FETS Ee

АЕ

к

Токарь Московского завода шлифоваль-
ных станков. лауреат Сталинской премии
Павел Быков написал книгу о своем опы-
1е — «Наш вклад в пятилетку».

Интересна судьба этой книги.

Она недавно издана  Профиздатом,
а уже в иных своих частях устарела. И
«виноват» в этом сам автор книги.

— Год назад, — говорит Павел Бори-
сович,/— я написал, что благодаря рацио-
нализапии обрабатываю одну ИЗ деталей
в три раза быстрее, чем раныше. Теперь
я бы написал — в четыре раза.

Талантливый — московский  стахановец
Павел Быков перегнал свою же книгу. В

рукописи сказано «сегодня», а вышла
книга — и уже нало читать «вчера».
Так стремительно движется время В

стране социализма.

Теперь Профиздат выпустил книгу, в
которой слово «скорость» вынесено на 0б-
ложку. «На высоких скоростях» —— так
назван сборник статей, очерков и воспо-

минаний известных стахановцев Г. Bopr-

ковича. П. Быкова. А. Маркова, А. Гусе-

ва, Л. Макеева, А. Макарова, Титова,
В. Стулова и Ю. Никифорова.
Енига написана серьезно, деловито: в

ней много чертежей. таблиц. Но хотелось
бы прочитать книгу не как техническое
пособие. — такое чтение вообще-то есте-
ственно и закономерно, — а как психоло-
гический документ нашего времени, вели-
кой сталинской эпохи. Если говорить 0
жанре книги в этом плане, то перед нами
«рассказы 0 жизненном пути», БЕ бы
мемуары наших современников. Справед-
тиво ли такое утверждение? Да. Сборник
написан непосредственными участниками
событий и повествует 0 делах  знамена-
тельных, исторических — 0 внедрении
скоростного резания металлов.

Эта книга увлекает своей пелеуствем-
ленностью, гартийной  воинственностью.
Олна великал идея — идея строительства
коммунизма — воодушевляет ее авторов.
Ей они подчиняют Ice CBO пюступки,
чувства, стремления. Книга подкупает
страстностью, охухотворенностью, — она
открывает неред нами богатую духовную
жизнь советеких людей, рисует их воле-
вой, мужественный характер.

«И тотла вое чаше п чаше начала по-
являться у меня мыель:

«А все ли я делаю для того, чтобы ра-

ботать лучше?» (Г. Борткевич).

«Вчера работал хорошо, а сегодня снова
беспокойство. снова поиски лучшего, боль-
шего» (Н. Быков).

«Я трудился с увлечением» (А. Гусев).

«И вот уже шесть лет. как мы © Гера-
симовым упорно оспариваем друг у друта
первенство. H должен сознаться: Гераем-
мов для меня серьезный соперник. Он от-
личаетея редким трудолюбием и упорством
в работе, многолетний опыт дает ему в03-
можность быстро ориентироваться в лю-
бом задании. Наша борьба за первенство
идет с переменным успехом...» так рас-
сказывает о своем соседе, друге и
пернике» Григорий Титов, етрогальщик
Челябинского тракторното завода.

«Не скрою, я позавидовал Борткеви-
чу»,— признается Дмитрий Макеев.

Чему позавидовал коломенский фрезе-
ровщик? Славе ленинградекого  токаря?
Нет, не славе, а мастерству, пока что
ему самому не доступному. He так уже
много времени пропыю, и научился Ма-
кеев, научился, к слову сказать, с пре-
великими трудностями, сочетать екорост-
ную обработку деталей с обслуживанием
трех станков: он один теперь выполняет
работу пяти фрезеровщиков. Однажды на
совешании У министра он всотретилея ©
Борткевичем.

«— А знаете, — обратилея я в Борт-
кевичу, — хогла я впервые прочел в та-
зете о ваших рекордах, мне. по правде
сказать. завидно стало. Но я не думал,
470 He пройдет года -— и мы встретимея
здесь, что меня так же, как и вас, будут
слушать министр, инженеры...

«На высоких екоростях».
212 стр.

Нрофиздат. 1949.

вые подвиги».

<60-

scm ОудДЬба книги

— Тут ничего удивительного нет, —
ответил Борткевич., — У наз в стране
каждый человек может совершать трудо-

Эти  красноречивые примеры  свиде-
тельствуют о том, что только. социализм
отраждает индивидуальность каждого чело-
века от нивелировки, от обезличивания, от
проглаживания утюгом капиталистического
рабетва. что только в мире социализма
возможна подлинно гармоническая жизнь
каждого труженика.

