А. МУСАТОВ

Детские писатели чаето встречаются со
своими читателями. Эти встречи с глазу
на глаз, разговор по душам, вззимные вэ-
проы и ответы — лучшая проверка того,
находит ли книга свой точный адрес, за-
трагиваот ли она детский ум и сердце, на-
полняет ли ребят новыми мыслями и чув-
CTBAMH,

Jers — отзывчивые, искренние и очень
ваыскательные критики, и по ним писате-
лю, может быть, легче Beano нроверить
жизненность и значимость затронутой те-
мы, уровень своем литературного мастер-
ства. :

Читательские интересы напих ребят
многосторонни. Дети любят сказку и науч-
ную фантастику,

историческую повесть и
приключенческий роман. Но, пожалуй, ни-
когда детский читатель ие требовал так
настойчиво кинг на современную тему,

ван сейчас.

«Пишите побульшю про’ нае, — во один
role творят лети на читательских ROH-
ференпиях. — Пр нашу школу, пиочер-
ский отрял, комсомол, наших учителей,
по ЖИЗНЬ и paoory наших сторших това-
рищен, отцов и матерей».

Й злоеь же, на конференциях, пе схоля

с места, дети готовы без конца рассказы?

вать 0 своих делах, учебе, любимых ути-
телях п вожатых.

И пе только рассказывать. Дети срайни-
BAT Chol жизнь с жизнью, опиеанной в
книге, критикуют себя, если они п чем-
нибудь отстали от героев повести, или
упрекают писателя, соли тот увидел в
жизни меньше, чем они.

Этот требовательный. голос ледей: «Пи-
шите про нае» и взыскательная проверка
литературного произведения своим житей-
ским опытом — явление радостное и во
многом поучительное для детских мисате-
лей.

Оно говорит о том, что наай дети, в от-
личне от дореволюционного детекого чита-
теля, уже не ищут интересного, увлека-
тельного и романтичного только Ba триле-
вять земель, в цеобыкловенных нриключе-
ниях и похождениях, Наоборот, повоехиев-
ная, будничная conerckag  дойствитель-
ность, окружающие люди, собетвенные pe-
бячьи дела, их планы и мечты полны для
напгих летей радости, захватывающего ин-
теросз и волнующей романтики.

IL emo более примечательно, что тема
современности волнует но только читате-

лей старшего и среднего возраста, но и ма-

льией, детей от 7 хо 11 лег.

И недо отдать должное тем писателям,
которые смело берутся за разработку со-
временной темы для младшего возраста и
уют делать это умно, доходчиво, увлека-
тельно. В числу таких писателей относят-
ся Л. Воронкова, В. 0Осеева, Я. Tatin,
С. Георгиевская, И. Дик и др.

Воронкова от одной кнаги № другой, не
TOSTOPHACL и не переповая себя, тонко и
поэтично рассказывают маленьким читат®-
um 6 жизни и труде сельских ‘ребят, о
красоте и прелести русской природы. В
внигах И. Воронковой нет никаких ocoben-
ных, исключительных событий, все очень

просто, достоверно, жизненно правдиво и
потому по-настоящему воздействует на
ребенка. .

Вот перед нами повесть «Девочка из
города». Эта небольшая книжка, расечи-

танная на детей 7—8 лет, волнует юных
читалелей человечностью своей темы. Ва-
лентинка, маленькая девочка из разбитого
врагом города, потерявшая мать и жилье,
попадает в село Нечаево. Девочку прици-
MaeT в свою семью колхозница Шалихина.

В воспоминаатях Валентинки-—-мертвые,
серые стены с дырами вместо окон. черная

яма, груды обломков, из-под которых
вмны клочья синего платьях малери,
снеговые просторы, по которым брела де-
почка и где ей казалось, что все ее тело
пронизано тонкими льлинками, которые
больше уже не расталот.. Вее это надо

было заставить забыть, вернуть девочке
фалость детства, счастливую ульюку, звон-
кий смех.

‚ Писательница
большим тактом,
трудностей.

Внечатляюще, с любовью описана про’
стая колхозная семья Шалихиных. Особен-
но удался Воронковой образ сердечной рус-
ской лоншины Дарьи Шалихиной. Ona
нежно оберегает Валентинку от всяких не-
ожиланноетей, хорошо понимает ее отзьтв-
чивую, виечатлительную душу и во мно-
том заменяет девочке мать.

Мало-цомалу серлце девочки как бы от-
таиваот, Валентинка крепко привязывается
к Дарье. к сельским ребятам, к колхозу,
тянется ко всему живому, она радуется
ягнятам, порвым росткам на окне, приходу
весны, цветам в поле. А

Повесть заканчивается картиной весеп-
него пробуждения природы. Эта концовка
Удачно гармонирует с темой духовного в03-
рождения девочки.

