have

CH

aa.

1 НИКОВАЕИ

У памятника Ленину

Тает утрэнией дымки завсса,

И лучи нрсестнрает состек,

Tam, где волны в теснине Зёгоса
Создают электрический ток.

Мцхет Арагвой обвит и Курою...

Где бя ни был, расеветной порой,
Лишь глаза на мгновенье закрою, —
Вижу Ленин стоит пад Курой.

Вижу Ленин стоит пад волнами,
Ознрая земли торжество,

М листва Зедазени, как знамя,
За плечами шумит у него.

Смотрит пристально он с пьедестала,
Как цветут берега над водой,

Tam, где молодость друга мужала,
Tam, где Сталин прошел молодой.

Пробудились деревья во Михете
В чистом свете живого луча,

луч ва рассвете,

И сверкнул этот
челом Ильнча.

Словно мысль, над

И крассю увенчаны строгой
Горлых скал вековые верхи, ‚
Где Военно.Грузинской дорогой
Пушкии шел, сочиняя стихи.
Где. ветра возноснли впервые
Над снегами пагорий седых
Сочиненный поэтом России,
Госпевающий Грузию стих.

И прекрасен рассветной порою
Гор Кавказа незыблемый строй.
Там, где Ленин стоит над урою,
Сталин в юности шел над Курой.

Путь их дружбы велик н нетленен,
Сталин всюду -— в трудах и в бою,
Й меж всеми народами Ленин
Лелит светлую мудрость свою.

Перевел с грузинского
А, МЕЖИРОС

Leen. nea

Акад. И. БАРДИН

БЕССМЕРТИЕ

26 лет прошло с тех пор, как COBET-
ский народ и трудящиеся всего мира
утратили величайшего гения  человече-
ства, вождя социалистической революции
Владимира Ильича Ленина. Менее семи
лет победившая пролетарская  Тезволюция
развивалась под ето непосредетвенным ру-
коволством, но свыше тридцати ‘лет он
был учителем, воспитателем и боевым
вождем трудящихся нашей страны в борь-
бе е самодержавием и капиталистическим
строем в России, в их трудах и подвигах
по социалистическому переустройству 0д-
пой шестой части земного шара.

Имя Ленина, живая память -0 нем, 0 ето
трудах и заветах свежи внас сегодня, вак
и четверть века назад. Он непрестанно
привлекает к себе ныши мысли, мы HO-
стоянно ишем у него ответа на самые
трудные вопросы, возникающие перед на-
ми. Мы снова и снова обращаемся в т0-
My,  TO он писал, говорил и делал, и
хажлый 183 находим у wero примеры
непревзойденной глубины мысли, могучей
революционной диалектики и неистоши-
мых богатств практического чутья и изо-
бретательности в решении крупнейших
исторических задач. «Ленин с нами» —
это не мечта, не горячее наше желание,
не символический лозунг, а сама дейст-
зительноеть, наше непосредственное с0-
знание, конкретная жизненная правда.

В день годовщины кончины В. И. Ленина
pce мы полны воспоминаний
прожитых ¢ нашим вождем. Мне вспоми-
наелся первый период после Октябрьской
революции, заставший меня на командном
посту на одном из южных металлургиче-
ских заводов.

Всю страну потрясала лихорадка Брест-
ского мира, в разных концах мололой рес-
публики то вепыхивали, то затухали
контрреволюционные восстания, а В, И.
Ленин уже развернул свою гениальную
программу действий, опубликовав «0че-
редные задачи советской власти». В этой
работе и в ряде других выступлений он
с изумительной силой раскрывает корен-
ное отличие Октябрьской революции от
всех предшествующих революний. Октябрь-
ская революция, уничтожив старый строй,
создала новое, социалистическое общество.

В разгар революционной борьбы, когда
предстояли бои е Колчаком и Деникиным,
В. И. Ленин призвал трудящихея к упор-
ному героическому труду. Он говорил тру-
довому народу: «Революция только что
разбила гамые старые,
самые тяжелые оковы, которым из-под
палки подчинялиеь массы. Это было вче-
ра, а сегодня та же революция и именно
в интересах социализма, требует беспре-
хословного повиновения масс
единой воле руководителей трудово-
го пропесса».

Мы, руководители производства, сразу
же почувствовали всю’ силу воздействия
ленинских указаний, силу лозунгов пар-

© годах,

самые прочные,

коммунизма было то, что после

тии. Началась борьба с ваияниями мелко-
буржуазной стихии на заводах — борьба,
возглавленная большевиками, в которой
участвовала вся основная масса рабочего
класса. Ta часть
генции. которая была верна любимому
производству. творчеству, созиданию, 19-
могала большевикам.

