ХТИ плен

ум Союза советских писателей СССР

Прения по докладу К. Симонова и содокладу А. Корнейчука
ДЕЛО НАШЕЙ ЧЕСТИ

Тов. К. Симонов правильно подчеркнул;
что’ советская детская литература, будучи
составной частью всей советской литера-
туры‘ в целом, исходит из тех же общих
задач воспитания активного строителя
хоммунизма, из которых исходит вся на-
за литература в целом.

Союз советских писателей нанес, нако-
нец, удар по еще совсем недавно бытовав-
шей под крышей самого сотоза «теории»
о том, что у нас нет большой детекой ли-
тературы, что в детской литературе, ‚ яко-
бы, имеют’ место «застой», «кризис».

В докладе была подвергнута справед-
ливой критике общественная позиция от-
дельных  «маститых» детских писателей,
перераставшая в самолюбование, в неве-
рие в новые творческие силы, в сопро-
тивление росту новых молодых кадров
в детской литературе. и

Тов. В. Симонов активно защищал пра-
вильный тезис о необходимости поднимать
и разрешать в детской литературе тему
труда, являющегося в Советском Союзе
делом чести, делом славы, делом доблести
и геройства. Он наметил и ряд других
тем, еще ждущих своего художественного
разрешения в советской детской литера-
туре. Докладчик признал, наконец, ответ-
ственность всего Союза советских писате-
лей и его секретариата за ‘невнимание к
вопросам детской литературы, имевитее
место до самого последнего времени.

Следует пожалеть, что Союз советских
писателей не сделал подготовку доклада
предметом коллективной работы. Безу-
словно, обсуждение доклада во вновь со-
зданной детской комиссии и в среде писа-
телей, педагогов, комсомольских и пионер-
ских работников и, наконец, на секрета-
риате Союза писателей ‘устранило бы из
доклада, еще до пленума, ряд спорных и
неверных положений.

Советская детская литература, как и
советская литература в. целом, является
зачинателем нозой литературы нового мира,
и значение ее давно переросло рамки
только нашей страны. .

Еще в 1941 г. Центральный Комитет
партии потребовал, чтобы издание  лите-
ратуры для детей было поставлено на на-

учно-педагогической основе и подчинено   Вать обязательно на термине «школьная
повесть». Дело не в этом. уже по одному
Казалось бы, что эти указания ЦК   ТОМУ, что когда говорится о школьной по-
ВКП(б), имеющие огромное принципиаль-   ВеСТИ, то имеется в виду отнюдь не. толь-
нов значение, должны были стать руко-   Ко: ПОВесть, а и вое остальные жанры, и

учебно-воспитательным задачам школы.

водотвом к действию не только для изда-
тельств, но и для каждого писателя и, в
первую очередь, для писательских органи-
заций. Однако первое, что бросается в гла-
3а и кажется почти неправдоподобным,
это то, что данное указание ЦК ВАП(б),
равно, впрочем, как и все последующие
указания партии по вопросам литературы
п искусства, ни разу не стали предметом
обсуждения в комиссии и в секции по
детской литературе при Союзе писателей.

Советская педагогика и советекая дет-
ская литература неразрывны.

В органическом слиянии проблем педа-
тогики и искусства кроется то, что может
быть названо часто употребляемым словом
«специфика» детской литературы. В pe-
шении этой задачи — большое и плодо-
творное поле деятельности и лля педагоги-
ческой науки, и для писателей,

Для дотской литературы обязательны
глубокое понимание советских принципов
воспитания, учет требований советской
пелагогнен и психологии, отражающих со-
вершенно новые черты современного со-
ветского ребенка, знание реальной жизни
и самого ребенка и общественной среды,
его окружающей.