(0 больших п серьезных вещах рассказ
взывает и другая повесть Воронковой
«Село Городите». Колхоз переживает трул-
пыю дни. Все разорено фалптистамя, HOXBa-

рассказывает 06 этом ©
ниме не сглаживая

Литературная хроника

$ Москва. Исполнилось 60 лет литера-
турной деятельности Маргариты Владими-
ровны Алтаевой-Ямщиковой, известной ши-
роким читательским кругам пол псевдони-
мом Ал. Алтасва. . Сейчас она закончила
книгу о П. И. Чайковском и надеется осу-
ществить задуманную ею большую работу
о композиторах «могучей кучки». Писа-
тельница получила много приветствий H в
их числе — от президиума ‘Союза. совет-
ских писателей СССР.

% Киев. Вышел на украинском языке
сборник избранных CTHXOB грузинского
поэта Г. Леонидзе и избранных рассказов
литовской писательницы TO. Жемайте; Под
А. Корнейчука издан сборник
«Белорусские рассказы», куда вошли про-
извеления Я. Коласа, М. Климковича,
М. Лынькова и других белорусских писа-

телей. x
Ф Челябинск. Закончился литературный
м  отлеле-

конкурс, проводившийся местны i
нием ССП, газетой «Челябинский рабочий»
и областным издательством. Поступило
более двухсот рассказов И фельетонов.

Премированы рассказы врача Л. Бенелик-
товой, инженера Н. Рахвалова, работника

Нагайбакского райисполкома А. Кожемя-
кина, инженера Н. Заржевского,

редакцией

тает ни коней, ни машин, но приближает-
ся сев, и все колхозники, как один, выхо-
дят в поле, Вместе с взрослыми, охвачен-
ные общим трудовым подъемом, выходят
в поле и ребятишки во главе со своим
юным бригадиром Груней.

_ «А сено оставили на ребятишек... И ре-
оятишки убирали... Рано узнали они, как
волят руки и плечи после тяжелых оха-
пов, как от граблей больно вздуваются п
лопаются пузыри на ладонях... И ecopn-
лись они на рабоге, и мирилиеь, и ‘пели,
и радовались... А главное — крепко дру-
жили. И ни ссоры, ни драки не вредили
этой бесхитростной ребячьей дружбе».

Трул для общего блага, радость коллек-
тивной работы, умение с малых лет пре-
одолевать трулноети в жизни — вот о чем
просто, убедительно, HO B To же время
  очень серьезно рассказывает  Воронкова
юным читателям.

И во это в сочетании © позтическим
изображением природы, е очным и метким
описажием характоров колхозных ребят де-
ласт повесть «Село Городище» жизненно
правливой и волнующей.

Уз много лет работает в детской ли-
Tepatype писатель Я. Тайц. Он напечатал
не один десяток рассказов и всегда оста-
взалел верен млалшему школьному возра-
сту, для которого до сих пор налисало
ео очень мало хороших вниг.

Но оли в первых своих рассказах
Я. Tali занимал впимание своего читате-
ля маленькими, комнатными историями и
событиями, ограничивал мир и своих ге-
роев отношениями к папе, маме и бабуш-
Re, 16 с каждым новым произведением ав-
тор становилея все смелее, начинал гово-
фить < малышами © больших и важных
вопросах.

Особенно это ощущается з последних
повестях Я. Тайца «Находка» и «Пол го-
  poe Texumuna». Содержание повести «На-
  ходка» несложно. Это история о том, кав
группа московских школьников, увлекаю-
щихея археологией, побхала па раскопки,
Ребята хотели найти очень древние веши,
но обнаруживают только коробку от мон-
пасье и в чей, записку бойца,  отдав-
шего жизнь за нашу Родину. Отец малень-
  ких героев повести Леши и Тани Зоторых
также погиб на войне, защищая Москву в
дни Великой Отечественной войны. и Таня
верит; что записка наплеана ее огпом.

Эта маленькая исторня вызывает хоро-
шие, большие мысли и обобщения, волну-
ющие детей. Повесть заставляет гордиться
мужеством и стойкостью отцов, отдавших
  жизнь за Родину, обостряет чувство сы-
новней и дочерней любви к взрослым, до-
ходчиво убеждает в силе и могуществе
Советекой страны.

Вся повесть написана в добрым, ласко-
вым вниманием в людям, с радостным вос-
  хищением тем миром, в котором живут и
  действуют советские люди — ворослые и
дети,

В наиболее живо очерченном образе де-
вочки Тани автору хорошо удалось пере-
дать типичные черты наших ‘хетей — их
пытлирость, смелость, ‘находчивость, хо-
зяйское отношение к действительноети-—и
сохранить при этом Bee обаяние,  прису-
щее ребенку этого возраста.

