СССР. Лаборатория оснащена. многочислен-

`’ является изыскание методов продолжитель-

ie

`Ветречаются иногда факты, мимо вото-
рых невозможно пройти безо жгучего’ гнева
й неодолтмого желания вментатьея, устра-
НятТь То, что является пакам-то нелепым
пережитком старого в наней светлой жиз-
пи, в наших новых человеческих отношс-
НИЯХ. - и

‚..Такой возмутительный факт случился
недавно во Льгове. ;

В годы Отечественной войны. старший.
лейтенаят Иван Васильевич Коныхлов чеет
но сражался за Родину. Молодой офицер
был дважды ранен, потом в Восточной
Пруссии подорвался на мине. Демобилизо-
ванный инвалид Копылов осеныю 1945 то-
да пошел на учебу: ero приняли в КУр-
ский элертромеханический техникум.

Кончились годы ученья, и вот Курский
сахаротрест направляет молодого специа-
листа на работу — техником электротех-
нических мастерских при Льговском сахар-.
ном заводе. В самом радужном настроении
ехал Вопылов к месту назначения, Впере-
ди — большая, интересная жизнь, мечта 0.
трудовых подвигах во славу Родины!

‚ Но, узы! С первых же шагов трудовой
путь техника. оказалея  терниетым.., Во
главе мастерских стоял Яков Поляков —
этакий «музейный» TH руководителя,
весьма редко встречающийся в нашей со-
вотской жизни. Малограмотный, не имею-
ий технического обтазования, Поляков
руководил «в общем и целом», однако под-
чиненных своих держал в трепете. - Стра-
дал пагубным влечением в казенному
спирту, каковой хранил у себя на кварти-
pe под тем предлогом, что высокоградус-
ная влага в заводской кладовой может
«самовозгореться» или привлечь  похити-
телей.

С рабочими Поляков был
и труб, гоходя  «сыпал» нецензурными
словами, любимчикам-подхалимам делал
«премнальные» = приписки, CTPOTTUBELS
<рынибал». Не было в мастерских больше-
вистокого порядка, дисциплины, план He
выполнялся, 10с ‘брак.

Копылов, который © энтузиазмом при-
нялся ‘было за работу, сразу же почувот-
вовал: руки связаны. Начальник лишил
вто веяой самостоятельности, ‘превратил
в мальчика на побегушках. Стоило техни-

высокомерен

KY отдать клто-пибо распоряжение, как
появлялась мрачная фигура Полякова,

слышался грубый окрик: «Я здесь хозяин!
Делать по-моему!»

Неуч-начальник презрительно именоваль
вузы инкубаторами по изготовлению спе-
пиалистов. На Копылова он покрикивал:
«Эй ты, инкубаторный техник!»

Копылов выступил с критикой недоетат-.
ков и ошибох начальника, выступил про-
ив вопающих ‘безобразий в мастерской. .
Совесть не позволяла ему молчать.

- Прислушалея к голосу справедливой
критики Поляков? Нет!  Зазнавитяйся,

ело” Ивана Копы

Трест утвердил это. несправедливое взыска-

помочь. мастереким выйти

*

своей  нооб’екливностью; (‘слишком явно

>.
; стремление смягчить вину ‘ Полявова,
И. АРАМИЛЕВ слишком ярно желание очернить Копы-
< „лова, у

Иван Копылов обратилея © жалобой в
Курский обком трофсоюза рабочих caxap-
ной промышленностя. Президиум  обвома
‘признал увольнение Копылова незакон-
TEBIM.

Казалосв бы, вот ‘и кончилось «дело»
Копылова. Молодой слециалиет, восстанов-
лей, виновники гонений нажазаны, уроки
извлечены... Her! Ha сцене появляется
еще одно действующее лицо: тов, Моска-
лепко, управляющий `Куреким сахарным
‘gpectom. Ошо — 910  лЛицо-— нео желает
восстановить Копылова на работе. Ноче-
му? Потому, видимо, что не уважают в
тресте критику, не любят «занозистых»
людей, вымосящих cop из трестовской
избы.

В дело вмешалиеь: Курский облироф-
совет, ЦК профсоюза рабочих сахарной
промышленности, ‘нареуд Ленинского pait-
Jona Rypera, областной суд.   Dero — Gec-
спорное и Ясное — пухнет, ‘обрастает
справками, релюшиями, докладными, сви-
детельскими показаниями, актами, затро-
сами. Инзалид, офицер, техних, советский
человек, Копылов ходит по кабинетам,
добирается празды.

Москаленко непоколебим! Он ше хочет
«едаватьсл» перед общественностью,  п0-
тому что боится уронить престиж верен
ного ему треста. Ложное понятие © пре-
стиже понуждает его. не замечать фактов,
действовать вопреки истине. Надоест же
когла-нибуль этому Копылову  обивать

чванливый человек, ох об’явил беспощад-
ную войну технику. Начались унизитель-_
ные придирки, наглые наекоки.

