i НАЧАЛО

СМ. НА 2 СТР.

Ч. Бассиля не несет в себе ничего подлин-
но романтического,

В детской литературе до сих пор бытуют
разные взгляды на романтику. При пра-
вильном взгляде писатели находят эту
романтику внутри окружающей  рюаль-
ной жизни, и эта романтика оказы-
вается романтикой комсомольцев Кра-
онодона, романтикой людскими руками вос-
станавливаемых из пепла деревень и го-
родов, романтикой звездочки, выточенной
детскими руками из ненокорного металла.
Другой взгляд на романтику в детекой лите-
ратуре-——валяд глубоко неверный, при ко-
тором писатель ищет эту романтику где-то
в стороне от реальной жизни.

Эти писатели отвергают, как материал
для создания литературных произведений,
не изученную ими и, по их мнению, якобы
неинтересную и некрасивую жизнь и при-
думывают вместо этой жизни, но их мне-
нию, якобы интересную и красивую игру,

Вот в чем, в частности, долгие тоды бы-

ла беда такого даровитого писателя, как

1. Кассиль, постоянно пытавшегося при-
украсить жизнь созданием параллельно
существующего, придуманного мира.

Я рад, что имею возможность сказать 9
том, что удачная книга Л. Касеиля, на-
пибанная им совместно с M. Поляновеким
«Улица младшего сына», товорит. 0б от-
Kase этого писателя от его старых пози-
ций ложной романтики. Эта книга. облада-

ющая еще рядом свойственных Л, Кассилю”
языковых погрешностей, книга, в которой,

есть две или три неудачные глазы, в то
же время никак не заслуживает той за-
ушательской критики, которая появилась,
например, в газете «Красный Крым». В
целом это хорошая книга. В ней интересно
и убедительно рассказывается о формирова-
нии самобытного и сложного характера та-
лантливого героического советского мальчи-
ка Володи Дубинина. И насколько же это
оказывается правдивее, глубже и по-хоро-
шему занимательнее, чем история приду-
манной своенравйой Симы Крупициной и
тоже придуманного благородного Расщенея
с0 всеми его труба-барабанами!

Говоря 0 воспитании характера, как 06
одной из основных задач детской литера-
туры, нужно вилотную поставить перед
детскими писателями вопрос, который был
поставлен перед нами еще много лет назад
в докладе тов. А. А. Андреева. <...к сожа-
лению, — говорил товарищ Андреев, — до
сих пор нет для детей хороших биографий
Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина. А все
это чрезвычайно необходимо для социалн-
стического воспитания детей через худо-
жественную литературу».

Наряду с этим стоит вопрос о создании,
биографий, повестей о таких людях, как
Калинин, СОвердлов, Дзержинский, о’ вы-
дающихея деятелях большевиетекой пар-
тии, о героях гражданской войны, о лю-
дях, которые дают молодежи высокие
образцы жизненного поведения. Такие кни-
ти, как «Рассказы о Ленине» А. Кононова,
как- «Мальчик из Уржума» А. „Голубевой,
кав вышелшая  нелавно. документальная
книга Е, Копевой о ee сыне, — пока еще
слишком одиноки в налией советской лите-
parype.

Тема общественного долга, тема воспита-
ния в духе коммунизма должна пронизы-
вать всю нашу детскую литературу, и
надо сказать -— в ее лучших  произведе-
ниях эта тема‘находит сейчас свое благо-
родное развитие,

Мне хотелось ноставить тут один во-
прос, связанный с этой темой, поставить
его на материале пьес для детей и юно-
шеотва-—«Аттестат зрелости» Л, Гераски-
ной, «Воробьевы горы» А. Симукова и
«Они лоспорили» В. Дюбимовой.

Во всех этих пьесах говорится о том,
как плохо ставить личное дело выше
общественного, как плохо, когда мололой
человек становится на путь индивидуализ-
ма и отрывается от коллектива. Это все
верно.

Но во всех этих пьесах, гле действуют
выпускники Из десятилеток,  индивидуа-
листами,  оторвавшимися от коллектива,
обязательно становятся самые способные и
талантливые ученики в классе. В резуль-
тате, когла прочтень несколько ньее под-
PHI, создается какое-то странное ощуще-
ние, что самые способные ученики — это
непременно индивидуалиеты, ‘непременно
одиночки, которым почему-то особенно не-
уютно в коллективе.

