:

i

у

k

;

;

Боннские фашисты и их хозяева

Пропыло лишь несколько месяцев с тех
0р, как немецкие временщики в Бонне
Юб`явили свою программу, организовали
Как называемый «парламент» и пытаются
править ‘ублюдочным  западногерманским
тосударетвом».

В боннеком «котле» густо замешаны
зрернный пювинизм, идеи реванша, расиет-
ские человеконенавиестнические бредни.

«В последние две недели на странипах
тазет и журналов, выходящих в Западной
Германии, — сообщает корреспондент швел-

ской газеты «Дагенс нюхетер» из Дюссель-

дорфа, — можно было видеть  значитель-
30 большее количество портретов Титлера,

Муссолини и Геббельса, чем в эпоху тре-

тьей империи». Лондонский радиокоммен-
татор Эдгар Лостоттен с эпическим спо-
койствием повествует: «За последние не-
Чели и месяцы в Западной Германии на-
элюдаетея возрождение агрессивного Ha-
ционалистического духа».

° Можно без преувеличения сказать,
зоскрешение нацистской идеологии являет-
зя. сейчас одним из самых модных бизно-
ов Ha территории  боннекого  «тосудар-
ва». Этим бизнесом занимается и пре-
 тарелый гитлеровекий генерал Гальдер,
эпубликовавитий брошюру «Гитлер как пол-
ководен», и бывшие подручные Геббельса
Маке Вилльями и Отомар Беет, которые
зозобновили излание гнуеных фашиетеких
листков, и веовозможные крупные и мел-
кие чиновники из боннекой администра-
ил. Весь штат бывигих нацистских слуг
загребает громадные деньги, торгуя «вос-
поминаниями» о жизни своих фашиетеких
господ. Личные секоетари и гофмейестеры,
денщики и повара, проелужившие много
лет в качестве вернейших слуг Гитлеза,
прекраено зарабатывают теперь на статьях
о личной жизни фашистских «корифеев»,
преподноея читателю отвратительное меси-
во-из порнографии и нацизма.

Вирочем, мемуарная лихорадка, охва-
тившая гитлеровцев в Занадной Германии,
еще далеко не исчерпывает дела. Западно-
германские нациеты
о бывшем фашистском «рейхе», но и стро-
ят весьма обстоятельные планы на буду-
щее. 2 pie

Оболренные помощью  англо-американ-
ской реакции, фашиетекие «оборотни», ко-
торые долгое время действовали в олиноч-
создать сейчас различные

RY, пытаются
легальные и полулегальные фашистекие
организации.

_ Первый шаг кв об’единению всех нео-
фашистских элементов сделан на совещании
в Годесберте. На этом совещании, созван-
ном, кстати сказать, в годовщину веролом-
ного нападения Гитлера на СССР, бывшие
тенералы, видные чиновники гитлеровской
партии и реакционные промышленники
призвали к «окончанию междоусобных
раснрей» и об’единению под старыми ми-
литаристскими и националистическими лэ-
зунгами.

Велед за тем в Западной Германии на-
чалось активное сколачивание всевозмож=
ных фашистеких групи. По сообщению га-
зеты «Берлинер пейтунг», в конце ноября

в Швабахе состоялся третий с’езд так на-

TPO

не только вздыхают

>

Л. ЧЕРНАЯ
<

зываемого Немецкого блока, - откровенно
нацистской оргавизации. Глава этого 6.9-
ка Карл Мейенер подвизаетея сейчае в ро-
ли нового «фюрера» и выступает ¢ наг-

лыми требованиями реставрации фашист-
«государстве».
  Карл Мейснер предлагает «упразднить де-
  мократию», воздать армию по образцу гит-
деровской, вернуться к Финансовой поли-

ского режима в боннеком

тике Шахта и окончательно реабилитирэ-
вать военных преступников, возместив им
«убытки».