Творчеству, & точнее — техническому
творчеству, посвяшена значительная часть
книги. Авторы правильно подчеркивают,
что творческий подход к труду возможен
только на основе глубокого изучения тех-
ники, только на основе высоких знамии.
«Первым моим помощником стала книга»,
— рассказывает Г. Борткевич. `В статье
Л. Макеева читаем: «После рабочего дня
я часами просиживал за книгами и бро-
шюрами, за журнальными и газетными
материалами по вопросам скоростной 06-
работки металла».

Нет надобности умножать такие приме-
ры. В каждой статье упоминаются «кни-
га», «учебник», «изучал», «прочел»... На-
ши стахановпы-— образованные люди. Ко-
тда знания собраны, мастерство завоевано,
происходит смелый рывок вперед, начи-
наются поиски новых путей в технике, но-
ваторство, дерзания.

«Еще недавно, — пишет П. Быков, —
Ha вопрос о том. следует ли делать на
передней грани твердосялавного резца
лунку, все официальные материалы, спра-
вочники и нормали отвечали: нет, не ©ле-
хует. Но я все же уперню делал луну на
своих резцах, продолжаю делать сейчас и
твердо убежден в ее необходимости».

ЕКютда тнечитаепеь такие, полные досто-
инства, внутренней убежденности и твер-
ческето пафоса, строки, TO SHO BH-
дить, что в развернувшейся недавно дис-
куссим © нормативах скороствого резания
нашим скоростникам принадлежит послед-
нее, решающее слово.

Перед нами совершенно новые, подлин-
но коммунистические формы общественной
взаимосвязи, взаимопомощи, коллективного
творчества советских ‘людей. Надо сказать,
910 наша художественная литература еще
недостаточно выяснила, изучила, «разве-
дала» эти знаменательные явления гряду-
щего коммунизма. Сборник «На высоких
скоростях» — поучительный материал для
писательских размышлений 00 активном
вторжении в жизнь, о современной теме;
в нем много новых, любопытных, еще не
освоенных советской прозой сюжетов.

Олнажды Владимир Ильич Ленин выра-
зил пожелание, «...чТобы как можно боль-
mee число работников, действовавших в
массе и с массой, в настоящей гуще жи-
вой жизни, занялись описанием своего
опыта. Издание нескольких сотен или хо-
тя бы нескольких десятков лучших, наибо-
лее правдивых, наиболее бесхитростных,
наиболес богатых ценным фактическим со-
держанием из таких описаний было бы
бесконечно более полезно для °дела соци;
ализма, чем многие из газетных, журналь-
ных и книжных работ записных литера-
торов; сплошь да рядом за бумагой не ви-
дящих жизни».

940 ленинское требование в значитель-
ной степени воплощено в сборнике «Ha
высоких скоростях».

Эта внига. правдивая, бесхитростная,
богатая ценным фактическим материалом,
не залежится Ha книжном прилавке. Она
поможет многим тысячам рабочих повы-
сить производительность труда, она ета-
нет учебным пособием в стахановеких
школах и ремесленных училищах. И, мо-
жет быть, Борткевич в ватоне ленинград-
ского трамвая или Быков в вагоне ‘мос-
EKOBCKOrO MeTpO увидят ранним рабочим
утром в руках у паренька-соседа раскры-
тую книгу «На высоких скоростях». Мо-
лодежь будет учиться и работать по этому
сборнику.

Нет более счастливой судьбы для книги!

ПИСЬМА_В_РЕДАКЦИЮ

СОЗДАТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЫДАЮЩИХСЯ _
ДЕЯТЕЛЯХ ПАРТИИ`

Входя в болыпую, хорошо убранную
пионерскую комнату, ребята обратили вни-
мание на плакат, который висел над вит-
ринюй с книгами. На нем было написано:

Готовься в дорогу на долгие годы:
Бери с коммунистов пример.
Работай, учись и живи для народа,

Советской страны пионер!
(С. Михалков)

Пионерскому активу читают в Доме пио-
неров Щербаковского района цикл лекций
о жизни и деятельности наших вождей —

Ленина и Сталина, 0 жизни замечатель-
ных большевиков — Свердлова, Фрунзе,
Кирова, Калинина, Орджоникидзе. Этот
wana пазывается «Бери с коммунистов

пример». В этот день была лекция о Дзер-
Жинском.
Юноше,

обдумывающему
житье,

решающему —
сделать бы жизнь с кого,
скажу,
не задумываясь:
— Делай ее
с товарища
г Дзержинского...

Этими стихами Вл. Маяковского нача-
лась лекция. Ребята взволнованно прослу-
шали рассказ о железном Феликсе.