Так ли это на самом деле? Наверное,

бывает и так. Но типично ли 9707
Убежден, что нет. Убежден, что и в шко-
лах, так же как и в дальнейшем, вылви-
гаясь на самостоятельную дорогу, в 00-
ветском обществе способные и талантли-
вые люди находятся в благоприятной
атмосфере, находятся в условиях, когда
они свободно могут развивать свои та-
ланты и способности, Я думаю, лля на-
шего общества в целом, для советской
школы более типичны случаи, когда от-
сталый человек самым фактом своей от-
сталости противопоставляет себя коллекти-
ву, когла  инливилуалистом оказывается
Тот, кто, имея все объективные возмож-
ности для того, чтобы хоропю учиться и
работать, плохо учится и илохо работает.

Mue кажется, что в однообразном реше-
нии этой темы авторы пьес оказалиеь в
плену у наиболее острого и выигрышного,
по их мнению, драматического конфликта
и, пойдя по этой проторенной дорожке,
отошли в сторону от жизненной правды,
от реального положения вещей в советеком
обществе.

Вопроеы общественного — воспитания,
общественной морали, правильного общест-
венного поведения человека, которому
предстоит строить коммунистическое обще-
ство, должны быть во главе угла в дет-
ских книгах. Вее вопросы морали, нрав-
ственности, этики должны быть подчинены
этой главной проблеме.

Ленин писал: <..для ‘нас нравственность,
взятая вне человеческого общества, не су-
ществует... Для нае нравственность подчи-
нена интересам классовой борьбы пролетя-
риата», Это положение надо тверло пом-
нить и, основываяеь на нем, строго кри-
тиковать вое попытки в детской литерату-
8 проповедывать нравственность,  м0-
Таль, этику человеческого поведения, как
нечто отвлеченное от классовой сущности
обтества.

Мне кажется, что в ряде статей и pe-

нончание донлада 1, Симонова

цензий и, в особенности, высказываний
на всяких обсуждениях и дискуссиях по
вопросу детской литературы, в неуваже-
нии к темам труда в нашей литературе, в
самой системе некоторых эстетеких оцекок
спрятаны критерии, идущие ог существую-
щего еще у иных товарищей преклонения
перед американской и английской бур-
жуазной детской литературой и, в частно-
CTH, англо-американской школьной  по-
вестью.

Но нельзя умиляться мнимыми эстети-
ческими достоинствами западной буржуаз-
ной детской литературы и не понимать,
что эта литература вполне сознательно
воспитывает наших врагов.

Нельзя также, продекларировав свое
несогласие с идейными установками этой
литературы, пытаться в 10 же время пе-
реносить в нашу литературу ее формы, ce
эстетические методы, ее литературную ма-
нору.

*

Теперь я хочу кратко остановить:
сея на вопросе о занимательности, 06
увлекательности детской книги. Для
детской  дитературы необыкновенно ва-
жен вопросе занимательности. Детская
книга должна быть и серьезной и занима-
тельной, а когда мы, признавая достоин-
ства книги, в То же время отмечаем, что
она, к сожалению, недосталочно заниматель-
на, то это значит, что мы, оценивая кни-
гу положительно, делаем писателю скидку,
потому что он неполностью справился со
своей идейной и художественной задачей.

Не случайно приключенческие книги
занимают неотъемлемое важное место в дет-

ской литературе. Книги приключений при-

званы воспитывать в ребенке волевые ка-
чества, смелость, находчивость, мужество,
Естественно, что наше новое время накла-
дывает новую печать и на приключенче-
скую литературу. В центре ее
стоять человек, попадающий в невероят-
ные и исключительные обетоятельства, но
проявляющий в них уеальные качества
живого советского человека, его типиче-
ские черты. У нас есть хороший образед
приключенческого романа — «Два капи-
тана» В. Каверина.

В последнее время разгорелся спор 06
одной интересной книге, написанной в
приключенческом жанре, —0 «Кортике»
А, Рыбакова, и в этом споре обнаружилась
одна любопытная вещь. Ряд товарищей,
выступавших по поводу этой книги так, же,
как и по поводу других книг приключен-
ческого жанра, заняли странную позицию.
В принципе они за приключения, за необ-

XOTHMOCTh существования приключенче-
ского жанра, а на практике, при конкрет-
ном разборе произведений, они против,

бу квально, каждого приключения, которое

там происходит,

«Кортик» А. Рыбакова, безусловно, за-
служивает критики, Ha мой взгляд, со-
вершенно по другой линии — по линии
того, что автор, поставив перед собой за-
лачу написать приключенческую‘ повесть,
как раз недостаточно смело и мастерски
связал `в06 происходящее в книге в еди-
ную цепь приключений,

