ХИ иленум Союза советских писателей СССР

HALL yf ROMY Mery OOO ПЕ ВИ et

Мне хотелось бы в качестве эпиграфа
во воому нашему предстоящему большому
разговору о детской литературе поставить
замечательные слова С. М. Кирова:

«У нас в большевиелской практике
никогла не было слишком гладеньких от-
ношений. Мы умеем задирать себя против
шерсти... Преступником будет каждый из
нас, кто по тем или иным соображениям
станет рассуждать, что вот, мол, неудоб-
но говорить, я лучше помолчу, не буду
критиковать. Шадо по-честному, по-боль-
шевистоки, прямо глядя в товарищеские,
коммунистические очи, сказать: «Ты, ми-
лы! человек, запоролся, запуталея, Вели
ты сам не подниметься, я Тебе помогу.
Если нельзя за руку поднять, за волосы
подниму. Я сделаю все, чтобы тебя испра-
вить, HO если ты, милый человек, He
исправишься, то пеняй Ha себя, Тебе
прилется посторониться».

Это высказывание С. М. Кирова очень
“уместно вспомнить всем нам, зели мы
пействительно собираемея заниматься
злесь, на пленуме, большевистской крити-
вой и самокритикой.

Bex наша современная советская лите-
ратура — это литература общества, стоя-
шего на пороге коммунизма.

С лочки зрения задач этого общества,
сегодняшних и `завтралиних. следует оце-
низать современное состояние и задачи,
стоящие перед всей нашей литературой в
пелом и перед каждым из ее отрядов, в
частности.

Поэтому, говоря 0 нашей детской ли-
тературе, надо начинать не с ве слеци-
фики, а с того, что объединяет ее с наше!
литературой для взрослых, —6 общности
залам.

Советская детская литература, как We-
отъемлемая часть советской литературы,

развивалась вместе со всей  социалисти-
ческой культурой страны. :
Польневистская партия, Центральный

Комитет ВКП(б) и лично товарищ Сталин
внимательно следили за ростом советской
детской литературы, помогали ей ясными,
исчернывающими указаниями. В решени-
ях партии и правительства
литературы и искусства,
решениях по детекой литературе, в ука-
званиях по вопросам советской педагогики
и школы дана развернутая программа раз-
Рптия советской детской литературы.

В день двадцатилетия «Комгомольской
правлы» товарищ Сталин в своем привет-
ствии газете сформулировал самые важные
задачи воспитания нашей молодежи:

«Уверен. что «Комсомольская правда»
булет и впредь успешно выполнять 38-
дачи воспитания подрастающего поколения
в духе преданности  ленинской партии,
помотать молодежи овладевать  достиже-
ниями науки и культуры, поднимать
силы юных патриотов на борьбу за даль-
нейший расцвет нашей великой Родины».

В исторических постановлениях ЦЕ
ВЕП(8) 1946 года по вопросам идеологии
товорится, что деятели советской литера-
туры и искусства призваны активно
участвовать в деле воспитания советских
людей, отвечать Ha их высокие куль-
тупные запросы, воспитывать советскую
молодежь бодрой, жизнерадостной, предан-
ной Родине и верящей в победу нашего
дела, не боящейся препятетвий, cmocob-
ной преодолевать любые трудности.

Вот программа, которую дала партия
нашему искусству и литературе, програм-
ма  роспитания советского человека.
этой программе особенно полчеркнуты .за-
дачи воспитания молодежи. Это относится
ko всей. нашей литературе и; не стирая
трави между литературой для детей и ли-
тературой для взроелых, B TO же время
снимает все искусственные перегородки
между ними, ставить которые у нас еше
до поеледнего времени находилось много
охотников.

Ko всей нашей литературе, начиная с
литературы лля самых маленьких ий KOU-
чая литературой, если можно так выра-
зиться. для самых больших, необходимо
подхотить с единственным критерием: как
помогает эта литература строить комму-
низы и воспитывать людей, строящих ком-
мунизм?

«В назшей стране воспитывать значит —

революционизировать», — писал М. Горь-,
Но что значит — революционизиро-

кий.
зать? Это значит —© юных лет воспиты-
зать человека, революционно мыелящего
ий революционно действующего. А револю-
пионно действовать — это значит строить
коммунистическое общество, строить кро-
потливо и постоянно, исполняя любое де-
ло, которое тебе поручено.

