:

ts

А.
Re
De
OB
Е
Is

“

“

]
р
;

у
К

]

Она служит народу

Ванда Василевская — кандидат в депутаты
Верховного Совета СССР

рухящиеся Нежинского избирательного
epyra избрали Ванлу Василевекую в
„1946 году лепутатом Верховного Совета
(ССР. Теперь они вновь вылвинули ее
кандидатуру на этот высокий пост. Ванда
Василевская полностью оправдала доверие
еих избирателей.

Люди нашего поколения хорошо помнят
рервое знакомство советского читателя с
ранлой Василевской. Это было в 1935 го-
Jy, Borla вышла ее первая книжка «Облик
qus2 — повесть-репортаж © жизни  вар-
‚лавской бедноты. Повесть наделала нема-
3} шуму в Польше. она была кочфиско-
jana, запрещена, появилась потом с боль-
шими пензурными изъятиями, Талантли-
вая писательница ¢ большой силой прав-
лы нарисовала картину страланий поль-
ско народа. «Облик дня» показал миру
урачную действительность панской Поль-
ши, Вместе с тем эта книга показала и
облик самой Ванлы Василевекой — пе-
ревом общественного деятеля, борпа за
счастье трудового нарола,

«Родина», «Земля в ярме»,
18 болтах» — каждая новая
сательницы наносила меткий
_ ской буржуазии, пилеулчине,
( зиетской клике, правизшей

= в“, Книга выполняла свое
‘ye, по собственным словам

у состоит в TOM, чтобы

тельность борющихся. за-

\ Ть глаза тем. кто еше не

10 верила, что «была,
‘yraa  Польиа. — Польма
забочего. Польша труля-
У новую. свободную, ле-
элышу помогала созлавать
wH и общественной  лея-
a Василевская.
слеловалаь писательницу,
пались на ее жизнь. бур-
снавилела. Внига Ванлы Ва-
огражали ту правлу жизни. ко-
мертельно  боятея  реакционеры,
‚0 ненавиети рабочего класса п кое-
неких масс в их поработителям. Поч-

ш документальню Василевская показала,
° как зреет наролный гнев. как накопляют-
ся революционные настроения в Польше и
нарастает борьба наролных масс.

(Общественная леятельность Ванлы Ва-
сплевской неотделима от леятельностя пи-
’ сательской. Вше студенткой она рувово-
ила рабочими кружками. Участвовала в
забастовках, была олним из организаторов
забастовка учителей. Она порвала © от-
пом, известным в Польше литератором
]еоном Василевеким. личным другом Иил-
CVICROTO, его миниетром иностранных дел.
(из порвала с буржуазной срелой, отказа-
dich of обеспеченной жизни.  прелпочла
° ую жизнь в тручовой среде. Baca-

\4 училась и учительствовала. Ко-
лишили из-за политической «ne-
  чежносли» места в школе. она сл6-
журналисткой. Ходила пенком из
1 B деревню. ездила в лодке по pe-
PAMCbH, изучая жизнь крестьян За-

Украины.
9 время как польская буржуазия—

“ нею большая

„ай — ориентировалась Ha ГНИЛУЮ за-
` пыноевропейскую культуру, Ванла Ваеи-
ская вмюсте с переловой частью антел-
енции своего нарола обращала cBou
веры на ‘восток, гле в это время возво-
лось великое здание сопиализма. Ee
бовь к Советекому Союзу: ее прихол к
имунизму — логически вытекают из
тесной связи с наролом-

В последнем нанисанном Ванлой Васи-
звюкой в Польше романе «Пламя на

«Пламя
книга пи-
улар поль-
веей (pa-
Полыней.
назначе-

\

я

Sa
ne
‘

lm a rat ent ee aah cp erg ИЕН

Часть польских пиеа-

болотах» крестьяне Полесья помогают ук-
апккому революционеру скрыться OT по-
ции и пробраться на восток, в Россию.

ми

Фреди наних журналов альманах «Друж-
пародов» занимает особое место. Он
Mana знакомить русского читателя ©
Уучшими ‘новинками литератур советеких
Ъатеких республик.
{ 1949 год был голом коренного перелома
N работе альманаха. Из нерегулярного из-
ния он был

преврашен в периодически
Пхолящий двухмесячный альманах. 00-
эвленная редакпия добилась -

=

заметных
 ехов. в улучшении его качества.

пести книгах альманаха читатель 03-

Галея с романами казахекого писате-
    Мустафина «Миллионер» и азербайл-
  ^^ жого писателя М. Гусейна «Ашиеров»,
``аовеетями мололых прозаиков Д. Тва-
АА «Племя сильных». С. Черпобрывиа
Т «евобождение» (Украина). «Первые олин-
налпать» В. Берше (Латвия), с повыми
Засеказами и стихами многих писателей
братских республик.

