«Линия

[засикиви» без дымовой завесы

збирательных урн

с помощью подачи заведомо недействительных бюллетеней

от имени несуществующих избирателей.
твидения» — это «избиратели», имена которых списа-

>

«Мертвые души» у и

Е О

3 1
Было время, В в Финляндии ae . ОР № Е Е ee : ны С ня памятников, что не мешает им, однако, не
FOCh ‚„немаьто любителей воевозможных A ТИМОНЕН COR. 3 Е только быть включенными в списки, но и голосовать, «Со-
«линий». Главарям фашистских организа- HITH Опубликовав сей список, Финская pe- ни» — это люди, давно покинувшие данное место, но всё
ций «Карельское академическое общество» > акционная печать тем самым признала, еще продолжающие опускать свой ‘бюллетень так, как если
i

И «Братья по оружию», шюцкоровцам и что сост. 3 правительства Финляндии Te- бы они никуда не выезжали. Наконёц, «наездники» — это

места на место и голо-

al банк ECO - { i не Хельсинки, а в головорезы, мчащиеся на. машинах с

лапузецам, банкирам и лесопромышаен- и ировала и 9-ноября 1918 года в Бер- перь определяется не в J   es ой аа лщать, отнюдь не пренебрегая примене.

ника мерощилась «великая Финляндия», лине началась революция Вашинттоне. Американская ant “ я ВА en Конечной. целью всех этих  ухишрений
: и   . : : нием о i ee р

простирающаяся до Урала и даже до дело напоминает о том, что Белый Дом : (ot а а

1 fe ; т ое 4 зави так упорно хотел а является лишь одно: всеми правдами равдами

Енисея, Ha-rapry тенеральною штаба, Почему Пааенкиви так упор доволен политикой нынешнегх финского максимально увеличить число голосов, подаваемых за кац- >

импортировать короля из Германии? Ко-
нечно, не только потому, что надеялся
получить звание  терцога. Расчетливый
банкир, он прикинул, что если в Финлян-
дии будет король немецкого происхожде-
ния, то Германия но откажется оказать
  помощь в расширении территории Фин-

>

‘правительетва, а финские газеты ечитают
за честь перепечатывать эти похвалы.
Пзасикиви постафалея, чтобы внешняя
политика Финляндии имела направление,
утоднов Уолл-стриту. Внешняя политика
Паасикиви неизменно ориентируется на

жирным росчерком наносилась линия 0у-
душей границы. По чертежам  иностран-
ных военных спепиалистов на советеко-
финской границе была сооружена «непри-
ступная» линия Маннергейма.

Известно, чем вса это кончилось. Еще

Я

дилата, связанного с какой-либо шайкой политических ганг-
стеров, господствующей в данном раноне.

Накануне последних выборов. в США в некоторых амерн-
канских газетах появилось сообщение под довольно необыч-
ным заглавием: «Будут ли мертвые голосовать против вас?»,
«Они могут именно это сделать, говорилось в сообщении, -

т = пе ROP 4-   * ~ it . if в день выборов в очень многих избирательных округах. Ваш
He sient TPaboH MecTa, Me когда-то me ляндии га счет восточной Варелии, К ие а О pion ее Eoeanarerehint бюллетень может потерять всякое зна-
хОдилихь м Я и лесэм и другим природным боталетвам ко- weet торговли страны, в ки инте- чение в результате того, что одновременно будут опу-
ЛИНИИ Чаннергеима,  разгромленные Торой Паасикиви был явно неравнодушен. „ ‚ вопре щены бюллетени мошенников, бюллетени от имени мерт.

преврашенные в прах терончеекой Совет-
ской Армией. Еще не забыл недавние со-

бытия финский народ.

Старым любителям «линий» огня

ниях» перед теми,
линии Маннергейма или на Свири,

поджигатели войны
дымовой завесой...
В Финлянлии

лни кануна президентеких выборов
орава продажных писак и радиовралей,
бывших и настоящих военных преступни-
ков. была мобилизована для того, чтобы
кричать в блин голос: «Линия Паасики-
ви — эт линия дружбы и добрососелеких
отномений < Советеким Союзом.

демократизации страны» ит. д. и т. д.

