` ление тов. Кирсанова

АП пленум правления Союза советских писателей

заключительное слово А, Фадеева
задачах литературной критики“

По докладу „0

Товарищи, ХШ пленум правления Саюза
писателей проходит под знаком критики и
самокритики. Kean сравнить © прежцими
пленумами ССП, то можно сказать, что
народ поговорил здесь откровеннее. Из
выступлений, — очень разных, даже из та-
ких, в которыми во многом нельзя 0о-
тласиться,— все-таки можно и нужно
отобрать здоровое зерно -— прежде всего
р работы руководства Союза писа-
телей.

Таких выступлений на пленуме было
немало.
Выступления тт. Николаевой, Беликд,

Семушкина, Суркова, Кирсанова. Трегуба,
Первенцева, Грибачева, Ермилова’ даже
Шкерина, не говоря уже о самокритиче-
ских выступлениях TT. Софронова и Си-
монова. подвергли серьезной критике ра-
боту руководства союза.

Многие из этих критических выетунле-
ний были откровенными и идейно ясными
(5 таким я отношу выступления тт. Си-

‚ монова, Софроиова, Суркова, выетунления

тт. Николаевой, Семушкина, Грибачева и
некоторых других), а, например, выетун-
было таким, где
элементы справедливой критики  сопро-
вождались пирковым дивертиементом.

Это, однако, не снимает в нас ответ-
ственноети и в такой критике уловить
живой голос жизни. Как полезное для жиз-
ни человека растение не всегда растет в
чистом виде, а часто и среди сорняков, так
и в выступлениях, где попадается немало
лишнего, следует уметь видеть то здоровов,
что там есть. Даже в речи тов. Шкерина,
сплошь заросшей чертополохом мелкой груп-
повщины, содержались правильные момен-
ты критики недостатков работы руководетва
Союза писателей.

В чему сводились критические замеча-
ния в адрес руководетва? Это хероню разъ-
яенил тов. Симонов. Для того, чтобы пра-
Вильно направить критику, нужно самому
руководству Союза писателей покончить ©
остатками приятельеких отношений в своей

‚ среде, восстановить настоящую большеви-

CTCKYIO KOAMCTHAAbHOCTL B работе, обсуждать
произведения, невзирая на лица, е прямы-
ми выводами и практичеекими предлюже-
ниями, — только тогда можно правильно
организовать и направить критику.

Я думаю, что главная польза данного
пленума и заключается в TOM, что он
вскрыл этот нелостатой в работе руковод-
ства Союза писателей. Этот грех есть, с
ним пора кончать. :

Мы собрались в секретариате п в пре-
зидиуме люди ‘разные, разных художествен-
ных манер, вкусов, и дело осложняетея у
нас тем, что не очень прямолинейно мы
разговариваем прежде всего о произведени-
ях друг друга. Сохраняем внешнюю
‚«лойяльноеть», боимся «осложнить» взаи-
моотношения и сглаживаем взаимную кри-
THRY, & дело от этого. страдает. .. р

Первый вывод; который нам нужно сде-
лать,— это перзстать «ллберальничать» по
отношению друг к другу, лаквидировать
остатки ложных приятельских отношений.
Памятуя, однако, что мы живем в социали-
стическом государстве, где есть своя с9-
циалистическая дисциплина, правила соци-
алистического общежития, надо стремиться

к тому, чтобы эта взаимная критика исхо-  .

дила не из личных или групповых побуж-
дений, а из интересов общего дела.
Литературная критика действительно

яизтнет вперед, когда будет видеть образцы

правдивого, критического отношения кю про-

изведениям друг друга в руководстве Сою-

за писателей.

Второй вывод из критики в адрес руко-
водетва Союза писателей правильно наме-
тил в своем выступлении тов. Грибачев.

За эти последние тоды у нас выросли
молодые кадры литературы. Эти кадры про-
шли Отечественную войну, они пришли из
гущи жизни © живым чувством нового.
Они принесли это новое в своих произве-
дениях. 910 —т отряд большой, это — не-
сколько десятков человек, известных уже
всему народу. Они вильно изменили облик
нашей литературы. :

Немного недооценили мы значение этого
фактора. Эти люди фактически влились
в передовые ряды советских писателей,
они вместе со старыми кадрами отвечают
за судьбы литературы и имеют полное
право участвовать в руководстве этой ли-
тературой. А мы немного недооценили: это-
го естественного выдвижения и роета ва-
ших кадров.