Жизнь наших великих вождей, крупных
деятелей большевистской партии, — могу-
чее средство коммунистического воспита-
ния молодежи. И мне, как учителю, непо-
HATHO, почему наши детские писатели с0з-
дали так мало произведений о великих
большевиках. Трудно найти более благо-
дарную тему для воспитания героическото,
волевого, активного характера. А ведь в
этом — важнейнтая задача советской дет-
ской литературы, которая должна ответить

НОВАТОРЫ `МЕДИЦИНЫ НЕ ВСТРЕЧАЮТ ПОДДЕРЖКИ

В научно-исследовательском институте
глазных болезней имени Гельмгольца (Мо-
сква) под руководством проф. Л. И. Сер-
гиевского с успехом применяется новый
(без хирургического вмешательства) спо-
соб лечения косоглазия у детей. В часы
приема’ здесь можно увидеть десятки де-
тей, преимущественно малышей в возрасте
от 2 до 7 лет. Советские врачи, энтузиа-
сты нового метода — М. В. БВилити А. В.
Цвик заботливо и терпеливо выправляют
их физический недостаток. Среди малень-
ких пациентов очень много приезжих — с
Кавказа, с Дальнего Востока, с Украины и
даже с Игарки, — отовсюду, куда проник
слух о новом достижении советской меди-
ЦИНЫ.

Однако доброй славе нового способа ле-
чения отнюдь не соответствуют условия, в
которых работает проф. Сергиевский. Они
просто тормозят дальнейшее развертывание
его ценных исследований и делают почти
невозможным широкое применение этого
новаторского метода. Чтобы попасть на
прием к профессору и ето сотрудникам,
надо записаться в очередь за год вперед!

Hac поражает равнодушие, с каким от-
носятся к работам проф. Сергиевского те

«юноше, обдумывающему житье», назвать
ему образцы жизни, поведения. Почему же
наши писатели обходят эту главную, ма-
гистральную тему? Да и дяя самих ху-
дожников слова биографии замечательных

Черепановы, А. Можайский, A. Попов,
А. Лодыгин и другие. Они хотят прочи-
тать и о современных советских изобрета-
телях, ученых.

Надо ли доказывать. как велико воспи-
тательное значение подобных книг. Одна-
ко писатели очень редко обращаются к
этим патриотическим темам.

Создание серии книг о великих больше-

виках, о выдающихся ученых — это не-
отложная задача, которую должны решить
наши писатели.

В, ОРЛОВА,

зав. учебной частью Дома пионеров
Щербаковского района Москвы

лица и учреждения, которым следовало
бы всячески содействовать  распростране-
нию наиболее эффективных способов лече-
ния. Это тем более ‘удивительно, что но-
вый способ лечения косоглазия, теоретиче-.
ски обоснованный и блестяще оправдан-
ный на практике, теперь уже вполне до-
ступен для всякого специалиста по глаз-

Александра БРУШТЕЙН

ОТВЕТЧИК ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ

Наша Родина — страна, где детство в
любви и почете, где для детей, по посло-
вице, — «красное место и первая ложка»,
где дети — самое дорогое богатство, более
драгоценное, чем щедрые земные недра и

большевиков — богатейший источник вдох-  дары полей. У нас — 34 миллиона школь-
новения, творчества, дерзания. Тем 60- ников. которые в обязательном порядке и
лее удивительно 10 небольшое коли-  при этом бесплатно получают семилетиое
чество книг 0 деятелях партии И  образование.
имеет- 2 ‘
ens rom oy me: : Я лю-  Аля советских детей существует ик о-
  ea. get : 4 кая сеть клубов и домов культуры, спорт
бовью у детей пользуются ae OT aoe ов, библиотек,  XOMOB
как «Рассказы о Ленине» А. Вононова, ’ О
«Мальчик из Уржума» А. Голубевой или   ЧИонеров. Дети РА ИТ
«Грач — rma весенняя» С.  Мотиослав- и детскую  художестве т ие
ского Целое воинство детских врачебных м
я fi енность Mal
Яркий, талантливый рассказ о жизни сультаций ИА eet neta ite
люлей несгибаемой воли, цЦелеустремлен- и период корм   ore Sa ean
ных, преданных своему народу, партии, яелей и детских сад НН ade SO,
горячо волнует ребячьи сердца, вызывает типах маленькие eee о te
желание как можно больше узнать о них,   Щих советских граждан. ея
быть такими же, как они. воспитывают, детей, лишившихся, о
Очень еще мало °у нае и книг о ве-  лей, не в унизительной казенной were
ликих тружениках науки, беззаветно и му-   Новке сиротеких приютов, a Cy море
жественно служивших своему народу.   радости, как в ролной семье. Стали’ au
Hamu ребята хотят знать, как жили и закон поднимает женщину-мать Ha mae
творили замечательные русские изобрета-   ЗАЛУЮ высоту: он помогает И pare
тели: И. Кулибин. И. Ползунов, Е. и М. присуждает многодетным матерям
АННО Max ae ee кое звание «Матери-героини», нигде В

остальном мире неведомое.

Не странно ли при всем этом читать на
двери судебного зала в перечне подлежа-
щих разбору дел такие слова: «Дело 0
лишении родительских прав гражданки
Валентины Михайловой»?

Это-—федкостное дело. В районе, где по-
мещается суд, имеется, по данным райюн-
ното инспектора по опеке хлететва, 348
усыновленных детей — 348 детей,  кото-
рых «чужие люди» включили в свою семью,
в свое сердце, в свою судьбу. Й даже
многотерпеливые, вилавшие всякие виды
стены судов редко лицезрят применение
такой суровой меры, как лишение роди-
тельских прав, в особенности в отноше-
нии матерей.

Чем же провинилась’ ответчица Вален-
тина Михайлова? За что грозит ей такое
тяжкое наказание?

У Валентины Михайловой — четверо
детей от четверых отпов. на получает
алименты от этих отцов и пособие от
тосударства как многодетная и безмужняя
мать. Это составляет в месяц значитель-

ным болезням.

Прошло больше года © тех пор, как на
страницах органа Министерства здравоохра-
нения Р и Министерства здравоохране-.
ния РСФСР-—тазеты «Медицинский работ-
ник» появилась статья об успененом лече-
нии косоглазия в институте им. Гельмголь-
па. Она называлаюь «Дорогу новому мето-
ду!». Но и по сей день этому способу ле-
чения закрыты все пути-дороги в повсе-
дневную практику глазных врачей.

Мы спрашиваем у министра здравоохра-
нения СССР тов. Е. И. Смирнова, почему
органы здравоохранения не занималте

лечения, столь нужного для сохранения

зрения тысячам и тысячам налтих детей!
Ю. ВЕНИЕРИ, А. МИНАКОВА,
А. МЕТЕРСКАЯ, О. МАШБИЯ,

Л. КОНДЕЛИНА

ee

По следам выступлений «Литературной газеты»
О ee ee

«РАБОТА ВПУСТУЮ»

В письме читателей тт. Максакова и
Кочетова «Работа впустую» («Литератур-
ная газета», № 93) была подвергнута
критике работа Управления государствен-
ного фонда литературы, находящегося в
ведении Вомитета по делам культурно-про-
светительных учреждений при Совете Ми-
нистров РСФСР. Рассылаемые управлением
брошюры к юбилейным и знаменательным
датам в помощь лекторам, работающим в
краях и областях, обычно приходят на
места после того,
миновала.

как надобность в них

Бак сообщает заместитель председателя
комитета т. Л. Чекина, факты запоздалой
рассылки литературы подтвердились. Не-
своевременная доставка брошюр  происхо-
хила прежде всего по вине Государствен-

я села и нарялдна, гуляла, © мужчинами,
широким внедрением новаторского метода   ТИЛа и пила.

ную сумму — 1100 рублей. Сама Михай-
лова не работает: не хочет работать. Она
ишет легкой жизни, легких дел и легких
денег. Она’ недолго служила продавщицей
мороженого, потом — на овощной базе,
причем не столько работала, сколько зал
нимала деньги, Все эти «заработки» Ми-
хайловой, так же как и получаемые ею
злименты и государственное пособие, пы
не на, детей. Дети в это время кормились
за счет отбросов соседнего колбасного пе-
ха, пока не заболели, тяжко отравившись.
Но сама Михайлова неизменно бывала ве-
Ky-

Когда занимать деньги стало больше
не у кого. когда иссякли все возможности
комбинаций и спекуляций, Михайлова
скрылась. В августе минувшего года она
уехала из Москвы, не забыв, однако, за-
‘хватить © е0бой все наличные деньги.

Детей она бросила на 73-летнего деда.
И в каком состоянии! Ватник crapimer,
Налика, таков, еловно его долго и злобно
рвали собаки, обувь прохулилаюь вконец.
Платьипе девочки Лоры надето прямо на
голое тело. Младший, 4-летний Коля,
босой. Достойно удивления, что в Этих
ужасающих условиях Лора учится сносно,
а Налик — даже отлично. «Налик Михай-
лов, — говорит учительница 68-й школы
3. Д. Тимофеева. — о, это ухо с глазом!

ного издательства культурно-просветитель-   ()чень смышленый и способный мальчик!»

ной литературы, которое

выпускало эти   ()бщий отзыв педагогов и соседей: «Хоро-

брошюры с большим опозданием. Комитет   шие лети-—Михайловы. Руки бы к ним, —

обязал Госкультпросветиздат

выпускать   хорошие,

материнские руки, — золотые

литературу, посвященную знаменательным   были бы дети!»

датам, не позднее чем за месяц до этих
дат.

Нет матери, нет материнских рук, но
тем теснее и горячее стало вокруг ребят

колью человеческого советокого тепла. В
начале учебного года на помощь раздетым,
разутым детям пришла 68-я школа, rye
Палик и Лора (директор Ш. И,

учатся

Ермакова). Хорошие советские люди —
председатель родительского комитета
fl, Горбунова, члены  этомо комитета

К. Мартынова и С. Почаев взяли ребят к
с6бе. чтобы отмыть, отекрести, подетричь
и приодеть их. И на разбор дела Михал-
ловой пришли в суд и встали стеной в
защиту детей советские учреждения и
частные лица: районный инспектор по
опеке детства А. И. Рабко, детский работ-
ник милиции Н. Губанова, школьные ne-
дагоги, члены родительского комитета,
соседи по дому и квартире. У детей, 6po-
тенных матерью, оказалась большая, го-
рячая семья.

Только один человек не пришел на суд—
сама ответчица, мать детей, Валентина
Михайлова!

2а отсутствием ответчика дело при-
шлось отложить. Но, отложив его 10 po-
зыска Михайловой, суд решил немедленно
передать детей на воспитание в Декий
лом.

Что же ждет ответчицу Михайлову, ю-
ria eo найдут? Гражданский суд лишит
ее родительских прав? Но ведь сама Мл-
хайлова в своем моральном одичании и
разложении уже не дорожит этими Mpa
вами, она тяготится ими, как опостыле-
шим ей ярмом. Она, по существу, уже
сама сбросила с себя эти права.

И значит, ответчица Михайлова вигак
и ничем не ответит за свое, в полном
смысле слова, преступление перед детьми,

Когда горит на шахте уголь, мокнет ‹е-

но, падает скот, осыпается хлеб, гниет
лес, советская страна бросает все силы на
спасение социалистической собственности,
Она карает тех, чей умысел или фактиче-
ская вина нанесли этой собетвен-
ности. Но разве есть у нае собетвенноть
драгоценнее, неповторимее, чем наши де-
ти, в которых — завтрале день, 388-
трашний коммунизм?

Миллионы советеких людей свято бре-

гут эту  собетвенноеть — учат, чм,
воспитывают. развивают детей. Миллионы
советских людей бережно и 10000

растят детей, своих и чужих, кровных и
усыновленных. будущих граждан, боров
и строителей, воинов и героев. И те, на-
редкость непохожие на всех родители, во-
торые, как Михайлова, уклоняютя м
этого, должны расплатиться полной мерой
за совершенное ими преступление — ив
только потерей своих родительских IPT,
но ив уголовном порядке,

По нашему уголовному кодексу ще
стушное отношение родителей к детям по
лежит осуждению и наказапию. Но пу
куратура прибегает кв этому редко. Она
предпочитает передавать такие дела рай-
онным инспекторам но опеке для мораль-

ного воздействия на родителей, а в с ^

чае  безуспешности — для рассмотрения

дела в гражданском порядке.

Прокуратура должна изменить этот сии
ходительный метод рассмотрения подобных
дел. Там, ге в распоряжении прокуратум
имеются проверенные сигналы обществе.
ности о преступных действиях родит
в отношении детей, прокуратура обяз
привлекать таких родителей к уголови
ответственности со всеми вытекающими п
этого последствиями,

А доти Михайловой не пропадут! У ©
ветской Родины такие широкие матери:
ские руки. что ни один ребенок не зам
ряется: на этом поле у нас не бывает з-
бытых колосков. У советского нар
большое, горячее сердце — сердце сталин
ской эпохи. Народ усыновит и тех 1
тей. что остались сиротами при живых 1-
дителях, ‘Он очистит детские души и
обиды и горечи. Согретые, счастливые, 8
чистыми лицами и ясными глазами, пой:
дут эти дети, как хозяева и строители,
вперед, в зрелую творческую жизнь.

3. ПАПЕРНЫЙ

т.

Читатель «Литературной газеты» А. Ви-
рюшкин (г. Виев) прислал в редакцию
письмо о книге рассказов Константина
Паустовского «Летние дни», переизданной
в 1948 году Детгизом.

«В этой книге, — пишет тов. Ки-
рюпгкин,— автор рассказывает о том, как
он провел вмеете е приятелем лето в де-
ревне, о своих занятиях, впечатлениях,
наблюлениях. Жизнь советской колхозной
деревни, рост ее людей, их повседневный
труд,— какая богатая, заманчивая тема
лля художника! Но ничего этого нет в
книге К. Паустовского. Писатель подобрал
для своих рассказов важие-то пустяковые
сюжеты, которые не раскрывают нам
ничего нового и интересного».

Читатель хорошо почувствовал мало-
значительность сюжета этой кни-
ги. в которой тассказывается, например,
6 том, как старик-крестьянин по прозви-
гу «Десять процентов» принял за чорта
пеликана, бежавшего при перевозке зве-
ринца; как недогадливый nec Мурзик
разгрыз пробку резиновой лодки и взлетел
вверх, подброшенный струей вырвавшего-
ся воздуха, ит. д. :

Вместе со взрослыми провел лето и
мальчик. Он вернулся в Москву 3arope-
лый, веселый, — ребята даже завидова-
ли ему. Однако мы He завидуем это-
му мальчику: чему он научился за лето,
что он увидел, что узнал интересного?
Почти ничего. С какими людьми позна-
комилея за это время? Почти ни с кем,
‘вели не считать вздорного и говорливого
деда. по сравнению с которым сам дед
Щукарь может показаться великим мол-
чальником. Позавидовать можно другому
мальчику Сереже. герою повести П. Цав-
ленко «Степное солнце». который тоже
провел в деревне всего лишь одно лето,
но перед которым широко распахнулась
кипучая, радостная, солнечная жизнь;
этот мальчик узнал так много новых ин-
тересных людей. В отличие от своего бе-
зымянпого сверетника из «Летних дней»

ИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 №5

Л

мальчик ‘из. «Степного солнца» вместе с
другими пионерами шел за комбайном по
стерне, собирая колоски, укладывал и раз-

тружал груши в колхозном складе. Роб-
кий городской мальчик, чувствовавлтий
себя гостем в колхозе, ‘становится  равно-
правным участником трудовой жизни.

«Летние дни» №. Паустовского виер-
вые появились еще до войны. и было бы
нелепо подходить к этим рассказам с
теми же требованиями, с какими подхо-
дим мы к повести, написанной сегодня.
Но вся беда в том, что книга рассказов
К. Паустовского воспринимается нами как
произвеление вне времени, — на-
стольБо «отвлечены» все эти рассказы от
реальной жизненной обстановки... Ведь
если бы автор не упомянул, что речь
идет о колхозной деревне, читатель сам об
этом He мег бы догадаться.

Сюжет «Летних Hel» рассыпается на
отдельные анекдотические истории. Он не
несет в себе большого объединяющего со-
держания, не раскрывает характеров лю-
дей, вовлеченных во все эти замысловатые
истории. Сюжет интересен «сам по себе»
и шэтому не интересен. 2

А в повести Павленко, где мы не най-
дем невероятных происшествий, о кото-
рых рассказал нам Паустовский, сюжет,
наоборот. неразрывно связан с сережи-
ным восприятием жизни, с его хараклте-
ром, его ростом. Можно сказать, что сю-
жет этой повести и состоит в том, как,
знакомяеь с жизнью колхозной ‹ степи,
участвуя в Heli, растет и мужает маль-
чик, как широко раскрываются детские
‘глаза, отражая светлый мир нашей сегод-
няшней советской действительности.

Перед нами другая, более значительная
книга №. Шаустовекого — «Повесть о ле-
сах», написанная в 1948 году. О достоин-
ствах и недостатках этой книги уже гово-
рилось в нашей критике (статьи М. При-
лежаевой в «Литературной газете» 25 мая
1949 года, А. Ложечко в журнале «Зна-
мя». № 9 за 1949 год). 06 этой повести
можно сказать словами ее героя — писате-
ля Леонтьева: автору «удалось передать

читателям частину своей любви к ролной\

стране», передать очарование ее «просто-
ров. весен, зим, полей, лесов». Читая вни-
гу, мы словно слышим могучий шум леса,

похожий на океанский прибой; дышим
чистым и благотворным лесным воздухом,
настоенным на хвое. Паустовский расска-
зывает нам о новых, сказочно прекрасных
лесах будущего, каких не знала природа,
о том, как наши люди «перевоспитывают
природу», исправляют ее «ошибки».

Но все это лишь одна сторона «Повести
о лесах». Есть и другая, связанная с
личными судьбами героев, их встречами,
расставаниями, надеждами, любовью. Имен-
но эта вторая сторона повести и образует
ее «сюжет», который часто движется как
бы рядом с основной, «лесной», темой,
не раскрывая ее, а развиваясь параллель-
но © нею. —

Перед нами проходят одна за другою
судьбы «мечтательницы» Анфисы, связав-
шей свою жизнь со сценой: ее близкого
друга лесовода Коли; писателя Леонтьева,
который после долгих мучений обретает
свою творческую тему; полюбившей его
лаборантки Марьи Трофимовны, ее мате-
ри Аграфены, которой композитор Чайков-
ский много лет назад подарил сережки,
восхищенный красотой крестьянской де-
вочки.

Личные взаимоотношения этих людей,
их увлечения, удивительные «случайные»
встречи друг © другом,—все это разыгры-
вается на фоне леса. Писатель Леонть-
ев, например, становится лесником-объезд-
чиком. Здесь он знакомится с лесоводом
Марьей Трофимовной. Возникает чувство,
похожее на любовь. Все это происходит
под аккомпанемент лесного шума и пти-
чьего щебета. Олнако, если бы Леонтьев и
Марья Трофимовна были не лесоводами, а
просто дачниками, в их романе и в сю-
жете книги ничего не изменилось бы.

Мы знаем другие повести К. Паустов-
ского, гле сюжет не был привязан в теме
ниточками, не шел «поверх жизни». но
где он вбирал в себя большую тему. как
бы нее ее в себе. гле он был содержа-
тельным.

В самом деле, можно ли, например, в
повести «Кара-Бугаз» отлелить еюжет, его
«занимательную» сторону . oT «познава-
тельного» материала? Нельзя. потому что
это — произвеление глубоко цельное по
замыелу и исполнению. потому что залив
Кара-Бугаз—не просто место, где «разыг-

рываетлея» сюжет. Жизненные судьбы ге-
роев неотделимы от истории Кара-Бугаза,
превращенного из «залива смерти и ядо-
витой воды» в крупнейший промышлен-
ный комбинат. И движущим началом в
развитии сюжета повести являются не
просто личные взаимоотношения этих
людей, их симпатии и антипатии, ветре-
чи и расставания, но, если можно так вы-
разиться, вама судьба залива, труд, иска-
ния и открытия людей, строителей новой
жизни в вековой мертвой пустыне.

Cromer произведения вырастает на 05-
нове труда и действия героев. Он неотде-
лим от характеров, которые раскрывают,
«являют» себя в действии. Сюжет — это
характеры в действии, это история роста
и формирования людей — в труде, в
борьбе. в преодолении препятствий. Имен-
HO так понимал сюжет Горький, видев-
пгий в нем историю «роста и организации
того или иного характера».

Если герои произведения — внутренне:
пассивны, если они не раскрывают себя
в действии, в труде, оставаясь, как писал
автор «Кара-Бугаза», «типичными  «дач-
никами» в нашей небывалой эпохе»,
то никакие ухищрения писателя, ни-
какие сюжетные «ходы», неожиданные
«повороты», никакая внешняя «динамика»
не способны оживить сюжет и вызвать
подлинный интерес нажето читателя.

Il.

Студенты Ленинградского педагогическо-
го института, критикуя «Открытую кни-
гу» Казерина, писали, что роман и
его главная героиня не вызвали У них
интереса («Литературная газета» от 4 ян-
варя 1950 года). Но ведь чего-чего, а
сюжетной «динамики». крутых «поворо-
тов» на полном ходу, таинственных зага-
док, неожиданных разгадок, интриг, ссор,
столкновений (лаже дуэли!) — всего этого
в романе В. КВаверина более чем доста-
точно. Беда произведения не в том, что
у него слишком «занимательный» сюжет.

заучивает наизусть неизвестные полураз-
а в том, что сюжет является, по сути де-   мытые письма. принесенные половодьем.
ла. необязательны м, «декоратив-   это сразу же вовлекает читателя в коуг

ным» оформлением к тому. ради чего, на-
ло лумать. В. Каверин писал свою книгу.

Писатель задумал. повидимому. боль-
июй роман о сульбе советской женщины-
врача, о ее борьбе се болезнями, стралани-
ями, которые отступают перед «волшеб-
ной силой науки». Однако эта ли-

тера
  внутренне пассивным, безличным.

ния в романе, которую, как можно дога-
дываться, автор в дальнейшем предпола-
гает сделать магистральной, ‘теряется сре-
ди множества других сюжетных холов, не
имеющих к ней никакого отношения.