ОЛЬ личности директора, Николая
Кораблева, невероятно преувеличена,
разхута до баснословных размеров. По рома-
ну’ получается, что любовь к директору яв-
ляется чуть ли не единственным стиму-
лом трудового энтузиазма рабочих и ин-

.. женеров, Степан Яковлевич Петров говорит

Кораблеву 0 взаимоотношениях, сложив-
шихся между рабочими и администрацией
завода по вине бывшего директора Воко-
рева:

«— Черная кошка пробежала, Николай
Степаныч. Нет энтузиазму. Помниле, как
Иван Кузьмич говорил: если рабочие толь-
ко слушаютея лиректора, то они, конечно,
выполнят задание; но если любят, ` тогда
скажи им: «Сверни гору», — они две
свернут». i

Нет слов, -—— роль фуководителяу произ-
водетвонного коллектива очень велика, И
ог личности директора, его отношений с
коллективом. зависит очень многое. Но
все-таки думать, что наши люди совер-
шают чудеса творческого труда, уменья,
мастеретва, перевыполняют нормы только
или по преимуществу из-за личной любви
к руководителям предприятий, — это зна-
чит превратить верную’ мысль © большой
роли ‘личности директора в, неверную
мысль 06 исключительном значении. этой
личности. А, между. тем, полобные прел-
ставления отнюдь не случайны в романе.
«Сам» Николай Степанович Кораблев раз-
виваст. в интимной беседе < супругой
следующие соображения от имени рабо-
чих, Которые, дескать, могут сказать ди-
ректору: «Программа? Программу мы тебе
выполним и перовыполним, если ты с
Умом подойдешь к выполнению’ ее»...

Итак; рабочие, по мнению Кораблева,
выполняют и перевыполняют программу
16. для себя, не для своего, социалистиче-
ского государства, а для... директора; мы,
Мол, тебе программу выполним! Е тому
% и это является условным: выполним,
CCTM... :

р The видел автор таких отсталых рабо-
ИХ!

Преувеличение роли личности главного
тероя  являелхя первопричиной многях
птейно-хуложественных пороков  pomana,

Панферюв илет по принципиально не-
зерноиу пути: он снижает, оглупляет
вех персонажей для того. чтобы возве-
ТичитТь одного — Кораблева.
———=—=—

Окончание, См. «Литературную газету» № 9.

a. eae

Из выступления зам. министра просвещения РСФСР Л. Дубровиной практика

<>

В свете всего
особенно ясно,

сказанного
как неправ

становится

лиза того, что составляет  особен-
ность именно. детской литературы. Пра-
Вильно остановив внимание на общих во-
просах, решаемых всей советской литера-
турой в целом, правильно подчеркнув
недопустимость и невозможность — воздви-
гать перегородки между. детской и  взрос-
лой литературой, тов. К.. Симонов одно-
временно не подчеркнул того особого, что
отличает с0б0ю именно литературу для
детей. Не случайно он почти целиком опе-
рировал книгами, написанными для пох-
ростков и юношей, почти не заглянув в
TO, что пишется для самых маленьких.

Бесспорно, что цели и
литературы едины, но можно ли забывать
0 том, что нельзя писать одинаково книги
для детей 3—5 -летнего возраста и для
юношей и девушек, которым полностью
доступна вся «взрослая» литература?

Проблема заключается именно в том,
как ретать в книге для маленьких неко-
торые общие задачи, как учитывать осо-
бенности возраста, как ‘решать  примени-
тельно к пониманию маленьких некоторые
важные и в том числе политические те-
мы. От этого вопроса уходить нельзя. B
тому же, именно в этой области, уже He
только в постановке, но и ‘в решении это-
го вопроса, советской детской литературе
есть чем гордиться. Возьмите, к примеру,
то, что не было упомянуто. тов. В. Симо-
новым, — поэтическую публицистику для
детей в произведениях Сертея Михалкова,
его «Быль для детей». Это новое слово в
детской литературе.

Тов. №. Симонов, хотел он этого или не
хотел (я лично убеждена, что он этого не
хотел), увел писателей, пишущих для де-
тей, от решения главной для них темы,
темы жизни советской школы.

Дело, конечно, не в том, чтобы спорить

о терминах. Дело не в том, чтобы настан-

речь идет не о жанре, а о школьной. теме,
0 жизни советской школы, которая до сих
пор не нашла еще своего разрешения до
конца п своего художественного воплоше-
ния в книге для детей.