Итак, первая задача, стоящая перед на-
шей литературой, перед нашей летской
литературой, в частности, — это задача

воспитания активно действующего строи-

теля коммунизма, причем не благожела-
тельного наблюдателя, а человека, строя-
шего коммунизм, засучив рукава, отдаю-
шего этому делу все свои силы и Be
свою страсть, человека, если образно вы-
разиться, строящего коммунизм так, как
булто от успеха или неуспеха порученно-
то ему лично дела зависит
строения коммунизма вообще.

Но наша страна строит коммунизм не в.
безвоздушном пространстве. У нае за ру-
бежом есть друзья, которым мы помогаем

и которые учатся у

и вооруженные для борьбы © нами мате-
риально.
Поэтому вторая задача нашей литера-

туры — воспитывать борца, человека, по-.

Литически мыелящего, яростно сражаю-
щегоя <о всеми проявлениями вражлеб-
ной нам илеологии, co всеми происками
старого мира в области политики, морали,
быта, воспитания, образования.

Теперь попробуем в свете этих  залач

взглянуть на современное состояние наптей_

детской литературы, вернее, в свете этих
двух сторон одной гремалной задачи.
Еще сравнительно недавно в литератур-

ПЕЧАТАЕТСЯ ПО СОКРАЩЕННОЙ
СТЕНОГРАММЕ

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 Ne 9

no BompecamM
в специальных

успех по-’

нае, есть и враги,
вооруженные враждебной нам идеологией.

ных кругах довольно широко бытовала не-
правильная и вредная теория относитель-
но того, что y Hac нет большой детской
литературы, т. е., вернее, что есть не-
сколько бесспорных имен давно работаю-
щих в детской литературе писателей —
С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, J. Kac-
силь, eCTh книги безвременно погиб-
шего Аркадия Гайдара, а притока но-
вых молодых талантливых сил в ACT
скую литературу якобы давно He вид-
ню. Эта теория искусственно поддержива-
лась рядом критиков, куривших фимиам
ве вокруг одних и тех же имен.

Пологревалось это и некоторыми обсуж-
дениями, дискуссиями, на которых крити-
ки, вроде А. Ивича (да и не только он),
сетовали: «Где уж нынешним!» и кивали
Ha якобы «золотой век» детской литерату-
ры, существовавший, По их мнению, B
тридцатых годах.

Поринны в этой теории и те детские
писатели, в лице которых иные критики
и литературная молва склонны были ви-
деть чуть ли не единственных достойных
внимания представителей нашей детской
литературы.

А между тем кому, как не им, проше
и удобнее всего было разрушить миф о
свозм мнимом одиночестве на Паризсе дет-
ской литературы. Это тем более было про-
сто и удобно им сделать, что они входили
в редакнионные советы издательств и име-
ли влияние на состояние портфеля этих
издательств, они руководили совещаниями,
они возглавляли детскую комиссию и сек-
цию, они отлично знали истинное положе-
ние дел в детской литературе и наличие в
ней множества растущих талантливых и,
надо сказать, далеко не всегда легко пре-
бивающих себе дорогу людей.

Но, к сожалению, наши ведупгие детекие
писатели. высказываяеь по вопросам дет-
ской литературы и борясь за ее престиж,
чаще занимались этим в порядке само-
утверждения и гораздо реже —— в порядке
выдвижения новых кадров, забывая 0 TOM,
что никакая литература, в Том ‘числе
детская, никогда не делалась и не будет
делаться тремя, пятью или десятью чело-
веками.

В последнее время, иногда в качестве
реакции на вредные попытки замкнуть
детскую литературу в узком кругу немно-
тих давно известных лиц, а иногда просто
по непринципиальным мотивам, на заседа-
ниях, а то и в печати появлялись выска-
зывания некоторых товарищей о том, что,
скажем, в творчестве Маршака или Барто
нужно все пересмотреть, переоценить и
подвергнуть уничтожающей критике.

Наиболее типичным. выступлением по-
добного рода была заушательская статья
П. Березова в журнале «Октябрь». Между
тем для такого рода уничтожающей кри-
тики не было оснований, хотя, разумеет-
ся, и творчество С. Маршака и творчество
А. Барто не лишены недостатков.

Сейчас, готовясь к докладу, я перечи-
тал все то, Что за долгие голы написал
для детей Маршак, и я считаю своим
долгом сказать, Что вклад, сделанный
(С. Маршаком в нашу детекую литературу,

трудно переоценить, — он велик. Ма-
стер стиха, один из лучших современных
русских советских поэтов, С. Маршак

первый в детской поэзии в своем «Мистере
Триетере» дал образец тлубоко обществен-
ного.  остро-политического произведения,
адресованного детям. А впоследствии, в
сравнительно уже недавнее время, создал
в этом жанре такие отличные вещи, как
«Почта военная» и «Быль — небылица».