В. И Ленину принадаежат  замеча-
тельные слова, повернувшие к советской
власти лучших представителей старой ин-
теллигенции:  «..инщенер придет к при-
знанию хоммупизма не так, как при-
шел подпольщик-пропагандист, литератор,
a терез данные своей науки,
что по-своему придет в признанию
коммунизма агроном, по-своему лесовод и
т. д». А в письме к Карлу Штейнмецу
он пишет: «Во всех странах мира ра-
стет — медленнее, ‘чем того следует же-
пать, но неудержимо и неуклонно растет
число представителей науки, техники, ис-
кусства. Которые убеждаются в необхо-
димости замены капитализма иным 0б-
ественно-экономическим строем, и кото-
рых «етрашные трудности» («terrible dif-
Пси! Нез») борьбы Советской России против
зеого капиталистического мира не отталки-
вают, не отпугивают, а, напротив, приводят
к сознанию неизбежности борьбы и необхо-
димости принять в ней посильное участие,
помогая новому осилить старое». .

Великим Лениным и Сталиным были на-
мечены основные идеи плана социалисти-
ческой индустриализации налней страны,
заложены основы создания невиданной при
капитализме новой технической базвт. Ленин
руководил разработкой первого перепектив-
ного плана. реконструкции народного хо-

зяйства на базе электрификации
(ГОЭЛРО) и назвал его «второй програм-
мой партии».

Пизок был уровень промышленности B
первые годы после революции, но ясный
взор Ленина видел в исторических далях
мировое экономическое первенство страны
социализма. Очень незначительны были
материальные ресурсы молодой республи-
ки, но в уме Владимира Ильича возникали
одна за другой гранлиозные технические
и наролнохозяйственные проблемы: злек-
трификация. развитие крупного произвол-
ства. перестройка технической базы сель-
ского хозяйства, подземная газификация
угля, Курская’ магнитная аномалия, раз-
витие местных источников топлива и т. д.

Иден Ленина озаряют наш путь к ком-
мунизму. «Теперь особенно ясно, — писал
в лень 70-летия товерища И. В. Сталина
В. М. Молотов, — каким великим счасть-
ем лля нашей Родины и для всего дела
Ленина
коммунистическую партию СССР возгла-
вил товарищ Сталин, Под руководством
котором вот уже более четверти века
Советский Союз победоносно строит ком-
мунистическое общество».

_ технической интелли-

Реман ШИДЛОВСКИЙ
Порогие места

В июне 1912 года В. И. Ленин при-
ехал из Парижа в Краков. Он поселился в

предместье Звежинец, откуда ОТЕры-
валея исключительно живописный — Вид:
недалеко —= величаво протекающая Висла

й на ее берегу старинный монастырь, на-
против — «копец» Костюшко, Mormia В
виде холма, насыпанного руками жителей
Кракова в честь великого польского де-
мократа и патриоть. С этого холма виден
весь город и его украшение — Вавельский
замок.

Много лет спустя, в январе 1945 года,
пелалеко от дома, в котором жил Ильич,
промчались первые отряды Советекой Ар-
мии-освободительницы, созданной его ге-
нием. Стремительная атак& советских вои-
нов обратила в паническое бегство немец-
ко-фашистских оккупантов. Краков и его
старинные памятники были спасены, В те
дни, глядя НА прекрасный старинный Kpa-
ков, советские бойцы и офицеры наверно
помнили о том, что в этом городе. неко-
торое время жил и творил вождь русской
революции и пролетариата всего мира; 0
том, что здесь вели между собой беседу
В И. Ленини И. В. Сталин, обсуждали
национальный вонрос, программу, из Ко-
торой выросла независимость Польши.
Освобождая Праков, советские воины по-
мнили 0 том, что они спасают дома, в ко-
торых жил, работал и выступал Лепин,
улицы, по которым ходили Ленин п
Сталин.

Предместье, в котором поселился Ленин,
пазывалось в то время «Звежиненкой по-
лудеревней». Это была окраина, населен-
ная, главным образом, городской  бедно-
той — рабочими, каменщиками. Среди них
Ленин чуветвовал себя особенно хорошо.
Это для них Владимир Ильич прочитал
в помещении народного университета, что
на улице Шевской. доклад на тему «Co-
временная Россия и рабочее движение».

Через некоторое время Ленин переехал
на другую квартиру, по улице Любомир-
ского. Эта улина стала знаменитой Тем,
что здесь жил И. Лении, что на эту
квартиру приезжал к Ильичу И. В: Сталин,
что здесь состоялось в январе 1913 года
совешание ЦВ РСДРИ е партийными ра-
ботниками. ^

Всю дорогу, от того места, тде впервые
поселился В. И. Ленин и по которой он
ходил, жители Кракова называют сегодня
«шляхом Ленина».

