’ то океана.

‚ной республики. 06 этом совершенно

31 января в Токио прибыла очередная
американская миссия. На сей раз Японию
посетили руковолители вооруженных сил
Соединенных Штатов — члены  объеди-
‹ненной группы начальников штабов во
главе с генерал-поджигателем Брэдли. Вы-
сокопоставленные визитеры заняты иненек-
тированием американских вооруженных сил
и военных баз, расположенных в Японии,
`на Гавайских островах, на Филиппинах, на
острове Окинава и в других районах Тихо-
Они также совешазются по воен-
ным вопросам с командующим оккупацион-
ными войсками США в Японии генералом
Макартуром.

L Что заставило военных руководителей
Америки отправиться в столь дальнее пу-
тешествие?

Правящие круги США
сейчас срочные меры к созданию «сани-
тарного кордона»: вокруг Китайской народ-
от-
государственный

кровенно поведал миру

’ секретарь Ачесон. Выступая 12 января в
’ Национальном клубе печати в Вапгингто-
’ не, он заявил, что все территории Дальне-

то Востока являются «оборонительной ли-

` вией» США.

:
}

Создание этой так называемой «линии
обороны» на Дальнем Востоке Соединен-
ные Штаты стали особенно форсировать
после того, как политика государственно-

го департамента в Китае завершилась
скандальным крахом. Рухнули надежды
американских империалистов на превра-

шение Китая в плацдарм войны против
Советского Союза, в опору для борьбы с

` освободительным движением народов Азии.

Поэтому. исключительное внимание
американские  экспансионисты уделяют
ныне Японии, отводя ей роль своего фор-
поста на Дальнем Востоке. И наместник

” Услл-стрита в Япении генерал Макартур,

}

восточным фюрером».

расположившийся в Токио, как в своей
вотчине, изо всех сил старается выпол-
нить поставленную перед ним задачу.
Дугласа Макартура называют «дальне-
Это весьма точное

определение, и Halo сказать, что амери-

` канским монополиям было бы трулно’ най-
‚ ти лучшего кандидата на пост диктатора

: Японии.

Прежле всего, сей генерал имеет нема-

In опыт душителя народа. Макартур по-

тылно знаменит, как организатор расетре-
та в 1932 толу мирной демонстрации ве-
теранов первой мировой войны. Известно,

“gro способности такого рода высоко ценят-
ся заправилами американской политики.

jie

Сын крупного нлантатора, Макартур <9-
верил головокружительную  карьсоу: от
лейтенанта ло генерала армии США п
фельдмаршала Ффилиппинской  аомий; по-
злелний чин он получил в 1937 году,
Зулучи командующим филиппинскими вой-
ками.

Навыки американского  «культуртреге-

} за» Макартур воспринял у зубра амери-

занского империализма презилента США
‚ Геодора Рузвельта, у которого в 1906—
‚ 1907 годах был адъютантом. Bea даль-
чейптая деятельность генерала Макартура

1, показала, что он не только свято следует

‚ зоветам своего учителя, но и превзошел

1: 70.

Попав в Японию в качестве хдоверенно-
лица Уолл-етрита, генерал  Макартур
тервым делом положил под спул Нотедам-
 кую декларацию и другие согласованные
 жшения союзных держав. Он деятельно
занялся созданием в Японии и в других
  зайонах Тихого океана военных баз, вос-
  тановлением японского военного промыш-
  тенного потенциала, превращением страны
  3 американскую колонию.

Японские порты Иокосука, Сасебо, В0бэ
гя многие другие переоборудованы и сдела-
’ иеь американскими военно-морскими ба-
  ами. На небольшом острове Окинава
Макартур построил двалцать пять  аэро-

‘

предпринимают

>

П. КРАЙНОВ
Sd

дромов. 0 затратах на военные мероприя-
тия ` ярко свидетельствует следующий
факт: на сооружение только одной авиа-
ционной базы в Мусава затрачивается
113 миллионов долларов. А таких авиа-
баз, по сообщению американской газеты
«Дейли компас», в Японии сейчас строит-
ся шестнадцать.