А. Барто созлала в детской поэзии нема-

ло ценного. Ее многочисленные книж-
ки прочно вошли в быт маленьких
детей. Особенно ценно, что именно за

последние годы писательница стала на пло-
дотворный путь создания небольших реали-
стических поэм о детях, лучшая Из кото-
рых — «Звенигород».

Творчество этих поэтов, которое, конеч-
но, нет причин страховать от критики,
не имело оснований стать объектом кри-
тического разгрома, в тому же носящего
характер заушательства. .

Олнако нужно сказать, что обществен-
ная позиция этих ведущих детских пися-
телей (и тут е нами эту ответетвенность
разделяют и С. Михалков и 1. Жассиль), —
в отношении общего развития  детекой
литературы, роста кадров этой литерату-
ры, — в течение ряда лет была глубоко
неверной.

Занимая в детской литературе ведущее
положение, занимая выборные обществен-
ные лолжности, эти писатели очень мало
заботились о выдвижении новых кадров и
проявляли чрезвычайно мало интереса к
тому новому, что внесли в работу эти,
прихолившие в детскую литературу, новые
кадры, к новым темам, к новым
ко всему тому новому, что внесли в дет-

` скую литературу не только новые писа-

Новое
этим

тельские инливилуальности, но и
время и кажлый лень  рождаемые
незым временем новые проблемы.

Тема . труда — тема необыкновенно
важная, нужная в детекой литературе,
не встретила поллержьи у этой группы
ведутих советских писателей. Авторы,
пробовазигие свои силы в этом направае-
нии, He получали помоши, а наоборот,
зачастую встречались в ШТЫКИ П0 линии
эететических недочетов, безусловно, имев-
шихея в их книгах, но по большей части
вполне исправимых и не компрометиро-
варпгих произведения в пелом.

Между прочим, почивание на собствен-
ных лаврах, нечуткость к большим, на-
сущным венросам, которые ставит перед
писателями время, а в данном елучае к

такому вопросу, Kak вопросе о широком,
поистине прекрасном участии, которое
приняли у нае подростки в громалном

труде по восстановлению нашей по’лево-
енной деревни, по подъему нашей про-
мышленноети, — отрицательно сказалось
He только Ha общественной деятельности
ряда крупных детских писателей, но и на
их лворческой практике. Rak получилось,
например, что такой в общем хорошо
цувствующий современность писатель, как
С. Михалков, имеющий очень ` серьезные
заслуги перед детской литературой, та-
лантливо и плодотворно работающий и в
поэзии, и в драматургии, прошел мимо

и,

героям,

современном состоянии и

Доклад заместителя генерального секретаря Союза советских пис

хотя бы часть
  за те онибки, которые имели место В
нашей детской литературе. Секретариат

такого, например, громадного явления в
напей жизни. как трудовые резервы? Я
привожу в пример именно С. Михалкова,
потому что уверен в его особенно больших
возможностях в этом смысле. А тде боль-
шие возможности — там и больной спрос.

Вот то серьезное и принципиальное 06-
винение, которое вправе предъявить пи-
сательская общественность К таким вид-
ным летским писателям, как С. Маршак,
С. Михалков, А. Барто, — обвинение B
невнимании к молодым кадрам детской
литературы, обвинение в слишком слабом
чувстве ответственности за общие судьбы
литературы.

Bee это я товорю вовсе не для того,
чтобы снять с секретариата Союза совет-
ских писателей, B TOM числе ис себя,
главной ответетвенности

совершенно недостаточно занималея дет-
ской литературой. тем самым объективно
поллерживая ложное воззрение о ее мии.
мой обособленности, 0 ее какой-то 060бой
сверхспецифике, недоступной якобы нони“

манию писателей, пишущих для Bspoc-
лых.
ты
Я начал свой доклад е того, что еше

неверная и

недавно о имела хождение о
AKOOBL

вредная теория ‘0 том, что у нас
отсутствует детская литература или что,
во всяком случае, она представлена у
нас только несколькими  писательскими
именами.

Эта теория неверна, потому что у ‘нас
веть хорошая, хотя и имеющая ряд крун-
ных педостатков, детская литература. Эта
теория вредна потому, что ее корни ухо-)
дят в незнание кадров, в отеутетвие за-
боты о них и в отсутетвие драгоценного
чувства нового, без которого мет движе-
ния нигде, в том чиеле и в литературе.

