не enter, je teeta

FEN PR... А»

‘ показалось,

Александр БЕК -

Свищ. Изъян в чем-нибудь в
виде дыры, скважины... (В пе-
реносном смысле) Пустой, бес-
содержательный человек, тунея-

дец...

(Толковый словарь русского
языка под редакцией проф.
д. Н. Ушакова).

1.

— Товарищ Шестаков? Павел  Хари-
TOHOBUY?

— Да.

—- Разрентите представиться.

Я достал выданное редакцией команди-
ровочное удостоверение и протянул своему
собеседнику, главному инженеру труболи-
тейного завода в Ворошиловграде. Глаз
гразу ‘отметил какой-то неопределенный
цвет или, как говорят маляры, колер во
всем облике этого человека. Меня затруд-
нило: как назвать такой колер? Мутный?
Серый? Да, пожалуй, серый...

Прочитав удостоверение, Шестаков

взглянул на меня и любезно улыбнулся.
Он пригласил меня сесть. У ‘его кресла
стоял другой инженер. Это был главный
технолог завода Щербина.
‚ — У меня следующее дело, — сказал
я. —_ На вашем заводе имеется замечатель-
ное достижение отечественной техники —
центробежная машина для литья водопро-
водных труб...

— Как же, как же, < любезной улыб-
кой подтвердил Шестаков.

— И как она работает?

— ‘Видите ли... Сейчас она не на ходу.

— Почему же?

— Лело в том... Мы остановили ee B
июле, Так?

Шестаков взглянул на главного техно-
ога. Тот в знак согласия склонил голову.

— В июле, вот... — продолжал Шеста-
ков. — Остановили потому, что трубы
были недостаточно качественными, давали
большой процент отхода. В трубах полу-
чались свиши. сквозные капилляры или
как бы проколы диаметром до одного мил-
лимерта. Понимаете, все свиши да сви-
tun... Вот... Над этим вопросом стал pa-
ботать коллектив завода.

Он опять взглянул на Щербину. Мне
что глаза главного технолога
выразили то ли растерянность, то ли удив-

ление. Однако Шербина снова безгласно
КИВНУЛ. ы

— Мы теоретически исследовали проб-

лему образования и удаления свищей,
вот,— говорил Шестаков.
‹ Ето речь текла гладко;, в ней нельзя
было уловить индивидуальной окраски;
обороты и выражения были примелькав-
шимися, общеупотребительными, тоже ка-
кого-то серого колера. Лишь частенько и
некстати появлявшееся словечко «вот»
свидетельствовало, пожалуй, о скрытом
напряжении.

— Теперь теоретический  труд,— про-
должал главный инженер, — можно счи-
тать в основном законченным. Конечно,
еще необходима консультация... Научная
консультация, вот... Надеюсь, что после
этого машину пустим.

Он опять улыбнулся и замолчал, счи-
тая, вилимо, что корреспонденту даны все
разъяснения. Однако история этой маши-
ны была во всех подробностях мне хоро-
шо известна.

— Значит, уже создан теоретический
труд, в ожидании которого стоит машина?

— Да, да...

— В таком случае, — сказал я— по-
жалуйста, покажите мне это исследование.

Думается, только в этот миг Шестаков.
почуял настоящую опасность.

Знаете... Придите ко мне ровно че-
рез час, я подготовлю вам все материалы.

— Нет. Я хочу лишь увидеть этот са-
мый теоретический труд.

Шестаков прашурился. В глазах мель-
Енул блеск.

— А вы имеете допуск в секретным
документам? — строго спросил он.

Никакого «допуска» у меня не име-
лось. но я не отступал.

— Найдем, если понадобится. Сейчас я
лишь прошу положить этот труд сюда, на
стол. Я изучать его не собираюсь, по-
смотрю только заглавие... Но думаю, что
вы не предъявите его...

— Позвольте, почему?

— Потому что его нет!

— Как то-есть нет?

Шестаков явно заметался.

— Лмитрий Григорьевич.
пожалуйста, сюда...

— Что, Павел Харитонович?

принесите,

Теперь глаза технолога выражали от-
кровенное недоумение.
— Все... Все материалы, вот...

— Xopomo, Павел  Харитонович, сей-

час.

ae

История пентробежной машины была,
как уже упомянуто, хороню мне известна,
Расскажу вкратце.

В конце 1948 года на Ворошиловград-
ском труболитейном заводе Министерства
путей сообщения группа энтузиаетов по-
строила и пустила в ход машину, CKOH-
струированную инженером Покровским.

Глубокой ночью, когда машина услеш-
но прошла испытания, выдала первую
трубу, на заводе стихийно возникло тор-
жество. машины собралась вся н0ч-
ная смена; рабочие рукоплесканиями при-
ветствовали новорожденный механизм.
Еще бы! Теперь становились ненужными
громоздкие, малопроизводительные агрегаты
заграничной конструкции, так называемые
карусели Ардельта, обслуживание которых
требует тяжелого труда сотен литейши-
ков. Новая машина выдвигала советское
литейное дело, нашу  литейную технику
на первов место в мире.

Через некоторое время, когда машина,
уже введенная в опытную эксплоатацию,
проходила стадию так называемой «кон-
структорской доводки», в Вороптиловград
прибыла  высокоавторитетная — комиссия
Министеретва путей сообщения. Комис-
сию возглавлял  гонерал-директор 3-го
ранга тов. Талалаев. B ee составе были
такие крупные  специалиеты, как на-
чальник конструкторского бюро Всесоюз-
ного научно-иселедовательского института
железнодорожного транспорта лауреат
Сталинской премии тов. Платов, начальник
литейной лаборатории этого же института
тов. Инигаков и другие.

Комиссия провела всестороннее испыта-
ние машины и пришла к выводу, ефор-
мулированному в специальном акте:

«Комиссия считает необходимым под-
черкиуть, что проделанная работа по с0з-
данию и освоению оригинальной установ-
KH для производетва чугунных водопро-
водных труб, имеет большое народнохозяй-
ственное значение и должна быть дозеде-
на ло конца в короткий срок».

На заводе состоялся митинг в честь
этой победы отечественной техники. При-
ветствия, речи, музыка прозвучали в мае.
А сейчас. зимой... Сейчас машина забро-
шена, покрыта.слоем пыли, и, хотя у мно-
гих работников завода болит за нее серд-
це, над нею уже никто не работает, никто
He “JOBOIERT>.

He угодно ли,— все погубил свищ.

3.

Это произошло так. Среди года был на-
значен новый хлиректор. Однако, заболев,
он почти не принимался за дела; свыше
двух месяцев провел в постели и затем че-
рез некоторое время снова выбыл по болез-
ви из строя. Фактически руководителем
завода стал человек се серым лином, и. о.
главного инженера, Павел Харитонович
Шестаков.

Он не привык стесняться. Новая маши-
на? 0 ней он хмуро сказал:

— Е чему с нею возиться? И без того
не выполняем плана.

Лишь человек, глубоко чуждый всему
духу нашего строя, нашей жизни, мог
эдак походя расправиться © машиной, ко-
торую, как детище, выхаживали энтузиа-
сеты, новаторы литейного дела.

На Шестакова жаловались в министер-
ство. Мастер-механик Курбацкий, один из
участников постройки и «доводки» маши-
ны, поехал в дни своего очередного отпу-
ска в Москву и лично заявил в миниете-
стве, в Центральном управлении машино-
строительных заводов о безобразиях, ко-

о у iene NN tata

торые творятся на заводе. Едва он вер-
нулся на завод, как Шестаков снял его с
работы. Основание? Чего долго задумы-
ваться? Техническая неграмотность. Мно-
го лет тов. Курбацкий считался rpamor-
ным механиком. лучшим ударником, ста-
хановцем, а попробовал пожаловаться на
Шестакова и моментально попал в раз-
ряд неграмотных.

Прокурор приказал восстановить тов.
Курбацкого в ero прежней должности,
трест отдал такое же распоряжение, а
Шестаков не подчинился. И сошло.

Проф. Л. ЧЕРЕПНИН

Ценное исслелование

Недавно вышедший в свет фундамен-
тальный труд проф. И. Смирнова «Boc-
стание Болотникова» является ответом на
призыв товариша Сталина, обращенный к
советским историкам, заняться прежде
всего историей трудящихся масс, историей
народов.

Буржуазная историография даже в луч-
шую свою пору не только не способна
была понять громадную роль крестьян-
ских восстаний, но и намеренно принижа-
ла, игнорировала их, затушевывала клас-
совый смыел борьбы. крестьян против сво-
их угнетателей. Для Соловьева, Ключев-
ского, не говоря уже 06 их дворянских
предшественниках, антифеодальные дви-
жения крестьян — не что иное. как вы-
ступление «анархическах» и «антиобще-
ственных» элементов против государства,
стоящего на защите «общего блага». При-
казчики класса капиталистов (как назы-
вал В. И. Ленин буржуазных ученых) за-
щишщали подобными концепциями позиции
господствующих верхов.

Только марксистеко-ленинская  истори-
ческая наука по-настоящему показала
прогрессивный хараклер народных движе-
ний феодальной эпохи. И. В. Сталин в сво-
ей беседе с немецким писателем Эмилем
Людвигом говорил: «Мы, большевики, вее-
тда интересовались такими историческими
личностями. как Болотников, Разин, Пуга-
чев и др. Мы видели в выступлениях этих

И. И. Смирнов. «Восстание Болотникова».

‘Академия наук. Ленинградское отделение
института истории. 1949 г.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 № 6

——_

людей отражение стихийного возмущения
угнетенных классов, стихийного  восета-
вия крестьянства против феодального гне-
та. Для нае всегда представляло интерес
изучение истории первых попыток. подоб-
ных восстаний крестьянства».

Восстание Болотникова, которому бур-
жуазные авторы уделяли ничтожное место
в своих общих работах, сделалось темой
специальной большой монографии совет-
ското исследователя. Задача, поставленная
И. Смирновым. была еложной и ответ-
ственной. Для того’ чтобы дать правди-
вую, исторически верную картину массо-
вого крестьянского лвижения,  иселедова-
телю пришлось вобрать и систематизиро-
вать множество разрозненных и противо-
речивых данных.  Тенденциозность ряда
материалов, вышедших из лагеря врагов
восстания, требовала их OCTPOIO критиче-
ского анализа. Эта работа проделана авто-
ром с большой научной тщательностью и
глубиной. Применение марксистеко-ленин-
ского метода исследования дало возмож-
ность И. Смирнову прочитать в истори-
ческих документах то, что ускользало от
внимания раньше.

В противовес известному буржуазному
историку Соловьеву, утверждавшему, что
восстание Болотникова -—— явление слу-
чайное, местное, советский ученый убеди-
тельно показывает глубокие  сопиальные
корни восстания, имевшего общерусское
значение. Рост феодального землевладения,
резкое усиление крепостнического гнета в
конпе ХУ!-—ХУП вв.. и законотательное
зактепление его в ряле указов Ивана ТУ
и Бориса Годунова — таковы были пред-
посылки крестьянской войны‘ под руко-
водетвом Болотникова. Задолго до того,

а

Против Шестакова поднимали  толос
критики и другие. И все были проучены,
даже председатель цехкома тов. Курилов,
который резко критиковал, ‚немедленно
превратилея в... бракодела, наказанного
снижением зарплаты на два разряда.

Вов это было самым грубым примером
преследования за’ самокритику.

4.

Шестаков торопливо перелистывал 0бъ-
емистую папку, которую принес главный
технолог. вынимал разные бумаги, завали-
вал ими етол, протягивал мне акты, пись-
ма. протоколы, но я хотел воочию YBH-
деть лишь одно: труд -—— тот самый теоре-
тический труд, на который ссылалея Ше-
стаков. Но труда не было, труда не суще-
ствовало.

Наконец, в ворохе бумаг  Шестакову
как будто показалось что-то подходящее.

— Вот, вот,— заговорил он. — Тут о
свишах.

Он держал в руке исписанный листов
формата ученической тетради.

— Это и есть тот самый труд?

— Да... Можете ознакомиться.

Я взял листок. Там, действительно, го-
ворилось о свищах, о том, что при залив-
ke необходима высокая активность моле-
кул чугуна; то-есть высокая температура
металла, о том, что в противном случае,
при падении температуры ниже опреде-
ленного критического уровня, неизбежно
появление свищей. Это было изложено
кратко и толково.‘ Записка представляла
собой предложение одного инженера, на-
правленное в БРИЗ (Бюро рабочего изо-
бретательства). В уголке красными черни-
лами были проставлены Номер и дата —
3 июня 1949 года.

— Вы, . следовательно, — сказал я,—
остановили машину в июле, чтобы соста-
вить этот документ?..

Несколько раз пойманный, припертый,
Шестаков, не сморгнув, отступил на но-
вую Позицию.

— Завод—не исследовательский инсти-
тут— заявил он. — Некогда заниматься
экспериментами.

Он, видимо, уже забыл, как только что
разглагольствовал 0 теоретических иссле-
дованиях, якобы произведенных на заво-
де. Перебрасывая бумаги, раскиданные на
столе, он вновь ухватился за одну из них.

— Вот... Вот, это акт комиссии. Тут
яено сказано: «Спроектированный и изго-
товленный экземпляр машины для отлив-
ки чугунных водопроводных труб следует
считать экепериментальным образцом, ко-
торый является недостаточно ра-
ботоспособным,; чтобы на нем в заводских
условиях изучить...»

—- Лостаточно! -— перебил я.

— Как? Что?

— Взгляните повнимательнее. В акте
написано: «достаточно  работоспо-
собным».

— Да... Правильно... «Достаточно»...

0 чем еше можно было разговаривать
с ним? Воистину, было достаточно!

5.

Таков этот «свищ», подточивший боль-
пюе новаторское дело — новую передовую
советскую машину.

Удивительно! Ведь Шестаков виден на-

сквозь невооруженным глазом.

Почему же ему позволено бесчинство-
вать? Почему ему дозволено на глазах у
всех безнаказанно губить новое, прогрес-
вивное, передовое?

Как могло случиться, что товарищи из
Министерства путей сообщения -— генерал-
циректор тов. Талалаев, главный  метал-
лург управления тов. Bexrepes, являю-
щийся «куратором» завода, и другие не
вмешались, не воспротивились. когда pa-
бота над машиной была прекращена? Не
заметили свища на труболитейном заводе?

Почему Шестаков не наказан?

«Мы не можем без самокритики. Никак
не можем, Алексей Максимович, — писал
товариш Сталин А. М. Горькому.—Без нее
неминуемы застой, загнивание аппарата,
рост бюрократизма, подрыв творческого по-
чина рабочего класса».

А на Ворошиловградеком заводе бюро-
краты пытались обойтись без самокритики.

Orciola позорные свиши!

как разразилась эта война, уже на-
мечались ее предвестники в виде кресть-
янских волнений, наиболее крупным из
которых было движение  руководимое
Хлопком (очевидно, холопом по происхож-
дению) в 1603 г. Классовая борьба шла
и в русских городах, глё посадекая вер-
хушка эксплоатировала белнюту.

Поэтому не удивительно, что крестьян-
ское восстание 1606—1607 гг. быстро
охватило громадную по тем временам тер-
риторию к югу от Москвы, а затем пере-
бралось и на северо-восток — в Вятку и
Пермь, на северо-запад — в Псков, на юго-
восток — в Астрахань. Стоит поемотреть
на карту, приложенную к книге, или на
составленный автором список городов,
принимавших участие в восстании, — их
оказывается свыше 70, — чтобы признать
масштабы восстания очень широкими.

В - результа своего исследования
И. Смирнов приходит к выводу, что кре-
стьянская война начала ХУП в. являетея
одной из крупнейших в истории России. И
это относится не только к ее территориаль-
ным размерам, но и к ее значению. В от-
личиб6 0т последующих восстаний Разина
и Пугачева, восстание Болотникова развер-
нулось в самом центре русского государ-
ства. Армия восставших, насчитывавшая
десятки тысяч людей, разбивала одно 3a
другим войска царя Василия Шуйского и
в течение двух месяцев осаждала Москву.
Потребовалось напряжение всех сия кре-
постнического государства. светских и ду-
ховных феодалов, чтобы отвратить от себя
грозную опасность.

Сводя воелино скупые ланные источни-
ков, выбирая из них характерные отлель-

ные черточки, И. Смирнов вскрывает
антикрепостнический характер
крестьянской войны, руководимой Болот-

никовым. То, что буржуазные историки
расценивали как пействия вражлебдных по-
рядку анархических сил. в труде истори-
ка-марксиста выступает как

Советская наука
e 1950 i100V

JIECHBIE
полосы

В 1950 году я буду занят разработкой

научных основ теории смешения древесных ний
пород в полезащитных лесных полосах.   пи

Главная моя работа будет состоять в про-
ведении большой комплексной научной экс-
педиции Академии наук СССР по полеза-
шитным лесонасаждениям. В значительно
более широком масштабе, чем в прошлом
году, экспедиция будет изучать природные
условия территории траее государственных
защитных лесных полос и районов созда-
ния дубрав промышленного значения, рас-
пространив свои исследования, помимо юго-
востока европейской части СССР, na рай-
оны предстоящего облесения в Средней
Азни, Западной Сибири, Казахстане и За-
кавказье. В комплексных исследованиях
принимают участие институты леса, поч-
венный, ботанический, физиологии расте-
ний, зоологии и другие научные учрежде-

НИЯ.
Акад. В. СУКАЧЕВ

НОВАЯ “
НАУКА

Moa специальность — каменные изуки,
минералогия и петрография. В досоветекие
времена я, как и весьма многие мои това-
рищи, занималея исключительно естествен-
ным камнем. В советское время, особенно
в годы сталинских пятилеток, когда разви-
лась наша индустрия, создавшая и создаю-
щая непрерывно громадные массы иекус-
ственного камня (огнеупоры, металлурги-
ческие шлаки. керамика, стекло, вяжущие
разного рода и прочее), наше внимание
было направлено на изучение также и но-
вых каменных материалов. Перенося в эту
область Hally минералогическую и петро-
графическую методики, мы стремимся под-
нять изучение ее на столь же высокую
ступень, на какой находится в настоящее
время металловедение.

В 1950 году я л мои ближайшие по-
мощники В. Ланин и Б. Иванов проекти-
руем выпустить в свет руководство по так
называемой ‘технической петрографии —
пачаткам камневедения.

Акад. Д. БЕЛЯНКИН

ИСТОРИЯ
БОЛГАРИИ

Я работаю над книгой «Русское славя-
новедение»х, представляющей собой очерки
по истории этой науки у Hac Ha родиче,
Я намерен продолжить свои работы по
истории болгарской литературы. Уже на-
печатаны пять монографий о выдающихея
болгарских писателях. Сейчас на очереди
— монография о Пенчо Словейкове, круи-
ном поэте начала двадцатого века. В даль-
нейшем я памерен свести. все свои иесле-
дования по болгарской литературе в еди-
ный труд. В числе моих научных планов
—оздание пятого тома истории Болгарии,
который посвящается ее развитию после

турецкого ura.
Акад. Н. ДЕРЖАВИН

См. «Литературную газету», 1950, № 2.

РОСТ
И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИИ

В лаборатории ‘роста и развития ‚расте-
‚ Инетитута физиологии растений =
Е А. Тимирязева Академии nays CCCP,
свои исследования, мы С Кол-
атываем one
O-

где я веду
лективом сотрудников разраб
теорию поступления воды в растения.
вая теория учитывает активную роль ра-
стений в восприятии воды. Углубленное
понимание этих процессов позволит нам
лучше управлять их ростом. В лаборатории
мы продолжаем также усовершенствование
методов содействия скорейшему  укорене-
нию взрослых растений при их пересадке.
В наступившем году в центре внимания
коллектива института будет стоять разра-
ботка проблем. связанных в внедрением В
социалистическое сельское хозяйство TPa-
вопольной системы, В нашем институте бу-
дут разрабатываться также вопросы про-
движения на север субтропических кулЬ-
тур, в частности, цитрусовых и чая,
Акад. Н. МАКСИМОВ

НАУЧНЫХ ТЕМ

В 1950 году я буду продолжать изуче-
ние природных богатств Казахской CCP.
Сойчае я завершаю большую монографию
о результатах. своих исследовании. Одно-
временно готовлю ряд научных статеи о
центральном Казахетане.

Разумеется, значительную часть своего
времени я буду отдавать деятельности Ка-
захской академии наук. Она в 1950 году
будет разрабатывать, 330 научных тем. Не-
давно созданная Сыр-дарьинекая база будет
занята изучением возможностей разведения
риса в низовьях Сыр-Дарьи. Организован
также новый сектор по изучению так на-
зываемых силовых потоков,  низвергаю-
щихся с гор в период таяния снегов. За-
вершается выведение новых сортов богар-
ной пшеницы, выдерживающих условия

пустынь.
7 Акад. К. САТПАЕВ

ГДЕ
ЗАРОЖДАЮТСЯ ЗВЕЗДЫ

В 1950 году я вместе со своими сотруд-
никами намерен продолжать изучение звезд-
ных систем того нового типа, который был
открыт нами на Бюраканевой  обсерва-
тория в 1947—1948 тг. Исследование
этих систем, получивших название звездных
зссоциаций, представляет большой интерес
для разрешения вопроса о происхождении
и развитии звезде :

Имеются основания предполагать, что
звездные ассоциации являются как раз
теми местами в звездной системе, где про-
исходит зарождение новых звезд.

В наступающем году на Бюраканской 09-
серватории будет установлен ряд новых
инструментов советской конструкции для
наблюдения звездного неба. Они будут ие-
пользованы в первую очередь для исследо-
вания звездных аесоциаций.

Член-корреспондент Академии наук СССР
В. АМБАРЦУМЯН

Литературный доклад делает стахановец

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Большой по-,
пулярностью у жителей Выборгской сторо-
ны пользуется районный Дом. культуры,
один из старейших в городе, Во Всесоюз-
вом смотре культурно-просветительных уч-
реждений профсоюзов они занял первое
место. Особенно отмечена работа библиоте-
ки Дома культуры, которая получает мно-
жество благодарностей от читателей за
помощь в учебе и труде.

Здесь, в библиотеке, родилось интересное
начинание еженедельно по субботам
проволятся молодежные литературные ве-
чера, на которых с докладами и литератур-
ными обзорами выступают юноши и девуш-

ки Выборгской стороны.

„.Два года назад ленточница фабрики
«Работница» Е. Уткина, заполняя читатель-
ский формуляр, писала; «В школе’ не учусь,
в кружках не состою, в общественной ра-
боте не участвую. Читала мало, не знаю, с

чего начать». Библиотека помогла девушке
подготовиться и поступить в школу рабо-
чей молодежи. Теперь в ее библиотечном
формуляре среди прочитанных книг — био-
графии В И. Ленина и В. Сталина,
произвеления Тургенева Л. Толстого,
Горького, Павленко, Пановой. На одной из

литературных суббот. Е. Уткина выступила

крестьян, холопов, городских низов—дви-
жущих сил восстания —— за землю и ево-
боду. Болотников призывал в расправе с
феодалами и ликвидации крепостничества.
Крестьяне перепахивали помещичьи межи,

«выметывали» межевые столбы, выжига-
ли «грани» ва деревьях.

Рисуя впечатляющую картину одного
из сильных народных движений эпохи
феодализма, И. Смирнов, на основе указа-
ний классиков марксизма-ленинизма, ясно
раскрывает слабости восстания. Ran и
другие крестьянские восстания в фео-
дальную эпоху, восстание  Болотнико-
ва было царистеким по своей идеологии:
крестьяне выступали против крепостников,
но за «хорошего царя». Восставшие дей-
ствовали стихийно, разрозненно, и это бы-
ло причиной их поражения.

Достоинелвом работы является четкая
периодизация восстания, глубокий анализ
разнородных социальных сил, примкнув-
ших к нему. и внутренних противоречий в
лагере Болотникова, а также особых форм,
которые восстание принимало, в зависи-
мости от местных условий. В частности,
автор доказывает. несостоятельность бур-
жуазной  историографической традиции,
согласно которой восстание в Астрахани
было поднято местным воеводой и носило’
аристократический xapanrep. Выяеняет
автор и участие в движении Болотникова
народов Цоволжья, угнетенного мордовско-
го, марийского, татарекого крестьянства.

Построенная на обильном конкретно-ис-
торическом материале, монография И. Смир-
нова читаетея ¢ болыним интересом.
Церел нами одна из наиболее героических,
полных ярчайших” эпизодов страница
борьбы русских народных Mace против

с докладом: «Академик И. П. Павлов и
его обращение к молодежи».

Молодой слесарь-стахановец JI. Барабо-
хин за два года прочел много обществен-
но-политической, художественной и техни-
ческой литературы. В. литературном круж-
ке он сделал доклад о творчестве Мая-
ковского, а на общегородской конферен-
ции, ‘посвященной 150-летию со дня рож-
ления А. С. Пушкина, произнес «Слово о
великом русском поэте». Долго готовилась
к докладу «Образ И, В. Сталина в поэзии
народов СССР» конструктор Нинель Ти-
шурова. Доклад получился интересный.
После выступления в кружке Н. Тишуро-
ву пригласили на одно из предприятий
Выборгской стороны, где она повторила
свой доклад по радио. Токарь Кировского
завода, А. Котов рассказал на одной лите-
ратурной субботе о жизни и деятельности

А. И. Герцена, столяр В. Замятин — о
поэзии Михаила Исаковского.

Ближайшие литературные вечера моло-
дежи будут посвящены Ленину, Плехано-
ву, Белинскому, Чернышевскому, Пушкину,
Чайковскому и другим представителям ве-
ликой русской нации, которых назвал
товарищ Сталин в своей исторической
речи 6 ноября 1941 roma.

мии чьи чьи,

жавшего, несмотря на голод и лишения,
четырехмесячную 06аду в Туле. Только
затопив город водами реки Упы, с помо-
щью специально построенной для этого
плотины, Шуйскому удалось сломить ©о-
противление осажденных.

0 вожде крестьянского = восстания
1606—1607 гг. Иване Исаевиче Болот-
никове, бывшем холое князя Телятев-
ского, источники сохранили очень мало
сведений. Собирая их по крупицам, сопо-
ставляя и взаимно проверяя их, автор ри-
сует образ мужественного человека, по-
знавшего превратности судьбы (он был в
турецком рабстве). отважного воина, не-

заурядного полководца и организатора,
поллинного вождя.
Труд И. Смирнова не лишен и недо-

сталков. Автор несколько преувеличивает
роль холопов в рядах Болотникова, отводя
им первое место, по сравнению © кресть-
янством, в качестве движущей силы. вос-
стания. Нет сводной характеристики от-
ношения к восстанию в публицистике на-
чала ХУП в. (многочисленных повестях и
сказаниях).

Но эти частные недостатки не могут
поколебать = общего значения трула
И. Смирнова, представляющего крупный
вклад в советскую историческую науку.

Книга И. Смирнова — первый  боль-
шой трул, посвященный истории крестьян-
ских войн в России. Очередь — за моно-
графиями о восстаниях Разина и Пугаче-
ва, о крестьянском движении первой по-
ловины ХХ века, заставившем  царизм
отменить крепостное право.

Долг советеких историков =— создать в
ближайшее время эти труды, рисующие

Не. отставать
от роста культуры:

(Письма о полиграфии)

В номере 95 «Литературной газеты»
от 26 ноября 1949 года была опублико-
вана статья ‘Сергея Маркова: «Надо
смотреть вперед}. Рассказывая о pp.
пуске учебников на казахском языке,
автор указывал на отставание поли-
трафии Казахстана от все растущих
культурных запросов республики,

Статья вызвала множество откликов
из разных, республик и автономных
областей. Публикуя письма из Чуваш.
ской АССР и Кабардинской АССР, ре.
дакция считает поднятый вопрос весьма
важным для культурной жизни страны
и обращает на это внимание работни-
ков Главполиграфиздата при Совете
Министров СССР.

Главное—
кадры

За годы советской власти издательская
работа в Чувашекой АССР стала большим
тосуларственным делом. Трудящиеся №-
публики читают на родном языке труды
классиков марксизма-ленинизма. Ежего-
но ‘издаются оригинальные произведения
цувашских писателей, переводы русской
классической и советской литературы,
учебники, книги по сельскому хозяйству,
технике, медицине. Bee S10 свидетель
ствует о невиданиом культурном росте чу-
ванекогв народа.

Между тем полиграфия наша не разви-
рвалась в эти тоды; нескелько лет назад
она справлялась со ‘своими задачами, %-
годня резко отстает. Следует отметить, чт
мы  располатаем довольно значительных
полиграфическим оборудованием. Но ныне:
ний читатель справедливо требует книг He
только отличного содержания, но и выо-
кокачественно оформленных. А оформляем
мы книги плохо. +

Учебники «отличаются» серой, грязной
печатью. О красочной печати мы тольк
мечтаем. Имеющаяся литографекая машин
пзношена, офсетной машины пет. Мы в
имеем даже светофильтров для высокой
красочной печати. :

Мы настаиваем; чтобы Главнолиграб-
издат выделил для нашей республики 0$-
сетную машину и заменил негодную лито-
  графскую машину.

Мы просим начать; наконец, постоянное
централизованное снабжение типографий
запасными частями к линотицам, pota-
ционным, швейным и печатным машинах
«Пионер».

В то же время важнейший вопрос—под-
готовка полиграфических кадров. Вот, на-
пример, в чебоксарской типографии стоят
девять линотинов. Именно «стоят»— из-за
слабой квалификации линотипистов они
почти не используются. А книги наби-
раются вручную.

Надо организовать подготовку и перепод-
POTOBKY работников полиграфии для наци-
ональных республик. — Росполиграфиздат
должен создать постоянно действующие
курсы для повышения квалификации 10:
лиграфистов.

Следует поднять полиграфическую пр.
мышленность и издательское дело нз 60168
высокую ступень. Этого требует возросшая
культура нашего народа.

П. ЗОЛОТОВ,
директор Государственного 3a
тельства Чувашской АССР

Претензии
Главполиграфиздату

В 1949 году коллектив Кабардинеког
государственного издательства = хорошо
справился с выполнением годового плана,
Мы одними из первых в СССР закончили
издание учебников и во-время сдали Bech
тираж книготоргующим организациям. Bee
хорошо, одна беда — вид у паших книг
мало привлекательный и унылый.

Мы предъявляем серьезные претбизии $
Главполиграфиздату при Совете Министив
СССР. Целый год наше издательство про-
си  ниткоптвейную маптину, а  получав
одни обещания. Печатную бумагу нам пр
сылают с Ингурского комбината, Бумага
эта просвечивает, она пепрочна и с тру
дом поддается броттировке. Плохо снабжают
нас и материалами для оформления кн.
Картон — тонкий. Обложечная бумага на-
поминает обертку и совершенно непригодиз
для красочного оформления книг.

Мы много раз указывали на эти и мно-
гие другие помехи в работе, мешающие
нам удовлетворить возросшие культурные
требования населения. Мы настойчиво про-
сим помощи! Мы надеемся, что Росполи-
графиздат удовлетворит в новом году наши

претензии.
М. НАКОВ,
управляющий Кабардинским госу-
дарствевным издательством

——
Девять тысяч проектов

перепланировки сел

КИЕВ. (По телефону). В текущем году
украинские архитекторы закончат работу
по созланию проектов планировки и стро!’
тельства пяти тысяч. сел. Четыре тысячи
таких проектов было закончено к началу
1950 года. В ближайшие несколько лет
все украинские села будут перестроены №
архитектурным проектам.

Села перестраиваются по городскому
типу, и колхозники получат почти все
жизненные удобства, которыми пользуются
горожане. По требованию заказчиков-КоОл-
XC3HHKOB архитекторы планируют для них
многокомнатные дома < кухнями, ванными.

Можно привести в пример уже сот
сел, создаваемых заново, по проектам ар“
хитекторов. Под Киевом, в пойме рек
Ирпень, возникает сеяо городского типа-
Демидово. Строиться оно началось с xt
лых кварталов. Проложены широкие пря
мые улицы, В каждом ломе не менее двух
комнат. Дема имеют веранлы и мансарды,
участки для разбивки палисалников. После
создания жилых кварталов начнет застра
ваться административно-культурный цент
села,

В новых селах появляются учреждения,
которые прежде. редко встречались. Это-—
дома высокой культуры земледелия, BOs
никшие из агролабораторий. дома бытового
обслуживачия колхозников, гостиницы ®

своих угнетателей. «Они были иекусные   Историческую картину многовековой борь-  многое другое. Как правило. кажлое #3

воители и отважные воины. свободные 1,
вольные». — говорит о восставших совре-
менник. Изумительны

бы русеких крестьянских Macc против
крепостничества, борьбы. которая увенча-

героизм и самоот-  лась полной победой, когда ee Bosra
борьба верженвость войска Болотникова, выдер-  рабочий класс. т mins

девяти тысяч сел, уже имеющих архитек-
турные проекты или получающих их в 16-
кущем году, разбивает парки культуры #
отдыха, в некоторых случаях — скверы Й
бульвары.

em ipa они ба ee мо вай ча

oh es ыы

es =

Зы г

сны

wo na

ao kf = Ss ey oe