В мае 1913 года В. И. Ленин выехал
в маленькую деревушку в горах — Поро-
нин. Он поселился в доме крестьянки Те-
ресы Скупень. Владимир Ильич восхи-
щался замечательным горным воздухом,
природой окрестностей, особенно прекрас-
ной осенью. On предпочитал Поронйн
шумному и многолюдному курорту  Зако-
пане. В Поронине В. И. Ленин руководил
организацией и комплектованием партий-
ной школы, разрабатывал программу 3за-
нятий, писал письма Г. В. ПШлеханову и
А. М. Горькому се приглашением приехать
для чтения лекций и проведения бесед со
слушателями... Здесь. в Поронине, летом
1914 гола Ленина настигло начало первой
мировой войны.

К этому периоду относится ‹ и арест
В.И. Ленина австрийскими властями в го-
роде Новый Тарг. Благодаря помощи друзей
Ленину векоре удалось освободиться. Ока-
залось. что у Владимира Ильича в Польше
много друзей, не только знавших его лич-
но. но и таких, которые читали его ста-
тьи. понимали величие его гения.

Вместе с пролетариатом известные поль-
ские писатели заботились 0б освобождении
того, чьей мысли, борьбе и делу польский
народ дважды обязан своей  мезависимо-
стью. ;

Документы об аресте В. И. Ленина, со-
хранивииеся в Польше, были переданы в
декабре 1949 тода как подарок товарищу
И. В. Сталину в день его семидесятилетия.

Под всепобеждающим знаменем лениниз-
ма, высоко поднятым над миром великим
  соратником и прололжателем учения и де-
ла Ленина — И. В. Сталиным, свободный
польский народ сегодня уверенно идет вие-
ред по пути социализма. Е

ВАРШАВА

ва смино^ ВИЛИКИЙ ПРИМЕР

..В глубине сцены, высоко у обрыва
над великой русской рекой, на простой
скамье под березкой — юноша, почти маль-
чик, в белой гимназической рубашке, с кни-
той в руках, упорно и упрямо думающий,
словно решающий какую-то сложную и
трудную задачу — таким является перед
нами Владимир Ульянов — юный Ленин в
пьесе И. Попова «Семья», поставленной
театром им. Ленинского комсомола.

Вот он встает — невысокий, крепкий,

“быстрый. подходит к брату. «Нет, Саша,
у тебя ошибка огромная», — решительно
товорит этот мальчик
старшему брату — молодому талантливому
ученому, революпионеру, уже ветупивше-
_му на путь борьбы с самодержавием.
- Давно ли Володя старалея во веем сле-
довать примеру брата. давно ли говорил
постоянно: «как Саша»?..` Теперь в их
серьезном. жизненно важном споре о вы-
боре пути младший брат ведет наступле-
ние, напалает, сулит. «Вто же вы?..» —
спрашивает он резко и перебивает уже
неуверенный ответ брата — «продолжате-
ли»: «Нет, нервические подражатели! Не
больше. Никак не больше».

И вот: «..пор кончен... И дороги...
врозь...» — решает младший брат. Стар-
ший брат грустно подчиняется этому ре-
пению: «Мы © Володей разошлиеь во
взглялах совершенно».— говорит он сест-
ре Ане. «Но у мальчика? И глубокие убеж-
ления?» — возражает Анна. Однако Але-
ксанлр лучше знает Володю. «Все ato
борьезней, чем ты думаешь». — говорит он.

И зритель тоже уже знает, уже успел
поверить, что это «серьезно» — такая си-
ла убеждения, такая смелость и прямота,
такая непреклонность чувствуются в этом
мальчике. который в то же время шутит
и поллразнивает товарища. тормошит его
и возится е ним. вак маленький, поет ие
увлечением пграет в горелки. Что бы он
ни делал, зритель уже на каждом шагу
вилит. как прорывается вонем то уливя-
тельно родное, знакомое — стремительный

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 № 7

нежно любимому

>

«Семья» И. Попова
в театре им. Ленинского комсомола

<>

наклон всего тела вперед, энергичный вы-

i

безупречный

пад рукой — ленинский характерный «на-

ступательный» жест, Ленинское острое и

меткое слово.

