(

ey

,
on Е

>

=, зеты»:

ду

_Занон развития —
советской литературы

Советский народ, руководимый великой
партией . Ленина — Сталина, победоносно
строит коммунистическое общество. Ком-
мунизи — уже не отдаленная мечта чело-
вечества о светлом будущем! Зримые чер-

ты коммунизма рождаются на наших она

зах ве величественных стройках, в само-
отверженном труде советских людей, в со-
знании народа, в растущем изобилии ма-
териальных и духовных ценностей.
Видны. сверкающие вершины коммуниз-
ма. Чтобы достигнуть их, надо твердо и
неуклонно итти вперед, закаляя волю в
борьбе, преодолевая трудные  пот’емы,
смело вскрывая и побежлам вее то, что
мешает нашему движению вперед. «Борь-
ба между старым и новым, — учит
товариш Сталин, — между отмирающим и
нарождающимся, — вот основа нашего
развития. Не отмечая и He выявляя от-
крыто и честно, как это подобает больше-
викам, недочеты и ошибки в нашей рабь-
те, мы закрываем себе дорогу вперед. Ну,
& мы хотим двигаться вперед. И именно

победы». В предыдущем
номере «Литературной
газеты» было опублико-
вано письмо ленинград-
ских студентов,  пра-
ВИЛЬНО критикующих
роман В. Каверина «0т-
крытая книга» за уход
от действительности, от
реальной советской жизни, за подмену
советских людей. героями не нашего
времени. Точно так же только отсутетвяем
принципиального критического полхола к
литературному произведению можно 00’яс-
нить и печатание на страницах журнала
«Октябрь» романа А. Коптяевой «Иван
Иванович», опошляющего ‘большую жизнен-
но важную тему семьи и любви. Во веех
фактах такой  невзыскательности _сказы-
вается подмена принципиальности прия-
тельскими отношениями, Руководство Союза
писателей должно усилить борьбу за внед-
рение критики и самокритаки, за высокую
принципиальность во всех областях лите-
ратурной жизни.

Товарищ Сталин многократно подчерки-
вал, что учить и воспитывать кадры это
значит не замалчивать их ошибки и неуда-
чи, не бояться обидеть работников критиче-
ским замечанием, а, напротив, смело, откро-
венно, принципиально и об’ективно кри-
тиковать деятельность наших людей, ибо
ложная боязнь ‘обидеть человека ‘наносит

потому,  TO мы хотим двигаться вперед,
мы должны поставить одной из своих
важнейших задач честную и рэволюцион-
ную самокритику. Без этого нет движения
вперед. Без этого нет развития».

Еритика и самокритика, эта особая за-
кономерноеть и движущая сила развития
советского общества,  являётея могучим,
постоянно действующим оружием больше-
визма. В любой области нашего созида-
тельного труда мы можем достигнуть дей-
ствительно крупных успехов и сделать
еще и еще шаг к коммунизму лишь на’
основе смелой, революционной критики и.
самокритики. Только ‘она. сиособна уберечь
советских людей от заетоя, благодуйия и
самоуспокоенности, только она гарантирует
неуклонное движение вперед, постоянно
поддерживает и раздувает пламя благорол-
ной, творческой тревоги налйего народа за
дело коммунизма.

‚ «Наша литература п искусство, —писал
В. М. Молотов в день семидосятилетия
товарища Сталина, — все. больше стано-
BATCH знаменосцем нашей сталинской эпо-
хи, во многом `содействуя ‘успехам совет-
ского народа, вдохновляя его в труде и в
борьбе, распространяя’ советекое влияние
далеко за рубежами нашей Родины».

Признание нашей партией высокой мис-
сии литературы и искусства рождает у со-
ветских писателей и художников чувство
законной гордости. Но именно потому, что

тературы в историческом преобразовании
нашей страны и всего мира, именно по-
тому, что партия и народ любят литерату-
ру п относятся к ней, как к своему коов-
ному делу, — писатели и критики обязаны
10-большевистсеки вести борьбу за неуклон-
ное повышение идейного уровня литера-
турных произведений, . совершенетвовать
художественное мастерство: Добиться это-
го можно только при одном

условии: большевистская крити-   не ставит больших,
творческих вопросов

Бай самокритика должны про-

низывать вею литературную общественность 1о.

