це «Президентинлинна» такого кандидата, ,

‘национая-коалициенерах — парти «дВЗ-

Легенда о иекоторых „друзьях“ в Хельсинни

На 16 и 17 января в Финляндии на-
значены выборы трехеот выборщиков пре-
зидента республики. 15 февраля эти вы
борщики изберут пового главу государст-
ва на следующие шесть лет. В избира-
тельной кампании, как в фокусе,  отра-
жается та острая политическая борьба, ве-
торая в течение последних полутора лет
идет между реакционным лагерем и еи-
лами мира и демократии в Финляндии.

Существующая антидемократическая CH-
стема двухстепенных выборов значительно
облегчает финской реакции возможность
протаскивания своего кандидата Ha пост
презилента. «Подходящее» Ha этот иост
лицо намечается в ходе тайных перегово-
ров между «боссами» реакционных пар-
тий. притом е явным равнением на «За-
пад». Когда финские реваншисты в 1940 г.
остановили выбор на Рюти, то предватя-
тельно был запрошен Берлин. Точно так
же и сейчае, намечая кандидатуру пре-
зидента, правящие круги делают это ¢
явной оглядкой на свонх заокеанских
«покровителей».

Резкционный лагерь, заправляющий те-
перь в Финляндии, хочет иметь во двор-

который еше более усилит политику по-
линейского произвола и поощрения воен-
ного реваншизма, похода на жизненный
уровень трудящихся и подавления их демо-
кратических прав, — кандидата, который
продолжит опасную и вредную для страны
внешнюю политику и, следовательно, бу-
дет пользоваться доверием Уолл-стрита и
Сити.

Этой линии придерживаются те самые

реакционные круги, которые веячески
мешают точному выполнению мирного

договора между CCCP u Финляндией, Ha-
стапвают Ha пресловутой  «нордической
орлентации», что означает Ha деле при-
соединение Финляндии в агрессивному Ат-

лантическому пакту. вопреки желанию
финского народа, жить в мире и
дружбе © великим соседом Ha Востоке.

Речь илет о верхушке финской сопиал-
демократии во главе с премьер-миниетром
Фагерхольмом и Таннером; речь идет 0

дпати семейств» и президента Паасикиви,
не раз спасавшей своими голосажи пра-
вительство  Фатерхольма в сейме; речь
идет об архиреакционной верхушке певед-.
ской народной партии.

Кандилатом всех Этих партий и являет-
ся президент Паасикиви, которого финская
официальная пропаганда, рассчитанная на
обман масс, всячески пытается окружить
ореолом «сторонника мира» и дружбы с,
Советским (Союзом.

Депутат Демократического союза наро-,
да Финляндии (ДСНФ) Херта Куусинен по
этому поводу пишет: «Паасививи никогда
не являлся сторонником улучшения со-
велско-финских отношений, а, наоборот,
в течение холгото времени всячески с0-
лействовал их ухудиению».

Связанный «тесными узами дружбы» с
немепкям палачом финского народа фон
дер Гольцем, Паасикиви в 1918 г. стал
премьером под охраной германских  ШТЫ-
ков. Последующая переориентация Ha
силы Антанты, как рассказал еам фон
дер Гольц, была проведена с полного со-
изволения немцев. Позднее, в 1939 году,
Паасикиви вместе с Таннером  противо-
действовал мирному урегулированию co
ветеко-финских отношений. Он поддержи-
вал военную политику немецко-фалеист-
ского агента Рюти и, как давний сторон-
ник Германии, одобрил участие Финляи-
дии в войне на стороне Гитлера. \

После войны Наасикиви направляя по-
литику Финляндии но «американскому
руелу», высказавшись за участие Фин-
лянлии в «плане Маршалла» и за «нор-
дичеекую ориентацию», маскирующую сго-

снижает

захлебывается
  ми», —что Финляндия опередила в0е дру-

финских реваншистов такой же «ударной

гор Финляндии с американским империализ-
мом: Пазенкиви отрицательно относился к
идее заключения договора 0 дружбе, со-
трудничестве и взаимной помощи е СССР.
Нынешний глава государства амнистировал

С. МАКСИМОВ
&

военных преступников, в том числе Танне-
ра, который сейчае значится на одном из
первых меет в стиске выборщиков прези-
дента. Эта амнистия является, по суше-
ству, таким же нарутением ‘договорных
обязательств Финляндии, как и сознатель-
ное укрытие военных преступников из
числа советских граждан, подлежащих вы-
даче СССР на основании статьи девятой
Мирнего договора.