Как можно’ сравнивать советскую
школьную повесть, скажем, с американской
или английской школьной повестью? B
Той же мере, в какой ‘советская школа
строится на принципах, коренным обра-
зом отличных от принципов современной
реакционной американской и английской
школы, в той же мере, насколько проти-
воположна наша советская. передовая про-
трессивная педагогическая наука реак-
ционной педагогической лженауке совре-
менной Англии и Америкл, поставленной
целиком на службу хищнического  англо-
американского империализма, -— столь же
различны и противоположны литератур-
пые произведения о нашей советской
школе и школьные позести Англии и Аме-
PUR. .
Разумеется, если в нашем произведении
для детей действительно будут иметь ме-
сто, как это бывало иной раз в прошлом
п как это продолжает иметь место в от-
дельных случаях и сейчас (скажем, в 0б-
ласти научно-фантастической литературы),

Bor Кораблев, вновь приступив Е ис-
полнению директорских обязанностей, изу-
чает, вместе с другими «ведущими деяте-
лями» завода, план строительства, в свое
время разработанный Кокоревым. 4

«Изучали они его (план, — В. Е.) по-
чти молча. Только иногда директор зада-
вал тот или иной вопрос, что-то записы-
вал в Тетрадочку, покачивал головой или
цокал языком, точно маня поросят (?),—
тогда Альтман и Лукин вожидывали Ha
ного’ глаза...»  (котати, — почему именно
при этих звуках?).

Быстро  «подметив»  проницательным
оком вредительекую сущность кокорев-
«кого плана, Кораблев обрушивает на Лу-
кина и Альтмана, еще недавно бывших
яростными защитниками и исполнителя-
ми этого плана, град Вопросов. — Зачем
расширяются здания цехов?’ «..разве
обязательно расширять, ‘например, здание
фрезерного? Что у вас — станков приба-
вилось или вы думаете прибавить?

— Her. Ilpm rex же станках. Но, Ни-
колай Степанович, — весьма неуверенно
воскликнул Альтман, — раз расширяем

задачи у всей!

действительно элементы преклонения пе-

и непримиримостью; Но отвергать необхо-
димость о школьной повести потому, что-
де, в это нонятие можно вложить лишь
нечто, напоминающее английские и аме-
риканские «образцы», это значит не по-
нять, какой огромной темой является жизнь
советской школы.

В, воспитании и образовании подрастаю-
  щего поколения школе принадлежит огром-
ная роль. Нашей бедой лвляетея то, что
мы до последнего времени ке сумели по-
вернуть писателей лицом к школе. Не
Ууводить от школы, а, наоборот, суметь
показать все богатство школы, вею поэзию
недагогического труда, все своеобразие со-
ветской школы, заключающееся, в част-
ности, именно в том, что она не оторвана
or бурной, ee окружающей жизни, &
является составной частью Beet с5-
ветской действительности. Немыслимо со-
здать художественный образ советского

ной деятельности. В равной же мере не-
возможно и создание образа советского ре-
бенка вне его учебной жизни, вне пионер-
ской и комсомольской организаций, вне
школы, вне показа романтики овладения
знаниями.

Именно недооценкой жизни школы, в
Которой дети проводят большую часть вре-
мени, где сосредоточены основные интере-
вы подрастающего поколения, только и
можно объяснить тот факт, что детская
литература долго не имела настоящей по-
вести о современной советской школе. Тем
с болымим вниманием, казалось бы, надо
было отнестись к появлению первых пове-
стей о школе, авторами’ которых, кетати
говоря, опережая профессиональных пиез-
телей, стали решившие овладеть писатель-
ским мастеретвом педагоги.

Олнако именно в этом вопросе критика
и писательекая общественность оказались

Вместо внимательного и
требовательного товарищеского — разбора
первые повести 0 школе подверглись
уничтожающему разносу с позиций эстет-
ствующего
повестью «Васэк Трубачев и его товарищи»
В. Осеевой. Воинствующие  формалисты-
космополиты тина Ивича, выступавшие
официальными докладчиками в комиссии
по детской литературе, договаривались
при поддержке комиссии и ее ру-
ководства (Л. Кассиль и В. Смирнова). до
Того, что школьная повесть вообще не
нужна.