Олновременно американские поджигате-
ли новой войны занялись  реставрациеи
чпонского милитаризма. Японии в Азии,
так же как Западной Германии в Европе,
отведена роль ландекнехта в будущей вой-
не. 06 этом откровенно говорят высшие
чины армии США, Так, бывший коман-
дуюший восьмой американской оккупаци-
онной армией в Японии генерал Эйкель-
бергер призывает вооружить Яно-
нию и превратить ее в «союзника» (0е-
диненных Штатов в предстоящей войне.
«Янонцы будут такями солдатами, — зая-

вил Эйкельбергер, —© которых Только
могут мечтать командиры».
Американские оккупационные = власти

посшряют реваншиетские вылазки япон-
ских милитаристов. В стране вновь  рае-
цвели пышным иветом махровые фашист-
ские организации, вроде «Общества друзей
хризантемы», ратующего за восстановле-
ние «великой императорской Японии». На
политической арене опять появились Ta-
кие ультрашовинистические организадии,
как, например, «партия Ямато», «Мир и
Япония» и другие, пропагандирующие
воссоздание «великоазиатекой сферы про-
цветания» под эгидой Японии и покрови-
тельством США.

С благословения Макартура  отъявлен-
ные милитаристы снова занимают в Япо-
Hun важные посты. Премьер-министр Но-
сила Ситеру, однокашнив пресловутого ге-
перала Танака, с парламентской трибуны
призывает к войне. Не отстают от Иосида
и другие «государственные мужи» макар-
туровекой Японии. Вместо о того чтобы
быть посаженными на скамью  подсуди-
мых, они из рук Макартура получают ми-
нистерские портфели.

Видимо, желая «укрепить»  государ-
ственный аппарат, Макартур выпустил в
конце прошлого года на свободу сорок пять
японских военных преступников. Ранее
были освобождены многие другие главари
милитаристской клики и «дзайбацу», в
том числе Окава —— вдохновитель  япон-
ской агрессии в Маньчжурии, & Также
автор ряда книг и статей, пропагандиро-
вавших превосходство японской расы.

Материалами судебного процесса `над
японскими военными преступниками, про-
исхолившего в Военном трибунале При-
мерского военного округа в Хабаровске в
декабре прошлого года, полностью хдоказа-
но, что правящие круги Японии во главе
© императором Хирохито на протяжении
многих лет тайно готовили бактериологи-
ческую войну. Советское правительство в
ноте от 1 февраля 1950 года правитель-
ствам США, Великобритании и Китая по-
требовало предания влохновителей и идео-
логов бактериологической войны во главе
с императором Хирохито специальному
Международному Военному Суду.

Советекая нота была с удовлетворением
встречена всей демократической  обще-
ственностью. Так, например, китайская ra-
зета «Гуанминжибао» писала, что «Хирэ-
хито, Гитлер и Муссолини являются воен-
ными преступниками одного калибра».
Олнако широко известно, что император
Хирохито пользуется 060б0й любовью ге-
нерала Макартура. На’ свободе гуляет и
такой изверг человечества, как Исии Си-
ро — «идеолог» бактериологической войны
против СССР, Китая, МНР и других стран.

