ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬ!
ЧА ЗОНЕ ЙНЕЕНЬГ

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

№ 9 (2600)

Цена 40 коп.

1 стр. ХШ пленум Союза советских писателей
СССР.

«О состоянии узбекской советской литерату-
ры» — доклад председателя Союза советских пи-
сателей Узбекистана Ш. Рашилова.

«Успехи и недостатки советской литературы
Узбекистана» — содоклад заместителя генерального
секретаря Союза советских писагелей СССР
Н. Тихонова.

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:

2 стр. ХШ пленум Союза советских писателей

СССР.

«О современном состоянии и некоторых вопросах
развития детской литературы» — доклад замести-
теля генерального секретаря Союза советских пи-
сателей СССР К. Симонова.

3 стр. Окончание доклада К. Симонова.

Дневник пленума.

Берлы Кербабаев — Зрелость моего народа.

4 стр. В. Ермилов — О дурном сочинительстве

(роман Ф. Панферова «Большое искусство»)

В состоянии узбенсной советеной литературы

Доклад председателя ССП Узбекистана ТИ. РАШИДОВА

Успехи и недостатки советской

Недавно наш народ отметил лвалпатипя-
тилетие со дня образования Узбекской Co-
ветской Социалистической Республики. Эта
четверть века была периодом небывалого
расивета экономики, культуры и полити-
ческой жизни республики.

В результа неуклонного осуществле-
ния ленинско-сталинской национальной
политики в СССР образовались новые co-
цизлистические нации. Узбекский народ
под руководством большевистской партии,
при помощи великого русского  парюла,
сформировалея в социалистическую нацию.
обладающую новыми духовными качества-
ми, новыми культурными пенностями.

Труловой народ Узбекистана был негра.
мотным. Теперь в начальных и средних
школах республики обучается более 1 мил-
лиона детей — в 66 раз больше, чем в
1913 году. В высших учебных заведениях
26 тысяч стулентов овладевают вершинами
нзуки. Академия наук Узбекской ССР. соз-
ланная в годы войны по инициативе вели-
кого Сталина. объединяет 26 докторов и
200 кандилатов наук. В Узбекистане имеет-
ся 16 музеев. 650 библиотек, 2500 клу-
бов. ло 800 кичоустановок. В республике
излается более 100 газет и 7 журналов.

Пол руководетвом большевистской пар-
тии создана узбекская советская литерату-
ра. Эта литература родилась, выросла и
окрепла в ожесточенной борьбе с буржуаз-
ным национализмом. lake империализма
пытались разжечь вражду между узбекским
и другими братекими наролами. Они илез-
лизировали Феолальное арошлое и всеми
силами стремились помешать проникнове-
нию советской темы в литературу.

Джалилы — представители буржуазных
нацпиовалистов — старались изолировать
узбекских писателей от влияния  литера-
туры великого русского народа, всячески
противодействовали переводу на узбекский
языв лучигих произведений русской ий ми-
ровой литературы.

Партия помогла напему народу ло кон-
па разгромить буржуазных напионалиетов.
В узбекскую совелекую литературу. оено-
воположником которой. был пламенный
патриот и новатор Хамза Хаким-Вале Ни-
430, пришли Талантливые писатели: Ха-
мил Алимлжан, Гафур Гулям, Айдек. Уй-
гун, Яшен, Сафаров. Аблула» Каххар и дру-
гие. Они создали рял глубоко партийных,
хуложественных  произвелений па anry-
альные темы современности. Таковы «До-
линз счастья» и «Смерть врагу» Хамида
Алямлжана. «Кукан батрак» Гафур Гуляма.
«Кузнен Ажура» Айбека. Вторым попоя-
нением. вошедшим в советскую латерату-
ру. были писатели Амин Умари. Xacan
Пулат, Зульфия. Султав Ижура.  Тамур
Фаттах и другие. Этот сплоченный” коя-
лектив писателей. плодотворно работавший
и работающий во всех жанрах узбекской
советской литературы, составил ее основ-
ной костяк.