Тов. К. Симонов, на мой взгляд, в из-
вестной степени противопоставил тему
труда теме школы. И. с этим тезисом его
доклада также нельзя согласиться,

« Во-первых, совершенно ясно, как 06
этом уже здесь говорилось, что учение в
школе само по себе есть труд, и это глав-
ный труд, к которому призван наш школь-
ник. Почему же эту главную форму труда
нужно скинуть со счета? Как можно за-
быть. что В. И. Ленин н И, В. Сталин
многократно ставили задачу перед мо-
подежью — учиться, учитья и еще раз
учиться. Почему же эта  тлавная задача
обходится молчанием? К труду надо детей
бзсспорно приучать ¢ самых ранних лет.
Но не случайно в указаниях ЦК партии
многократно подчеркивается, что общест-
венно-полезный труд школьников должен
быть подчинен учебно-воспитательным за-

не на высоте.

человека вне его трудовой и обществен-

турманства. Так случилось 6

дачам. Но если школьников вовлекают в
труд, мешающий учебной работе, такая
осуждается и не разрешается
Центральным Комитетом партии. На отно-
шении к учебе прежде всего воспитываются
те черты характера, о которых говорил тов.

был тов.  ред иностранщиной, тогда это надо’ разоб-   В. Симонов. От отношения х учебе, от по-
К. Симонов, уйдя в своем докладе от ана-  лачать, конечно, со всей решительностью   СТановки обучения и воспитания, в первую

очередь, зависит подтотовка активных и
сознательных строителей коммунизма. Тов.
№. Симонов подчеркивал по преимуществу
значение труда рабочего и колхозника. Это
значение огромно. Но ведь нашей особен-
ностью, особенностью нашей советской дей-
ствительности, особенностью современного
этапа строительства коммунизма в нашей
стране и является то, что рабочий у нас
сейчас и колхозник наш — это люди, имею-
щие, как никогда в пропелом, ттирокую 00-
щеобразовательную подготовку. Мы решаем
задачу, постазленную товарищем Сталиным,
— поднять уровень рабочих до уровня ра-
ботников  инженерно-технического труда,
делать всех рабочих и всех крестьян
культурными и образованными. А сделать
это без школы немыслимо. Основа, которую
закладывает у всего населения в области
общего образования наша школа, создает
благоприятные условия для ликвидации
противоположности между физическим и
умственным трудом. Трактовка темы «труд»,
суженная тов. К. Симоновым только ло ре-
месленного училища, до работы на произ-
водстве или в колхозе, не может быть при-
знана правильной.

Вопрос о научно-педагогической основе
детской литературы не есть, разумеется,
только вопрос о создании школьной по-
вести. Дело в том, что детская литература
каждым своим произведением и всем мно-
тообразным фронтом своих произведений
должна содействовать решению важнейшей
политической и педагогической задачи со-
временности — воспитанию поколения ак-
тивных, всесторонне развитых строителей
коммунизма.

Не может быть никаких послаблений к
TOMY, что делается для детей, как в 0б-
ласти содержания, так и в области формы.
Литературные произведения для детей,
глубокие и значительные по своему идей-
ному содержанию, должны облекатьея в
правдивую, выхокохудожественную форму;
это в книге для детей является задачей
отнюдь не более простой, а, скорее; более
сложной, чем в книге для взрослых.

Задачи, стоящие перед детской литера-
турой, сложны и крайне многообразны.
Возрастной диапазон ее очень велик. Жан-
ры ее не имеют ограничений, темы ее
ЯиЕтуются и общими задачами воспитания,
и необходимостью углубления и распире-
ния объема знаний, давземых школой, и
задачами ознакомления детей с окружаю-
щей их действительностью и внутри на-
ней страны и за ее пределами,

Было бы поэтому наивным и недально-
видным думать, что решение этих задач
может быть под силу ограниченному кругу
писателей. Групповщина, отсутствие крити-
ки и самокритики в круту детеких писате-
лей долгое время были тормозом к появле-
нию и росту новых писательских кадров.
Преодоление до конца элементов этой
групповщины и развертывание критики и
самокритики являются необходимым усло-

тельного роста детской литературы.

Пока и писатели, и педагоги, и изда-
тельства летской литературы, и критики,
и (Союз советских писателей, и министер-
ства просвещения в долгу у советских
детей. Каждая из этих организаций и са-
ми писатели, ‘в первую очередь, должны
этот долг оплатить. Это дело нашей чести.