Сам Юхо Вусто Наасикиви -— президент
и банкир, дипломат п доктор юридических

наук в настоящем, статский советник

и старший директор государственной кон-
царизма в прош-

торы времен  русекого
лом — вдруг стал  усердным

оратором.
То и дело он произносит речи. :

В ночь нод новый год финский прези-
дент в небольшой ралиопередаче успел со-

веритить чудеса самовосхваления. Шо сло-
вам Паасикиви, выходит, что именно он
дал стране и самостоятельноеть. ‘и мир,
и дружбу < Советским Союзом. На следу-
юший день тазеты всех реакционных пар-
тий подхватили: BOT 910 и есть «линия
Паасикивиу!
Олнако,. как ни rye? туман,  валу-
щенный вокруг этой словесжной‘ «ли-
нии Паасикиви», сквозь него тем не ме-

нее отчетливо прогаядывают действитель-

ные пазиции, на которых находится HbI-
нешний президент Финляндии.
В 191$ году немецкие солдаты и фин-

ские лахтари подавили в крови револю-
нионное выступление рабочих Финляндии.

После этих кровавых событий осмелевитий
Паасикиви—он был тогда премьер-мини-
стром — назвал революционную борьбу

финекого народа «чумюй, которая пришла

из России». Призывая к борьбе © совет-
CREM правительством, Пазеикиви требовал
расширеняя территории страны з& счет
Совотекой России, даровавшей Финлянлии
независимость. Так
идея «великой Финляндии».
Олновременню Наасикиви развил 6бур-
ную деятельность, направленную на уста-
новление в Финляндии монархии. 14 мая
1918 года Паасикиви вместе © рядом дру-
тих деятелей белого правительства обра-
тился к финскому народу с декларацией,
в которой доказывал необходимость + про-
возглашения монархии. ;
«Короля» решили вывезти из Герма-
нии. Пол руковолством Лаасиклви были
‘проведены «выборы короля»
тнамнанокое лля  коронании. Фридриха
Варла ожидали в Финляндии © кажлым
пароходом. Олнако вместо «короля» при-

и
железобетона ныне пришлюсь переменить
тактику. Трудно говорить о вовых «ли-
кто едва уцелел на
RTO
потерял близких на подступах к Масель-
ской или Суоярви. Свои замыслы финекие
прикрывают густой

сойчас много говорят и
нишут о «линии Паасикиви». Особенно в
BCH

Линия
Пзаснкиви — это политика дальнейшей

заротилась бредовая

и заказано

пули монархические. надежды Паасикиви
п его карьера премьер-министра. Возглав-
ляемое им правительство, ню получив ко-
роля, вынуждено было уйти в отставку.
Пазснкиви долго не мог оправиться от по-
стигиего его удара и, казалось, отошел от
политической жизни. Но фактически он,
как тлава Национального акционерного
банка, продолжал ‘оказывать влияние Ha
Be . политическую в хозяйственную
жизнь страны. :

Пзасикиви не остался безучастным Ha-
блюлателем и во время фашистского лапу-
асского движения. ‘Не случайно
«Ууси Суоми», главный орган коалипион-
вой партии, лидером которой уже тотда
ярлялея Пзасикиви. так сочувственно от-
носилась к этому фалпгистскому движению.
Лапуаецам оказывалаев не только мораль-
ная, но и финансовая полдержка.

время переговоров © Советским С0ю30м в
1939 году он якобы стремился урегули-
ровать спорные вопросы и предотвратить
войну. На самом же деле он ревностно
выполнял волю тогдашних финских пра-
звителей. полжигалелей войны и обмавы-
вал свой народ. утверждая. что перегово-
`ры продолжалчся, тогда как они факти-
чески были прерваны Таннером.

Во время второй мировой войны Паасл-
киви показах свое подлинное лицо — лиЕо
врата Советекого Союза и Финской де-
мократии. В Финляндии помнят
Пазенкиви в ` Месухалли 13 марта
1942 года. Тогда он подбирал. самые вос-
торженные слова, чтобы выразить ©в0е

объявила  почальный московский мир
  1940 тода (который он сам подписал! —
А. Т.) недействительным... Московский
мир является только мрачной странимей
в истории Финляндии».