Олин из велуших жанров узбекской ли-
тературы — публицистическая 09эзия. раз-
вившаяся пол благогворным влиянием рус-
ской классической и в первую очерель
русской советекой литературы.

Рожденная в огне Октябрьской револю-
пии и гражданской войны. развившаяся в
годы сопиалистического строительства. у3-
бекская поэзия с особой силой показала
свою мобилизующую роль во время Вели-
кой Отечественной войны советекого ва-
pola против Фашистекях захватчиков.
Хамил Алимджан создал книга «Возьми
оружие в руки» в «Верность». Гафур Гу-
лям улостоен Сталинекой премий 38 книгу
«Илу е Востока». Уйгун’ написал книги
«Песни побелы». «Гнев и любовь».

‚ сознания. их творческий

Олнако отлельные  произвеления,  на-
писанные в голы войны. ямели рял  оши-
бок и нелостатков. Поэты Чусти. С. Аблул-
ла. Хабиби. С. Назар пытались механиче-
ски перенести героев классической литерз-
туры и старого фольклора в произвеления,
посвященные современной теме. стоеми-
лись перелать чуветва советских  люлей
шаблоннымв срелетвами старой феолаль-
HOH эстетики. Понятно. 9то такая попытка
потерпела полное поражение. С болыпим
сожалением  слелует отметить. что эти
поэты в известной степени влияли Aa
творчество некоторых мололых писателей.
‚ В произвеленяях отлельных ‘писателей
(либретто «Фархал и Ширин» Хуритила,
рассказы «Старушка». «Колыбель» А. Вах-
хара. очерк «Мастер Муслим Шакиров»
А. Юпусова) сказывались следы напио-
нальной ограниченноети.

Ло решений Пентрального Вомитега на-

щей партии по идеологическим» вопросам
узбекские писатели не улеляли достаточ-
ного внимания современной теме. Вместо
созлания высокойлейных художественных
произведений. огобрижающих крупнейшие
события в жизни узбекского нарола, рису-
ющих советских патриотов — люлей ново-
Го типа. ови чрезмерно увлеклись paapa-
боткой исторических и сказочных тем. При
этом в отдельных произвелениях Ha исто-
Рические темы илеализировались Феолаль-
ные порялки. образы -ханов и беков.
› Пьесд ТуйгупА” «Бахтияр» восхваляла
феодальное прошлое. В праме Шейхзале
«Лжалалитлин» послелний хан Хорезма
Лжалалитлин — палач кавказских наролов,
обманувший паролы Срелней Азии, -—пред-
ставлен напиональным героем,

Многие произвеления на современную
тему были хуложественно незрелыми и ча-
сто имели серьезные нелостатки.  Шапри-
мер. в храме Иззат Султана «Полет орла»,
посвященной борьбе узбекского народа про-

лемократитю. Поэты Узбекистана — Гафур
марасуль Бабаев и другие — присоединяют

борьбы.

тив  басмачества в период гражданской
войны, недостаточно показана  контррево-
люционная сущность басмаческого лвиже-

ния. поддержанного иностранными импе-
риалистами, слабо отображены участие
трудящихся масс и руководящая роль

большевистской партии в этой борьбе,
Исторические решения ЦК ВКП(б) моби-
лизовали узбекских писателей на преоло-
ление всех этих недостатков, на созлание
произвелений, отображающих нашу счаст-
ливую жизнь и отвечающих высоким тре-
бованиям нарола. г

Узбекистан — основная хлопковая база
Советского Союза. Поэтому совершенно за-
ROHHO, что самоотверженная борьба труля-
шихея республики за выполнение сталин-
ское программы развития  хлопковолства
являелея олной из основных тем узбекской
литературы. Этому посвящены ооманы АЙ-
бека «Ветер из Золотой лолины» и П. Тур-
суна «Путь учителя». повесть Cann Axma-
ла «Ролные поля» и Мирмухенна «Огни
коммунизма», рассказы Х. Назира. пъесы
Уйгуна «Навбахор» и  «Алтынкуль»,
А. Ваххара «Новая земля», поэмы Мирмух-
сина «Уета Tune» «Зеленый кишлак»,
Р. Бабалжана «Дорогие друзья», Шукрул-
лы «Старики». А. Мухтара «На большом
пути», стихи Г. Гуляма. М. Шейхзале.
Т. Тула, Шухрата. Х. Гуляма. М. Баблева.