Однажды «хозяин» уехал из города.
В тот день как раз тлавный инженер
Льтовекот. сахарного. зазода. тов. Катана,
по договоренности с трестом, приказал
Конылову передать заводской автоколонне
токарный станок, Вопылов приваз выпол-
Нил. а а

Вернувшись из поездки, Поляков од’явил
технику строгий выговор с предупрежде-
нием Ba... «самовольное хозяйничаньс».

ние:

Копылов- подал заявление в партийную
организацию Льговокого сахарного завода,
просил расследовать ироетупьи Полякова,
из прорыва.
Копию заявления техник Послал в трест.
К письму Копылова присоединились ком-
сомольны Коломиец, Сковов и член пар-
тии Корсаков.

Партийная организация, разобравитиеь
в леле, признала правоту молодого епе-
циалиста. Партийное бюро нросило трест
срочно заняться положением  льтовских
мастерских. Дело получило огласку, 3за-
мять его уже было невозможно.

Почуяв опасность, Шоляков применил
старый плутовекой прием: обвиняй чест-
ных людей в том, в чем оли тебя изо-
бличили, кричи Bo весь голос, a Там
видно будет... Сочинив просчранную кляу-

” ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ

`БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ РОГАТКН
 НАДО УСТРАНИТЬ

„Нам доводилось н6 раз шосещать  под-
московный детский ‘костно-туберкулезный
саналорий «Баковка». Мы. воогда © боль-,
шим удовлетворением отмечали  пре-
красную постановку  шШольног  воепи-,
тания и. пионерекой ‘работы в. э10м
санатории. Отрадно было’ видеть, ° как
тяжело больные дети, прикованные годами
к постели, нормально учатся и принимают
активное участие в пионерской деятельно-
‘сти. Мы радовались тому, Что эти дети,
избавивитиеь от своего недуга, смогут пой-
ти в нормальную тиколу, в высшее учеб-
ное заведение, занять свое место. в нашем
социалистическом обществе. Вроме Tor,
обстановка, приближающая детей”. к нор-
мальной жизни, хорошо отзывалась на их
моральном состоянии, поддерживая в них
бодрость духа, активность, что является
важным условием быстрого выздоровления.

Сейчае мы были крайне удивлены,
узнав, что школа при саналюрии завры-
вастея по формальной причине;  оказы-

вается, школы допускаются лишь при ту-
беркулезных детских санаториях, а леч4е0-
ное заведение «Баковка» формально име-
нуется не саналоризм, а больницей. Кун-
цевекий райфинотлел превратил отпуск
срадетв школе, ссылаясь на мертвую бук-
  ву «установленного порядка» и игкорируя
насущные нужды больных детей... Но раз-
ве дело в названии? Разве в «Важовке»
дети не лежат годами Tak we, как и в 3а-
ретистрировалных санаториях? Зачем же
лишать этих детей права на обучение?

Мы уверены, что это досадное недоразу-
мение будет незамедлительно выяснено и
больные дети вернутея к нормальным 34-
BATAAN,

трестовекме пороги, и он исчезнет © го-

зу, начальник просил убрать «критикана» ризонта.

техкика как не соответствующего назна- Правда, на одном Из этанов «дела»

чению. управляющий трестом сменил было гов
Из треста  прибых ревизор — старший на милость: предложил Копьтову заново

поступить на другой завод. Техник отка-
залея. И правильно сделал! Он Beth не
милости просит, а справедливости. Не по-
дачка ему нужна. Речь идет 00 удовлет-
ворении законных прав ‘советского чело-
века, пострадавшего за критику.

илженер-олеклтрик Маевский. Подтверлились
обвинания, выдвинутые Копыловым против
Полякоза? Да! Пу, и чю же? Маевский
напгел «соломоново» прошение: снять © }а-
боты Полякова и... Копылова!

Скавано — сделано. Едва успели  вы-

сохнуть чернила на приказе oO снятии 7

Копылова, как последовал дальнейший

«акт»: директор Льтовекого сахарного за- Вдумываясь ‚в «дело» Копылова, ие-
вода Тарасов предписал технику — в трех-  вольно спрапкиваенть. себя: да Kan “Ae

днехный срок! — освободить казенную   Могло такое случиться?
кРартару. Какая оперативность! Инвали-  Управляющий трестом Москаленко уве-

ду Отечественной войны,
критику почальства, «вежливо» предлата-
тот поселиться под открытым небом...

продолжал борьбу. После Маевекого  «де-
лом»
ста Бачинский. Что он сделал? Поддержал
выволы своего сослуживце Маовекого.

инженеров-трестовиков.
- В

рен, что он так ш будет стоять на свосй
«трердокаменией» позиции: «издал при-
nas, и но отменю!» On заблуждается.