Мы узнаем, что первым, кто заронил в
душу Тани Власенковой интересе и лю-
бовь в науке, был старый доктор Павел
Петрович, автор новаторских работ о ви-
русах.

Характерно, что студенты, авторы пись-
ма об «Открытой книге», даже не заметили
этот образ, который, по замыслу автора, дол-
жен играть важную роль в раскрытии
главной темы. В самом деле, каким же
«окольным»  сюжетным путем приводит
автор Таню к доктору! Писатель долго
рассказывает о дуэли, 0  гимназических
пошловатых ссорах и интригах, с увлече-
нием рисует традиционные  «треугольни-
ки» и другие более сложные геометриче-
ские фигуры. ВКогла же после всего этого
Таня. наконец, знакомится с доктором,
эта встреча ей почти ничего не дает. На
его лекциях Таня, ‘по собственному про-
стодушному признанию, «больше смотре-
ла на мальчиков, чем слушала». «Потом, —
говорит она,— я стала смотреть на них
«психологически». иногла это получалось
забавно», ит. л.

Отрыв сюжета от темы принял в «0т-
крытой книге» уже совершенно откровен-
ный характер. Любовная интрига — ду-
эль, клевета, пропажа писем и т. п. —
стала здесь уже главной движущей силой
сфжета. который не только не раскрыва-
ет темы, & даже заслоняет ее.

Не случайно. что научные труды док-
тора Павла Петровича так и пролежали в
чемодане, не нужные никому, а из-за его
старой любовной переписки началась ост-
рая борьба. давшая новые «побеги» сю-
жета.

В романе В. Каверина «Два капитана»

сюжет не уводил читателя от главной те-

мы.—- он сам вырастал из темы. Когда
мальчик Саня Григорьев в начале книги

вопросов и загалок. связанных © отваж-
ной экспелицией капитана Татаринова.
А в «Открытой книге» сюжет отвлека-
ет читателя от главной темы. от харак-
героини. который так и остаетея

Лишившись тематической основы, жиз-

ненной почвы, сюжет неизбежно трет
свой внутренний смыел, становится п-
извольным. Отеюда всевозможные «стран-
ности» в поведении героев, немотирир-
ванноеть их поступков, — «пророчества»,
которые, конечно, обязательно сбываются.
Чего стоит хотя бы сцена, где танина у1-
ма, профессиональная гадалка, предстает
перед нами, как «чародейка, которая Jer
ствительно знала то, что, кроме нее, 2
знал ни один человек на земле...»

Отступление от жизненной правды №
проходит даром для художника. Отстутая
от реализма, он неизбежно протягивает
руку литоратурщине, формализму.

В подлинно реалистическом  художест-
венном произведении ни один из так Ha
зываемых «компонентов» — сюжет, KOM
позиция, пейзаж, язык — не живет неза-
висимо от идейного задания, от темы, т
пентрального образа, не предетавляет са-
модовлеющего интереса.
жет пачинает жить «самостоятельной»
жизнью, он перестает жить.

НЕ.

Повесть Льва Кассиля «Дорогие мои
мальчишки» начинается с «тайны», №-
торую поведал автору в 1942 году те
ник-интендант Арсений Петрович Гай. 0:
признается, TO открыл Синегорию —
одну Из тех стран, «которых не нанесли
на карту скучные люди». И вот перед Ha
ми раскрывается странный, удивитель-

реальный Затонек.
действительности — обратно.

образное
все построение

ный мир, тде хозяйничают не люди, &
ветры, где пекут каштаны не на жар0в-
не, а в жерле грозного вулкана ЁВвипрокво.
Гай рассказывает о том, как безобразный
король Фанфарон пытался овладеть се7л-
цем красавицы Мельхиоры. лочери слав
ного мастера Джона Садовая * Голова, в03-
любленной яесноглазого Амальгамы, Но Гай
убит немепкой бомбой. Окончание 210
истории автору суждено было узнать В
городе Затонеке (который. очевидно. нае
сен на карту «екучными люльми»), Ге
живут ребята, игравшие вместе с Гаем В

сказочную Синегорию,

Й дальше действие повести 10 и кл
переносится из вылуманной Синегории 3
из мира повседневной
bi в  призрач
ный мир Фанфаронов и Евипрокво. Cpoe-

«лвоемирие» определяет с0б0ю
гр и сюжет книги, Каждый

а SD ee

ОКОНЧАНИЕ СМ. НА 3 CTP.

Как только св!

я

ag

ы x
“oh

(