Попробуем на минуту предетавить себе
литературу для взрослых без имен, по-
явившихся в ней или, во веяком случае,
прозвучавших на вею страну в последние
три-четыре послевоенных — года, без
А. Недогонова, Н. Грибачева, М. Танка,
М. Турсмн-Заде, В. Пановой, Б. Полевого,
С. Пабаевекого. В. Ажаева, М. Бубеннова,
А. Гончара, Эм. Вазакевича, Е. Маль-
цева, Г. Гулиз, Ю. Лаптева, В. Доброволь-
ского, А. Штейна, А. Сурова и ряда
других поэтов, прозанков и драматургов,
произведения которых уже прочно вошли
в сознание современного читателя, как
неотъемлемая чаеть нашей литературы.
Можно ли представить себе нашу  совре-
менную литературу без этих имен и без
этих книг? Конечно, нет, и это никому
не придет в голову.

А теперь вернемея к нашей современ-
ной детской литературе и попробуем поед-
ставить, например, ее прозу без таких имеи..
как И. ДЛикстанов, А. Мусатов, Ва-
силенко, М. Прилежаева, И. Карнаухова,
1. Воронкова, 0. Хавкин, В. Осеева, Е. Ильи-
на. и целый ряд других авторов (стисок
можно было бы расширить), чаеть из Ко-
торых работает в: детской литературе да-
теко не первый год, но чьи голоса окрепли
именно сейчас, окрепли на темах, связан-
ных © современностью. Her, представить
себе современную детскую литературу,
в частности, прозу, без книг этих писате-
лей нельзя. Они вошли в нее вместе с ря-
дом других книг неотъемлемым вкладом.

Писатель, в частности детский писа-
тель, лолжен писать книги Талантливые
и интересные — это, конечно, не подле-
жит сомнению. Интересную книгу можно
написать только об интересном — об ин-
тересных людях и интересных событиях,
— 919 тоже не подлежит сомнению. Но
вот чтб считать интересным — на этот
счет в детской литературе до последнего
времени существовали серьезные расхож-
дения во взглядах, причем расхождения
настолько принциниальные, что нет ника-
ких причин сглаживать их или говорить
о них между прочим. О них нужно гово-
рить во весь голос.

Торький писал: «Природе ребенка свой-
ственно стремление к яркому, необычай-
ному. Необычайным и ярким у нае в Co-
10зе является то новое, что создает рево-
люционная энергия рабочего класса. Вот
на этом необходимо закренлять внимание
детей, это должно быть тлавнейшим Ma-
териалом их. социального воспитания».

Еели для писателя самым необычайным
и ярким в жизни, которую он наблюдает,
является то новое, что создает революци-
онная энергия рабочего класса и, д0ба-
вим, революционная энергия тружеников
нашей социалистической деревни, револю-
ционная энергия нашей передовой интел-
дигенкии, — если это является для него
наиболее интересным в жизни, если имен-
но это, как самое интересное, оон стре-
MUTCH донести в своих произведениях до
своих юных читателей, — тогда он ста-
новитея на верный путь изображения на-
eli действительности, на верный путь
воспитания наших детей и молодежи.

Если же это новое не является JAA
писателя самым необычайным, ярким и
самым интересным, если. оно для него не
полно героизма и драматизма, если он ви-
дит главное и необычайное, героическое
и драматическое не внутри этого нового,
а где-то вне его, то тогда он неверно от-
ражает нашу действительность и непра-
вильно решает задачи воспитания наших
детей и молодежи,

Вот тот простой _ вохоравдел, который
существует в нашей детской литературе
и который некоторые эстететвующие кри-
тики пытались подменить словесным ту-
маном о романтичности, об утилитарном
воспитании и воспитании чуветв, © мни-
мом засилии педагогики в нашей литера.
туре и даже чуть ли не о вреде педаго-
тики вообще и тому подобными разгово-
рами, главная цель которых, если сказать
прямо и грубо, не выяснить вопрос, а
просто-напросто замутить воду.

Основная ценность. тех произведений
детской прозы, которые в последние го-
ды заняли ведущее, решающее  положе-
ние в детской литературе, заключается
как раз в том, что писатели,  созлавигие
эти произведения. нашли необычайное и

+

некоторых вопросах развит

ателей СССР К. СИМОНОВА

обществе; налили это необычайное и яр-
кое и в труле наших подростков на колхоз-
ных нивах и в социалиетической промыш-
ленности: нашли это необычайное и яркое
и в новой, социалистической морали, и в
новых отношениях, возникающих в нашей

школе, в новом отношении К Труду, К
друзьям, к врагам, ко всему  окружаю-
щему миру.