Когда здесь слишком легко бросаются
словом «групповщина» — это не всегда
верно, Не следует бросаться этим словом.
Инома можно искусственно вызвать груп-
товщину. Вели люди. стоящие у руковод-
ства. недооценивают новых людей, их зна-
чения, He прислушиваются K ним, не
привлекают к участию в руководстве, мо-
лодые люди начинают обижаться, и это еще
не ость сгрупповщина». Здесь уже вино-
вато само руководетво, что во-время He
пошло им навстречу.

Поэтому к молодым кадрам литературы
я не применял бы слова «групповшина».
Оно было бы несправедливым по откоше-
вию к ним. Надо выдвигать и воспитывать
эти кадры, вылвигать их в  руюоводетво
Союза писателей и в релакпии наших
журналов. И они, несомненно, принесут с
с0бой много свежего, нового.

Это не значит, конечно, что перед эти-
ми новыми кадрами должны «поступитьея»
старые кадры. 9т0 должно быть сочета-
нием старых и новых кадров, как этому
утат товариш Сталин, и 910 необходимо
сделать.

Мололые кадры писателей не должны
думать, что 10 большое и новое, что они
вили в литературу, должно заставить
остальных перед ними кланяться. Нет. Они
сами выступают с критикой и должны по-
Нимать, что тоже нуждаются в критике,

Поэтому мно хочется сказать несколько
слов 0 тех недостатках, которые я, как

литератор старшего поколения, вижу У
многих представителей литературной моло-
дежи, о недостатках, присущих им, как
писателям.

У многих из них нет пафоса учебы. Я
уже сказал, какие осложнения могут про-
изойти от недооценки этих новых кадров.
Но они напрасно до сих пор живут только
пафосом их недооценки. Среди них много
лауреатов Сталинской премии, людей зна-
менитых. И пафос недооценки пора им
заменить пафосом учебы.

Вот, например, выступил молодой кри-
тик тов. Белик, и некоторые советы, кото-
рые предал он молодым товарищам, я не
могу признать правильными. Он верно
сказал, что метод социалистического реа-
лизма — самый‘ роволюциопный ‘метод в
литературе и что этот метод совершил
переворот в искусстве. Олнакд на этом
основании он, как нечто устаревшее и
книжное, стал третировать классиков.

И с этим. никак нельзя согласиться.
Тов. Белик забывает, что с самым  ре-
волюционным методом можно написать
очень плохо, если не учиться и не рабо-
тать над собой.

Молодые люди, которые пришли от жи-
вой жизни, знают ве отлично. Можно по-
желать им, чтобы ‘они и дальше не поры-
вали связи с ‘тем, что их породило. Ho
вопросе учебы — всестороннего усвоения
знаний и специальной. литерагурной уче-
бы-— не отпадает. И лучшими учителями для
литературной молодежи были и останутся
Ленин и Сталин, которые товорят © том,
что надо учиться и учитьея, надо учиться
также у прошлого, у старого, ето не от-
бросить. Я напомню некоторые места из
речн Ленина на 5-м съезде комсомола:
«Без ясного понимания ‘Того, что только
точным знанием культуры, созданной всем
развитием человечества, только переработ-
Кой 68 можно строить пролетарскую куль-
туру — без такого понимания нам этой
Задачи не разрешить... Пролетарская куль-
тура должна явиться закономерным разви-
THEM тех запасов знания, которые челове-
чество выработало под гнетом капиталисти-
ческого общества, помещичьего общества,
чиновничьзго общества:

Bee эти пути и дорожки подводили, и
подводят, и продолжают подводить к проле-
тарекой культуре...» Вы слышали, това-
рищ Белик? «Иодводят и продолжают под-
ВОДИТЬ...» :

Когда мы обсуждаем истекший литера-
турный год, мы не должны’ забывать о
том, что партия критиксвала и критикует
нас также за невнимание к художествен-
ному качеству нашей работы.