Большинство крупных произвелений, на-

тчзтанных в альманахе, уже получило по-
зожительную оценку в нашей печати.
  Ленность ромава Г. Мустафина
0лхоза-миллионера. ‘романа М. Гусейна
  Труле нефтякиков в Том. Что их авторы
  сумели поетавить в своих книгах нужные,
существенные проблемы нашего послево-
еиного развития, талантливо изобразить
‘щейный и духовный рост советских лю-
%ей. Большой интерес читателя, несомнен-
HO), вызовет повесть писателя, С. Черно-
’ Мызна «Оевобожление». рассказывающая
0% освобожлении Красной Армией населе-
ня Запалной Украины.
A Срели рассказов вылеляются мастерская
зювелла А. Григулиса «Покос в утро Ива-
нова лня». рассказы Р. Сирге, 0. Тоомин-
14, Ю. Яновекого.

В отеле хуложественной прозы наидо-
“Stee заметна организуюшая рука релакция,

заслугу ей слелует поставить и То, что
зажнейшей теме индустриального развития
DENOTE посвящены два крупных произ-
мюния («Ашперон». «Племя сильных»),
1 10, что опа. наряду < известными птиро-
Юму  советекому читателю авторами

‚ Яновский, М. Гусейн). смело  правле-
Кает молодых писателей. нередко выету-
лающих с первой книгой.

Кав досадную оплошность этого отдела,

веть книг альманаха „0

На восток, где жизнь и свет, ушла и
сама Василевская, когда гитлеровские бан-
ды обрушилиеь на Пельшу. `

«Теперь я свободный человек, который

может говорить все>. что думает и чув-
ствует... — писала Василевекая в после-
словни к оной из своих книг. — Я шла
к советской границе, и граница вылтла
мнь навстречу. Ha украанской земле я
встретилась ¢ Красной Армией. Я п. ты-
сячи других, которые, как и я. ашли на
восток. — мы были спасены».
В Советеком Союзе перел нею открыл-
ся широкий. светлый ‘путь писателя п
оощественвого деятеля. Ола смогла. ‘нако-
Hell, свободно и беспрепятетвенно отетай-
вать в своих произвелениях дело своей
жизни, бороться за счастье человечества.
непосрелетвенно участвовать в строялель-
стве нового, самого прогрессивного в ми-
ре общественного и государственного
строя.

Свою общественную деятельность в Со-
ветеком Союзе Ванда Василевская пачала
тогла, когла украинекие пн польские тру-
дящиеся избрали ee в состав лелегапии.
выразившей в Верховном Совете ССР
волю  паселения Запалной Украины о
вхождений в состав Сиветекого Союза. В
1940 голу писательница была избрана
депутатом Верховного Совета первого во-
зыва. Она прололжала свою общественную
деятельность ва фронтах Великой Отече-
ственной войны как политработник и-пр-
пагавлит. В советской печати появилея
DAN #6 блестяших очерков и рассказов.
проникнутых ненавистью к гитлеровсвич
оккупантам и повазывающах героизм co-
BeTCKAX бойцов и советского нарола. Ee
повесть «Ралуга» — вызающееся произве-

в Совелеком Союзе 16 изланий
лена на ве европейские ЯЗЫКИ. Эту книгу
знает вое вультурное человечество Rak
но из ярких хуложественных DoToTeH o
борьбе советекого нарола против гатлеров-
ских захватчиков.

И в послевоенные голы.
общественная деятельность Ванды — Ваев-
левекой Неразрывно связана © ее пигса-
тельевим трудом. Co веей страетностью
своей натуры. со ‘веем своим теволючиан-

как воегда,

ным темпераментом Banta Василевская
активно участвует в строительстве со-
ветской страны. во всемирном лвяжеани

сторонников мира. Результатом ве поезлки
во Франияю в качестве лелегатя Веемиз-
ного конгресса сторонников мира была
книга очерков о говоеменной Франции —
«В Париже: и вне Парижа». Результатом
ее поезлки в, Италию были: очерки «Пяеь-
ма из Рама». И злесь писательница 3a-
глянула пэежле всего в жизнь труловога
нарола. Французские реакдионеры были
вабешены ее очерками. потому что это
был, по существу. страстный памфлет.
разоблачалонтий гуйительные последствия
марталлизания Франции. превращения ee
в американскую колонию.

Нарол знает. любит. читает книги Ва-
сплевской. Она всегла близка HAD AHEM
массам. Опа пишет о народе и лля наро-
ла. Она служит наролу.