уволенному за

_ Уверенный в своей правоте, Копылов i
ошибок к добру не приводит.

«Дело» Копылова — безобразное, 11630)-
ное дело. Нельзи миритьея в такими де-
лами, нлкому не позволено за кратику
недостатков карать честного о человека,

попирать советские законы!

Копылова занимался энергетик Tpe-

Мы читали  докладные записки обоих
Они поражают

ДОЛГОВЕЧНОЕ ХРАНЕНИЕ ПЕЧАТНЫХ   ТЕКСТОВ

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Возобновила
свою работу лаборатория консервации и
реставрации документов Академии. наук

ными приборами и аппаратами отечествен-
ной конструкции, предназначенными Для
испытаний бумажного волокна, микробиоло-
гического исследования вредителей книг,
реставрации документов.

Одной из интересных работ лаборатории
ного хранения печатных текстов, уменьшен-
ных в десятки и сотни раз по сравнению с
оригиналами. ^`

.— Еще в довоенные годы, —— сообщил
вашему корребпонденту ученый секретарь
лаборатории А. Тихонов, —был проделан
опыт сохранения на многие` столетия пол-
ного текста Сталинской Конституции. Нла-
стинку, размером 6X9 сантиметров, ©

чи

А. МАКАРОВ.

_ ПЕСНЯ-ОРУЖИЕ

К 50-летию А. Суркова

Для ровесников Алексея Суркова, по-
побно ему, ходивиеих «в рядовых при боль-
пой революции, подпирая плечом боевую
эпоху», первые ето книги, вероятно, зву-
чали поэтическим воспоминанием 06 их
славной молодости, побуждая по-новому
осмыслить и пережить незабываемое.

Для людей моего возраета, юность ко-
торых совнала © эпохой первых пятиле-
ток, это был голос старшего товарища
и наставника. В ранних стихах А. Сур-
кова раскрывалея  тефоичееский характер
поколения, которое было для нае образцом
мужества, духовной силы и внутреннего

блатороделва, — характер сверстников Пав-
ла Корчагина, тот завидный характер,
который оказал огромное влияние на op-
мирование духовного облика о всех поеле-
дующих поколений советожой молодежи и
обаяние которого сохраняет полную силу
й в наши дни.

Матрое Петро’ Гаманенко, вынесший
Леньку-дозорного из-под пулемета, «не-
увлюжими жестами наплывающей нежно-
сти» разглаживающий волосы умирающего
друга; комбриг Исаев, как сокол, налетав-
ий на вражескую конницу; минер Сини-
ца, упрямо думающий в тифозном лагере
военнопленных о победе, и многие дру-
тие, такие же молодые, упорные, больше-
гястекой закалки люди -—— герои ` сурков-.
CRAX
тлубокой памяти, памяти сердца, вызывали
горячее еланне стать. достойным продол-
жателем их борьбы: ie
_ Великая правда далених лет гражданы
ской войны в стихах Суркова вставала
ярко и зримо, обрисованная мужественной
и честной рукой художника, кровно связан-
ного с Haporom\a его борьбой за будущее,
Ero стихи раскрывают самый смысл этой
борьбы; они наполнены страстной, неудер-
‘имой любовью в простым борцам резолю-
пои и активной, тероической ненавистью в
врагу, к подлому прошлому, которое. поэт
призывал «карать бешено и упрямо». Й оня
учат не разменивать революционной нена-
висти на жалость.

Стихи говорили о прошлом, но были Has
целены в будущее. Воспевая «суровую
гордость прославленных армий», они зву-
чали одновременно «напоминаньем 0 3aB-

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 №3

——

стихов — запечатлевалиеь В самый

Она будет впервые применена в 1950 году
для сохранения текстов Сталинской Кон-
ституции Ha языках народов 16 союзных
республик: PENS 258 в Е ых

Лаборатория: уделяет. также. больное вни-
мание предупреждению болезней книг, для
чего разработана рецептура различных де-
зинфекторэз. Проектируется‘` специальная
камера высокого давления, где обработка
книг будет производиться под давлением в

уменьшенным текстом “Конституции вклю-
чили в толщу.химически стойкого стекла, и
в таком виде она сберегается ныне в спе-
пиальном футляре из плавленного диабаза.
С помощью микрофотобемки на ‘неболь-
нюм стеклянном кружке, диаметром три
сантиметра, запенатлен текст. обращения
Иосифа Виссарисновича Сталина к народу’
в день праздника Побелы ‘над Германией.
При рассмотрении этого кружка под силь-,
ным микроскопом можно увидеть первую
страницу «Правды» за 10 мая 1945 года,
на которой опубликовано обращение. i
Сейчас сотрудники лаборатории разрабо-
тали оригинальную становку, допускаю- ‘ i ;
щую неа с’емку ‘250 страниц   СОЗДАН постоянный пункт,
обычного печатного ‘текста на фотопленке
размером 90 квадратных сантиметров. Уста-
новка открывает широкие возможности для
массовой консервации печатных материалов.