Например, мне кажется неправильным и
даже неестественным. что в выступлениях
о литературе многих молодых людей Ha
пленуме, говоривших. очень хоропме и
правильные вещи, очень мало‘ говорилось ©
Художественном качестье, о мастерстве, о
литературной форме.

Разве мы отменили красоту, прекрасное
в искусстве? Разве мы не должны пред-
отвращать торопливость, скороспелость в
работе, добиваться подлинного мастерства,
подниматься Bee выше и выше?

Ленинский принцип партийности лите-
ратуры, который глубоко связывает писа-
теля © самыми передовыми силами обще-
ства HH с еальной жизнью общества,
строящего коммунизм, открывает перед
писателями все богатетво мира! Ведь лите-
ратура и искусство только. сейчас по-на-
етоящему, в самом великом историческом
значении этого слова, могут стать прекрас-
ными!

Вот отсутствие этом пафоса учебы я
считаю большим недостатком многих и мно-
гих молодых писателей.

Когда я в своем докладе говорил о груп-
повшине, я совершенно точно называл ce
адреса. Я говорил, например, о групповом
характере критики в журнале «Октябрь»
прежде веего для того, чтобы ваша лите-
ратурная молодежь не слушала плохих
учителей. :

Литературная критика в журнале «Ок-

тябрь» захваливает «евоих» и ругает
‘«чужих» и прежде всего захваливает мо-
лодых  пивателей, на

напечатавшихся
страницах журнала.

Но, дорогие товарищи, ведь вам же в
редакции журнала льстят, хотят простить

вам ваши художественные слабости вместо

того, чтобы исправить их! А делается это
для того, чтобы вы в свою очерель прюма-
ли слабости вашим учителям в «Октябре».

Когла выступил тов. Нервенцев — члея
редколлегии журнала «Октябрь», то он
просто чудесно рассказал 0 достоинетвах
статьи Бубеннова © критикой романа

`В. Катаева «За власть Советов», под этой

частью его речи можно целиком поднисать-
ся. Но как увял пафос тов. Первенцева,
когла он заговорил о нерятливем, недора-
ботанном, содержащем непродуманные и
илейно сомнительные моменты романе
редаклора журнала Ф. Панферова «Боль-
roe искусство»!

Тов. Перзенцев уже не смог применить
большевистекий принцип критики в при-
менений к своему товарищу по редакции!
Так оно и получается: в критической
статье о молодом писателе Первенневе «Ок-
тябрь» замалчивает художественные слабо-
CTH его действительно талантливых пройз-
волений. В благодарность за это тов. Перзен-
пев снисходительно относится к художест-
венным слабоетям своего релактера тов.
Панферова. А я вам советую, тов. Первен-
цев, не слушайте голосов лести, елушайте
голоса критики; они полезнее для нисате-
ля. И тов. Первенцеву и многим друтим
молодым писателям пора выработать навы-
ки литературного труда и прежде всего не
лениться лишних 2—3 раза переписывать
свои произведения от руки — тогда они
будут рсе более и более совершенными.

Я согласен с суровой критикой тов. Ce-

‚ Софронов, Первенцев, Суров — повинны в

по поводу ошибок этого журнала, напеча-
тавшего в течение года несколько произве-
дений, справедливо подвергнутых в нашей
печати резвой идейной и художественной
критике. Секретариат Союза писателей
должен был бы, заметив первую же эшиб-
ку «Нового мира», очень еерьезно заняться
этим журналом, покрятиковать его принци-
пиально. Несомненно, покритиковав «Но-
вый мир», Как следует, мы предупредили
бы последующие его ошибки. Думаю, что в
этом отсутетвии критики журнала «Новый
мир» опять-таки сказалиеь крупные чедо-
статки секретариата (С0103а писателей, не
холавшего  «обострять отношения». Но
журнал «Новый мир» нихотла не грепил
тем, чтобы хвалить на своих страницах
своего редактора и завоевывать лестью ли-
тературную молодежь для зашиты неудач-
ных произведений своего’. редактора. Ив
этом — преимущество. журнала «Новый
мир» перед журналом «Октябрь».