Еще болео значительна по своему за-
мыелу повесть «Пол горой Тедимина».
Московский пионер Миша Дениеьев попа-
jae? со свойм отцом, врачом военного гос-
питаля, в столипу Литвы-—тород Вильне,
только что освобожденный от фамтистеких
захватчиков. Здесь Миша сближается с
литовскими и польскими детьми. Между
ними завязывается дружба.

С первого взгляда кажелея, что повесть
посвящена очень обычной и распростра-
ненной в детской‘ литературе теме —
дружбе ребят. Но автор углубляет свою
тему, заставляет е© звучать по-новому,
более идейно, весомо. Миша — не просто
пионер. Он приехал из столицы Советеко-
го Союза, из Москвы, на которую с упова-
нием и надеждой смотрят все честные лю-
ди geunoro шара. Мальчик как бы несет
сияние великого города, и слово «моск-
вич» является своего рола паспортом, ко-
‚торый открывает все двери, вое сердиа.

Встреча ¢ новыми друзьями н> прохо-
дит бесследно для самого Миши. Он пони-
MaeT, что он должен что-то сделать для
ребят, которые смотрят на него, Kak Wa
маленького. представителя столиды. Й Ми-
та проявляет свой пионерский характер,
передает новым друзьям Bee TO лучшее,

ому научила его пионерская  организа-
ция, он сближает ребят между собой, ор-
ганизует их на общественно-полезные де-
ла. помогает литовской девочке  Онуте
разыскать в гоститале ее отца и т. д.

Но самое ценное в том, что, разверты-
вая в повести очень доступный  понима-
‘нию маленького читателя сюжет, писатель
получает возможность разговаривать ©
летьми о больших и серьезных вопржах—
о любви к Москве, о великой дружбе на-
родов, о братской помоши русского народа
национальным республикам.

Таков Мафос повести, основное ее зву-
чание. ‘

AAV eQHUUDURQOEREUTSEREEUUSEU LEO EES ANSE

аленьким о больиюм

И при этом, что особенно важно, автор
н6 забывает особенностей восприятия сво-
его читателя, пишет доходчиво, просто,
лаконично, чистым, прозрачным языком с
  подлинным юмором, с живой разговорной
интонацией, умело развертывает лейетвен-
ный, волнующий сюжет.

Л. Воронкова и Я. Тайц своими поехлед-

ними киигами наглядно доказали, To Cc
маленькими читателями можно и нужно

разговаривать о больших и значительных
темах нашей современности. Не случайно
их книги пользуются большой любовью
детей.

Само собой понятно, что книгч этих
‚писателей не лишены недостатков, и по-
рой очень существенных. Пожалуй, ca-
мым серьезным упреком им будет то, что

a Воронкова и Я. Тайн порой работают
недостаточно уверенно, ‘но используют
‚ своих творческих возможностей. У Ворон-

Ronoit в большинстве ее рассказов и пове-
  стей деревня выглядит несколько
модной, отсталой. Автор недостаточно под-
черкивает новый облик колхозного села,
преобразующую роль машины, слабо вы-
‘являемя рост новых, социалистических
отношений между людьми, процесе стяра-
ния грани между торолом п деревней.
Так, в повести «Девочка из города»
  автор с большим вкусом описывает атри-
буты старой  деревни— баню в печке,
общую миску на. столе, ягнят в избе и пр.
  Невольно создается впечатление, как
{будто голы колхозной жизни никак не из-
менили бытового уклада деревни.
Вызывает недоумение и то обстоятель-
ство, что писательница настойчиво  под-
черкивает разность городских и деревен-
  ских детей. Валентинка, девочка из горо-
да, обрисована впечатлительной, отзывчи-
вой, тонко чувствующей природу и чело-
веческое внимание, дети же колхозницы
Шалиховой — Таиска, Романок, Груша —

показаны грубоватыми, ленивыми,  огра-
ниченными.
Это свидетельствует о том, что пива-

тельница еще недостаточно зорко / подмеча-
ет новые явления в колхоэвой деревне,
живет в плену старых представлений о
крестьянских ребятах.

Повесть «Село  Городище» в этом отно-
шении явилась заметным шагом виеоед,
но последняя ‘книжка Воронковой — «Сол-
нечный денек» — вновь заставляет на-
сторожиться. Правла, «Солнечный денек»
  адресован совсем уж маленьким  читате-
лям — дошкольникам. С предельной ясно-
стью Воронкова рассказывает о явлениях

шей, —0 цветах, птицах, собачках, кук-
 лах, о первых детских радостях и огорче-
ниях. Но в книге так ничтожно мало кон-
кретных примет времени и обстановки,
что все в ней описанное с одинаковым

личной деревне,

Хотелось бы пожелать Воронковой так
научиться разговаривать с детьми. чтобы
даже малыши поняли, что «солнечный
денек» возможен только в наше советское
время, на нашей колхозной земле.