дика реставрации. редких документов, древ-
них рукописей, звукозанисей, археологиче-

занимающийся
и старинных изданий. В Институте русской

литературы ведется восстановление книг из
личной библиотеки А. С. Пушкина.

‘большой правды века, того, ради чего тли
в бол каши современники, племя богатые
рей;  считавшее «отчизной
власть». ‘

- Только очень близко зная народ и тлу-
боко чувствуя его, можно было суметь так
многотранно показать живую душу нафо-
да, в которой ненависть в врагу, несущему
смерть, только сильнее раздувает пламя
любви к жизни, а суровые тяготы войны
не утасили глубокой нежности.

Простой созетекий солдат предстает пе-
ред-нами в стихах А. Суркова, как человек
беззазетной преданности делу воммунизма,
высокого долга и безмерного мужества. Ра-
неный связист зубами соединяет оборван-
ный миной провед.

Лишь через’ час ‘его. в снегу нашли.

В ‘больших глазах застыла синева,

Меж мертвых губ по проводу текли’

Живой команды. твердые слова,

трашнем дне». И, может быть, не было Bl
предвоеннюй поэзии песни, так ‘много го-
ворившей молодому сердцу, как сурков-
ская песня о шедшем по военным дорогам
боевом восемнадцатом годе, песня, в кото-
рой так чудесно, с таким искусством пе-
ренлетаелея  ромзнтичеекое раздумье 0
прошлом © `предчувствием будущего, тде
чувство верновли Родине, готовности защи-
щать ее выражено так просто, кратко и
спокойно, с сознанием ‘достоинства и соб-
ственной силы.
По-большевиелеки  требовалельной, обя-

зывающей, призывной входила граждан-  . :
ская поэзия Алекоея Суркова в сознание овязист и в смерти’ не покинул пост,

Венчая подвигом свой бранный труд.
Он был из тех, кто, поднимаясь в рост,
Бессмертие, как города, берут.

сотен тысяч и миллиенов его читателей,
и мало найдется сердец, на которые она
не наложила бы своего облагораживающе-
го отпечатка.
Смелыми Сталин гордится,
Смелого любит народ.

Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет,

Из таких мастерски  очерченных обра-
зов, как образ раненого связиста или, Ha-
пример, безвестного бойца, заслоняющего
от смерти чужого ребенка, возникает в
военных стихах А. Суркова. величествен-
ный облик народа-победителя, . поднявшего
на: свонх плечах тяжесть, которую «впору
поднять десяти поколеньям».

C большой силой сумел поэт раскрыть
источники нраветвенной силы и мужества
русеких людей — их патриотизм, веру в
партию, любовь к Сталину,
зости между простым человеком и‘ вели-

— прозвучали в первые дни Великой Ore-
Чественной войны слова поэта, ках запо-
ведь старшего всем, кто становился в
общий строй с его поколением.

Верным боевым товарищем солдат Вели-
вой Отечественной войны прошла сурков-
ская песня по всем  фронтовым дорогам.
Она трубила тревогу, поддерживала в труд-

ким вождем, возникшее в стране с0-
ные дни, вела в наступалельные bon. циализма.
Многообразна и богата советская поэзия, Удивительно ‘проникновенно передает

воспевающая великий военный подвиг на-
рода, но отчетаиво слышен в ее велича-
вом гуле звон клинка поэзии Алексея
Суркова, клинка, закаленного и испытан-.
ного опытным воином и отданното им на
вооружение народу. Чувство народного гне-
ва, упрямая, неудержимая воля в побе-
де — главные мотивы военных стихов
поэта. «Стихи о ненависти», «Солдатское
сердце», «Наступление», «Песни гневного
сердна», «Месня смелых», «Я ною нена-
висть» —— называл OH свои сборники, и
эти названия превосходно выражают ‘их’
содержание — кипящий сгусток страстных
чувств  созетских людей,  оскорбленных,
негодующих и устремленных к победе.
Кое-что в этих сборниках нынче отзвуча-
ло, отдельные стихи могут показаться на-
писанными наспех, но лучшие прочно
останутся в советской поэзии.

А. Сурков это 060б0е чузетво’ неразрыв-
ной связи народа и вождя равно и в тор-
жественно-величавых строфах «Песни 0
Сталине» («На просторах ‘родины чудес-
ной») и в простом четверостипияи, посвя-
шенном Фронтовым будням, и в п0эме
«Ночной собеседник», где поседевший в
боях тридцатилетний капитан  рассказы-
вает поэту, как вождь «невидимый никем
придет в палатку и до утра боседует со
мной». Нообходимо м свободно
образ великого учителя и друга B Стихи
поэта, ибо; /

Все мечты и мысли человечьи

Сталин в сердце выносил своем...

