Литератуоа
сонналистичеених наций

Советская литература  многонациональ-
Ha. Это литература новых COBeTCRUX Ha-
ций — единая по социалистичеекому со-
держанию, многообразная по национальной
форме. Коренное преобразование наций в
духе социализма привело к небывалому
расцвету культур всех советских народов.

Советский общественный строй не толь-
ко возродил к активной‘ творческой дея-
тельности многие нации. уже имевшие в
прошлом свою развитую литературу, —он
вызвал к жизни и развил новые. литера-
туры, каждая из- которых нышме имеет ре-
альную возможность внесли’ и вносит свой
вклад в общую сокровищницу мировой
культуры. Например, еще лет 15 —

TOMY назад достижения казахской
письменной литературы были известны
толька специалистам -исследователям — да
узкому кругу литераторов. Ныне лучшие
произведения казахских писателей «Абай»
М. Ауэзова, «Миллионер» Г. Мустафина
горячо любимы  всесоюзным читателем.
Произведения писателей братских реепуб-
лив приобретают все’ большую известность
за рубежом. Солдаты народной республики
Витая на родном языке читают етихи на-
родного поэта Белоруссии Янки Купалы,
позма 0 Оталине грузинского поэта
Г. Леонидзе пользуется ‘огромным успехом
у румынекого и венгерского читателя, пе-
редовая английская интеллигенция знако-
мится с периодом коллективизации в Грузии
по роману Л. Киачели «Гвади Бигва». Свет
великих идей сталинской эпохи, который
наша литература
ской Родины, горит содновременно во
многих светильниках, ис. каждым днем
эти светильники пылают ‘ярче и радоетней,
все сильнее зажигая сердца простых лю-
дей мира огнем большевистского художест-
венного слова.

Укрепление интернациональных связей
между советскими нациями наглядно CKa-
зываетя в непрестанно растущем творче-
ском общении между братекими литерату-
рами, в постоянной жажде этого общения,
в том взаимовлиянии и обмене опытом,
которые характерны для развития нашей
многонациональной литературы в це-
лом. Общеизвестно, какую плодотворную
роль в успешном развитии братских лите-
ратур играет освоение реалистического
опыта, накопленного демократической рус-
ской литературой, опыта, советских русских
` писателей, первыми ветупивших на путь
освоения нового творческого метода— метода
социалистического реализма. Тееные твор-
ческие связи между писателями Украины
и Грузии или. например, взаимные поезд-
ки друг к другу писателей Армении и Лит-
вы, Белоруссии и Латвии, реально отра-
жаются на раснирении их тематики, ча
повышении художественного — мастеретва,
на обогащении друг друга новыми творче-
екими открытиями. i

Глубокие коренные изменения внутри
литератур наших республик. их Поистине
сказочный рост привели к коренным изме-
нениям и во взаимоотношении литературы
с читателем. Московские школьники с увле-
чением вчитываются в страницы ауэзовеко-
то «Абая». адыгейские
ждают ‘роман С. Бабаевекого

Золотой Звезлы». студенты туркмены чи-

тают «Навои» узбекского писателя Айбека.
В нашей стране появился новый BC e-
союзный читатель, и его пристальное
внимание к самым разнообразным  явле-
ниям многонациональной советской литера-
туры растет с. каждым днем. ей

Вее эти качественно новые факторы,
связанные с ростом наших братских лите-
ратур, не могут не вызвать самого дейст-
венного отклика со стороны  писательских
оргапизацпий и литературной обществен-
ности. К сожалению. организаторекая роль
Союза писателей и его секретариата слиш-
ком еще слабо проявляется в вопросах ру-
ководетва развитием литератур братских
народов.