>

РОМАН Ф. ПАНФЕРОВА

+

А рядом прекрасный лес. И-и-и... Батюшка
ты м0й!..

..Мувину было грустно и стыдно: ведь
он сам, увлеченный строительной горяч-
кой, не только подхватил ‘план... но и

брание коммунистов,  комеомольцев, а они
донесли план до всего рабочего коллек-
тива»...

Нормальному школьнику  третьего-чет-
вертого классов ясна ‘сумасшедшая не-
лепость этого плана. Но, изволите видеть,
это почему-то не было яено ни главному
-инженеру. ни «napropry Ih», ни всей
партийной организации завода, подробно
разбиравшей план и согласивиейся с ним,
ни заводекому коллективу в целом, ни
министертву, утвердившему план. Всех
обманул Вокорев! И — всех проеветил Ко-
раблев! А без Кораблева никто даже’ ne
заметил бы, например, таком обстоятель-

Bee, нельзя и эти цеха оставлять в ста-
pom Bre! -

Директор снова зацокал языком, потом
сказал:

— Для пальм, что ль’.. Ну, давайте
дальше, — через некоторое время он под-
метил другое: кроме перестройки зданий
цехов,  прокладывались новые дороги,
иные — даже не зная зачем... И он опять
спросил Альгмана. — А’ эта дорота для
каких нужд? pata

— Для экскурсий. ^

—- Угу. Хорошо. А зачем ведетея вто-
рая ветка со станции? Я вижу, старая не
загружена.

— Вилимо, на всякий случай, —расте-
рянно ответил Альтман.

—- Так: инженер стал говорить — ви-
димо... А это уже плохо. Ну, а новый
стадион? Разве на старом не умещаются
«болельщики»?.. Молчите, товарищ  тлав-
ный инженер?

— Молчу. Николай Степанович.

— Так. Отволитея русло опеки, Разве
оно кому мешает?—и вдруг Николай Ко-
раблев так рабхохоталея, что привалилея
к спинке кресла. а из глаз покатилиль
слезы.—Парк! Дубовый парк разбиваете!..

ства, что «прокладывалиеь дороги, иные—
даже не зная зачем» (7). Стоило Нико-
лаю Степановичу Кораблеву взять в руки
Этот план, как он мгновенно во всем ра-
зобралея и начал хохотать ло слез. Кораб-
лев — вот это голова! Недаром ему гово-
рят окружающие: «Корабель ты. корабель
морской, океанекий!» Недаром старый’ ра-
бочий `Еветлигней Ильич Коронов  вос-
торженно кричит на пиру,. устроенном по
случаю возвращения Ворайлева на завол:

«— Король уральский явился! Туз наш
неоценимый!.. Иламяемея мы тебе Bee
земным поклоном и просим! Нет! Требуем:
бери бразлы правления! и, ` вдруг повер-
нувлгиеь, крикнул; — Иди, Варвара, по-
давай!

Наперед (?) вышла Варвара, лержа в
руках на подносе большой торт, наверху
которого (?) было написано:

«Николаю Степановичу и Татьяне Яков-
левие. Живите сто лёт. От рабочих сплав-
леса».

Так в старое время могли встречать п
приветствовать именитых купцов. «Сам»
п «сама» сидели в красном углу, а какой-
нибудь «истовый» старший . приказчик

провел его через партком, через общее co-

«БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО»

>

истошно «вопил», войдя в полхалимско-
кликушеский раж: «Вороль ты нали! Туз
ты наиг неоценимый! Отец наш — благо-
детель! Кланяемея мы тебе земным по-
‘клоном!»...

Стремление автора возвеличить Кораб-
лева за счет принижения всех других
персонажей объясняет множество странно-
слей, нелепиц, противоречий, «неувязок»,
которые кажутся, на первый взгляд, ли-
шенными какой бы то ни было логики.
В романе есть своя «логика»...

Николай Кораблев, съездивший в Мо-
Еву для изучения опыта ЗИСа, по возвра-
щении вносит предложение на совещании
«заработать на конвейере еще «минуточ-
ку», сократить срок выпуска машины,

«Это поистине походило на гром среди
ясного неба...