Дм. КАБАЛЕВСКИЙ

‚ Английские

Трехнедельное пребывание в Англии,
госещение Лондона и поездки по всей
-›тране обогатили нас, членов советской де-
\ тегащии, множеством самых тфазнообразных
т зачастую очень противоречивых о впе-
* чатлений.
И хотя впечатления эти далеко не ис-
‚ черпывающи, они все же могут дать пред-
} тавление о некоторых сторонах жизни
‚егодняшней Англии.
На протяжении всей нашей поездки мы
`‘вственно ощущали; что перед нами как
‘gt ape Англии — Англия дружески расно-
  оженного к нам народа, который не хочет
‚ овой войны, и реально; в повседневной
  кизни ошущает последствия маршаллиза-
  гии страны, по сути дела, утратившей не-
зависимость; и другая Антлия— Англия ре-
‚кциюнеров. со звериной враждой относя-
: тихся ко всему  переловому в мире, в
” тервую очередь, к Советскому Союзу, и
‘ отовых принести в жертву своим интере-
am будущее не только английского народа,
0 и всего человечества.
  ..Мы подлетали к Лондону уже с на-
  туплением темноты. Город, обозначенный
 ле-то внизу пересекающимися и расходля-
‚ пимися в разные стороны линиями огней,
азалел с самолета бесконечно большим. В
альнейшем к этому первому впечатленито
  фибавились и другие: город суетлив. и
  зажетея, будто весь он покрыт сплошным
  ерым налетом — от гари фабричных труб,
г испарений автомобильного бензина.
  _ Своеобразие Лондону прилатот парки, не-
  волько смягчающие общий серый колорит.
аков, например. Гайд-парк, расположен-
  ый в самом центре столицы: утром п
  нем здесь можно наблюдать игры ребяти-
  Тек, славных и шаловливых, как и ребя-

}

ишки всего мира. По специальным дорож-

\ ‘ам, особенно в воскресные дни, в одиноч-
у, парами и целыми семьями гарпуют на
’ ткормленных лошадях лондонские богачи.
Попозже, во второй половине дня, в
айд-парке появляются со своими склад-

«Литературная. газета» выходит два раза

в неделю: по средам и субботам:

‚от роскошных

впечатления

ными стульчиками-трибунами традицион-
ные ораторы, занимающиеся пресловутой
игрой в «евоболу слова» (ее, кажется, уже
никто и в’ самой Англии не принимает
всерьез).

Е вечеру картина вновь меняется—ати-
таторов из «армии спасения» сменяет весъ-
ма внушительная по численности и актив-
HOCTH действий армия проституток.

Некоторые ораторы в Гайд-парке под
присмотром полисменов усиленно реклами-
руют прелести английской «демократии».
Но это лишь очень небольшая часть той
рекламы, во власти которой находится вся
Англия. Бесконечное количество цветных,
крикливых, назойливых плакатов, афиш,
лозунгов, надиисей. Во всех городах стра-
ны меня буквально преследовали огромные
щиты с изображением счастливого англи-
чанина с трубкой в зубах, который везет
на себе повозку, и в ней — здоровенного
битюга. Это значит: пейте пиво «нашей»
фирмы — и вы будете таким же сильным
и счастливым.

На Пиккалили-стрит — в центре лондон-
ских модных магазинов и развлечений —
те же бесчисленные рекламы, но здесь на-
рялу с зубными шетками, пивом и автомо-
билями вам предлагают также разного рода
зрелища и развлечения. Вот огромный
шимпанзе держит в лапах крохотную, пла-
чушую девочку в ночной сорочке: это —
реклама нового модного американекого
фильма. На противоположном углу улицы
с плаката на вас смотрят застенчиво улы-
бающиеся п беззастенчиво обнаженные
дериты: это театр. в котором гастролиру-
ет труппа парижеких танновщид.

Декорапию беспечной жизни нарушает
лишь бледный, осунувшийся старик. зара-
батывающий жалкие гроши пгрой на изу-
мительно старомолном оркестрионе. Да еще
етоящее посреди плошади изваяние Эроса,
которого недавно «разоружили», выкрав у
него из руки серебряную стрелу...

Но вот вы отъезжаете немного в стопону
кварталов Лондона. Прел
вами совершенно иная картина, глубоко
вас поражающая. Обгоревшие, вот-вот го-

тельности — иными

Пальневосточный борпост американской реанции

Лругой видный военный преступник, упэ-
мянутый в советской ноте, генерал-лейте-
нант Касахара. Юкио, в настоящее время
является владельцем парфюмерного мага-
зина.
Американские оккупационные власти
явно  покровительствуют организаторам
бактериологической войны против СССР,
Китая, МНР. Еще 24 декабря 1949 года,
в дни, когда в Хабаровске судили 12
«деятелей»  бактериологической — войны,

представитель штаба Макартура, вопреки

фактам, заявил, что американские оккупа-
ционные власти «не нашли» в японских
документах ничего, что говорило бы о
применении янонцами бактериологических
срелетв войны.