Несомненно, лучшее из написанного
Алокеевм Сурковым связано © боевыми
подвигами народа. Запевала военной темы
в советекой литературе, оз остается вер-

ным ей на протяжении всего творческого
пути. Эта тема — тема защиты Родины —

Картины сурового окопного быта в CTH-
хах А. Суркова не заслоняют главното —

«Принцинниальность» в. отстаивании своих

несколько атмосфер. Разрабатывается мето-, : 4 а
  Главнолиграфиздату необходимо устано-

ских нахолок.. В Институте востоковедения,

укреплением. древних рукописных текстов.

COBETCRYH

чувство бли-

входит

Haro отдать’ должное учителям этой
школы. Школе прекрашен отнуск средств,
по преподаватели продолжают вести заня-
тия.

Расститывать, что. так может  продол-
жатьея долго, —— шельзя. Необходимо сроч-
ное вмешательство министерств здравоох-
ранения и просвещения. Бюрократические
рогатки надо устфанить!

С. МАРШАК, Е. ИЛЬИНА, В. ЯН,
Корней ЧУКОВСКИЙ, М. АЛТАЕ-
ВА, Лев КАССИЛЬ. .

дом. На стане, ближе кзарослям тальнива,

—-—

В ЗАЩИТУ КНИГИ

Миллионы книг и брошюр выпускает
сжегодно наша полиграфическая промыш
ленность. Даже один-два процента брака,
вознивающего при перевозке литературы, —
это сотни и тысячи книг. Но, к сожале-
нию, ‘процент брака в фезультате плохой
упаковки значительно выше. Дело в. том,
чо. книги довольно часто путешествуют,
упакованные во легкую обзрточную бумагу,
перевязанную типагалом.

Каждую пачку книг, прежде чем до-

ставить на место, переносят много раз.
Ручкой служит тот же шпагат, а ол при

этом постепенно все больше и больше де-
  формирует переплеты и обложки, Отсюда,

‚ Иереплетов и смятые корешки.
  Все сказанное относится,
учебникам. :

`В советокой школе’ ученикам привявают

уважение” к вниге, приучают их: бережно
‚с: ной обрашаться. Но кав быть ученику,
16ели он получает учебник, уже. сснова-

тельно «изувеченный»? 09 каком бережном

обращении с внигой можно в таком .cay-
чар говорить?

‘рить стандартную упаковку. книг, обеспе-
чивающую их полную сохранность при

транепортировке, и обязать вее книготор-

гующие организащии пользоватьзя только

такой упаковтой.
Л. АГУХ

`РОРОШИЛОВГРАД”

етического общества, является темой об-
щенародной; и Алексей Сурков вы-
разил в своем творчестве одну из наибо-
  лее существемных сторон жизни’ народа,
‘сознательно избравшего судьбу: передового
 бориа за прекрасное. булущее всего чело-
  вечеетва,

- Маесовость поэзии А. Суркова, ее вости-
тательная сила об’яеняются ее партийной
страстноетью, ее подлинным демократиз-
  MoM, необоримой верой поэта. в мобили-
зующую силу человеческого слова, в. разя-
‚ щую силу боевого оружия — песни,

Лирика А. Суркова самобытна. Ее мето-
ки ‘в русской певолюдионно-демократиче-
ской поэзии. Поэт творчески ` развивает
боевую, наступательную линию некрабов-
ской публицистической лирики. Сурковекая
песня — это особый вид массовой песни,
`агитационной, публицистической, отдель-

призыв, как лозунг. Не случайно такие
строки, как «Сталин -—— наша слава 060°-
вая» или «Только отважным героям, ра-
  ДоСтЬ победы дана», стали крылатыми,
  народными,

`В стихах А. Суркова живо ощущаетея
беспокойный, бурный, но целеустремленный
и волевой темперамент их создателя,
жизненный путь которого так типичен для
советекой. энохи. В автобиографии, предпо-
  сланной” клиге избранных стихотворений,
  поэт писал: . .
«Типичный  предетавитель. миллионов
своих сверстников, Tex бесправных и не-
имупЕих, которых совершенная ими
Охтябрьская револющия сделала солдатами
ий строителями коммунизма, поколения, Tho-
чуветвовавшето хозяйскую радость + OTKPbI-
вателей норого мира, я должен найти Te
предельно ясные, простые и емкие слова,
в которые вместилаеь
ная, жизнеутверждающая
вель их сердца перед. лицом

если мы не булем сильны это сказать, RTO
за Hac скажет другой?’ Может. быть,
слишком смелая это мечта. Может быть,
и таланта, и уменья, и силы о ееряца не-
хратит, чтобы ее осуществить. Но ведь
без дерзкой мечты скучно трюето жить и
 ‘сорсем нельзя жить в поэзии. И, кроме то-
/TO, человек, которого хы любим и которо-
му мы верим больше, чем самим себе, не
на ветер бросил слова: «Нет таких кре-
постей, которых большевики не могли бы
  Взять».   :
  Для осуществления этой светлой
  кой мечты поэтом слелано уже многое. Поз
’ желаем же ему новых творческих успехов
и такой же неиссякаемой силы сердца на
долгие годы,

как неизбежное следетвие,— смятые углы:

конечно, и в

ные строки которой воспринимаются, как!