По Вонституния Corererora Cowen. ta-
у} темократической Roneraryuga в мире,
пЗаво выдвигать  канлилатов в депутаты
претоставлено собраниям трудящихся. TO
есть непосрелетвенно народу — ряловым
советекиу люлям. Иарол вылвигает тех.
кого он знает и уважает. лучитих из луч-
ших, тех. кто сумел завоевать его лове-
рие. В славной плеяле госуларетвенных и
политических леятелей. ученых. мастеров
трула и уногих-многих прославленных лю-
ей нашей Родины. вылвигаемых кантила-
тами в депутаты в Верховный Совет
CCCP, no праву занимает свое место вы-
дающийся писатель и общественный дея-
тель — Ванла Львовна Василевская.

Н. СЕРГЕЕВА

>

А. ПЛЕШКОВ
>

следует отметить, что релакция не всегда
доводит ло конца работу над принятыми ®ю
  произведениями; полчае не прелъявляет к
  авторам должной требовательности. Так,
  например. роман «Миллионер» в ©вое вре-
мя критивовалея на ХИ аленуме правае-
ния ССП за отлельвые недостатки, cHH-
жавшие идейно-хуложественные качества
этого талантливого произвеления,  Редак-
ция недостаточно поработала < автором, не
помогла ему устранить слабыю места ро-
мана, в своей работе скорее орраничилаеь
улучшением чаетностей перевода.

Другой серьезной оплешноетью яваяется-
пренебрежение редакции 5 хуложественно-^

му очерку. Очерк — тот «оперативный»
жанр. который позволил бы редакции жи-
во и интересно. по слелам событий пока-
зать читателю в движений богатую, пол-

6 людях   нокровную жизнь республик. рост их на-
  полного

хозяйства, культуры. В ak-
тиве братских литератур можно найти д9-
статочно произведений и такого жанра —
вполне разнообразных по темам,  лействи-
тельно талантливых и значительных.

Отлел поззии 00 своему качеству,
кажется. стовт ниже отдела прозы.

Улачен пикл стихов Г. Абашилае «На
южной -сраниие», ралующий политической
остротой темы и образностью, впрочем, не
всегла точно  переланной в переволах
Н. Заболопкого. выполнившего эту работу
явно ниже своих поэтических возможно-
стей. «Прогулка» на Восток» — одно из
самых талантливых стихотворений этого
цикла. Поэт удивительно врасочно опиеы-
вает древний храм в Тао — чудеснейнтий
образей древнегрузинского зодчества. Его
но улалось разрушить пытавшимея это
слелать кочевникам-туркам. Творение без-
вестных мастеров далекого проилого. cH
стоял как нерушимый памятник  худо-
жественного гения народа.

нам

И теперь бы под чуждою властью

Этот храм устоял без трула,
Но Америка < воинской частью
Янженера послала сюда.

+ ПОЭЗИИ

5 я д

Вечера башкирской поэзии

В Москзу приехала группа башеиреких
поэтов и артистов Башкирекого  ‘гоеудар-
ственного театра оперы и балета. Вчера” в
 Центральном доме литераторов состоялся
первый вечер башкирской поэзия. На ве-
чере  прелселательствовад A. Софренов.
После вступительного елова председателя
правления Союза  созетеких писателей
Башкирии Ахнафа Харисова  выступнав
поэты Башкирии Акрам Вала, Валыр Даян,
Мустай Карим, Ханиф Карим, Салях Ву-
либай. Рашит Нигмати, Максул Сунлюкле
и поэты-цереволчики Павел Железпов,
Семен Шинкин. Вероника Тушнова.

В заключение вечера состоялся концерт,
в котором были исполнены  башкарекие,
русские, татарские песни и танны.

Сеголня состоятся вечера башкирской
в Военно-политической академий
пм, В. И. Ленина и во Дворце культуры
им. Горбунова. Завтра поэты banmruapua
выступят в Центральном доме работников
искусств, 27 февраля — в студенческом
городке Московского государственного уни-
верситета, 28-го — в Колонном зале Дома

дение советской литературы — выдержала   Нагвибеды.
и переве- , Рассказал Г. Корабельников.

ужба народов

а i Rk a Pact ate ea

союзов.

1 марта в Союзе советских писателей
СССР будет обсуждение творчества баш-
киреких поэтов. Московекяе литераторы
вместе со своими гостями обсудят книги
сетяхов Мажита Гафури «Стихотворения»,
Сайфи Кудаша «От веего серяпа», Рашита
Harvara «Bo весь голос», Мустая Варима
«Цветы на камне», Ханифа Карима «Песни

радости». Баязита Бикбая  «Стихотворе-
ния», вышедшие на русском языке в
издательствах «Советский писатель» И

«Молодая гвардия». а также в Башкирском
государственном издательстве.