Вот Володя узпает, что в гимназии пе-
реполох, что «вее против него». Еще бы!
On «обидел директора» — Федора Фэдоро-
вича Керенского. «который так превозно-
сит его всегда». Что же он сделал — этот
ученик, кандидат на 30/0-
тую медаль? Оказываетея, вот что:
«...приходит к учителю латинскому 6оро-
латый верзила, семейный, ла еще не рус-
ский — чуваш, — и говорит: «Приготовьте
меня за курсе гимназии экстерном». Ему
отказывают: средетв у него нет. Тогда он
учиняет скандал. Кричит латиниету и №е-
ренскому: «Угнетатели!» Его велят выве-
сти... И варуг... вбегает Володя и объяв-
ляет перел вееми. что он беретея приго-
тозить этого чуваша на аттестат зрелости
и «совершенно без вознагражления». И да-
же руку пожал чувашу! Конечно, дирек-
тор и преподаватели «приняли 970, как
пощечину». Даже старый друг Ульяно-
вых. учительница Вашкадамова Видит в
этом опасный поворот для мальчика.
«Время-то какое тяжелое, —- говорит
она.—..И так уж учителя говорят, что Во-
лоля предвзятых идей набрался, везле ему
угнетенные мерешатея». Время, дейетви-
тельно. тяжелое. и Влалимиру Ульяпову
грозит исключение из гимназии. Шо он
твердо убежлен в своей правоте. «Мог я
поступить как-нибуль иначе. мама? Пе
мог яе!>, — горячо говорит он матери. A
когла чуваш Огоролников, узнав. что Вь-

HOA — сын инепектора Ульянова, уважае-
emily

мого им человека, и что этому
Ульянова гзозит исключение из гимназии,
«великолушно»  отказываетея от обешан-
ных Уроков.— как резко. се какой нз-
емешкой нападает на него Володя: «Ка-
кой же вы кисель!.. Так ‘сразу  обмяк-

нуть? И так сразу расплыться? Расчув- жать сына в ответственный момент, Ког-

слвоваться? Так легко отказаться от за-
теянного. Да имеете ли вы право бросать
дело? Не имеете. Ни вы, ния теперь уже
не имеем права. И какой же мы покажем
пример? Будем... тряпками?  Размазней?
Чучелами?  Шутами гороховыми?» — на-
брасывается он Ha Огородникова — весь
полный боевого задора, готовноети к борь-
бе, сознания своей правоты, своей силы.

В этой заключительной сцене первой
картины особенно четко проступают в
юноше Ульянове страстноеть убеждения,
неотразимая, беспощадная логика, стре-
мительноеть жеста и неопровержимость
слова, которые с такой силой проявились
впослелетвии в спорах Ленина с его идей-
ными противниками.

Мололому актеру В. Егорову удалось
в первой же картине очень верно пере-
дать удивительную цельность характерз,
непримиримость и страстность борца, вы-
сокую принципиальность,  кристальную
чистоту юного Владимира Ульянова. Имен-
но эта душевная чистота и принципиаль-
ноеть создают вокруг Володи Ульянова
особую атмосферу настоящей, высокой
человечности. Впрочем, это п есть атмо-
сфера ульяновской семьи, где все отноте-
ния основаны на взаимном уважении и на
‘строгой дисциплине; здесь презирают
ложь и трусость и в малых лет приучают
«в самостоятельноети в суждениях и К
прямоте в поступках».

Надежда Константиновна Крупская пи-
сала в свойх воспоминаниях: «Владимир
Ильич страптно любил мать. «У ней гро-
малная сила воли.:.»,—сказал он мне как-.
то. Свою силу воли Владимир Нльич уна-
‘следовал от Матери, унаслеловал также п.
ее чуткость. внимание к людям».

В спектакле театра пмени Ленинского
` комсомола это сходство характеров, AY-
ховное родетво и взаимное воздействие по-
казано очень ярко. С. Гиапинтова —
мать — очень elepmanna. порой даже.
строга: она очень требовательна, в ней.
  нет. ни сантиментальноети. ви леепотиче-_
ской вазетноети. которые так часто MEAT
  матерям понимать п направлять свойх де-
тей. Мать Вололи Ульянова умеет подлер-

Осущес
В последних строках последней своей
стальи «Лучше‘ меньше, да лучше» Ленин
писал: «Вот 0 каких высоких задачах
мечтаю я для нашего Рабкрина...» ^

Таким живет в вашей памяти гениаль-.
ный Учитель; ‘поглошенный‘ вопросами
непосредетвенного. социалистического строи-
тельства, с неотрывными мыслями о ве-
ликом будущем, © мечтой о конечной цели,
о коммунизме.

Великий мыслитель, ученый, Boab,
творетик и практик в одном лице, Ленин
был и великим мечтателем. Он не только
сам мечтал, — он УЧИЛ - - мечтать больше-
риков. Он разоблачал как оппортуниетов,
как ограниченных, ползучих эмпириков,

тех, кто не умеет мечтать и отрицает
мечту.   :
Ленин начал свою всемирно-историче-

скую работу созидания Партии большеви-
ков, партии нового типа, с мечты 06 этой
партий. Он видел ее в своем воображении
залолго до того, как она возникла, вырос-
ла, окрепла и стала величайшей партией
в ‘истории человечества, партией, открыв-
ней новую эпоху в этой истории,  нар-

тией, совершившей Октябрьскую социали-
стическую революцию и ныне ведущей
  народы к коммунизму.