Тем временем генерал Макартур ¢ бес-
предельным цинизмом  разглатольствует о
том, что в демилитаризация и демократи-
зации Япония под его руководством «до-
стигла Ффеноменальных успехов»!

Американские монополисты задумали
превратить Японию в свою колонию. С этой
пелью они выработали так называемую
программу «экономической стабилизации».
Смысл ев — обеспечить максимальные

1 прибыли © американских капиталов, вЕла-

лываемых в японскую промышленность,
увеличить доходы монополий за счет сни-
жения жизненного уровня  трулящихея
Японии. Фактически это программа ог-
рабления и закабаления японского нато-
да. Результаты ссуществления этой ганг-
слерекой программы налицо: свыше 80
процентов японской экономики уже пере-
шло в руки американских монополий.

Короли американского бизнес» активно
полвизаются на японской почве.  Амери-
канским ‘дельнам предоставлены — веевоз-
можные льготы, право «свободной» лея-
словами, право бес-
контрольного  хозяйничанья ‘в японской
экономике. Они имеют право приобрете-
ния недвижимой собственности, не подвер-
таютея обложению налогами и т. д. Сам
Макартур обзавелся акциями ряда япон-
ских фирм, став. таким образом, владель-
цем акций «лзайбацу».

Вот для чего американским барышни-
кам потребовалась  дальневосточная «ли-
ния обороны»! Им нужны новые рабы,
новые рынки, ‘новые солдаты.  Торопясь

утвердиться в Японии, они готовят войну

против СССР, зарятея на Китай. Ilo1-
жигатели войны готовятся заключить се-
паратный мир с Японией без участия
CCCP ип Китая. Прикрываясь этой бумаж-
кой, они надеются прочно укрепиться на
японских островах, как на собственной
земле. у

Япония, по расчетам американских импе-
риалистов, должна стать опорой  гоепод-
ства США на Дальнем Востоке. Но spat
ли эту опору можно считать прочной.
Демократические силы в Японии растут.
Ныне они уже не те; что были во вре-
мя господства  милитаристекой клики
Танакз-—Тодзио. Одни только профсоюзы
объединяют около семи миллионов чело-
век—в пятнадцать раз больше, чем хо вой-
ны. Несмотря на дваконовские законы ге-
нерала Макаптура, задастовочное движение
не утихает. Им охвачены миллионы трудя-
щихся. Укрепляется авторитет японской
компартии — руководителя  демократиче-
ских сил Японии в борьбе за мир, свободу
и независимость. -

Bo всех странах Дальнего Востока
все шире развертывается борьба против
американских ‘колонизаторов.. Й нельзя не
согласиться с трезвым доводом америкал-
ской газеты «Дейли компас», которая
писала по поводу политики США в Япо-
нии: «Ратущая мощь прогрессивных сил
Японии, организованных в общенацио-
нальное движение борьбы за мир, протя-
водействует господетву США, и всякая
попытка осуществить американскую поли-

тику в Японии потерпит крах».

товые рухнуть остовы домов с надписью
«опасно», огромные груды кирпича и шеб-
ня, наконец, сплошные пустыри. Это быв-
шие ‘торговые кварталы Сити, районы
складов и портовых сооружений; TAHY-
щиеся вдоль набережной  грязножелтой
Темзы; наконец, это квартал Уайтченль;
сохранившиеся дома которого говорят о та-
кой тесноте и бедности, какую трудно да-
же себе представить.

Никто, видимо, не собирается приводить
Б Порядок все эти развалины, ибо все это
«частные» тазвалины. Они принадлежат
частным владельцам, как принадлежали
им и дома, ныне разрушенные. И у хозяев
нет, видимо, ни денег, ни особой охоты
проводить восстановительные работы. Так
и существуют эти руины, жуткий музей
военных разрушений, живое напоминание
о педавних ужасах и страданиях войны.
И в то же время своеобразное воплощение
чаетно-собственничееких отношений.