Отсутствие хорошей  увлекательности
может превратить детскую литературу в
нудное чтение, а нудное чтение — это уже
не литература, ни детская и никакая
другая,

Еще один вопрос, тесно связанный с тем,
которого я только что коснулся. Недавно
в статье товарища И. Каирова, со воеми

согласиться, было одно место, касающееся
пьесы В. Розова «Ее друзья», которое мне
лично представляется принципиально не-
верным, и я процитирую его:

«Писатель В. Розов написал пьесу для
детей «Ее друзья». Побуждения у автора
были самые благородные: показать силу
детской дружбы. Но в основу своей_ пьесы
он положил такой мало характерный факт,
как слепота девушки. Какое же может
быть сомнение в том, что Фоветские юно-
ши и девушки придут на помощь своему
ослеппему товаришу? Ведь здесь даже
нет никакого вопроса, некого и не в чем
убежлать. Гораздо интересней и важнее
было бы показать силу детского коллекти-

ва, крепкой дружбы на фактах, часто
встречающихся в жизни нашей  моло-
дежи».

Мне это положение тов. Каирова ка-
жется неверным, потому что, если стать
на эту точку зрения и продолжать линию
рассуждения, следует признать и мало ха-
рактерным, безусловно. редким фактом то,
что, скажем, произошло с летчиком Ma-

ресьевым или с писателем Николаем Ocr-
ровским. Это факты. конечно, редкие, иск-
лючительные. Но если писатель, взяв
исключительные события,  исключитель-
ную человеческую судьбу, в то же время
Ha этом исключительном факте показыва-
ет типические для советских людей черты
характера и самого героя и окружающих
его персонажей произведения, то’ разве он
не может на материале исключительной
судьбы героя добиться больших типиче-
ских обобщений?

Если мы обратимся к тем богатствам,
которыми располатает наша детская лите-
ратура, то в числе этих богатств законно
назовем ряд книг взрослой литературы.
Стоит только вепомнить, какую громадную
роль на протяжении‘ истории развития со-
ветокой литературы в деле формирования
характера советеких детей сыграли такие
книги, как «Железный поток» А. Серафи-

мовича, «Чапаев» Д. Фурманова, «Разгром»

А. Фадеева, «Как закалялась сталь»
Н. Островского, «Стихи © советском
паспорте» и многие другие стихи

В. Маяковского, а в последние годы такие
образы, как образ Мересъева в «Повести
0 настоящем человеке» Б. Полевого, обра-
зы комсомольцев Краснодона в «Молодой
твардии» А. Фадеева. Такие написанные
для взрослых книги, как «Педатогическая
поэма» и «Флаги на башнях» А. Макарен-
во, сыграли необыкновенно большую роль
в воспитании советских детей и прямым,
непосредственным воздействием и воздей-
ствием, так сказать, вторичным, через
воспитание молодых советских педагогов.

Из лучших книг собственно детской ли-
тературы следует назвать почти все напи-
санное Аркадием Гайдаром; многие стихи
С. Маршака, впервые в детской советской
поэзии введшего в обиход маленьких детей

большие темы жизни и политики, Следует   движения вперед. Без этого нет развития»,

напомнить книги таких, много давших
воветекой детской литературе, писателей,
kak 5, Житков, как В. Бианки, В. Ар-
сеньев, 1. Бажов, М. Пришвин.

Говоря 0 советской детской драматургии,

ников искусств
правления
СССР. В повестке дня пленума: 1) 0 со-
стоянии узбекской советекой
2) 0 детской литературе, 3) 0 задачах ли-
тературной критики,
вопросы,

ДНЕВНИК ПЛЕНУМА

25 января в Пентральном доме работ-
открылся ХШ пленум
Союза советских писателей
литературы,

4) Организационные

_ Пленум открыл генеральный секретарь

ССП СССР А. Фадеев. В президиуме пле-

нельзя не упомянуть таких этапных в ее   нума: М. Ауэзов, А. Венилова, С. Вургун,
иотории пьес, как «Винтовка № 492116» \. Караваева, В. Кожевников, А. Корней-

Врона, как «Продолжение следует»
А. Бруштейн, как «Сказка» и «Двадцать

чук, С. Муканов, Ф. Панферов,

А. Пер-

положение К. Симонова,

лет спустя» М. Оветлова, «Красный гал-
стук» С. Михалкова.
Для того чтобы
ставление 0 ботатетве
современной детской литературы, в которой
только за 1946—48 годы издано 3350 на-
званий общим тиражом в 116 млн. экземи-
в добавление к тем

некоторое пред-

ляров, мне хочется

книгам, о которых я, как о положительном
явлении, уже говорил, назвать еще‘ неко-
терых писателей и еще некоторые книги.