Обсуждение состояния‘ узбекской лите-
ратуры на ХШ пленуме правления Сотоза
писателей, по общему мнению участников
пленума, прошло на невысоком уровне
именно потому, что вопрос был подготов-
лен неудовлетворительно. В прениях по
докладу только семь ораторов говорили не-
посредственно 06 узбекской литературе,
остальные же просто информировали” о по-
ложении в своих литературах. Подобная у3-
кая информация имела смысл в те временз,
когда ее был лишен широкий читатель, те-
перь же наиболее крупные явления брат-
ских литератур и их состояние освещаются
отнюдь не только на пленумах. Они широ-
ко освещаются в нашей печати, Давно. по-
ра переходить к дружеской развернутой
гритике состояния литератур, к глубокому
пх анализу. способному действенно помочь
росту той или иной литературы. Как
правильно товорили на заседании прези-
дпума Союза писателей представители
братских литератур. (М. Ауззов, I. Панч
и др.). подготовка такого рода обсуждений
не может вестись ведомственным способом,
быть предметом заботы лишь. специально
выделенных для этого лин. Самые широ-
кпе круги писательской общественности,
русские писатели, писатели братских pec-

публик могут и должны быть привлечены к’

ознакомлению с обсуждаемой литературой,
к исследованию ее проблем и путей хвиже-
ния вперед.

Важнейшими проблемами развития всех
братских литератур являются: творческая

разработка вопроеа о взаимосвязи социали-

стического. содержания и, национальной
формы, овлаление передовым опытом рус-
ских классиков и современных советских
писателей, критическое освоение культур-
Horo наследства, особое внимание в ane
вым демократическим традициям родной
культуры. ликвидация обветшалых литера
турных канонов и форм, борьба с проявле

несет за рубежи _ совет-

колхозники обсу-   ведливо
«Кавалер   плохое

1 лы на выполнение призыва партии.

ПИИАИИАРИИТИИОНАИА

ниями буржуазного
национализма, с низ-
KOHOKIOHCTBOM. перед
кульгурой капита-
листического Запада
и феодально-буржуаз-
ного Востока,

Успенгное разреше-
„ ние этих вопросов
требует’ от. секретариата Союза советских
писателей и в первую очередь от Бюро
  комиссий по литературам народов СССР
  большей гибкости и оперативности в рабо-
те. Бюро ‘комиссий по литературам народов
СССР должно являться тем творческим цен-
тром, в которюм изучаются и обобщаются
все процессы, происходящие в националь-
ных литературах. Оно призвано активно уча-
ствовать в развитии культуры и искусства
  наших республик. Этого не может. быть
сделано без привлечения к работе сотен пи-.
сателей, деятелей искусства и культуры
как русских, так и братских республик. К
сожалению, Бюро комиссий вместо того,
чтобы широко привлечь писательскую о0-
щественность, в последнее время. напротив,
пошло по неправильному пути, стало пре-
вращаться из общественной организации в
ведомственно-бюрократическую. — Большин-
тво комиссий по братским  литературам,
возглавляемых крупными. писателями, не
работало, и бюро не только примирилось е
этим, но даже сделало попытку вообще от-
казаться от помощи общественноети и фак-
тически распустило комиссии. Эта попытка
справедливо осуждена секретариатом Союза
писателей. Только при самом широком уча-
`етии русской писательской общественности
и писателей из республик может быть обее-
печена активная творческая помощь налим
братским литературам.

Необхолимо веемерно расширять и укреп-
лять братекие дружественные связи межлу
`писательскими организациями ‘республик,
обмен опытом  побредством взаимного об-
суждения новых произведений, творческих
встреч, ознакомления е жизнью друг дру-
га. Было бы, на наш взгляд, целесообраз-
ным устройство литературных лекад в ст0-
лицах бралмеких республик (например. в
Киеве, Тбилиси, Алма-Ата и т. д.)—декад,
одновременно являющихся и показом дости-
жений, и критическим обсуждением рабо-
ты писателей одной республики их 00-
братьями 10’ перу из других республик.
 Опыт таких декад, проводимых пока толь-
ко в Москве, показывает их благотворное
воздействие на рост литературы: Развитие
и укрепление прочных связей, постоянного
рабочего контакта между наптими братски-
MH литературами — одно из
условий успешного — идейно-творческого
‘развития всей многонациональной
ской литературы.

