Голосую: за счастье народс

Каждому советскому человеку хорошо
знакома торжественная минута, когда,
потучив бюллетень, он входит в. каби-
ну пля толосования. Седые,  почтен-
нейшие старики встают в день выборов
затемно, чтобы первыми поспеть к нача-
лу голосования. Юнопии и девушки © раз-
румянивиимися лицами входят в комнату,
rie им впервые будет вручен избиратель-
ный бюллетень, — это день их граждан-
ской зрелости, прекрасный, праздничный
день:

Посмотрите, какой особенной  гордели-
вой походкой входят сюда, в эту комна-
ту, наши скромные советекие люди, ка-
кое у каждого из них необычное выраже-
ние лица. Идут хозяева могущественней-
шей и прекраснейшей страны, сознающие
евою ‘независимость, ‘достоинство; силу
своей власти. Торжественная тишина ца-
рит там, где происходит голосование. Из-

биратель ‘проникается сознанием своей
исторической миссии, пониманием важ-
ности тото, что предстоит ему  сщелаль.

Ou дает свою оценку деятельности боль-
шевислекой партий, советекого правитель-
ства. он говорит свое «да» кандидатам
сталинского блока Коммунистов И беспар-
ТЯЙНЫх.

С особенной силой говорит в ето сердце
зюбовь к Родине, и он охватывает мыс-
ленным взором ее прошлое, настоящее, бу-
дущее.

Столетия шли, kak свинповые ‘тучи,
над ее необозримыми просторами. Столе=
THA шли, —— и могучий народ, напрягая
богатырекие силы, боролея за свою зем-
лю, честь и счастье. Ноловецкие полчи-
ща и татарекие орлы рассекали; грабили
и мучили Россию. Воевали лруг с другом
князья, и воронье слеталось нё поля кро-
вавых сеч. Несравненными песнями древ-
них сказителей, золотыми строками лето-
писей, вдохновенным о языком” «Слова 0
полку Игореве» рассказано 06. этих вре-
менах — о суровой судьбе великого наро-
ла. Столетия шли. В борьбе и трудах 109-
ждалоеь государство.

Длинной чередой прошли годы беетие-
ленных испытаний нашего народа. Но и
во времена чудовищного утнетения народ
Наш, предвидевший зарю свободы, свято
берег свою землю, отражая одно за другим
нападения: иноземных грабителей, то
только ше посягал на Россию? hiro we бе-
жал с позором за ее пределы? На ee mu-
роких фавнинах. оставались  тевтонские
мечи, наполеоновские. сабли, кайзеровекие
каски. Народ великой етраны умел за се-
бя постоять. Он верил: настанет. счаетли-
вое время. Он слышал призырное слово
Радищева, Пушкина, Герцена, Белинекого,
Черньышевекого, Добролюбова. Он искал
путь к свободе и счастью.

_ Этот путь нашли Ленин и Сталин. Они
увазали своему народу путь в будущее.

В новогоднюю ночь на заре нового ве-
ка Сталин сказал:

Скоро встанет солнце.
булет CHATS для нас.

Россия вошла в будущее первой. Брат-
екий союз свободных наций сплотила ве-
ликая Русь.

Отечество славлю,
которое есть,

Это солнце

но трижды —
: которое будет.
—- гремел на весь мир Маяковекий. Луч-
щий советский поэт отчетливо видел то
булущее, которое стало для нае настоя-
щим. Он славил наши дни. И отзвук его
голоса сегодня мощно
ственных словах пимна’
СТРО Hawke свободное...»

Нелегко досталея нам бесценный дар
свободы в жестокой берьбе с врагами.

Ярчайтее проявление  тоажданеких
прав бвоболного советского человека —
наши выборы.

«370 действительно всенародный празд-
ник наших рабочих, наших крестьян, па-
шей интеллигенции, — говорит  тозарищ
Сталин. — Никогда. в миро еще не бывало
таких действительно свободных и дей-
ствительно демократических — выборов,
никогда! История не знает другого такого
примера».

Эти слова нашего отпа и друга сказа-
ны более двенадпати лет тому назад.
Большой путь прошел советский народ с
тех пор. Вдохновенным тоудом в мипные
годы, героической борьбой в годы. Вели-

«славься, отече-

звучит в торже-

и

Анатолий СУРОВ
<=

кой Отечественной войны мы доказали
всему миру:

Нет нигде прочнее и лучше строя, чем
наш советский общественный строй;

Нет нигле прочнее и лучше госухаретва,
чем наше советокое государство.