работу. Be Большевистская литературная критика
Всеми своими успехами и лостижения- является в руках паотии важнейшим

ми наша литепатура обязана большевист- средетвом идейно-художественного pyko-

ской партии. Партия дала в Руки COBCT-   BorerBa советской литературой. Понятно

ских литераторов могучее оружие болЬШ-   поэтому, какое огромное зиачение имеют

визма — критику и самокритику;:  пар-
тийные постановления по вопросам итео-
логии являют собой великолепные ‘образ-,
ны большевистской коитики, не только
токрывающей недостатки в литературе пн
искусстве, но указывающей цели и кон-
‘коетные пути художественного  творче-
ства.

Однако было бы неправильно утверж-
дать, что советские литераторы в полной
MCPS используют  большевистекое оружие
критики и самокритики. Критика и само-
критика еще не стали постоянно действую-
щим методом работы писательских органи-,
заций и литературных журналов, методом
воспитания литературных кадров.

Товарищ Сталин учит, что самокритика
есть 0с0бый, большевиетекий метод воепи-,
тания кадров. «...В результате самокрити-
ки, — говорит товариш Сталин, — Hamu
хозяйственные кадры начинают подтяги-
ваться, становятея более бдительными, на-
чинают подходить более серьезно к вопро-
сам руководства хозяйством, а наши нар-
тяйные. советские, профсоюзные и всякие
иныю кадры становятся более чуткими,
does отзывчивыми на запросы ‘маес».

=

‚летия товарища Сталина

указании следует постоянно — помнить!
Нельзя допускать, чтобы из-за боязни оби-
деть художника, будь он опытным литера-

тором или начинающим писателем, в
нашей печати появлялось неполноценное
произведение.

«Творческая дискуссия и об’екливная,
независимая критика — это стало уже
акепомой — являются важнейнгим условием
творческого развития», — мворил А. А.
Жданов. Однако, творческие дискуссии у
Hac, не говоря о том, что подчас они про-
водятся на низком идейном уровне, не
стали методом каждодневной работы писа-
‘тельских организаций. Доказательством
TOMY может служить деятельность ряда
комиссий Союза советских писателей. Ce-
годня в «Литературной .газете» напечатана
статья М. Прилежаевой о критике в дет-
ской литературе.. Писательница правильно

работе. комиссии по детской литературе
Союза писателей. В этой комиссии отсут-

ство молодых писателей не получало до-
статочной поддержки со стороны ‘руководи-

гали критиковать друг друга.
недопустимое положение возникло только
потому, что деятельность комиесии протекл-

дискуссий.

прозы и поэзии, в комиесии по драматур-

ему серъезный вред. 06 этом сталинеком

YBAGHIBACT, Ha. сернезненниие   He LOCTA TRE * па струментаяьным им. И. В. Сталина, е на-!

ствовала критика и самокритика. Творче-

телей комиссии, а опытные писатели избе-.
Такое.

‚ ла в затхлой ‚атмосфере, без творческих)

Совершенно недостаточно развита прин-.

2 ы ‚ ципиальная творческая‘ критика в секциях
велика и благоролдна задача COBETCROH JIM-

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬ!

OULU

Осенью 1949 года лауреат Сталинской
премии Н. Российский посхал в составе
советекой делегации в Румынию. Делегацию
  веюду встречали е большим радушием, и
особенно бурны, горячи были эти встречи
на предприятиях. fi

Тридцать раз выступал Н. Российский
перед румынскими рабочими. „На заводе
имени 23 августа он говорил в шеети-семи-
тысячной аудиторией. Знатный мастер вы-
ступал  здэбь в 06000й роли-—в роли
  послана социалиетического общества, в
i POH делегата из будущего.

0 чем же рассказывал делегат из бу-
дущего? На первый взгляд, 05 очень
скромном явлении нашей жизни — 00 од-
ном заводе, о своем, нет, хочется сказать,
Го моем, о нашем «Калибре».

В газетах и журналах не раз именовали
«Калибр» заводом-садом, заводом-универси-
тетом, заводом, обгоняющим время.

В самом деле, на «Калибре» свой калеи-
парь: скажем, 17 ноября прошлого года,
когда Российский рассказывал в Румынии
 0 делах завода, на календаре «Калибра»
`было уже 12 апреля 1951 года.