Возрождением фашистеких групи заня-
ты и другие  новоявленные  «фюреры».
Гюнтер фон Эйнем, сын известного немец-
кого генерала, a также бывший Ha-
чальник генерального штаба германских
военно-воздушных сил Крейпе
вали не так давно немецкую фашистекую

партию земли Северный Рейн —!
Вестфалия. Другой фашистский главарь
Фейтенханзль сколотил так называемый

Отечественный союз в Мюнхене. Мюнхен-
ские нацисты сразу же перешли от слов
& делу: от циничных речей о восстанов-
лении фашизма к хулиганеким нападкам
на антифашистов. Боннекие полицейские
оказались, разумеетея, на стороне  Фей-
тенханзля. Однако это его не удовлетво-
рило и он заявил, что в ближайшее Bpe-
мя намерен создать свои собственные ох-
ранные отряды.

Тестапозский атент Гизевиуе пошел еще

дальше. Как сообщает немецкая газета
«Байрише цейтунг», он намерен вновь
организовать гестапо по  «титлеровскому

образну».

Матерый фашист Отто Штрассер, повее-
местно известный под кличкой «грязный
нациет», уже свыше четырех лет ведет
свою преступную игру в Западной Tep-
мании. «Подпольные» группы  штраеее-
ровцев в боннеком «государстве»  стано-
вятся день ото дня все наглее. Из Кана-
ды, своей нынешней резиденции, Штрас-
сер. пишет циркулярные письма друзьям
в. Западной Германии.

Кападекая газета «Галифакс. мейл»
позаботилась о том, чтобы создать Штрае-
серу соответствующую рекламу. В начале
декабря «Галифакс мейл» опубликовала

одну из статей Штрассера, написанную в

1947 году. В этой статье фашистская
пифия со свойственной ему наглостью за-

являет, что англичане и американцы «в
один прекраеный день» elle «призовут
немецких фашистов» и вновь «попросят

взяться за оружие». Судя по всему, этот

«прекрасный день» уже наступил в ма-
рионеточном бозчнеком «государстве».
Факты показывают, что между созданием
боннекого «правительства» и бурным воз-
рождением фалиистеких организаций есть

прямая и непосредственная связь. Ничего

странного в этом нет. За спиной боннских

марнонеток, так же как и за спиной. фа-
пристеких головорезов, стоят одни и те же
политические режиссеры — англо-амери-

канские поджигатели войны.
ВИННИЦА ИО САИТИАААИЕАИ

призвал
организо-

Империалистическим хищникам  He00-
ходимо пушечное мясо для войны пр-
тив свободолюбивых народов мира. Аме-

риканские вербовшики хорошо понимают,
что только вконец
немцев можно заставить пролизать свою
кровь во имя обогащения поджигателей
войны е Уолл-стрита. Чоэтому-то они и
насаждают в Западной Германии фашизм.

Вербовка фашиетеких дандекнехтов про-
ходит по плану, составленному американ-
ским шажигателем войны Джоном Фосте-
ром Даллесом. Проект «А-2» Даллеса за-
ключаетея в том, чтобы созлать из на-
циетеких подонков американский  ино-
странный легион в Европе. В точном ео-
ответствии с этам планом действует и
глава боннекого марионеточного  «прави-

тельства» Аденауэр. Ворреспонденту агент-

ства ДПА Аленахэр заявил, что его не
устраивает демилитаризация Германии. Он
создать «немецкие контингенты
в европейских вооруженных силах», т9-
есть, попросту говоря, создать немецкие
наемные армии
риалистов.

Недавняя поездка государетвенного се-,

кретаря США Ачесона в Германию свиде-
тельствует о том, что американские им-

периалисты сговариваются о ‘`перевооруже-

нии Западной Германии и © включении
немецких «контингентов» в армию пре-
словутого Северо-атлантического блока. 0
планах вооружения немецких ландекнех-
тов во восуслышание заявляют американ-
ские генералы. Так, например, генерал
Клей призвал не так давно к созданию
немецкой наемной армии, а
Брэдли заявил, что после
политических и экономических проблем
необходимо «рассмотреть военное значение
пемцев».