Нет нигде народа более сплоченного, бо-
лее ехинодущного, чем нали советекий на-
род.

Ни одна страна не пострадала от вой-
ны так. как Советский Союз. Ни одна
страна He добилась после войны таких
разителыных, таких огромных успехов,
как Советский Союз. ;

В «зонах пустыни», оставленных гит-
леровнами, ветер  колебал сизые дымки,
поднимавнииеся над пепелищами. Города
Белоруссии, Украины, Прибалтики гляде-
ли на уцелевших жителей пустыми глаз-
вицами выбитых окон, мрачными прова-
лами руин. Молчали разрушенные заво-
ды. На полях ржавели обторевшие танки.
Сотни тысяч людей остались без крова:
Много горя принесла нам война.

«Но, — говори товарищ Сталин, —
война была не только проклятием. Она
была вместе с тем великой школой испы-
тания и проверки всех сил народа».

Эта школа принесла свои плоды,
Эта школа помогла советеким людям, ру-
ководимым партией большевиков, показать
в труде доблесть, равную воинской доб-
лести, инициативу, равную боевой ини-
циатливе, сплоченность, равную фронтовой
сплоченности.

В обращении к избиралелям Централь-

ный Комитет партии подвел итог на-
шей борьбы, наших усилий на пу-
ти к коммунизму. Советокие рабочие

и крестьяне намного превзошли свои
предвоенные дослижения. Страна, пере-
живигая такую небывалую войну, проив-

водит ныне на много болыне продукция,

ТОСТЬ»,

чем до войны!

Это возможно лишь в стране, где пра-
вит нарот, где правительство действитель-
но избрано самим народом и служит толь-
ко народу! Сама жизнь доказала это. —

Заводы и фабрикя Соединенных Штатов
не потерпели от войны ни малейшего
урона; Но за один только прошлый rox
уровень производства там снизилея почти
на одну четверть. А ведь американские мо-
нополисты поставили себе на службу почти
всю экозюмику капиталистического мира!
Тем не менее кризие уже бродит по Шта-
там.

В дни предвыборных кампаний все бур-
жуазные политики — от откровенных
консерваторов до прикрывающихея фиго-
вым листком правых «социалистов» —су-
лят трудящимся всевозможные блага. Год
в лишним прошел с тех пор, как в Аме-
рике проводились выборы президента:
Трумен и его сподвижники не скупились
на самые соблазнительные посулы. Чего
только они не обещали! «Всеобщую заня-
то-есть ликвидацию безработицы.
Повышение жизненного уровня. Разреше-
ние всех жилищных трулностей. Помошь
народному просвещению. Улучшение здра-
воохранения: И многое, многое друтое.

Год прошел. Речи отпремели и замолк-
ли. Заговорили факты. Й факты эти та-
КОЗЫ.

Вместо <«вееобщей занятости» — мил-
лионы и миллионы безработных и полу-
безработных. Такова цена обещаний там,
в Америке.

Вместо «повышения жизненного  уров-
ня»— систематическое  сбнищание масс.
Из. квартала в кзартал прошлого года за-
работная плата и доходы населения Шла-
тов неуклонно пахали. Цены на товары в
то же время росли. Хлеб и масло вздото-
жали вдвое. Так: изменилея весь прейс-
курант... А в результале три четверти
семейств Америки не в состоянии свести
концы, с конлами, ‘Такова цена обещаний
там. в Америке.

Вместо разрешения жилищных  трудно-
стей был издан закон,  ликвидировавитий
всякий контроль над квартирной платой.
Это принесло торе миллионам простых
людей. На следующий день поеле опубли-
ковалия закона цены на квартиры удвои-
ЛИСЬ:

‚ «разрешение жилишной проблемы»?

Что же делает президент, И
H
COTMAMAeTCA... сократить ассигнования на
жилищное строительство! Такова цёна обе-
щаний там, в Америке.

Вместо «помощи народному  просвеще-
ни» -—— предуемотрены расходы на 0бра-
зование в размере менее 1 процента от
общей суммы бюджета. В результате
6 миллионов американских детей, как
признают официальные источники, не мо-
гут посещать школы. Вместо «улучие-
ния здравоохранения» —— беззастенчивый
грабеж больных. Вызов врача на дом —
событие, совершенно = фасстраивающее
бюджет американской семьи. Такова це-
на обещаний там, в Америке.