Именно по указанию нынешнего пре
зидента канцлер юстиции Тарьянне произ-
вел свое знаменитое «расследование» 0
нарушении восьмой статьи Мирного  ло-
товора, запрещающей  сушествование ор-
танизаций, деятельность которых создает
правам народа

угрозу демократическим a
или прямо направлена Против них. Сей
«блюститель законности» дошел до TOTO,

что оправдывал фашистский террор на том
основании, что он якобы «носит частный
характер», и заявил, что запрещение
военным преступникам заниматься поли”
тической деятельностью «было бы их
политической дискриминацией».
Неудивительно, что в такой обетанов-
ке военный преступник Таннер позволяет
себе илти еще дальше. В своей  кпиге
«Мир в Тарту» он осмеливается выражать
сомнение «в необходимости ° выполнять
мирные договоры».
После окончания второй мировой вой-
ны финские реакционные политические
деятели, толпившиеся ранее в передних
гитлеровской имперской канцелярии, весь-
ма охотно перешли под американскую
опеку при попустительстве главы  госу-
дарства и с его молчаливого согласия.
Финская реакционная клика продает
суверенитет Финляндии, получая взамен
жалкие подачки. Средства для «помощи»
финляндии черпаютея из «особого фонда»
президента Трумэна наряду © «помощью»
южно-корейскому марионеточнему  прави-
тельству и ассигнованиями для  стХои-
тельства военных баз на острове Окинава.
Соседство, что и говорить, весьма много-
значительное и краеноречивое! :
Американские монополии милостиво раз-
решают тенеральному директору Финлянд-
ского национального банка Туомия  при-
быть в США. Туомия увозит оттуда cy-
ровый приказ девальвировать финскую
валюту. Приказ магнатов Уолл-стрита вы-
пояняется не только полностью и в. срок,
и с избытком: Финляндия WIRE
кхрс марки но отношению Е
доллару. Американские монополисты. до-
вольны. Доволен и орган «двадцати се-
мейств» и партии Пзасививи — «Ууси
Суоми». «Американцы © удовлетворением
констатируют тот знаменательный факт —
от восторга «Ууси Cyo-

тие европейские. страны... понизив боль-
ше, чем все остальные державы, стои-
мость марки».

Американский империализм считает

колонной» против СССР, как и участни-
ков Атлантического пакта — Норвегию и
Данию. Недаром завзятый поджигатель вой-
ны, американский генерал мар Брэдли,
расечитывая на  сбдействие правящих
хругов Финляндии, но сообщению париж-
ского еженедельника «Франс Эбдомалэр»,
рассуждает о возможности «двинуть армии
северных стран через Финляндию к Мур-
манску».

Пазсикиви и Фагерхольм допускают, ми-
нистр юстиции Суонтауста разрешает, a
канилер юстиции Тарьянне даже оправ-
дывает открытую антисоветскую агита-
пию в Финляндии. Когда призывы к вой-
не нротив СССР и стран народной демо-
кратии носят слишком уж откровенный

характер, финская реакционная печать
прибегает к различного рода  обходным
маневрам, но все же не отказываетея це-

ликом от их публикования. Так было, Е

примеру, с нашумевшей речью’ шведевого
генерала-людоеда Юнга.

