_ тегевды.

КАНДИДАТЫ СТАЛИНСКОГО БЛОКА КОММУНИСТОВ И БЕСПАРТИЙНЫХ

ВЫРАЗИТЕЛЬ ДУМ И ЧАЯНИЙ НАРОДНЫХ

Жогда Коллектив новогрудекего ,бтеколь-
ного завола «Неман» обсуждал, кого выдви-
нуть кандидатом в депутаты Верховного
Совета СОСР, кого облечь высоким дове-
риви, — единодушно было названо имя
Якуба Коласа (Константина Михайловича
Миякевича).

Здесь, на Нозогрудчиие, народный поэт
Белоруссии Якуб Колас = не только лю-
бимый поэт, но и родной человек, земляк,
На берегах широкого Немана прошли ето’
дететво и юность, отсюда начался его су-
ровый и прекрасный жизненный путь.

В глуши белорусских лесов, в сторож-
ке своего отна-лесняка маленький Костусь
Минкевич узнал и тяжкую правду жизни,
жизни в панекой неволе, и светлую
поэзию Народного творчества -— овазки и
Навсегда  осталивь в памяти
поэта родные образы — высокий берег Не-
мана, леса и дубравы, сторожка средь ста-
рых дубов. «Родные образы» и «Средь
старых дубов» — название двух сборников
рассказов Якуба Коласа.

Вот этапы его жизня. Учительская се-
минария, учительство в глухом полесеком
веле.

Веем сердием переживал молодой учи-
тель нищету и страдания своего народа.
И он обращается к народу с пламеннымя
стихами, написанными по-белерусски.

«Белорусское горе-злоечастье стучалось
во все уголки моей души», — вепоминает
поэт в своей автобиографии. Сельский
учитель Константин Мицкевич стал Яву-
бом Коласом, народным ноэтом. Он стал
выразителем дум и чаяний народа, в
невном;

Как приговор заклятым врагам белорус-
ского крестьянина, звучали его строки:

Каты-лиходеи,
Паны-богатей!

Мы зовем на сул ва,
Подлые злодеи!

Якуб Колас — «опасный  тосударотвен-
ный преступник»; в 1906 году его отетра-
нили 07 должноети учителя; за ним был

установлен надзор полиции. В 1908 году!

за участие в нелегальном. учительском
съезде и за свои стихи поэт был осужден
на три гола тюрьмы.

Но ничто не сломило революционного
духа и тверлой воли поэта. Никогда, даже
в самые черные годы Парской реаклии, не
оставляла ero вера в Народ. Посмотрите
хотя бы только названия его стихов того
времени: «Не горюй», «Наша возьмет»,
«Пе верьте», «Будь твердым» ;

В стихотворении «Не торюй» есть та-
вие строки:

Дымом все пойдет лихов,
Все, что давит нас и гнет.
Верь, брат, время золотое
В край родимый наш придет.

Пришло время золотое, о котором мечтал
поэт, Партия Ленина— Сталина и совет-
ская власть открыли перед белорусским
народом ‘безграничные просторы. Якуб Ko-
лас видит свое призвание в том; чтобы

Для отчизны слагать свои песни,
Как никто не слагал никогда,
Чтобы ‘пели их с нами совместно
Все деревни и все города.

Что может быть для художника дороже
всенародного признания? Колас завоевал его
по праву; Й вотеетвенно было, что св день
20-летнего юбилея его литературной дея-
тельноети правительство Советекой Бело-
руссийи присвоило Якубу Воласу высокое
звалиие: народный поэт.

С честью, ¢ доетоинетвом несет 9% зва-
ние Якуб Колас. Он видит новое, он поет
ero!

В ем стихах, в романах и рассказах на
смену деревне, «горем  пПовитой», пришла

Призывы поэта дошли до народа, встре-
тили отклик в сердцах.

Новая, Колхозная леревня с ее широкими
полями и новыми светлыми постройками,
в тракторами ‘и комбайнами, с новыми

людьми и новым, социалистическим отно-
шением к труду.

Мы знаем и любим Коласа, чье пламен-
нов слово было на вооружении бойцов Co-
ветокой Армии и партизан. ‘*

В стихотворении «На оборону» в труд-
ный 1941 год громко прозвучало его rop-
дое слово:

Не пошатнулись мы apes бурей,
Не испугала наб беда

Стихи военных лет широко распростра-
нены были в народе — в тылу, на фрон-
те и за линией фронта, в оккупиро-
ванной и истерзанной Белорусии. :

А когда была завоевана победа и на-
род по сталинокому плану стал возрождать
свой край, — муза Коласа зазвучала с
новой силой.