Как и следовало ожидать, всей «чер-
новой» работой по сколачиванию наемных

армий в Западной Германии  заниуаются
старые фашистские генералы, которые
быстро «превратились» из военных пре-

ступников в ближайших помощников ali-
тло-американеких милитаристов. Так `с0-
вещанием в Гиссене, где обсуждалея во-
прое о формировании немецкой армии, ру-
ководил небезызвестный генерал Гальдер.
Немецкие офицеры проходят куре «пере-
подготовки» на американских военных
аэродромах, а также непосредственно в
США, глё их обучают в специальных
школах.

Англо-американекие поджитатели войны

мечтают о том, чтобы превратить массы
немцев в ланлекнехтов без роду и пле-
мени, продварительно напитав их ядом
неофалтизма.

Но немецкий народ не хочет новых во-
енных азантюр. Прогрессивные слои не-
мецкого народа все более решительно ий
активно вступают на путь борьбы за мир
и демократию. Миллионы немцев Bee
яснее начинают понимать, что только иля
по пути демократии и дружбы е С9-
ветским Союзом, Германия может занять
полобающее ей место в семье миролюби-
вых народов. LIE

Полицейские псы Жюля Мока

Американские монополисты меняют своих‘
«французских» министров, как перчатки.
Лишь от одного  лакея — «социалиста»
Жюля Мока — они пока никак не хотят
отказаться. Пребывая уже более двух лет
на посту министра внутренних дел, он вся-
чески оправдывает оказываемое ему Уолл-
стритом доверие.

В октябре 1948 года, когда Мок прика-
зал двинуть против бастующих горняков
танки, газета «Нью-Морк геральд трибюн»
в тоне комплимента назвала его «горняц-

Аркадий ПЕРВЕНЦЕВ

Литература

ким специалистом». Такая характеристика
весьма польстила Жюлю Моку.

В последнее время Мок, всячески
стремясь еще более отличиться перед свои-
ми хозяевами, приказал ввести при поли-
цейских отрядах специально обученных
собак, чтобы травить французский народ.

На суточное содержание каждого поли-
цейского пса Мок выделил из бюджета
своего министерства 65 франков — на 15
франков больше того, что получает рабо-
чий-пенсионер в сегодняшней Франции.

Заметки писателя

и искусство

новой Албании.

Векоро поеле приззда в Тирану. мне
удалось пебывать на спектакле и концерте
самодеятельных творческих коллективов
тородов Ш одера и Корчи.

Меня порадовала высокая музыкальность
исполнителей. своеобразные танцы, идушие
от подлинно народного быта и доказываю-
шие прежде всего. что албанское искус-
ство черпает живительные силы He из
формалистичееких и эстетеких источникоз
деградирующего  западноевропейекого  ие-
кусства. а из сокровишницы собственной
народной национальной культуры.

Спектакль «Свальба в Шкодере» юно-
шески задорен и свеж. Под впечатлением
этого народного зрелища, где так много
непосредетвенноети, оптимизма,  искромет-
ной сценической вылумки. ярких красок
национальных костюмов. зрители чае oT
часу все шумней и олобрительней принн-
мали артистов и в конце концов устроили
им горячую овацию.

Нарол впервые вышел на сцену албан-
ского столичного театра. Именно народ на-
ходилея на сцене! Нетрудно былю догадать-
ся -о социальном
самодеятельных коллективов. На театраль-

$ ные Полмостки смело, © гордо поднятыми

головами вышаи простые люди — рабочие,
земледельцы, скотоволы. Onn распветили
свойми плясками и пением енектакль, дра-
матический сюжет которого и поведение
действующих лин им близки и понятны,
ибо взяты из жизни.

Первые ростки поднялись на здоровой и
богатой почве фольклора. Можно сделать
вывод: нарол, несмотря на вековое угнете-
ние, сохранил свою самобытную напио-
нальную культуру, которая должна теперь
повседневно развиваться и совершенство-
валься. идя по социалиетическому пути
развития.