Не может быть далее терпимо такое пэ-
ложение, при котором многие члены. пре-
  зидиума, секретариата, правления Corsa
писателей — представители братских рес-
публик — участвуют в работе этих руко-
вводящих органов только в качестве «по-
четных гостей» в дни пленумов. Их работа
в качестве руководителей общелитератур-
ного пропесса лолжна быть систематиче-
ской. повседневной. Писатели братских
республик должны также активно участво-
вать в работе Бюро комиссий. по литера-
турам народов СССР.

Особые задачи стоят перед органами, пе-

‚ Чати Союза писателей — литературно-ху-

дожественными журналами и «Литератур-
ной газетой», «Иитературная газета» спра-
критиковалась На пленуме за
освещение братских литератур.
Одной из первоочередных ее задач являет-
CH активное вмешательство в процессы
развития национальных литератур путем
постановки теоретических вопросов этого
развития.

В нашей газете уже писалось о работе
альманаха «Дружба народов» и о том ме-
сте, которое он занимает в общелитера-
турной жизни страны. Несмотря на част-
ные успехи, этот альманах в его на-
стоящем виде еще не может, просто — 10
объему своему, своевременно знакомить
всесоюзного читателя с лучшими явления-
ми братских литератур.

«Для обобщения всего опыта наших
литератур, для обмена этим опытом, —
говорил на пленуме азербайджанский пи-
сатель М. Гусейн, — чузствуется боль-
игая ‘необходимость в создании всесоюзно-
то печа®ного литературного органа — три-
буны писателей всех братских республик.
Я хумаю, что выражу мнение всех товари-
щей из национальных республик, если ска-
жу, что «Дружба народов» должен стать
ежемесячным боевым органом художествен-
ной литературы и критики” народов Совет-
ского Союза». Предложение М. Гусейна было
горячо ‘поддержано делегатами пленума.
Совершенно очевилно, что назрела необхо-
димость в превращении альманаха в еже-
месячный литературно-художественный
журнал с увеличенным тиражом.

Ближайший период развития советской
литературы обещает быть периодом еще
более бурного и широкого подъема всех
напнональных литератур, периодом их ква-
чественного, идейно-художественного  ро-
ста. В обращении ЦК ВЕП(б) к избирате-
лям говорится, что: «Во всех советских
республиках. успешно развиваются литерз-
тура’и искусство, национальные. по форме,
социалистические по содержанию». Цен-
тральный Комитет подчеркнул, что: «В
ближайшие. годы коммунистическая партия
намерена добиться еше больших успехов
советской культуры». т

Советские писатели, советский народ хо-
рошо знают, что ‘слово, данное партией
Ленина — Сталина, непременно становится
делом. Задача писателей — отдать все си-
Зада-
ча. литературных организаций, и в первую
очередь руководящих органов Союза писа-
  телей, — поднять организационную работу
 на. уровень политических и идейно-творче-
ских задач. стоящих перед всеми отрядами
литератур социалистических наций, за-
дач: которые выдвинуты на повестку дня
ростом самой. советской литературы, ве
повышающимся значением в жизни нашего
советского общества.

ши  ними ОБРАЗ СТАЛИНА

Я создал бы из мрамора его,
Ho холоден и мрамор и гранит, —
А он для человечества всего
Высоким сердцем светит и горит.

Я создал бы из пламени его, .

Но гаснет пламя под косым дождем.

Навек для человечества всего
Сияет все, что сделано вождем.

Я в эту жизнь хозяином вхожу.
В чертах людей,

в простой людской судьбе
Черты вождя повсюду нахожу,
В работе вдохновенной и борьбе.

Мы творческим охвачены трудом,

На радость миру счастье возводя.

И коммунизм, в который мы войдем,

Пусть будет светлым образом вождя,
перевёл с башкирского М. ДУДИН

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬ!

_.___ а

№ 19 (2610)

Джамбул положил обе сухие кисти ста-
рых рук на палку. Из-под куньей шапки
© ев зыблющейея на легком ветру золоти-
слой остью на меня устремлены темные
мудрые глаза.