Надо назвать такие книги, — как
исторические повести С. Григорьева,
в первую очередь «Малахов курган»:
такие книги бывалых людей, как
книга А, Яковлева «Рассказы из жиз-
ни», «Повесть о сыне» Е. Кошевой и

ментально-художественная
«Четвертая высота» ЕЁ. Ильиной; такие
книги ю молодых  педагогах, как «Мой
класс» Ф. Витдоровой; такие книги, как
посвященные важнейшей теме дружбы на-
родов повести А. Кононова «У железного

биография, как

Г. Федоров (Коми

стан), С. Сомова (Узбекистан),

венцев, М. Рыльский, К. Симонов, Л. Со-
болев, А. Софронов, А. Сурков, Н. Тихо-
нов, А. Фадеев, К. Федин, С. Чиковани,
С. Щиначев и другие, .

На, утреннем заседании первого дня ра-
боты пленума был заслушан доклал пред-
седателя Союза советских писателей Узбе-
кистана ШГ. Ратидова «0 состоянии у3-

бекской советской литературы»,

Содоклал о литературе Узбекистана ele-
  ad
 ОСП СССР Н. Тихонов.

Вечернее заседание 25 января и утрен-.
нее 26 января были посвящены прениям
по докладу

И.
«Служу родине» И, Кожедуба; такая доку-  .

заместитель генерального секретаря

Ш. Рашидова и содокладу
Тихонова. В прениях выступили:
Багимов  (Кара-Калиакская АССР),
АССР), М. Мирмухеин
М. Миршакар  (Таджики-
И. Грин-
берг (Москва), С. Вургун (Азербайджан),

(Узбекистан),

ручья» и Я, Тайца «Под горой Гедимина»:
книжки рассказов И. Дика и Ю. С

А. Ерикеев (Татарская АССР), Б. Baceap-
гин, 1. Климович (Москва), А. Сирас (Ар-

книжка С. Георгиевской «Бабушкино мо-

ре», «Веселая семейка» Н. Носова, «Да-

‚ные книжки Е. Шварца «Первоклаесница»
должен

1 свой доклад, хотя бы этим перечислением

основными положениями которой нельзя НЫ Toe oe oe
  ‘Oy A } *

леко ли до Сайгатки?» А. Перфильевой.
Затем новые книжки детских стихов
Е. Благининой, Н. Саконской, 3. Алексан-
дровой, Г. Трутневой, Н. Артюховой, 0. Бе-
дарева. Поэму А. Барто, поэму С. Михал-
кова «В Музей В. И. Ленина», своеобраз-

и «Наш завод» (написанную совместно с
И. Фрезом), «Амурские сказки» Д. Нагит-
кина, а также еще  незавершенную, но
своеобразную и ставящую перед собой
большие задачи книгу Н. Кончаловской
«Ната древняя столица».

Следует упомянуть также о таких, по-
священных. историкл-революционной тема-
тике книгах, как «Штурм Зимнего» Л. Са-
Berbera nu «Бессмертный корабль» Е. Юн-

ги. Неойхолимо назвать книгу 9. Выгод-  ;

ской «Опасный  беглен»,
борьбе колониальных народов
©в09 освобождение.

Следует, наконец, сказать о таких бое.
вых, политически острых, пробуждающих
в сердцах детей ненависть и презрение к
американскому фашизму пьесах, как «Сна-
KOR» Любимовой и «Я хочу домой» С. Ми-
халкова. E :

Мне хотелось перед тем, как заключить

посвященную
Индии за

даль общее представление о богалетве и
значимости нашей современной  летекой
литературы.

Перед нашей летской литературой етоят
необыкновенно болыние задачи, связанные
с тем, что она формирует. хараклер’ людей, =
которые будут жить при коммунизме.
Нужно над этим глубоко задуматься и, BO-
первых, особенно строго и принципиально
отнестись к недостаткам налией литерату-
ры, к принципиальным ошибкам ряда на-
ших детских писателей и, во-вторых,
правильно оценить то большое литератур-
Н0$ хозяйство, которое есть в напюм pac-
поряжении, те сотни книг, которые изда-

мя Детгиз и другие издательства. Нам
необходимо прежде всего отметить суще-
ствующие в этом хозяйстве пробелы, ко-
торые надо заполнить.