Роман Айбека «Ветер из Золотой долины».
несмотря на некоторые ведостатви. являет-
ся одним из крупнейших достижений y3-
бекской литературы за послелние годы.
В нем рассказывается о новом типе ео-
циалистического колхозного производства.
основанного на широком применении л0-
стижений передовой згротехнической науки.

качества советеких людей — высокую со-
знательность. культуру, коммунистическое
отношение к трулу.

Повесть «Родные
писателя’ Саил
верженный трул люлей колхозного кашла-
Ra. ней даются реалистические образы
замечательных советских патриотов. Этим
же темам посвящены такие пройзвеления.
кав повесть Хамил Гуляма «Повесть о
«Яз-Яване».
большом пути».

Тизнь сопиалистического кинглака. мо-

поля»

ральный облик его людей и их творческий

трул в поэме А. Мухтара изображены глу-
боко реалистически. Переловые советские
деятели показаны ‘в борьбе нового со ста-
рым, отсталым. ‘

Поэма Аскала Мухтара
пути» являетея успехом
поэзии 1949 года.

В драме «Навбахор» Уйгун проявил
большое реалистическое  мастеретво. Он
сумел показать события жизни  современ-
ного узбекекого кишлака в их революни-
онном развитии. Образы советских людей.
воспитанных в духе  коммунистичеекого
труд занимают

«На большом
всей советской

цпентразьное место в лраме.

Узбекистан — бывшая отеталая  arpap-
вая окраина парской России — за годы со-
ветской власти стал олним из крупнейших
центров тяжелой инлустрии.

Созлавие образов передовых люлей про-
мытшленности, расеказ об их трудовом ге-
роизме — одна из важнейших залач писа-
телей. Долго, эта залача оставалась вераз-
решенной, однако за последние годы воя-
вилея Pil произвелений и на эту тему.
Аскал Мухтар написал поэму <Сталевар».
сборник стихотворений «Земляки» и 00-
весть «Там, гле сливаются реки». Шукрул-
ла в поэме «На полступах к коммунизму»
созлал образ перелового узбекекого рабоче-
го-изобретателя. Герои поэмы всегла стре-
мятся в новому. Это люли. проникнутые
великими чувствами патриотизма.

В узбекской советской литературе есть
произвеления и 06 интеллигеннии. Роман
Нарла Туреуна «Путь учителя» рисует
образ советского учителя. Это произведение
показывает путь всей советской интелли-
генпии Узбекистана. выросшей в совет-
скую эпоху из гуши народа.

Большое место в нашей литературе за-
няла тема сталинской пружбы советских
народов. Стихотворения «Москва», «Рос-
сия», «Слезы Рокеаны» Х. Алимлжана.
«Tp ве сирота» Гафур Гуляма и особен-
но роман Салыка Валанлара «Мы на Ура-
ле». повествующий 0 работе узбеков на
Урале пол руководством русских мастеров
в голы Великой Отечественной войны,
являются значительным событием в y3-
бекской литературе.

Дорогое имя Иосифа Виссарионовича
Сталина в узбекской советской литературе
воспеваетея с больной любовью и глубокой
благоларностью. Срели произведений.  по-
свяшевных великому вождю. 060бое место
занимзет позма лауреата Сталинской пре-
мии Гафур Гуляма «Иосиф Сталин». на-
писанная в семидесятилетию вожля. Поэт
сумел дать величественный образ влохно-
вителя и организатора налих побел. друга
всего человечества — товарища Сталина.