Стихи М. Нагнибеды

В Центральном доме литераторов co-
стбялся вечер украинского ‘Поэта Миколы
О творчестве М Нагнибеды
На Украине
вышло около двалпати сборников стихов
поэта, посвяшенвых труду советских лю-
пей в голы сталинских пятилеток, героике
нашего народа в годы Великой Отечествен-
ной войны, влохновенному строительству
коммунистического общества в нашем го-
суларстве.

После локлала Микола Нагвибела про-
чел свои новые стихи С переводами ^сти-
хов юэта на русский язык выступили
поэты Я Смеляков, Я. Хелемский и apy-
гие. Затем состоялось обсуждение творче-
ства поэта, в котором приняли участие
московские литераторы.

Hh
ЛИТЕРАТУРНАЯ ХРОНИКА

Ф Москва. Центральная книжная лавка
писателей приобрела ряд цезных литера-
турных покументов. Cpean них — письма
Л. Н. Толстого, А П. Чехова, Д. В. Гру-
горовича, А. А. Фета. В. М. Гаршина, Эми-
ля Золя. Большой интерес прелставляет
приобретенная книга И. А. Гончарова
«Фрегат «Паллада» с дарственной надписью
писателя капитану этого корабля.

$ Кишинев. ПК КП(б) Моллавии одоб-
рил прелложение республиканского Союза
писателей о провелении в 1950—1951 ге.
открытого конкурса на лучшие прозаиче-
ские в драматургические  произвеления
{роман, повесть, пьеса) о Советской Молда-

вии В конкурсе могут принимать ‘участие

писатели всех братских республик. За луч-
шие романы установлены премии в 40, 25 и
15 тысяч рублей каждая.

Ф Баку. В Союзе писателей на очерел-
ном «Дне мололежи» провелено обсужле-
ние повести. В. Пановой «Ясный берег». В
обсуждении причяли участие: М. Аскеров,
Н. Мамедов, И. Ибрагимов, С. Рахман,
Энвер Алибейли и М. Ибрагимов. Вы-
ступавшие, отмечая достоинства повести,
одновременно говорили о ее отлельных не-
достатках.

%® Ташкент. Вышли
массовой библиотеки «Советские

в свет 34 каижки
писатели

Узбекистана», изданные на узбекском в
русском языках. Срели произвелений, во-
шелших в библиотечку,. — поэмы и стихи

Г. Гуляма, Уйгуна, М. Шейхззле, Мирмух-
сина, очерки и рассказы Ш. Рашилдова,
А. Каххара и пругих узбекских писателей.

bf

И расчистили янки равнину,
Чтобы выстроить аэродром,
И ввели под фундаменты мину,
И взорвали строенье потом.

. +

Вот в кофейне турецкой заставы

Он сидит, красвощек и злоров,
Представитель «культурной» державы,
Подрыватель чужих очагов...

—С чуветвом справедливого гнева разо-
блачает в своих стихах [. Абашил-
зе американских поджигателей войны и их
турецких прислужников, с глубокой лю-
бовью и благодарностью говорит о надежде
и счастье воеленной — великом Сталине—
первом борце за мир.

Но, к сожалению, таких улач пока в
поэтическом отлеле альманаха немного. Зна-
чительны опубликованные циклы «тихов 9
Ленине, о Пушкине, «Эстонская поэма»
Ю. Шмуула. «Портрет вождя» и другие
стихотворения С. Рустама: = запоминается
стихотворный пикл «Самгори» Г. Леонил-
зе, интересны “подборки стихов  белорус-
ских. башкирских и тувинеких поэтов.
Олнако в этих подборках нарялу ¢ xopn-
шими стихами нашли место и стихи, ни-
чем не вылающиеся, явно  заурядные.
Весьма несовершенны переводы стихов с
белорусского, сделанные Т. Стрешневой
(кн. 1), немало недостатков в  пере-
волах В. Тушповой и С. Шервинекого
(кн. Ти 3). Вообще следует заметить. что
в лругих лятературно-хуложественных жур-
налах строгость отбора стихов и качество
переволов зачастую выше, чем в аль-

манахе «Дружба наролов». Это тем более
обилно, что альманах призван быть
связующим звеном межлу  литературами,

дать возможность широким кругам иптел-
лигенции знакомиться с лостижениями пи-
сателей братеких республик. К произве-
лениям, публикуемым в альманахе.  сле-
лует прелъявлять особенно высокие тре-
бования и озаботиться тем. чтобы они бы-
ли представлены в лучших русских пере-

волах, точно передающих богатство сэ-
держания и <воеобразие  напиональной
формы.