— Выборы, сказал ты, сын! Прежде
праздник был того, кого избирали. Теперь
праздник и того, кто избирает. Прежде
человек, имевший власть, полов был по
трупам добраться к своей цели. Теперь на
лице у каждого избирателя-— «той», празд-
ник. Как же в наши дни — дни сталин-
свого закона — не гордиться тем, что мне
дано право избирать; человек, за которо-
го я опущу бюллетень, пройдет a3
селения Узун-Агач в ворота Кремля, и ему
отдадут честь; он увидит Сталина, его
соратников и будет работать е ними. Hy,
& раньше...

Джамбул немного помолчал и затем сно-
Ba заговорил:

— Раньше выбирал не народ, выбира-
ли золотые кошельки. Прежде боролись за
0. чтобы стать «елю-басы»  (представи-
тель каждых пятидесяти дворов): «елю-
басы» выбирали волостного правителя, ро-

старика.
решаюнеих

corer

довых биев-—<судей. Да ты сам должен пом-
нить те времена...

— Помню.
— Вокруг «елю-басы» кипела черная
неправда.  Илятвопреступники  изрекали,

положив руку на коран, свою ложь. Де-
вочка в пеленках — ее сватали за едо-
голового, чтобы купить его голос и ero
голосом победить на выборах. Девушек,
помимо их воли, вылавали третьими  же-
нами старцам, превращая навеки в ра-
бынь. — так покупали голое влиятельного

..Дни этой моей встречи < Джамбулом
совпали со временем, когда я приводил в
порядок собственные воспоминания о ран-
них годах моей юности и собирал мате-
риал к тому роману, который теперь за-
кончил, — роману, «Ага акынов» — о M0-
следнем этапе жизни и деятельности. Абая.

Абай, как и позже Джамбул, в совер-
шенстве ‘изучил беззаконие той мрачной
и страшной поры, когла «волостные»
тайно собирали  алкаминеров (родовых
старшин) волости, чтобы перед выборами
выяснить настроения и обнаружить ин-
триги родовых властителей.

Уездный начальник приезжал на «вы-
боры» с женой, и ей тут же ловкие люди
подносили соболью шубу, крытую шелком,
а мужу — шкатулку с кредитками. Вокруг

же «выборной юрты» — места  чудовищ-
ной спекуляции голосами — разлавали
кредитки разных кунюр: кредитки вруча-
ли толмачу, городскому казаху, кредитки
получал русский писарь волостного праз-
ления, получали урядник и даже стражни-
ки — «голосабельники» и Te получали
свою «синенькую» или <зелененькую».
Баллотировочный ящик — половина чер-
ная, половина белая — для видимости
был прикрыт куском дешевого плиса’ го-
лосование шло не бюллетенями. а шара-
ми. Те немногие, кого допускали к ящику,
получая шар, спускали на пальцы длин-
ный рукав халата, чтобы не было видно,
куда они кладут шар. Ho тшетны были
их усилия. У сильных людей были свои
слуги, люди © собачьим нюхом. Став по-
зади избирателей, они точно определяли, _
куда положен шар. И та самая рука, ко-
торая раздавала кредитки, хорошо держа.
ла плеть, обвитую медной проволокой.
a *y*

Четыре года назад я ехал на выборы
в селение Узун-Агач, центр Джамбул-
ского района, Еще стояла ночь, осыпанная
яркими звездами, — по дорогам, по тро-
пинкам, по маленьким стежкам, © долин
и с гор скакали. молодцы Ha иноходцах.
Старики в возрасте Джамбула и старухи,
не уступавшие им в долголетии, ехали в
удобных тележках.

А вот и Узун-Агач; стены его домов, кры-
тые мелом, чуть порозовели под первыми лу-
чами солнца. Девушка с косами, сложен-
ными под тюбетейкой, остановив коня пе-
ред дверями избирательного участка, звон-
ко запела о законе, «по которому радость
приходит, по которому степь плодородит».

В этот день в Узун-Атаче двери всех
домов были раскрыты настежь, точно это
являлось архитектурной — подробностью
строений: ждали в гости всех избирателей,
откуда бы они ни приехали.

Я навсегда запомнил эти открытые двери
домов, эти скатерти, постланные на ков-
рах, а кое-где и на столах, лучшие ека-
терти — дастарханы, уставленные  яства-
ми и кувшинами с напитками. Я навсегда
запомнил маленький оркестр селения,
останавливающийся перед многими откры-
тыми дверями, чтобы сыграть хоть отры-
вок песни. ;

*,*

Ham народ в Октябре прогнал баев и
«тюре» — родовую знать. До той поры во
многих городах Казахстана крестьян счи-
тали кочевниками, знающими долину
только одной реки. Недавние номады, кА-
захи в течение немногих лет воспитали
передовых колхозников, свои рабочие ка-
дры, свою национальную интеллигенцию,

Встречаюсь в эти дни с агитаторами,
которые выступают в шахтах, где боль-
шие комбайновые участки  перевыпол-
няют план KO дню выборов; сами под-

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

Закон, по кот

тов,

земные рабочие-казахи — это ведь тоже
агиталюры наших дней, так нов их трух.
для налиего народа.

Мы глядим на мололого ещо человека
Алтынбека Дарибаева, который в апреле
1944 года дал первую казахстанскую.
сталь; за ним выстроилась целая группа.
видных наших металлургов. таких же сы-
новей кочевников, как Алтынбек, таких
же знатных сталеваров, как он.

8 это—в прошлом крестьяне.

Крестьянин в прошлом — Калибек Куа-

нышбаев, выдающийся театральный дея-
тель, депутат Верховного Совета COCP pro.

Суббота, 4 ‘марта 1950 re

Мухтар AY330B des

‘рого созыва, снова выдвинутый кандидатом.

В детстве он знал только монотонный звук.

ломбры, одноголосое. пение кочевников, а
ныню он знает” мир: позавчера `Калибек
играл городничего, вчера он — Бапюиет из
«Укрощения строптивой», сегодня’ играет
генерала Виноградова в
Чирскова, завтра выступит в роли. благо-
родного поэта Абая. :

Найля Базанова — депутат Верховного.

Совета СССР. второго ‘созыва из Семипала-
тинской области, дочь ветеринарного вра-

ча, вышедшего из крестьян; сама — док-

тор биологических наук, сделавшая ‘ощу-
тительный вклад в науку. Ее ‘снова вы-
двинули кандидалом в депутаты Верхов-
ного Совет» СССР’ те же семипалатинцы.
С Базановой встречаются ее. избиратели, и
она рассказывает им о женском конгрессе
в Будапените и о своей недавней поездке
в Витай.

Из крестьянства, которое «знало только
одну долину ближайшей реки», вышел и
депутат Верховного Совета СССР Малик
Габдуллин, руководитель Института языка,
и литературы, автор книги «Мои фрон-
товые друзья». Есть нечто символическое
в том. что Габдуллин, © детства внимав-
ший песням акынов о былых  батырах
стети, сам вернулея с фронта «батыром»—
Героем Советского Союза, а ныне защитил

диссертацию о героическом эпосе  «Коб-
ланды».
На широких просторах — от  Ала-

Тау до Иртыша — родились известные на-
роду выдающиеся люди: ‘президент Акаде-
мии наук Казахской ССР Каныш Сатпаев,
директор лучшего из нантих совхозов Багила
Иргужиева, новатор полей’ Герой _ Социа-
листического Труда Утеу Кудайбергенов,
новатор-нефтяник Балганым ДЛоспаева: все
эти товарищи выдвинуты сейчае канди-
латами в допутаты Верховного Совета
CCCP. 3
жж

Я вспомнил о былом наших людей не
случайно. Некие турецкие борзописны,
решительные, но обделенные рассудком,
говоря о своих крестьянах, пускаются в
аналогии и даже намекают на то, что хо-
рошо бы, мол, изведать и среднеазиатско-
му советскому крестьянетву стиль туреп-
кой жизни. Что же, взглянем на. жизнь
турецкого крестьянина, которой пытаются
нае «еоблазнить» продажные
расценивающие свое «вдохновение» хаже
ве на доллары — на центы.

Из девятнадцати миллионов населения
Турции четырнадцать миллионов — кре-
стьяне. Журнал «Ягмур ве топрак» («Зем-
ля и дождь») пишет о турецких крестья-
нах, жизнью которых нае «еоблазняют»:
«Турецкий крестьянин невежествен, голо-
ден, раздет, разут, влачит жалкое суще-
ствование в первобытных условиях».

Эти люди живут еще хуже, чем когда-то,
при царизме, жили наши люди, по выраже-
нию Лжамбула,— «в юртах дырявых, в го-
лодной толпе». Туренкий крестьянин =—
извечный раб помещика. Помещик может
продать ‘деревню вместе ‹с крестьянами, и

‚ есть такие помещики, которые владеют со-

рока деревнями,

В Анатолии, сообщает группа студен-
четырехколесная телега — «почти
верх цивилизации». В телеге — этой ту-
рецкой карете не только прошлого, но и
настоящего! — турецкие публицисты и
пытаются объехать на кривой нашу co-
ветскую жизнь.

Не выйдет!

Мы знаем наши казахстанские колхозы,
тде одновременно дружно работают казахи

ВИННИ ИЕ ИНН Е НЕВЕ НЕЕ ЕЕ ВИО ВОН ВОВ И ВЕ инея зв ивовнивиоео  )

16 февраля в Москву по приглашению Союза советских писателей CCCP прибыла

’ делегация писателей Болгарии в составе М. Исаева (руководитель делегации),
гряны, Н. Фурнаджиева, С. Даскалова, К. Велкова и И, Мартинова.
Болгарские гости посетили мавзолей В.

Ленина, осмотрели выставку подарков
дарственной Третьяковской галлерее,

литераторов с московскими писателями.
НА СНИМКЕ:

«Победителях».

ВЕРЕ ТУРА,
АЗ

орому все

` совершенно иные. Во‘многих деревнях ¢ He-

КрИКУНЫ,  .

Цена 40 коп.

мы равны

и русские; ‘украинцы и  кашгарлыки,
Ав Турции отношения между народами

турецким населением, кроме старосты, ни-
ко, ни один человек турецкого языка не
знает. Там даже судебные процессы ведут
через нереводчика. :

В нашем ‘Алма-атинском  государствен-
ном’ универсжте я веду для русских &ту-
дентов специальный. курс по’ творчеству
Абая. Русвкие девушки и юноши, интере-
суясь Абаем,. изучают казахский язык;
для них Абай сстоит. в. одном ‘ряду с. про-
славленными поэтами других братских на-
родов — Шевченко и Руставели. Нас‘ ин-
тересует, найдется. ли в Турции: земля-
чество’ курдов. или арабов, которое. имело-бы
возможность изучить в турецком подлинни-
ке Намык Кемаля: или anor noaTa?:
`’ Ирезидент Исмет. Иненю ‘утверждает, что
крестьянам в «счастливой Турции» жя-
BeTCH куда как хорошо и! что ‘вообще
Турция уже пять лет живет «в лихорад-
ке (?) свободы дискуссии». 1.

Не будем придираться к этому? более
чем странному сочетанию слов’— «ляхо-

Присуждение
Сталинских премий
34 выдающиеся работы
в области науки
и изобретательства за 1949 год

Совет Министров  СОСР присудил
Оталинские премии за выдающиеся на-
учные работы, выдающиеся изобретения
и коренные усовершенствования методов
производственной работы за 1949 год.

Среди отмеченных высокой наградой —
большая группа ученых, работающих в
области физико-математических, техниче-
ских, химических, геолого-геопрафических,
биологических, сельскохозяйственных, ‘ме-
дицинеких наук. Премии первой степени
в размере 200 тысяч рублей получили
президент Академии наук Армянской ССР
В. А. Амбарцумян и старшай научный
сотрудник Б. Е. Маркарян за открытие и
изучение нового типа звездных систем;
академики Г. А. Шайн, В. А. Обручев,
Е. Н. Павловский, К. И. Скрябин, проф.
Н. А. Богораз и многие другие.

Сталинскими премиями отмечены вы-
дающиеся работы по истории науки a
техники и труды в области историко-фи-
лолопических наук. Среди награжденных —
член-корреспондент Академии наук CCCP
М. А. Шателен, создавший труд «Русские
электротехники», доктор исторических на-
ук И. И, Смирнов, опубликовавикий ра-
боту «Восстание Болотникова (1606 —
1607)», профессор’ С. В, Киселев и дру-
гие.

Большая группа научных работников,
изобретателей, инженеров, мастеров и pa-
бочих награждена Сталинскими премиями
за выдающиеся изобретения и коренные
усовершенствования методов  производет-
венной ` работы. Премии. первой степени в

радка свободы». Сиросим лишь: имеет ли
президент в виду также и права крестья-
вина на землю? Вероятно, имеет! Так’ вот
одна справка: безземельные крестьяне —
по закону от 11 июня 1945 года и co-
гласно подсчетам турецких статистиков =—
получат земельные наделы в течение
ближайших 573 лет! 0т такой свободы
действительно может. залихорадлить.
Некоторые турецкие журналисты  счи-
тают, что можно было бы, пожалуй, даже
снять’ существующее уже на протяжении
девяти лет осадное положение во стране,
если бы не «серьезность международного
положения». Серьезность междунаролного
положения — чего только на нее лицемер-
но-провокационно не валят турецкие реак-
ционеры! Ссылаясь на нее, оправдывают
они подтасовки на выборах, 0 которых сама
турецкая печать сообщает чудовищные
вещи. И не из-за этой ли самой «ceppes-
ности международного положения» десятки
тысяч турок ежегодно заболевают тубер-
кулезом. & под Анкарой вымирают от дист-
рофии целые таборы нищенствующих без-

земельных крестьян? Видимо, из-за той же  .

«серьезности международного положевия»
женщин и теперь продают на рынках
«Живого товара» (в среднем за три ты-

‘сячи лир), и Стамбул в этом смысле до

сих пор не лишился своей классической
репутации.

Таковы отдельные черты сегодняшней
турецкой «демократии», которую мистер
Трумэн пообещал «укрепить» е помошью
долларовых займов.

И эти презренные господа, палачи
своего народа, пытаются произвести на нас
внечатление своими «туренкими сластями».
Благодарим вас, лакомьтесь сами вашей
халвой! :

Лишь немного дней отделяет нас от
праздничной даты — выборов в Верховный
Совет СССР; и когда будут голосовать в
одном из колхозов Казахстана «Луч Во-
стока», где ежегодно вырабатывают бо-
лее восьми миллионов  гектолитров вина
высокой марки, пять агрономов-колхозни-
ков поднимут свои бокалы и чокнутея со
всеми остальными, в том числе с колхоз-
ником-гидротехником, < колхозником-вра-
YOM, CO своим  колхозным инженером. И
Bce они, ‘во главе c Героями Co-

товарищу И. В. Сталину,
в теалрах, школах и детских садах, ознакоми-
лись с работой ряда издательств. Болгарские писатели дважды

делегация болгарских: писателей

циалиетического Труда, отдадут свои го-
лоса за кандидатов сталинского блока,
гордые тем, что, родившись в лолине од-
ной реки, они живут сейчас на великом
просторе социалистической действительно-
сти одной счастливой жизнью со всем
советским народом и идут к коммунизму,
уже близкому.

Тазмере 150 тысяч рублей присуждены за
создание конструкции и освоение произ-
водотва хлопкоуборочной машины, за с0з-
дание новой высококачественной телеви-
зионной передающей системы высокой
четкости, за разработку проекта и соору-
жение пидростачции, за создание совет-
окото рельсо-балочного стана, за работу в
области связи и т. л.

Многие выдающиеся изобретения и усо-
веритенствования отмечены премиями вто-
рой и. третьей степени. Зуборезчица, Ураль-
ского автомобильного завода имени И, В.
Сталина Н. А, Назарова награждена пре-
мией третьей степени за коренное усо-
вершенствование  эксплоатации станков,
обеспечившее значительное удлинение меж-
ремонтного цикла. Премия третьей степе-
ни присуждена председателю колхоза, «Про-
летар», Черкасского района, Киевской об-
ласти С. А. Кузнецу за применение но-
вой агротехники и  усовершенствование
сеялок и почвообрабатывающих машин,
способствующих повышению урожайности
кок-сагыза,.

Сталинскими ‘премиями ‘награждены
многочисленные коллекливные работы по
усовершенствованию производственных про-
цессов в различных областях социалисти-
ческого народного хозяйства.

Всего присуждено за научные труды

6 премий, за изобретения и усовершен-
ствования методов производетвенной рабо-
ты 231 премий.

Разговор о счастье

Первым взял слово председатель колхо-
за Камоль Мансуров.

— Я хочу сказать о счастье, — начал
он, —0 счастье, которое проходит с нами
через всю жизнь. Это счастье — труд на
свободной земле во имя свободного народа.

Камоль Мансуров высоко поднимает
книгу в цветном переплете и, обращаясь
к Садриддину Айни, говорит:

— Здесь вы описали наше прошлое,
  наши страдания, нашу борьбу. Теперь вы
видите наше настоящее. Горячим сердцем
писателя, своим словом вы помогали и по-
могаете строить нашу прекрасную жизнь во
имя еще более прекрасного будущего. На-
род выдвинул вас, верного сына Таджики-
стана, своим кандидатом в депутаты, и мы
сегодня приветствуем вас, желаем лаль-
нейнгих успехов в творчестве и на посту
государственного деятеля.

В клубе ярко горит электричество. Ето
свет падает на лина собравшихся членов
  колхоза имени Карла Маркса. Вот Bobo
  Худойберды, когда-то самый нищий из
  всех нищих батраков Пенджикента. Он
приехал встретиться с писателем на
` своей легковой машине. Ел сын —
  он сидит здесь же — бригадир передовой
  бригады. Его внуки: агроном, инженер
‚и преподавательница русскою языка и
литературы. Чуть поодаль бидит  тал-
жичка в нарядном синем костюме — мест-
ный народный судья... Айни’ смотрит Ha
этих гордых и сильных людей — на про-
  должение истории своего народа, — и вил-
  Но, как волнуется старый писатель.

— Мы отдадим свои толоса за нашего
  тюбимого Айни — писателя, коммуниста,
гражданина, — говорит секретарь партий-
ной организации колхоза Кайдар Бахромов.
— Мы, женщины, хотим мира. чтобы
наши дети росли в светлые дни коммуниз-
ма. Пусть же наш  канлилат держит
острым свое художественное слово. грозное
оружие в борьбе за мир! — Это говорит
колхозницаь Додара Аблуллаева.

— Я расскажу вам о человеке, который

возглавляет нашу борьбу за мир, — вдруг

говорит, подымаясь с места,
Айни.

И в затихшем клубе юноши, девушки,
взрослые и старики слушают каждое сло-
во старого писалеля о великом вожле. Гром
аплодисментов раздается в честь’ товара,

Садриддин

Сталина. В шум овации врывается мело-

дия песни. Это импровизирует старый кол-
хозник, Бозор Зарипов.

«Снег лежит на вершинах гор, но при-
дет весна, и растает снег! Седина сереб-
рит мои виски, но приходит счастье. и мо-

лод я! Мы с тобою ровесники. Майский

Е. Ба-

И. Ленина, Центральный музей В. И.

побывали в Тосу-
встречались в клубе

У мавзолея В. И. Ленина. +

цвет счастья жизни пришел к нам, в стра-
ну весны».
Старый колхозник п старый писатель,
OOHABIINCh, идут к выхолу и останавли-
ваютея Ha пороге. Луна скользит по вер-
шинам гор, и родная земля широко ложит
ся перед Wun.

М. ФОФАНОВА

Фото Е, ТИХАНОВА

СТАЛИНАБАД (Наш корр.)

ыы в. Зи ЕЕ

НЕ