Не решившись онубликовать текст Pe-
чи этого отолтелого  поджигателя войны,
финская реакционная печать обильно и
сочувственно ее комментировала и даже
восхищалась ею. Обозреватель газеты
«Лахти» назвал эту речь  «знаменатель-
ной» и призвал финнов «поразмыслить
над ней». «Нам нужны, писала «Лах-
ти», — настоящие люди во главе руко-
водетва (очевидно, вроде генерала Юнга. —
С. М.), д не такие, кто время от времени
заискивает перед массами, перед которыми
они еще испытывают трепет». Не являет-

ся ли этот откровенно фантистекий призыв  `

в приходу «сильной личности» поныткой
повлиять на состав будущего правительст-
Ba, подлежащего формированию После
избрания президента?

Несмотря на все это, Финская пропа-
ганда, действуя в маскировочных целях,
пытается наряду с Паасикиви представить
и Фагерхольма как сторонника политики
дружбы с Советским Союзом.

Но и эта версия пита белыми нитками.
Разве не Фатерхольм «вдохновил» в янва-
ре 1943 г. своего коллегу по правитель-
ству Виттенга (заключившего B CBOE
время военный договор с Германией) на
интервью шведекой газете «Сбоснал-демо-
краен», в котором незадачливый финский
дипломат выражал согласие «сохранить
мирные отношения © СЛИА, если Финлян-
tut получит границы 1939 г.» Иначе
товоря, устами Виттинта Фатгерхольм еще
в 1943 году предлагал. Соединенным ТИта-
там «услуги» финской реакции.

Этого курса Фатерхольм, по сути дела,
придерживается и сейчас. Правительство
Фагерхольма намеренно саботировало вы-
полнение мирного договора и договора с
CCCP с дружбе, сотрудничестве и взаимо-
помощи. Созданная при  Фатерхольме
‘охранная полиция занималась не розыском,
д укрывательством военных преступников.
Многие из них после разгрома гитлеров-
ской Германии перешли на службу в pas-
велку некоторых иностранных государств.
И это еще одна причина, почему финевие
власти всячески затягивают выдачу воен-
ных преступников, боясь раскрыть их
связи и тем самым разоблачить финскую
реакцию.

Демократические силы Финляндии 0о-
рются против всей антинародной похити-
ки фрезкции, разоблачают ее маневры в
связи е выборами президента республики
и, в частности, легенду © том, что Паа-
сикиви и Фатерхольм являются искренни-
ми сторонниками дружественных  отно-
шений © СССР.

Прогрессивный лагерь, выставив своим
кандидалом в президенты бывитето премье-
ра Мауно Меккала, требует коренного
изменения нынешней финской внутренней
и внешней политики. ДОНФ выдвигает на
выборах требования, понятные и близкие
кажлому трудящемуся: ограничение власти
«двадцати семейств», национализация
крушной промьинленности, банков и внеш-
ней торговли, нровеление земельной рефор-
мы, осуществление плановой экономики
при демократизации всей общественной
и политической жизни Финляндии. Требо-
вания о снижении налогового бремени,

обеспечении полной занятости населения.

и повышении реальной заработной платы
также соответствуют насущным нуждам
финского народа.

В области внепеней политики демокра-
тический лагерь настаивает на возврате к
политике подлинно дружественных отно-
шений с Советеким Союзом, честного вы-
полнения мирного договора и  обуздания
опасной зктивноети поджигателей войны
и их финской атентуры. Такой куре отве-
чает сокровенным чаяниям народных масс
страны, так как он предотвратит интря-
ти поджигателей войны в Финляндии
станет гарантией мира.

Народные массы не хотят «линии Шаа-
сикиви» с опекунетвом иностранных им-
периалистов над внутренней и внешней
политикой Финляндии!

и

—

>>

В этой покосившейся хибарке из па-
лок и кусков фанеры, обитых рваными
‹ одеялами, ютится на окраине Турина
(Италия) семья безработного шюрника
Феличе Ферреро, состоящая из четырех
человек.

Корреспондент «Унита» посетил семью
Ферреро и описал на страницах газеты
ee жуткую нищету и страшный быт.

«Мы ложимся спать, не снимая
верхней одежды, — рассказывает жена
Ферреро, —я прижимаю ребенка к себе
и стараюсь согреть его лицо своим ды-
ханием..». Слезы мешают ей продолжать
беседу. «Как только наступает темно-
та, — рассказывает ее брат Лоренцо, —
мы забираемся в свой Masa и трепе-
щем при мысли о том, что может пойти’
дождь, Вы сами видите, на что. похожа
наша «крыша» — сплошные дыры... Когда.