Накануне выборов Трумэн заявил, что
он отменит антирабочий полицейский 3a-
кон Тафта— Хартли, опраничивающий пра-
ва рабочих на забастовки. После  избра-
ния президент Трумэн не только не отме-
нил этот закон, но, наоборот, предложил
принять новые меры для «предотвраще-
ния забастовок в жизненно важных от-
раелях промышленности». Такова цена
обещаний там, в Америке. =

Советекие люди с трудом представляют
себе звериные обычая этого бесчеловеч=
ного строя. Советские люди — сами хо-
зяева своей жиони, привыкшие иметь де-
ло с правительством, безраздельно предан-
ным народу, ©. правительством,  осущеет-
вляющим волю народа, се правительством,
ведущим нае вперед, к коммунизму, с
правительством, верным своему слову.
Советокие люди энают: сталинское . слово
сбывается всегда!

Вот что говорил товарищ Сталин четы-
ре года тому назад, выступая перед из-
биратетями:

«...Несколько слюв насчет планов фабо-
ты коммунистической партии на ближай-
шее будущее... Основные задачи нового
пятилетнего плана состоят в тем, чтобы
восстановить пострадавивие районы стра-
ны, восстановить довоенный ‘уровень нро-
мыниленности и сельского хозяйства и за-
тем превзойти этот уровень в более или
менее значительных размерах. Не говоря
уже о том, что в ближайшее время будет
отменена карточная сиетема, 060бое вни-
мание будет обращено на расширение про-
изводетва предметов широкого  потребле-
ния, на поднятие жизненного уровня тру-
дящихея путем  носледовательного сни-
жения цен на все товары и на широкое
строительство всякого рода научно-иесле-
довательских институтов, могущих дать
возможность науке развернуть свои
силы».

Намеченный срок завершения пятилет-
него плана еще не наступил. Тем не ме-
нее все, намеченное товарищем Сталиных,
намного перевыполненоа

Сколько радости было в наших горо-
дах и селах, когла диктор московекого ра-
дио прочитал постановление Совета Ми-
нистров и ЦЬ ВЬП(б) о снижении цен.
Нална громадная семья советских людей
стала в этот день богаче на сотню ми-
лиардов рублей.

Крупнейшие достижения советской нау-
ки, техники, новаторской  произведетвен+
ной мысли, литературы, искусства  отме-

‘ чены присуждением Сталинеких премий.

Каждого советского патриота глубоко вол-
нуют эти ежегодные награждения творцов
нового во всех областях жизни.

Из всего, что ‘добыто трудом и борьбой
советских людей, олну драгоценность мы
храним  060бенно бережно и любовно —
добытый нами мир. Он досталея нам це-

ной неисчислимых жертв. Мы никому не

позволим нарушить его.
+. *

Когда советекий человек идет к урнам
Для голосования и припоминаег свою
жизнь — день за днем, и жизнь страны-—
Год за годом. когла он остается один, что-
бы свободно выразить свою волю, только
одно решение, твердое, ясное, влохновен-
ное приходит к нему — отдать свой голое
кандидатам сталинского блока. Я голосую
за сталинекий блок — значит, я голосую
за мир во всем мире, за свободу, могу-
щество, боталетво моей страны, за мой
радостный завтрашний день. Я голосую
за  Оталина — значит, я голосую 3a
счастье назода.

Виллис ЛАЦИС

ЭТО НАШЕ

Мне кажется; чо я где-то видел рань-
ше этого человека. Удивительно знакомое
лицо! Только в глазах совершенно дру-
гой блеск. Блеск молодости. Ho rae же я
все-таки встречал его? Не в Рижеком ли
порту, котла тысячи квалифицированных
рабочих толпиликь у причала в надежде
заработать на хлеб? Может быть, мы вме-
сте с ним были в рыбачьей артели или
это мой друг моряк с парохода «Ван-
rape»?

Странно, — это тот же человек, только
сейчас У него светлое лицо, спокойные
движения, уверенная походка. :

Да, это мой старый знакомый, но это
все же не тот, кого я знал раньше. Нет в
нем приниженности человека, не’ уверен-
ного в завтрапинем дне, страха и беспо-
мощности. У него гордая осанка, и глубо-
кая внутренняя сила озаряет его облик.