Я уже говорил, что совершенно недо-
статочно развита у нас историко-револю-
ционная литература для детей. Мало книг
о истории нашей Родины.

Если перейти к современным темам, то
здесь нужно с полной яеноетью  отлать
себе отчет в том, что мы, не задумываясь,
называем пока только две хорошие кни-
ги —И. Ликстанова и И. Василенко, по-
священные теме труда в нашей промыш-
ленности, потому что, к сожалению, нам
не над чем особенно задумываться: других
Тавноценных книг на эту тему пока еше
нет. То же самое целиком можно сказать
и о книгах для детей, посвященных нашей
колхозной деревне. Их тоже слишком ма-
ло, нетертимо мало.

Я думаю, высказывая при этом свое
личное мнение, что очень полезную орга-
низующую роль мог бы сыграть журнал,
вокруг которого сгруппировалея бы актив
нашей детской литературы, — литератур-
но-художественный и общественно-политн-
ческий большой, двухнедельный или еже-
месячный журнал, рассчитанный на школь-
ников старших классов школы, на учени-
ков ремесленных училищ, на вступивших
в жизнь городскую и сельскую молодежь,
Такой журнал должен издаваться с много-
численными приложениями. В нем должны
печататьея лучшие художественные произ-
ведения для детей старшего возраста, для
молодежи и критические статьи, потому

народов великой советекой страны,

зенными границами,

мения), В. Сидельников, Н, Чертова (Мо-
сква), П. Ипатенко (Молдавия), A, Соф-
ронов (Москва), А. Корнейчук (Украина).

конце заседания с заключительным ело-

вом выступил Ш. Рашидов.

Указывая на ряд значительных творче-
ских успехов узбекской и других нацио-
нальных литератур, выступавшие в пре-
ниях говорили о том, что эти  достиже-
ния могли бы быть больше, если бы Co-
ю3 советских писателей СОСР действеннее

и литературных организаций
национальных республик на русский
язык, а также неудовлетворительное со-
стояние литературной критики в респуб-
ликах.

Вечером 26 января

состоялея доклад

К. Симонова «О современном состоянии и
некоторых вопросах развития детской ли-,
тературы». Содоклад «0 состоянии укра-
инской детской литературы» сделал 27 ян-
варя А. Корнейчук (содоклад. А. Корней-

Зрелость моезо наро

Туркменская народная мулрость говорит:
«Молод тот бывает, кто с временем в но-
ту шагает»,

В применении к нашей республике это

вдвойне справедливо, Советская Туркмения
молода не только потому,
свое 25-летие, но и потому, что, шагая в
ногу

что празднует

с нашим  советоким временем, она
обогнала историю, совершив прыжок из
феодального мрака в солнечный лень ©о-
циализма. Этот гигантский прыжок в бу-
дущее, которое стало настоящим для всех
мог
быть и был совершен лишь потому, что,
туководимый тениями революции Лениным
и Сталиным, русский рабочий класс сверг
иго самодержавия и установил советскую
власть.

В область истории отошло то тяжелое

время, когда наш древний свободолюбивый К

‘народ был раздроблен, разделен  искусст-
прюзябал в ханской
Хиве, эмирской Бухаре и так называемой
Закаспийской области.

Инициатором воссоединения туркменско-
то народа в елиную советскую республику
явился великий Сталин.

Туркменский народ не забыл огромной,
решающей помощи русского народа и ве-
ликого Сталина, освободивших его от ига
колонизаторов, местных феодалов и бур-
жуазии.

0 том, чо могло бы быть с турюмен-
ским наролом, если бы не было Великой
Октябрьской  сопиалистической револю-
ции, мы можем судить по жизни туркме-
HOB B сопредельном с нами Иране. Здесь
туркменов угнетают иранские реакционе-
ры, унижают и грабят чиновники, жандар-
мерия и феодалы. Туркмены не имеют пра-
ва обучать детей в своих школах и даже
разговаривать на родном языке. Голод и
нищета — таков удел наших братьев в
Ираме.

Прошло 25 лет. Новая советская жизнь
преобразила Туркмению.

Все, что создается у нас на благо тру-
лящихся, народ связывает с именем
Сталина.

Чувства эти ярко и точно передал наш

что критические статьи о детской литера-  наролный поэт Ата Салих:

туре необходимы не только детским писа-
телям, но и читателям детской литературы.

Наша детская литература растет и
крепнет. В своей основе — это здоровая и
в верном направлении растущая литерату-
ра. Вопрос сейчас стоит только в том, что-
бы активно и твердой рукой поддержать
в ней наиболее идейное, передовое, ценное

Стали крепче имя твое,
Солнца ярче слава твоя...

