испытание ха-
рактеров в схватке с силами природы, в
борьбе с инерпией равнолушвых.

Ничто так полно не раскрывает суш-
ность советского человека, как его повее-
дневная конкретная леятельноеть и еслож-
ная лушевная работа. связанная © Hel.
Именио в труле и проявляется тот живо-
творяший советский патриотизм, который
пронизывает булничные лела, воспитывает
й закаляет характеры людей труда, под-
линных героев нашего времени.

Не случайно наиболее об’емными и убе-
дительными получились в произведении
Герои, показанные писателем, в их непо-
срелетвенной работе, живом и активном
действии.

Mana Сулейманов. «Тайна недр». Альма-
нах о аиокая советская литерату-
ра». Вып, 2, Баку, 1949.

А. МЕДНИКОВ

Образ старого нефтяника Кафара-даи —
едва ли не самый улавшийся в романе. Мы
узнаем в нем советского труженика. влюб-
ленного в свое дело и беззаветно преданно-
го ему. Для него буровая — родной дом’ и
важнейшие интересы государства — инте-
ресы глубоко личные.

0браз мастера складывается в романе
ве только из освещения автором  сти-
ля его организаторской работы на бу-
ровой и на технических совешаниях, когда
старый мастер выступает подлинным хо-
зяином промыела, но и обрисовки героя в
быту. где Кафар-даи показан отличным
семьянином.

М. Сулейманов слелал совершенно пра-

вильно, заглянув далеко в прошлое Ка-

фара-даи. Он углубил его образ рассказом
о жизни азербайджанского юноши на про-
мыслах дореволюционного Баку, о начале
сопиалистического строительства в Азер-
байлжане ий о годах первых  пятилеток.
Писатель нарисовал, таким образом, карти-
ну типической сульбы тысяч простых
трудовых людей, связанных всей своей
жизнью с коренными основами советской
жизни. с великой сталинской эпохой.

Не случайно молодость старого мастера
Кафара и его друзей озарена в романе
образом Сергея Мироновича Кирова.

Тема сталинской дружбы народов
выражена в романе многолетней совмест-
ной работой Кафара-лаи и бригадира Але-
ксея Волкова, лружбой других русских и
азербайджанских рабочих, их любовью к
Кирову. олухотворенной гордым сознанием
значимости и важности дела, которое очи
совершали пол руководством любимна 9з-
кинского пролетариата, соратника велико-
го Сталина.

«Как лалеко он (Киров.— А. М.) смотрел
й как далеко видел!», — взволнованно
вспоминает старый мастер, рассказывая
о том. как Киров организовывал первый
морской промысел в бакинской бухте —
«раньше всех в мире... раньше’ американ-
HOB, хвастающих всюду и везде своей тех-
НИКоЙ».

«А вель нам. лочка, Советскому Азер-
байлжану, тогла было всего четыре года», —
nopropser hadap-1an  девушке-инженеру
Гюльшен... «Теперь нам почти триднатъ...
Вот... ты должна: помнить, кто был твой
отеп. Лолжна быть настойчивой, непре-
клонноЙй».

Умение быть настойчивыми и непре-
клонными в преодолении трудностей-— вот

когда Митя и Таня «елучайно» застают в
ресторане Глашеньку с ее «старым дру-
гом» Робертом Раевеким. Есть паже глава,
которая так и называется — «Простая слу-
чайность».

Для стиля книги характерно пристрастие

автора к «роковым», интригующим словам.

вроде: «Кто знает. быть может, многое в
жизни произошло бы иначе, если бы я не
оставила на завтра своего последнего сло-
ва! Да, это было онгибкой, которая. повлекла
за собой другую ошибку, а из другой вы-
росла третья,— и так до тех пор, пока вее
три не слились в одну, очень больную, о
которой я теперь еще вспоминаю с раская-
ньем и сожалением», или: «0, если бы я
прислушалась к этим неясным, но полным

азведчики недр.

что роднит и энергичного геолога Зеки, и
его возлюбленную Гюльшен, и немного
сумрачного. всегла поглощенного своей ра-
ботой Кафара-даи.