Не всегла полностью раскрывает свои
творческие возможности Я. Тайн. Дружба
приехавшего из Москвы русского мальчи-
ка с литовскими ребятами, затронутая в
повести «Под горой Гелимина»., разработа»
на наецех, скороговоркой. Автор как бы
боится переговорить, отяжелить свою кни-
гу, а ведь именно эта тема дружбы явля-
ется лучшей находкой в повести, и
следовало бы таскрыть полно и исчер-
  пывающе. Московский пионер Миша Де-
`нисьев должен быть выписан  изиболее
око, колоритно, но этого не получилось,
Мишу заслонили другие, второстепенные
персонажи повести;

В произведениях Я. Тайца очень сужен
  и однообразен круг действующих лиц. Это,
  большей частью, дети интеллитенции.
Спору нет, надо рассказывать ACTA WO
папах-довторах, и о мамах-хуложницах, по
хочется посоветовать автору, чтобы он
смелее выпускал на страницы своих книг
людей других профессий, шире и глубже
показывал пангу многообразную советскую
действительность.

Робоеть при разработке современной те-
мы свойственна и многим другим детским
писателям. Они порой как бы не доверяют
уровню развития советских детей, забы-
вают, что они имеют дело с читателем
060600 и совершенно
склада. Мир советских детей широк и ни-
чем не ограничен. Их глубоко интересует
все многообразие советской жизни, гле бы
она ни протекала: в большом ли городе
или в маленьком колхозе, на Крайнем
Севере или в глухой тайге, в Школе или
в пионереком лагере.

И кому, как не детским писателям,
уховлетворить эту жалную тягу детей в
современной теме, раскрыть перед юным
читателем все величие наших дней, по-
мочь делу воспитания строителей комму-
нистического общества.

Нало только глубже изучать жизнь,
смелее. упорнее работать над современной
темой

СЛОВАРЬ ПСЕВДОНИМОВ

В 18329 году приехавший из провинции в
Петербург молодой поэт В. Алов выпустил
на собственные средства свою первую по-
эму. Но затем он решил ‘книгу сжечь и
свое намерение выполнил с такой стара-
тельпостью, что оставшиеся несколько эк-
земпляров его произведения являются вели-
чайшей библиографической редкостью.

В дальнейшем поэт уже никогда не пи-
сал стихов, а его повести сделали его зна-
менитым и подписывал он их своим  име-
нем —Н. В. Гоголь.

Можно назвать и других писателей, ко-
торые начинали свою литературную дея-
тельность, подписываясь вымышленным
именем. Так, например, под произведениями
Пушкина можно найти такие странные под-

писи, как: Александр Н. к. ш. п. Феофи-
лакт Косичкин и др.
Для расхрытия псевдонимов писателей

сушествует особый вид справочников.

Только что законченный изданием «Сло-
варь  псевдонимов русских писателей, уче-
ных и общественных деятелей» И. Ф. Ма-
санова является таким справочником. Эта
книга -= одна из крупнейших работ в дан-
ной области не только в русской, но и в
мировой литературе.

Автор «Словаря» был одним из тех рус-

И. Масанов. «Словарь псевдонимов рус-
ских писателей, ученых и общественных
деятелей». В трех томах. Издание Всесоюз-
ной книжной палаты. 1941-1949 гг,

ских саморолков, которые, несмотря на все
трудности и тяжелые условия жизни цар-
ского времени, благодаря своей необычай-
ной энергии и таланту становились видны-
Ma деятелями русской культуры. И. Ф.
Масанов (1874—1945) был сыном крестья-
нина Владимирской губернии ‘и окончил
сельскую школу. Его «университетом» бы-
ли жизнь и книги. Приехав в 80-х годах в
Москву на заработки, он начал свою рабо-
ту каменщиком. И. Ф. Масанову принадле-
жит целый ряд крупных библиографических
трулов, но «Словарю псевдонимов» он от-
дал свыше сорока лет своей жизни,

«Словарь псевдонимов» состоит из трех
томов, два последних тома (в одной книге)
только что вышли из печати. Как показы-
вает полное название «Словаря», в него
вошли деятели русской культуры всех об-
ластей. Необычайно велик охват и в хро-
нологическом отношении. «Словарь» рас-
крывает псевлонимы лиц, выступавших в
печати в ХУШ, ХХ и ХХ вв.