Это старый токарь одного из знамени-
THX рижеких заводов. На этом заводе есть
рабочие, продукция которых не подлежит
проверке отделом технического контроля.
Они отличники качества. У каждого свой
штамп, которым рабочий-отличник отме-
чает изготовленную деталь. Еще не было
случая, чтобы они выпустили брак. Вот
они, новые черты в характере латьтиского
рабочего! Отавя свой штамп на деталь, он
гордо говорит:

— д наше!
Я думаю о том, какой глубокий смысл
заключен в этих двух символических

словах, в этой короткой фразе, выражаю-
щей сущность социалистического строя.

Я хоропю помню, как в моем родном
поселке Ринужи рыбаки ссорились из-за
улова рыбы: «Это мое!» Я хоропю знаю,
как в буржуазной Латвии крестьяне таи-
ли обиду на соседей за клочок земли,
твердя: «Это мое!».

Казалось, надо будет прожить десятки
лет и подрасти новому поколению, чтобы
эт «мое» сменилось словом «наше».

Во всех выступлениях избирателей на
предвыборных собраниях звучало это сло-
во, звучало привычно, буднично, но люди
моего поколения знают, какие изменения
должны были произойти на земле, чтобы
латьинекий крестьянин или рабочий “ска-
зал просто, привычно: «Это налте!». И ла-
тыш товорит теперь «Это наше!». Это на-
ши заволы и земля, наши фабрики и шко-
лы, наша пшеница и наши сады. Он при-
слушивается к могучему дыханию  инду-
стриального Донбасса и. улыбаясь, произ-
носил: «Нане!». Он смотрит на величавое
течение великой русской реки Волги:
«Налне!». Он вдыхает горный воздух пре-
красной Грузии: «Наше!».

Я думаю о том, сколько людей проив-
несет сегодня, в день выборов, это слово:
Я хорошо понимаю их чувство:

Он вотанет сегодня пораньше,
рижекий рабочий, и пойдет всей семьей
на избирательный участок. И тогда, остав-
шись. наедине co своей честной ‘рабочей
совестью в. кабине избирателя. он поду-
мазт о налней Латвии, молодой и цвету-
щей, о нашей великой социалистической
Родине, о ее несметных. богатетвах, он
подумает о нашем друге и вожде товарище
Сталине, и проголосует за наше счастье,
счастье советекого гражданина.

а
Максим ТАНК

На выборы!

День выборов! Хороший день!
Люблю тебя я встретить рано,
Когда заря через плетень
Глядит из легкого тумана,

Вот слышен четкий звон подков,
На сбруе бубенцы играют.

Уже колхозных рысаков
Поспешно парни запрягатот.

Над первой тройкой — стяг, плакат:
«Да здравствует товарищ Сталин —
Народа первый депутат!»
Вот гармонисты заиграли,

И тут под стройный, дружный хор
Рванулись кони и помчали _

В просторы ледяных озер,

В полей заснеженные дали,

Встает народ во всей стране.
Несутся песни. Тройки мчатся
Навстречу солнцу и весне,

В простсры юности и счастья.

Перевел с белорусского
Д. САМОЙЛОВ

старый‘

_Ирина СНЕГОВА

‘посвящается кандидату в депутаты

Я помню, как с детства, любовно
и строго

Она нас готовила к трудным дорогам,
Учила, растила, забыв про усталость,
Спешила за веком горячим и быстрым,
И только порою сама удивлялась,
Что ченик становился

sed 7 ‘ министром...

А школьники, сталинским солнцем
согреты,

Мужали, росли, разъезжались по свету. Товарищи,

Учительница

Екатерине Васильевне МАРТЬЯНОВОЙ.

Цветут наши дни — широки, как
столетья,
И вот уже скоро пойдут наши дети
По солнечным классам, как прежде
мы сами,
И вслед им она улыбнется глазами,
Глазами, что поздно при лампе
вечерней
Читают тетради в линейку косую...
Всем сердцем, всей верной любовью
дочерней,
я за нее — голосую!

А. ЧЕЙШВИЛИ

На Самлорской равнине

Ето, какой человек без роду и племени
выдумал, что в грузинскую поэзию жанр
«похвалы плодам» проник будто бы из
Ирана! Какая нелепая и злонамеренная
чушь!