Мы видим, что автор романа стремится
подчеркнуть моральную силу своих героев,
как основу их успехов в работе и как
главное мерило своей симпатии к ним.
Это не сторонний наблюлатель, региетри-
рующий события на промысле. Мы ошу-
шаем и сдержанное волнение, и заинте-

ресованность писателя в судьбе своих ге-

роев, в судьбе их эксперимента.

Одна из пентральных коллизий произ-
ведения — столкновение Зеки со старшим
геологом треста Мартиросом Аветисовичем.
Опытный специалист, он ошибся в своем
отрицательном отношении к проекту Зеки,
но нашел в себе мужество во-время  при-
знать ошибку. В совместной работе обоих
геологов мы видим плодотворное содруже-
ство представителей старшем и
поколений спепиалистов. соревнование, в
котором рождаются смелые идеи, большие
открытия.

«Чтобы изучить строение Апшеронского
полуострова, на него нало смотреть с са-
мой высокой вершины Вавказского хреб-
та», — вспоминает Maprupoc  Аветисович
слова акалемика Губкина, когла развелке
Зеки улается нащупать нефть в зяополуч-
ной долине. ;

Вооруженные новой техникой, достиже-
ниями отечественной науки. как бы 6
больной высоты иселедуют недра своей
земли геологи промыела, и здесь писатель
справедливо видит творчеекий ключ к их
победам,

«Чем вышю встанешь; тем больше ви-
дишь», — говорил А. М. Горький, acto
вепоминая пословину, когорая, нам кажет-
ся, может быть огнесена не только к гео-
логам. Есть насущная необходимость и для
писателя в каждом произведении отыскать
для ©ебя высокую точку зрения и, как
говорил Алексей Максимович. взглянуть
Ha жизнь <с высоты достижений настоя-
mero, е высоты великих пелей будущего».
Это удалось М. Сулейманову,

Но в романе «Тайна недр» есть и не-
достатки. Мам кажется, что автор пе-
ренаселил ero  второстепенными  героя-
ми. которым He смог придать ярких,
запоминающихся черт. Это сын Кафара-
Aan, многие члены его бригалы, которых
мы помним Только 00 именам, шахтер
Кремлев, с которым соревнуется мастер.

Герои не нашего времени.

значения чувствам! Вто знает, быть может,
я отказалась бы от надежды, которая от-
няла у меня так много душевных сил, от
мечты, которая завела меня так далеко?
Но я забегаю вперед...»

Как странно, как смешно встречать но-
добные «литературности» в книге, вышед-
шей в 1949 году!

Почему же так неверно, путанно изобра-.
зил автор «Открытой книги» комсомоль-
скую и студенческую жизнь? Почему. за-
давшись целью рассказать о духовном фор-
мировании советского врача, исследователя,
новатора, он подменил вее это бесконечными
историями о барышнях и гимназистах? -Но-
чему говоруны из лопахинекого. гимназиче-
ского кружка, сомнительная девица Гла-
шенька, пустоватая Машенька совсем за-
слонили в-книге образы настоящих совет-
ских людей, комсомольцев, вузовцев, акти-
вистов? И откуда такая любовь писателя
к дешевым псевдолитературным   приемам,
к обыгрыванию неправлоподобных совпаде-
ний, дуэлей, «похишений», сбывающихея
гаданий и тому подобного ‘литературного
старья, занимающего большую часть
книги?

Нам кажется, что все это произопгло по-
тому, что автор незнает того, о чем пи-
пет, и не хочет изучать. жизнь” незнание
жизненного материала он ‘пытается возме-
стить «эффектными» описаниями, душещи-
пательной мелодрамой. Ho время таких
книг дурного вкуса, проникнутых мелкой
«литературщиной», давно прошло, Вряд
ли сейчас найдутся охотники следить
за тем, как Глашенька убегает от
ангелополобного Митеньки © льяволопюо-
добным Раевским, как бегает за Гла-
шенькой Митенька и как мучительно.
«любит» Митеньку Танечка, которую-в свою
очередь любит митенькин брат Андрей, и
т, д. Нам просто неинтересно
читать б этом. Точно так же не

вызывает у нас ни интереса, ни особых
симпатий сама геройня романа Таня Вла-
CSHROBa, слабая, ограниченная, какая-то
беххарактерная девушка, с чуждыми нам
предетавлениями и идеалами.

«...Советекие писатели — говорил А. А.
Жданов в своем докладе о журналах «Зве-
зда» и «Ленинград», — должны помочь на-
роду, государетву, партии воспитать на-
шу молодежь бодрой; верящей в свои силы,
не бояшейся никаких трудностей»,

Стоит только обратить эти замечатель-
ные слова к «Открытой книге» В. Кавери-
на, чтобы увидеть, как бесконечно далека
эта книга от тех вопросов и задач, кото-
рые волнуют сейчас нап народ и нашу со-

ветскую молодежь. «Открытая книга»
В. Каверина ничему не учит нашего чита-
теля; не воспитывает его. В ней выдаются
за достоинства такие чуждые нашим юно-
шам и девушкам черты, как. пассивность,
самокопание, мещанская ограниченность.
Мы очень хотели бы, чтобы В. Каверин
не прошел мимо этого письма, выражающе-
го мнение многих студентов, не только на-
шего института, и чтобы он поскорев рас-
сталея со евоими гимназическими” героями
Митеньками, Машеньками, Глашеньками и
написал новую книгу — о настоящих ге-

`

И. КАРАБУТЕНКО, В. ТЕЛЬПУГОВ

_ Литературн

ая критика

В газете „Советеная Сибирь“

В июле минувшего года газета «Совет-
ская Сибирь» в редакционной статье спра-
ведливо писала, что одним. из серьезных
препятетвий, тормозящих развитие литера-
туры в области, является низкий уровень
литературной критики. Отделение Союза
советских писателей и редакция журнала
«Сибирские огни» плохо заботятся о воспи-
тании критиков. &<В ‘подготовке критико-
библиографических статей почти  совеем
не участвуют ведушие новосибирекие пи-
сатели, очень узок авторский актив. Работ
обзорного, обобщающего характера, глубо-
кого анализа творчества отдельных пиеа-
телей в целом почти не дается».

О необходимости всемерно развертывать
литературную критику «Советская Сибирь»
говорит и в передовой статье одного из

(06 очередном номере «Сибирских огней»)
серьезный анализ «Земли Кузнецкой» под-
менен рассуждениями на тему ‘о пользе
Критики.

Несколькими неделями позже тот же
И. Сотников получает возможность вторич-

но высказаться на странипах «Советской
Сибири» о романе «Земля Кузнецкая».
Читатели имели основание предполагать,

что критик в статье, целиком ‹ посвящен-
ной произведению А. Волошина, восполнит
пробелы своего обзора. Но, к сожалению,
эта статья представляет собой лишь рас-
ширенный вариант его первого выетупле-
HHA по поводу «Земли Кузнецкой». Посвя-
тив девять десятых статьи  пересказу
содержания романа, И. Сотников не дал
анализа идейно-художественных  особенно-

сентябрьских номеров 1949 года:

«Критика нужна писателю, как воздух,
без нее немыслима творческая жизнь.
Критикуя недостатки, мы смотрим вперед,
соразмеряем свое движение со все новыми
задачами, выдвигаемыми самой жизнью, со
все возрастающими требованиями партии
и народа...»

Газета, вооруженная таким ясным
пониманием насущных задач литератур-
ной критики, должна постоянно пока-
зывать пример в борьбе за повышение
идейного и художественного уровня лите-
ратуры. Это очень важно, ибо в работе
новосибирских писателей действительно
есть еще много недостатков. 06 этом не-
давно писала «Правда» в статье Ан. Дре-
мова «За высокую требовательность и
принципиальноеть»,

В актив отдела критики и библиогра-
uu «Советекой Сибири» могут быть
отнесены политически острые, убедитель-
ные статьи Б. Рясенцева ‘«Искаженный
Черныневский», А. Мисюрева «Русскай
фольклор Нарыма», И. Зобачева «Путь
славных», И. Сотникова“ «Поэт и совре-
менность». ;

На страницах газеты B centadpe 1949 ro-
да в дни подготовки и проведения сове-
щания творческого актива журнала «Си-
бирекие огни» почти ежедневно публикова-
лись отчеты о ходе совешания, читатель-
ские письма о: книгах и другие содержа-
тельные материалы.

Газета правильно сделала, что в ряде
своих выступлений  прел’явила серьезные
требования к отделу критики и библиогра-
фии «Сибиреких огней».