Принцин ‹ «частного владения»; этот
ужасный принцип «РЧМуже», от которого
мы так отвыкли, а дети наши если и
знают; то лишь по книжкам, здесь парит
повстоду.— «По этой улице проезд запре-
щен!» — Почему? — «Рнуа!е!» — В ка-
ком смыеле?— «ВБ самом обыкновенном: это
— частная улица. Она принадлежит част-
ному владельцу. Это он закрыл улицу ©
обоих. концов железными воротами и за-
претил по ней движение!..»

Когда одно из многих собраний, на ко-
торых мне прихолилоеь выступать, близи-
лось к конпу, я вдруг увидел, как по ря-
дам ходят люди с тарелками и собирают
деньги. «Зачем это собирают деньги? >, —
спросил я удивленно. Й мне сообщили, как
нечто само собой разумеющееся: «Надо
уплатить за помешение!»..Тогда лишь я
сообразил, что большинство помешений, где
обычно происходят собрания, тоже ведь
являются частным владением-—«ри!уа{е»!

ВБак-то в разговоре я заинтересовался:
«Гле y Bac готовятся молодые музыканты
для поступления в академию (консервато-
рию)?»—Йак где? Берут частные уроки.—
«А школы есть?»—Мало, но есть.—«Рг1-
уа!е?» — Конечно!.. И так везде и во
всем! Есть леньги-—влалееть всем. вплоть
до улиц в центре Лондона. Нет денег —
плохи твон дела. Мне, конечно, пе следова-
ло бы удивляться — ведь я находился в

Адрес редакции и издательства:
внутренней жизни — Г 6-47-20,. международной жизни — Г 6-43-62, науки — Г 6-39-20, ин

типичной капиталистической стране. И все

В СМИРИТЕЛЬНОЙ РУБАХЕ...

в. ПАВЧИНСКОГО (СФабаровск)

Рие.

Филателия на службе
у мракобесов

Борьба с «опасными мыслями» охватила
в Соединенных Штатах еше одну, на сей
раз не совсем обычную область — коллек-
пионирование марок. Нелавно среди амери-
канских филателистов начался «идеологи-
ческий поход» таких масштабов, какие вряд
ли знала вся прелшествующая история фи-
лателии.

Первым объявил «сигнал тревоги» фила-
телистический журнал «Каверс». В одном
из последних номеров журнала появилась
передовая статья, в которой релакция обра-
категорическим при-

тилась к читателям с
зывом не покупать марки стран народной
демократии, так как Восточная Европа

полученные за марки

может использовать и
капиталистической

доллары для «подрыва
системы».

В области филателии
образом, свой Форрестол,

Но редактор «Каверс» — не единственный
помешавшийся среди американских филате-
листов. Как сообщает газета  «Пипле
уорлд», лидер одной из католических орга-
низаций в штате Ныо-Иорк—Мэтью Кенне-
ли недавно самым серьезным тоном уведо-
мил государственный департамент, что во
французской зоне Германии происходит
нечто. весьма угрожающее... «плану Мар-
шалла». В качестве доказательства он при-
ложил конверт с наклеенными на нем дву-
мя 15-пфенниговыми марками. На марках —
портрет Карла Маркса. Это привело \мисте-
ра Кеннеди в такой испуг, Что. он счел
нужным немедленно оповестить о случив-
шемся государственный департамент,

Вся эта история, впрочем,
смешна. Есть и другая сторона медали.

Совсем недавно в газете «Чикаго сан
таймс» появилось объявление: «Марки ¢
Гитлером бесплатно!»

Далее следовало предложение о бесплат-
ной высылке по первому требованию ком-
плекта марок, выпущенных в свое время
нацистами для’ созданного Гитлером «про-
тектората Богемия — Моравия».

Как мы видим, лаже филателия в США
имеет ярко выраженную политическую
окраску и является прямым средством
антисоветской, профашистской пропаганлы,

объявился, таким

Фронт мира непобедим!

ФРАНИИЯ
Французский народ не хочет войны. 06

этом свидетельствуют восемь миллионов
голосов, поданных во Франции во время
недавнего голосования за мир. 06 этом

красноречиво говорит день ото дня pac-
ширяющаяся акливная борьба трудящих-
ся Франция за прекращение  «трязнон
войны» во Вьетнаме — постыдной коло-
низаторекой авантюры.