Велика историческая роль советской ли-
тературы в борьбе человечества за мир и

Гулям, Зульфия. Тураб Тула, Шухрат, Ма-

свой голое в участникам этой великой

АЙбек умело показывает руководящую
роль партии в колхозном строительстве. i
правдиво отображает новые бла городные

талантливого
Ахмала описывает самоот-

поэма Аскала Мухтара «Ha

Детская литература 10 сих пор остается
слабым звеном в узбекской литературе.
После исторических постановлений  Цент-
рального Комитет» ВКП(б) мы достигли че-
которых успехов в этой области. Теперь у
Hac имеются пьесы. рассказы. стихи для
детей и юношества. Над созланием ироиз-
ведений. направленных ва коммунистиче-
ское воспитание молодых читателей, рабо-
тают писатели ПШ. Саглулла, К. Муха-
медов, Х. Назир, И. Муслим. П. Мумин.
Следует отметить, что велушие поэты Га-
фур Гулям. Уйгун и Шейхзале в 1949 го-
ду выпуетили еборники. посвященные ле-
тям. Однако всего этого очень мало. Узбек-
ские писатели должны еще многое слелать
для ‘дальнейшего развития этой области
нашей литературы.

В тесном сотрулничестве с узбекекими
‘писателями работают  русекие писателя
республикя. В первую очерель здесь следу-
ет отметить М. Шеверлина, написавшего
много рассказов и роман «Санлжар непобе-
димый» —0 борьбе узбекского народа за еча-
сетливую жизнь, за социализм. Талантливая
поэтесса Светлана Сомова. автор книг
«Ташкент». «Стихи и переводы». «На по-
лях Мирзачуля», кроме работы нал ори-
гинальными пройзвелениями. переводит на
русский язык много етихов: узбекских 09-
тов. Владимир Мильчаков в своих рас-
сказах и повести «Развелка илет впереди»
отразил участие узбекского нарола на
фронтах Отечественной войны.

Много и плолотворно работают русские
писатели А. Улалов. В.. Липко, Г. Брян-
пев, М. Быкадоров, С. Данилов, А. Ива-
нов. и другие.

Нельзя не отметить некоторых успехов
литературной критики Узбекистана. ак-
тивно включившейея в борьбу за лальней-
ший рост нашей литературы. Критика су-
мела своевременно векрыть недостатка
романа «Два чинара» А. Каххара. пьесы
«Бутоны» 3. Фатхуллина. поэмы  «Де-
вушки» Айбека и ряда других произвеле-
ний. Резкой критике были  полвергнуты
также поэма «Саловник» М. Бабаева. «Ма-
кенм Горький» и «Хорезм» Лж. Шарипова
и рял других произвелений. написанных на
низком хуложественном уровне. ‹

Слелует отметить выступленля — нашей
критики по поводу статей, напечатанных
в наших журналах: порочной статья
М. Салье «Очерки из историй узбекской
литературы». от начала и ло кониа 0ро-
питанной духом  космополитизма.  иска-
жающей историю узбекской литературы,
й статей. А. Алимухамелова «Пепхологиче-
ские образы людей в рассказах Аблуллы
Ваххара» и «Некоторые замечания о поэ-
ме Мирмухеина «Уста Гияс».

Литературная критика играет  значи-
тельную роль в нашей литературной жиз-
ни. Но все же и в этой области имеется
еше немало. нелостатков. Многие критиче-
ские статья грешат описательностью. п0-
BEPXHOCTHOCTLIO, слабостью теоретической
мысли. В статье Хамиль Якубова. посвящен-
ной вопросам сопиалистического реализма.
дается неправильное толкование основно-
го метода советской литературы. Отлелы
критики и библиографив журналов «Шарк
Юллузи» и «Звезла Востока» ведутся
слабо.

Союз писателей только в минувшем го-
лу стал заниматься подготовкой  калров
критиков. но тем не менее отрял критиков
y Hac пока малочисленный. Литературове-
лы Института языка и литературы им.
Пупкина Акалемии нзук Узбекистана —
И. Султавов. Г. Каримов. В. Абдуллаев.
3. Мирхолжиев и другие — не привлечены
& критической деятельности. они огоани-
чиваются работой нал архивными рукопи-
CAMB и совершенно не занимаются совре-
менной литературой.