Одной из важнейших залач альманаха
является реальная,  лейственная помошь
развитию братских литератур острых ору-
жием критики. Редакция альманаха \ сде-

\

О пережитках импрессионизма

в советской живописи

Срели картин выставки 1949 гола есть
  олва, постеянво правлекающая к cede
внимание зрителей и особенно художни-
ков. Около нее то и дело вспыхивают
бурные споры: находятся и энтузпасты-
защитники и решительные противника.
Это — большая  картива А. Пластова
«Колхозный ток». Всякого она останавли-
вает пламенеющим красным пятном ру-
бахя мололого парня, являющегося как
бы главным героем этой многофигурноя
  композиции. На картане изображен мо-
мент горячей работы в колхозе. Жаркий
летний день; в мгаистом мареве движут-
ся работающие около молотилок люхи.
Накаленный воздух мастерска передан
`живописцем. Зритель почти физически
ощущает палящий зной. На переднем
плане -— парень в красной рубахе, в чьем
образе. сконпентрирован весь смысл пла»
стовского произведения. Разгоряченный
работой под изнуряющшими лучами полу-
денного летнего солнца. он. запрокинув
назал голову, широкими глотками пьет
хололную волу,

обостряя ошушение утоляемой жажлы,
позволяет пам заглянуть в это ведерко,
rie плешетея студеная влага, к которой
тянется также и стояший позали бычок.
Жарко! В этом олном слове воплощается
весь эмоциональный строй картины.

Уже то, что картина не оставляет рав-
нолушным.— свитетельство талантливости
мастера. Ла п кто же сомневается в боль-
шом живописном темпераменте, живом
ошушении натуры, ярком даровании
A. Пластова. И лействительно, «Колхозный
тов», безусловно, незаурядная вещь. Но
именно поэтому © ней надо вести очень
серьезный разговор.

Оптибаются те. кто вилит в пластов-
ском полотне правдивое отражение колхоз-
вого тоула.

Такое неверное суждение о картине вы-
сказала, в частности, М. Алигер в егатье,
опубликованной в «Литературной газете».

Ла. картина Пластова — свилетельство
талавта художника, но в TO же время
  она — свилетельетво лурно направленного
  таланта. В самом еле. поставим  перел
собою вопрое, о чем натиеана эта .ROMMO-
зиния? Суля по названию, — о колхозной
  мототьбе. о том, как радостен и солержа-
  телен труд советекого крестьянина, о том,
каким стал теперь наш колхозник. Это —
большая п еще совсем недостаточно раз-
работанная наппими живописпами тема.
Есть на выставке улачи в этом роже жи-
 вописи — картина A.
картина TOTO же вазврания
полотно Й. Гранюка и несколько других.
Есть также явные неулачи. хуже того,
легкомыеленные этюлы Ha «колхозную»
тему. как «Колхозная уборка» Н. Ромали-
на. Улачи и пеулача картин на эту тему
опрелеляются прежле всего тем. в какой
мере в них раскрыт образ советекого кол-
хозника. хозяина и творна новой жизни.
  Мы хотим видеть больше произвелений,
в которых перел Hawa — настоящие  «хо-
зявва ’ земли» (так называлась очень
улачиая картина А. Максименко на Вее-
союзной выставке 1947 г). Мы хотам
валеть, как возрождается  истерзанная
войной советская земля («Возрождением»
‚ назвал — и по праву — одну 3 свопх
  картин художник Ф. Шурнин); мы хотим
вплеть полотна, посвященные реализация
великого сталинского плана преобразова-
ния прароды.

Природа всегла была для мастеров
кисти одним пз самых богатых источни-
ков поэзии. Но напрасно полагают неко-
торые художники. 443 гола в год пишу-
щие импрессионистические этюды, что за
ними остается хоть то лостоинетво. что они
чувствуют природу. В погоне за заманчи-
выми тональными нюансами они в дей-

воторую принес ему в.
велерке мальченка. Художник, еще более.

>
Г. НЕДОШИВИН
>

ствительности давным-лавно утеряли под-
линное чувство. природы.

Всегла в великие эпохи искусства чув-
ство природы неотъемлемо от человека, от
его образа жизни, стремлений и страстей.
В саврасовеких пейзажах живо чув-
ствуешь тревожную жажду смелых и бла-
тгородных люлей, которым не дана, однако,
быза торжествующая радость преобразо-
вания мира. Природа у Саврасова живет
могучей, лаже напряженной жизнью, ‘как
бы зовущей н волнующей человека. В
бескрайних просторах брейгелевских ланд-
шафтов мы ощущаем ралость человека,
впервые открывшего далекие, заманчивые
просторы земли.