. . . . . . > . e . 3 5

Мысли твоей не меркнет свет,
Мощи твоей предела нет.
Живи, не зная бремени лет,
Вечно живи, любимый вождь!

Наша республика располагает крупвей-

и важное для воспитания юных ленинцев, шими запасами нефти, каменного угля, се-

людей нового общества, чтобы наряду с
этим обратить в дальнейшем 0с0бо при-
стальное внимание на вопросы  хуложе-
ственного совершенствования, ни в коем

случае не почивая на лаврах и не удовло-  леток в о
свыше 350 промышленных предприятий.
Промынгленноеть теперь преобладает в на-
родном хозяйстве Туркмении.

творяясь достигнутым.

Этого мы сможем достигнуть, только
свято помня слова товарища И. В. Сталина.

«Борьба между старым и новым, между
отмирающим и нарождающимся, — гово-
рил товарищ И. В. Сталин, — вот основа
нашего развития. Не отмечая и не выяв-
ляя открыто и честно, как это’ подобает
большевикам, недочеты и ошибки в на-
шей работе, мы закрываем cede дорогу
вперед. Ну, а мы хотим двигаться вперед.
И именно потому, что мы хотим двигаться
вперед, мы лолжны поставить  олной из
своих важнейших задач честную и рево-
люционную самокпитику, Без этого нет

Сталина,
мощи русского народа Советский Туркме-
нистан превратился в богатую индустри-
ально-аграрную
промышленностью и
сельским хозяйством.

свинца... Да разве

ры, калийных солей,
недр,

перечислишь Bee богатетва наших

ставшие доступными народу благодаря с9-
вотекой власти! За годы сталинских пяти-

республике вотупило в строй

Наше сельское хозяйство с кажаым го-

дом Bee больше наеышается механизмами.
Тем самым облегчается труд колхозников.
Расигиряются посевы хлопчатника, По пло-
щади посевов хлоика респуолика занимает
второе место в Советском Союзе.

Ленина —
братекой по-

Под руководством партии

при постоянной

республику с крупной
механизированным

ee

дд ee a

чука булет напечатан в следующем номе-

ре’ «Литературной газеты»).

По докладу В. Симонова и COTO MALY

А. Корнейчука развернулись оживленные
‘не слелали для

и острые прения.

М. Прилежаева подвергла критике’ то
Tle отвергается
жанр школьной повести, как якобы огра-
ничивающий мир ребенка сферой школы,

— Именно школе государетво поручает
в первую очередь коммуниетическое — вос-
питание детей, —сказала М. Прилежаева. —
Жизнь нашей школы богата и сложна.
Тема школы может и должна быть пред-
метом и специальной темой детекой- дите-
ратуры. К. Симонов считает, что сам тер-

мин «школьная повесть» сомнителен. Дело

не в термине. Наша школа сама по себе—

явление новаторское, глубоко революцион-

ное. У нас своя школа, свои традиции.
— В. Симонов искусственно бузил те-

му школы, незакономерно  противоноста-
вив ей тему  труда,— говорит редактор
  «Пионерекой правды» 3. Туманова. —

Разве для школьника учение не является

трудом, разве воспитание трудолюбия,
уважения к труду не характеризует  со-

ветскую школу?

Непростительно в докладе о детской ли-
тературе даже ни разу не произнести
слов; «пионер», «пионерская и комсомоль-
ская организация». Это можно объяснить
только неправильным отношением к обще-
ственным детским организациям.

Председатель комиссии по детской ли-
тературе при ССП СССР т. М. Белахова
говорит:

— Е детекой литературе лолжны предъ-
являться общие высокие критерии хуложе-
ственного мастерства. Но нельзя отрицать
специфику детской литературы, которая
определяется возрастными особенностями
читателя, а также педагогическими  зада-
чами воспитания детей, Эта специфика
тем больтие, чем моложе возраст читателя.
В докладе же К. Симонова это не получи-

` ло отражения.
помогал республиканским союзам писате-!
лей, Отмечалось серьезное отставание из-
дательств
в деле переводов произведений писателей

М. Белахова обстоятельно анализирует
причины недостатков в работе Союза пи-
вателей по детской литературе, Очень ма-
10 издается книг для дошкольников, a,
между тем, воспитание начинзетея ec ca-
мого раннего возраста. Отметив некоторое
благополучие с поэзией для маленьких
(стихи С. Маршака, С. Михалкова, А. Бар-
то и других), М. Белахова указывает на
отставание прозы для этого- возраста.