‘ мическим им. .(.. Орджоникидзе. станкойн-
  учно-иселедоватедьекими _ институтами Ака-
демии наук СССР. Кандидат экономиче-
‘ских наук И. Yanran
несла свою. научную диссертацию на‘«Ва-
либр». Калибровны явилиеь авторитетны-
ми копеультантами для. ученого.

Известно также, что на «Калибре» есть
зеленый цех: в этом замечательном
цехо (начальник И. П. Усов) вы найдете,
  паряду с липой и кленом, вязом и дубом,
пирамихальные тополи, туйи и каштаны.

Говорят, пветы воспитывают  художе-
  ственный вкус у мастеров-лекальщиков,
столь необходимый им.

гии. Hx деятельновть сводится, главным
образом, к обсуждению отдельных. иногда
случайно выбранных произведений без
попыток обобщить развитие нашей лите-
ратуры.
и критике. призванной возглавить крити-
ческую работу Союза советских писателей,

почти отсутетвуют творческие ‘обсуждения,

нет глубокого обобщения процессов,  про-
непременном пеходящих в нашей литературе. Комиссия
серьезных — идейно-

перед писательской

критические отделы литературно-художеет-
венных журналов. Каждое новое явление
в нашей литературе должно найти оцен-!
ку в печати. Это жизненно необходимо и
писателям и читателям. Но до сих пор
еше наша критика — в том числе и кри-
тика в «Литературной газече» — далека
от охвата . всего богатства литературных
явлений, от глубокого осмыеливания ли-

В комиссии по теорий литературы

‘расположено рабочее

Николай Российский, например. любит

сирень. Он известен как шеф сирени в зе-

Гленом цехе. Нравятся ему еще флокеы.
У заводских стен-— целые заросли флоксов.

А пот цеховым окном, близ которого
MecTO знатного лез
кальшика Хирова, заботливый Усов выса-

Aud какие-то редкостные пзеты. — оказы- :

вается, именно их любит тов. Хиров.
Таково конкретное нанолнение еще не-

завод-сад.

Можно было бы привести такие красно-
речивые факты: за четыре послевоенных
года, участвуя во Всесоюзном сопиалисти-
ческом соревновании, завод «Калибр»
26 раз занимал первые места (с вруче-
пием Красного знамени правительства и

Белед за первым стахановеким участком
мастера -Н. Российского на  «Калибре»
родилея первьий в страно стахановекий цех
инженера Я. Оснаса, лаурзата  Сталин-
ской премии. «Калибру» одному из самых
первых присуждено звание Стахановского

тературных процессов.
Наша критика отстает от литературы,

‚откликаясь на новые литературные явле-
НИЯ

Критики и
«осторожно-

с большим опозданием.
редакторы порой страдают

сетью», в силу которой они предпочитают.

0 новом
  но, каждодневно.

не высказывать своего мнения
произведении, прежде чем это мнение на
станет бесспорным, — «апробированным».
Нало решительно  отказаткя от такой

‹ презмерно осторожной, выжидательной кри-

тики. Партийный литератор обязан смело
и самостоятельно. высказывать свои. суж-
дения о литературе. В день семилесяти-
Г. М. Маленков
очень хорошо сказал: «Еели большевик
твердо убежден в своей. правоте, он дол-

жен, не подлаживаясь & чьему-либо мне-
‘нию, действовать так, как ему подеказы-

Надо ли доказывать, что критика и само-
критика имеют 0с0б0е значение в деле
воспитания писательских кадров! Ber
речь идет о формировании инженеров че-
ловеческих душ, о воспитании воспита-,
телей советского народа в лухе коммуни-
стических. идей, Между тем, творческие
организапии писателей и литературные
журналы нерелко забывают о необходимо-
сти внимательно работать с писательскими
кадрами, строго относиться к новым хуло-
жественным произведениями, — подвергать
партийной, прянципиальной критике суще-
ственные недостатки в книгах, написан-
ных как молодыми, так и опытными пиеа-
телями. Только этим можно об’яенить,
например, появление в журнале. «Знамя»
явно недоработанной повести молодого
уральского писателя В. Старикова «Звезда

ИН

Издания

РИГА. (Наш корр.). В этом году в Лат-
вии намного больше, чем в 1949 г., будег
издано книг художественной литературы.
Директор Латгосиздага тов. М. Шинковец
сообщил корреспонденту «Литературной га-