ПЕ КП(б) Узбекистана в 1949 голу при-
нял постановление о работе Союза  совет-
ских писателей реслублики. гле указал.
ЧТо союз не сумел стать поллинно органи-
зующим и руковоляшим пентром в развия-
тии литературы. Перестраивая свою рабо-
ту на основе этих решений, Союз писате-
лей республики осуществил ряд важных
мероприятий; способствующих  дальней-
OMY развитию литературы.

Олнако леятельность секций Союза <о-
велских писателей требует еще. коренного
улучшения. Наша залача заключается в
дальнейшем полъеме илейно-потитической
работы среди писателей и руководства их
творческой работой.

В заключение своего локлала я считаю
необхолимым отметить, что Союз советских
писателей СССР и. в частности. Бюро на-
пиональных комиссий. Bee еше неуловле-
творительно руковолит нашей работой.

Узбекская комиссия числится только на
бумаге.
Литературные излательства Москвы ло

сих пор не установили тесной евязи с пи-
сателями республики и почти не печатают
произведений узбекской литературы. Пло-
XO освешает творчество писателей Узбеки-
стана «Литературная газета».

В своем локлале я старался вкратпе из-
ложить состояние узбекской советской ли-
тературы. Нет сомнения. что пленум ука-
жет па имеющиеея в нашей работе нелс-
статки в наметит пути устранения AX B
лальнейшего развития узбекской  литера-
туры. Я могу заверить плепум. что узбек-
ские советские писатели мобилизуют все
силы пля лальнейшего подъема своей рол-
ной советской литературы.

литературы Узбекистана

Содоклад зам. генерального секретаря ССИ СССР Н. ТИХОНОВА

Старый  колхозник-садовод показывает
длинные аллеи плодовых деревьев.

— А вы знаете, что двалцать лет тому
назад здесь лежала солончаковая степь?..

В другом колхозе заседают колхозники
с архитектором, приехавшим из Ташкента.
Они планируют свой булуший поселок.

В колхозе, возникшем в 1941 году в
голой степи, все залито электричеством, в
домах — водопровод. Хлопкоробы — Герои
Социалистического Труда едут в город на
собственных машинах. У этого колхоза
свои пекарни. ясли, детсад, амбулатории,
свой дом отдыха.

Ва границе Голодной степи выеится
летише нового Узбекистана — город метал-
лургов — Беговат. Мошно текут воды
большого Ферганского канала, питая новые
поля и салы. Нефть Ленинска породила
новых мастеров-нефтяников. ‘Ангрен лает
горы угля. Узбеки. вооруженные передо-
вой техникой нашего времени, спустилие
в гЯубь своей земли.

За лвалцать пять лет советской жизни
умножились богатства республики, подня-
лось благосостояние ее народа, выросли
культурные центры, развились искусство и
литература.

Мы можем с гордостью товорить о лости-
жениях узбекской литературы. Но, зная о
жизни республики, о новых характерах ее
людей, о новых отношениях между ними,
мы не можем закрыть глаза на недостатки
узбекской литературы и не поговорить о
них в порядке дружеской и принпипиаль-
ной критики на нашем пленуме.

Еще в марте прошлого года в своем
отчетном доклале о. работе ЦК КП(б) Узбе-
кистана на Х съезде Коммунистической
партии Узбекистана товариш Юсупов ска-
зал, что поеле постановлений ЦК ВКП(б)
по идеологическим вопросам в работе пи-
сателей республики наметился поворот,
но еше нет значительных произведений.
которые ярко отобразили бы героические
дела узбекского народа.

На пленуме Союза советских писателей
Узбекистана были обсужлены  произвеле-
ния, неверно отражавшие жизнь и работу
труляшихея республики. Ё ним относятся
«Слепь» Миртемира, стихи  Шейхзале.
«Поступь веков» Уйгуна. «Девушки» Ай-
бека. «Садовник» Бабаева и другие.