Я пе согласен с замечанием тов. Симо-
нова, будто наши молодые драматургии —

групповикине. Но они несомненно повинны
в амнистии художественных слабостей про-

Выставка
ветровекой книги

ЛЕНИНГРАД, (Наш корр.). 8 февраля
исполнилось 225 лет со дня смерти выдаю-
щегося государственного деятеля России
Петра Первого.

В связи < этой датой в отделе релкой
книги Государственной публичной библио-

техи им. М. Е. Салтыкова-Шедрина от-
крылась выставка петровской печати. В
витринах — пожелтевшие страницы книг

всевозможных форматов и образцов, с по-
меткой на всех титульных листах: «Изда-
но повелением Петра Первого». Обращает
на себя внимание прикладной Характер
литературы петровского времени. Это
прежде всего учебники и технические по-
собия. Под стеклом: букварь Поликарпова,
напечатанный в 1701 году, нервый светский
учебник «Юности честное зерцало или по-
казание к житейскому обхождению», грам-
матика Мелетия Смотрицкого, по которой
учились на Руси до появления ломоносов-
ской.

Болыное значение придавалось при Пет-
ре изданию календарей-месяцесловов. Они
выходили в виде продолговатых карман-
ных  книжечек, содержащих множество
справочных сведений.

На выставке экспонируются книги и
учебники по арифметике, географии, астро-
номии, истории. Среди них «Синопсис»,
которым пользовался Карамзин для. своей
«Истории государства Российского», «Рас-
суждения» Петра Шафирова о причинах
войны с Карлом ХПИ. Специальный раздел
выставки посвящается петровской военной
книге. Здесь представлены всевозможные
уставы, изданные при Петре. Вызывает ин-
терес книга Вобана «Изинный способ
укрепления городов», переведенная отцом
великого полководца” Василием Суворовым.

‚ Перестроить систему подготовки.
молодых литературоведов

Письмо министру высшего образования СССР С. В. Кафтанову

и министру просвещения

В нашей печати, на совещаниях и дис-
кусенях, в докладе А. Фадеевь на ХШ
цленуме правления Союза советских писа-
телей много говорилось о недепустимо-
CTH отрыва литературной критики от со-
временной советской литературы. Подав-
ляющее большинство литературоведов и
критиков занимаются изучением прошло-
го. Книг и статей на темы советекой ли-
тературы появляется очень мало.

Теперь уже ясно, что вопросами совет-
ской литературы не может не заниматься
каждый работник литературной науки, не-
зависимо от его специальной подготовки.
Необходим коренной поворот уже работаю-!
щих, проявивших себя в литературоведе-
нин квалифицированных кадров к вопросам
современности.

Но это одна сторона вопроса. Вторая за-
ключаетея в подготовке новых кадров ли-
тературных критиков.

Ежегодно оканчивают аспирантуру фи-
лологических факультетов университетов и
педвузов значительное количество моло-
дых литературоведов. Казалось бы, что
наша литературная критика должна пюето-
янно пополняться новыми, свежими высо-
коквалифицированными силами. Однако

шрюнент работников, приходящих после
окончания аспирантуры в литературную
критику, ничтожно мал. Объясняетея это

изведений друг друга. :

llopa покончить ‘в таким положением,
когда молодой человек, не поработав, не
потрудивигись, тащит в журнал или В
театр свое сырое произведение, да еще
требует, чтобы перед ним кланялиеь. От-
крыв новое, поработай над ним и Учнеь,
учись. Разве мы имеем право вступать в
коммунизм с искусством, которое уступа-
ло бы самым величавым гершинам клас-
сического реализма?

Нам всем надо учиться, развивать зна-

ния, достигать вершин художественного

мастерства! Да это. касается
«стариков»: жизнь показала, что некото-
рые старики не ‹ придерживаются этой
коль, а некоторые просто разбаловалиеь.
Нам пюра поднять уровень требований и
пафос учебы.