— Мы выпустим в свет 6 томов из пол-
ного собрания сочинений: Я. Райниса, 5 то-
мов прозы А. Упита, все три части «Бури»
В. Лациса и новый роман А. Саксе «Искры
в ночи». Поэзия будет представлена кни-
гами Ю. Ванага, А. Балодиса, А. Чака,
М. Кемпе и лр. Намечены к изданию’ но-
вые пьесы’ А, Броделе «Счастливая  встре-
ча», Ф. Рокпелниса «Перелом», А. Григу-

лиса «Новая поросль».
Общирна ‘будет ° представлена русская
классическая” литература’ и” произвеления

писателей ‘братских народов СССР. На ‘ла-
тышском языке выйдет пять томов о сочи-

вает его разум и его совесть. Если боль-
шевих прав. если его высказывания и по-
ступки соответствуют идеям, призывам,
решениям, указаниям партии, никто и
ничто не может столкнуть его с правиль-
ной дороги».

25 января состоится очередной ХШ иле-
нум Союза советских писателей. Первым
вопросом, который будет обеуждать пле-

зазода.

Но мы упустили бы глазное, если бы
не заметили, что «Калибр»
заводом-примером, что всегда был, ееть п
останется заводом, который учится.

oe

На «Калибре» учатся все. Учатея упор-

В 1936 голу дочь крестьянина комсо-
молка Ранса Михайловна Сенина в числе

первых двух-трех женнин окончила МВТУ

им. Баумана. Ныне ее зовут на заволе
«Раечкой-выручалочкой». Почему же она
выручала и выручает свой коллектив?

Потому, что учится и будет учиться у

жизни всю свою жизнь.

Труловая биография Раисы Мяхайловны
наредкость богата творческими исканиями
ий свершениями. Возьмеи 1949 год.

Ранней весной Раиса Михайловна поеха-
ла на выставку новой техники в Станкин-
пром. Там был выставлен ковочный штамл,
сделанный посредством нового метода элек-
Трозррозии. Штамп этот — дело рук самой
Сениной. именно она первая внедрила на
заводе новейший метод электроиекровой
обработки.

Но автор не задержалея У евоего творе-
ния. Ее внимание привлекла другая новин-

нум. является вопрос 0 залачах литера-
турной критики. Надо надеяться, что пле-
нарные  заселания пройдут. под знаком
большевистской критики. и  самокрятики,
что результатом работы пленума станет
возросший уровень критики и самокрити-
ки в нашей литературной работе — этого
могучего оружия развития советской ли-
тературы. ,*

ИИА

1950 года

нений М. Горького, избранные произвеле-
ния И. Тургенева, Т. Шевченко, «Обрыв»
И. Гончарова, «Повесть о детстве»
Ф. Гладкова, книги В. Шишкова, Ю. Янов-
ского, А. Твардовского.

Из иностранной литературы мы. наметили

‚ском осуществлении

ка, еше не освоенная на «Калибре».
Прецизионное литье! Из брака отходов,
обрезков металла — небывалое дотоле по

6 января исполнилось 85 лет со дня ро-
ждения академика Н. Я. Марра, крупней-
шего советского ученого, основоположника
материалистического учения о языке. Его
учение сложилось под непосредственным
влиянием классических трудов В. И. Ленина
и И. В. Сталина, что неоднократно подчер-
кивал` сам ученый. Г
ке сыграло выдающуюся роль в практиче-
ленинско-сталинской
национальной политики, которая привела к

издать произведения А. Зегерс—«Седьмой
крест», Г. Фаста-—«Дорога свободы», М.А.
Нексе—«Мортен Красный», Т. Драйзера —
«Титан». Большое место в плане издатель-
ства занимают книги для ‘детей дошколь-
ного и школьного возраста. Наряду с про-
изведениями писателей-классиков Л. Тол-
стого И. Крылова, М. Лермонтова,
Я. Райниса, мы издаем книги советских
прозаиков и поэтов В. Маяковского,
С. Маршака, С. Михалкова, М. Ильина,
А. `Григулиса; Ж. Гривы, А. Саксе,
М. Прилежаевой, В Катаева, П. Бажова,
A. Mycatosa, А. Гайдара и других.