«Вот о чем нам надо мечтать!» — вос-
клипал Ленин, заключая одну Из глав в
знаменитой работе «Что делать? ». И, пред-
видя гнилые, скептические улыбочки про-
тивников-оптюртуниетов, Ленин защищал
право и место мечты в мировоззрении
коммуниста. Он приводил известные слова
Писарева о значении мечты, воображения
в идеологической борьбе за передовые, ре-
волюнионно-лемократические взгляды.

Слова «мечта», «мечтатель» были ском-
прометированы идеалистической болтовней,
стремившейея увести мыель в надземные
сферы от борьбы за народ, против угнета-
телей ето. Мечтательство либеральной ин-
теллигенции было бегетвом от жизни, из-
меной народу. Это мечтательство,  выро-
дившееся в .маниловикину, принесло ощу-
тительный вред.

Писарев писал:

«Разлал между мечтой и действитель-
ностью не приносит никакого вреда, если
только мечтающая личность серьезно верит
в свою мечту. внимательно вглядываясь В
жизнь. сравнивает свои наблюдения с сво-
ими воздушными замками и вообще добро-
совестно работает ‘надо осуществлением
своей фантазии. Когда есть какое-нибудь
соприкосновение между мечтой и жизнью,
тогла вое обстоит” благополучно».

Ленин добавлял к этому: «Вот такого-
то рода мечтаний, к несчастью, слишком

твленны

Д. ЗАСЛАВСКИИ
‘>

Это — тениальная Фантазия сурового
мыслителя, Она казалась фантастикой лю-
дишкам, рожденным ползать, лишенным
крыльев науки и мечты. Но эта фантазия
уже стала феальностью. . Она осуществяе-
па. Она еще не имёла «адреса» в воб0ра-
жении Маркса. Она не была. енабжена
сроками. Где, когда пробьет впервые час
капиталистической собственности? Как это
произойдет? Вто возглавит всемирно-исто-
рическую  экепроприацию экспроприато-
ров? :
На эти вопросы еще не мог OTBOTHTb
марксизм прошлого века. - На эти вопросы
ответил маркеизм-лениНизм. Мечта © ком-
мунизме стала болёе конкретной, более
углубленной. Она родила  ленинсвую —^
сталинекую мечту о партии нового типа.
Строить сегодня, . переделывать Жизнь
непосредственно, не пренебрегать ни одной
мелочью будничной, повседневной работы
ив 10 же время неотступно, пеотрывно
вихеть перед собою коммунизм, вообра-
жать ero, освещать будущим настоящее,
каждый частный вопрос предетавлять ce-
бе и разрешать в перспективе конечной
пели — таково учение Ленина — Сталина.
Фантазия входит в это учение, как входит
опа непременно в кАЖлую подлинную
науку, занимая свое определенное место,
на в противоречии со знанием, а в согла-
сии с ним. Ленин Говорил о Фантазии:
«Напрасно думают, что она нужна TOADKO
поэту. Это тлупый предрассудок! Даже в
математике она нужна, даже открытие
дифференциального и интегрального  ис-
числений невозможно было бы 063 фан-
тазии. Фамтазия есть качество  величаи-
шей ценноети...» :

Маркеизм-ленииизм —— это учение © по-
вом обществе, о новом труде, о новом че-
ловеке. Марксизм-ленинизм — это и. строи-
тельство нового общества, это воспитание
новых, коммунистических понятий о труде,
это создание нового человека, свободного от
всех и всяких родимых пятен калитализ-
ма. Ленин видел это новое, коммуниетиче-
ское общество, видел в своем воображении,
в своей мечте —— видел © изумительной
ясностью, доступной только гениям.

Ленин рассмотрел в 1905 году совотекую
власть, новый тип государства в Советах
рабочих депутатов, когда они только роди-
лись Ha гребне революционной пролетар-

тах «зародыш» новой формы

мало в нашем движении».