Теперь. не 1942, а 1950 rox. Теперь
Паасикиви понимает, что не время демон-

}
i

верхушка  содиал-демократической партии
во главе с Таннером и Фатерхольмом и
другие буржуазные партии вынуждены
прикрывать от народа эту линию дымовой
завесой пышных, но лживых фраз. Они
кричат Ha Bee лады, что это, мол, Пазоикиви
достиг дружбы между финским и совет-
ским народами. Ho трудящиеся Финлян-
хии понимают: Паасикиви сделал вее, что-

зом, чтобы спасти BOCHHEIX  престушни-
ков Рюти, Таннера и прочих от справед-
ливого наказания. ;

Недавно финские реакционные газеты
опубликовали полученное из Америки со-!

мунисты
Высшей

устранены

похвалой своей

С крахом кайзеровской Германии рух-

газета.

Дипломат Паасикиви делал вил, что во

речь.

атмии финекая государственная власть

стрировать свои политические взгляды
и свою линию так открыто, как в Мес-
сухалли.. Теперь  коалиционная пафтия,

бы обоетрить отношения с Советским Сет-!

ресам финской экономики, падают Ha 3a-
палные страны.

Финские продажные писаки пытаются
очернить действия правительства Мауно
Пеккала, ушедшего в отставку. Нетрудно
угадать, каковы основные претензии Паа-
сикиви к правительству Пеккала.

Пеккала проводил внешнюю и внутрен-
нюю политику в интересах самой Фин-
ляндии, финского народа. Благодаря энер-
тичным действиям его правительства В
Финляндии были ликвидированы фапгиет-
ские  ортанизащии, преследовалась фа-
пгистекая пропаганда, привлекались к 0т-
ветственности организаторы тайных скла-
дов оружия и другие военные преступ-
НИКИ.

Ныне все эти распущенные  фаэшист-
ские организации возобновляют деятель-
ность од видом всевозможных  охотни-.
Чьих и спортивных обществ. Правые со-
пиал-демократы приняли в CBOIO паотию
бывших ‘членов фалтистских организаций
«Братья по оружию» и «Карельское ака-
демическое общество». Фашисты раенро-
страняют предвыборные листовки, в ко-
торых нагло заявляют: «Мы еще живы».
Эти листовки, как правило, заканчивают-
ся нацистским лозунгом «хайль Гитлер!»
Одновременно фашисты призывают следо-
вать «линии Паасикиви».

Вместо военных преступников в 1949
тоду в Финляндии намали судить судей,
выносивших приговоры = организаторам
тайных складов оружия. Судей обвиняют
«в служебной ошибке». В разнузданной
антисоветской пропатанде не знают пре-
дела Яхветти и другие фашистские бор-

«боевое стремление бороться рядом © мМ0- зопиецы. Да и как может быть иначе,
гущественной Германией». OH КРИЧАЛ: кода премьер-министр Фатерхольм сам
«Благодаря блестящим победам нашей

дает пример антисоветской пропаганде!

Правительство Пеккала сделало многое,
чтобы выдать Созетекому Союзу предате-
лей и изменников, екрывавшихея в Фин-
ляндии. Правительство Фатерхольма екры-
вало военных преступников, разрешало им
переменить фамилии, приобрести финское
  или же содействовало их бег-
CTBY 3a границу.

Bo времена правительства Пеккала в
Финляндии почти не было безработных.
Теперь их насчитывается около 60.000.

ство Цеккала было  отстранено,
производетва составлял 137.
пронтлото тода он был равен 126.

Такова линия Паасикиви — Таннера—
Фагерхольма без дымовой завесы. Это ли-
  ния подавления демократии и возрождения
фашизма. борьбы против Советского Союза,
и стран народной демократии, поддержки
  англо-змериканских поджигателей новой
ВОЙНЫ.

Прогрессивный лагерь Финляндии, вы-

индеко

и ——————

В середине 1948 года, котда правитель-

В конце

дВИНУВИГИЙ кандидатом в президенты pec-
общение, в котором перечисляются стра-! публики Мауно Чеккала, борется против
ны, где, по указаниям Уолл-стрита, ком- антинародной политики Пазенкиви — Фа-
‚из правительства. герхольма, тазоблачает маневры реакции
деятельности в ходе подготовки к выборам и, в частно-

было известие о Том; что Германия капи- Паасикиви может считать то обетоятель- <ти, «линию» Наасикиви.