В предисловии к «Словарю» говорится,
что в настоящем издании опубликовывает-
ся только небольшая часть материалов,
собранных составителем в течение его мно-
голетней работы. Об этом приходится со-
жалеть, так как всякий вновь раскрытый
псевдоним только увеличивал бы ценность
пособия, нужнога всем работающим над во-
просами русской литературы и культуры,

Н. МАЦУЕВ

старо-

и событиях, доступных понимачию малы-

правом можно отнести и к старой, едино-

исключительного _

Рассказывают
редакторы журналов

В. КОЖЕВНИКОВ,
главный редактор
журнала «ЗНАМЯ»

В первых номерах нашего журнала в
1950 году будут опубликованы: вторая кни-
га романа Б. Полевого «Золото» и повесть
молодого адыгейского писателя Ackepa
Евтых «Аул Псыбз», в которой рассказы-
вается о том, как алыгейские колхозники
развивают социалистическое сельское хо-
зяйство,

В плане журнала — ряд других крупных
произведений. Роман В. Закруткина «Пло-
вучая станица» посвящен жизни и труду
рыбаков Дона, роман Г. Николаевой—о лю-
дях новой социалистической деревни. Кни-
га Мориса Тореза повествует o борьбе
французской ‚ коммунистической партии.
Бывший секретарь севастопольского горко-
ма партии Б. Борисов рассказывает в
своих записках о героической обороне Се-
вастополя.

Роман В. Собко ‘посвящен
Германской
роман Г. Березко — роли рабочего класса
в годы войны, роман А. Авдеенко «Труд»—
истории стахановского движения в Дон-
бассе, повесть Д. Давурина «Второй эше-
лон» — работе тыла Советской Армии:
Подготавливается к печати роман Н. Ни-
китина «Северная Аврора» — о борьбе мо-
  лодого советского тосударства против
англо-американских интервентов в годы
гражданской войны. Журнал опубликует
  также новый роман М. Ауэзова в перево-
де Л. Соболева, посвященный последнему
периоду жизни выдающегося
мыслителя Абая. Кроме того, в этом году
мы предполагаем получить новые произве-
дения Эм. Казакевича, А. Волошина, М. Те-
велева и других.

Отдел поэзии будет представлен эпопеей
Г, МЛеонидзе «И. В. Сталин», стихами
М. Алигер, Н. Грибачева, М.  Исаковского,
С. Маршака, А. Суркова, А. Твардовского,

созданию

Л. Ошанина, Ю. Яковлева. и А. Маш-
ковского.
: В отделе публицистики мы  напечатаем

материалы о достижениях советской науки,
о передовых люлях промышленности и
сельского хозяйства, а также будем про-
должать публикование статей под рубри-
кой «Своими глазами». Редакция вводит
новый отдел «Фронт мира» —о борьбе не-
редового, прогрессивного человечества за
дело мира.

Значительно расширяется отдел критики
и библиографии. В ближайших номерах на-
мечено опубликовать статьи А. Тарасенко-
ва, Л. Скорино, В. Карповой, Б. Соловьева,
М. Корнева, Н. Лесючевского, В. Панкова
и других. Будет продолжен отдел «Обеуж-
даем вопросы мастерства». Предполагаем
напечатать цикл статей, посвященных про-
блемам социалистической эстетики,

В. ГОЛЬЦЕВ,
ответственный редактор
альманаха «ДРУЖБА НАРОДОВ»

В первом номере нашего альманаха бу-
дет напечатан роман татарского писателя
iT, Баширова «Честь». Это книга о тру-
довом героизме народа в годы Великой
Отечественной войны, показанном на при-
мере одного татарского колхоза. О кол-
хозниках Буковины повествует молодой
украинский писатель А. Хорунжий в рас-
сказе’ «Золотая звезда». В последующих
номерах альманах опубликует две повести
на колхозные темы, принадлежащие перу
молодых авторов: И. Авижюса — «Наслед-
ство» (с литовского) и П. Автомонова —
«Без межи» (с украинского). Белорусский
писатель А. Кулаковский передал
свою повесть «Закалка» — о молодых ра-
бочих, строителях Минского тракторного
завода (на белорусском языке она уже
опубликована).

В 1950 году в альманахе вводится отдел
очерка, который почти отсутствовал в про:
шлом. Мы напечатаем цикл очерков о сто-
лице нашей Родины — Москве, Е. Габри-
лович расскажет о строительстве высотно-
го здания Московского государственного
университета, В. Лидин выступит с очер-
ком о новой и старой Москве.

Значительное место отводится теории,
  критике и библиографии. Широко ставится
на обсуждение ряд важных проблем раз-
вития братских литератур, в частности,
литературного наследства, формы и содер-
жания, литературных переводов. Статьей
М. Ауэзова намечено открыть обсуждение
вопросов, связанных с литературным пере-
водом. Ряд видных поэтов примет участие
в обсужлении проблемы «Маяковский и
многонациональная советская поэзия»,

На страницах альманаха будет обобщать-
ся опыт работы по созданию историй ук-

раинской, казахской, азербайджанской и
армянской советских литератур.
+H

ЦЕННАЯ НАХОДКА

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДСТВО
А. Н. ТОЛСТОГО
Рукописное наследство Алексея Николае-
вича Толстого, хранящееся в Институте

пополнилось ценной находкой. Обнаружен
чемодан с семейными документами Toa-
стых — письма писателя, множество доку-
ментов и фотографий.