Несомненно, названные выступления
«Советской Сибири» оказывают серьезную
помощь новосибирской писательской орга-
низации. . : у

Результаты были бы еще заметнее, вели
бы деятельность газеты ‘в этом направле-
нии носила более систематический и уг-
лубленный характер. В сожалению, отдел
‘критики и библиографии” «Советской
Сибири» не всегла до конпа бывает верен
хорошим принципам, которые сам пропо-
ведует.

Прежде всего следует сказать о том,
что в газете все-таки очень редко появля-
ются критико-библиографические материа-
лы. 0 книгах, выпущенных в Новосибир-
ске, газета за период с июля прошлого
года до января -текушего поместила букваль-
но считанные статьи. В Новосибирске регу-
лярно — каждые два месяца — выходит

роях нашего времени,
Студенты 1-го курса литературного.

новый номер журнала «Сибирские огни».
Но газета мало пишет и 0б этом издании.
Так, за весь 1948 годов «Советской Сиби-

факультета Ленинградского  педаго-
гического института имени А; И.
Герцена М. КАЖДАНОВА, Л. НЕ-
СТЕРЕНКО, Г. СОКОЛОВА, К.ФИ-
ЛИМОНОВА, И. ЧАПЛЫГИНА
др. — всего 32 водписи. :

PRE LLILI™

ри» появилея веего один обзор — сразу на
пять номеров журнала...

Не часто пишет «Советская Сибирь» и
 0 книгах, выхолящих за пределами обла-
сти. За последние шесть месяцев (с
 1 июля по 27 декабря 1949 г.) злесь опуб-
‚ ликовано всего... три рецензии: 9 авгу-

молодого.

Тепло показано сближение Зеки и Гюль-
шен, их чувство: выроспее в. совместной!
борьбе за проект. Но начавшееся ‘где-то за
пределами романа знакомство Зарифы и
Кремлева выглядит совершенно нвожидан-
НЫМ. 4

Все это происходит потому, что писа-
тель не всегда находит должную художе-
ственную и жизненную меру. Это особенно
заметно в образе Селима-—директора кон-
торы бурения, избегающего технического
риска потому, что у него трусость «про-
сто в натуре»,

«Селим — чиновник», — отзывается о,
нем Кафар-даи,— <... у эдакого одна  3a00-
та — с самого начала встать в сторону».
Но Селим не только’ маловер, он еше и
интриган, пытающийся заранее ‘опорочить
проект Зеки. Он и морально’ нечистопло-
тен.. С первых же‘ его шагов в романе в
нем угадываются  отталкивающие ` каче-
ства, которыми шедро наделил его автор.

Селим настолько ясен, как плохой ру-
ководитель и недостойный человек, что
можно лишь удивляться, почему его ени-
мают с работы только в последней главе.

Есть в романе и еше один, резко отря-
цательный персонаж — инженер Алиба-
лаев, разоблачаемый всеми «от’яваенный
демагог» ’склочник. Вредоноеность его
действий также явно видна окружающим,
й также удивительно, что действия эти
сразу не пресекаютея. Образы ‘и Селима
й Алибалаева кажутся поэтому примитив-
ными, малоубедительными,

Однако эти нелочеты не могут. изме-
Нить главного впечатления от романа, ‘его!
онтимистического звучания. Наиболее ярко
оно выражено в эпизоде, когда усилия,
развелчиков нефти венчает черный фонтан,
вырвавшийся из пятикилометровой
ЖИНыЫ.

Огромное озеро разливается по земле, и
бурные нефтяные реки текут и текут к
морю. Тысячи людей устремляются к бу-
ровой, чтобы обуздать поток. Им прелетоит
тяжелая и опасная авральная работа, но

сква-

ста — 0 книге Д. Вартэна «Такова Амери-
ка», 10 августа — о романе М. Ауэзова
«Абай» и 9 сентября — о книге А. Чер-
васова «В стороне сибирской». Право же,
для большой ежедневной ‘газеты этого
слишком мало.

Не все критико-библиографические ста-
тьи написаны < достаточной глубиной и
выразительноетью.