...Тредседательствующий Лукин
подумал:

«Видимо, он вов-таки заболел хушевно,
в гальку поиграть (т. е. отдохнуть на ку-
рорте. — В. Е.) следовало бы», — и про-
молчал.

Вместе него выступил Альтман, выска-
зав то, что думало большинство.

— dro будет безумие, — под конеп
своей речи резко заявил он и. видя, как
Николай Кораблев улыбнулея, еще резче
кинул. — Да! Безумие!..

..Альтман как бы открыл шлюз: после
него смело стали выступать инженеры,
старые рабочие. Они говорили откровенно,
полчае грубовато критикуя предложение
директора относительно «минутки», врё-
менами Иугаясь, & не обидится ли Нико-
лай Кораблев...»

Словом. Альтман выразил мыели всех
участников совещания © ‘«безумии» прел-
ложения Кораблева. Что же прюиехолит
затем” Паеле окончания. совещания все
ето участники по указанию лиректора на-
правляютея в злание главного конвейера,
и злесь Альтман охотно лемонетрируст
новые приспособления, привезенные дярек-
тором из Москвы.

«— Вилали? — сказал Николай  Ко-
раблев (как фокусник после удачного «но-

даже

вием для дальнейшего свободного и живи-

монстрировать
Пораблева над всеми.

дить Нас в абсолютной
исключительности Николая Кораблева. Но

Раскрыть перед юным читателем
поэзию нашей действительности‘

Из выступления

На тему труда за последнее
появился ряд книг -— «Звездочка» И. Ва-
силенко, «Малышок» И. Ликстанова,
«bpuraqa смышленых» В. Курочкина,
«Село Городище» Л. Вотонковой, «Аизнь
впереди» М. Никулина. В чем прелесть
этих книг? В том, что в них еоть радост-
ное ощущение созидательного, творческого
труда, зарождение подлинно  хозяйекого
отношения к своему делу.

Очень нужную, поучительную книгу
написал В. Курочкин. Автор убедительно
показал, с какой партийной страстностью,
настойчивостью и педагогическим тактом
готовится новое пополнение рабочего клас-
ca, как с помощью трудового коллектива
перевоспитываетея юнина, сознание кото-
рого не свободно от пережитков старого,

индивидуалистического отношения к труду.

0 труде, как важнейшем факторе вос-
питания характера сельских подростков,
хоропю рассказывает в своей повести
«Мизнь впереди» ростовский писатель
М. Никулин. В ею книге дети учатся

ремеслу, посильно помогают в хозяйстве
колхоза. .
№ сожалению, оба эти произведения не

встретили настоящего внимания со сторо-
ны Критики.

Надо признать, что детские писатели
поразительно мало сделали, чтобы  пока-
зать созидательный труд рабочих и кол-
хозников о в послевоенной сталинской пя-
тилетке и тем самым вызвать горячее
желание у детей продолжать трудовые

А. Мусатова

время   но нужная, но написана скучно, вяло, без

учета особенностей детского восприятия, -
она недостаточно поэтизирует труд шахте-
ров. Поэтому книга не смогла по-на-
стоящему взволновать и увлечь детеколо
читателя.

Проблема литературного — мастерства,
живости и увлекательности при решении
темы труда должна постоянно быть в
центре внимания детеких писателей.

В этом отношении очень поучительна
для детских писателей повесть И. Пав-
ленго «Степное солнце». Писатель с боль-
шой художественной силой, исключитель-
но поэтично выразил радость труда, не*
утомимое стремление советских людей
вперед. Для детского читателя все привле-
кательно и интересно в этой повести —
и образы детей, и взрослых, и картины
труда, и новый пейзаж степи.

Детский писатель еще нередко занима-
ет внимание своего читателя маленькими
комнатными историями и событиями. В-
книгах очень сужен и однообразен круг
действующих лин. Обычно действие про-
исходит в среде интеллигенции. Спору
нет, надо рассказывать и 0 папах-докто-
рах, и о мамах-художницах, и 06 их
единственных сынках и хдочках, но, пра-
во, уже давно пора населять страницы

лесорубами, шие и глубже
показывать наших обыкновенных совет
CRUX людей, уклад их жизни, их трудо-

боробами,

традиции отцов. До сих пор в детской
литературе нет образов героев труда, рав-
ных по силе воздействия на юного чита-
теля героям «Молодой гвардии» А. Фалее-
ва, «Повести 0 настоящем человеке»
Б. Полевого, «Двух капитанов» В. Каве-
рина. Нет доступных для детей художе-
ственных произведений © заводе, шахте,
новостройке, © колхозе, МТС, железнодо-
рожном транспорте; о стахановнах налией
промышленности, Героях Социалистическо-
го Труда в сельском хозяйстве. А между
тем жизнь наша полна великоленных 0б-
разцов. и примеров.