одеяла и

идет дождь, вода заливает
солому, на которой мы спим».

«Летом это было еще не так страш-
но, — говорит глава семьи, — но теперь,
когда ребенок по ‘ночам просыпается от
холода, у меня сердце кровыо обли-

вается».
Газета «Унита», поместившая этот
снимок, подчеркивает, что страшные

условия, в которых живет семья Ферре-
ро, являются уделом десятков тысяч
трудящихся не только в. Турине, но и
во всей Италии.

Таковы на деле плоды американской
«помощи» маршаллизированной Европе,
о которой с таким елейным и ханжеским
лицемерием говорил Трумэн в своем
недавнем послании конгрессу.

Снимок взят из итальянской
«Унита» от 14А/ХИ 1949 года.

газеты

ИЗ ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ

фашистский легион под покровительством Трумэна

В последнем послании конгрессу прези-
дент Трумэн до небес превозносит «демо-
кратические блага» американского образа
жизни. Однако нынешняя американская
действительность находится в непримири-
MOM противоречни с елейными. демагогиче-
скими заверениями Трумэна. Не «демокра-
тнческие свободы», а откровенный, день
ото дня усиливающийся фашистский раз-
гул царит сегодня в Соединенных Штатах.

Реакция затевает сейчас новый поход
против прогрессивных сил, оказывающих
сопротивление проектам подготовки новой
имперналистической бойни. :

Как сообщила недавно газета «Чикаго
трибюн», главная роль в организации «кре-
стового похода» против демократии возло-
жена на штурмовой отряд Уолл-стрита —
фашистский Американский легион. Этим
линчевателям `поручено созвать специаль-
ную «национальную конференцию» с уча-
стием других фашистских организаций, на
которой пестрая свора густопсовых реак-
ционеров и всевозможного уголовного сбро-
да «обсудит» пути и средства разгрома
демократического движения.

-Крупнейшие промышленные — компании
США — «Дженерал Фудс  корпорейши»,
«Джоне Мэнвилл корпорейшн», «Юнайтед

Стейтс раббер компани» и многие другие—
м непосредственное участие -в ру-
  ководстве и щедром финансировании этого
  чудовищного заговора.

Американский легион создал по примеру
ФБР обширную картотеку, куда вносятся
«нежелательные элементы» — граждане, по-
  дозреваемые в демократических убежде-
  ниях. Каждая местная организация легио-
  на, так же как и каждая его организация
в штатах, имеет свой активно действующий
«комнтет американизма», предназначенный
‚ для искоренения «подрывных» сил. Под
  «подрывной» деятельностью понимается
прежде всего борьба трудящихся за свои
права. :

Для подавления забастовок Американ-
ский легион посылает на предприятия от-
ряды погромщиков, состоящие из подонков
общества. Прогрессивная печать справед-
лнво оценивает эти фашистские банды
«как огромную дикую орду, проламываю-
щую дубинами черепа американских рабо-
чих». : \

Совместно с другой фашистской органи-
зацией «Фонд свободы» легион установил
особые ежегодные премии за речи, статьи,
проповеди и т. п., направленные против
коммунистов, содействующие разжиганию
расовой розни и внедрению «американиз-
ма».

Вся эта дикая антикоммунистическая и
антидемократическая свистопляска находит
одобрение и, даже поддержку американско-
го правительства. Не есть ли это те са-
мые «блага» американской «свободы», о ко-
торых восторженно повествует в послании
конгрессу г. Трумэн?

Недавно на двух собраниях членов Аме-
риканского легиона — в Сен-Луи и Индиа-
наполисе, где находится штаб-квартира
этой фашистской ‘организации, — выступил
с речами министр обороны США Джонсон.
Он приветствовал банду оголтелых громил
от имени «самого выдающегося члена Аме-
риканского легиона» — президента Соеди-
ненных Штатов. Обрушившиеь потоком
грязных клеветнических обвинений на ком-
мунистов, министр призвал усилить гонку

вооружений и потребовал, чтобы «все ру-

ководители страны во всех областях жизни
пошли плечом к плечу с воодушевленным
руководством Американского легиона и B
едином порыве обеспечили надежную на-
цнональную оборону».