В газете неоднократно упоминалось, что
новый роман А. Волошина «Земля Вузнеп-
`кая» — крупное произведение о наших
современниках, о людях послевоенной
сталинской пятилетки. Можно было на-
деяться; что «Советская Сибирь» выступит
се подробным анализом этого романа,
Обстоятельная статья о «Земле Кузнецкой»
помогла бы творческому росту молодого
автора. К сожалению, выступления, кото-
рые редакция посвятила роману, не могут
удовлетворить читателя. В обзорной статье
И. Сотникова «Смело вторгаться в жизнь!»

Рассказывают

В редакционных портфелях литера-
турных журналов и альманахов, вы-
ходящих в нашей стране, собрано мно-
го интересных новинок советской ху-
дожественной литературы, с которыми
‘читатели познакомятся в 1950 году.
Об этом рассказывают сегодня глав-
ные редакторы журналов.

Ф. ПАНФЕРОВ,
главный редактор
журнала «ОКТЯБРЬ»

Подписчики нашего журнала прочтут в
прелстояшем году вторые книги романов,
начало которых в свое время печаталось в
`«Октябре», — М. Бубеннова: «Белая береза»
и С: Бабаевского «Свет над землей».

Во многих произведениях, которые появят-
ся в 1950 году, разрабатывается производ-
ственная тема. Ей посвяшен большюй ро-
ман А. Рыбакова «Водители», печатающий-
ся в первых трех книгах журнала. Автор
показывает, как трул воспитывает советеко-
го человека, рождает в нем государствен-
ное отношение к явлениям жизни, форми-
рует его коммунистическое самосознание.
Тема труда и производственные проблемы
поставлены также в романах Ю. Лаптева
«Дело чести», И. Денисова

: ee «Сормовцы»,
20 их праздник, торзиство победы над повестях В. Курочкина’ «Простая и
природой. Н. Коноплина «Что такое весна».

«Наука. партия, народ... и великий ‚ В портфеле редакции: романы С. Голу-
Сталин! Вот где богатырская сила каж- ‘’бова «Дороги сходятся под солнцем»
лого из нас!» — восклинает старый МЗ-   (посвящён истории комсомола с 1918 го-
стер. любуясь всеобщим ликованием работ- да до наших лней) М. Лобачева  «Го-
ников промыела. род-солдат» (о восстановлении  Сталин-

В. описаний напряженвых творческих   грала), И. Попова «На исходе ночи» и
исканий, в ярких картинах влохновенного   другие произведения. >

} : Ear eG yp.   Из крупных поэтических о произведений
eee. eee: oes Cont, АТ ыы опубликуем поэмы С. Васильева, В. Сая-
риптического романа Манафа Сулейманава.   нова, А. Гилаша, казахского поэта Т. Жа-

Ё№нига о развелчиках нелр — заметное

явление в азербайлжанской прозе, которая
вее больше обращается к животрепенупим
темам современности. и она несомненно
привлечет к себе внимание широкого круга
читателей,

рокова и широко предоставим страницы,
как ив прошлые годы, стихам молодых
поэтов Н. Тряпкина,. Г. Горностаева, В. Фи-
липпова, И. Ветлугина и других членов
литературного об’единения ‘при журнале
«Октябрь».

ЯНАО

редакторы журналов

стей произведения А. Волошина.

А между тем И. Сотников, при большей
требовательноети со стороны редакции ra-
зеты, мог бы написать хорошую, доказа-
тельную рецензию. 06 этом свилетельству-
ют некоторые другие его работы. Нанри-
мер, в упомянутой уже статье «Поэт и
современность» И. Сотников вдумчиво.
анализирует творчество В. Лисовского, под=
сказывает поэту пути преодоления серьез-
ных недостатков его стихов, пути . вовер-
шенствования поэтического мастеретва.

Недостаточная требовательность релак-
ции К качеству публикуемых рецензий
приводит иногда к тому, что ‘на странипах
`газеты под рубрикой «Критика и библио-
графия» появляются совсем слабые мате-
риалы. >

Вот статья о сборнике рассказов Е. Ур-
манова «Киликушка». Критик, стыдливо
укрывшийся за инициалами «Е. Л.», ена-
чала неуклюже хвалит книгу: «Силой>
художественных описаний автор убеждает
читателей в необходимости беречь перна-
тых друзей...» Затем он переходит к pase
бору ее недоетатков. Вскользь упомянув о:
том, что «менее удачно показаны в сбор+
нике люди», Е. Л. пишет: «Рассказ «Ки-
ликушка» во многом теряет от того, что в
характере деревенского мальчика  Тимки’
К. Урманов увидел только его болезненное.
влечение к ножу»: «Спору нес
серьезным видом восклицает Е. Д.—
ножик нужен каждому мальчугану, кото-
рый хочет строгать, резать, строить. но у
Тимки желание иметь нож превращено в
самоцель (?!). За Тимку становится страт
но, когда он признается себе в той не-
удержимой и мучительной страсти, кото-.
рую носил в себе к перочинному ножи--
ку...»