В наши дни, в эпоху социализма, чув-
ство пириролы неразрывно связано с чув-
ством преобразования природы. Пейза-
ист. конечно, совсем не обязательно
должен изображать людей, но он должен
уметь перелать то возвышенное отноше-
ние к природе, которое свойственно пере-

Бубнова «Хлеб».
Т. Яблонекой,

довому советскому человеку, не ждлушему
от природы милостей, но своим творчеством
вызывающему в жизни ее могучие силы.

В советском искусстве колхозная тема

и тема приролы веразлелимы. Прекрасный.

пример — «Хлеб» А. Бубнова, где чувет-
во плодоролия земли, богатырекое раздолье
широких полей неразрывно съязаны в 00-
разе с мыслью о новой жизни деревни, о
том, как совсем иначе, чем прежде, от-
носится к природе человек.

Однако нам пора вернуться к Пластову.

Если отбросить название картины, — 0
чем она написана? () том. как люли тру-
дятея в страдные дни в колхозе, о поэзии
труда? Нет! Ее смыел и суть—в друтом.
Эта картина рассказывает зрителю —
рассказывает энергично, с увлечением —
о том. как бывает жарко. о TOM, какое
наслаждение в такой накаленный полнень
выпить ковш хололной ключевой воды.
Разумеется. в этом есть своя ралость, и
‘опа для живописпа не  запретна.
‚ при чем тут «Колхозный ток»? Что me
‘здесь такого. что делает изображенное не
только «жаждой», но и «молотьбой». да
еше «колхозной молотьбой»? Хотел ли того
хуложник или не хотел. — рял фигур и
предметов, изображенных на залнем пла-
не. люли. суетящиеся позали, для Hero
нечто второстепенное.  необхолимое для

работая по-уларному, а о том, как в го-
рячей страде иногда хочетея пить.

Картина оказалась написанной «не про
To»!

Разрыв между темой и образным вопло-
щением ee в картине — существенный
нелостаток ряла произвелений лаже круп-
ных художников. Иногла бывает так: по-
смотришь на заголовок картины. ова на-
пяеана про отно. а на самую картину —
прю лрутгое. Хотел А. Лактионов паписать
о Пушкине («Вновь я посетил...»). а на-
писал о сучках п мшиетой коре на лере-
ве; хотел С. Герасимов рассказать о «Кол-
хозном урожае», а написал © том. как
дали мерцают на солнце: хотел изобразить
А. Герасимов большое торжество советских
людей («Есть метро!»). а показал. как

играет свет на бронзе люстр и бархате-

обивки.

Корень и причина этого явления лежат,
как правило. в не пзжитом еше до конца
влиянии импрессионистического  отноше-
ния к миру, извращающего празлу жизни.

Сторонники импрессионизма настойчи-
во противоноставляют его натурализму. А
на самом леле это — олна из форм нату-
рализма. Напрабно

Лала попытку подойти & решению насущ- То, что читатель еше не находит на стра-

ных проблем литературоведения и лите-
ратурной критики в братских республи-
ках. активно вмешаться в литературный
‚ процесс.

Проблеме благотворного возлействия на
‚ литературы братских народов передовой
  русской культуры посвящены многие ма-
териалы,
содержащий высказывания поэтов © могу-
чем влиянии на их творчестве  реалисти-
ческой поэзии великого Пушкина. Особен-
HO вылеляется = солержательная статья
М. Ауэзова «Традиции русского реализма
и казахская литература». Метол серьезного
научного анализа удачно сочетается в этой
статье с ясностью изложения. Анализируя
творчество Абая. Алтынсарина и других
крупнейших представителей казахской ли-
тературы прошлого столетия, М. Ауэзов
убелительно показывает благотворное влия-
ние па их творчество лучших традиций
русского реализма. .

К сожалению. в заключительной части
своего исследования. касающейся развития
советской казахской литературы, автор пе-
реходит к скуным характеристикам и опен-
кам «в иелом». Более конкретно расемат-
риваются в этом смысле современные ли-.
тературные явления в «Заметках 06 азер-
байлжанской советской литературе» М. Гу-
celina.