Что и говорить, — трогательное едине-
ние! Фашистские головорезы из Американ-
ского легиона, привольно чувствующие се-
бя под высоким покровительством гг. Тру-
мэна и Джонсона, — вот подлинное лицо
заокеанской «демократии».

ПМестилетка под’ема

польской культуры

ВАРШАВА. В новом голу польский парод
успешно, на два месяца раньше срока за-
кончивший свой первый трехлетний план,
приступил к осуществлению шестилетиег
плана еоциалистического преобразования
страны. План великой индустонализании
Полыни является также планом нового
подъема культуры.

Ежедневно в. течение местилетия на
нужды культурного строительства будет
затрачиваться в среднем около 160 мил-
лионов злотых! Почти половина этих еже-
тневных затрат — более 73,9 миллиона
Втотых — пойдет на расширение сетя
школ всех ступеней и организацию новых
научно-исследовательских институтов.

Уже в перзые годы шестилетнего плана
в стране будет полностью ликвидирована
неграмотноеть, а к концу шестялетьн —
осуществлено обязательное семилетнее 0б-
разование, Широкое развитие получит про-
фессиональное обучение, из школ которого
будет ежегодно выпускаться в среднем по
920 тысяч человек. Высшие учебные за-
ведения будут ежегодно выпускать в ср®-
нем по пять тысяч инженеров и техников,
тысячу шестьсот врачей, тыслчу сто атро-
номов. В 1955 roxy вузы страны выпу-

стят 18.400 новых слециалиетово вместо
10.560 в 1949 году.

50 миллиардов злотых израеходует тосу-
дарство на строительство культурных
учреждений. Распирится сеть библиотек,
вырастут их книжные фонды. В школьных
библиотеках количество книг увеличится

е 4,5 ло 10 мналионов томов. а в публич-
ных библиотеках — удвоится. № ковпу
1955 года Польша будет насчитывать
600 радиоузлов, 25 тысяч ралиофинир-
ванных деревень, против пяти тысяч
имеющихея теперь, и 3,5 миллиона радио-
абонентов. Количество кинотеатров  выра-
стет с 553 ло 1000, а количество кинопе-
редвижек —с 250 ло 3000. План преду-
сматривает строительство новых концерт
ных залов. детских театров, филармоняй,
музеев... Будет создано две тысячи новых
клубов, 52 новых лома культуры.

ме

Новая
венгерская деревня

БУДАПЕШТ. В длинные зимние вечера
далеко вокруг видны ярко освещенные 0т-
на Дома культуры в деревне Надькамарат.
Убеленные сединой старики и пожилые
крестьяне, юноши и девушки собираются
сюда, чтобы отдохнуть, почитать свежие
тазеты и журналы. Здесь можно послушать
интересную бесеху о событиях, проиоуодя-
щих в мире, о строительстве новой Ben-
трии, вставшей на путь социалистического
развития.

`Не так еще давно в Надькамараще жили
батраки и поденщики эрцгерцога Иожефа.
Когда сумерки спускались над деревней, в
жалких хибарках не горели даже коптил-
ки — батраки не имели средств, чтобы
купить свечи или керосин.

Но вот над Венгрией зажглась заря
новой жизни.  Народно-демократическая
власть оказала помощь крестьянам. В
Падькамараше выросло 180 новых домов:
Теперь здесь помимо Дома культуры имеет.
ся также своя амбулатория, спортивная
плонтадка.

Но самым радостным событием, завер-
ивишим 1949 год, было появление элек»
тричества в крестьянских домах,

Надькамараш — 500-е село, котор»
электрифицировано по трехлетнему плану.