Мне кажется, что в этой связи мы
прежде веего должны здесь, на пленуме,
как глубоко положительные явления, от
метить такие произведения, Как «Малы-
ок» И. Ликстанова и «Звездочка» И. Ва-
силенко, повествующие о начале пути бу-
дущих ведущих людей нашей промышален-
ности, произведения, воспевающие труд В
промышленности, его героизм, его драма-
тизм, его необычайную яркость. Наконех,
произведения, которые зовут детей к вы-
бору великой профессии рабочего и ко-
торые зовут литературу к изображению
красоты и значительности этого труда.

Мне кажется, что велед за упомянуты-
ми книгами о наших ремееленниках мы
должны здесь назвать написанные за 106-
ледние годы хорошие книги о налией кол-
хозной деревне, о колхозных ребятах, та-
кие, как «Село Городище» 1. Воронковой,
и, в особенности, отличную книжку
А. Мусатова «Стожары». В значительной
‘мере к этим книгам примыкает и книжка
И. Карнауховой «Повесть 0 дружных».

Эти книги о детях колхозной деревни,
0 сельской школе овеяны большой  суро-
вой правдой жизни. Помощь взрослым,
труд детей в нелегких условиях войны и
первых лет послевоенной жизни показай
в этих книгах не только как дело благо-
родное и хорошее, но и как нечто весьма
яркое, драматическое и героическое, — BO-
тедшее в жизнь детей, как трудность, и В
то же время, как радость, как забота, и в
то же время, как интерес.

Тенерь мне хочется перейти к вопросу
в <чикольной повести», причем © самого же’
начала оговориться. что хотя этот термин
условно можно принять, но чрезмерное
подчеркивание 60 был бы неверным. —

Товорить о школьной повести как некоем
совершенно  обособленном, имеющем чуть
ли ие свои законы, жанре, как об этом
недавно говорила в своем докладе.о школь-
ной повести в Союзе писателей критик
В. Смирнова, — неверно. Неверно хотя бы
уже по одному тому, что в стране, где
введено всеобщее обязательное обучение,
всякая повесть о детях школьного возраста
в той или иной мере — повесть школьная.

В сушности, в понятие «икольная 110-
весть» у нас выделили книги, в которых
повествуется о школе, главным образом,
горолекой, и о ребятах, главным образом,
не связанных с  трудом на производетве
или в деревне и занятых только учебой.
Определение, в достаточной стенени услов-.
Hoe, но для начала примем его.

Среди угих повестей, как’ наиболее: цен-
ные, следует отметить книги: «С тобой
товарищи» М. Прихежаевой, «Васек Труда-
чев и ем товарищи» В. Осеевой, «Веегда
вместе» 0. Хавкина и «Про наши дела»
Ю. Сотника — книгу, адресованную более
младшему возрасту, чем все предыдущие.

Наиболее художественно совершенной из
этих книжек, мне кажется, является книга
М. Прилежаевой. Эта книга написана с
болыпим тактом. Веего на одном, казалось
бы, отнюдь не из ряда вон выходящем
факте школьной жизни писатель ставит
ряд глубоких вопросов этики, морали,
дружбы, принципиального отношения К
товарищам и правильно решает эти воп-
роеы.

Хорошую, очень душевную и как раз
чужлую той дитактике, в которой ее
облыжно обвиняли, книжку написала
В. Осеева. г

Но мне кажется, что при ряде недостат-
ков, при OTCYTCTBUR до конца
композиции, при незавершенности некото-
рых образов наиболее принципиально
интересной из этих книг, входящих в
условную категорию «школьной повести»,
является книжка  читинского писателя
0. Хавкина «Веегда вместе».

Я не буду здесь юворить 0 том, что
книга обличает в авторе даровитого и мно-
тообещающего писателя. Я хочу сказать
о том принципиальном решении вопроса в
описании советской школы, которое есть в
этой книге и которое позволяет мне ска-
зать, что самое понятие «школьной по-
вести» в том узком значении, которое ей
подчас придается, — понятие само по себе
неправомочное.

В повести 0. Хавкин
школе в одном из забайкальских рудни-
ков. Главные герои книги — школьники,

рассказывает ©

верно подходить к этому вопросу
HOBeHHO узкой точки зрения: сколько
сов
каждые сто страниц произведения,

новое в своих
образом
жизнь, В этой области обратного влияния
литературы
примеры. Ведь не «Тимур и его комамла»
появились в результате TOMO, что были ти-

художественной форме,

но осленшей

ся,

и плетеной

вестей или отчисляла их от этого разряда.