Ототающим участком является, по мне-
нию М. Белаховой, подготовка специаль-
ных кадров детских писателей и критиков.
Бурс детской литературы читается, chy,

ААААИЕННАДАНАААНАНИ LAS

bd

_— Берды КЕРБАБАЕВ
pi leet

Мне хочется рассказать об успехах в
области культуры.

Вспоминаю детство — бедная крестьян-
ская семья в маленькой деревне на бере-
гу реки Теджен. Статистики подсчитали,
что в дореволюционной Туркмении только
7 человек из каждой тысячи’ населения
умели подписывать свою фамилию. В на-
шей деревне был только один грамотный—
мулла. А сейчас в Туркмении население

HMCHH,

Наук,

бегло и часто изымается из протрамм
вообще за неимением педагогов. Нет учеб-
ников и утвержденных программ препода»
вания куреа детекой литературы. Ничего
развития теории летекой
литературы ни Институт мировой литара-
туры имени Горького, ни Академия педа-
гогических наук.

Вопросам детской. сказки посвятил свое
выступление А. Нечаев, указавитий на
факты некритичеекого использования
фольклорных источников.

С. Злобин говорил © важности такото
жанра детской литературы, как историко-
революционная повесть.

Самокритично прозвучало выступление
Т. Кассиля, признавшего опибки в своем
творчестве, выразившиеся в увлечении
ложной романтикой. Вассиль называет ipa
которые могут служить образцом
для писателя, — Маяковокий и Гайдар.
Они видели главную задачу детской лите-
ратуры в воспитании будущего граждани-
на социалистического общества. Романтизм
для них — это прежде всего умение ви-
деть большое в малом. РЯ

— Отрадно чувствовать, — прололжает
Ч. Кассиль, — что новые имена, входящие
В детскую литературу, — А. Перфильева,
И. Дик, И. Гофф — хорошо понимают это.

Их произведения проникнуты страстным
отношением к труду, поэзией большой,
настоящей дружбы. ‘

А. Якимович (Белоруссия) подобно

остановился на состоянии детской литера-
туры в Белоруссии.

А. Мусатов критиковал правление Союза
писателей и комиссию по детской литера-
туре. eta

— Ряд детских писателей 40 сих пор
не был принят в члены и кандидаты
союза, хотя имелись вое основания лля
этого. Толстые журналы закрыли всякий
доступ для произведений детских писате-
лей.

Перейхя к недостаткам детской литера-
туры, тов. Мусатов сказал:

— До сих пор в детской литературе
нет образов героев труда, равных, по силе
воздействия на юном читателя, героям
«Молодой гвардии» А. Фадеева или «Пове-
сти о настоящем человеке» Б. Полевого.

eek

*

В прениях по докладу К. Симонова и
сотокладу А. Корнейчука также выступили:
Б. Емельянов, Л. Кон, Н. Н. Михайлов,
В. Джармагамбетов, А. `Шманкевич, М. Ce-
ид-заде, I. Дубровина и В. Охотников.

28 января в 11 часов утра — продолже-
ние прений. Е

С) Q@

ского района проведен «День сельской

иятеллигенции». Около 350 учителей,
агрономов, врачей, зоотехников, ветери-
‚’наров, работников сельских библиотек

съехалось в колхоз,

Новая туркменская интеллигенция вы-
ращена партией большевиков. Можно при-
вести сотни биографий наших докторов
писателей и деятелей искусств —
подлинных детей народа. Можно расска-
зать © девушке-колхознице Кумыш Мамае-
вой, ставшей штурманом дальнего плава-
ния. Сейчас Мамаева учится в Институте
‘инженеров водного транспорта. Можно рас-

сказать о докторах наук Каррыеве и Heme-

сплошь грамотно, и введено обязательное   сове и о множестве хругих. Всех их роднит
семилетнее обучение детей, В республике   одно: они люди труда, завоевавигие поло-

более 1.200 школ, 29 специальных сред-
них учебных заведений и 6 институтов.
акая капиталистическая страна может
похвастаться такими успехами в области
народного образования?!