История этой находки рассказана сотруд-
нику «Литературной газеты» бывшим се-
кретарем писателя, консультантом его ар-
хива Ю. Крестинским. }

Несколько лет назад работники архива
узнали, что где-то существуют семейные
документы Толстых, представляющие боль-
шой ‘интерес для биографов писателя.

— У матери Алексея Николаевича, скон-
чавшейся в 1906 году, — рассказывает
Ю. Крестинский, — была приемная дочь. В
двадцатых годах, после смерти отчима пи-
сателя, она покинула Куйбышев, оставив у
знакомого врача чемодан с семейным ар-
хивом. Об этом она сообщила жене писа-
теля Л. И. Толстой. И вот спустя чет-
верть века были начаты поиски. Известна
была только фамилия врача. После опроса
всех семей, носящих ‘эту фамилию, прожи-
вающих в Куйбышеве, удалось, наконец,
разыскать врача. Чемодан с архивом ока-
зался в сохранности. В нем сто писем
Алексея Николаевича — от первых, напн-
санных им в восьмилетнем возрасте, до
писем, которые он посылал матери и OT-
чиму, будучи уже студентом, а также 6бо-
лее 500 документов и фотографий,

Новые материалы будут использованы
Ю. Крестинским в его работе над «Ле-
тописью жизни и творчества А. Н. Тол-
стого».

#**

К пятилетию со дня смерти писателя ра-
ботники института закончили подготовку
к печати полного собрания сочинений
А. Н. Толстого в 15 томах. Впервые чи-
татель получит возможность полного озна-
комления со всем многообразным творче-
ством Алексея Николаевича. Это собрание
включит стихи. рассказы, романы, пьесы,
публицистические статьи, сказки, сценарии
ит д.

Последний, пятнадцатый том целиком
посвящается неопубликованным произведе-
ниям, Наибольший интерес из них пред-
ставляет незаконченный роман «Егор Обо-
зов». Написанный в 1915 году, он содер-
жит острую критику упадочнических лите-
атурных салонов в период, предшествовав-
ший первой мировой войне.

демократической республики,

казахского \

нам

мировой литературы имени А. М. Горького,

А. ПРИШВИН

ie

м

ie и

м ‘}

у №
ot

i

file

Литература

Почти весе прошлое лето мне довелось
провести на Камчатке. И как-то само собой
получалось, что при всех встречах с рыба-
ками, охотниками. се молодежью в посел-
ках камчалалов неизменно возникали раз-
воры о литературе. Аюди этого далекого
полуострова с горячей заинтересованностью
расспрашивали о новых книгах, о творче-
ских планах писателей, высказывали свои,
зачастую очень меткие суждения о произ-
ведениях последних лет. Из множества та-
ких бесед две особенно запомнилизь мне.
Одна —с двумя уже пожилыми  людь-
ми, мужем и женой, биологами. Две-
надцать лет они живут на Камчатке, до-
вольно далеко ог населенных пунктов, на
берегу небольшого озера. Недавно им обоим

боты присвоены звания докторов наук.
Вторая беседа была с продавцом Магазина
сельшо в маленькой деревушке Малки, зна-
менитой своими лечебными источниками и
торячими ключами. В 00б0их случаях pa3-
говор шел о плохой книжке камчатских
очерков писателя С. Былового.

Дело было даже не столько в конкретных
замечаниях по поводу множества имею-
щихся в книжке нелепостей, сколько в 05-
щем тоне, который звучал в словах этих
совершенно зазличных людей. Й докт
наук и продавец магазина оворили стра-
  стно, резко, так, будто автор евоей плохой
книгой нанес им яичною оскорбление.

Да, никогда в истории хитературы пи-
салель не нес такую прямую и такую вы-
 сокую ответственность перед народом, ках
в нашей стране.

Эту ответственность писатели Дального
Востока с 06000й остротой почувствовали в
дни, котла в Хабаровске проходила творче-
ская конференция. Несмотря, на ve, что
конференция была сугубо деловая и на
` секциях, и на пленарных заседаниях Be-
  лиеь как будто бы узко профессиональные
разговоры, она привлекла столь иерокое
внимание общественности, что ‚ презрати-
  лась в своеобразный праздник культуры.
i Ha конференцию съехались  писалели
  Хабаровского и Приморского краев, Читин-
  ской, Амурской и Сахалинской областей.
  —_ [Где бы ни жили литераторы, — cre-
 зап в своем ветупительвом слове’ руково-
  дитель бригады Союза советских  писато-
лей А. Твардовский, —з Москве

Азии, все мы делаем одно дело, ко всем
нам пафтия и нан! советский читатель от-
носятся с одинаковой требовательностью.

За годы, прошедшие после постановле-
«Ленинград»,

Дальневосточные писатели

лись от многих ошибок. Но и читатель за
это время еше более вырос, стал еще бо-
лее требовательным. На конференции раз-
давались справедливые голоса: «Почему
нет новых книго крупнейшем индустризль-
ном центре Дальнего Востока породе Комео-
мольске? Почему нет хороших дальнево-
сточных песен?» Читатели требовали л0-
вышения мастерства, смелой постановки
новых тем, волнующих советских людей.