расцвету наниональных культур, языков И
литератур советских народов. В опуб-
ликованной ^ недавно работе академика

И. Мещанинова и профессора Г. Сердючен-
ко «Языкознание в Сталинскую эпоху»
показаны некоторые результаты этой“ рабо-
ты советских  языковелов. Так, в нашей
стране насчитывается сейчас более 60 па-
циональных. письменностей и литературных
языков, что во много раз превышает число
литературных языков, существовавших в!
Россини до Великой Октябрьской социали:

Известно, что «Калибр» планомерно,
повседневно сотрудничает с: несколькими
институтами Москвы — инженерно-эконо-

не случайно при-,

давно етоль необычайного сочетания  елов:

премий), вторые и третьи места — 8 раз.

потому стал

Материалистическое учение Марра о язы-.

стической революции. Стремление широких!
масс трудящихся в различных ‘`республи-

ОРГАН ПРАРЛЕНИЯ СОЮЗА

СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

Vr

иверс

Алексей ПАНТИЕЛЕВ
<>

точноети, по изяществу литье, не нужда-
  ющееся в сложной дорогостоящей механи-
  чабвой обработке. Резкое  упрошение,
  облегчение труда рабочего. Дешевизна, не
 учтенная еще экономичность. Высокое ка-
  чеетво.

Or выставки до
  огромная, путь ‘трудный, для неноторых
  характеров — непреолотимый. Eo речь —
  0 характер» Сениной. Решение пришло
  Сразу: трудности — дело естественное, при-
  вычное: сломать пх! И освоить, внедрить
  очередную новинку. Срок Сенина назна-
  Чила себе сама — к 1 мая. К празднику.
 В два мееяпа.

И 30 апреля прошлого года новый уча-
сток прецизионного литья на «Калибре»
дал первую плавку. С июня по октябрь
сделано 40 тысяч деталей. `Освооно 60
  номенклатур. ‚ Экономический эффект —
громадный: Только в августе сэкономили
63 тыс. рублей ‘плюс З тонны металла.

Но, может быть, талантливый человек,
‘новатор, Раиса Михайловна — блистатель-
нов исключение? В том-то и сила, что
  оча — правило в коллективе «Калибра».
Так же работают Лесин, Васильев, Jexeu-
коза, Верхивкер и многие, многие другие.

14 декабря Я.  Оснас и его сотрудники,
‘инженеры и  рабочие-рационализатеры
работали ве Представителем
  наук, лауреатом Сталинской премии, док-
тором технических наук М. Дозинекия,
ученым, которого на заводе считают ста-
‘DDIM другом.

Работали над проблемой закалки мелко-
‚серийных деталей ¢ помощью токов высо-
  кой частоты (ТВЧ);

Ученый прннее на завод результаты
  опытез © ТВЧ в- своей институтекой ака-
‘демической лаборатории. Калибровцы при-

по с конкретными вопросами из текушей
  своей производственной практики. Ученый
в калибровцы сошлись у двух грифельных
  настенных . досок.

If wa досках появились формулы и чер-
тежи, вычерчиваемые попзременно то уче-
pM, TO OJHAM, другим, третьим“ калиб-
‘ровнем.
  910 была не лекция, не семинар. Новая
  форма общения ученых с практиками — ее
  именуют очень любовно: содружество.

Дорого было услышать от доктора наук
‹ такое, например, заявление:
нродумал задачу, заказанную це-
  хом штангелей.
‚Калки рамки штангенциркуля.

Дорого было видеть, как тут же стал
обсуждаться возможный метод закалки
се помощью ТВЧ «гильотинных» ножей. лая

правляемом ученым, стал этот метод по-
степенно вызревать.

И дорого было узнать, что с помощью
доктора наук Лозинекого на заводе заду-
`мано новое большое дело: налаживать
автоматический контроль температур при
закалке сталей с помощью ТВЧ. Я. Ocnac
утверждает, что это — инициатива Лозин-
вкого, а Лозинский считает. что это—ини-
циатива калибровцев. И тот и друтой го-
ворят правду: это встречные потоки ини-
циативы.

В каждом цехе здесь планируется,
внелряетея, осваивается что-либо новое.
Каждый третий на заводе — рационализа-
 тор, изобретатель.

ook
ae
19 ноября директор завода Александр
Васильевич Нешто собрал’ большое произ-
водетвенное совещание ‘актива: стахановцев,
мастеров, начальников цехов, руководя-
щих работников предприятия.