Вышла нелавно его замечательная поэма
«Хата рыбака» — труд нескольких лет
жизни, эпическое произведение, поевящен-
ное борьбе белорусского народа за свое
воссоединение в едином государстве.
Ясная, живая и светлая, поэма эта —
большой вклад в сокровищницу советекой
литературы. В прошлом году ©н написал
цикл прекрасных, глубоко патриотических
стихов «Родному краю и народу», в сей-
чае работает над повестью «На ростанях»»

Якуб Колзю — замечательный, неутоми-
мый общеетвенный деятель. Старый пиеа-
тель активно участвует во многих и многих
общественных организациях,

Надод и советское государство высоко
ценят заслуги Якуба Коласа, Он — дважды
лауреат Сталинской премии; награжден
двумя орденами Ленина, орденами Враено-
го Знамени и Трудового Красного Знаме-
ни; он награжден и медалью «Парпизану
Отечественной войны».

Всеобщую любовь и уважение Якуб Ко-
лас завоевал своим ярким талантом певпа,
своей преданностью народу, большевиет-
cho партий и великому Сталину.

Петро ГЛЕБКА

ПРАВДИВЫЙ ХУДОЖНИК о

На улицах небольшого эстонекото город-
ка Хаапсалу плакаты: «Голосуйте за.
кандидатов сталинского блока коммунистов.
й беспартийных!» Жители вечатриваются

& уважением в листок с портретом, otep-
ченным краеной рамкой.
Нет y нас в республике такого де-

ревенского клуба, городского театра, биб-
лиотеки, читальни, где бы на говорили 0
произведениях Аугуста Якобеона, не увле-
пались ими. Его книги любят в рабочем
Вопли, в Таллине, их читают студенты в
Тарту, в школах ученики-стариеклаесники
пишут сочинения 06 образах и идеях его
драматургия. И. когда журчит в голубой
тиняне кинонередвижка  гле-нибуль на
острове Сааремаа или в колхозах Вильян-
димаа, зрители с замиранием сердиа
следят за судьбой полюбивиихея им лю-
дей — непримиримого; мужественного майо-
ра Куслана из «Жизни в цитадели», про-
фессора Мийласа, его детей Карла и Ли-
qf... i :
Поучительна судьба драматурга Аугуста
Якобсона. :
Сын рабочего, писатель, отзывчивый к
страданиям и борьбе своего народа, Якоб-
сон написал еще много лет назад книгу
«Поселок бедных грешников». Ito была
книга 0 сонйальных язвах буржуазной
Эстонии. Тяжкая судьба обитателей рабо-
чих окраин, угнетенных и обездоленных, —
такова была тема этого беспощадно правли-
вого. страстно обличающего романа. Легко
себе прелетавить. как приняла эстонская
буржуазия эту книгу! На автора обрупии-
лись желтые газетчики, редакторы-вымога-
тели типа, Юрисона, бтоль едко запечатлен-
ного  впоследетвии Якобсоном в пьесе
«Борьба без линии фронта»... Но обличи-

тельной книги писателя они не могли
уничтожить!
Творчество Аугуста Якобсона идейно

обогатилось, расцвело, когда Эстония стала

советекой. С тех пор он тод за годом, каж-
дой своей новой вещью завоевывал сиупа-
тии и аюбовь читательских кругов. Он
стал олпим из известных советских дра-
MATYPTOB, черпающих свои сюжеты в са-

мой гуще жизни. И то, что две его пье-

сы — «Жиэнь в цитадели» и «Борьба без
ЛИНИИ
премией, есть высшая оценка ихейноеги,
высокого мастерства его произведений.

А. Якобсон всегда умеет векрыть самое
актуальное, самое Характерное. Вепомним

профессора Мийласа и круг идей, в которые
  нас вводит талантливая

пьеса «Жизнь
в цитадели». Вепомним, в кажой  страете
ностью изобличены в ней лживая космопо-
литическая теория «надклассовости» нау-
Ки, легенда о «башнях из слоновой кости»!