Лишь в том случае писатель найдет
ключ” к сердцу читателя, когла он 6 пол-
ным сознанием своей ответственности бе-
рется за болышие задачи. Именно ‘этим пре-
жде всего объясняется успех лучших про-
изведений дальневосточников: романа
В. Ажаева «Далеко от Москвы», романов
Н. Задорнова «Амур-Ватющка» и «К оке-
ану», стихов Петра Комарова, запиеок ра-
диета И. Кириленко «Плещут холодные
волны», романа Дм, Нагилкина «Сердце
Бонивура», повести HH. ‘Колбина «Парти-
заны».

В литературу с каждым голом приходит
все больше и больше непосредственных
участников  социалистического строитель-
ства на Дальнем Востоке — партийных ра-
ботников, инженеров, учителей.

Интересен в этом отношении путь моло-
дого писателя Н. Шундика. Девятнадцати-
летним юношей он с путевкой крайкома
комсомола уехал на Чукотку. Там Шундик
стал учителем в кочевой школе. Семь лет
провел он в этом далеком краю. Вместе с
оленеводами кочевал по бескрайней тундре,
жил вместе с охотняками-зверобоямия на
побережье Ледовитого океана. Он был
атитатором, советчяхом, а иногда и судьей.

О своих друзьях. чукчах и русских—
партийных работниках, учителях, врачах,
скромно творящих на Чукотке свое вели-
кое дело, Н. Шундик и написал вначале
записи, опубликованные в журнале «Даль-
ний Восток», а затем роман. Молодому пи-
  сателю еше предстоит большая работа над
книгой. В ней есть повторения, длинноты,
не веетла точен язык, в общем хороший,
красочный, не все образы раскрыты до-
статочно полно. Но участники  конферен-
ции говорили о романе Н. Шундика, как
о произведении интересном, дающем пгиро-
кую картину строительства социализма на
крайнем северо-востоке страны.

Иным путем пришел в литературу Джан-
си Кимонко. к сожалению, недавно безвре-
менно скончавшийся. Сын маленького ‘удэ-
тейского народа, Лжанся Вимонко первым
написал повесть о пробуждения к истори-
ческой пеятельности вымиравшего до рево-
люций племени «лесных людей». Уже пос-

ле смерти автора писательница Ю. Шеста-

кова закончила перевод второй части его
повести «Зарево над лесами», расеказы-
вающей о чудесных переменах, которые
произошли в жизни и сознании народа улэ,

ПИСАТЕЛЬСКИЕ ГРУППЫ НА ДОНУ

РОСТОВ-на-ДОНУ. (Наш корр.). Недав-
но в. городе металлургов — Красном
Сулине организовалась литературная груп-
па, одиннадцатая в Ростовской ‚, области.
Такие же литературные группы работают в’
Таганроге, Шахтах, Новочеркасске и дру-

гих городах. Они объединяют большое ко-

личество начинающих писателей.
Принятый в члены красносулинской груп-
пы А. Алексеев, бывший фронтовик, Герой
Советского Союза, закончил книгу «Запис-
ки сталинградна» Другой участник войны,
слесарь одного из заводов в Новочеркас-
ске, С. Кольцов пишет позесть о своих

@ibHErO Бостона

за исключительно интересные научные ра- 1

или 11
Камчатке, во Владивостоке или в Средней

ния ЦК ВБИ) о журналах «Звезда» и.

сделали значительный шаг вперед, избави-

a

благодаря новому строю жизни, созданному
  большевиками.

Но если прозамк или поэт заранее ста-
` вит перед собой маленькие задачи, если сам
` смотрит на себя, как на писателя «област
ного», его труд в подавляющем большин-
стве случаев обречен на неудачу, так как
У нас нет и не может быть литературной
провинций.

На конференции несколько раз прозву-
чали термины: «приморская литература»,
«сахалинекая литература». Термины эти, в
сожалению, имеющие хождение в некото-
рых краях и областях, не столь невинны,
как может показаться на первый взгляд.
Они таят в с6бе. многие опасности. Самые
серьезные из них: некусственное отгоражи-
вание нобольшой групики нйсателей от
всей литературной жизни страны, вольное
  или невольное требозание скидок на «моло-
  ость», д, следовательно, енисходнтельное
отношение к недостаткам произведений,
  стрый разговор 00 ототавании поэзии
Дальнего Востока произошел на поэтиче-
ской секции, которой руководил М. Лухонии.
‚ Безусловно, интересны поэма С. Телька-
нова «Знамя полка», поэма Г. Халилецко-
  го «Сергей Лазо», некоторые стихи С. Смо-
`лякова. Но недостаточная требовательность
  & форме, к слову, к поэтической технике.
приводят в тому, что многие. стихи TOYO
‘же Халиленкого или Смолякова крайне не-
долговечны. и не находят читателя за пре-
делами того края, где они написаны. Около
пятнадцати лет во многих дальневосточных
  газетах, в журнале, в альманахе печата-
ются стихи А. Ивенского. Поэт, видимо,
удовлетворен этой «областной»  извеетно-
стью, не стремится выйти в воесоюзному
читателю, перестал изучать жизнь. А в De-
зультате — читатель остается равнодушен.
К CPO книжным стихам, и из множества на-
писанного им сейчас нельзя составить да-
же небольшого сборника.