Докеры портов Марсель, Дюнкерк, Бу-
лонь, Кале. Сен-Брие отказываются гру-
зить военные материалы на пароходы,
отправляющиеся возВьетнам. Власти вы-
пуждены производить погрузку с помощью
солдат. В знак протеста против посылки
оружия в Индо-Китай рабочие многих
портов объявляют забастовки.

Борьба докеров встречает широкую под-
держку всех трудящихся Франции. Вогда,
нескольво дней назад в Марселе портовые
рабочие отказались  трузить танкетки из
пароход «Атос»; уходивший во Вьетнам,
местные влаети арестовали четырех вид-
ных профсоюзных деятелей Марселя. Вот-
вет докеры, рабочие крупнейших  пред-
приятий горола и трамвайшики прекрати-
ли работу. `Делегации металлистов, моря-
ков и докеров явились в полицию и потре-
бовали освобождения арестованных. В ре-
зультате мощного народного протеста ли-
деры профсоюзных организаций Марселя
были освобождены,

Тогла реакния решила воздействовать
на непокорных иным способом: за отказ
трузить вооружение на «Атос» и другой
пароход «Доба» докеров лишили гаранти-
реванной заработной платы. Но сломить
сопротивление трудящихея не улалось:
6 февраля почти все докеры Марселя пре-
кратили работу; протестуя против произ-
вола властей, тазета «Юманите» напеча-
тала заявление шахтера Роже Альфре из

же трудно было воздержаться от удивле-
ния,—-таким кричащим, разительным конт-
растом все это выглядело по сравнению с
обихолом жизни в нашей советской стране,
с нашей социалистической действитель-
ностью.

С удовлетворением могу отметить, что
большинство людей, с которыми мы встре-
чались, проявляло к нашей стране очень
большой интерес, самое искреннее и’ горя-
чее желание узнать о ней как можно боль-
ще. В то же время вынужден констатиро-
вать, что большинство тех же людей —
отнюдь не по своей вине — имело о СССР
весьма смутное, а зачастую и ложное ‘пред-
ставление. ee

Круг вопросов, заданных нам во время
публичных выступлений; был очень
обигирен. Интересовались рядовые англи-
чане буквально всем: от постановки дет-
ского музыкального воспитания до рекон-
струкции Москвы, of исследований в 00-
ласти атомной энергии до новых произве-
дений Прокофьева и Шостаковича, от ко-
личества комнат ‘в. наших московских
квартирах до какого-то танца «би-боп»
(«Правитея ли вам, профессор. новый та-
нец би-60п?»). В. подавляющем большин-
стве вопросы задавались все же серьез-
ные, дельные, и в них мы неизменно ощу-
щали живой, горячий интерее x CCCP.

Я чувствовал, как всякое слово правды,
разрушавитее горы лжи и клеветы, распро-
сетраняемой о Советском Солозе реакинонной
английской прессой, принималось с искрен-
‚ней радостью. Такое же отношение мы
встречали и в рабочей среде, и среди сту-
денчества, и в кругу рлловых интеллиген-
тов, в том числе мойх коллег по профес-
сил. Так было и в Тонлоне и в других го-
родах, где мне пришлось побывать: Бир-
мингаме, Бредфорле, Шеффильде, Глазго,
Эдинбурге. Общение с людьми. дейетви-
тельно ‘представляющими английский на-
род в его массе, готовый протянуть нам
руку дружбы и крепить эту дружбу, до-
ставляло большое удовлетворение.

Существенную роль в развитии движе-
ния за дружбу с Советским Союзом игра-
ет Британское общество культурной связи
с СССР, старейшее из аналогичных об-
ществ во воем мире. Имея отделения во
многих городах Англии, объединяя зна-

чительное количество передовых людей
страны, это общество устраивают вечера,

Сен-Ренэ (Северная Франция), учаетво-
вавшего в кратковременной — забастовке
протеста против войны во Вьетнаме.