Дм. КАБАЛЕВСКИЙ

Английские

Наше кратковременное пребывание в
Англии вневь убедило нае в том, что раз-
пые бывают понятия о культуре и куль-
турности. И это отражается и в большюм
и в мелочах. У нас, например, никто ‘ха-
же не попытаелея войти в зрительный
зал театра в верхней одежде -—с нашей
TOUR зрения это некультурно. А в и2-
вестный лондонский оперный театр №-
вент-Гарлен люли входят в пальто и шля-
нах: войля, снимают пальто и кладут под
кресло. Туда же отправляется и шляна.
Товорят— чтобы не толпиться у вешалки...

Присутетвовал я в не менее известном
WOHIOHCKOM концертном зале Альберт-Холл
на репетиции симфонического концерта.
Дирижировал «натриарх» английской му-
зыки, маститый композитор Ральф Воан
Узльяме. Я не поверил ©воим глазам —
оркестранты в паузах закуривали, а затем
прололжали играть, не вынимая папирос
изо рта.

Был яв величественном Вестминстеу-
ском с5боре. Ходил по каменным паптам

вал живописно расставленные ва поста-
ментах, тщательно огороженные решетками
тробнины королей и королев, близких и
зальних пх родетвенников. известных и
неизвестных полководнев. Внезапно заме-
чаю пол ногами, на каменном полу, какие-
то буквы. Вематриваюсь и читаю: «Чарльз
Ларвин». Дальше: «Георг Фридрих Ген-
дель». А еще дальше: «Исаак Ньютон».
Й никаких решеток. Тысячи людей сту-
пают грязными подошвами по плитам, под
которыми покоится прах этих  тениев
английской п мировой культуры! Неволь-
но вспомнил я некрополь в Александро-
Невской лавре в Ленинграде, где так бе-
режно хранится прах великих людей на-
шей страны.

Есть на окраине Лондона маленький до-
мик, в котором некоторое время проживал
величайший  тений человечества. Домик
этот занят сейчае частными жильцами:

Начало см. № 13 «Литературной газеты»

впечатления

Когла-то на нем была дощечка с именем
Карла Маркса, но жильцы вынуждены бы-
ли ее снять: лишь после’ этото фашист-
вующие хулиганы прекратили системати-
ческое битье стекол в окнах. А ведь, чето
доброго, и эти «молодчики» и их лейбо-
риетские покровители считают себя «за-
WUHAN культуры»!

Был я в зале заседаний парламента.
Видел, как, входя и выходя из зала, чло-
ны парламента отвешивают обязательный
поклон сникеру, сидящему под балдахином
в пышном белом парике. Вежливо так,
культурно (имею в виду, конечно, покло-
ны, а не парик). Но вот, отвесив поклон,
член парламента усаживается на диван:
если он лейборист — сядет справа от спи-
кора; если консерватор — слева. Сев,
обязательно положит обе ноги на массив-
вый. стоящий посередине стол. А на столе
лежит очень Много ‘толстых и тонких
книг — вее это английские законы. Зрели-
ще удивительное и бесспорно символиче-

свое!
его бесчисленных закоулков и расематри-

Конечно, не все англичане склонны гор-
длиться подобного рода «культурными тра-
дициями». Некоторые из них горько прони-
зируют над ними, справедливо считая эти
«традиция» просто дурными привычками,
порожденными  капитализмом и всей ero
«культурой». Мне с большим удовлетворе-
пием довелось убедиться в том, что вее эти
невультурные привычки, охраняемые на
правах традиций нредставителями «выеше-

TO класса», резко  осуждаютея простыми
людьми из «НИЗШИХ классов», имеющими

0 культуре и культурности совершенно
иное представление.

У нас было несколько
встреч с представителями
трудовой Англии.

Олна англичанка с трепетом принесла
нам подлинную. реликвию: вырезанную из
старой, ныне уже не существующей газе-

очень ярких
именно этой,

ты фотографию, па которой изображена
труппа делегатов V Лондонского съезда

в неделю: по средам и субботам.

«Литературная газета» выходит два раза

РСДРП, а среди них -— Владимир Ильич
leur.

Другая англичанка передала нам — «на
память о настоящих” друзьях Советекого
Союза, которых в Англии не так мало, как
иногда думают», — маленькую книжечку,
пожелтевшую от воды и почерневшую от
дыма. Это был экземпляр «Конституции
СССР». на английском языке, который она
чуть ли не по отдельным листкам бережно
собрала на развалинах ее дома, превра-
щенного неменкой бомбой в груду кирнича
и щебня.

Приведу еще олин случай, доставивигий
мне. несколько минут искренней и волную-
шей радости. В Бирмингаме, после симфо-
нического концерта русской и советской
музыки, был устроен большой и необыч-
ный прием. На нем присутетвовали (в Лон-
доне это было бы вообще невозможно!) со-
лидные джентльмены в смокингах и про-
стые рабочие в скромных пиджаках, обве-
танные мехами и драгоценностями чонор-
ные лэди и скромные девушки в обычных
свитерах. В конне приема ко мне подонтла
грунпа славных молодых людей и девушек,
участников `бирмингамекого рабочего хора:
Они выразили желание исполнить песню
Дунаевского «ПГирока страна моя родная»
и попросили меня аккомпанировать. Я,
конечно, с охотой согласилея. Й вот хор
человек в трилцать с энтузиазмом и очень
неплохо спел одну из своих самых люби-
мых песен. Когда я встал из-за рояля, в

зале болыше не было ни смокинтов, пи
вечерних туалетов; их словно ветром
елуло...

На следующий день в местной ‘газете

появился довольно подробный отчето при-
еме. В нем упоминалось даже о том, что
я познакомилея с 91-летней Элизабет Вэд-
бери — королевой поколадной промыштлен-
ности,  считающейся большой  поклон-
ницей русской и советской музыки. И толь-
KO о выступленаи рабочего хора не было
ни единого слова.

Рабочий одной из лондонских фабрик
как-то сказал мне после выступления:
«Если вы вы ирнехалн на любой наш за-
вод или фабрику, английские рабочие прн-
няли бы вас не тольк не хуже, чем при-
нимает интелтигенция, но даже лучи».

К сожалению, ни на заводы, ни на фабри-

ки попасть нам не удавалось. Судя по вее-

`далясь со многими тысячами

TOM,

Англий, даже при беглом и поневоле от
производят 3а тому, чтобы помочь дочери кунца выйти

замуж за любимого ею молодого поэта, а

\английсвих композиторов и послушать не-

`

В летописи избирательных мошенничеств

‚ ироко применяе-
мых в США болышими и малыми политическими гангстерами,
вы можете встретить совершенно непонятные для непосвя-
щенных имена, звучащие, как уголовные клички: «привиде-
ния», «сони», «наездники» и т. д. Шри ближайшем рассмот-
рении оказывается, что такого рода кличками обозначаются
различные способы фальсификации результатов голосования

вых, поднявшихся

людей, тот, нимал

равно голосовали
Поистине, вели

: доллара». В. доме,

списки.
«Колльерс», «это
Прикрепленные
мусора»
значительно более

АВАНС

данным проживает ряд лиц,
В действительности же,

и «Не приклеивать объявлений»,

из могил, чтобы «голосовать по правилащь,

или бюллетени, купленные у живых за доллары и виски», 3

Характерно, что когда одному из «боссов» штата Ных
Йорк было предъявлено весьма типичное обвинение в тон,
что он сознательно включает в списки избирателей умерших

о не смущаясь, ответил:

— Мы используем имена только тех людей, которые вее

бы за нас. Мы уважаем чужие убеждения,
колепная попытка и в Подлости хранить

оттенок благородства!

Помещаемый нами снимок из журнала «Колльерс» — от:
личная иллюстрация к избирательным нравам

«демократии
изображенном на снимке, по официальным
внесенных в избирательные
как указывает журнал
здание пустует в течение двадцати лет»,
к забору надписи гласят: «Не бросать
Как мы видим,
уместной былабы здесь надпись: «Не за-

селять мертвыми душами !>

ОТЯЫХАЙТЕ В ПУТИ

Свыше миллиона безработных в Со-
единенных Штатах являются  «путеше
ственниками поневоле», иначе говоря
странствуют по стране из конца в конец
в тщетных поисках работы. Ночью и
днем, в зной и в стужу они пересекают
огромные пространства — от Мексики
до Канады, от Атлантического и до
Тихого океана -— и всюду слышат один
и тот же ответ: работы нет!

Зачастую, утратив все связи с родным
городом, друзьями и даже собственной
семьей, . эти несчастные люди зачисля-
ются властями в оскорбительную для
них категорию «бродяг».

На снимке мы видим двух таких пред-
ставителей трудовой Америки, гонимых
бичом безработицы и уныло шагающих по
асфальту ‘автострады. Перед глазами у
них — огромный плакат, установленный од-
ной из железнодорожных компаний и. пред-

нас

fae

назначенный для тех, кто привык всю
жизнь путешествовать не пешком, а в рос-
кошных автомобилях.

На плакате рекламная надпись: «В сле-
дующий раз попробуйте поехать поездом.
Отдыхайте в пути!».

Отдыхайте в пути, — слова этой рекламы

АНА АНН

рии ic

Z i
звучат для безработлых, как издеватель-
ство. У них нет денег, и им предстоит
бесконечный путь без всякой надежды на
успех. И вот с этого плаката на них как
бы смотрит презрительно и вызывающе
другая Америка — Америка сытых, жизу-
щих в комфорте и роскоши бизнесменов,

Ужасы американских больниц

«Лечение исключительно для ee ee

такова основа всего медицинского обелу-
живания в США. Миллионы американцев
разных возрастов ‘страдают от различных
недугов и болезней Но их скудные сред-
ства не позволяют им пользоваться врачеб-
ной помощью.

‚: Не имея возможности отрицать это,
усердные ревнители «американского образа
жизни» уверяют, будто ‘для тех, кто не
располагает достаточными средствами, в
США имеются городские больницы. Дея-
тельность этих «медицинских учреждений»
буржуазная газета «Нью-ИМорк пост» по-
дробно осветила восерии статей, кратко, но
выразительно озаглавленной—«Ужасы ньыю-
поркских больнии».

‚ «Городские больницы, — говорится в од-
HOH ‘из статей,— всегда перегружены, .0б-
служивающий персонал в них груб и не-
внимателен; в любой больнице случайный
посетитель может наблюдать сцены, кото-
рые заставят его содрогнуться от ужаса.
Причина: власти отпускают слишком мало
средств на содержание лечебных учрежде-
НИЙ». :

В США сейчас насчитывается, по офи-

му, кто-то позаботилея о том, чтобы опре-
деленным образом сузить круг наших.
встреч в Англии. Тем не менее мы пови-
различных
людей, в том числе и с рабочими, и oe

проявляли к налим выступлениям настоя-
щий живой интерес:

Bee atk встречи воочию убедили Hac PB
что в современной Англии рядом ©
дряхлой, но ока занимающей господ-
ствующее положение культурой старого
мйра’ растет; подымается, ° расправляет
крылья пусть еще ше окреншая, но здеро-
Bad HW потому сильная в своей потенции

молодая подлинная культура будущей.
Антани, !
Литература и ‘искусство  современнои

рывочном ознакомлении,
редкими исключениями впечатление явно-
го упадка.

Мне вспоминается весъма характерное в
этом смысле посещение тородекой библио-

‘вым... Это им внолне удается, и в конце
‹ концов они получают от купца не только

циальным данным, 3,5 миллиона потерявших   носят пишу, носилки, кучи грязного белья,

трудоспособность в результате бесчеловеч-
ной эксплоатации на фабриках и заводах.
Никто, однако, и не думает о том, чтобы

позаботиться об их здоровье или оказать   названием «Метрополитэн». Как и другие

им медицинскую помошь. Наоборот: один
из видных
Юинг даже сетует на то, что власти вы-
нуждены, как он выразился, «бросать на
ветер» какое-то количество долларов, за-
трачивая их на «медпомощь» вместо того,

государственных ЧИНОВНИКОВ   ражению «Ныюо-Морк пост»,

И так — двадцать четыре часа ‘в сутки. 0
больных здесь никто не думает...»

Существует также больница е громким: 2
эта больница «знаменита» тем, что, по вы- \
она «лучше
приспособлена для тех, кто хочет умереть,
чем для тех, кто хочет жить». В этом не-
трудно убедиться с первого дня пребыва-
ния в ней. Здание годно только на слом.

чтобы и эти доллары расходовать на гонку   Лестница в вестибюле угрожает рухнуть в

вооружений.

Если кому-либо из американских трудя-
иихся и удается после долгих стараний
попасть в одну из переполненных до отка-
за больниц, то, как правило, она оказы-
вается для него лишь кратковременной
остановкой ‘по пути на кладбище.

Вот как живописует «Ньыю-Морк пост»
больницу в Гарлеме: «Длинный серый ко-
ридор. К одной стене примыкает ряд кро-
ватей. Здесь лежат туберкулезные. В
коридоре день и ночь стоит страшный шум.
С грохотом провозят железные баки с му-
сором, визжа и стуча проезжают тележки
с больными и поклажей, поминутно про-

ти

которое количество музыкальных новинок.
Две новых оперы («Олимпийцы» Артура
Блисса и «Нитер Граймз» Бенджамина
Бриттена) я слышал в театре Ковент-
Тарден, а третью (новую, еще не закончен-

ную оперу Алана Буша), в отрывках, в!

авторском исполнении.
Опера «Олимпийцы» написана ча либ-

регго Иристли, веочиненное им’ специально

для Baweca. г

Даже глядя на ецену, трудно все о
ловить содержание «Олимиийцев». Суть
дела, оказывается, в том, лето по какому-то
преданию боги с Олимпа раз B reqy eny-
скаютея на землю и в облике странетвую-
щих актеров вмешиваются в частную
жизнь людей, В даюном случае боги реши-
ли очередное иосетение земли посвятить

самого купца сделать добрым и уступчи-

теки в Шеффильде. Образцовое помещение, деньги, но и <рекомендалельное ниеьмо».

оборудованное по последнему слову техни-
ки. Удобные кабины для индивидуальных

занятий, хорошее отделение для детей.
Директор библиотеки любезно показывал
нам Bee, вплоть до хранилища ценных!
пергаментов-мануекриптов. И столь ae)

любезно удовлетворил
сказав, что поэзией — не только совуе-
менной, HO и. классической, — читатель,
как правило, вообще не ‘интересуется. Из
современных ‘английских. прозаиков спра-
ншвают, главным образом, только троих:
Пристли, Грина и вц одного; чью фами-
лию даже он сам не мог припомжить!.;
Носещение этой образцовой библиотеки
сразу же воскресило в памяти и некоторые
другие факты: полного сображия  сочине-
ний Дарвина до сих пор в Англии не было
выпущено ни разу; Шекепир издаетея ред-
ко и мало — © тиражами в Советском
Союзе и сравнивать нельзя; крупиейний
современный нютдаваекчй поэт с грустью
жаловалея. нам на 10, что не. может суще-
ствовать на литературный. гонорар, и co-
общиа, 910 вее. тиражи его. юниг не пре-
выпали нескольких тьыюяч. экземиляров...
Нисколько не изменило общего впечат-
ления и знакомелво с положением в такой!
области искусства, как музыка.

Мне довелось познакомиться с рядом

наше любопытство,

В опере три акта. Второй из них пред-

‘етавляет с0б0й развернутый дивертиемент
богов. Юпитер, Диана, Бахус, Венера и
  Меркурий — каждый из
«номер». Меркурию даша хореографичеекая
роль, а Венере-—даже затрудняюсь сказать,
какая, —— она п не пела и не танцовала, а
  на протяжении почти всего второго акта
стояла в позе Венеры Медицейекой, едва
прикрытая легкими тканями.