По пятилетнему плану, к осуществле-
нию которого народ демократической
Венгрии приступил 1 января 1950 гола,
будет электрифицировано 1.500 сел. В
Венгрии не останется ни одного села Oe
электрическом освещения. Ёроме того, в
каждом селе будут радио, телефон и кино-
установка.

АОИ А о д еж ити

Александр ЖАРОВ

Великий

15 января 1950 года румынский над
отмечает столетие со дня рождения одно-
то из крупнейших поэтов Румынии —
Михаила Эминеску.

Буржуазная критика старой Румынии,
преклонявшаяся перед  затнивающей за-
падной культурой, пыталась зачислить
Эминеску в эстететвующие романтики, из-
образить его эпигоном идеалистической фи-
лософии Канта и Шопенгаузра, «продук-
том» германекой культуры, утвердить как
«поэта вне времени и пространства» и
приспособить его творчество 5 интересам
буржуазно-помещичьего строя.

Обличительный емысл творчества поэта
тщательно скрывался космополитетвуюнщеи-
ми буржуазными литературоведами Румы-
нии. И хотя идеология  господствовавитих
пря жизни поэта эксплоататорских клае-
сов сильно сказалась на его творчестве,
Эминеску был искренним патриотом своей
родины, горячо любившим народ. В значи-
тельной части своих произведений он от-
разил страдания народа, ненависть трудя-
шихся к экоплоататорам, звал к уничто-
жению несправехливого, жестокого поряд-
ка. Поэтому творчество Эминееку является
достоянием трудового народа. В Румын-
ской народной республике М. Эминееку
посмертно избран членом  Ажадемии наук.

Михаил Эминеску тнюжил тяжелую и
сложную жизнь.

С первыми стихетверениями он выюету-
пил Ha страницах  непетожеге журнала
«Семья». Это было в 1866 году. А через
тод семнадцатияетний поэт, выходец из
семьи владельца имения Инотешть уезха
Бототань Георге Эминевича, покинув дом,
начал самостоятельный жизненный путь.

Он отправился пепьком стралетвовать по
рохной земле, по городам и селам для то-
ro, чтобы изучать жизнь народа, ого трух.

Поэту пришлось Ha 6666 испытать
невзгоды и нужду горькую долю простых
люлей страны, стонавитих под гнетом бояр
и чиновников. @н работал грузчиком в

«Литературная газета»
в неделю: по средам и субботам.

—

выходит два раза

поэт Румынии

тороде Джурджу,  конюхом на постеялюм
дворе, суфлером в бродячей труппе, тастро-
лировавшей по Трансильвании, потом по-
етузил на ту же должность в бухарест-
ский Национальный teat. `

Через некоторое время Эминеску‘ возвра-
щается` домой, но вскоре опять уезжает —
он отправляется в Вену, а нотом в Берлин
для окончания образования. В 1869—
1874 годах, слушая лекции на универеи-
тетеких курсах, он одновременно знако-
митея с жизнью и борьбой пролетариата
Австрии и Германии.

Приехав на родину, Эминеску продолжа-
ет учиться у жизни, вновь подвергзяеь
всевозможным испытаниям. Он терпит ма-
терязльные лишения и моральное униже-
ние, проходя школу ‚непосильного труда: за
нишенекую плату поэт вынужден работать
в консервативной газете «Тимнул» («Вре-
ma»). С негодованием писал Эминеску
своему другу Веронике Микле об отвраще-
нии, которое он испытывает к коноервам-
рам, о разочаровании, причиненном ему
консервативным кружком «Жунимя» («Мо-
лодежь»), о горячей ненавиети к власть
имущим.

В этот период Михаил Эминеску пишет
наряду с другими произведениями знамени-
тые «Послания», тюлные гневнотго возму-
шения ‹буржуазно-помещичьим строем. В
этом строе он видит не только врага евобо-
хы народной, но и врага свободы искусст-
ва. Ноэт приходит к выводу, что положе-
ние писателя. зависяшего от помещиков и
буржуазии, не лучше положения фабрич-
ных рабочих.

Неизменной спутницей творческих лет,
в течение которых Михаил Эминеску соз-
дал самые значительные произведения,
была крайняя нищета. Это не пронело bec-
следно: н6эт тяжело заболел. Он нуждался

ереды народа:
по подписным
дня лечения больного Эминеску.

Незадолю ло смерти,

М. Эминеску находился на излечении в

Охессе. Здесь, по признанию поэта, он пе-
режил радостные дни знакомства с творче-
ством А. С. Пушкина. Прочитав се помо-

щью. словаря некоторые произведения ве-
ликого русского поэта, Эминеску писал
друзьям в Яссы: «...Я нашел себе товари-
ща, великого товарища; несмотря на то, что
он говорит со мной на языке, которого я
не могу еще полностью опенить, я все же
утадываю всю красоту его поэтического
творчества... Не знаешь, что больше сле-
дует ценить в непосредственной и полной
свежести и вдохновения лирике Пушкина...
Меня захватываот его стихи, источник
живой воды и благородных мечтаний...»
Михаил Эминеску умер в 1889 году.
После смерти поэта реакция старания-

малосостоятельные читатели
листам собирали средства

ме грусти, старательно обходя молчанием
‘тот факт, что истоки этой грусти были
  зазожены в неприглядной румынской дей-

в 1884 тоду, ствительности, в безотрадноети жизни.

Только прогрессивные деятели литера-
  туры могли восстановить истину. Вратик
  Лоброджану-Геря одним из первых опроверг
  эти домыслы.
  «Причиной разочарованности наших поэтов,
  ее источником явяяютея аномалии буржу-
  азного общества. Причиной болезни нашего
‘река является патологическое состояние
  буржуазной цивилизации». у

Многие произведения Михаила Эминеску
jc беспощалной силой обнажили безрадест-
ность и убожество жизни людей в экоплюа-
 таторском обществе. Мотивы протеста и
  борьбы против несправедливости и тнета
 были мотивами, близкими широким слоям
народа. Этим и объясняется прежде воего
широкая понулярность в Румынии пюэзий
Эминеску. ;

Таким образом, критика современного
ему общества была похсказана поэту скорб-
ной картиной угнетения ето народа, осу-
ществлявшегося
ками при помощи династии Гогенцоллернов.
«Общество рабочих Румынии», возникшее
в те годы, начинало критиковать устои ру-
  мынской действительности. Вот где надо
искать факторы, определивиие развитие
критического начала в творчестве Эминеску.

Его путь не был ровным и всегда ио-
следовательным. В ето поэзии можно найти
отступления от основной идейной линии,
противоречия и прямые срывы в еторону
пювинистических иллюзий.

Ho не кратковременные отетупления и
не отдельные срывы характеризуют поэзию
М. Эминеску в пелом. Ее характеризует
мужественная позиция человека, стоящего
на стороне народа, борющегося против по-
работителей и тунеядцев. Это позиция люб-
lees к простому люду и веры в его светлое
булупее. И никаким исказителям не удаст-

Поброджану-Геря писал:

отечественными  хищни-

ея затемнить это главное в литератур-
ном наеледин великого поэта Румынии!
В поэме «Император и пролетарий» Эми-

ставляющем собой одно из самых прогрес-

сивных для того времени явлений румын-
ской литературы, Эминесву разоблачает
лицемерие угнетателей народа. Он говорят
о боте как о высшем орудии экеплоатациия,
он называет бога «пустой тенью, прикры-
вающей притеснение». Идею бога поэт объ-
являет чуждой идее добра, идее родины...
Герой поэмы — Демон:
Часто красное знамя воздымал,
на камне стоя,
Гнев глубокий возмущенья
борозлил чело героя.
Ои казался темной ночью,
темной ночью грозовою..;
И слова его гремели
над разъяренною тояпою:
— свете
Нет законов для всесильных.
Только вы одни в ответе.
Им легко жить по законам,
сами что ови писали,
Пронзвольно сочиняли,

произвольно толковали.

С огромной силой художественной вырз-
зительности рисует поэт простых тружени-
ков. В стихотворении «Жизнь» перед нами
встает образ вышивальщицы, девушки, си-

дящей ночью возле тусклой лампы.

Пальцы, распухшие от уколов,
Так бледны, что в них, пожалуй,

Не найдется и двух капель крови

Трудится она за корку хлеба

Целый день — с зари и ло зари.

Поэт, показывая безысходность положе-
ния труженицы, вызывает не только чув-
ство сострадания к ней. Он вызывает од-
новременно чувство жгучей ненависти к
тем, кто строит свое благополучие на ее
несчастье.

Купец в витрине выставляет ткани,
Прекрасный результат её работы,
Достигнутый великим нанряженьем

Ее святых и драгоценных рук,
Брильянты у купца на толстых пальцах —
Цена горючих слез, бессоннии долгих

В поэме «Эпигоны» Эминеску нешелно
высмеивал тех румыноких интеллигентоз,
которые превращались «в святых мечгат-
лей», отгораживавшихся от суровой дейст-
вительности воображаемыми стенами во
душных замков.

В остром сатирическом стихотворении
«Наша молодежь» поэт бичевал и ту часть
интеллигенции, которая искала спасения
от всех зол в паломничестве за границу,
на запад, где молодье люди «воюружались»
лжекультурой, а интерес к искусству ог-
раничивали «искусством завязывать гал-
стук». С горечью писал поэт о шюенеб»-
жении к родной культуре и даже к ролно-
му языку, которое приносила с запала
«золотая» румынская молодежь. Паяцами,
«завитыми, как бараны», «героями кафе,
борлелей и трактиров» называл Эминеску
«европеизированных» претендентов на вы-
сокие посты, воспитанных в Париже для

«претенденты», попросту не знали.
Михаил Эминеску шел против «моды»,
царивней в литературных салонах. Он вы-
ступал как новатор, опираясь на традиции
искусства, творимого самим народом, Эми
неску был страстным собирателем фодькло-

Той бедной девушки...

ра. Громкий толое протеста поднял поэт
против социального неравенства в далекие
годы, когда «модным» в румынекой лите-
ратуре считалось илиллическое воспеваня
примирения классов, а жизнь народа не
редко укладывалаеь в рамки фальшивых
настушеских пасторалей. Голое Эминкку
дошел до сердца народа, ибо это был гол
правды, голос подлинной жизни.

И теперь, когда румынский натол стал
хозяином своей сульбы, этот голос звучит
для него дорогим налюминанием о великих
предках, искавтих дорогу к светлой прав-
де, озаряющей ныне счастливый путь 10-

вой жизни, вольного труда и творчества
свободной пародно-демовратической Румы-
нии.

Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.

в серьезном лечении. Но ередетв не было, ми своей литературной критики пыталась   неску выражает свою любовь к эксплоати-
а ждать ыы. от официальных кругов   всемерно исказить подлинную суть поэзии   руемым, к пролетариату и жгучую нена- Редакипонная коллегия: Н. АТАРСВ. ^ БАУЛИН (зам г
re умынии было бессмысленно.   М. Эминеску. Буржуазные критики пе висеть к угнетателям. Б. ГОРБАТОВ, А. КОРНЕЙЧУК. Л. ЛЕОНОВ. A м АК AARNE (DERER TAYE)
ем не менее помощь пришла, пришла из! хотели видеть в его творчестве ничего кро- В произведении «Ангел п демон». пред- Н. ПОГОДИН. П ПРОНИН. А ТВАР AOBCK HM а ET
Адрес редакции и издательства: 2-й Обыденский пе г oF АТ! РЕ a Die Sea ee
: р., 14 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат - lr 6-47-41, [ 6-31 -4¢ ее ul
fa ae “AT. т , . fs a = В -31-40, отделы’ литератур скусства — AE
внутренней жизни — Г 6-47-20, международной жизни — Г 6-43-62, науки — Гб 39-20, информации -- Г 6-44-82 писем — Г 6-38-60, корреспондентекой сети — К 0-36-84 ан о   нь С ТИ
- и ЕЕ ‚ издатель 3 -- :45 45 а
2 Ей z В   ]
не

Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.

Б— 01008,

«управления» народом, которого они, эти