Темы борьбы с космополитизмом, © низ-
копоклонетвом перед культурой капитали-
стичеекого Запада и Феодально-буржуазно-
го Востока пока еше не получили в аль-
манахе глубокого освешения. То. что ре-
лакция опубликовала в связи с этим обра-
ботачные стенограммы  локлалов АД. Лми-
терко (Украина) и П. Ковалева (Белорус-
сия}. являлось, по существу. только сиг-.
налом о неблагополучии в литературной
критике и литературовелении в этих peec-
публиках. Релакния не сумела развернуть
последовательную критику  Космополитя-
ческих «теорий» на стралицах альманаха.
Исключение представляет лишь статья
1. Климовича «За маркеистеко-ленинекое
освешение истории литературы и искусет-
ва народов Средней Азии и Азербайлжана»,
которая пенна тем, что на анализе  кон-
кретных работ лятературовелов вскрывает
еще не преололенные ло конпа космополи-
тические «теории»  паниранизма и пан-
тюркизма.

Большим пробелом в работе теоретиче-
ского раздела «Дружбы наролов» является.

в 10ы числе обширный раздел, .

нипцах альманаха серьезных, солержатель-
1 ных статей о большевистеком  праннипе
партийности литературы и литературной
критики, о проблемах  социалистичеекого
реализма, о национальной форме и ее раз-
витии. 0 художественном качестве лите-
ратурных произведений и переволов.

С четвертой книги редакция начала пе-
чатать обзоры республиканских журналов
и альманахов. Наиболее обстоятелен обзор
журнала «Мнатоби» — органа Союза пиед-
телей Грузия. в котором этот журнал спра-
велливо и остро критикуется за отрыв от
современности, за низкий идейно-хуложеет-

венный уровень ряда произведений и гру-.

бые ошибки,
некоторых вопросов.
литературы.
Ценность таких обзоров несомненна, —
это олна из форм прямой и лейственной
помощи местным  писательским организа-
циям. Ho, печатая 06б30оры. редакция
«Дружбы наролов» лолжна и сама показы-
вать пример хорошей постановки крятики
и библиография. Межлу тем. этот важный
отдел появилея в альманахе лишь с той
же четвертой книги. Влобавок шесть из

допущенные в постановке
истории грузинской

семи помещенных там рецензий касались’
в свет и неодно-.

книг. лавно вышелитих
кратно опенивавиихея в периодической
печати. В преоблалающем большинстве ре-
цензий содержится лишь лобросовестный
пересказ произвелений и почти не говорит-
ся о художественных достоинствах и нело-
статках, о мастерстве, стиле, языке писа-
теля.

Отдельные недостатки того или иного
отдела (конечно. требующие исправления!)
не могут заслонить OOM каргяны HecoM-

ненного улучшения альманаха. Олнако
как еще малы. даже просто по объему
своему. его отлелы, как далек Ou OT Toro,

чтобы охватить в5е самое яркое и полно-
ценное из того. что рожлаетея ежегодно,
повеезневно в паших братеких литерату-
рах! Как еще нелостаточны поставленные
им вопросы теории по сравнению с ком-
плекеом тех насущных проблем, которые
возникают в кажлой литератур.  нахоля-
шейся в пропеесе роста. где новое нужлает-
ея в серьезной творческой поллержке, лабы
быстрее высвободитьея от влияния пере-
житков устареваей формы, обветшавших
канонов. ложных «теорий»!

Вог почему, обозревая тот или иной от-
дел альманаха, все время ловинть себя на
мысли, что невольно хочется предъявить

рализм в одном только обличии — В <у-
хой выписанности и излишней детализа-

ции. Суть натурализма — в буржуазно-

объективистском отношении к миру.
Нередко защитники импрессионизма
что он

выдвигают в оправлание его то,
дает возможность ярко передать чуветвен-
но-конкретный облик мира, то, что жи“
вопиепы называют «нлотью вещей». Бо-
лее того, настаивают на особой «жизне-
радостности» импрессионизма, на его яко-
бы жизнеутвержлающем характере. Гово-

‘рят лаже о том, что именно по этой ли-

нии он может стать «наследием» для ио-
KYCCTBA сопиаластического реализма.

Необходимо поэтому резко подчеркнуть;
что жизнерадостность искусства социали-
стического реализма,  покоящаяся Ha
утверждении жизни, «как деяния», Kak

1 творчества. не имеет ровно ничего ‘общего
отноттением Е ми- -

е чувственно-животным
ру. которсе воплошали в картинах
прессиониеты — эти предетавитела
дочного буржуазного искусства.

В послеловательном своем развитии этот
принцип приводил художников в крайне-
му  субъективизмыу. В. стихви «чистой
чувственности» гибнет основное в хуло-
жественном произведения -— мысль, идея.

Для великих русских хуложников-реа-
листов грубая чувственность никогда сама
по себе не служила предметом эететиче-
‘ского наслаждения. Вто может заподозрить
Реннна в нелостатке стихийного ощуше-

им-
упа-

Но

ипя натуры, могучей жизнерадостности?
Но никогда Репин не делал грубого чув-
ственного восприятия мира самоцелью.
Портрет Мусоргского потрясает силой чн-
сто чувственной передачи обрюзтшего в
болезни лнна. закутанного в халат торса,
но смысл вещи в том, что хуложнив стре-
мился узовить н уловил могучее борение
сильного творческого духа.