Воспитанию новой, передовой. интелли-
геннии помогает эта пьеса Якобсона.
В этом ее илейная направленность. В Тар-
ту, в университете, на читательских KOH-
ференниях во многих городах я был свиде-
телем вызванных. пьесой острых, цело-
устремленных дискуссий. :

Тиусный дух раболепия неред буржуаз-
ными «учителями жизни», толкавиими
Эстонию в деградации, к фаптизму, — ве

это бесполадно разоблачил Якобеоя! Неда-

ром так полюбиля эту пьесу и смотрят ее
во всех уголках Эстонии рабочие, крестья-
не, учителя, студенты, рыбаки...

Уменье всегда откликнуться на Важное,
автуальнейшее, не только откликнуться,
но и вступить в активную борьбу за пере-
довое мировоззрение, — самая замечатель-
ная черта творчества А. Якобсона. Она
присуща и пьесе «Борьба без линии фров-
та». Все в пьесе как будто далеко от сего-
дняшнего лня. Пьеса показывает началь-
ные голы буржуазной власти в Эстонии,
провинциальный городок того времени. Но
через конфликт, разыгравшийся в одной

фронта» — отмечены  Слалинекой.

свмье, автор раскрывает перипетии клас-
совой борьбы. Он показывает, как озверев-
ий эстонскай буржуа Тийт Вонлор, вы-
учившийся в Америке душить людей, топ-
чет человеческое достоинство, выжимает
соки из своих братьев. Й опять Якобсон
раскрывает не только самый накал классо-
вой борьбы. В подтексте он как бы гово-
рит: «Рот что было бы с твоей страной,
эетонен, вели бы не советская власть, не
советская жизнь!»

0 том, как рождается советская новь,
Как выкорчевываются пережитки  камита-
лизма в сознании людей, о трудностях ро-
ста Талавтливо рассказал Якобсон в двух
последних пьесах — «Ржавчина» и «Два
лагеря».

Заслуга драматурга в том, что он пока-
зал, как в борьбе 09 старым  закаляются,
крепнут новые характеры, рожденные со-
циализмом. Он нарисовал ясные и светлые
образы инженера Мадиссона, рядовой тру-
женицы Эстер Хольм и других борцов за
счастье новой Эстонии.

Умная, целеустремленная драматургия
Аугуста Якобсона, создавшаяея под несом-
непным влиянием идей великих русских
революционных демократов Белинского,
Черньиневекого, Добролюбова, подо влияни-
ем драматургии Горького, получила заелу-
женное признание у широких народных
  кругов всего Советокого Союза.

С гордостью и удовлетворением  трудя-
щиеся Лянеского избирательного округа
Эетонии назвали своим канлиламом в депу-
таты Верховного Совета СССР Ayryera
Якобсона. Bro прекрасный, волнующий

единстве трудящихся республики и Harel
новой интеллигенции, сотроящих пол руко-
BOICTROM партии, WOl  волительством
Сталина светлое здание коммунизма.

Гане ЛЕБЕРЕХТ

Вс. ВИШНЕВСКИЙ

СИЛА КОЛХОЗ1

Фильм начинается мажорно. Осенние
поля, уборочные работы. стремительная
смена комбайнов. грузовиков с транспорте-
рами. обмозот и потоки зерна, горы зерна.
Советский 7,6-миллиалдный урожай... Нал
кубанскими степными просторами льется
хоровая колхозная песнь. в Калрах возни-
кают здоровые, сильные люди нашего кол-
хозного труда. Они радостны, энергичны,
порой задорны я лукавы. Этот пролог —.
широкий, как степь страны. Й музыка
Й. Дунаевского помогает ощутить эту поэ-.
THUCCKYIO ширь.

На минуту я задумалея: вопомнились
бби на Кубани в 1920 году. пожары, ден-
ные и ношные преслелования остатков
корпусов Шкуро, Покровского и других,
станичные виселицы контрразвелок, илачу-
тие яюнщяны. запах гари... Ушло в06 это,
заслонено новым, грандиозным, животвор-
ным. Идут и идут грузовики, до краев на-
полненные зерном, по дорогам Вубами.
Й зозникают новые ассоциации: так в
недавние времена шли военные грузовики
СССР на запад, на Берлин. Не © зерном,
а © пехотой, боезапасом, Пуеть этого не
забъвают новые американские «стратеги»,
чьим лозунгом является: «Без Росели был
вы прекрасный мир...» Она существует,
наша Россия, неустанно трудится, беотре-
рывно развивается, вышла в бесспорные
лидеры мира! Вот 9б этом и напоминает
широкий,  жизнеутверждающий — пролог
фильма.

Пролог подчеркивает, что не только 0
кубанских казаках, 06 их яркой, богатой,
счастлилой жизни рассказывает фильм, —

ИВМ
ВЫ ет ме и, Пыаввя,
сненарий Н. Ногодина, главный оператор

В. Навлов. Музыка И. Дунаевского. Худож-

Yebora-
ики: Ю. Пименов, Г. Турылев, Б.
bee производство ’киностудии «Мосфильм».

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

речь идет об общих успехах  воветекого
колхозного крестьянства, 0 грандиозных

края плодородия и изобилия.

Появление фильма «ВБубанекив казаки»
волнует и радует. Ралует, главным обра-
зом. светлое, солнечное восприятие автора-
ми нашей действительности, ях любовное
отношение в героям, советской жизни.
Первое чувство, которое возникает при
просмотре фильма, — это восхищение сво-
им народом, горлоеть з& него. Оно pom-
дается сразу, как только на экране появ-
ляютея HAMM чудесные люди — хозяева
земли, победители. Когда возникают они в
кадрах, простые, но вместе с тем такие
сильные и могучие, зрллель He может
оторваться. Эти замечательные кадры 9
народе сильнее, ярче калров. где разви»
вается «любовная» линия, и мы не жа-
леем, когла вдруг перестаем думать о том,

колай полюбившуюся ему девушку Лашу
й Rak сложится их будущее; сумеют ли
объяснитья в своих давних чувствах
прелеедатели соселних колхозов — Галина
Пересветова и Горлей Ворон или так и не
распутаютея «узлы».

...Чудесна сцена встречи  труженых
машин одного - колхоза, на которых едут
девушки, с молодыми казаками из другого
колхоза. Девупщи, веселые, праздничные
певуньи. вотунают в шутливый разговор
в молодыми казаками, тоже празлничны-
мп,  статными,  остроумными. Это сама
жизнь! Тут — народ. его свежесть. здо-
ровье;, его сила, его юмор. Злесь.  котати
сказать, веть нал чем залуматьея нашим
товарищам живописцам. Меяено, почему
зачастую у них на первом плане деревья
или коровы? Ла запомнят эти товарищи:
прежде всего человек!

К сожалению, порой в эту могучую,
органичную колхозную жлэнь вкрадывает-

}

-———

2 № 19

ся чистый водевиль, входят персонажи

победах всей нашей страны — цветущего

найдет ли на ярмарке молодой казах Ни-

факт, говорящий oO большом внутреннем

Певец
новой Тувы

Кеть за Саянским хребтом, в Тувинской
автономной области, горный район Тоджа.
Там, в таежной глуши, берет начало’ вели-
` кая река Енисей. Там, в поселках и ко-
чевьях, живут оленеводы, охотники, ры-
боловы, которые уже объединились в пер-
вые голхозы и сменили бвои допотопные
кремневки на новенькие дробовикя, са-
модельные снасти— на сети фабричной
вылельи. Там, в Тодже, велыхнул Недав-
fio ослепительный электрический свет,
озаривший добропные избы новоселов —
вчерашних  вочевников,  переселивирихея
из берестяных чумов.

Тоджа, как и вся Тувинская автономная
область, меняется не по годам, а по дням.
Тува только в 1944 году вошла в состав
Российской Федерации, но даже и за этот
‘короткий срок жизнь аратов стала неузна-
ваемой! `
  Здесь, у истоков Енисея, родился в 1918
году поэт Леонил Чадамб», которого сейчас
народ выдвинул своим кандидатом в депу-
таты Верховного Совета СССР.

Сын охотника и внук рыболова, поэт я
ученый, диреклор Тувинокого иселедова-
тельского института истории, языка й ли-
тературы, Чадамба сам He так дав-
но впервые открыл букварь,  состав-
ленный в 1930 году для Тувы co-
ветскими филологами. Он училея в
Тора-Хеме, в начальной школе, потом
на плотах по Енисею приплыл в Шаго-
нар, а оттула на верблюде приехал в Вы-
зыл. Учился в средней школе и заочном пе-
датогическом институте... Ав 1950 году
маленькие тувинцы получили буквари и
7 книги для чтения, грамматику и орфогра-
фический словарь, составленные Леонидом
Чаламбой. Поэт Леонид Чадамба может
гордиться тиражами учебников, ваписач-
ных им для школьников родной Тувы.
Tam, rie всего двадцать лет назад впер-
вые появлялась письменность, прикладная
работа писателя важна, как нигде. Бук-
варь и кмиги для чтения с именем авто-
ра <Л. Чадамба» переходят из юрты в
pry.

Путь Леонида Чадамбы в литературу и
науку примечателен: учительская работа в
школе. первые литературные опыты, упор-
ная работа над собой — институт, самооб-
разование, пристальное знакометво с КНИ-
гами русских классиков и современных пи-
  сателей. Чадамбз всегда вносил в Педагоги-
  ческую практику что-то новое и самобыт-
  ное. В степной школе под Кызылом он учия
детей грамоте, учил будущих защитников
Родины верховой езде, выпускал первые
стенгазеты на родном языке, Й ученики
его, ветупившие на самостоятельный ПУТЬ,
в благодарностью вепоминают своего учите-
ля — тробовательного, знающего, передово-
го человека, страны.

Сын охотника и внук рыболова, бывший
батрак, ВЫДВИНУТ В верховный орган Ha-
родной власти нашего великого государетва.
В управления страной будет участвовать
тувинекий поэт, поэт народа, на жизнь
которого еще недавно  покушалиеь ант-
лийские империалисты. Было время, когда
английские колонизаторы  подбиралиеь
к Type, рыекали по ee . просторам.
Но тувинцев спас Октябрь, спасли Ленин и
Сталин, енас советский народ. И дружба,
возникшая на полях гражданской войны,
скрепленная кровью`в годы Отечественной
войны, стала тенерь неразрывной навсегда.
Теперь в советской Туве забыты дни бее-
проеветной нужды, дни, кома шаман, ла-
ма, фелал и английский  колонизатор-
питион ‘были хозяевами края, i

0 страшном пронлом, 0  радостном
настоящем, о великом грядущем пишет поэт
Леонид Чадамба, и его стихи помогалот лю-
дям боротьея за счастье, за мир, за все
самое лучшее в жизни.

Новые песни поет новая Тува. Есть сре-
ди ее чудесных песен и песни, созданные
 Чадамбой, ныне кандидатом в депутаты
Верховного Совета СССР.

Семен ГУДЗЕНКО

Коротко `

Недавно Селёховгиз
ел выпустил в свет кви.
-HOBATOPA гу — инженера-гидро-

«Проектирование и строительство высоко-
дебитных трубчатых колодцев». Министер-
ство сельского хозяйства СССР издало при-
каз № 1781, в котором говорится, что
фильтры Бояринцева должны найти самое
широкое применение при строительстве ко-
лодцев в 1950 году.

Два эти факта знаменуют собой победу
новатора, завершают его длительную борь-
бу с консерваторами. Об этой борьбе
13 октября 1948 года сообщала «Литера-
турная газета» в статье «У бюрократов —
свой «сетчатый фильтр»...»

Алтайский инженер Ф. Бояринцев, рабо-
тая в засушливой Кулундинской степи, со-
здал новую конструкцию колодцев. Его
фильтры позволяют широко использовать
подземные воды для орошения, животно-
водства и других отраслей сельского хо-
зяйства. Но нашлись консерваторы и в
краевой конторе Водетроя, и в Главводхо-
зе Министерства сельского хозяйства СССР,
н в научных учреждениях. Даже после
того как десятки колхозов на практике
убедились в преимуществе «колодцев Боя-
ринцева», Всесоюзный паучно-исследова-
тельский институт гидротехники и мелио-
рации упорно продолжал заниматься изу-
чением старых фильтров, а Сельхозгиз с
апреля 1948 года одержал и не издавал
рукопись Бояринцева.

В приказе № 1781 есть пункт: «Всее-
союзному научно+-исследовательскому HH
ституту гидротехники и мелиорации (тов.
Царевскому) к 1 марта 1950 года разра-
ботать технические указания по строитель-
ству трубчатых колодцев с гравийно-про*
волочными фильтрами...»