Мечтателями были русские великие
философы, творцы русской школы  теа-
лизма. Сквозь дымку столетия Белинский
различал нас, современников великой эпо-
хи коммунизма, когда вдохновенно писал
о будущей России, ведущей за собой че-
ловечество. дающей миру урок подлинной
культуры. Чернышевский облек свои меч-
ты о’ коммунизме в художественную форму

знаменитого «она» в романе «Что де-
  лать?».
Это была мечта мыслителей и борцов

низму. Ленин внее в мечту большевика
‘элементы научного, маркеистского анали-
за. Он сделал мечту научным  предвиле-
нием, — таким предвидением. в котором
есть сила художественного воображения и
революнионной страсти,

Поистине гигантской силой  воображе-
ния обладал Марке. Свою мечту о победе
коммунизма он облек в форму научного
пророчества. ТГлубочайший теоретический
анализ существа и противоречий капи-
талистической системы завершается вол-
нующей картиной социалистического пере-
ворота:

«Монополия капитала  етановитея око-
вами того способа производства, который
вырос при пей и под ней. Централизация
средств производства и обобществление
труда достигают такого пункта, когда они
становятся несовместимыми с их капита-
лиетической оболочкой. Ona взрывается.
Вьет чае капиталистической частной соб-
ственности. Экспроприатороз  экбпропри-
пруют». a

да учителя приходят к ней в дом и уго-
варивают ее заставить еына порвать ©
«чувашином» и извиниться перед дирекло-
ром, она вызывает Володю и предоставля-
ет ему самому решить, что следует де-
лать. Когда же мальчик не идет ни на
какие «уступки»,— с каким достоинетвом
подымается с места  Гиацинтова-мать, ©
какой  безоговорочностью становится па
сторону сына! «Я одобряю поведение Во-
лоди»,— говорит она просто. И © какой
радостью бросается к чей сын, как он
счастлив ее поддержкой, как гордится
своей матерью!

В воспитании подрастающего поколения
огромную роль играет сила примера. Мы
знаем, как жално ищет наша молодежь

атра. Семья Ульяновых в пьесе И. Попо-
ва и в спектакле театра им. Ленинского
вомеомола являет нам великий пример на-
стоящей большой, ‘чистой любви и друж-
бы родитехей и детей, семьи, гле каждый
видит смысл. жизни в служении народу,
в борьбе и труде для счастья людей.

Марии Александровне Ульяновой выпа-
ло на долю вынести все трудности борь-
бы вместе со своими детьми, весе горе ут-
рат и разлук, вее тревоги и заботы. Ког-
да случилась первая страшная бела —
пришло известие, что Саша и Аня аре-
стованы. что Саша покушалея на жизнь
царя, — страх за сына на минуту затем-
няет все в сознании матери. Впервые она
появляетея слабой, растерянной, беено-
мощной. Теперь уже она ищет поддерж-
ки, помоши у сына. Й Володя, вдруг сра-
зу повзроелевиий, решает за нее, что на-
до делать: <...Ехать. Прямо в Петербург...
Не откладывая ни на минуту... Действо-
вать, и действовать сейчае же». Сын в03-
вращает матери тверлость духа, большую
человеческую и материнскую  горлость.
Отныне Володя становится во главе семьи,

ЭПОХИ, предшествующей научному комму-

первоклаееных тракторов.

Re

даже

своего героя в литературе и на сцене те-,

жение соединилось с глубоким

несколько лет осуществилась.

же возможности такой не допускали,
рабочий класс возьмет

фантастикой, «бредом». Ленин отвечал бро-
шюрой: «Улержат ли большевики государ-
ственную власть?»,—замечательный труд,
в коем читателя неотразимо пленяет и си-
ла научной логики и сила страстного во-
ображения. Это была мечта Ленина о ©о-

ной и елинетвенно подлинной
тии, — и эта мечта осуществлена.
Мечта, ‘научно обоснованная фантазия,
сопутствует всей работе Ленина. Это мечта
(Сталина. мечта всей партии большевиков.
В 1919 году Ленин поделился с УШ
съездом партии картиной, которая стояла
перед его воображением: картиной колхоз-
ных полей. на которых хотят сто тыеяч
Это была тогда
еще мечта. но мечта влохновляющая. Ona
звала вперед, Ленин говорил: «ели бы мы
могли дать завтра 100 тысяч первоклас-
еных тракторов, снабдить их бензином,
снабдить их машиниетами (вы прекрасно
знаете, что пока это — фантазия), то еред-
ний крестьянин сказал бы: «Я за комму-
нию» (т.-е. за коммунизм). Шо для того,
чтобы это сделать, надо сначала победить
международную буржуазию, надо застазить

демокра-

мент, когда она стоит в приемной, ожи-
дая, когла ей разрешат свиданье © Са-
шей: вся в черном, прямая, строгая, хо-
лодная, как сталь,— она живое — вопло-
щение мужества, стойкости, борьбы. Да-
жанлармов заставляет она говорить с
ней уважительно. В тюрьме, когда ей
грубо суют в лицо «листок». где напеча-
тано о казни Александра Ульянова, она
не позволяет себе ни крика, ни етона.
на собирает вее силы, чтобы поддержать
Аню. чтобы не выдать ей ужасной вести,
и говорит © пей спокойно и нежно. Она
спешит с ней расстаться, чтобы
только уберечь ее, не дать ей узнать о
казни.