Порядок ‘совещания: вступительное сло-
во главного инженера, доклады четырех
начальников цехов — двух передовых и
двух более слабых.

Двум из докладчиков приходится очень
туго. Олин из них пытается умелой шут-
кой сгладить или подчеркнуть острые
углы. Другой сперва упорно спорит,
ищет себе оправдания. Это — руководите-
‘ли «отстающих» цехов. Сразу же огова-
риваюсь: отставание на «Валибре» — за-
вое коллективного стаханов-
екого труда, — явление — особенное:

АВАЛОН TAA SSOESS TY ETE ETE

ках и автономных областях Советского
Союза к овладению ` русским языком приве-
ло к реформе архаичных алфавитов и пе-
реходу подавляющего большинства злфави-
тов народов СССР на русскую графику.
На систему русской графики перешли. 20
тюркских народов, угрофинские народности.
и другие. Опубликованы болышой русско-
украинский. словарь, русско-азербайджан-
ский, ‘русско-киргизский, ^ русско-башкир-
ский, толковый словарь армянского‘ языка
и многие другие. Капитальный вклад в со-
ветскую‘ лингвистическую науку состав-
ляют десятки научных грамматик.
Огромная работа провелена в области
построения новой, советской терминологии.
Так, в Армянской ССР Терминологический

ume

цеха — дистанция

Академии

Вст один из еноеобов за-

резки металла и как в споре, умело на-’

Отстающие цехи дают программу, перевы-
‹полняют ве, но работают недоста-
точно ритуиично. Потому-то совеща-
ние полно такой острой критики.

И вместе с тем это рядовое рабочее со-
вещание — событие поистине праздничное.
И возее не потому, что первые докладчи-
ки, начальники цехов — микрометров. и
заготовительного — в своих еодержатель-
ных доклалах рассказали о блистательных
примерах организации ритмичного труда,
прекрасного, как здоровое  серлцебиение.
Bee совещание в целом — праздник.

— Товарищ начальник цеха! — обра-

щается А. Нешто к одному из докладчи-
ков. — Не спать ночей, бегать за леталя-
ми — ума не нужно, нужны ноги! Вы в
прошлом — партийный работник, должны
‚ понимать: не станки ренают — люди. Во-
 ритесь за людей!
— Мы горлимея нашим транспортным
  цехом. Обычно на заводе он самый труд-
ный. А в чем секрет его успеха у нас?
В том, что начальник цеха нашел общий
язык с учеными: его цех стал’ лаборато-
рией института. Товарищи начальники
цехов, нужны‘ вам доценты, кандидаты
наук? Дадим! Требуйте их!

Обращаясь к секретаря цеховых
  парторганизаний, Нешто спрашивает:

— А с людьми, с ‘активом говорили,
советовались? С людьми решали или без
  НИХ?

цеха, Пешто’ подчеркивает:

— Почему ты ‘защищаенься, опраз-
дываешься? Мы собрались, чтобы разо-
думать сообща, коллективно и
понять, что с тобой происходит, &
мешаешь нам это сделать.

Что же в этом совешании ногого? По-
чему хочетея назвать его новаторским?

сетях, в борьбе движется, развивается,
обогащается новыми и новыми ерэдетвами
могучий творческий процесс строительства
  коммунизма.

ee $
Е

В чем же секрет этой необычайной,
страстной, веспоглощающей и неисчернае-
мой заинтерегованности людей в своем
труде, в своей повседневной работе?

За что любят завод, почему бесконечно
дорожат им?

Ответ  подеказываетея самой логикой
вещей, емыелом приведенных фактов.

Очень интересно работать на «Калиб-
пе». Стало быть, очень интересно жить.
  Выетиее счастье для честного человека —
 высокопроизводительный творческий труд.
Это счастье обрели калибровцы. Выешее
  счастье для нас — строить коммунизм.

ИН еще одно наблюление.

Мы много заняты в наши дни пробле-
мамин рентабельности, экономичности.

Нал человек, строитель коммунизма, ви-
дит эту рентабельность в каждом евоем
поступке, в каждом шаге вперед, во веем
своем, не имеющем пределов, постоянном,
неостановимом творческом роете.

А жизнь наша такова, законы социа-
листического * общества, основы советского

человека,
бельно.

Вапиталист видит выгоду в угнетении

то и государственно

ствование на эксплоатации.

Социализм растит, пестует человека,
обогащает его духовно и материально.