В 1949 толу Детгиз выпустил книгу
В. Игишева «Мастера идут в лаву» («Шах-
теры»), пытаясь ввести еев круг детского
чтения. Повесть по своей теме несомнен-

вое воспитание,

Наши дети, в отличие от дореволюцион-
ного детского читателя, уже не ищут ин-
тересное, увлекательное и
только за тридевять земель, в необыкно-
венных приключениях и похождениях:
Наоборот, повседневная, будничная совет-
ская действительность, трудовые подвигя
их отнов и матерей, собственные ребячьи
дела полны лля наших детей радости, за=
хватывающего интереса и волнующей 1о-
мантики. ; ;

И кто, как не мы-— детские писатели, —
должны удовлетворить эту жадную тягу
детей к современной теме, раскрыть перед
юным читателем все величие наптих лней,
помочь делу воспитания строителей комму-
нистического общества,

ЕВ:

ДНЕВНИК

30 января продолжал работу ХИГ пле-
нум правления Союза советских писате-
лей СССР. На вечернем заседании состо-
ялея доклад генерального секретаря Союза
советских писателей СССР А. Фадеева «0
задачах литературной критики».

Вчера начались прения по докладу
А. Фалеева. В них приняли участие
Ъ. Платонов (Ленинград). Л. Ошанин (Мо-

‘сква), Ф. Котта (Эстония), А. Етолин
(Москва), В. Борисенко ° (Белоруссия),
И. Чичеров, Г. Николаева (Москва),

ПЛЕНУМА

К. Краулинь (Латвия) М. Шкерин, М. Bor-
данова (Москва), Мехти Гуссейн (Азер-
байджан). Л. Скорино (Москва). Д. Сама-
ганов (Киргизия), А. Трипольекий (Украи-
 на), ИН. Лесючевский (Москва). К. Султа-
‘нов (Датестан), А. Белик, (С. Кирсанов
(Москва), Б. Игенти (Грузия), 3. Гусева,
ТА, Коваленков (Москва), J. Новиченко
(Украина), Г. Фиш (Москва).

Доклад А. Фадеева «0 залачах литератур
  ной критики» и прения по докладу будут
  опубликованы в следующем номере.

Конкурс на лучшую книгу для детей

Заканчивается второй тур конкурса на
лучшую художественную книгу для детей,
проводимого Министерством просвещения
РСФСР и Детгизом. На рассмотрение жю-
ри представлено 518 рукописей, что значи-
тельно превышает количество произведе-
ний, поступавших в прошлые годы.

Уже начинают поступать рукописи на
третий тур конкурса, прием которых за-
кончится   мая.

Утвержден новый состав жюри конкурса.

вии, О ДУРНОМ СОЧИНИТЕЛЬСТВЕ

мера». — В. Е.), слыша возбужденные
толоса присутетвующих. — А ведь это—
не чудо... Показывайте дальше, главный
инженер.

Альтман свел всех вниз и, подойдя к
  одному из пролетов на конвейере, © вос-
  хищением протянул руку:

Вот».

В итоге этой
спокойно делает резюме,
вывающее реальную возможность осущест-
вить  прелложение директора  oTHOCH-
тельно «минутки». «Так, вместо четырех
рабочих двое и в три раза быстрее, —ре-
зюмировал Альтман». Разумеется, все
восхищены и одновременно посрамлены
этой новой демонстрацией неизмеримого
умственного превосходства Николая Во-
раблева над всеми окружающими.