..Снова зритель видит скромный домик
Ульяновых па берегу Волги и семью —
  осиротевшую. но ‘не сломленную. «Пре-
ололеть, победить, это да. А забыть — ни
за что! И мы ничего не забудем, ничего
и никому... И очень глубоко в себе епря-

чем...». — говорит Владимир сестре Оле.
«Чем глубже, тем будет дольше и тем
сильпей...», — отвечает сестра. — Именно

в тот чае, когда возврашаетея мать. когда
дети смотрят на ее поседевшую голову, —
возуужавший, словно выросший, ставший
уже «не мальчиком. а мужем», Владимир
говорит о своем окончательном решении—/
«будем работать, будем бороться». Так
Влалимир Ульянов вступает на путь ре-
волюции. Он пойлет к ней не той дорогой.
которой шел его старший брат, а найлет
другой. единетвенно верный путь и пове-
дет за собой народы.

Исполнение сложной и ответственной ро-

ской войны. Он узнал в этих первых Сове-
диктатуры
пролетариата. Это было блестящее научное,
теоретическое открытие, в котором вообра-
научным
` анализом. Это была мечта, которая через

Враги рабочего класса в 1917 тоду да-
что
государственную
власть в свои руки, а уж тем паче, — что
си удержит эту власть. Опи считали это

веткой лемократии, самой последователь-,

е мечты

сё дать нам эти тражиоры, или же надо
поднять нашу производительность настоль-
ко, чтобы мы сами могли их доставить».
Эта мечта стала программой. Оталинекий
план индустриализации’ страны и коллек»
тивизации сельского хозяйства превратил
фаптазию в реальную действительность.
Только в 1949 году сельское’ хозяйство
страны получило полтораета, тысяч тражто-
ров, десятки тыеяч комбайнов и алтомоби-
лей. свыше полутора миллионов сельскохо-
зяйственных машин. Вот воплощение ло-
нинекой мечты, Советский крестьянин дав-
но сказал: «Я за коммунизм!»

Ленин учил нашу молодежь непрестанно
думать о коммунизме, воображать его себе,
мечтать © нем с любовью и страстью, так,
чтобы ненокюлебимая вера в победу комму-
низма наполняла BCIO жизнь, осмысливала
п возвышала повеедневную работу. Ленин
учил различать пути, ведущие к ROMMY-
низму, заворптение порвой его фазы, социа-
лизма. и переход ко второй, выстей фазе,
= полному коммунизму. Ленин определял
сроки прихода коммунизма, — конечно, 00-
шие и приблизительные. Он товорил в
1920 roxy на ПШ Всероссийском съезде
комсомола: «Тому поколению, представиле-
лям которого теперь около 50 лет, нельзя
рассчитывать, что оно увидит коммунисти-
ческое общество. До тех пор это поколение
поремрет. А то поколение, которому ‹ейчас
15 лет, оно и увидит коммунистическое 0б-
щество и само будет строить это общество.
И оно должно знать, что вся задача Cro
жизни есть строительство этого общества».

Й эта мечта Ленина осуществляется в
трудах и в руководстве ето гениального
ученика и соратника, товарита Сталина.
Мечтой о коммунизие вдохновлены вее про-

j

извеления Сталина, ‹ освещен самый 0
облик.
Свой исторический доклад 0 проекте

Конституции Союза ССР товарищ Сталин
завершил глубоко волнующими словами:

«Это будет исторический документ,
трактующий просто и сжато, почти в про-
токольном стиле, о фактах победы социа-
лизма в СССР, о фактах освобождения тру-
дящихея СССР от капиталистического ра0-
ства, о фактах победы в СССР развернутой,
хо конца последовалельной демократии.

Элжо будет документ, свидетельствующий
9 том, что то, о чем мечтали и продолжают
мечталь миллионы честных людей в кали-
талистических странах, — уже осущеетвле-
пов CCCP».

Мечты коммунистов неистопимы. Заж-
дый лень осуществляются эти мечты.
каждый день рождаются новые, еще более
высокие, еще более величественные.

Советский народ идет вперед от социа-
лизма к коммунизму, и мечта Ленина идет
с нами, освещая этот путь.

‚Ленин мечтал, дониесывая свою послед-
нюю статью. Величественная картина вота*
вала в его воображении:

`«Исход борьбы завиеит, в конечном сче-
те. отлото, что Россия, Индия, Китай ит. п.
составляют гигантекое большинство населе-
ния. А именно это большгинетво населения
и втягивается с необычайной быстротой в
последние годы в борьбу за свое освобож-
дение, так что в этом смысле не может
быть ни тени сомнения в том, каково Oy-
дет окончательное решение мировой борьбы.
В этом смысле окончательная победа с9-
циализма вполне и безусловно обеспечена».