и дерз-

А. ПЛЕШКОВ

у

1 fy О
Е Fa

\

_ Ужинали на станах заполночь. В хлебо-
родной. амурской степи, где мы, кочевали,
осенью, 1943 года по колхозам, шла у00-
ротная страда, р

По ночам север начинал дышать холо-

врезавшегося в поле, пылал Еостер. И пока
повариха расставляла алюминиевые МИСЕИ,
Цетр Комаров, — как повелось в те дни
читал. стахи. i

Когда бы.я не был знаком

С твоими холмами зелеными,

Что пахнут лесным чесноком,

‘Сосновой смолой и пионами,

Когда бы не знал я дорог
_К твойм соловьиным кустарникам,

К лугам, где мышиный горох =”

Обнялся с тразой-золотарником,

Когда бы в полях не бывал, .

Где зреют колхозные озими,

Где с осени каждый увал

Под пашню возделан колхозами,

Когда бы ручьи позабыл, :

Где каждая струйка — хрустальная, —

Наверно бы, так не любил

Тебя, сторона ‘моя дальняя!..

Погариха exy
mincRy. ^

— Только всё у наб мясо одно,-— при-
бавила она. блозно извиняяеь. — Оетрень-
кого-то Ничего нет: война — кроме соли,
никакой принравы... $

`Комаров широко улыбнулея и рукой
откинул 00 лба темную прядь в0л0о. °

— А вот гоголить!.. Я же как ‘раз про
это читал. Сейчас будст!.. Я еще днем
присмотрел.

От зашагал в тальниковую зароель, с!
минуту порылея там и вернулея с дом

Е Ди ea tee

поднеела дымяшуюся

стеблями, увенчанными округлым корневи-
шем. Это был дикий чеснок, часто ветре-
чающийся на Дальнем Востоке. Иосяеь на
неловерчиво  потлядывавшую ° повазиху,
Комаров очистил белую сочную головку и
е хрустом  надкусил ‘ве. Вторая толовка
понаа по кругу.

Ou превосхолно знал дольневосточную
природу. Стихи П. Комарова населены
всевозможнейшими представителями. ec
флоры и фауны. То, ‘что примечал он
поэтическим взглядом; служило для мно-
гих свозобразным «открытием» мира. Чи-
татель ‘узнавал вдруг, чт0 не так уж дале-
ко от него,‘ оказывается, фастут нелюм-
jun — редчайнтие в мире гигантокие розо-
вые цветы: их родина — Южный Китай
и Бенгалия, wo воть OFM HB советоком
Приморье, В’ ханкайсвих плавнях, и там,
вместе с рубожами родной земли, охраня-
ют их потраничнаки Турьего ~ Pora.

нельзя было бы упозкнуть в любовании
экзотикой. Много рассеяно в этих стихах
всзрозможных › этнографических сведений,
но. это и не. рифмованные заметки натура-
листа: Это подлинно поэтический pasenas
о том, как свовобразна и богата природа
родного. крея и как щедро раскрывают-
вя ее дары. под. рудой. советекого: человена-
созилателя. i

Среди ранних стихов поэта были. и ‘уда-

ленные 0? жизни — условно романтиче-
ские, либо  созеппалельные, - где пейзаж
 оказывалея  сомодоваеющим. П. .Вомаров

настойчиво . позодолевал этот недостатох . и

в последние годы сумел в, лирических кар-

тинах родных мест выразить, 100809
видение мира, новое восприятие самой
природы. Даже  пейзажнью ero мини-
атюры, и Te отражают явления новой
действительности, связаны с  п0еобра-
sylomelt деятельностью людей. Ka-

hy взренную ‘перемену претерпело, на-
пъимер, в одной из мйниатюр давнее пред-
этавление о трудолюбии пчел! Извечно оно
служило «критерием» трудолюбия , челове-
ка. А теперь? Цоэт видит, как после жар-
вого дня работы ‘уснули в поле колхозные
жницы. Рядом се ними, «опоздав в CBoil

улей возвратиться, ночует в колокольчике
\ пчела». Но чуть свет — веселые

в Hallux условиях, в условиях социали-

RULE
спора 38 работой. Вепомнив о пчеле, поэт

ще убедительным выводом: как видно,
пчелы “‹у нас в колхозе учатея труду».
Или еще; 0 козодое, «ночном молотобойце».
В сосновом бору птица эта вею летнюю
ночь слевно «молоточком бъет по серебру».
Стук ее вызывает представление об искус-
ной работе отбивающего косы кузнеца. И
снова —— прелестная метафора-вывод: «He
в ето ли кузнице колхозной птица изуча-
ла ремесло?..».