Впрочем, такие же явления наблюдают-
ся и в прозе. Плохой литературитиной под-
менил Р. Агишев действительные жизнен-
ные конфликты в повести «Даурская роза».
В произведении, посвашениом строителям
Комеомольска, он вывел на первый план
архаического старика, искусственно протя-
`вопоставив его комсомольцам. Да ив среде
самой молодежи автора привлекает не
только трудовой геронем, сколько нарочи-
TO осложненное психологизирование,

Во Владнвостоке на протяжении послед-
них лет появились три романа: «Простые
люди» М. Самунина, «Простор» Л. Зайцева
=  Порзая часть «Семьи Гулимовых»
В. Афанасьева. Всетри писателя обратились
к олиюй теме — возвращение фронтовиков
в деревню. Все три романа в сюжете, в OO-
  разах отчасти повторяют друг друга,
Во всех одинаково бледные,  невыра-
зительные фигуры колхозных парфтортов и
секретарей райкомов и. что самое печаль-.
  ное, во всех, в большей или меньшей мере,
а первый план выдвигаются не общест-
венные, а семейные, к тому WRC BOBCe He}
тиничные конфликты.
  Сейчас во всех краях и областях страны
происходит поистине небывалый приток но-
вых людей в литературу. Но беда в том,
  90 в некоторых областях литературные.
объединения пока еще слабы, не распола-!
гают достаточными кадрами критиков и ре-
дакторов. И зачастую молодой писатель св!
первых своих шагов получает неправиль-
  ную ориентировку, а в альманахах в

КО печатаются художественно незрелые и
  плохо отредактированные произведения.

Межюобластная конференция в Хабаровске
помогла сплочению писательеких сил всего
Дальнего Воетока и объединению их BO-
круг литературно-художественного журнала)
«Лальний Восток». ЛДостигнуто ам

творческое содружество. Писатели Хабаров-
ска, Приморья, Читы, Сахалина договори-
лись 0 взаимной помоши Apyr другув 00-

ЕЕ и редактировании произведений
] молодых авторов, о систематических выез-
‘дах писателей в соседние края и области.
Тот факт, что в работе конференции в!
Хабаровске принимали активное участие
известные писатели и поэты А. Тварлов-!
ский, М. Луконин, 9. Казакевич, В. Ажаев,
Г. Марков, что они внимательно и влумчи-
а разобрались в творчестве более чем со-
рока прозаиков и поэтов, сам по себе имеет
  большое значение для литературной жизни
Дальнего Востока. Хотелось бы, чтобы свя-
зи между писателями москвичами и даль-
‘невосточниками в дальнейшем не прерыва-}
‚лись, а, наоборот, укреплялись. 2
С каждым годом все больше книг сибиря-\
ков и дальневосточников получает призна-,
ние всесоюзного читателя. Этому нечего
удивляться (а между тем многие критиче-!
ские статьи о книгах местных aBTo-)
ров почему-то обязательно начинаются @,
такого удивления). это столь же законо-
мерно, как и то, что на далекой Камчатке
люди получают звания довлоров наук, а ря-
довые рабочие и колхозники — лауреатов!
Сталинской премии и Героев Сопиалисти-}
ческого Труда. Такова наша жизнь, уничто-,
жившая самое понятие провинции.
  Писатели Дальнего Востока работают!
нал новыми интересными произведениями о.
камчатевих рыбаках, о людях, преобразую-
ших суровые северные просторы. 06 амери-,
канекой интервенции. И для Tor чтобы
эти произведения были значительными, пи-.
  сателям необходимо еше строже относиться
iB самим себе, еше теснее быть связанными
в жизнью края, который народ е гордость

называет «сталинской  новостройкой»
«форпостом коммунизма па Тихом океане».

товарищах фронтовиках. Завелуютий город-
ским отделом кинофикации Н. Кузнецов ра-
ботает над книгой о. заводе сельскохозяй- и!
ственных машин «Красный Аксай». О жиз-
  ни колхозных комсомольнев пишет расска-
  зы работница Н. Тарасенкова — член рос-
товской литературной группы «Дов». i

Областное издательство BHINYCTHIO N0-
весть сотрудника районной газеты А, Пав-
лова «Опна семья»,

}

о

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА!