~~ %

№ стой, Г.

Больше пьес о ст

Почти три с половиной тода прошло 6
mex пор, как Центральный Комитет партии
в постановлении «0 репертуаре драматиче-
ских театров и мерах по его улучшению»
начертал ясную и конкретную программу
развития советской драматургии и театра.
ЦЕ ВАП(б) поставил перед драматургами
и работниками театров задачу — создать
яркие, полноценные в художественном
отношении произведепия 0 жизни COBETCKO-
ro общества, о советском человеке, произ-
ведения, отображающие жизнь советекого
общества в ее пепрестанном движении вце-
ред и способствующие дальнейшему разви-
тию лучших сторон характера советского
человека.

Отвечая на требование партии, совет-
ские драматурги и театры создали значи-
лельные произведения театрального искус-
ства на темы советекой современной жизни.
Вепомним, какой богатый урожай принес
1948 roa! На сцене появились «Великая
сила» Б. Ромашова, «Хлеб наш  насуш-
ный» Н. Вирты, «Макар Дубрава» А. Кор-
нейчука, «Обида» и «Зеленая улица»
А. Сурова, «Закон чести» А. Штейна,
«Счастье» П. Павленко, «Глина и фарфор»
 А. Григулиеа и другие.

Минувший год ознаменовалея появле-
нием ряда новых советских пьес, решаю-
щих ражные проблемы современной жизни.
(днако среди этих пьес недопустимо ма-
10е место запимают пьесы о жизни совет-
ского общества, о рабочих, колхозниках и
интеллигенции, строящих коммунизм. Эта
тлавная тема  советокой литературы и
искусства, тема, особенно любимая народом
и определяющая активно-действенную роль
светского художественного творчества, ока-
залась фактически вытесненной из драма-
тургии и театрального искусства.

В самом деле, какие темы наиболее ха-
рактерны для спектаклей, появившихся в
1949 году?

Большинство московских театров поста-
зило новые пьесы, разоблачающие англо-
американский фашизм, растленную культу-
ру буржуазного Запада.

В минувшем году появился
условно говоря, приключенческого жанра.
‚Авторы новых приключенческих пьес
обратились к героической ‘деятельности со-
ветской разведклг («Тайная война» В. Ми-
хайлова и Л. Самойлова, «Опасный пе-
рекресюк» А. Спешнева и М. Маклярско-
ro), к борьбе французских патриотов с
американекими импориалиетами («Мадлен
Годар» А. Спешнева) и другим темам. Эти
темы могут послужить основой полноцен-
ного драмалического произведения. Но, к
сожалению, подчас они являются для дра-
матургов лишь предлогом для построения
«интригующих» сюжетов и нагромождения
головокружительных трюков в духе амери-
канских детективов. Примером таких пьес
являются «Опасный перекресток» и «Мад-
ден Годар».

fakoe же отражение в драматургии
1949 года нашла современная совет-
(вая жизнь в ее наиболее су-
щественных проявлениях? Важ-
ные проблемы идеологической борьбы со-
воткого народа против  низкопоклонетва
перед культурой буржуазного Запада pe-
лают пьесы «Чужая тень» №. Симонова,
«Илья Головин» 6.’ Михалкова и «Два ла-
pi» А. Якобсона; заслуженный успех у
COBETCKUX зрителей завоевала пьеса Н. Вир-
ты «Заговор обреченных», правдиво отра-
жающая борьбу стран народной демокра-
тии против предателей интересов нарюда и
американских империалистов: борьбе sa
качество продукции посвящена пьеса
Т. Мливани «Кто виноват»; пьеса
В. Овечкина «Настя Еолосова» правдиво
показывает рост коммунистического созна-
ния колхозного крестьянства; Ha TY We
тему написана и поставлена в театре Врае-
ной Армии пьеса HH. Винникова  «Слепь
широкая»: помимо этих хороших произве-
дений, в прошлом году появилось еще не-
сколько мало чем примечательных пьее.

Вывод напрашивается сам со3ой: основ-
ная тема советекого искусства —— тема CO-
циалистического труда — не стала глав-
ной в творчестве драматургов.

Если в 1948 году советские зрители
встретились с замечательными героями на-
шего времени Алексеем Сибиряковым, Ма-
варом Дубравой, ‘Алексеем  Вороцаевым,
Алексеем и Марией Роговыми, академиком
Верейским, горячо полюбили этих г-
р0в и стремились быть похожими на
них, TO в  Прошлом году  драматур-
ти и театры создали очень мало пол-
ноценных, ярких, запоминающихся обра-
зов советских людей, новаторов, борющих-
ся на передовых постах нашей жизни за
выполнение послевоенной сталинской пя-
тилетки, за построение коммунизма. Между
тем именно эти люди, люди социалиети-
ческого труда должны стоять в центре
внимания советских художников. «Рабочие
и крестьяне, — говорит товариш Сталин,—

ряд пьес,

Некрасовская конференция
в Ленинграде

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В бывшей
квартире Н. А. Некрасова на Литейном
проспекте в доме № 36, где он в продол-
жение двадцати лет жил и создавал свои
крупнейшие произведения, состоялась dep
вая всесоюзная научная конференция, по-
свяшенная великому поэту. На ней присут-
ствовалн литературоведы, прозаики и M09
ты Ленинграда, осквы, Ярославля, Пет-
розаволска, Влаливостока и других горо-
дов страны, а также прелставители науч-
ной общественности, деятели искусств.

В своем вступительном слове директор
Института русской литературы Академии
нак СССР ароф. Н. Бельчиков указал,
что партия и правительство проявляют ог-
ромное внимание к творчеству и памяти
Н. А. Некрасова. Его квартира, в которой
бывали H. А. Добролюбов, Н. Г. Червы-
шевский, М. Е, ине ЗЕ Ам
Островский. И С. Тургенев, Л. Н. Тол-
И. Успенский и другие, ныне
превращена в государственный ‹ мемориаль-
ный музей. Первая всесоюзная научная
конферениия некрасоведов является  важ-
н0й вехой в изучении творчества замеча-
тельного народного поэта.

Доклад «Н. А. Некрасов и советское
Литературоведение» сделал  член-коррес-
пондент Академии наук СССР. А. Еголин,
С докладом об исслеловании повести Н.А.
Некрасова «Тонкий человек» выступил про-
фессор В. Евгеньев-Максимов, с докладом
«Эзоповский язык Н.А. Некрасова» —писа*
тель К. Чуковский и другие. За два дня
Участники конференции прослушали десять
докладов.   seas

ee a ee ee т И eee et ee

i>
.А. АНАСТАСЬЕВ,
Г. ГАЙДОВСКИЙ
>

без шума и треска строящие заводы и

роителях коммунизма

обеспечить партийные позиции в области
драматургии».

Прошло более года. К сожалению, при-
ходитея признать, что секретариат С0ю-
за писателей ие уделял внимания драма-
тургии — этому важному участку  лите-
ратурной работы. В течение более чем

Рассказывают
редакторы
журналов

О. ГОНЧАР,
тлавный редактор
журнала «ВТЧИЗНА»
Литературно-художественный журнал Со-
юза советских писателей Украины «В тчиз-
на» в 1950 году напечатает ряд новых про-

Фабрики, шахты и железные дороги, кол-  полугода секретариат ССП не удосужился   Изведений украинских поэтов и прозаиков.

хозы и совхозы, создающие все блага
жизни, кормящие и одевающие весь. мир, —
вот кто настоящие герои и творцы новой
ЖИЗНИ».

Недопустимая пассивность драматургов
и театров в создании bec 0 советской
современной жизни привела к тому, что
среди вновь поставленных спектаклей ми-
нувнего года в основных столичных
театрах тема социалистического труда ре-
шена совершенно  неудовлетворительно.
Художественный, Малый, театры им. Вах-
тангова, им. Ермоловой, им, Моссовета,
театры Ленинского Комсомола, драмы,
Красной Армии поставили в 1949 году
тридцать девять пьес. из которых двалцать
семь написано советскими драматургами.
Ho лишь четыре пъесы отражают жизнь
рабочих и колхозников, причем одна из
них — плохая пьеса В. Кожевникова «Ог-
ненная река», поставленная в театре WWM.
Вахтангова, а другая — «Клад» В. Липа-
това — в театре Ленинского Комсомола,
неверно показывающая советских людей.

Вот почему следует решительно  ска-
зать, что наши драматурги и театры в
прошлом году не только не развили усне-
хов 1948 года, но свернули ео столбовой
дороги советского театрального искусства.

Кто виноват в этом? Почему драматур-
ги и театры уклонились от создания об-
разов представителей рабочего класса,
колхозного крестьянства, партийных и
советских работников, инженеров, уче-
ных, агрономов, всех советских людей,
стоящих на передовой линии огня борьбы
за коммунизм?

Тлавным тормозом развития советской
драматургии является оторванность  ни-
сателей от жизни на решающих yuacr-
ках коммунистического строительства, не-
достаточная связь драматургов с трудом
рабочих, колхозников и интеллигенции.
Не случайно, что, начиная новый год, мо-
сковекие театры реально имеют недопу-
CTHMO мало пьес, отражающих наиболее
важные явления советской  дейетвитель-
ности. Это пьесы «Настя Колосова»
В. Овечкина, «Чаша радости» Н. Bun-
цикова, «00бое мнение» С. Клебанова и
А. Марьямова, инсценировка повести
В. Игишева «Шахтеры» и некоторые дру-
гие. В то же самое время драматурги на-
писали и пишут множество биографиче-
ских пьес: две пьесы’ о Ломоносове, две—0о
Пушкине, пьесы о Щепкине, Федоре Вол-
кове, Лермонтове, адмирале Ушакове. Яб-
лочкове, адмирале Макарове, Пржеваль-
ском.  Чернышевеком,  Чайковеком, Мо-
жайском; Хабарове. Само ло себе развитие
биографического жанра в нашей xpama-
тургии — факт, безусловно, положитель-

ный, ибо пьесы эти призваны  воепиты-
вать патриотические чувства народа,
призваны утверждать величие русской

культуры. Однако. чрезмерное увлечение
драматургов, биографическими пъесами не-
избежно уводит их от наиболее актуаль-
ных проблем современной жизни.

В постановяении «0 репертуаре дра-
матических театров и мерах по его  улуч-
шению» сказано: «Учитывая важное зна-
чение театра в деле  коммунистического
воспитания народа, ПВ ВЖИ(б) обязывает
Комитет по делам искусств и Правление
Союза советеких писателей сосредоточить
внимание на создании современного со-
ветекого репертуара».

Ропертуарные итоги 1949 года показы-
вают. что Комитет по делам искусств, на
обязанности которого лежит планирование

поставить во главе комисени писателя,
имеющего авторитет срэди  драматургиче-
ской общественности. Комиссия по xpa-
матургии, оказавшаяся, по существу, вне
поля зрения секретариата, лишенная ка-
кого бы то ни было идейно-художествен-
ного руководства, не справилась 20 свои-
ми задачами.

Комиссия m0 драматургии не’ стала
творческой ‹ организацией, не сумела объ-
единить драматургов, направить их рабо-
ту. обобщить опыт советекой драматиче-
ской литературы. Лраматурги, и в пер-
вую очередь члены комиссии Б. Рома-
шов, А. Первенцев, Н. Вирта, В. Катаев,
не принимали участия в ве работе. Таким
образом, непременное условие плодотвор=
ной деятельности — коллегиальность
начисто отсутетвовало.

Главный порок работы комиссии по
драматургии состоит в том, что больше-
вистекая критика и самокритика-— этот 0C-
‚ новной закон нашего движения вперед —
были преланы здесь забвению.

Между тем, только в обстановке твор-
ческой дискуссии, при условии объектив-
ной, независимой критики писательская
организация способна влиять на разви-
тие литературы, подымать ее идейно-
художественный уровень, правильно и
плодотворно воспитывать кадры. Ничего
этого не было в комиссии по драматур-
гии. Важнейшие выступления партийной
печати по вопросам драматургии и тезт-
ра не находили никакого отклика в ее
работе. Только политической  близору-
костью. косностью и позорной боязнью
критиковать ошибочную пьесу бывиюго
в т0 время председателем комиссия по
драматургии А. Софронова можно  объяс-
нить то, что комиссия обошла молчанием
выступления партийной печати по пово-
ду «Карьеры Бекетова». Точно так же
комиссия никак He откликнулась на
статьи в «Культуре ий жизни» и «Правде»
о пьесе В. Кожевникова «Огненная река».
Таким образом, комиссия совершенно
устванилась от борьбы литературной 0об-
щественности за принципиальную крити-
ку и высокое художественное мастерство.

Обеуждения пьес, ветречи © творчески-
ми работниками театров, которые нрово-
дила комиссия, были мало плодотворны,
отличались низким идейным и профес-
сиональным уровнем.

Оторванность от жизни; от литератур-
ной и театральной общественности, &
главное, отсутствие критики и  само-
критики — все это привело к тому, что
комиссия по драматургии проглядела  са-
мый существенный недостаток в работе
драматургов и в репертуаре театров:
оттеснение темы советекой современности
на второй план. Комиссия обсуждала от-
дельные, случайно выбранные пьесы, но
за деревьями не видела леса и оказалась
в хвосте событий. : Ут

Начавитийся 1950 год должен ознаме-
новаться переломом в деятельности со-
ветских драматургов и театров. В центре
внимания писателей, режиссеров и арти-
етов, Союза советеких писателей и Ko-
митета по делам искусств должна быть
жизнь советского общества в ее. непре-
станном развитии, влохновенный труд лю-
  дей сталинской эпохи. Этого требует на-
род, этого требует партия. «Советский
народ, — говорит Г. М. Маленков, — лю-
бит и ценит искусство и художественную
литературу, правдиво отражающие на ос-
нове метода социалистического реализма

работы театров в области репертуара, не
справился с этой задачей: при разработке
‘и утверждении репертуарных планов он в
значительной степени доверился воле елу-
чая, принимая планы, в которых в каче-
стве благого пожелания значилась  ано-
нимная «новая советская пьеса», хотя не
было никаких оснований считать, что эта
несуществующая пъеса когда-либо обра-
тится в реальный спектакль.

В том факте. что театры оказались в
долгу перед народом, а драматурги ушли
от главной темы.— большая Buna u Co-
юза советских писателей. ХИ пленум
правления ССП обязал президиум и сек-
ретариат союза «принять все меры к
выполнению указания ЦЕ ВЕП(б) с том,
что Союз. писателей должен направлять
творчество драматургов в интересах даль-
нейшего развития искусства и литерату-
ры». Пленум признал необходимым «за-
менить рувоводство в комиссии по дра-
матургиий новыми силами, способными

ЗААННЕИЧЕНАИ АООТ

богатую, полнокровную жизнь нашей стра-
ны, напряженный и самоотверженный
труд советских людей — строителей ком-
мунизма».

Успехи, уже достигнутые советскими
драматургами и театрами, стремление ху-
дожников служить своему народу и ак-
тивно участвовать в строительстве  ком-
мунистического общества, повседневная.
забота большевистекой партии 00 илеи-
ном и художественном росте советского
искусства, — все это рождает тверлую уве_
ренноеть в том, что в 1950 году драма-
турги и, театральные работники созлалут
правдивые и яркие произвеления о наших
людях. Надо только, чтобы Союз писате-
лей и его комиссия по драматургии отре-
шились от боязни критики и самокритики
и по-большевистски возглавили работу со-
BeTCKHX драматических писателей. Надо,
чтобы критика и самокритика — это мо-
тучее оружие большевизма — пронизыва-
ли творческую деятельность драматургов
и театров.

`

150 лет „Слова о полку Игореве”

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.): В текущем
году советская общественность отмечает
знаменательную дату в культурной жизни
вашего народа — 150 лёт со дня опубликова-
ния величайшего памятника русской литера-
туры ХИ века—«Слова о полку Игореве».

Первое печатное издание «Слова» вы-
шло в свет осенью 1800 года. Это было
крупнейшее событие в истории русской
общественной мысли и ° филологической
науки На титульном листе книги значи-
лось: «Мроическая песнь о походе на по-

ловнов удельного князя Новагорода-Север-,

ского Игоря Святославича, писанная ста-
ривным русским языком в исходе ХПИ сто-
летия с переложением на  употребляемое
ныне наречие». Издание печаталось в се-
натской типографии, в Москве. Сразу же
после опубликования книги резко усилил-
ся интересе к древнерусской литературе,
фольклору и палеографии. Начались тща-

тельные поиски других литературных и
исторических памятников древней Руси.
Вместе с тем, «Слово» сыграло немалую

роль в подъеме национальвого самосозна-
ния русского общества в канун Отечест-
венной войны 1812 года.

В настоящее время текст «Слова» мы
знаем лишь по изланию 1800 года, полго-
товленному тоглашними виднейшими зна-
токами рукописи Н. Бантыш-Каменским и
А. Малиновским, представляюшему ныне
большую библиографическую редкость, а
также по копии оригинала, составленной
для Екатерины II.

В первом издании наряду с подлинным
текстом был помешен и перевод. В даль-
нейшем предпринималось много переводов
«Слова». В 1813 году текст переводил

Капнист, но его работа не была опублико-
вана, долго оставалась неизвестной и об-
наружена” совсем недавно. Занимался пере-
водом «Слова» Жуковский. Подготови-
тельные заметки к переводу делал Пуш-
кин. Широко известен перевод, сделанный
поэтом Майковым. «Слово» переведено и
на европейские языки. Обширные ис-,
следования этого литературного памятника
выполнены в советское время.

Все эти работы будут подытожены на
юбилейной сессии и в Институте русской
литературы (Пушкинский дом) Академии
наук СССР. В докладах на сессии будут
также обобщены результаты деятельности
советских поэтов и прозаиков, переводив-
ших «Слово» на языки народов Советского
Союза.

В академической серии «Литературные
памятники» выйдет специальное издание,
посвященное «Слову». В книге будет при-
ведена екатерининская копия рукописи и
фотографически воспроизведено все первое
издание. Кроме того, будет дан научный
текст «Слова», подготовленный › доктором
филологических наук Д. Лихачевым,
перевола на современный
один — объяснительный, другой — ритми-
ческий, а также статьи и комментарии.
Издание будет богато иллюстрировано,

Готовится к выпуску сборник исслело-

ближайших номерах мы опубликуем
поэмы М. Рыльского, Ю. Гойды, Е. Доло-
мана, стихи П. Тычины, М. Бажана, А. Ма-
лышко, Л. Jimurepxo, Tl.  Воронько,
А. Пидсухи, В. Швеца, И. Муратова, К. Дро-
ка, а также ряд произведений наших мо-
лодых поэтов. Журнал познакомит своих
читателей с переводами на украинский
язык произведений К. Симойова, М. Иса-
ковского, А, Прокофьева, стихами грузин-
ских поэтов (в переводе М. Бажана) и луч-
ших поэтов стран наролной демократии.
Из крупных прозаических произведений
отмечу: повесть о waxtepax Донбасса’
«Звезды на копрах» молодого донецкого
писателя А. Ярмаля, роман М. Стельмаха
«На нашей земле» (вторая книга), роман
В. Собко «Офицер вооруженных сил», по-

Я весть Т. Леоновой «Дома остались жены»,

повести П. Панча и И. Рябокляч. Будут
печататься рассказы Ю. Смолича, Н. Ры-
бака, В. Казаченко, В. Минко, А. Шияна,
М. Божаткчна и других.

В разделе критики и публицистики бу-
дут напечатаны статьи: А. Овчаренко —
«Ленин и Горький», В. Бычко — об укра-
инской литературе для детей, А. Полто-
рацкого обзор первых книг молодых
украинских прозаиков, Л. Новиченко — об
украинской советской поэзии в 1949 году,
Ю. Мельничука — «Литературный портрет
Ярослава Галана» и другие. Кроме того
журнал будет печатать. рецензии, знакомя-
щие читателей с новыми произведениями
советской литературы.

—Аф

М. ТАНК,
тлавный редактор
` журнала «ПОЛЫМЯ»

Новые произведения писателей Белорус-
сии, которые будет печатать журнал «По-
лымя» в 1950 году, посвящены важнейшим
темам, волнующим наших читателей,

Из прозаических произведений мы дадим
третью часть трилогии народного поэта
республики Я. Коласа «В полесской глу-
ши», продолжевие романа М. Лынькова
«Незабываемые дни», посвященного герои-
ческой борьбе белорусских народных мсти-
телей, роман молодого прозаика И. Меле-
жа «Минское направление» — об освобож-
пении Минска, роман Ф. —Пестрака
«Встретимся на баррикадах» — о борьбе бе-
лорусского парода за свое воссоедаиение
в едином Советском государстве.

Теме коллективизации в западных обла-
стях Белоруссии посвящена новая повесть

Я. Бриля. На тему индустриализации на-

писана повесть мслодого писателя Н. Го-
молки.

В журнале будут напечатаны новые сти-
хи и поэмы Я. Коласа, П. Бровки, А. Ку-
лешова и молодых поэтов республики.

Значительное место займут в журнале
новые произведения наших драматургов.
Здесь, в первую очередь, следует отме-
тить пьесы П. Глебки «Свет с Востока» и
М. Климковича «Вся власть Советам». Обе
они посвящены Великой Октябрьской со-
циалистической революции в Белоруссии.

«Полымя»
с. лучшими произведениями писателей
братских республик — Украины, Грузии?
Латвии и Литвы, а также поэтов Поль-
ши. Будем печатать очерки о странах на-
родной демократии.

==

Музей Николая Кузнецова

СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.). Книга пи-
сателя`Д. Медвелева «Это было под Ров-
 HO> HW его пьеса «Сильные духом» позна-
 комили уральцев с подвигами, совершенны-
  ми в минувшую войну их земляком, знаме-
 нитым разведчиком Николаем Ивановичем
Кузнецовым.

Свято чтя память героя, уральцы созла-
  ют сейчас на его родине в г. Талица музей
 Н. Кузнецова. Собрано: много материалов
о детстве героя, о его учебе в Талицком
лесном техникуме. Объявлен литературный
конкурс на рассказ о детских годах
Николая Кузнецова. Д. Медведев при-
слал для музея книгу «Это было пол
Ровно»х и повесть «Отряд идет на Запад».

КУБАНСКАЯ БЫЛЬ

С большим интересом смотрел.я на-днях
новый документальвый фильм «На кубан-
ской земле». Можно
кто хоть раз посмотрит этот интересный
фильм, тому надолго запомнятся широкие
кубанские степи, богатые многоотраслевые
колхозы Кубани, ее привольные пастбища и
тучные стада. Но главное богатство Ку-
бани — это ее люди.

Картина «На кубанской земле» показы-
вает передовых людей моего родного края,
их замечательные трудовые дела. Вот бри-
гадир полеволческой бригады Никита Буха-
лов, собравший с помошью передовых уче-
ных по 314 пудов добротной кубанской пше-
ницы с каждого гектара — самый высокий
урожай в Европе. Фильм рассказывает о
том, как в рядовом кубанском колхозе за-
родилась идея получения невиданных для
Кубани трехсотпудовых урожаев на боль-
ших площадях, какие трудности встреча-
лись на пути Никиты Бухалова и его това-
рищей, псказывает, как Курганинский райком
партии поддержал инициативу бригадира и
помог ему в прекрасном вачикании.

У нас на Кубани Никиту Бухалова назы-
вают одним из законных наследников
И. В. Мичурина. И не только его одного!
Такими же наследниками знаменитого уче-
ного ‘являются испытанные колхозные во-
жаки, прелселатели ABYX соревнующихся
колхозов — Николай Табаков и Кузьма Ере-
мышко. Зрители видят, как оба колхозных
вожака учатся друг у друга, помогают друг
другу. Николай Табаков отправляет эшелон
с зерном нового урожая для трудящихся
Москвы. И Еремышко не отстает ‘от Таба-
кова: в столицу мчится ‘длинный состав,
наполненный зерном, — это вслед за колхо-
зом имени Молотова восылает подарок
москвичам колхоз «Маяк революции».

Семью механизаторов Кубани возглавляет
прославленный бригалир тракторной бри-
гады Ивав Шацкий — первый в сельском

М, ДВа   хозяйстве полхвативший почин московского
русский ЯЗЫК:   текстильышика Александра Чутких. Шацкий,

как, впрочем, и все люли колхозных полей,
снятые в фильме, показан новатором произ-
водства, таким, как он есть в жизни: чело-
веком думаюшим, инициативным, творчески

ваний о «Слове», в котором примут уча-   относяшимся к своему трулу.

стие ученые Москвы, Ленинграда, Киева
и других городов. Кроме того, решено из-

Фильм «На кубанской земле» ценен еще
ий тем, что в нем ‘отражена неразрывная

дать популярную брошюру, объемом в 65  связь передовой мичуринской науки с /арак-

печатных листов, содержашую всесторон-
ний анализ «Слова», а также характери-

тиками сельского хозяйства. Мы увидели
на экране краснодарских ученых — лауреа-

стику его идейного содержания и художе-   тов Сталинской премии, академика Лукья-

ственной формы.

ненко, профессора Пустовойта и других —

творчеству,

познакомит своих читателей
  должна была оказать свое влияние на его

не сомневаться, что

Окончилась война, башистские оккунпан-
ты изгнаны из страны, — началось мирное
строительство. 0б этом важнейшем периоде
в жизни Советской Латвии, о начале кол-
лективизации, о борьбе за социалистическое
преобразование деревни рассказывает Виз-
бул Берие в позести «Первые  одинна-
дцать». :

Крепко держатся за свое хозяйство ку-
лаки-—«серые бароны», как их называют
в Латвии. Они готовы пойти на любое пре-
ступление, подлоги, поджог, чтобы не дать
социалистическому укладу победить в де-
ревне.

Новое только зарождается, но в нем за-
ключена неодолимая сила. Война, во вре-
мя которой латыши сражались рядом с
русскими и учились У армейских коммуни-
стов высокой идейности, стойкости, уме-
нию поднять и вести за собой народ, дала
Латвии, как и другим молодым советским
республикам. новые кадры больтневистских
вожаков. Герой повести В. Берце—парторг
Тоба -—— один из таких коммунистов призы-
ва военных лет. Это человек с ясной го-
ловой, железной волей и чистым сердцем
большевика.

Секретарь уездного комитета партии
Кугниек товорит в разговоре с Гобой:
«—Хотя в волости вас, коммунистов, только
двое, но за вами стоит вся наша великая
партия, и поэтому в вас исполинская сила».

Образ парторга Гобы интересен и значи-
телен. Но когда дочитываешь повесть, воз-
никает мыель о том, что большая задача,
которую автор поставил перед собой, еще
не решена полностью.

А. М. Горький говорил, что советский
писатель должен видеть своих героев не
только в их прошлом и настоящем. но и в
будущем, изображать их в третьей проек-
пии-—проекции в будущее. Автор иной раз
забывает об этом. Часто кажется, что В. Бер-
пе с почти очерковой сдержанностью пишет
с натуры, сковывая себя, думая лишь 0
портретном сходетве там, где Halo дать
обобщенный образ полпреда партии, дейст-
вительно облалающего «исполинсвой си-
ой», о которой говорит Кугниек.

Автор разглядел в своем герое железную
настойчивость в достижении цели, непри-
миримость к врагам. Он должен был бы
раскрыть ‘в Гобе еще одну черту больше-
вика: уменье видеть будущее — близкое и
далекое, уменье мечтать и осуществлять
созидательную мечту, зажигать народ этой
большевиестекой мечтой. .

Первые одиннадцать — семьи крестьян,
сткликнувшихея на призыв Гобы и понед-
  ших в колхоз. Характерны судьбы этих
людей. Вот Ансис Марниек. Он батрачил с
девяти лет; стал садовником и, тонимый
нуждой, переходил от одного кулацкого
двора к другому: садовник без сада, садоз-
ник, выращивавший деревья для хозяев.

Вероятно, не только нужда и стремление
выбиться из полуголодной единоличной
жизни толкают Ансиса и его друзей в
  колхоз, но и неумирающая воля человеза Е
к осмысленному существова-
Страстная мечта 0 подлинно
социалистической — жизни

HHO.
человеческой,

решение вступить в колхоз. Мечта, осуще-
ствленная в новой России. Ведь многие из
друзей Анеиса сражались on o бок с
ВИННВИЦКИМИ, сальскими, мМИЧчуринскими
колхозниками. Русские, украинские. бело-
русекче колхозники были й срели солхат,
освобожтлавших волость. rae живет Мар-
пиек. Могли ли полобные встречи не ока-
зать решающего влияния на судьбу Мар-
ниека и его друзей?

Весь опыт прошлой жизни, тяжелой и
неласковой,  полготовил героев повести
В. Берпе к вступлению в колхоз.

«Пелая жизнь прошла.-— лумает один из
них — Палман, историю которого сильно п
поэтично рассказывает автор.— Год за го-
дом, как утомительная. олнообразная лоро-
ra, без отдыха. без надежды хотя бы на
закате лней добраться до цели».

«Первые одиннадцать». По-

Визбул Берне.
Ku. 5.

ресть. Альманах «Дружба народов».
1349.

ПВА ААА ВО

творцов новых растений, каких не знала да
и не могла знать колхозная Кубань:
Кстати, о новых растениях и о старом по-
нятии Кубани. Как-то мне довелось бесе-
довать со своими товарищами — стулен-
тами Тимирязевской академии. которую я
заканчиваю в нывешаем голу Некоторые из
них, видимо, руководствуясь старыми учеб-
никами, утверждали, что Кубань — это
крупный зерновой район, и только. Новый
фильм убедительно показывает,
утверждение правильно лишь отчасти.
`Кроме пшеницы, которую мы попрежнему
считаем царицей полей, в Краснодарском
крае’ растут чай, рис, лимоны, манларины и
еще 145 различных сельскохозяйственных
культур Это достигнуто в колхозные годы.
Авторов фильма «На кубанской. земле» —
сненариста С. Гарина, режиссеров О. Под-
горецкую и Л. Мазрухо—можно поздравить
с большой творческой улачей. Они увидели
и мастерски запечатлели все новое, все при-
мечагельное, чем живет сегодня колхозная

Кубань.
К. БОРИН,
депутат Верховного Совета РСФСР,
Герой Социалистического Труда

ох
ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ

Трудно в короткой заметке назвать все
то хорошее и талантливое, что было по-
казано на Всесоюзной выставке детского
творчества. Очевидно, еше раво угадывать
сульбу и определять степень таланта
каждого в отдельности участника выставки.
Но можно с уверенностью говорить о боль-
нюй ‘одаренности наших детей, 9 их глубо-
ком патриотизме, бесконечной любви к
своему государству — чувствах, так искрен-
но и непосредственно выраженных в изоб-
разительном искусстве.

Поистине замечательны тематическое раз-
нообразие и богатство детских работ!

Это, прежде всего, образ товариша
Сталина, любовно воплощенный в портре-
тах, вышивках, картинах. Картина «Молодой
Сталин беседует с крестьянами» так инте-
ресна. что невольно забываешь о том, что

это работа не взрослого художника, а
пятналцатилетнего Д. Джапарилзе (Тби-
лиси):

Это — тема мирного труда и строитель-
ства советского города и деревни, это празл-
ничные торжества советских людей (гы-
разительна картина «Подготовка к араздии-
ку» шестилетнего Евг. Ханаева), учеба и
отдых детей, это мир сказки в тонком и по-
этичном восприятии ребенка.

шв ]роверка жизнью

Е сожалению, в повести, изображающей,
как рушатся ограды единоличного хозяй-
ства, автор замыкается в пределах волости.

Писатель и сам чувствует необходимость
вывести действие за пределы села, пока-
зать влияние широкой советской жизни на
мысли и дела своих героев. Он вводит в
повествование хорошо задуманную фигуру
старого колхозника Виксне.
зад семья Виксне уехала из Латвии в Бе-
лоруссию в надежде получить там землю
н выбиться из вечной нужды. В 1929 году

в белорусском селе, где носелилея Викене,
организуется колхоз. С сомнениями и глу-

бокими колебаниями решается
вступить в артель. Но эти колебания оста-
лись в далеком прошлом. Десять лет Вик-
сне жил и работал в колхозе.

Война забросила Викене обратно в Лат-
вию. Й, конечно, он, для которого «стран-
ной и невозможной» кажется единоличная,
пеколхозная жизнь, оказывается здесь в
числе организаторов артели. Виконе при-
тлашает к себе односельчан, чтобы расека-
зать им о колхозе. Умно задумана эта
глава повести. Участник социалистического
переустройства белорусского села  ветре-
чается с единоличниками, только вступаю-
шими на колхозный путь. «Да, теперь он;
Викене, мог поучить людей, собравитихся в
его доме. Он имел на это право. Он мог
рассказать о том великом примере, которым
русские, белорусские, украинские Kpe-
стьяне показали путь к новой жизни».

Но и в этой сцене, — а она, на наш
взгляд, должна бы стать идейным центром
повести, — писателю словно нехватает кра-

рассказывает Виксне о колхозной жизни.
Дело, конечно, не в том, что глава напиеа-

ких слов. Тем же точным и суровым язы-

дать основное: новый подхол к жизни, Ko<

что это’

торый должен чувствоваться в словах
Виксне, его социалистическое сознание,
его любовь к колхозному строю, гордость
этим строем. Этого в повести не получи-
лось. Глава, рассказывающая о беселе с
Виксне, тоже оставляет приглушенное вие-
чатление.

В повести В. Берце много хороптих стра-.
ниц, точных характеристик. Писатель от-
лично знает людей, начавших великое де-
ло социалистического преобразования ла-
тышской деревни. И не недостаток мате-
риала, а, видимо, боязнь оторваться от
наблюленных фактов, неумение обобщить
их помешало писателю довести до конца
большое дело, начатое им.

Кстати сказать, свою повесть автор по-
святил первому латышекому колхозу «На-
котне» («Будущее»). Ныне в Латвии уже
около 4 тысяч колхозов, объединяющих
172 тысячи крестьянских дворов. В самом
«Накотне» произошли большие. красноре-
чивые перемены. Возросло, окрепло ero
артельное хозяйство, в колхозе уже есть
первый [Герой Сопиалистического Труда.
Й главное не только в том, что крестьяне
стали жить зажиточно. Идея новой, социа-
листической жизни, которую принесла им
партия, стала действительностью. Реально
воплотилась их мечта о творческой, оемы-
сленной работе. Преобразилея самый тип
латышского. крестьянина, обретшего широ-
кий кругозор. государственное мышление.

Сама жизнь, как бы проверяя повесть,
дополнила ее, внесла яркие краски, кото-
рых нехватает книге. особенно тем ее стра-
ницам,
рассказывается о главном движущем фак-
торе новой жизни героев — их стремлении
`к коллективному, сопиалистячесвому тру-
  ду. о ралостном начале этого труда.
  Устранить этот недостаток могла бы и
редакция альманаха «Дружба
опубликовавшая повесть «Первые одинна-

если бы редакпия больше помогла мозодо-
му талантливому писателю, эта повесть,
представляющая и сейчас значительный
интерес, избавилась бы от налета некоторой
блеклости, булничности, мешающей произ-
ведению зазвучать в полную силу.

НОВОСТИ ИСКУССТВА

Наши дети с пристальным вниманием от-

Полвека на-

Викене

сок. Очень уж торопливо, скороговоркой —

на сжато, скупо, что автор избегает гром-_

де лишь скупо и приглушенню

днать» в русском переводе. Думается, что.

KOM, простыми деталями мог автор пере-_

народов», _

носятся к действительности, умеют подме-_

чать то новое, что рождается в ней.

В картинах, рисунках, скульптурах, в
прикладном искусстве — во всех этих рабо-
тах есть реальные приметы сегодняшнего
дня советской жизни. «Новая жизнь—так
и называется яркая, красочная аппликация
юных художников из города Ставислава.
Тонкий и уже уверенный рисунок Алеши
Голошанова «Дом на плошади Маяковско-
го» передает чувство гордости мололого
москвича ‘за свою прекрасную столицу, ©

кажлым годом обрастающую новыми чу-
десными зданиями.
Участники выставки учатся в обычной

школе. ° Но Совегское государство горячо
заботится © досуге детей, помогает прояв-
лению их дарований, и самые первые и
нежные ростки талантов выращиваются с
той бережностью, которая так характерна
для всей нашей системы воспитания детей.

Вот два брата Князевы. Игорю восемь
лет, Олегу девять. Их иллюстрации к
сказке С. Маршака «12 месяцев», их
скульптурные работы из пластмассы привлез
кают к себе внимание посетителей. Маль-
чики с самого возникновения выставки
детского гворчества ежегодно показывают
свои работы, и можно проследить, как раз-
виваются дарования детей.

Рисунки двенадиатилетнего Володи Ко-
това, ежегодного участника выставки. об-
рашают на себя внимание исключительной
тонкостью и четкостью. Володя Котов на-
правлен в художественную школу Ленин-
града.

Динамична скульотурная
рева «Футболист»

фигура из дез
Эдгарда Вайеса (Тал-
лин). Озень тонко сделаны картины из
раскрашенной соломки Е. Некрасова—
«Ржаное поле», «Пейзаж». Хороши выши-
вальные и вязальные работы девочек, ссо-
бенно «Герб СССР»—коллективная работа
учении 12-й школы г. Николаева.
Выставка легского творчества привлекла
широкое внимание. В книге ее посетителей
есть записи разных людей — от маленьких
школьников до рабочих, генералов, писате>
лей. Самая простая и выразительная запись
молодежной китайской делегации: «Только
в стране социализма дети могут своболно
развивать свои таланты и творчество».

В. ЛЮБИМОВА

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 6 3