В советеком искусстве мы, конечно, не
встретим  импрессповистической  тенден-
ЦИИ В ее чистой форме. но она в екрытом
виде мешает некоторым мастерам в раз-
витии реалистических сторон их метода.

Жизнь. действительность для искусства

сопиалистичеекого реализма не просто
«объективная реальность» — источник
чувственных наслаждений. Мы лолжны

‚уметь видеть жизнь в ее росте, развитии;
в возникновении и отмирании старого, в
борьбе, CTOTIRAOBCHEG, B творчестве, в
преобразовании. В искусстве сопиалисти-
ческого реализма главное место занимает
советский человек. как творен и преобра-
зователь жизни. Залача хуложника 3a-

было бы видеть нату-
PREP PPP ИИ ии

ключается в том, чтобы изображать луч-

конкретизании места и времени действия. шие черты и качества советского чело-
На самом деле полотно оказалось нанисан-   века — прежде
ВЫм не о том, как советскве люди творят,  трут,

pgero его  геороический
его прекраеную борьбу за нострое-
ние комууниетического общества. Rorza
Т. Яблонекая в картище «Хлеб» показала
колхозний, она все средства своп, все свое
умение обратила на -то, чтобы раскрыть
зрителю смысл образов передовых  совет-
ских люлей. Вот почему ее вешь в целом
получилась удачной. А. Пластов пошел по
иному пути.
нию чисто физиологических оу
упустил самое лорогое — красоту &

Радость. которую доставляют п
произведения  поллинно ревет и
связаны с действительным содержанием
жизни советских люлей — с пх бейхонеч-
HO разнообразной деятельностью на благо
Родины. Еели же. вместо того чтобы все
богатство мыслей и чувств художника
слилось в единстве образа, чуветвенное
восприятие мира становится в картине
«особым планом» отвлеченно физических
ошутщений, то идея извратается.

Соппалистический реализм в живописи
требует, чтобы любое чувство хуложника
было неразрывно связано с пелостным и
ясным пониманием нашей прекрасной
лействительности.

ему такио же полновесные требования,
Rak к ежемесячному журналу. Пожалуй,
наибольшей заслутой редакции является
TO, что она конкретной работой наглядно
показала возможность и необходимость ео-
здания такого ежемесячного журнала. Ре-
дакция «Дружбы народов» стала на пра-
вильный путь, ориентируясь на лучшее и
передовое из того. что есть в наших брат-
ских литературах. отбирая для печати
произведения, насьипенные. духом ©овре-
менности, ставя. актуальные вопросы лите-
ратурной науки. Появление в альманахе
новых, вчера еще неизвестных, имен мо-

дениями показывает, как богаты таланта-
ми наши братские литературы. сколь мно-
roe ценное в’них еше остаелея за преде-
лами круга нашего чтения.

Во многих мололых советских литерату-
pax, недавно еше составлявших предмет
интереса только для сравнительно узкого
круга лятераторов и исследователей, ныне
появляются произведения, которые стано-
BATCA близкими и любимыми” у ширових
кругов интеллигенции. рабочих, колхозни-
ков всех национальностей.  Лостаточно
вепомпить такие произвеления. как «Абай»
М. Ауэзова. «Инлийскую баллалу» М. Тур-
сун-зале, «Люли наших лней» киргизского
писателя Т. Сылыкбекова. Глубокий и
живой интересе массового читателя к HO-
вым явлениям братевих литератур растет
и ширится с каждым днем.

Думаетея, что назрел вопрос о превра-
шении «Дружбы наролов» в больной еже-
месячный журнал, который мог бы дать
воесоюзному читателю более полное пред-
ставление о. братеких литературах. разно-
образии их тем и ларовачий.  националь-
HOM своеобразии. которыя более оператив-
HO и глубоко ставил бы и. разрешал во-
просы идейно-творческого развития лите-
ратур.

Появление журнала ‘© широким охватом
новых литературных явленяй способство-
вало бы созтанию более глубокого и точ-
ного прелетавления о живом пропессе раз-
вития многонапиональной советской лите-
ратуры. как литературы соппалиетической
—елиной по солертанию. многогранной To
своей национальной форме.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 17 3

Он подлалея ложному 203 -

лодых прозаиков и поэт9в < интересными.
для широкого читателя, нужными нроизве-.

/
Gen

советского человека — творца и x0. AHO
ЖИЗНИ. Ё р