«Я бастовал потому, — заявил Роже
Альфре, — что война во Вьетнаме — это
«грязная война», несущая смерть таким
же трудяшимея, как и я. Я бастовал по-
тому, что каждый день ощущаю послед-
ствия этой войны, которая приводит K
росту налогов и отражается на моей зара-
ботной плате. Я бастовал потому, что мое
сердне — сердце отна-——обливается кровью
при мысли о зверских убийствах детей и
женщин, совершаемых  эсэсовцами bo
Вьетнаме. ;

Кратковременная забастовка,  объявлен-
ная нами, послужит предупреждением для
правительства, которое совершит большую
ошибку, если не отнесется к этому пре-
дупреждению со всей серьезностью».

ФИНЛЯНДИЯ

В Финляндии, по инициативе организа-
ции «Сторонники мира» и Финляндского
союза мира, проводится сбор подписей под
«адресом мира».

В Постоянный комитет сторонников ми-
ра ежедневно поступают многочисленные
бланки, заполненные подписями тех, вто
присоелиняется к воззванию борцов про-
тив войны. Отдельные лица, собирающие
подписи под адресом, часто присылают
бланки. в которых ‘за недостатком места
подписи сделаны между строчками или в
которым приложены дополнительные ли-
сты. Многие трудящиеся, которым не уда-
лось ветретиться со сборщиками  подни-
сей. приходят в Постоянный комитет и
просят присоединить их имена в числу
подписавшихся под адресом.

Уже сейчас, по предварительным дан-
ным, под адресом мира подписались не-

посвященные советскому искусству и со-
ветской науке, организует дискуссии на
животрепещущие темы советской культу-
ры и т, д.. стремясь реализовать все воз-
можности для развития своей благородной
деятельноети. Олнако деятельность эта
сталкивается в «свободной» Британии с
многими препятствиями: общество не толь-
ко не пользуелея симпатиями правитель-
ства, но даже официально им не при-
знается...

Нам пришлось столкнуться и © дру-
гой Англией, отвратительной в своей реак-
ционной сущности. Я говорю вовсе не о
людях, обитающих на Даунинг-стрит, в ре-
зиденции правительства. С ними мы, ко-
нечно. не встречались. Я говорю о
всем том, что поставлено в Англии на
службу реакционной политике правящих
кругов. и прежде всего — о так называе-
мой «прессе больших тиражей».

Лаже внешнее знакомство с этой прес-
сой без труда обнаруживает ее реакционный
характер и низкий культурный уровень.

Пребывание советской делегапни в Ан-
глии систематически и подробно оевеша-
лось на страницах «Дейли уоркер». Что
касается буржуазной печати, то она на-
шему приезлу посвятила вначале несколь-
KO ‹«любезных» ©трок, подчеркнув особый
интерес английских ученых к профессору
Глущенко, как поедставителю «школы Лы-
енко», и английских музыкантов ко мне,
как «одному из тех, кто был недавно
разделан (7!) в Союзе советских компози-
торов за писание «буржуазной музыки»,
но обешал болыше этого не лелать»! На
преес-конференции нам был задан рят в
основном мелких и глупых вопросов. По-
эта Алексея Суркова, например,  спро-
сили о том. действительно ли он является
автором популярной — «атомно-колыбель-
ной» (7!) песни, академика Волгина —
приставлена ли к нам специальная охра-
на ит. д На следующий лень появился
рял заметок в таком же лухе. после чего
газеты, как по команде. погрузились в
глубокомыеленное молчание и не прооо-
нили больше о нашем пребывании в Ан-

сколько сот тысяч человек, в том числе
многие видные общественные и полити-
ческие деятели, ученые, писатели, арти-

сты.
Успех адреса мира вызывает злобу ре-
акционных кругов Финляндии. Многие

буржуазные и социал-демократические га-
зеты, в том числе официоз финского пра-
вительства «Суомен сосиалидемокраатти»,
призывают читателей воздержаться от
подписания адреса мира, Подобную отри-
цательную позипию по отношению к ад-
ресу мира финская реакция сочетает с
усилением пропаганды американского им-
периализма.