Неверно было бы, конечно, протестовать

против Toro, чтобы в книжке, В RYO POH
говорится © Школе, рассказывал ось oO
том, как идут уроки. Но. еще более He-

с необык-
ча-

классных занятий приходится на

ели писатель станет на ту твердую

точку зрения, что школа должна быть еще
глубже связана е жизнью,
ребят и кругозор их должны все более
более расширяться, что в повести о TITKOTE
‚может появиться завод,
восъмихлаесниках могут появиться ремес-
ленники,
могут появиться и агронюмы или геологи,
а не обязательно только учителя той же
тиколы, то он только поддержит передовые
тенденции в жизни нашей школы.

интересы
И

4T0

что в повести 9

что в повести 00 учительнице

пропагандировать это
и таким
самую

Писатель должен
произвелениях
изменять и преображать

на жизнь есть разительные

муровцы, а, наоборот, тимуровцы, как

массовое явление, появились в результате
того. что выпила книга А. Гайдара «Тимур
`и его команда».
Тайдар, как чуткий художник и как пе-
редовой советский

Причем, конечно же,
человек,  увилел эти
тенденции в жизни, но он их собрал, вы-
кристаллизовал, изобразил в законченной
и в такой форме
они стали явлением, влияющим на жизнь.
В лучших наших книгах правдиво, без

казана та реальная жизнь,

ребенком открыты самые

тия всех заложенных в нем талантов.

самому широкому кругу советеких детей

интересному для них труду.

кратическое советское воспитание.

В бюлышинетве перечисленных
книг детекой прозы вопросы
воспитания детей  решатютея
правильно, за исключением,
книги Ю. Сотника

В

рых страницах которой, к сожалению,
труд превращается только в развлечение,

в забаву, в повод для приключений.

Но если от прозы перейти к+нашей дет-
ской драматургии и поэзии, то здесь с во-
просом трудового воспитания детей И
молодежи гораздо менее благополучное по-
ложение, чем в прозе, В большинетве
пьесе, появившихея в последнее время и

обходится тема тру-
да. В одной пьесе зазнавшийся отличник,

помочь учиться товарищу; в другой то-
варищи помогают окончить школу внезап-
десятикласснице; в третьей
идет спор о том, что непринципиально
писать одни стихи, упалочные, для себя,
и другие стихи, холодные и мнимо пафос-
ные, для всех, в школьную стенгазету;
в четвертой опять идет речь о зазнавшем-
зарвавшемся и оторвавшемся от кол-
лектива десятикласенике.

Вее это само по себе не беда. Могут су-
ществовать для детей и юношества и все

СТроинои   эти темы, но беда, когда эти ньесы почти
целиком определяют
театров юного зрителя,

основной репертуар
когда наряду с
этим нет или почти нет ни ньес © моло-
дых рабочих, ни пьес о мололых колхоз-
никах. Словом, нет пьес © подростках, о
юношах, о девушках, трудящихся © моло-

дых лет.

Читая эти пьесы В. Любимовой, Л. Ге-
раскикой, А. Симукова. В. Розова, можно
подумать, что у нас нет хругих юношей
и девушек, кроме кончающих десятилетки

заведения. Как булто, окончив школу, У
нас не идут на фабрики. на заводы, в де-
ревню, в среднюю техническую школу,
на различную практическую работу, на-
конеп, в армию. Вее эти возможности на-
чисто отсутствуют в этих пьесах,

Тлавное место действия книги — школа.
Тлавный предмет внимания автора —
школьные дела. Но в книге очень правиль-
но показано, как советская школа бесчис-
ленными нитями связана со всем советским
обществом в самых разных его проявле-
ниях и как плохо бывает, когла она с пи-
ми недостаточно связана, и как положи-
тельно отраждетея на жизни школы укреп-
ление этих связей.
Почему, собственно,
вать подчеркивающий

должен существо-
не существующую

Y Hac обособленность ШКОЛЫ OT ЖИЗНИ
термин «школьная повесть»? Если вду-
маться, TO He перекочевал ли к нам

Этот самый термин из Америки и Англии,
где правящие круги заинтересованы в том,
чтобы школа была оторвана от общества,
чтобы она варилась в соботвенном соку,
чтобы дети не являлись участниками
жизни общества, в котором сталкиваются
различные взтляды и различные интере-
сы, ——а, напротив, чтобы в недрах школы
дети воснитывались, пусть даже бурно в
смысле проказ, но очень смирно в смысле
общего буржуазного духа воспитания.

А ведь неправильная терминология,
между прочим, чаето ведет к неправильной
постановке проблемы в целом.

Например, В. Смирнова в своем докладе
о школьной повести, следуя, очевилно,
принципу — «назвалея груздем — полезай
в кузов», — разбирала все так называемые
игкольные повести просто по признаку:
показан там урок или не показан, как он
показан и сколько показано уроков, — и
на этом основании она или причисляла

яркое в самом главном и новом в нашем

вить ребенку ряд человеческих
кугорые еше в
возрасте сделают его маленьким челове-

листическому обществу,
следствии подготовят из него активного и
сильного строителя коммунизма,

учать ребят к честности. Этого
должен,
тельно всеми педагогическими
какие только возможны. Не врать, не 0об-
произведение 5 разряду школьных по- !манывать, а вести себя честно. и

ные черты,
нашего общества и жизнь и интересы на-
шей молодежи, взятой в пелом,

Далеко ne Bee благополучно в этом
смысле и в налией детской поэзии, в част-
ности, в поэзии для среднего и младшего
возраста. Мало или почти нет стихов 9
труле, о трудовом воспитании детей и у
С. Маршака, и у. Михалкова, и УА. Бар-
то, и у таких летеких поэтов, как Н. Са-
конская или Е. Благинина.

#4 *

Теперь я хотел бы

остановиться ва

проблеме воспитания характера и как она
репаетея в нашей детской литературе.

Воепитать хараклер — это значит при-
качеств,
отроческом и юношееком
ком, приносящим пользу великому. социа-
и которые впо-

Какие же это качества?
06 этом хорошо сказал М. И. Калинин:
«Какие же человеческие качества надо

прививать? Это, во-первых, любовь,
любовь
бовь к трудящимся массам, Че-
ловек должен любить

к своему

народу, лю-
людей...
Во-вторых -— честность. При-

х учитель
добиваться поеледова-
приемами,

по-моему,

сюсюканья, 063 лакировки и патоки 10-  0 самоопределилея товарищ Стазтин,
сойчад. боямбинотай собетеких ean ey если прежде люди могли так рано само»
; . Sr ae Saal -   определяться, то вам теперь куда 16746
ной стороны, это жизнь, в которой перед   ить эту задачу».
итирюкие воз-
можности: возможность образования, куль-
турных развлечений, возможность разви-

В то же время в этих книгах показано,
как дети умеют и любят трудитьея, как
, ame. i
в независимости OT большего или меньше- де
го достатка той или иной семьи, воем
с малых лет прививается уважение, есте-
ственная любовь и тяга к посильному и

Словом, в этих книгах правливо тобра-
жен образ жизни наших детей, ихо демо-

MHOTO
трулового
общем
пожалуй,
«Шю наши дела» —
талантливой и’ остроумной, но на некото-

рассчитанных на юного зрителя, © редкой
последовательное тью

вопреки настоянию коллектива, не желает

и идущих сразу затем в выстие учебные

иторатуры

В-третьих — храбрость, Comma.
листический человек — человек труда —
он хочет завоевать Мир, и не ТОЛЬКО Мир,
существующий на земном шаре, но и вее-
человека,

ленную, раздвинуть разум
В-четвертых —  товарище.
ская спайка. Надо, чтобы товарище-
ская сиайка была. Она нужна хотя бы
потому, что ’мы о находимея В вапитали-
слическом овружении...
В-пятых -- это надо любить
труд. Не только лю бить нони
честно относиться к Труду,
твердо при этом памятуя, что
если человек живет, питается

и не работает, то это значит,
что он поедает чужо й труд.

Дисциплина — это само собой -—— она вы-
лекает из тех качеств, о которых я 1гово-
рил выше».