Особый спор возник о романе А. Каххара
«Два чинара», который сначала был ари-
числен к выдающимся произведениям.
Острая и нелицеприятная критика доказз-
ла, что этот ромав страдает серьезными

нелостатками. Непонимание автором сушно-
сти советской действительности  прявезо
его к архаической форме изложения, лале-
ko от социалистического реализма и не
приспособленной в раскрытию современных
характеров.

То же самое можно сказать и о пьесе
Туйгуна «Бахтияр». Пачальник управления
по делам искусств и руководитель драма-
тургической секдиийи ССП Узбекистана
Вамил Яшен. допустивший ее на спену,
должен был признаться на пленуме, что в
этой пьесе выведены ложные, неестествен-
ные, схематичные образы, абсолютно. не
похожие на люлей колхозной лействитель-
ности.

Критика в Узбекистане не занималась
как следует современной литературой
ушла в фольклор, в историю. Союз писа-
телей не сумел поднять на должную вы-
соту критику и самокритику. секнии рабо-
тали совершенно неуловлетверительно, име-
ли меето проявления приятельских отно-
шений в опенке литературных произвеле-
ний. Все это тормозило развитие узбекской
литературы.

Бюро ЦК ЕПСб) Узбекистана вынесло
решение © необхолимоети перелома в рабо-
те писателей республики. Со лня этого рё-
шения прошло менее полугола. Товариш
Рашилов В своем локлале заявил. и нало
с ним согласиться, что в узбекской лите-
ратуре этот перелом произошел. И в арозе.
и в драматургии, и в п0эзии Узбекистана
созданы интересные произведения.

Айбек написал новый роман © само-
отверженной работе хлопкоробов Узбекиета-
на’ «Ветер из Золотой долины». Черты но-
вого в этом романе проступают четко a
локазательно. Здесь мы нахолим мололых
колхозников и колхозник, старых мастеров,
и вернувшегося с войны офицера Совет-
ской Армии. становящегося парторгом вол-
хоза. В отличие от многих произвелений,
гле роль партийного руководителя чисто
условна. парторг хорошо показан, как ру-
коволитель. вожак масе.

Mae хочется остановиться также на
новой повести талантливого писателя Саид
Ахмала — «Родные поля». Здесь герой.
вернувшийся с войны, проявляет себя
прекрасным. умелым руковолителем колхо-
3a. Ho в этом интересном произведении
есть неверные летали. У Нулата  отня-
та нога. Он скрывает это. думая. что,
узнав 0 его инвалилности, колхозники не
поручат ему трулного лела. За этой ма-
ленькой придуманностью скрытз большая
неправда. Колхозники. советские люди, ко-
нечно. не стали бы мешать Пулату в

В повести часто не рассказывается, а
поспешно сообщается 0 происходящем.
Иногда язык (может быть, по вине перево-
да) становится архаичным. Недостатки
книги С. Ахмада типичны и для других
узбекских писателей,

В произведениях разных писателей, да-
же в произвелениях разных жанров ветре-
чаются досадно повторяющиеся детали. как
будто авторы списывали своих героев с
одного человека. Так, в повести Cana
Ахмала Палван говорит: «Поналеявшись
на свои ордена, я стал попирать ногой
интересы нарола...». В пьесе Уйгуна «Нав-
бахор» герой тоже надеется на свой орде-
на, а потом раскаивается в нехороших
поступках.

В повести. С. Ахмада «Родные поля»
богатей заискивает перед своим бывшим
работником. Похожая сцена есть пу
Il. Typeyna.

Есть подобная повторяемость и в поэме

Мирмухеина «Уста Гияс» и в пьесе Уйгу-
на «Навбахор».

Годами переходит из произведения в
произведение образ зазнавшегося председа-
теля колхоза или бригадира, а конфликт
строится на столкновении ‘их с другими
колхозниками. И в прозе и в драматургии
часто встречаются наивные и устарелые
конфликты. Вместо того чтобы в самой
действительности искать столкновения.
между старым и новым, авторы выду-
мывают нехитрые  ситузпий, которые
должны благополучно кончиться к всеоб-
щему уловлетворению.