Тут,
IHWHH.

Но если в данном случае мы имеем лело,
просто с неквалифицированным ренензен-
том, то некоторым другим выступлениям
«Советской Сибири» можно. прет’явить
упрек в непоследовательности.

Вот наиболее разительный пример. В.
свое время в журнале «Сибирские огни».
была опубликована повееть А. Воптелова
«Снежный пик». Газета в статье Л. Ле-
вина подвергла” это произведение очень‘
резкой критике. В рецензии говорится, что.
писателю не удалось по-настоящему пока-

как говорится, комментарии из-

героев: «Ни сам Брянцев, ни Клава, ни
Гоша Телятников, ни Афанасьев, ни Ша-
раев не могут быть признаны полноненны-
ми образами». a

Прошло некоторое время, и газета дает
уже совершенно противоположную оценку.
повести А. Коптелова: «0 «Снежном. пике»
писалось мною и правильно. Мы тоже
считаем, что это — улача писателя. На.
фоне чудесвой алтайской природы он _на-
рисовал путь мужественной кучки альни--
нистов. «Снежный пик» — это повееть о
силе, мужестве и товариществе. От нее
веет бодростью и душевным здоровьем».

Еруто изменив отношение к произведе-=
нию А. Коптелова, газета не сочла своим
долгом признать перед читателями ошибоч-.
ность своих предыдущих выступлений об.
  этой книге.

*
в

В области литературной критики и биб-
лиографии «Советская Сибирь» могла бы
сделать горазло больше, чем делает. Для
этого у Heo много данных. Редакция“
следует смелее опираться на выросший‘

„ Читательский актив, шире привлекать -к
участию в газете литераторов.

Забота о сульбах родной литературы,
забота 0 неуклонном творческом росте
местных писателей, о пропаганде книги
должна быть постоянно в центре внима-
ния областной газеты.

Этого требуют интересы советской лите-
ратуры, этого требует жизнь. : :

с. KOMEBHUKOB,
главный редактор
журнала «СИБИРСКИЕ ОГНИ»

В 1950 голу мы запланировали публика-
цию новой повести К. Седых из послевоен-_
ной жизни забайкальского колхоза. Е. Пер-`
митин написал роман «Горные орлы» 0
жизни алтайских колхозов. Ряп. писателей
заканчивает повести на актуальные темы
современности: герои А. Смердова — сибир-

ские металлурги, Б. Костюковского — рай-
онные — работники, С. Залыгина — люди
Крайнего Севера, В. Вихлянцева — сель-

ские учители. Г. Марков пишет для наше-
го журнала роман «Золотой’ кисет». A. Kon-
телов работает над романом © ‘сибирских:
садоволах.

Молодой драматург М. Максимов написал
для нашега журнала пьесу о большевист-
ском подполье 1919 года, о борьбе с ин-
тервентами в Сибири. Ю. Горлиенко—поэ-
му с Китае, Л, Огневский—повесть о гер-
няках. А Косарь — поэму о Кузбассе, А.
Пинаев — поэму о Сталинске. ‘

Отрално отметить, что за последнее вре-
мя взялись за перо многие «бывалые лю-
ди». А. Попков написал роман «Уголь»,
инженер-геодезист Г. Федосеев — записки
об. одной из своих экспедиций, инженер
Лезгиннев — документальную повесть 0
строительстве рудника, инженер Н. Павлов
работает над повестью о строительстве +
жилищного поселка. Председатель первого
забайкальского колхоза В. Балябин закон-,
чил роман «Золотая Аргунь».

Как и в прошлые годы. мы. системати-
чески булем печатать переводы литератур-

ных произведений с языков народов, насе-
ляющих Сибирь.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА _
№2 3

зать ни положительных. ни отрицательных - 7