Очень много портит, мешает идейному
YACHCHHIO OOCTAHOBRA B Colose писателей
шаткая линия «Литературной газеты» в
вопросах литературы: то правильно высту-
пит, TO неизвестно — куда  заедет, и
иногда нельзя понять, чего она хочет.
этом прежде всего виновен ее редактор
тов. Прмилов, который при веех его досто-
инетвах острого и сюсобното критика
облалает следующими недостатками: кри-
тикует, ставя своей целью He исправить
опгибки писателя, а изничтожить его, ках
«противника», критикует, подозревая во
всех и каждом только чуждое, враждейное,
а пе для того, чтобы, разоблачив дейетзи-
тельно чуждое и враждебное, сплотить
вокруг газеты» все литературные ‘силы;
критикует других, не исправляя собетвен-
ных ошибок, замалчивая их; критикует в
‚одиночку. ставя себя пад
галеты, над секретариатом Союза писате-
лей, не понимая и недооценивая
преимуществ. коллегиальцой, коллективной
работы.

Он обижается на то; что среди писате-
лей и критиков никто его не полдерживает;
хотя у него бывают и правильные выступ-
ления. А между тем это очень понятно.
При таких его недостатках очень трудно
уловить цель его критики. Когда цель вер-
на и ясна-——и людей соберешь вокруг
себя. А кого же из литераторов сплотила
вокруг себя «Литературная газета»? На
основе такой шаткой позиции трудно
сплотить вокруг еебя людей.

Товарищи, вопросы, которые я’ поднял

сейчас, в заключительном слове, я дей-
ствительно не поставил с должной остротой
в докладе. И правильно меня покритикова-
ли за это. Я благодарю за критику.
_ Думаю, что Союзу писателей придется
еще сделать далеко идущие идейные и ор-
ганизационные выводы нз материалов этого
пленума.

Очень важно помнить, что мы в Союзе
писателей можем руководить только коллек-
тивно. Когда спрашивают, где гарантия от
опгибок, я могу сказать, что она в коллек-
тивности, коллегиальноети работы. В co-
злании новой литературы мы часто про-
Клалываем борозды по еше не поднятой
целине, и никто мз нас не застрахован от
ошибок, только коллективная работа мо-
жет помочь нам избежать их. Время мел-
ких «вожачков» в литературе лавным-
давно проыило, пусть никто на это пе пре-
тендует. Они нам только могут повредить.

Поэтому в редакциях журналов у нае
везле должны быть работающие на деле
редколлегии. Ошибок у нас в журналах
было бы меньше, если бы редколлегии ра-
ботали. Тов. Кирсанов был прав в той ча-
сти речи, котла говорил, что иногда сульба
произведения решаетея тем, что один че-
ловев из секретариата союза или редакции
журнала выеказалея за или против него,
или только двое, посоветовавнгиеь между
с000й. А ведь каждое литературное явление
надо обсудить, взглянуть на него с разных
сторон, посоветоваться коллективно.

Я считаю, что, несмотря на некоторые
«издержки производства», нати пленум про-
шел с пользой для Союза писателей. У нае
есть все возможности, все данные для того,
чтобы советская литература росла вперед
и выше и чтобы литературная критика
действительно стала руководящей силой в
развитии советской литературы. Думаю,
что и партия и товари Сталин ве оставят
Hac своей заботой и наверное еще ие paz
полскажут нам много такого, что поможет
нам двигаться вперед.

А самое главное — не дробить назти ли-
тературные силы по мелочам, не ставить
после такого острого, самокритическог
Пленума «каже лыко в строку», не
цепляться за то или иное неулачиое выра-
жение, & глубоко-илейно продумать то, что
здесь произошло, чтоды мы дальше рабо-
тали объединенно на страх врагам и на

и многих

мушкина в адрес журнала «Новый мир», расцвет советской литературы.

редколлегией ;

веех

Привлекают внимание посетителей вы-
ставки петровские «Ведомости о военных и
иных делах, достойных знання’и памяти
случившихся в Московском государстве и
иных окрестных странах». *

——-

Читатели-рецензенты

МАГНИТОГОРСК. (Наш корр.). В Цен-
тральной библиотеке металлургов регуляр-
но выходит стенная газета «Голос читате-
ля», которая печатает отзывы, библиогра-
Ффические статьи н рецензии читателей на
новинки художественной литературы.