Я хочу обратить особенное внимание на
слов» М. И. Калинина о дисциплине, о том,
что она вытекает из этих качеств, а не
является самоцелью воспитания, как эт
думают некоторые наши детские писатели
и некоторые критики AeTCROM литературы,

М. И. Калинин говорил:

«Я лично очень уважаю людей, которые
выработали свои убеждения и свой харак-
тер. Ho, может быть, вам еше рано 00
этом беспокоиться? Нет, товарищи, не pa-
но. Вероятно, вы хорошо знаете жизнен»
ный путь товарища Оталина. Уже в пят
надцатилетыем Bospacte он етал марко»
етом, & семнадцати лет ето изгнали из се
минарии за то, что он имел определенные
политические убеждения, целиком направ-
ленные против  царекого самодержавия,

против капитализма. Вот видите, как т,

Как видите, здесь подчеркнуто, Fo
именно в нашем обществе характер ребен-
ка должен рано самоопрелеляться, рано
могут и должны формироваться его убеж-
дения, взгляды,

Поэтому совершенно нетерпимы в наи
литературе такие произведения,
которые откладывают серьезное формиро-
вание характера ребенка на неопределен“
ное, послешкольное будущее, а до 979
считают преждевременным вырабатывать
в нем характер человека нового общества,

В этой связи я хочу остановиться на
повести Р. Фраермана. «Дальнее плавание»,
Онд мне кажется образцом неправильного
взгляда писалеля Ha TO, что такое харак-
тер человека нового общества и как ето
надо воспитывать,

Я опускаю разбор погреншностей против
здравого смысла, имеющихея в этой книге,
Я не хочу подробно останавливаться и Ha

другом, более важном — на том, что в
стране, отдавшей для победы  милаио-
пы жизней своих сынов ‘и’ дочерей; №

воле автора книги существует, как. поло
жительвая героиня, девушка, которая Ht
находит в себе силы взглянуть. в изуродо-
ванное на войне лицо своего любимою
учитвля. Самая мыель писателя постролть
на этом сюжет целой повести мне важет-
CH чудовищной по своей бестактности.

Но я хочу остановиться на другом. В
конце повести Р. Фраерман считает, 910
эго героини готовы отправиться в дальн
плавание, то-есть готовы стать активны“
ми строителями коммунизма. Ho Tan a
это? С чем они приходят к началу даль
него плавания, пройдя через страницы
повести? у

С тем, что Галя нашла в себе силы на-
конец взглянуть в обезображенное лицо
учителя и обещала, что будет трудиться?
С тем, что Анка, всю повесть по-гимнази-
чески восторженно относившаяся 5 cBoell
подруге, как к некоему выешему суще-
  ству, оказалась необыкновенно доброй Je-
вушкой, лаже испугавшейся того, что ев
может полюбить юноша, которого любит
она сама, но которого любит и ee подруга?

В героях нет тех качеств, которые
должно прививать молодому человеку: ни
любви к народу, ни любви к труду, №
товарищеской спайки, ни храбрости, ни
даже честноети.

Автор этой книги пе увидел, не поже-
Nal увидеть настоящей красоты суровых,
строгих, нелегких человеческих отношений,
сложившихся в условиях бед и лишений
войны, — вместо этого он отдал свое Jar
рование на создание мнимой жизни с мии»
мыми прюблемами, мнимыми героями, ©
  Мыимой дружбой и мнимой любовью.

06 этой книге Р. Фраермана было по
чему-то принято говорить, что она роман
тическая. Я лично не вижу в ней ничем

Собра
ранные все вместе, эти пьесы ока-  романтического: ни героев, достойных по.

зываюте Г
я явлением, несушим в себе вред-  дражания, ни подвигов, вызывающих в01-
неверно отражающим о жизнь

нение в душе, ни поступков,
вающих восхищения.

В связи с этим мне хочется коснутья
вопроса, очень важного вообще и для лет
ской литературы в частности, -— вопроса
0 TOM, что такое романтика в условиях
нанюй современности.

„Когда в нашей, только что закончивиюй
войну стране, в отране, . громадная тв
ритория которой была оккупирована Hew
цами, в которой были разрушены десятки
п сотни тысяч городов и сел, был
опубликован план послевоенного  восста-
новления и развития народного хозяйства,
этот план, выполнение которого мы сейчас
досрочно заканчиваем, был невероятно
романтическим документом. Что такое этот
план? Это не соединение реализма и po
мантики, нет; он одновременно I
реальность и романтика, и сухие цифры #
полет мечты.

В нашей жизни это едино, и поэтому 8
нашей литературе, в частности в детской
литературе, истинно  робантичеекое 170-
изведение может создать только тот, к
будет опираться на реальную жизнь,
реальное знание этой жизни, на реальные
халактеры людей нантего общества.

Поэтому история реального Алексея №
ресъева из «Повести о настоящем челов?-
ке» Б. Полевого — это высокая романтике
нашего времени. А история с придуманных
горосвопом и многими другими выдуман-
ными вещами в «Великом противостояний»

заелужи

ОКОНЧАНИЕ СМ: НА 3 СТР.

м

uy