Родная природа живет в стихах П. Ro-
марова свободно и поэтично, раскрываясь

в милых сердцу подробностях — либо со-

вссм новых,’ либо IM0-INOROMY обвешенных.
Qua не статична, не мертва: со сменой лет
Bee болое меняетел ее облик, меняется и
самый пейзаж. В шебет степных «еоловья-
ных кустарников» входит  «екоротоворка
комбайна», «едвоенный стук» тракторов.
Утренние гулии больших о новостроек отла-

петр Комаров. Избрациые стихи.
«Поавла». Москва. 15949,

i. Комаров. ‘Стикотворения. Дальгиз. Ха-
баровск.. 1947; :

изд-во

В. ДРУЗИН,
тлавный редактор
журнала «ЗВЕЗДА»

B нашем журнале основное место должны
занять произведения, посвященные важней:
шим темам‘ современности, рассказывающие
о трудовых подвигах советского ‹ народа,
раскрывающие образ героя сталинской эпо-
хи. Этой теме и посвящены романы А. Ко-
жевникова «Живая вода» (о жизни и тру-
де колхозников далекой Хакассии, преобра-
зующих по великому сталинскому плану
природу своего края) и Е. Катерли о лю-
дях большого машиноестроительного завода.

Редакцией получен роман азербайджан-

бы Честная, СИЛЬ-  ского писателя Мирзы Ибрагимова «Насту-
и гордая. иепо-, пит день». Роман повествует о жизни раз-
человечества   личных
и перед лином будущих поколений. Ведь!

слоев населения. южиого Азер-
байджана и Ирана. :

«Звезда» предполагает также напечатать
новый ‘роман В. Пановой «Председатель
горсовета», повесть IJ, Вершигоры «Кар-
патский рейд», роман И. Кремлева «Киров
в Астрахачи», Г. Леберехта — продолжение
«Свет в Коорли», цикл путевых рассказов
И. Соколова:Микитова, новые рассказы
Э. Грина и ряд новых произведений ленин-
градских прозаиков. :

Мы будем систематически знакомить чи-
тателей с новинками советской драматургии,
в частности, напечатаем новую пьесу укра-
инского драматурга Ю. Буряковского о
Юлиусе Фучике и пьесу А. Штейна «Флаг
адмирала».

В поэтическом отделе журнала — поэма
В. Богатырева «Хозяева земли», большой
цикл стихов современных китайских поэтов
(в переводах А. `Гитовича),- новые - произве-

ловека в борьбе. с засухой:

завершает миниатюру простым и покоряю-

т чистого сердца

шают бескрайние TACIRHEIC просторы. Co-
звездья JAeRTPMICCKNR огней в приисковых
поселках и тородах затмевают., зарово’. ве
черних зорь. В вековую глушь былых мед-
вожьих Углов стремительно вторгается
железнодорожная магистраль. Tax fpeobpa-
жают свою землю  советекий  челозек-
строитель — ивдавний  Фронтовик, qt
«Всюду был—от Праги до Китая — же-
ланным гостем» у народов, озвобождентых
им 0т ига гитлерозских захватчик п
японских империалистов. 09 его безгранич-
ной преданности советской Родине; о его
мужестве и бесстраний IT. Romapos Impo-
пихновенно ‘рассказал в военных стихах.

После войны, вдохновленный грандиоз-
ностью сталимекого плана обтовления земли,
поэт создал цикл стихов «Зеленый пояс»,
еще ярче показав советских людей в и&
октивном, революционном: отношении к при-
роде: 5 i

Работы. 10 лесонасаждению B  TH-
тантеких маститабах развернулись в стра-
не. Глубокое знание и тонкое чувотво. об-
нозляемой природы помогли  Кюмарову
рассказать 09. этих работах поэтично, 0браз
родных ему л2сов. становится как бы оду-
шезленным. Они — верные союзники че-
«в зеленых
тимнастерках, как солдаты, стоят они, за-
nTime полей». Сама борьба за новы
обильные урожаи рисуется, Баг сражение;
‚ Той кочующей пыли,

Что несет суховей,

`Мы войну об’явили

Всей державой своей.

На путях у пассатов,

На границах пустынь

Лесовод. и. таксатер

Занимают посты.

Завтра встанет у пашен,

Что засеял- колхоз,
_ Пограничная стража

Тополей ‘и берез!