Однако, несмотря на все происки реак-
нии, движение сторонников мира приоб-
ретает в Финляндии ‘все болыший размах.
Ё нему присоединяются сотни тысяч про-
стых людей — рабочих, крестьян, трудо-
вой интеллигенция. «Мы требуем обеспе-
чения дела мира!», — гласят последние

слова алреса,—это требование всех. про-
грессивных слоев финского. народа.

В народной’ борьбе против поджигателей
войны, за свободу и демократию деятель-
ное участие принимают  прогрессиввыо
финские литераторы. Открывая вечер в
защиту мира, состоявшийся в Хельсинки
некоторое время тому назад, вице-предсе-
датель организации «Сторонники мира»
писатель Эркки Вала заявил:

«Задача писателя в деле защиты мира
заключается не в чем ином. как в защите
правды. ...Речь ‘идет о том, Чтобы мы
отличили правду от всякой лжи и военной
истерии. Это, на мой взгляд, определяет
место интеллигенции в движении за мир.
За нами правда, и мы должны разобла-
чать деятельность поджигателей войны».

На вечере выступили демократические
песатели Эльви Синерво, Хагар Ольссон,
Слави Пзаволайнен и другие.

TINH ни единого слова вплоть до момента
нашего отъезда. Очевидно, не найля пово-
дов для каких-либо «скандальных сенеа-
ний», буржуазная печать решила сделать
вид, ч10 семь деятелей советской культу-
ры. вовсе и пе приезжали в Англию.

Исключение составляли лишь некоторые
провинциальные газеты, иногда помещав-
шие заметки о наших лекциях и выступле-
ниях. В этих заметках изрелка «проскаки-
вали» правдивые слова о нашей стране;
Из них можно было все-таки узнать о том,
с KaKHM интересом и вниманием слуптались
в различных аудиториях лекции акалеми*
ка Волгина на тему «Диалектический ма-
териализм и историческая наука» и лекпии
лоцента  Матковекого 06 изучении ис-
тории Англии в СССР: о том. как в Вем-
бридже публика буквально лезла в окна,
стремясь во что бы то ни стало попасть
в битком набитый зал, где профессор Глу-
щенко делал доклад по вопросам советской
биологии: о том, е каким огромным успе-
хом прохотили все выступления поэтов Ты-
чины и Суркова, которым подчас в один и
TOT же день приходилось беседовать с пи-
сателями на литературные темы и со свя-
щенниками — о положении перкви в СССР.

Слова правлы о советской музыкальной
жизни. о поллинной свободе советских ху-
дожников. об успехах советской музыкаль-
ной культуры также в некотором количе-
стве проникли в печать. Я говорю о дая-
ных мною беседах. напечатанных B ae
глийских газетах в «обрамлении» весьма
нелепого «гарнира» из всякого рода свэ-
лений о том, какого я роста. как часто
улыбаюсь. какие папиросы курю и т. п.
Лишь в этой «привычной упаковке», ви-
димо. редакторы решились поместить с00б-
шенные мною факты о развитии музыкаль-
ной культуры в СССР.

Если лаже не лавать политической опен-
ки такого рода стремлению к «гарниру»;

следует сказать, что оно попросту свиде-
тельствует 09 очень невысоком культурном
уровне прессы и руковолящих ею кругов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Главный редактор В. ЕРМИЛОВ.

Редакционная коллегия: Н. АТАРОВ, А. БАУЛИН (зам. главного редактора),
Б. ГОРБАТОВ, А; КОРНЕЙЧУК, Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ, М. МИТИН,
Н. ПОГОДИН, П. ПРОНИН, А. ТВАРДОВСКИЙ.

Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.

2-й Обыденский пер., 14 (для телеграмм — Москва, Литгазета). Телефоны: секретариат — Г 6-47-41, Г 6-31-40, отделы: литературы и искусства — Г 6-43-29.
формации — Г 6-44-82, писем — Г 6-38-60, корреспондентской сети — К 0-36-84, излательство — Г 6-45-45.

Б—01023.

не только: