Слово красноуфимиев
о писателе-земляке

У нас на уральских заводах и в колхо-
hax можно услышать выражение: «жи-
винка в деле». О «живинке» говорят  ста-
хановцы, вносящие новое в свое дело. но-
заторы, сельского хозяйства, изобретатели,
лиженеры, желающие выразить то глаз-
нов, что ведет их по пути творчества. Чу-
десное это выражение перешло в жизнь из
ма Павла Петровича Бажова: «Живин-
кд в0 всяком деле нужна, без нее ничего
не сделать»,

(казы П. Ц. Бажова хорошо известны
д любииы во всей советской  стране.. Его
ига уральских ‘сказов «Малахитовая
иатулка» виервые была нанечатана в
1939 году и сразу понравилась наролу.
По-новому предстал перед людьми старый
Урал, известный раньню только по произ-
выениях Мамина-Сибиряка.

Уральские мастера много сделали для
технического прогресса  Росени. Еше в
петровокие времена здесь закладывалиеь
  ервые шахты, ставились первые металлур-

тиюские заводы. Русских простые умельцы

силавали на Урале сложные гилротехниче-

скно ‘сооружения. Большое распростране-
` ше получили различные художественные
  работы по камию, металлу, чугуиному
 дАтью,

( радости творчества, о вечном. беепо-
хойстве мастеров-художников, о духовной
расо простых людей труда говорится
в сказах П. П. Бажова. Бажов рассказые
вает о мастерах свозго дела, талантлявых
камнерезах, видящих великую красоту в
природе, умеющих найти в камнях не-
повторимые рисунки, искусных торщиках,
открывателях богатетв.

ть у писателя сказы, rye
уральские мастеру ветречаются с европей-
скими, И в каждом единоборстве уральцы
выходят победителями. У них в руках иа-
стоящее мастерство,. ибо они люди тверче-
ские. Не корысть и не нажива определяют
их поступки, &а любовь к своему делу, к
труду. Русским умельцам нечему было
учиться У иностранцев, приезжавших к
нам в погоне за легкой наживой.

(мзы П. ПП. Бажова отличаются
тщательностью художественной отделки,
хак те изделия уральских умельцев, о ко-
торых рассказывает Бажов; 0 «Малахи-
твой шкатулке» товорят, что она вошла
в золотой фонд советской литературы, и
творят справедливо. :

Кома появилось первое издание сказов,
писателю уже исполнилось шестьдесят лет.
8% плечами JI. П. Бажова лежал долгий
“опыт жизни, участия в гражданской вой-
Тив, в строительстве социалистического
} общества,

Родился «уральский сказочник» 28 янва-
дя 1879 года в селе Сысерть, в семье
  узетера-пудлинтовщика. Дед писателя —

крепостной — работал на медеплавильных
} заводах. П, П. Бажов в 1899 году стал.
‚ учителем,  еначала в селе  Шайдуриха,
\ близ Невьянева, потом в Екатеринбурге,
} це преподавал руский язык. Он много
вил по Россит, по Уралу, записывал н&-
иное творчество, тщательно знакохпася
‹ трудом уральских рабочих самых раз-
ичных профессий — камнерезов, граниль-

` мотекую партию в 1918 году и тогда же
начал много работать в газетах. В годы
пажданской войны писатель был редакто-
DOM дивизионной газеты «Окопная правда»,
участвовал в партизанском движении в
(ибири. Только в 1923 году П. П. Бажов
зернулея в родной город.

(емь лет он заведывал отделом писем,
в уральской «Крестьянской газете». В эти
м5

Просторная комната — домашний каби-
Н0т  полевода колхоза «Заветы Лонина»
yTepexraa Семеновича Мальцева. Уже ве-
FSR), включена настольная лампа, горит
RICH глазок радиоприемника я при-

мушенно доносится праздничный гул
  бльшого московского предвыборного собра-
  я. Вдоль стен — книжные шкафы.

Плотно, корешком к корешку стоят книги
нина, Сталина, труды Мичурина, Виль-
яжа, произведения Пушкина, Лермонтова,
ветеких писателей.
Хозяину кабинета пятьдесят пять лет, но
\, моложав: свежее лино, ясные глаза.
№едуя, энергичными жестами ‘он как бы
 юдкрепляет евойи слова.
‚МЫ говорим о том,
Ившее лето в Зауралье,
— Да, было трудное лето у нас в рай-
р
  Oh, — подтверждает Терентий Семено-
вич. —В наших местах дождей почти
№ было. Картошка не удалась. — как
1104? — спрашивает он, и сам же се-
# отвечают — Пшенипы яровой ¢ 930
имаров мы вобрали по 14,5  центне-
№ А в 530 токтаров, rie сеяли 10
  вру, — от 17 лю 25 центнеров. Го-
‘ударству сдали хдеб, засыпали семян
сизлишком, и колхозникам начиелили око-
№ двух килограмиов на  трулодень. Мы
‘нова смогли проверить себя. Убедились,
\9 стоим на правильном пути.
Терентий Семенович выдвигает ящих
мкьменного стола и достает листок © цяф-
ип: сдача хлеба государству с 1930 ro-
№, с0 дня организации колхоза «Заветы
нина». В первый год артель сдала го-
‘марству 4.533 центнера. Ежегодно кол-
NR увеличивал  произволетво товарного
®рна. На листке все нарастающие по го-
Мы цифры — 5.231. 6.261. 7,354 пент-
, Hepa... B 1949, трудном для района голу
\махз сдал 8.418 центнеров семенной
пйщенииы — 50.000 пудов!
— Мак же удалось получить
Уюжай?
— Наши места часто страдали ог He-
Уюжаев, — говорит Терентий  Семено-
  №9, == Двадцать лет назал  крестьяие
DOLMHAIECh В Колхоз, & Меня выйрали
  Полеводом, ловерили колхозное богатетво-—
  Имлю, И целью жизни своей я поетарил:
  биться, чтобы никогла у Hac не было

как прошалю мт-

такой

вуюжая, Почему нае раньше часто по-!

наши

]

циков,  литейщиков, металлургов,  гор-
  HAKOB,
` Шавел Петрович  ветупил в больше-  .

годы Бажов много работал. как журналист,
был редактором местного издательства. Пер-
вые шаги многих советских писателей Ура-
ла неразрывно связаны © его именем,

Заслуги писателя перед Родиной высо-
во оценило “правительство: В фозрале
1944 года Указом Президиума Верховного
Совета СССР П. П. Бажов был награжден
орденом Ленина в связи с б5-летием со
дня рождения. В марте 1943 года ему
присуждена Сталинская прёмия за книгу
сказов, Трудящиеся нашего Врасноуфам-
ского избирательного. округа в феврале
1946 года единодушно избрали старейшего
уральского писателя ПЦ. Il. Бажова депута-
том Верховного Совета СССР.

Славный народный писатель-большевик

оправдал Wane доверие — доверие своих
избирателей. Вот почему’ сейчае краено-
уфимские колхозники (и рабочие вновь

выдвинули Павла Петровича Бажова кан-
дилатом в депутаты Верховного Совета
CCCP.

Ни на один день не прерывает. П. П, Ба-
жов. своих сердечных отношений с. избира-
телями. Несмотря: нь преклонный возраст,
он встречается с трудящимися, живо инте-
ресуется всей жизнью округа, области;
много времени отдает выполнению денутат-
ских обязанностей. В Бажову идут и с
бытовыми нуждами, ‘и за советом, и 3a
помощью. И всегда избиратели находят в
‘нем внимательного и чутЕото человека.

Много работает Павел Петрович в
Свердловском отделении Союза советских
писателей, редактирует альмапах «Ураль-
ский современник», встречается с моло-
дыми, начинающими писателями.

Павел Петрович неустанно ‚ работает
над новыми произведениями. Первое изда-
ние книги «Малахитовая шкатулка» вклю-
чало 14 сказов. В прошлом году, к 70-
летию П. И. Бажова, вышло в Свердловеке
новое издание. В эту книгу вошло уже
42 сказа, созданных за последние десять
лет. Среди них есть чудесные сказы, по-
священные — создателям большевистской
партии и социалистического государетва—
товарищам В. И. Ленину и И. В. Сталину.

Расцветает культура социалистическо-
то Урала. В Свердловской области осуше-
ствлена сплошная электрификация  сель-
ского хозяйства; сейчас на месте карлико-
вых колхозных станций строятся мощные

ты по сплошной радиофикации сел и дере-
вень. Началозь движение за постройку в
каждом колхозе сельского клуба с киноза-
лом, библиотекой. Только в-напюм Kpacno-
уфимеком районе уже есть 5 колхозных
радиоузлов, 3 сельских дома культуры, 12
сельских клубов.

В честь выборов в Верховный Совет
СССР будет пущен еще один мощный ра-
дноузел в селе Нижне-Иргинск, а к концу
тода завершится ‘радиофикация всего рай-
она. появится еще 17 сельских клубов.
Bee больше растет потребность в книгах.
Теперь трудно ветретить колхозную семью,
где не было бы собственной библиотечки.
И в кажлой из них книги нашего земляка
и депутата П. П. Бажова стоят на почет-
ном месте. Книги эти помогают строить
коммунизм.

Учительница-орденоносец Е. МА-
КАРОВА, председатель колхоза име-
ни Первого мая Н. ЧАЩИН, звенье-
вая колхоза «Последователь» ордено-
носец О. ЧЕСНОКОВА, мастер ли-
тейного цеха ремонтно-механического
завода #1. САЛАМАТИН, бригадир
подъемочного цеха депо Красно-
уфимск Е. БАСМАНОВ.

КРАСНОУФИМСК, Свердловской

области ;

ig a

вустовые. Широким фронтом ведутся

Избиратели обсуждают
книги А. Чутких

Книги лауреата Сталинской премии по-
мощника мастера Александра Чутких о6б-
сужлались недавно на вечере, состоявщем-
ся в агитпункте избирательного участка
№ 9 Кировского избирательного округа
столицы. Здесь собрались работники Крас-
нохолмского комбината, выдвинувшие

Чутких своим кандидатом в депутаты,
Верховного Совета СССР.

Обсуждались вышедшие в прошлом году
книга «Бригады отличного качества» (Проф:
издат) и заметки «Во имя Родины», опуб-
ликованные в третьей книге альманаха
«Год ХХХИ», )

— Лучшие наши люли потому и луч-
шие, что быстрее ‘всех идут вперед, лучше
всех. постигают душу народа; -- сказа-
ла агитатор. мастер тканкого цеха В. Вз-
сильева, — Тов. Чутких „иаервым поднял
знамя соревнования за отличное качество
продукций. Книги нашего кандидата. цен
вы тем, что они помогают увеличивать
армию ‘стахановнев, борющихся за. продук-
цию’ отличного качества. Е

Обсуждение книг стахановца’ вылилось в
задушевный pasrosop. ’Выступавшие гово-
рили о том, ‘что -А. Чутких умело   показал
снлу коллектива. До револющии. путь про-
стого человека к счастью был закрыт на-
глухо. Счастье было, как жар-птипа: чтобы
поймать его, нало победить и змея-горыныча,
побывать на краю света, заглянуть в глаза

сказке мог стать счастливым, при социализме
Обрел счастье в коллективном труде. Книги
А. Чутких, говорил один из агитаторов,

смертн. Человек, который раньше только в,

показывают; что человек из дебрей глухо-
го одиночества зышел на бескрайний про-
стор коллективного творчества.

Помощиик. мастера Н. Федотова, началь-
ник отдела калдроз комбината В. Колчина,
председатель цехового комитета М. Лесни-
кова говорили о злободневности и жизнен-
ности книг А. Чутких. i

Palin aan >—— ao

Литературный вечер в колхозе

КИШИНЕВ. (Наш корр.). По-празднич-
ному был убран клуб села Кожушна, Ки-
шиневского района. Сюда, на встречу с
писателями, собралось более 400 колхозни-
ков и колхозниц сельскохозяйственных ар-
телей «Правда» и «Молодая гварлия». Пи-
сатель А. Лупан рассказал им о состоянии
молдавской советской литературы, позна-
комил с творчеством отдельных писателей,
говорил об участии литераторов “B подго-
товке к выборам в Верховный Совет СССР.

Поэты Ф. Пономарь, `Б. Истру, Л. Де-,
ляну, И. Балцан прочли новые произведе-
ния о всенародном кандидате в ‘депута-
ты — великом вожде народов товарище
И. В. Сталине. Я. Кутковецкий ознакомил
избирателей с отрывком из второй части
повести «Огонь», А. Лупан читал кол-

лективную поэму «Советской Молдавии —
слава!».

Затем с речами выступили  aKTHBH-
сты села, Они высказали некоторые
претечзии к пчсателям. Вот о чем гово-
рил, например, председатель сельского <о-
вета, начинающий поэт, комсомолец М.
Жереги:

— Посмотрите на нашу колхозную Ко-
жушну. МЛиквилировано самое тяжелое
наследие боярской оккупации — неграмот-
ность. У нас есть школа-семилетка, десят-
ки детей учатся в учебных заведениях
Кишинева. В селе — несколько десятков
учителей, три агронома, врач, зоотехник,
ветеринарный фельдшер. Появилея новый
читатель, живуший зажиточной, культур-
ной жизнью. В нашем селе выписывается
200 экземпляров центральных, ‘республи-
канских газет, журналов. :
— Некогда забитый, бесправный, голод-
ный крестьянин получил возможность
учиться на родном языке, читать произве-
дения своих и русских писателей. В на-

шей сельской библиотеке более 500 по-
стоянных читателей. Мы с интересом сле-
дим за развитием родной литературы,
знаем и любим произведения Ем. Вукова,
И. Канна, А. Лупана, Ф. Пономаря, Ц. Да-
pHeHKG и других писателей, радуемся
каждому их новому творческому успеху.
Но у нас, колхозников, серьезные претен-
зии К вам, литераторам республики, Мало,
слишком мало пишете вы, товарищи, о. со-
циалистических преобразованиях в моллав-
ском селе. Мало, очень мало показываете
роль молдавского крестьянина — вчераш-
него елиноличника, а сегодня — колхозни-
ка, пюлноправного строителя новой жизни.

Встреча писателей с избирателями со-
стоялась и в селе Дурлешты. На встрече
присутствовало свыше трехсот колхозников
и колхозниц: +

В олном из очерков Влалимира Фоменко,
вышедших недавно отдельной книгой,
рассказывается © табунщипе Решетнико-
Бой, родивщейся в 1927 году. Нрочитав
это, я вепомнил, как в середине трилца-
тых годов, когда Реошелниковой, елелова-
тельно, было лет восемъ-девять, случился
у меня размвор © председателем колхоза
в тех же Сальских степях, о которых пи-
шет Фоменко.

Мы только что оемотрели хозяйство и
сидели в хололке у конюшни, разговари-
вая о том, что крестьянин уже привык
работать в коллективе, что «дяльки» стали
забывать, кому из них какая принадлежа-
Л лошадь.

Мимо конюшни прошли школьники —
восьмилетние мальчики и девочки. Й Яя
сказал председателю, что ребята эти,
должно быть, воспринимают вот эту кол-
хозную конюшню с ее черепичной, уже
чуть зампелой крышей, и вон тот машин-
ный сарай как нечто существующее от ве-
ка. хотя ничего этого не было лет шесть-
семь тому назад.

Председатель согласилел, что, действи-
тельно, народилось новое поколение, для
которого, скажем. обладание лошадью или
коровой уже не будет вопросом жизни и
смерти. Он мечтательно добавил, что ин-
тересно бы знать, каким оно станет в 0у-
хущем, это новое поколение.

Bee это вепомнилось мне потому, что
еще ло сих пор, когла речь идет о деревне,
мы сравниваем наше колхозное село © се-
лом дореволюционным. Вообще-то говоря,
такое сравнение закономерно. Всего лишь
девяносто лет отделяют нас от того време-
ни, когда в России было отменено кое-
постное право. И вилоть xo Великой Ок-
тябрьской  сопиалистической революции
жизнь деревенская, еели говорить о фор-
мах и орудиях труда, оставалась почти
неинзменяюй. Вепомните хотя бы свидетель-
ство величайшего знатока русской деревни
Глеба Успенского, писавшего в очерке
«Крестьянин и крестьянекий труд»:

«На том самом месте. где Иван Ермо-
лзевич «бъелоя» над работой из-за того
только, чтобы быть сытым, точно так: же
бились, ни много ни мало. как тысячу
лет, его предки... Хуже той обстановки,
в которой. находится труд крестьянина,
представить себе нет возможности, и на-
добно думать, что тысячу лет тому назад
были ‘те же лапти, та же coxa, Ta же
тяга, что и теперь».

Внига Владимира Фоменко не только
показывает различие между колхозной и
„хореволюционной деревней. Значение кни-
ти В том и состоит, что опа позволяет
нам судить, чем же отличается колхозник
нынешний от колхезника довоенного, су-
дить 0 том, каким стало то новое поколе-
ние, о судьбе которого мы гадали е пред-
седателем. колхоза пятнадцать лет. назад.

Тетка Турлучиха из прекрасного очерка
«Девчата» в первые годы колхозной жиз-
ни могла принадлежать к числу тех кре-
стьянок, какие с тоской и душевной 60-
лью глядели на своих буренок, шатавших
в колхозном стаде. Сейчас она хозяйкой
идет по опаленной солнцем стели, где
«травы, листья и стебли, сникнув, при-
пали к э®мле, словно пытаясь удержать
уходлаую влагу...». Hark большое личное
rope, воспуеилимает опа суховей, угрожаю-
щий колхозным посевам. :

Й тут слелует сказать. что Фоменко,
изображая Турлучиху, как, ‘впрочем,
других героев лучших своих очерков, ма-
стерски использует пейзаж, летали сбета-
новки, которые почти никогда не являют-
ся у него проето лишь фоном, не 0обяза-
тельным украшением; но помогают pac-
крытию характера человека, объясняют
его состояние и ностункя.

Вместе с Турлучихой ‘чувствуете вы,
как горячая пыль, поднятая ветром, ce-
чет ваыну кожу, вы слывгите, как в край-
них рядках кукурузные листья «шелестят
ужо не молодым, а чуть деревянным,
жестковатым шелестом», вас охватывает
гнев против надвигающейся на степь за-

Владимир Фоменко. «Человек в степи».
Очерки. «Советский писатель». 1949. 194 стр.

oe

Ефим ДОРОШ
2?

сухи, ивы начинаете разделять веприязнь
старухи к молодым колхозняацам, которые
способны перед лицом белы шутить, раз-
говаривать о танцах в клубе, о любви, 0
женихах. Девчата расшалилиеь, и Турлу-
чиху, чт называется. прорвало: «Да
нытьте ж! Бесстыжие! — кричит она. —
Поле гибнет! А вам смешки...»

Писатель столь впечатляюще изобразил
изнывающую от солниа степь, горячий ве-
Tep, иссохшую, потрескавшуюея землю,
по которой шагает босая старуха, что
котла одна. из девушек «пошла обувать ви-
севшие на будыле тапочки, осторожно ‘ету-
пая босыми ногами цо колким, сухим ко-
мьям», вы как бы вместе сю старухой
кричите: «..по земле ходите в сапогах,
боитесь голой ногой ступнуть; нотому вам
никогда 40 печенки не кольнет».

Ho Турлучиха неправа. «Подумаешь,
она босиком ходит, — значит землю
знает, —- возражает старухе молодая кол-
хозница. — Агроному, получается, надо
кожу на пятках подрезать, 9100 еще луч-
ше знал». «С погодой. тетя, бороться мож-
но. Вы на курсы по пшенице ходили; по-
чему по кукурузе не пошли?» “

Тем и отличаются девчата от Турлучи-
хи. что они «ходили на курсы по кукуру-
зе». И это позволило им, в отличие от
старухи, посеять кукурузу в другие, бо-
лее благоприятные сроки. благодаря чему
она у них лучие переносит засуху, тэ-
есть творчески отнестись к делу.

Оптибочно думать, что в очерке «Левча-
та» Фоменко изобразил столкновение двух
похолений крестьян. Перед нами столкно-
вение колхозника современного © колхоз-
ником вчерашним, который, хетя и пре-
дан всей душой колхозу и работать стосо-
бен самоотверженно.  олнако не обладает
теми знаниями, какие нужны, чтобы по-
бедить природу, чтобы заставить землю и
скот давать как можно больше продуеции.
а машины — работать производительнее.
Знания же для этого нужны не меньше,
нежели лля того, чтобы сварить железо или

выточить деталь станка. «Наверно, RTO
не знает... о деревне так. думает: взял

теленка. покормил — и выросла корова». —
говорит писатель устами одного из своих
героев. На протяжении многих страниц
рассказывает он нам, какой сложный и
увлекательный труд кормить теленка, па-
сти табун, растить овопи или хлей.
Влалимир Фоменко не только искренно
любит и глубоко уважает труд разотников
социалистических полей, но и отлично
знает весь технологический пропесе той
или иной отраели сельекохозяйственного
производства. И это открывает  возмож-
ность писателю живописно, пластично, с
поэтической взволнованностью изображать
то, что для иного залтяфровано тремя су-
хими словами: «комбайнер убирает хлеб»,
«агротехник готовит семена», «телятница

и!

поит теленка», «лееовол сажает лес»...

В очерке «Хозяин» писателем взята, по
сути, всего лить одна деталь современного

сельского пейзажа — таботающий в ноч-

ной степи комбайн.

Писатель пробыл ¢ комбайнерами до
расевета. Он откзыл нам большой. иепол-
ненный трула и столкновений человече-
ских характеров мир. Все в этом ми-

‘pe интереено и значительно, начиная от
комбайна. работу которого мастерски опи-
сывает Фоменко, и кончая людьми, отно-
пения которых зависят от того, насколько
они умело и добросовестно трухятся.

Лодырь Мищенко. изгнанный бригади-
ром Глазуновым из бригалы, «парень в
хромовых сапожках и в брюках с. напус-
ком». с неприязнью рассказывает о «пя-
тиминутках». заведенных бригадиром:

«..Каждый ‘день после ‘техчаса зовет
весь агрегат. Ла еще чтоб бригадир трах-
торной. бригалир-полевол явились, весов-
шик © тока. Поставил себя, вроде он один
хозяин в колхозе...». :

Ла, Тлазунов — хозяин, хозяин комбай-

Нолхознин, ученый, общественный деятель

сещал толод? Почему даже в хороший год
крестьяне собирали только 50 пудов зер-
Ha с десятины и не могли выбиться из
вечной нужлы? Не умели пользоваться
землей, работали вслепую, «Ha 283065».
При колхозном строе Tak жить нель-
зя. Пауия и наука пришли нам на
помощь. Мы начали пробовать различные
сорта пшеницы, проверять приемы агру-
техники, И вот видите, кое-чего уже уда-
лось добиться.

B 1895 голу Мамин-Сибиряк в романе
«Хлеб» показал, как нарождающийся рус-
ский капитализм разоряет крестьянские
хозяйства, преврашает в пустыню бога-
`тейший землелельческий край. Он описы-
`вал Зауралье. Шадринск — «хлебное 30-
лотов дно».

Мрачными странипами оканчивается эта
книга: «Первые приступы голода начались
еще ¢ осени, когда был съеден первый
хлеб. Урожай был настолько скулен, что
в болынинстве случаев не собрали семян.
Тяжелая крестьянская бела обложила вое...
Уже с осени. по первым заморозкам, За-
полье (читай Шадринек.— В, С.)  очути-
лось В БАакОМ-То малом осадном положении.
В город со всех сторон брели толпы голо-
дающих. — это был авангард страшной го-

лодной армий».

А несколько лет спустя В. И. Ленин
писал в статье о голоде; «Не отно
только разорение, а прямое вымирание

русского крестьянства идет в послелнее
десятилетие с поразительной быстротой, и,
вероятно, ни олна война. как бы пролол-
жительна и упорна она ни была, пе уно-
сила такой ‘массы жертв».

В той же известной статье © голоде
В. И. Ленин характеризовал положение в
отной из «благополучных» губерний —

Пермской: «Как сообщают последние газе-
ты. губерния эта прололжает все еще счи-
таться «благополучной по урожаю», хотя
неурожай в ней... еще сильнее fe-
урожая 1898 гола, Сбор хлебов COCTAR IAM
morpho 88 процонтаз cpernerd coopa, a TO
Ilatenncromy. om Ирбатевому уездам —
только 36 и 34 процентов».

..ТЛерентий Семенович от-
лядываетея на путь, прой-
денный колхозом, рассказы--
вают о знаменательных для
себя ветречах с руководи-
телями большевистской пар-
тии, с корифеями советской
науки И. В. Мичуриным и Т, Д. Лысенко,
рассказывает о том, как овладевал наукой
наук — маркеистско-ленинским учением,
как постигал передовую агробиологяю.

На опытных колхозных делянках изуча-
лись разные сорта пшеницы, лучшие из
них размножались, вводились в Колхозную
практику, передавались соседям.

В Зауралье пюнь обычно бывает зной-
HO жарким, сухим, редко-редко проплывет
тучка. слегка опрыснув дождем землю. В
июле наступает полоса затяжных дождей.
сень приходит рано. В сентябре— первые
заморозки:

Ранние посевы трудно переносили июнь-

скую жару, поздние — обжигалиеь сен
тябрьскими заморозками. +
При такой капризной погоде каждый

летний лень. лолжен быть строго учтен.
Т. С. Мальцев ввел посев двумя сортами
ишеницы: ’позлнеспелым и раннеспелым,
Если весна приходит рано. сев начинают
позднеспелым сортом; если пбздно,—ран-
неспелым, & июню И та и другая пшени-
па ужо окрепнет и легко ‘переносит за-

суху.
Волхозный ученый разработал комплекс
 агромероприятий, позволяющий накопить

и сохранить в почве влагу. В этот комплекс
вхолят: подготовка черного пара под яро-
вую пшенипу; ранняя весенняя подборон-
ка всех полей; борьба с сорняками—овею-
‘ом и пыреем.

За разработку новых метолов агротех-
ники Т. С. Мальцеву была присуждена
Оталинекая премия. Его методы прозере-
ны на полях колхоза «Заветы Ленина» и
соселних артелей.

Вее это улалось не без борьбы. На пу-
ти талантливого колхозного ученого вета-

‚ла космость некоторых местных PYKOBO-
  дителей.
‚ Вен» 1948 гола ^ вылалась ранняя.

Шадринские работники потребовали от ру-

&
B. CTAPHKOB,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»

<

‘тики местных работников.

ководителей колхоза ‘«За-
веты Ленина»:
— Начинайте сеять!

— Сначала надо спрово-

цировать сорняки, — в0$3-
разил Терентий Cemeno-
вич. -—— Появитея  овеюг,

проведем подборонку, уничтожим его — т0-
гда начнем сев.

— Упустите дорогое время. Сейте!

`Т. С. Малыюв пыталея доказать, что
ничего, кроме вреда, ранний сев не прине-
сет. Овсюг задушит пиенипу. У колхоза
достаточно семян двух сортов, и он вумеет
во-время провести сев.

Но его и слушать не хотели. Тогла оч
решил наглядно локазать врелность прак-
Вогда взошел
овеюг, Мальцев провел на отдельных поло-
еах полборонку. уничтожил сорняки и 0е-
ресеял пшеницу. Осень принесла победу
колхозному ученому. Ha его полосах ©тоя-
ла тучная пшеница, шумевшая тяжелым
Колосом, а рялом чуть полнималась реденъ-
кая, слабая. С мальцевских полос намола-
чивали 16—18 центнерюв, ¢ остальной
площали 4—5 пентнеров.

Т. С. Мальцев поехал в Москву и рас-.
сказал о своем конфликте. Его вниматель-
но выслушали. В Москву вызвали област-
ных и районных работников; было приия-
TO спениальное решение. сурово осулив-
шее практику Тех шадринских работников,
которые мешали ученому-новатору.

Перел шадринекими колхозниками была
поставлена задача: руководетвуясь указа-
ниями Т. С. Мальцева, в ближайшие два
тода добиться, чтобы район стал образно-
вым. имел устойчивые стопудовые урожаи
Ha Bee посевной площади.

Трудный для района 1949 год оконча-
тельно подтвердил правильность агротех-
ники, разработанной Мальцевых, Многие
соседние колхозы добились таких me pe-
зультатов, как и колхоз «Заветы Ленина»,

Терентий Семенович улыбается:

— Мне рассказывали, что в прошлом

году магазины нашего района продали по-
чти на миллион рублей книг. Это в тяже-
лый-то по-старому roa!

Долго продолжалась

наша  бесела ©

Мальцевым. Он говорил о том, что един-

ство теории и практики является силой,
которая не позволяет стоять на месте ив
колхозном производстве.

— Партия поставила перел нами прак-
тическую задачу. — говорит Терентий Ce-
менович, — превратить наш район в pail-
он образцового земледелия. С этой захачей
справимся. Да. ната шалринская земля
при правильном отнонении к ней может
дать много пшеничного хлеба.

Терентий Семенович залумывается:

— Партия поставила меня на ноги. Во-
оружила передовой советской агробиологи-
ей. много раз практически помогала. Ака-
лемик Лысенко интересовалея моей рабо-
той, направлял меня. Олносельчане в кол-
Хозе постоянно подлерживали во всех нз-
чинаниях. Постараюсь еще больше сил
и внимания отаать любимому делу. Вме-
сте со всеми колхозниками буду добивать-
ся зажиточной жизни не только для своего
колхоза.

3.

В 1946 году избиратели Шадринского
округа выбрали Т. С. Мальцева своим ле-
путатом в Верховный Совет СССР. В мар-
те 1946 гола Теревтия Семеновича при-
uaa A. A. Жданов. Колхозный ученый, вы-
полняя наказ избирателей, поставил рял
вопросов развития сельского хозяйства Вур-
ганской области. Все они были разрешены.

В феврале 1947 гола Мальцева пригла-
сили на пленум ЦК ВЁП(б). обсужлавший

1еэзия земледельческого труда

на. колхоза, реей страны. Й если у Тур-
лучихи («Девчата») это хозяйское чувство
выражено лашь в способности «болеть» за
Колхозный Урожай, то у Глазунова оно
во всем. И в упомянутых выше «пятими-“
нутках». созыв которых He входит в его
«служебные» обязанности, и в том, как
искусно он работает,

«Глазунов работал молча. Он был скул
на лрижения. Ero жилиетая  квалратная
рука лежала на штурвальном колесе, ше-
велясь по надобности, & сам он не мигая
смотрел на хлебосрез, изредка поглядывал
на бункер и на двух подростков-грабель-
щиков, вернее, на работу их конных граб-
лей, принцепленных отглоблями позади хе-
дера».

Чувство хозяина сказывается и в отно-
шении Глазунова к людям. Глазунов еуро- .
во выговаривает молодой возчипе Голубни-
чей за то, что она, как ему кажется, про
спала и не подала во-время бричку к бун-
керу комбайна. Но стоило ему узнать, чт
девушка He виновата, — «шкворенек из
\разводины выекакивал», и он говорит:

«...Хватит, не плачь. Неси-ка из. ящи-
ка кувалдочку, подладим шкворень».

Образ нового человека, работающего в
степи, встает перед нами в каждом очер-
ке. По профессии своей человек этот зем-
лепашен и животновод, но писатель сумел
увилеть в нем черты, сближающие ем <©`
промышленным рабочим, потому что трух
советского крестьянина все больше и- боль-
ше становится разновидностью труда ин-
дустриального. Даже те герои книги, ко-
торые непосредственно не ‘имеют лела ©
мапинами, ——атротехник Носов («Заролы-
тек»), табуншица Решетникова из олно-
именного очерка, огородник Сасов («Сухие
дожди»), скотница Шевелева («Шевеле-
ва»), телятнина  Федосья («Тетка Фе-
досъя»). пасечних Смирдов («Пасечник») ^
и многие другив, — все ‘они по своим
техническим навыкам, по творческому ‘от-
ношению к делу напоминают нам перело-
вых советских рабочих, людей, в труде
которых все менее различима грань, отде-
ляющая труд физический от умственного.

Следует, однако, упрекнуть писателя в’
том, что он. ‘показывая высокое мастер-
ство колхозника или рабочего совхоза, редко
знакомит нас с тем, как человек овлале-
вал этим мастерством, какие  трулностя
стояли перед ним, как он их преодолевал
й Кто помогал ему их преололеть,—иными
словами, писатель изображает результат,
HO не процесс. Может быть, поэтому в
портретной галлерее рядовых тружеников
советской деревни, мастерски налисанной
Фоменко, мы почти не встречаем тех. кто
мобилизует на труд, кто воспитывает и
обучает людей, — парторга и агитатора,
председателя колхоза, агронома и зоотехни-
ка. Плоды их труда видны, потому что и
упомянутые выше девчата, и тетка Федо-
съя, собравшаяся было уйти с работы
из-за нанесенной ей обилы, но переменив-
шая свое решение, как только она увиде-
ла трудно телившуюся корову, и колхоз-
ный лесовод Иван Логушов,. в зимнюю
стужу и снегопад ходивший в степь гля-
нуть на лесополосы, да и все другие герой
книги — вее огпи воспитаны большевиет-
ской партией. Но хотелось бы. чтобы пи-
сатель. талантливо паскрывший 1п093ию
еоциалистического земледельческого труда,
стель же талантливо раскрыл поэтическую
сушность работы сельских зожаков.

Герои очерков Владимира Фоменко за-
стазляют вопомнить слова Ленина:

«Коммунизм начинается там. где появ-
ляется  самоотверженная,
тяжелый труд, забота рядовых рабо-
чих 00 увеличении производительности
труда. об охране каждого пуда хле-
ба, угля, железа и других пролук- _.
тов, лостающихся не работающим лично и.
не их «ближним», а «дальним», т.-е. все-_
му обществу в целом...». a

Человек в степи, изображенный шисате-
лем, ничем не напоминает нам своего
предка Ивана Ермолаевича. Но многое
в нем уже есть от потомка, от труженика
сельского хозяйства  коммунистического
завтра.

посланец обстоятельно рассказал о нуждах
сельского хозяйства своего края,

Многообразны депутатские обязанности .
Т. С. Мальцева. Он-— непременный участ»
  ник всех совещаний в области и в Dafio-
He по вопросам сельского хозяйства, _
неустанный пропагандист советской агро-
номической науки. Колхозный ученый вы-
ступает перед студентами учебных заведе-
ний Челябинска и Свердловска. ег статьи
часто печатаются в газетах «Социалисти-
ческое земледелие», «Красный Курган», в
сельскохозяйственных журналах.

Избиратели обращатся к нему с самы-
ми различными просьбами и всегда на-”
ходят в нем чуткого и отзывчивого чело-
века. ‘Почта ежедневно лоставляет ему
20—30 писем. Утро депутат начинает с
ответов на письма избирателей,

Выражая свое доверие, избиратели ено-
ва назвали канлилатом в депутаты Вер-
ховного Совета СССР колхозного ученого-
новатора Т. С. Мальцева.

С горлостью рассказывает Терентий Се-
менович о хозяйственном н культурном ро-
сте своего. когла-то глухого угла — За-
уралья. Огромная армия  механизаторов
работает в колхозах. В районе ле-
сятки механиков. бригадиров трак-
торных отрядов, сотни трактористов, ком-
байнеров и их помошликов. десятки Ma-
шинистов сложных молотилок. Сельским
хозяйством района руководят 50 arpono-
MOB и зоотехников,

Новое рениительно вошло в жизнь.

— Наш Терентий‘ Семенович лазно 33
новое воюет, — говорят колхозники.
Не хочет подчиняться природе, себе ев
подчиняет. И нас всех этому учит...

Новое определяет нашу жизнь. Новое,
передовое находит энергичную поддержку
и помошь BO всех звеньях налего госу-
дарства. Чувство нового — вот главное,
что определяет характер Т. С. Мальцева.
Это и создает ему авторитет и доверие в

меры подъема сельского хозяйства. С вод-
нением вошел Терентий Семенович в зал
заседаний. Он прислушивалея к выступле-

ниям, вглялывалея в Лица руководителей

партии, потом послал в президиум записку
с просьбой предоставить слово в прениях.

Ему предоставили слово, и колхозный

народе.
ШАДРИНСК,
Курганская область’

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 16

ею

преодолевающая, —