Сегодня уже 4 марта, а технические ука-
зания все еще «согласовываются». Невольно
вспоминается, что институт, которому пору-
чено это дело, никогда не проявлял SHTY-
зиазма по отношению к идее инженера Боя-
ринцева... :

Следует надеяться, что эта «задержка»
будет последней на пути изобретения в
большую жизнь.

oo 9
КОГДА МЕ ПРИДЕТ Библиотека получила
— ювые книги, У биб-
«БЛИЖАЙШЕЕ лнотечных  работни-
ЕЯ ков — новые заботы.
ВРЕМЯ»? ` Для каждой книги на-

`до найти шифр, запол-
нить карточки для каталога, затем наклеить
на внутренней стороне переплета кармашек
для книжного формуляра...

Не экономнее ли весь тираж книги под-
готовить для библиотечных нолок уже в
издательстве?

Намного экономнее и проще! Напечатать
типографским способом классификационный

индекс, карточки и выпустить книгу с
кармашком для формуляра — все это
для издательств несложное дело, а для

целой армии библиотекарей страны-—огром-
ная`экойомия времени и сил. Только биб-
лиотеки Комнтета по делам культурно-
просветительных учреждений РСФСР долж-
ны получить за год 15 миллионов экземп-
ляров книг. Для обработки их потребуется
свыше двух тысяч библиотечных работни-
Kos!

Ровно год назад директор Когиза тов.
Грушко (ныне зам. начальника Главполи-
графизлата) сообщил редакции «Литератур-
ной Газеты» что в связи с созданием Глав-
полиграфиздата «вопрос об обработке книг
непосредственно издательствами будет в
ближайшее время поставлен на практиче-
ское разрешение». Однако оказалось, что и
спустя 12 месяцев это «ближайшее время»

техника ©, Бояринцева ,

ИАН

о важном

не только не наступило, но и неизвестно,
когда наступит.

Что думают 06! этом в Главполиграфизда-
те сегодня?

Там считают, что издательства смогут
Начать обрабатывать Книги лишь после
того, как будет создана... новая классифи-
кация.

Между тем, нет никакой необходимости
ждать создания новой классификации. Боль-
шинство библиотек классифицирует книги
по десятичной системе, Тут нет расхожде-
ния и с Книжной палатой, рассылающей
многим книгохранилищам карточки для ка-
талогов.

Пора Главполиграфиздату понять, что
сбережение времени и сил тысяч советских

библиотекарей — в интересах народа.
oo 9
УСТУПИТЕ На экране мальчише-

ская команда и ее во-
жак Тимур. Всю дет-
вору объединяет бла-
городная цель: помогать семьям воинов
Красной Армии. Поступки ребят проник-
нуты заботой о людях, а приключения —
окружены романтической таинственностью,
столь свойственной подросткам. Сценарий
написан любимым детским писателем Ар-
кадием Гайдаром, Картина пользовалась
большим успехом у ребят. Зритель даже
неё представлял себе, сколько упорного и
кропотливого режиссерского труда скры-
валось за пленительной непосредственно:
стью юных артистов. Фильм поставлен в
1940 году режиссером А. Разумным.

Какой новый фильм для детей создает
А. Разумный сейчас? С таким вопросом
мы обратились к кинорежиссеру и услыхали:

— Вот уже несколько лет, -как, я не
снимаю более детских картин.

Такой ответ опытного ‘режиссера
нельзя лучше характеризует
дел в детском кино.

А. Разумный. не единственный режиссер,
прекративший работать в кино над дет-
ской тематикой, Режиссеры В. Журав-
лев, В. Легошин, А. Маслюков, В. Пронин,
А. Роу, В. Шнейдеров, Т. Лукашевич и
другие, отдавшие много сил и лучшие го-
ды жизни созданию кипофильмов для де-
тей, ныне отошли от детской кинемато-
графии.

Что получила от кинематографии много-
миллионная советская детвора школьного
и дошкольного возрастов за истекший год?

Школьники увидели один художествен-
ный фильм — повторяем — один: «Счастли-
вого плавания!» — о нахимовцах, выпущен-
ный студией Ленфильм (режиссер Н. Лебе-
дев), а малыши — ни одного!

Министерство кинематографии недооцени-
вает роль фильмов `в воспитании подрастаю-
щего поколения. Недооценка эта ничем не
оправдана. У нас. существует большая дет-
ская литература, которую с успехом можно
использовать для кино. Как показало об-
суждение детской литературы на ХШ пле-
нуме правления ССП, писателями создано
для детей немало хороших произведений
разного жанра, ‘и на основе этих произве-
дений можно написать десятки сценариев.

Короче говоря, есть все предпосылки
для создания детских кинофильмов. Ho
интересы миллионов юных зрителей поче-
му-то списаны со счета,

Если взрослый дядя в автобусе распо-
лагается на скамейке, предназначенной для
детей, ‘ему говорят: «Уступите место pe-
бенку», и рассеянный товарищ сконфужен-
но встает, а ребенок садится на место,
принадлежащее ‘ему по праву.

«Рассеянным». товарищам нз Министерст-
ва кинематографии, видимо, надо напомнить
простую истину: детский фильм должен
занять свое законное место’ на экранах го-
родов и сел.

МЕСТО РЕБЕНКУ

как
положение

По следам выступлений «Литературной. газеты»

«ЛЖЕНАУЧНЫЕ ДОМЫСЛЫ проф. Н. КОБОЗЕВА»

Под таким заголовком была напечатана
в № И 4 февраля 1950 года статья
‚В. Гольданского, направленная против про-

паганды идвалистических и механистиче-

ских взглядов профессора МГУ Н. Кюбозе-
за. изложенных в его работе «Элементы
общей теории векторно-броуновских про-
пессов и законы биологической кинемати-

ки» («Бюллетень Московского общества
испытателей природы», т. 53, вып. 1,
1948 г.). e

Ученый совет химического факультета
МГУ в письме в редакцию полностью при-
знал правильность критики ошибок проф.
Н. Кобозева, Работа его, говорится в пись:
ме, является «наглядным примером отра-

жения вредных и чуждых советской науке
тенденций».

Ученый совет отмечают, чо научный
коллектив химического факультета  про-
явил беспечность и равнодушие к важней-
  шим идеологическим вопросам и не раб-
критиковал своевременно лженаучную ста-
тью проф. Кобозева. Ученый совет счита-
ет, что работа, начатая на факультете по
борьбе < проявлениями чуждой идеологии,
должна неуклонно продолжаться и разви-
ваться,

МГУ сообщает редакции, что проф. Н. №о-
бозев прислал письмо, в котором признает
свой ошибки,

тим чи

эстрадного типа, вроде завхоза Мулрецо-
ва. Автор спенария талантлявый драма-
тург Н. Погодин показал раздольное, ши-
рокое торжество людей,  одерливающих
победы в труде так же, как побеждали они
в бою. Но иногда комедийность сценария

приобретает оттенок нарочитости: Это идет!

от дурной литературы, и эти отдельные
места вотупают в противоречие с общим
реалистическим изображением колхозной
жизни, с жизнеутверждающей, мажорной
тональностью фильма. :

° Однако пойдемте, следуя развитию филь-

Пырьев или нет о Всесоюзной сельскохо-
зяйственной выставке, но он дал именно
это ощущение праздника  сельскохозяй-
ственной мощи страны, кипения колхоз-
ной торговли, бесконечного карнавального
движения толны. Вее это хорошо, хотя в
точки зрения использования цвета тут
можно отметить явную перегрузку, пест-
роту. Сменяющиеся картины фруктов,
овощей, материй, воздупитых шаров порой
утомляют. Чувотво меры, строгий 01бо—

КАДР ИЗ ФИЛЬМА

ма, на колхозную ярмарку. Думал режиссер.

вот закон мастерства,
требование искусства.

Пойдемте же дальше, нам по пути...

Торжественный митинг по случаю 97-
  крылия колхозной ярмарки. Снова —= чу-
десные портреты колхозников и колхозниц,
ликование толны, всенародное «ура» в
честь партии и товарища Сталина, голу-
бое небо, взвивающийся флаг СОСР, му-
зыка, музыка, сотни заторелых, злоровых
лиц!

В толчее ярмарки парни ищут  встре-
тившихея в пути девушек из «чужого»
колхоза. 970 правдиво, весело, но... Опять
появляется Мудрецов... On готов  напу-
‘стить на «чужих» парней своих подруч-,
/HBIX:.. © гирями. Досадно, что талаатли-
 вый артист Б. Андреев использован для
странной роли силача. Здесь и текст
неудачен, слышатся поубые окрики, вро-
де «Эй, мотай, мотай отеюда!». He ay-
маю, что эти черты рисуют отношения
волхозов-соседей и вообще нравы рус-
кото народа,

В картине,

вот обязательное

скажем прямо, происходит

жанровая борьба: оталкивастея праздивое,
сильное, эпическое повествование с лег-
ковесными вотавными  эстрайными Номе-
рами. В счастью, постоянно берет верх
жизненное начало, ширь, нафодный pas-
мах, народная улыбка.

Фильм далее делает широкий взлет.
Умная председательница колхоза Пере-
светова По радио объявляет о снижении

цен па продукты своего колхоза на 25
процентов. И снова ряд живых, взятых
из самой жизни положений, Мы Batam,

как другие колхозы тоже начинают сви-
жать цены не на 25, а уже на 30 про-
центов. Не нужно пояснять, насколько
Это живо, важно, актуально...

Ощущение радостной, счастливой кол-
хозной жизни ярко передаст концерт ху-
дожественной самодеятельности. Фильм,
здесь достигает ясности, проетоты и чи-
стоты народного ‘искуества. Красота, сила,
огромная энергия нашего народа! Казачий
пляс дан огненно, великоленно в цветовом
отношении использованы алые бешметы
казаков. Возникают аксоциации: Красная
конница, Первая конная! В танцах деву-
шек. в их раздольных песнях, в лихих
частушках  Христофоровны,  Никаноров-.
ны и деда Вузьмы — жизнерадостность,
юмор народа. Иенолнение частушек — но-
мер живой, подлинно народный, с острой
критикой местной торговли: «Посмотрели
на отрёз. отказались наотрез...  Старомод-
ная вискоза, не годится для колхоза»... Слу-
шатели концерта художественной самодея-
тельности, изображенные на экране, и зри-
тели фильма сливаются в едином одобре-
ний И емехе,

Олно за другим следуют события кол-
хозной ярмарки, и каждое из этих собы-
тий вызывает не только хороший, искромет-
ный емех зрителей но раскрывает новые
черты нашей советской жизни, заставляет
задуматьея о том, как далеко вперед ушли
советские люди.

Улдалиеь режиссеру сцены колхозного
бала, — зритель воочию убеждается, Kak
выросла колхозная молодежь. Да, в далекое
прошлое ушел былой уличный пляе с

«КУБАНСКИЕ

КАЗАКИ»

x

трехрядкой,

Веселая сцень в музыкальном магазине

полна большой мысли. Зрятель хорошо по-
нимает комедийные ситуации и в 0 же
время думает о тех глубочайших  измене-
HHAX в жизни колхозников, которые от-
лично раскрываются в диалоге Ворона 6
девушками.

Даша: У людей клуб, стадион построн-
ли. Вот рояль покупают...

Люба: А вы на миллионах сидите и
радуетесь.

Ворон: Ладно, ладно, мы без пнанин
росли:

Люба: Так то BH, a TO мы.

В эй короткой реплике выражено
стремление колхозной молодежи к культу-
ре и уверенность в правах, предоставлен-
НЫХ советской властью тем, кто самоотвер-
женно трудится на благо народа.

Фильм идет к концу. Ярмарка кончена.
Колхозники разъезжаются по домам. Сча-
стливы  терои фильма — Перееветова
(М. Ладынина) и Ворон (С. Лукьянов). мо-
лодой казак Николай (В. Давыдов) и Даша
(№. Лучко). Снова звучат песни,  рабсти-
лаются осенние степи, идет подготовка к
осеннему севу. Впереди — новая трудовая
пора, и опять, как и в начале фильма, —
апофеоз колхозного труда. Перед зрнтеля-
Ma — бескрайние поля Кубани, вспаханная
земля, готовая принять семена Нового уро-
жая, могучая техника нашего сельского
хозяйства и, главнов, люди, счастливые
труженики, хозяева, созидатели... В уплы-
вающем кадре героя фильма приветствуют
зрителей. Это так просто, смело, хорошо...

«Кубанские казаки», поставленные по
сценарию Н. Погодина, — новый уснех на-
шей кинематографии. Велика идейная сп-
ла этого фильма: он с неопровержимой яс-
HOCTHIO рассказывает о необоримости ©о-
ветского колхозного строя, о том, как В
нашем созидательном труде воспитываются
новые люди — строители коммунизма, Ар-
тисты С. Лукъянов, М. Лалынина, К. Луч-
ко, Л. Хвыля, 0. Любимов и другие соз-
дали правдивые образы советских людей.

Режиесер И. Пырьев шагнул внеред, и
шагнул широко. Фильм хорош. В нем есть
романтика,  маститабность, черты нового
народного быта — прочного. устоявитегося,
могучего.

ae

орви.

eee,

———ыы

ascent,» ip

i” a

ae ar tae