стическом отношении к человеку нашего
победоносного преимущества нал капита-
лизмом, преимущества морально-политиче-
ского и  государственно-экономичеекого.
В этом — великий залог нашей общест-
венной, сопиальной жизнеепособности и
залог. гибели всяческих варварских «аме-
риканских образов жизни».

Мы живем, товарищи, умно, живем по-
лезно, живем красиво. Это видишь и с
гордостью ощущаешь, обдумывая могучий
жизненный опыт такого завода, как «Ва-
либр». :

Мы помним, что назвал своими универ-
ситетами’ Максим ‘ Горький. ° Советский
  простой человек вправе гордиться своими
университетами. прекрасными и счастли-
выми университетами нашей социалисти-
ческой действительности.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЯЗЫКЕ

три года утверждено около 40 тысяч тер-
минов.

Важные работы проведены по изучению
говоров и- литературных языков подавляю-
щего большинства национальностей.

Широкое обсуждение работы советских
языковедов, развивающих научное наслел-
ство Mappa, организуется на специальных
сессиях, созываемых в стране в связи

со дня смерти. Такую
23 января в Москве отделение литературы

отделением истории и философии.
января состоится научная сессия
ковского отделения института языка и
мышления имени Н. Я. Марра с участием

комитет утвердил более 18 тысяч меди-
цинских терминов, 13 тысяч юридических
и большое количество общественно-полити-
ческих, военных, сельскохозяйственных. B
Грузии за последние годы излано 23 тер:
минологических словаря и подготовлено к.
печати еше‘ девять — по’ архитектуре, пра-
ву. финансам, химической промышленности
и пр. В Латвийской CCP за последние

союзных республик.

Институт языка и ‘мышления воз-
обновляет работу нал десятитомным изда-
нием избранных сочинений акад. Н. Я. Мар-
ра с тем, чтобы завершить его в 1952 году.
В нынешнем году намечено выпустить од-
нотомник его избранных сочинений.

50-летие А. А. Суркова

Дорогой Алексей Александрович!
‚Президиум Союза советских писателей

CCCP горячо поздравляет Вас, одного из
лучших и любимых народом советских
поэтов, неутомимого общественного деятс-

ля и пламенного большевика, CO слав-

ным пятидесятилетием.

Вею жизнь Вы посвятили беззаветному
служению нашей великой Родине. Вы
стойко боролись за народное дело в граж-
данскую войну, в годы восстановления и
первых пятилеток, во время войны с 6e-
лофиннами и в годы Великой Отечествен-
ной войны.

Вы являетесь примером литератора-ком-
муниета, чье творчество неразрывно CBA-
зано с жизнью страны и делом коммуни-
стической партии. Советская литература
многим обязана Вам kak художнику,
творчество которого’ явилось ценным вкла-
дом в поэзию социалистического реализма,
и как  общественнику-организатору, 0т-
давшему много сил и энергии лля выпол-
нения задач,  выдвигаемых  большерист-
екой партией перед советекими писате-
лЯМИ.

Талантливый редактор многих газет и
журналов, Фронтовой корреспондент «Праз-
ды» и «Врасной звезды» — вот самая
краткая выписка из Вашего «послужного
списка», за которым стоят горячие годы
и большие труды. ;

Ваши произведения широко известны в
советской стране и далеко за ее рубежами.
Советскяй народ любит Вашу вдохновен-
ную песню о великом Сталине. Каждая
строка этой песни давно стала крылатой,
поистине народной. Ваши песни «По воен-
ной дороге», «Песня защитников Москвы»,
«Пееня смелых», книги Ваиих стихов
раскрывают благородную душу советекого

человека и вдохновляют людей нашей
страны.

В последнее время Вам не раз прихо-
дилось представлять советскую литералу-

ру за пределами Родины, ин мы знаем, с
каким достоинством и честью Вы выпол-
няете эту высокую задачу.

< От всего сердца желаем Вам, дорогой
Алексей Александрович, здоровья на мно-
гие годы и новых больших творческих
успехов, желаем Вам и впредь итти в пер-

Потому что видишь воочию, как в трудно-

И только слепой не увидит в социали--

братья, а не ругать тебя. Собрались по-

строя таковы. что то. что рентабельно для   Л. Бако и С. Панько
рента-.ласть). В обсуждении их творчества приня-

человека. Капиталист строит свое суще-   замечания.

и языка.Академии наук СССР совместно с! ка

вых рядах певцов и воинов великой
сталинской эпохи, — в самых первых ря-

Обрантаясь к начальнику критикуемого тах советской литературы.

Президиум Союза советских
писателей СССР

——_—_4———

ты Поэты и прозаики Туркмении

к юбилею республики

. АШХАБАД. (Наш корр.). ` Поэты, про-
заики ‘и драматурги Туркменистана встре-
чают двадцатипятилетие республики новы- _
ми произведениями. Лауреат Сталинской
премии Берлы Кербабаев написал повесть
«В сиянии белого золота», Ата Каушутов—
роман «Бахар и. Хошгельлы», Беки Сейта-
ков — повесть «Горячие дни». Эти произ-
ведения посвящены колхозчюй тематике —
росту богатства и культуры ‘села.
Мололой прозаик П. Карпов закончил
повесть «Ашхабадец» — об индустриальном
Туркменистане. — Положительную оценку
печати получила- пьеса «Сын чабана» дра-
матургов Гусейна Мухтарова и Кара Сейт-
лиева. Она идет в театре имени Сталина.

Творческие вечера

молодых писателей

КИЕВ. (Наш корр.). На-днях в клубе
писателей состоялось два творческих вече-
ра, организованных комиссией по работе с
молодыми авторами ССП Укоаины. На вече-
pex председательствовал Павло Тычина.
Одинналцать молодых ‘писателей Львов-
ской, Полтавской и Закарпатской областей

выступили со своими творческими отчета-

ми. перед писательской общественностью
украинской столицы. Свои произведения на
вечерах прочитали Р. Братунь, И. Рядчен-

ко Ю. Усыченко (Львов), Я.  Шутько,
Ф. Галин, В. Срибницкий (Полтава),
М. Томчаний, В. Боржавин, И. Чендей,

(Закарпатская ©б-

ли участие киевские писатели. Отметив
достоинства произведений молодых авто-
ров. они высказали ценные критические

teas

110 Советскому Союзу
о ХРОНИКА КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

Ф Проскуров. В области закончился
месячник книги. Продано литературы почти
на два миллиона рублей, открыто лвена-
дцать районных и колхозных книжных ма-
газинов, закончена организация колхозных
библиотек. Теперь библиотеки имеются во
всех сельскохозяйственных артелях Подо-
Лии.

$Ф Нижний Тагил. Местный музей изо-
бразительных искусств организовал для
колхозных сел передвижную выставку на
тему «Русское реалистическое искусство
девятнадцатого века».

Ф Таллин. Общественность Таллина от-
метила 50-летие со дня рождения одного из
талантливейших эстонских поэтов Юхана
Сютисте. В. последние годы вышли apa
больших - сборника избранных  ‘стихотворе-
ний поэта, часть из них впервые переведе-
на на русский язык. Писатель Руммо и
композитор Капп заканчивают работу нал
новой оперой «Певец свободы», которая
отобразит последний период зкизни Юхана
Сютисте.

Ф Воткинск (Удмуртская АССР). После
реставрации здесь, на родине П. И. Чай-
ковского, открылся Дом-музей великого
русского ‘композитора. На втором этаже
Дома-музея помещается ‘детская музыкаль-
ная школа имени Чайковского.

$Ф Мытищи (Московская область). На

с   вагоностроительном заводе создан вечерний
85-летием со дия его рождения и 15-летием   институт
сессию проводит   Ституте занимаются

металлопромышленности. В ин-

143 человека.

$ Ташкент. Закончилась третья республи-
нская олимчиада художественной само-

24—27   деятельности, посвященная 25-летию Узбек-
Мос-   ской ССР. В смотрах, которые прелшество-

вали ей, участвовало 25 тысяч человек.

лингвистических институтов академий наук CO. AHA
: ской
  сказительницы
  чаевой. Чествование состоялось на ее ро-
дине в. селе Емельянове. С приветствиями
юбиляру
ского
колхозники, писатели. Получено много при-
ветствий ‘и адресов.

70 лет
творче-
сибирской
Ионовны Чи-

Исполнилось
a -20 лет
известной
Екатерины

Ф Красноярск.
рожления
деятельности

выступили секретарь Краснояз-
крайкома. ВКП(б) тов. Черненко,