В 1923 году, выетупая на совещании
Центрального Комитета . коммунистической
партий с ответственными работниками
национальных республик и областей,
товарищ Сталин говорил: «Ты хочешь еде-

лаль передовой свою страну всмысле под-

нятия 9 тюсударственности, — подымай
грамотность населения, подымай культу-
PY своей страны, — остальное приложит-
ся». Это указание вождя мы свято выпол-
‘няем, Образование и культура проникли
глубоко в быт Туркмении,

До революции туркменская литература
почти не знала прозы. Сейчас наши писа-
тели успешно разрабатывают все литера-
турные жанры. Ё числу лучитих достиже-
ний туркменской советской литературы от-
носятся роман Ara Каушутова «Mex-
рии Вена», рассказы Сарыханова о совре-
менной жизни нашего народа, пьесы Мух-
Тарова и Кара-Сейтлиева и многие другие
произведения.

До революции

книти На туркменском

языке почти не издавались. А за 25 лет

в Туркмении выпущено свыше 34 мил-
лионов экземпляров книг и брошюр. Сей-
час каждый туркмен может читать на род-
HOM языке гениальные творения Маркса,
Энгельса, Ленина и Сталина, произведения
классиков и современных писателей,
Тиражи произвелений туркменских клас-
сиков Махтум Кули, Шабонде, эпоса «Кер-
Оглы» и произведений народных певцов-—
бахши превысили 300 тысяч экземиляров.
Я беру пачку республиканских и обла-
отных газет Советской Туркмении и про-
сматриваю хронику. ITO лишь заметки в

несколько строк, лишь факты. Но как они’

показательны!

...Проведено совещание ученых советов
министерств здравоохранения республик
Средней Азии. Съехавшиеся в Ашхабад
ученые обменялись опытом профилакти-
ческой и лечебной работы. Разработан

план совместной работы по предупреж-
дению заболеваний.
..Колхоз  «Кизыл»  Кара-Калинского

района приобрел очередную партию ли-
тературы для своей библиотеки. Около
7000 книг приобрел недавно районный
отдел культпросветучреждений.

‚.В число членов-коллективов Обще-
ства по распространению
и научных знаний Туркменской ССР всту-
пили колхозы имени Ленина и «Комму-
нист» Марыйского района и колхоз име-
ни Буденного Векиль-Базарского района.

„.Вышел в свет очередной номер жур-

нала «Известия Туркменского филиала
Академии наук СССР».
..В колхозе «Социализм»  Ашхабад-

Жение В советском обществе потому, что

И каждый туркмен гордитея. том. что ‘в

политических

полученные знания отдают народу.
iy

Юбилей теспублики мы празляуем в обз
становке высокого патриотического подъе-
ма, охватившего нашу страну в связи ©
предстоящими выборами в Верховный (5-
вет’ Р.

Тучших своих людей вылеинул туркмен-
ский нарол’ в избирательные комиссии.

составе Центральной избирательной комис-
сии но выборам в Верховный Совет СССР
за одним слолом с крупнейшими тосудар-
ственными деятелями заседает и наш
KOIXO3HUK, председалель колхоза «12 лет
РЕКА» Гаипов` Махтум. Его колхоз вышел
в ряты передовых и получил за прошлый
год чистого дохода около

трех миллионов

рублей. ‚
Гампова выдвинула в состав Централь-
ной избирательной комиссии простая жен-
щина-колхозница Султан Джамал Худай-

бердыева. Она выступила на. общем собра-

нии колхозников с большой речью, оха-
рактеризовав Гаипова как’ передового че-
ловека сталинской эпохи.

Каждому, кто знает угнетенное положе-
ние женщины в странах Востока, кло_зна-
KOM с недавним  бесправием  женшин в
дореволюционной Туркмении, — этот. ма-
ленький этизол говорит о многом.

Еще и сеголня не только в таких eTpa-
нах, kak Upan, Афганистан или Индия,
Но и во: многих европейских капиталисти-
ческих государетвах трулящиеся женщины
липены ‘элементарных гражданских прав.

А в Советской Туркмения 74 женшиз
ны — депутаты Верховных Советов. около
трех с половиной тысяч женщин заседает
в местных советах. :

Так осуществляется у нас  провозгла»
шенное Сталинской Конституцией равно-
правие женщин.

Туркменский народ, так же, каки все
народы Советского Союза, уверенно смот-
рит в будущее. За нами — 25 лет напря-
женного труда и учения. Из грозных во=
енных испытаний мы вышли окрепиими и
тесней, чем когла-либо, сплоченными во-
круг нашей коммунистической партии.
Вместе со всеми наролами нашей Ролины,
рука 0б руку с могучим братом напгим —
русским народом, идем мы ‘широкой лоро-
гой вперед.

И как всетла, вперели нас, неотлелимый
от народа, идет великий вождь и учитель
— наш Сталин.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

Ne 9 те 3

етих

кВА

Sr

А