Друтой существенный недостаток узбек-
свой прозы-—почти полное отвутствие про-
извелений на индустриальную тему, а
межлу тем Узбекистан давно стал инду-
стриальной республикой.

В узбекской драматургии есть удачные
пъесы — В. Яшена о генерале `Рахамове,
проделавшем славный путь от рядового ло
генерала, пьеса Абдуллы Ваххара «Новая
земля» 0 борьбе комсомольпев за освоение
земель в Голодной етепи, П. Алексеева п
М. Мелкумова «Патруль президента» о
происках американских империалистов в
одной из соседних с Узбекистаном стран
и другие.

В области поэзии я хочу остановиться на
лвух. несомненно, удачных нозмах. Мирмух-
сина: «Уста Гияс» и «Зеленый кишлак».
Эти поэмы написаны простым стихом. без
словесных  побрякушек и высокопарных
отступлений. Они правливы и по изложе-
нию и 00 характерам героев.

Но в них есть существенный нелоста-
ток. Вылеляя одного героя. автор все
остальное делает только фоном. В цозме
отсутствует изображение коллектива,
единого мошного целого.

Ралует творчество мололого поэта Аскала
Мухтара. В поэме «Сталевар» он поднял
новую лля поэзии Узбекистана, интерес-
ную тему. В ней еозлан образ repos —
узбева, впервые вставшего у мартена,
чтобы лобывать сталь.

В новой поэме «Ha большом пути»
Аскал Мухтар рассказал. как в пустыне
возник кишлак. Поэт сумел созлаль новые
художественные образы. Комбайны. как
большие итипы, чашут крыльями нал 30-
лотым морем... Видятея новые картины—
будто уже шумит лес семилесятого гола...

Аскад Мухтар. несомненно. талантливый
поэт, который много обещает в будушем.

У замечательного поэта Гафур Гуляма
есть прекрасная книга «Way с Востока».
В ней много нового, свежего лля узбекской
поэзии. Она возвышается над многими
стихами времен Великой Отечественной
войны. Реализм темы разрешен высоким и
точным стихом.

В семилесятилетию Иосифа Виссарионо-
вича Сталина Гафур Гулям написал
большую торжественную ony: — «Иосиф
Сталин». Это произвеление большого охва-
та. сильного поэтического солержания. Тем
более лосално, что в иные строки пробра-
лись какие-то ветхие образы, какие-то не
те слова, какие-то случайные сравнения.
Например (a цитирую по полстрочнику,
не очень точному):

В главе «Русь» мы читаем, что брат-
ская культура двух наролов — русского
ий народа Хорезма

Была подобна яствам, употребляемым

с олной скатерти,

Друг другу дочерей замуж давали —

были сватьями,

Друг с другом жили душа в душу...

Что жили в древности так просло душа
в душу. не локазано. и непонятно, кто
жил. так как поэт ссылается дальше лишь
на то, что снохой Тимура была русская
девушка Ольга.

В главе «Москва». говоря о наступлении
немпев на столицу. Гафур Гулям пишет:

Москву сжимали вражеские силы,

Как извошенная подкова.

Как может сжимать изношенная полкова?
Возможно, что иные из этих строк —

творчество не Гафур Гуляма, а переволчи-

ка, авторз полотрочника. Й в связи © этим

его большой работе, зная о его ранении. я хочу сказать кое-что о подстрочниках,

Как

Я беру подстрочники книги стихов
Тафур Гуляма и читаю удивительные
вещи:

Стихотворение «Дума».

Подобно сиротке-верблюжонку на пути
большого каравана

В томящихся глазах капли (круги) слез

От самой маленькой частицы до Юпитера.

Ты сам воспитатель, дай, известия,

солнце.
или:
твоя мать стала жертвой для твоего
роста!!!

Стихи Гафур Гуляма и пругих  узбег-
ских поэтов нередко
русеких переволчиков в подобном виде.
Что такое подстрочник? Это мост, по
которому переходят стихи с одного поэти-
ческого берега на другой. Роль подетроч-
ников чрезвычайно ответственна. Мы пе-
реводим тысячи стихов, пользуясь ими.