Спрашивается: ° почему же Альтман,
еще до совещания детально ознакомив-
шийся © техникой, обосновывающей поя-
ную реальноеть предложения Кораблева,
кричал‘ на совещании 0 «безумии» этого
предложения? Ведь выходит, что он со-
знательно дискредитировал в глазах ин-
женеров и мастеров предложение, разум-
ность которого ему не могла не быть яе-
ной. Возникает и другой вопрос — что
это за странное совещание, на котором
«порядок» следующий: сначала вносится
предложение без какой бы то ни было
мотивировки; затем происходят долгие
прения, участники которых развиваот
подробную аргументалию против предло-
жения, . внесенного без мотивировки; и
лишь после того, как ораторы таким 0б-
разом крайне «целесообразно»  затратили
свои силы, — директор © помощью глав-
ного инженера “лает, наконец, техниче-
скую мотивировку внесенного им прелло-

демонстрации Альтман

вполне 0боено-

В него входят:. министр просвешения
РСФСР И. Каиров (председатель жюри),
А. Фадеев и Л. Дубровина (заместители
Е Од секретарь ИК ВЛКСМ
Н. Михайлов, Н. Нечаев, академик Н. Се-
менов, член-корреспондент Академии наук
СССР А. Еголин, профессор Л. Тимофеев,
заслуженный учитель И. Новиков, С. Мар-
шак, С. Михалков, А. Мусатов, В. Смир»
нов, 3. Кедрина, М. Белахова, К. Писку-
нов, В. Компаниец,

чем  старательнее стремится автор раз-
дуть своего героя, тем яенее становител
фальшь этих стараний. Образ Николая
Вораблева бесконечно далек от образа
подлинного болыпевика-руководителя.
Товариш Сталин указывает, что наз
стоящим руководителем яваяется чот, кто

умеет не только учить масеу, но и учить-- >

ся у нее. Решения; которые. принимает
большевиетский фуковолитель, “являются.
решениями, принимаемыми е учетом раз-
личных мнений.

Весь роман написан как будто ca
специальной целью убедить в том, что
Кораблеву нечему и незачем учиться у
массы рабочих, стахановпев, инженеров;

детских произведений люльми других про-
фессий — шахтерами, сталеварами, хле-.

романтичное ^

Кораблев только делает вил, что учимся _

у них, Вот его «метод руководства». На
10 совещание, на котором Кораблев вно-
сит свое предложение о «минутке», он

приходит © заранее готовым решением: по.

для того, чтобы создать ВИДИМОСТЬ, ЧТО В
этом решении участвовал коллектив, он

заставляет присутствующих спорить; при.

этом. мнения, высказываемые спорящими,
ему не интересны, потому что он уже все
сам предрешил.

Может быть, в педагогическом процес
с6. в воспитании детей до десятилетнего
возраста этот «метод» применим. Но впо+
литическом, административном, производ-
ственном советском руководетве это в
высокой степени фальшиво! А, между тем,
Кораблев постоянно ведет себя с руково-
димыми им людьми, как с малыми ребя=
тами. Коллектив, изображенный Панферо=
вым в виде безликой, отсталой массы, —
такой коллектив не способен чему-либо
научить Кораблева!

Этот коллектив оказался не епособным.
и разоблачить Кокорева. Потому-то Пан»
феров и прибегает к самому лешевому и
неуклюжему  летективу. Кокорев оказыя
ваетея разоблаченным не вследствие бди-

жения. Возникают и доугие вопросы, но...   ТЕЛЬНОСТИ заводского коллектива. а тольз

стоит ли спрашивать? Вель ‘уже и 6e3

того ясно, что и Альтман кричит: «безу-

мие!», и Лукин лумаст о душевном забо-
левании Кораблева, и все участники о-
вештания оспаривают. предложение лирек-
тора, — только для том, чтобы еще и
ео раз как можно «эффектнее» проле-
умственное превосходство

ко. по детективной, чисто внешней и в
TOMY же неправдоподобной случайности.
Лукин, после того как он понял чужз.
дость и врелность Вокопева, говорит:
«— Вее истлелю (!): Кокорев обречен на
провал! Может быть, мы не сумеем сва-

ОКОНЧАНИЕ СМ, НА 4 СТР.

Всем ходом романа автор пытается убе-   ЛИТЕРАТУРН АЯ ГАЗЕТА

незаменимости и

№ 10

——