Bor о каких высоких задачах мечтал
Ленин, предлагая меры для усоверитенетво-
вания советского государственного аппа-
рата.

Это — его завещание советским людям,

коммуниетам, всем трудящимся: всю свою
жизнь заполнить мыелью, мечтой о комму-
визме. жить коммунистическим трудом,
выращивать веходы коммунизма, ускорять
  переход к полному коммунизму. Страстная
любовь к коммунизму — это и страстная
пенависть к капитализму, ко всему, чт
уродует жизнь человека и мешает его раз-
ВИТИЮ, :

Большевистская, ленинско-сталинская
мечта о коммунизме—животворный источ-
ник творчества, борьбы, победы.

Ярославля, Иваново-Вознесенека, Тулы —
ий всюду один и тот же припев: «отобрана
рукопись «Что такое «друзья народа»... «O70
книжка грозная». говорит прокурор, и
сам директор департамента полиции при-
знает, что действует новая грозная сила,
& которой прилетея теперь померяться ста-
рой империи. С злобной радостью ветреча-
ют враги весть 06 аресте Владимира Уль-
янова. Но и в одиночной камере тюрьмы
живет и бьется творческая мыель вождя.
В тюрьме он разрабатывает проект иро-
грамиы будущей партии, ‘из тюрьмы ру-
ководит рабочим движением.

Еще раз в самом конце спектакля в1-
tum мы молодого Ленина. Прямо иа тюрь-
мы — перед отъездом в сеылку, он пн-
ходит на собрание «Союза ` борьбы за 0с-
вобожление рабочего класса».  Худой,
бледный, но веселый и радостцый oT
ветречи с рабочими, он пожимает 206!
руки и, по обыкновению, быстро, в упор
залает вопросы — о самом главном, самом
важном. Он уже знает о разногласнях, 09
предагельских попытках «пересмотреть ли-
нию», «свернуть революционное знамя».
Ильич говорит рентительно: «Гоните этих
крохоборов, этих штопальников дыр на ти
шкином ‘кафтане самодержавия». И cell-
час же спрашивает; «А о Закавказье
слышали?». «Там Сталин», — звучат вот-
вет Ильичу голоса рабочих. Так, впервые—
у колыбели партии — слязываютея два в6-
ликих и дорогих нам имени.

Спектакль «Семья», прекраено  постав-
ленный С. Гиацинтовой, достоин славно
имени, которое носит тезтр Ленинского кох-

ли юноши Ленина-—<серьезная удача арти-
ста В. Егорова, который с большой любовью
и страстноетью свежего таланта передает
замечательные черты будущего вождя.

Между третьим и четвертым действиями
пьесы И. Попова прохолит 8 лет, И „когда
начинаетея последнее, четвертое действие

Посмотрите на Тиацинтову в TOT мо-

он направляет и он ведет,
спектакля, мы сразу понимаем, как лале-
В лвуз следу   — и ; Wie rat
А one edie НА   ко шагнул Влалимир Ульянов, какой глу-
тюрьме 2 inn  ЛУрново И В бокий след оставил ва своем пути. Вот
ре Гиацин-   охранник  доклалывает  жанларуу: «Из
това-мать леранимя с таким потряеающим   Москвы: раскрыто пять  маркеистеких
гамообтад: г tH С 10- ; a
а ee ПеТИННЫМ Ч610- кружков. участники ареетованы. отобрана
  величием. словно несет B cede рукопись «Что такое «лрузья народа»
вею правду и вею силу второго своего   Из Омска: раскрыто два om
Chili. а
кружка. учаегиики арестованы.

маркеистеких   етвия героям и любви к ним хочетея
ny отобрана  зать театру им. Йенинского
рукопись «Что такое “друзья народа»... Из автору пьесы: спасибо!

сомола. Кажется, еще пикогла молодежь
так жадно не стучалаеь в твери театра,
никогда еще не было такого взволнован-
ного зала. таких горячих глаз. таких от-
крытых серлеп! Й понятно. В этой пьесе,

В этом спектакле есть то, чего так жаж-
дет советекая молодежь. что Так Нужно
нашему MOJOLOMY поколению: великий

пример. которому хочетея следовать. цель-
HTB характеров. палеустремленноеть п
чистота взглялоз. жизнь. отланная служе-
нию наролу, служению родине,

a,

оа весь спектакль. за лорогие MUNYTH
высокого и благородного волнения, гочув-
Cha-
комсомола of