Музыка оперы, за исключением многих
мест второго акта, где композитору самому
было, видимо, невмоготу скучно, произво-
дит хорошее виечатление. Блиее не скло-
иен, очевидно, к увлечению крайностями
музыкального модернизма. Охнако то, что
он написал оперу па либретто, основная
«илея» которого заключается в стремлении
повернутьел спиной к современноети и
некать «опасения» в образах античной
мифологии, свидетельствует 0 модерниет-
ской ущербноети его  общеэстетичееких
взглядов.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

Редакционная коллегия; Н. АТАРО

Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская - площадь, 5..

корреспондентской сети — К 0-3

них имеет свой

любую минуту. Приемный покой находится
в подвале, напоминающем средневековую
тюрьму. Влажные стены, душный, затхлый
воздух. Выздоравливающие, желая летом
погреться на солнце, выходят на площад-
ку пожарной лестницы, которая, словно в
  насмешку, именуется здесь «солярием».

Во всех городских больницах Ныю-Йорка
  нехватает обслуживающего персонала, Не-
которые пациенты по 2—3 дня ждут, пока
кто-нибудь обратит на них внимание. «Ко-
гда персонал перегружен,— пишет «Нью:
Иорк пост», — равнодушие и невниматель-
ность становятся жестокостью. Больные
иногда часами зовут себе на помощь врача
нли сестру — и все напрасно!»

Положение поистине чудовищное, Но 0:9
решительно никого не беспокоит в празя-
щих кругах США, расходующих на подю-
TOBKY новой войны 71 процент’ бюджета, а
на все социальные нужды — только два
процента...

К ИКИ Ч Е В РИ
i
Н. В. ФЕОКТИСТО

EEE OR EES Se ee

Умер на 66-m году жизни Николай Ва- №
  сильевич Феоктистов-—старый большевик и”
литератор, отдавший свыше сорока лет делу
  служения русской литературе.

Уроженец Семилалатинска, он большую
«часть своей жизни прозел в Казахстане и
Сибири. Здесь он начал литературную дея“
тельность, выпустив в Омске в 1913 году
первый сборник стихотворений, и здесь ¢
оружием в руках защищал советскую
власть, Бежав из колчаковской тюрьмы, Ol
вел подпольную работу в Семипалатия
ской губернии.

Многогранны были литературные cnocod-
ности Николая Васильевича. Он боролся 1
коммунизм до конца своей жизни, как поэт,
очеркист, критик, литературовед и перевое
чик с казахского языка,
  Работы его печатались в журналах «Си:
бирские огни», «Красная новь», «Совет:
ское краеведение» и выходили отдельными
изданиями.

Николай Васильевич редактировал газеты
и литературные сборники в Семипалатанске,
Уральске, Кзыл-Орде, Петропавловске, Ho:
восибирске, а затем в Москве.

Сибиряки и казахи помнят Николая Ва
сильевича, как неутомимого организатора,
  собиравшего молодые силы пролетарекон
  литературы.
  Все, знавшие Николая Васильевича Феок-
[ тистова, сохранят память о нем, как о нё-
  стоящем  литераторе-большевике, прекрас“
ном человеке и чутком товарище. «и

А. Сурков, Вс. Иванов, Л. Сейфул-
, лина, А. Жаров, В. Ян, Вл. Бахметьев,

\ А. Югов, Н. Чертова, С. Mapxos,
Д. Крептюков, С. Городецкий, Н. Анов,
М. Никитин, А. — Оленич-Гнененко,

М. Шик, И. Ерошин, 9. Беккер»

Л. Аргутинская, 3. Антонова-Чалая, ›

В, А. БАУЛИН (зам. главного редактора), у

Б. ГОРБАТОВ, А. КОРНЕИЧУК, Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ М. МИТИН, (.
Н: ПОГОДИН, П. ПРОНИН, А, ТВАРДОВСКИИ, ene ”

Алрес редакции и издательства: 2-й Обыденский пер., 14 (для телеграмм — Москва „Литгазста) ` Телефоны: секретариат 3. £.6-47-41, 1 6-31-40, or :
, л о i д. ; MOCKBA, a3 . J 3: се é i ; -91-40, отделы: литер:
внутренней жизни — Г 6-47-20, международной жизни — Г 6-43-62, науки — Г 6-39-20, информации = Р 6-44-82, писем —- Г 6-38-60, Ree

Г и искусства — 1 6-43-99. `
6-84, издательство — Г 6-45-45.

Б—01024,