Нало обратить самое серьезное внимание
на работу с полстрочниками.
Вообще переводы узбекской поэзии.

требуют 0с0бого разбора. В них много не-
ряшливости и торопливоети. Узбекские
поэты не всегда предстают перед советским
читателем на русском языке в свойствен-
ной им одежде. От этого. теряется и настоя-
шее представление об истинной поэтической
силе их `стихов.

Я хочу сказать несколько слов 0 той
благородной и сильной области поэзии, в
которой прославили себя такие наролные
певпы Узбекистана, ‘как Фазил  Юлдаш,
Ислам Шаир и другие.

Их произведения говорят о неиссякаемой
песенной силе, влохновляемой сеголняптни-
ми славными делами узбекского народа, ©
любви этого народа в другим народам 0С0-
ветского Союза, о любви узбеков к великим
вождям человечества — Ленину и Сталину,
в великой партии большевиков.

Но говоря о селовласых представителях
народной песенной мудрости, я не могу не
вспомнить о маленьких читателях. С дет-
ской литературой в Узбекистане дело об-
стоит плохо. В республике, гле столько
хоронтих поэтов и прозаиков, нет ни олно-
го детского журнала, нет детских книг.

Я прочел пьесу С. Сомовой и Зульфия
«Симург», написанную в стихах Ba y3-
  бекском и русском языках AIS летекого
театра по мотивам ‘одноименной поэмы
Х. Алимджана.

Пьеса написана талантливо. Это сказка,
Tie действуют сказочные персонажи, лобро
побеждает, ‘зло палает разбитым, народная
мечта осуществляется.

Но если бы рядом с ‘этой пьесой была

пьеса из современной жизни’ 10 ваша
ралость была бы вдвое больше,
Мне кажется, что поэты и прозайки

Узбекистана имеют весе возможности созлать
реаластический театр для узбекских детей,
театр, полный красок, музыки. радостного
творчества, преображающего мир.

Я радуюсь тому. что многие узбекские
писатели вторглись в жизнь. Недаром в
Союзе писателей Узбекистана висит ло-
ска. на которой отмечается, сколько хлоп-
ка собрал тот или другой писатель. по-
могая колхозникам.

Я радуюсь, что у писателей Узбекиета-
На такая хорошая дружба се писателями
Талжикистана и Базахстана. Я думаю, что
эта дружба будет раста п с писатедями
всех братеких республик, а посредниками
В этом благородном деле булут русские
писатели, сильный отряд которых постоян-
но живет в Ташкенте.

Узбекская литература сегохня на потье-
ме. 06 этом свидетельствуют ve несомнен-
ные достижения. Эта литература имеьтг вее
возможности, все силы для великолепного
расивета. Узбекские писатели ве лолжны
забывать. что их прекрасная республика
расположена ва южной граниве нашего
Союза и труляшиеся зарубежного Востока
смотрят на нее, как Ha светоч, как на
маяк сопиализма.

Они должны помнить о том, что за
рубежом существуют и враги, которые

пол вилом всякого пантюркизма, паниела=
мизма хотят внести заразу в еознание с0-
ветеких людей.

Нужно быть настороже и знать. что и
в идеологической борьбе враги великого
советского нарола готовы на всякие прово-
капии и дивереви,

Лучшим оружием против них является
трезвость и ясность большевистской марк-
систекой теории, марксистской науки.

Отни городов и кишлаков Узбекистана—=
это грозовые огни для империалиетов п их
слуг на Востоке, огни надежлы для всех
угнетенных наролов.

В руках узбекских писателей острое
оружие — их перо. И я уверен, что они
направят свою творческую энергию на ве-
лнкое лело служения чаролу, га великое
дело строительства коммунизма. влохнов-
ляясь побелоносным знаменем коммуниети-
ческой партии, знаменем светоносного дела
Денина— Сталина!

попадают в руки