В вышедшем недавно очередном номере
газеты помещены рецензии инженера
В. Горина и машиниста внутризаволского
железнодорожнога транспорта С. Полозова
на книгу ОД. Медведева «Это было под
Ровно». Токарь В. Кашко написал библио-
графический отзыв на роман Е. Мальце-
ва «От всего сердна», дежурный электрик
А. Табачников — на книгу И. Козлова
«В крымском ‘подпольеё». С содержатель-
ной рецензией на роман Конст. Федина
«Необыкновенное лето» выступил молодой
инженер И. Шулаев.

C 4 no 7 февраля в Союзе советеких
цисателей проходило совещание секрета-
рей областных отделений ССП;

© докладом о работе Роетовекого-на-До-
ну отделения ССП выступил В. Фоменко.
Ox отметил, что крупные удачи ряда ро-
стовеких инсателей определяет их тесная
связь с жизные, глубокое знание вовых
  явлений действительности. Писатели не-
редко работают непосредственно в тех ме-
стах, где’ премеходит действие их произ-
ведений. Так были <озданы А. Калининым
пъеед «Тихие вербы», рассказы «Глубокие
корни» и «Перед рассветом», заканчи-
ваелея роман «Красное знамя»; так созда-
ны «Кавказские записки» и роман «Пло-
вучая станица» В. Закруткина, роман мо-
лодото писателя И. Котенко «Колхозники».
На прогяжении последних лет добились
творческих успехов Г. Шолохов-Синявекий,
М. Никулин и другие. Интересен роман
М. Соколова «Искры», посвященный исто-
рии зарождения и развития рабочего дви-
жения на юге России. Борие Изюмский,
офицер, преполаватель Суворовекого учи-
лища, написал интересную книгу «Алые
погоны».

Детская литература представлена 3a
` последние два гола повестью «Звездочка»
и пьесой «Зелечый сундучок» И. Васи-
ленко, сборниками стахов А. Оленича-
Тнененко. i

Поэзия значительно отстает от прозы.
За исключением поэмы  «Карталинское
сказание» А. Гарнакерьяна, посвященной
жизни товарища Сталина, уже упомяну-
того еборника А. Оленича-Гнененко и сти-
хов А. Фарбера о шахтерах,  ростовекме
поэты не создали ничего значительного.

Бюро отделения не руковолит ° своим
альманахом «Дон». На страницах этого
альманаха порой печатаются такие сы-

рые, недоработанные вещи, как «Крутой
поворот» А. Галицкого,  «Станичники»
В. Авдеева.

Секретарь Сверлловекого отделения ССП
С. Самсонов рассказал, что за последние
полтора-лва тода отряд писателей попол-
пилея новыми именами. Эт0— 0, Керя-
ков, В. Очеретин, Е. Долинова. В Сверд-
ловском драмтеатре поставлена пьеса 0
новаторах ипроизводетва «Дорога первых»
А. Салынекого.

В 1949 году в Свердловеке вышли 21
книга местных авторов и 6 сборников
(три номера «Уральского современника»
и три номера детекого альманаха «Боевые
ребята»).

— Однако мы еще не создали произ-
ведений, достойно отображающих те пре-
образования. которые произошли в жизни
сталинского Урала, — говорит  доклад-
чик. — В истекшем году, кроме «Мира
на стану» Н. Ноповой, читатель не полу-
цил ни одного крупного произведения.

Работа свердловских критиков не мо-
жет утовлетрорить ни писателей, ни чи-
тателей. настолько поверхностный харак-
тер носят их статьи. Газет» «Уральский
рабочий» зачастую выступает е заума-
тельской критикой. С. Самеонов критику-
ет руковолетво ССП за слабую связь © ме-
етными писательекими оргавизаниями и
отсутетлие оперативмой помощи им.

В прениях по сообщениям В. omen
и (С. Самеонова выступили 38 человек.

Больнюе место в прениях занял  воп-

юе о методах TBOD TEC KOLO вторжения пи-
сателя в жизнь, о совмещевии творческой
работы писатРля с его деятельностью в
отделениях ССП. 06 этом говорили А. Cop-

(Сталимграл).. И. Молчанов-Сибирский (Ир-

тем. что в самой системе подготовки асни-
рантов-литературоведов, существующей в
настоящее время, заложено вопиющее про-
тиворечие. У аспирантов литературной спе-
циальноети три года уходят только на 10,
чтобы в итоге проиллюстрировать