В «Зеленом. поясе» —— та же сыновняя
влюбленность поэта в пейзажи родной
страны. Поэтичесную манеру Tl. Комарова
отличает предельная лаконичность, отрем-
ление к скуцой и точной художественной
детали. Оз строго держится некрасовекого
девиза — писать так, чтобы словам было
зосно, а мыслям просторно. Вот стихотво-
рение «Дуб» — оно все из одной строфы:

`’ Словно часовой, в широкой пойме

`Он стоит, оберегая рожь.
И недаром ва патрон в обойме
Каждый желуль у него похож.

A por— «Новоселье». Оно пз трех
втроф, здесь Ta же тлубина  0б0бще-

В стихах П. Комарова немало таких «от-   ния и те же милые сердцу, по-новому рас-
крытий», но они — не самоцель, его никак   крытые подробности: —

_ Украсить лесом здешние края,

‚По пятилетке, задались мы целью.

И ват. он. лес!.

И песня, соловья

Пришлась как ‘раз к лесному новоселью.

Никто не ждал крылатого певца, :

Он прилетел. и, свыкшись постепенно, >

На пробу вывел, ралуя сердиз, :

Свое замысловатое, колено... 4

Что грех таить, почти деревней всей
„Мы слушали того певца на ветке

И думали, что даже соловей

К нам прилетел по’илану’ пятилеткм..
‚ От частного позт ‚ведет читателя, к. гг
нимонию общем, из настоящего ках OU
перебрасывает мост в близкое будущее.
Садом стал. не только один этет колхоз,
справивший свое лесное новоселье. Тармо-
кическое, комплексное развитие — закон
веего нашего социалистического планового
хозяйства. В переделке природы, в созда-
нии «зеленого пояса» — могучих лесоза-
WUTHHS полос — участвуют Pee облаети
стрмпы, ‘взаимно обмениваясь лучшими
породами. Пройдет немного лег — и Had
преображенной землей зашумят леса, rye
«в ОДИН зеленый ряд» станут «ель с при-
  морским кедром и кавказский виноград»,
rie собниметя лиана с подмосковиео
сосной». Тут воплотится и «анчнал»
мечта поэта: краса и гордость его амур-

ской тайги —= бархатное дерево 198
«Boner. в. пейзаж  коммунистического
  Вавтра». к

И это будет делом наших рук...
Придет пора--
`, Мы одолеем вьюгу,
Сады перешагнут Полярный круг,
А лиственница выберется к югу.
И вижу я тот благодатный год,
И зной песков,
Где рощи зашумели,
И полюс холода,
Где мы достигли цели:
Там ртуть мертва, но яблоня цветет!

Безгранично и искренне любящий род-
` ную землю, П. Комаров с такой же вдох-
`новенкой любовью, от чистого сордна в0с-

обновляющег эту землю, приближающего
преклаеное коммунистическое Завтра.

Грустно сознавать, что недавно, в вамом
расцвете творческих сил, этот талантли-
рый поэт бозвременню умер, не’ усе
сделать воего, что OT него могла ждать,
советская поззия.

———————

Рассказывают редакторы журналов

дения В: Саянова, А. Прокофьева, М. Ду:
дина, О. Берггольц, С. Орлова, А. Чивил-
хина и др.

°С нового года «Звезда» вводит литера
турные и‘научные обозрения...

А. ПРИШВИН,
ответственный редактор
журнала «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК».

В: 1950 году мы опубликуем вторую часть
автобиографической повести. удэгейского
писателя Д. Кимонко «Зарево над лесами»,
Повесть охватывает период двалчатых и
тридцатых годов и раскрывает путь, кото-
рым шел к новой жизни его маленький
народ. ‹Роман- Н.` Рогаля «Июнь-Корань»
посвящен гражданской ‘войне, теме амеря-
канской интервенции ‘на Дальнем Востоке.
Мы. напечатаем также повести Дм, Нагиш-
кина о молодых рабочих города: Комсомоль-
ска-на-Амуре и Ю. Шестаковой «Огни Хи:
гана», посвященную геологами строителям
крупного предприятия в горах Хингава.
Молодой писатель В. Лавринайтис, лесо-
об’ездчик по профессии, будет предстазлея
в журнале большим циклом ‘рассказов о
труде забайкальских лесников. :

В этом году журнал значительно раеши-
ряет отдел очерков. В первых номерах
будут опубликованы очерки С. Феоктистова
«Там, где был Чехов» (Сахалин) и Р. Аги-
mesa о дальневосточном  садоводе-мичу-
ринце Лукашеве,

В редакционном портфеле находятся так-
же переводы новых рассказов’ известного
китайского писателя Чжао Шу-ли и боль-
masa поэма А. Туркина «О китайском маль*
чике Ли Чане».

пел и величественные дела своего наролл, ©