В злбанской драматургии

уже едела-

’ны первые и, по-моему, удачные шаги.

Возьмем хотя бы пьесу Мичо Каламаты
«Сомнительные

положении исполнителей

английской миссий в Тиране. Эта пьеса,
предетавленная на недавно проведенном
конкурее, получила широкое признание,
Драматург Коль Макова заканчивает
свою третью пьесу «Аэрия», посвященную
борьбе против турецких захватчиков, —
драматической энохе из жизни народа, к
которой еще не раз будут обращаться ли-

тераторы и драматурги Албании. <«Ao-
рия» — драма высоких  натриотических
чувств, рисующая черты национального

характера албанекого народа.

Коль Иакова до этого написал антифа-
шистекую комедию «Дом Пн», в которой
раскрыл и показал предательскую  дея-
тельность католического духовенства. Дру-
гая его комедия—«Кувигин молока»—так-
же трактует современную тему.

Отрален гам по себе факт, что албан-
ские  драматурги правильно понимают
стоящие перел ними задачи и создают ак-
туальные произведения. являющиеся ору-
жием борьбы на идеологическом фронте.

Основоноложником

албанской драматур-
гии можно’ ечитать Сами Фрашерия — вид-
ного ученого, выполнившего огромный
труд по составлению грамматики албан-

ского языка. В 80-х годах приилого ето-
летия он написал популярную пьесу о
верности и дружбе — «Бэса». После «Вэ-
са», вплоть до последнего времени, в Ал-
бании не было более или менее известного
произведения драматургии.

Таким образом, подлинное рожление ал-
банекой драматургии произошло после
освобождения страны от фашистских за-
хватчиков. когда драматурги получили
возможность без опаски писать на албан-
ском языке близкие народу произведения,
а актеры — 663 опаски играть в театрах,
предоставленных в их распоряжение госу-
дареством.

Албанекая трудовая партия и прави-
тельетво республики обрашают больное
внимание на развитие драматургии и теат-

Ше занятые в спектакле

рального искусства. Раньше в стране He,

Впервые полицейские своры собак были
«испытаны» во время разгона голодной
демонстрации рабочих в Марсель Как
сообщала реакционная французская пресса,
«они блестяще проявили себя».

Полицейские своры Жюля
этого были спущены на демонстрацию
матерей перед зланием военного министер-
ства в Париже. В ответ на отказ жеотво-
вать своими сыновьями, воюющими во Вьет-
наме, и на требование прекратить преступ-
ную ‘войну Жюль Мок спустил на неечаст-
ных женщин своих бешеных псов.

Дурреее, Корче, Эльбасане, Берате, Фьере.
(ейчасе  формпруютея профессиональные
труппы в Шкодере и Корче; для них от-
бираютея лучшие исполнители кружков
художественной самодеятельности.

Помимо произведений отечественных aB-
торов, театры ставят русские класеиче-
ские пьесы: «Женитьба». «Ревизор»,
«Не все коту масленица» и другие. Из
ньее советских драматургов идут: «Платон

Кречет», «Нашествие», «Пол каштанами
Праги», «Московский характер», «Оетров
мира».

Вогда я присутствовал в Тиране на pe-
петиции пьесы А. Софронова «Московский
характер», которую проводил  режисеор
московского Малого ‘театра А. Ёричко, в
зале находилась ночти вся труппа. Шодоб
ные репетиции превращаются в своеобрал
ныь курсы по повышению квалификации.
актеры внима-

эежиссерекими

тельно следили за всеми

указаниями и делали заметки в записных,

внижках.

В Албании уже созданы свои режисеел-

ские калры: Auton ПШало, Андро Мало,
Панди Стилу. Выдвигаются режиссеры из
Редущих актеров — Михаль Пэпи, Ньетри
Гьека.

Я неоднократно слышал высказалитье
велух мечты о необходимости создания
оперного театра. Мне кажется, что эти
мечты вполне осуществимы. Генеральный

секретарь Союза  еоветеких композиторов
n 7 os

Т. Хренников, участник нашей  де-
легации, после детального ознакомления

музыкальным лицеем, с молодыми музы-
кантами и певнами, прослушав разнообраз-
ные хоры, высоко оценил музыкальную
культуру Албании. Еели учесть ту боль-
шую тягу к учебе, к познанию и практи-
ческому освоению богатейшего опыта пе-
редовой советской  музыкально-вокальной
культуры, которую мы наблюдали в рэс-
публике, можно уверенно предположить,
что в недалеком будущем албанекий нарол
сумеет создать свою национальную опе-
ру. И здесь у Албании вее впереди!
Говоря 9 литературе. нало отметить се-
рьезную заботу и повседневное ‘внимание
к вопросам ее развития со стороны Цент-

рального комитета Албанской трудовой

партии и лично Энвера Ходжа.
Современная албанская литература

всходит на хороших дрожжах народно-

acTuae : 3MOM «
раетленных фашизм На

для американеких имп®-,

генерал
«разрешения»

Мока после

р. БЫХОВСКИЙ

‘Вообразите философотвующего гангстера,
  представляющего себе, что все люди с0з-
`ланы по его образу и подобию. Свою соб-
ственную «деятельность» он считает нор-
мой поведения для всех людей.
основании такого представления 0
людях он создает свою «философию исто-
  рии», евое понимание общественной жизни.
‚В его воображении не укладывается то,
что у других люлей могут быть иные
‚интересы, суждения и нормы поведения,
отличные от повадок бандитов.

Империалистическая буржуазия—класе-!
‚ тангетер. И ee илеологам, расематриваю-
` щим миф с точки зрения этого класса и в
  COOTBETCTEHH е его духовным складом, лю-
бая жизненная деятельноеть представляет-
ея лишь поприщем для грабежа.

Гангетеретво превратилось в неот”емле-
мую составную часть «американского 00-
раза жизни» и «образа мыслей». Амери-
канекое кино пропагандирует бандитизм.
Американекий роман прославляет подвиги
громилы. Американские социологи теорети-
чески обобщают характерные бандитекие
черты и возводят совокупность этих черт
в ранг «человеческой природы». Гангетер-
ские повадки они превозносят, как прави-
ла общественной деятельности, как нормы
международной политической практики.

Один из неоофапгистеких социологов —
профессор политических наук чикагекого
университета Гане) Моргентау выпустил
книгу «Политика силы против человека
науки». Книга эта может служить
наглядной иллюстрацией характерного для
идеологов империализма расемотрения 00-
шественных явлений глазами. гангстера.
Вея социологическая конетрукния Mopreu-
Tay построена на одном принципе, при-
крытом сверху для убедительности ворэ-
сосообобозозооосооссоовоососовоосо 000006 CO00O

Монтгомери заявил, что новая

и мы убьем множество людей». (Сообщение английской газеты

Рис. Бор. ЕФИМОВА

Yo.

выв албанские писатели, в большинстве
сами участники этой борьбы за свободу,
чернали первые впечатления.
‚ Именно в огне освободительного движе-
ния мог родиться как поэт и проелавить-
‚ся в народе славный сын Албании, член
{® партии, первый секретарь еоюза мо-
лодежи Кемаль Стафа — народный герой,
павший от руки фашистов в 1942 году.
“Toria же выдвинулся в первые ряды
революционных писателей Шевчет Myea-
  pan. Ou первым в литературе поднял гнез-
ный разоблачающий голое против измен-
ников и предателей своем народа—«бал-
листов», главарь которых Мидхат Фраше-
 ри поеле разгрома его контрреволюцион-
ных банд бежал вместе се английской мис-
еней в Италию. Поэма Ш. Мусарая «Балли
  комбетар» имела большой успех, и вряд ли
‘найдется человек в Албании, которому не
было бы известно имя ее автора.
Вескорыетное служение передовых ли-
тораторов родному народу, обретшему. на-
конец, свободу, пришлось не по нутру ре-

против своего народа, лругая — пытаетея
маскироваться внутри страны и, остава-

ставрации, тоже вредит народу.

Для характеристики людей враждебного
лагеря может быть наиболее показательно
поведение писателя Сейфулы Малишово,
известного под псевдонимом Ляме Кюдра.

Малишово, собственно говоря, писал не-
много. Я гозорю о периоде после освобож-
дения Албании. Его поэмы, подделываю-
шиеся под прогрессивное направление, бы-
ли, как оказалось впоследствии, неискрен-
ними, На первом с’езде Албанской трудо-
вой партии выявилось подлинное лицо
`Сейфулы Малишово. В свое время став-

зали ему в политическом доверии. (0103
писателей вместо Малишово
  конференции, возглавил Шевчет Мусараи,

депутат и член президиума Народного со-
брания.

Не так давно в статье Арбена Путо о
литературе новой Албании «Литературная
газета» допустила ошибку в оценке Сей-

таков:

отрицая непреложных условий самого Ue-
ловеческого существования в этом мире».

Моргентау приводит в назидание им елова

главаря английского колониального банли-
тизма

ственный убедительный довод. Он органи-

псевдонаучных фраз. Принцин этот
империалистические нравы  пред-
ставляют собой вечные и неизменные за-
коны истории.

Без стремления к захвату и порабоще-
нию лля империалиетов нет жизни на зем-

XOM

ле. Поэтому Моргентау, выводя под псевдо“

нимом «людей» империалистических агрее-

соров. разглагольствует: «Дух господства...
является истинным существом стремлении,
настоящим
ео плотью и кровью, опрехеляющим прич-
ципом политической деятельности...».

источником жизнен ной силы,

Без
нет для,

«Нельзя
He

господства над другими ЛЮДЬМИ
империалистов жизни на земле.
отказаться от вожделения господства,

Влохновляя своих чикагских мясников,

Сесиля Родеа, превратившего Юж-
ную Африку в английскую  живодерню:
«Если бы я мог, я аннекеировал бы и.
планеты!»

Политика вражды, злодеяний и ненави-
сти — единственная политика, признавае-
мая империализмом, фалгизмом, а, слело-
вательно, и Мортентау. Кулачное право,
аргументация дубинкой — для него един-

чески не способен понять международную
политику, стремящуюся к миру между на-
родами. :

Для Моргентау непостижим общеетвен-
ный строй, при котором люди живут не по
закону джунглей. В его сознании не укла-
дывается, что на свете может сущест-
вовать общество, основанное на нача-
лах свободы, справедливости и брат-
народов. Реальная  действитель-

ства

война «будет для нас настоящим праздником
«Рейнольдс ньюс»).

© Яр. арееьееб- $0.

_Гиены в фельдмаршальских мундирах

якобы революционного поэта. Сейфула Ma-

лишово утратил доверие народа. Народ и

писатели Албании’ с чувством гадливоети

отноеятея теперь кю Малитово.
Сейфуле Малишово была jana возмож-

ность искупить свою вину и исправиться.

Писательская  ‘общественноеть › терпеливо
ожидала. Однако на’ третьей конференции
союза албанских писателей ‘в октябре

1949 года он, сбросив маску, выступил с
речью. в Которой показал себя с ‘самой
худшей стороны. Этот случай явилея еви-
детельством  незатухающей борьбы —анти-
патриотических, враждебных сил против
сил демократии и прогресса.

Албанские писатели разоблачили Сей-

фулу Малишово и еще крепче сплотили
свои ‘ряды вокруг Трудовой партии
‘для беспощадной борьбы © носителя-

ми ` враждебной трудящимся идеологии, для
разрешения огромных Balad. поставленных

Ясь на гнилых позициях буржуазной рэ-

партией перед литературой новой Албании.
Албанская литература, восходящая из
тлубины шестнадцатого века и OTCTOAB-

акционно настроенной интеллигенции. 0д-  ая свое существование жизнью, творчез
на ее часть открыто перэшла в услужение
империалистам и из-за рубежа выетупает   телен, развивается по правильному пути.

ством и кровью лучших своих предетави-

Кроме Шевчет Мусараи. возглавляюще-
го ныне писательскую организацию. Ал-
бания имеет таких прогрессивных литера-
торов, как Димитр Шутерики, Зенни Сако,
Яков Лзолза, Марк Нлоя, Алекс Чачи,
Фатмир Дьята, Лазар Силичи...

Писатели Албании правильно поняли
свои задачи: они занялись актуальными
проблемами современности. Они обратили
свои взоры к героическому трулу рабочих и
крестьян, к изучению огромнейших mate-
риальных и духовных сдвигов, произошед-
ших в стране и поставивших эту молодую
республику в первые ряды прогрессивных,
демократических стран.

В библиотеках Албании можно увилеть

ленники Тнто старательно продвигали его   книги русских классических и советских
К руководству партией. Малишово был ис-   писателей. Выпущены сборники рассказов
ключен из партии. Писатели также отка- Л. Н. Толстого и А. М. Горького. Переведе-

ны на албанский язык «Поднятая цели-

временно, до   на», «Молодая гварлия». «Непокоренные»,

«Борьба за мир», «Чапаев». «Как закаля-

участник народно-освободительной борьбы,   лась сталь». Перевелены некоторые поэмы

и стихи В. Маяковского.

в тм  чиеле

Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.

Социология гангстера

ность наших дней ставит его перед лицом
непреложных  историчееких Факлов, пока-
зывая, что такое общество не только вов
можно, но что оно уже существует. Перзд
лицом этой новой, недоступной его пони-
манию социальной действительности Мор-
гентау продолжает твердить: «Не может
быть!» Закоренелому бандиту трудно пове-
рить в существование честных людей!
Человека Моргентау считает неразумным
существом, находящимся во власти’ «ирра-
циональных сил» — темных вожделений и
слепых инстинктов. Не следует, однако,
думать, что Moprentay — поклонник разу-
ма, ополчающийся против неразумия, —
боже упаси! На науку он клевещет так же,
как на создавших © людей. Книга ег
пропитана ненавистью к научному знанию.
С первой до последней страницы ее он не
перестает поносить разумную мыель. Глав-
ную задачу социологической нзуки он
усматривает в том, чтобы доказать... невдз-
можноеть социологической науки. В 09-
ществоведении, имеющем дело с «безрас-
судными существами», действующими в
силу «иррациональных импульсов», ника
кое научное понимание, научное предвиде-
ние, теоретическое руководство прахутикой,

по уверению этого дипломированного мра-
  кобеса, невозможны, Чикатекий профессор
  политических

наук из кожи лезет вон,
чтобы убедить в том, что никекая полатн-
ка, основанная на познании законов одще-
ственного развития. немыслима, что по-

литика не наука, а искусство; и тут же
раз’яеняет, какое искусство оч имеет в
виду:
вается, подобен карточному игроку! Hayy
но обоснованной политике неофашиет Мор.
гентау противопоставляет
скую политику — искусство политическом
итулерства.

государетвенны lt деятель, оказы+

авантюристиче*

Таково последнее слово чикагской «по.

литической науки»’— человеконенавиетни-

ческая «этика злодеяния».
Моргентау не называет своих учителей,

он даже изредка цедит что-то сквозь зубы
о непристойности фашизма и бормочет не-
внятно что-то 0 мире и лемокоатии.
успел усвоить заповедь Хьюи Лонга. Этот
«классик»
бандитизма, пресловутый диктатор штата
Луизиана,
‘ленников. На вопрос: будет ли в ОША фа-
шизм, Хьюи Лонг с присущим ему стопро-
центным американским цинизмом отвечал:
«Безусловно. но мы
антифанизмом» .

Он

американского политического

хорошо знал своих единомыш”

будем называть его
Привезенные  Моргентау
из Германии саженцы неменцко-фамистеко-
по чертополоха хорошо привились Ha за-
океанской почве.

Олна из статей Моргентау носит. много-
значительное” название: .‘«Сумерки между-
народной морали». Под покровом тьмы бан-
диты совершают свой, «мокрые дела». Аме-
риканский социолог доброжелательжо на-
путствует героев-гангетеров.

С. МАРШАК

‚ Провал
за провалом

Банкиры Уолл-стрита

Надеялись на “ито,

На Ватикан,

На Гоминдан,

На хитрый маршалловский план
И на секретный атом,
Принадлежащий Штатам.

Но не помог им Ватикан,
Известный всем политикан.

И у бандита Тито

Навеки карта бита.

И провалился Гоминдан,

И лопнул маршалловский план.  .

И служит грозный атом
Теперь не только Штатам.

LLL PP el AO AP lO

поэма «Хорошо!», а. также «Василий Тер-
кин» А. Твардовского.

В Албании уже имеются кадры хоро-
ших переводчиков, делающих больное и
полезное дело. Среди них можно назвать
в первую очередь Сотира Цаци, Скандера
Луараси, Бедада Кокона, Андреа Барфи.

Качество переводов moka elke ne Berl
удовлетворительно, ибо, как правило, пе-
револятея лишь те книги советских пиеа-
телей, которые изданы па французском
языке. Только сейчас начинает практико-
ваться перевод непосредственно с . русско-

го языка. Очевидно, ряды переводчиков
пополнятея новыми кадрами и дело озна-
комления албанского народа с советской

идейной и передовой
еще

литературой, самой
литературой мира, двинется вперед
быстрев.

Знакомство с лучшими образцами совет“
ской литературы помогает албанским пи-
сателям ‘совершенствовать свое творчество,
правильно отображать явления жизни.

Знаменательно то, что передовые албан-
ские писатели взяли на вооружение
метод социалистического реализма. Onn pe-
шительно порвали с традициями буржуаз-
ной литературы, проповедующей ухм м
современности в мистику, символизм, чело“
веконенавиетничество, в катакомбы леихо-
логического копания в самых низменных
чертах человеческого характера.

Литература стала ‘острым идейным ору-
жнем наступающего народа. Пусть сделаны
только первые таги, но тенденции роста и
движения вперед налицо. Творческие про-
‘цессы, происходящие в албанской литера“
туре, чрезвычайно радуют. Албанские ли-
тераторы создадут и свой первый реали-
стический роман. В этом ине может быть
сомнений. Повседневная героическая дей-
ствительность дает отличный материал для
большого романа.

Третья конференция албанских писате-
леи поставила очередные залачи развития
литературы, неразрывно связанные с 00-
щим под’емом страны, ‘ее экономика п
культуры. Нет сомнения в том, что эти
задачи уже в недалеком времени 6by-
дут репены писателями новой, демокра-
тической Албании.

Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ, Л. БАУЛИН (зам. главного редактора),

друзья». разоблачающую   было пи одного театра. а теперь театры   освободительной борьбы. В героизме маег.   фулы Малиново. В этой статье автор Б. ГОРБАТОВ, А. КОРНЕЙЧУК, Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ, М. МИТИН

враждебную деятельность американской и’ имеются, кроме Тираны, также в городах! сражавшихея против оккупантов.  пере1о-  гальванизиревал фигуру Ляме Кодра. как Н. ПОГОДИН, П. ПРОНИН, А. ТВАРДОВСКИИ. tate ;
«Литературная газета» выходит два раза Адрес редакции и издательства: 2-й Обыденский пер.. 14 (дяя телеграмм — Москва, Лиггазета). Телефоны: секретариат — Г 6-47-41, Г 6-31-40, отделы: литературы и : 7 т

в неделю: по средам и субботам. внутренней жизни — Г 6-47-20, междунаролной жизни — Г 6-43-62, науки — Гб 39-20, информации — Г 6-44-82. писем Г 6-38-60, корреспондентской сети — К 0-36-84 ен e eae И

у ~ 5 int ee i nares > = sa 7 . Sy

———$—— —
я

x

Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.

ние

ae

sae