Вепоминаю житницу Грузии — Вахе-
тию, `блатодатную Алазанскую долину.
Право, и сказочному библейскому раю
не уступает она своим изобилием в по-
ру щедрой осени! Здесь переиковое дефе-
во < гнущейся от тяжести плодов ветвью
клонитея ‘к смоковиице; смоковница Эта
как бы подпирает ореховое дерево, а ис-
полинокий столетний орех вольно раски-
нул богатырекие  сучья-ручища на кры-
ие дома. Здесь, под древесными кронами,
в давильнях из вековых липовых стволов,
ходят давильщики, и сладкое сусло
струится во врытые в землю  стопудовые
тлиняные ‘кувшины. И в села со скрипом
все въезжают и въезжают груженные ви-
ноградом арбы, а их перегоняют прузови-
ки, доверху переполненные. золотистыми
початками кукурузы.

Сколько прекрасных песен сложили
грузинские и русские поэты о Грузии, и
больше всего — об  Алазанекой долине,
0 ее благословенной земле, где, по мет-
кому слову здешних крестьян, и «семя,
брошенное косо, воходит прямо»!.. Изо-
билие и красота этих меет чафуют вас,
пока вы едете берегом. Алазани.

А вот дорога переваливает через Гомбо-
ри. и лишь на короткое время еще ла-
скают глаз зеленая прибрежная полоса ре-
ки Иори, ee сады и виноградники. Маши-
ны вырываются на  Самгорскую равнину,
и вдруг резко меняется пейзаж на этих
ближних подступах к Тбилиси. Куда ис-
чезли радующие взор краски? Как потуск-
нели цвета Кахетии! Говоря словами поэ-
та Николая Тихонова, вы очутитись

`На безжизненной равнине,
Каменистой, темнотравной,

Где рассыпаны осколки
Безымянные веков...

Тут, перед самым Тбилиси, —болыьшая
проплешина пустыни, нечто‘ подобное Го-
лодной степи. Тщетно билея веками зем-
лепашец нах этой безжизненной от без-
водья землей, напраено орошал ее потом.
Тут кукуруза увядала на корню, не успев
завязать початки. Подсолнух едва выпу-
скал шанку величиной в детский кулачок.
Тут к концу лета. виноградные лозы
стояли голые, без листьев, опаленные су-
XOBECM,

Когда медлительный ыы поеал
проезжал это унылое пространетво, пасса-
жиры © досадой отходили от окон. Вея-
кий, кому приходилось пересечь равнину
на мапине или ‘на арбе, думал лишь о
том, чтобы оставить ee 3a собой. Yada
мелленно вел по этой равнине отафу Ha
летнее горное пастбище, и бородатый ко-
зел-вожак, что, как рясу, распустил длин-
шую жесткую шереть, упиралея ему в
спину рогами, словно опаеаясь — не оета-
новилея бы пастух. Вакая тут могла быть
стоянка? Неме привалиться под тенью
дерова, негде напиться воды — нигде ни
деревца, ни ‘кустика!.. Какой-то омертвев-
шей частью тела выглядела эта полупусты-

ня между Вурой и Иори, рядом е цвету-
шей Алазанской долиной.

Но сейчас Самгори притягивает к себе
мысли и чувства всего грузинского наро-
да. Советекие люди ше терпят безжизнен-
ных, прозябающих в. бесплодии. земель,
Большевижи Грузии решили нанойть Сам-
торскую равнину водами Иори, превратить
и 6 в цветущий сад.  Неузнаваемо
ожила равнина: куда ни глянешь — rpo-

хочут экскавалоры, самоходные скреперы,
камнедробилки, в стремительном беге не-

сутея ленты  транстюртеров,  проклады-
ваются новые дороги, возводятся новые
здания...

А намболее примечательное. и волнующее
в строительстве Самгорекой оросительной
системы то, что © самого начала, оно- пре-
вратиловь в. подлинно народную стройку,
еще более объединяющую народ в единое
целое, сплачивающую о ето в монолитную
силу. Был брошен. клич: «Самгорекую си-
сйему строит вся республика!». И сюда,
на борьбу с безводьем и суховеями, устре-
мились рабочие фабрик и заводов, служа-
шие  тобударственных учреждений, cry-
денты и профессора тбилисских вузов,
колхозники из самых отдаленных уголков

друг or друга горными  перевалами и
ущельями виноградари Гурджаани и Те-
лави, табаководы Jaroxexu, свекловоды
Гори и Хашури, овцеводы Шшави и Ду-
шети. Из-за. Сурамекого перевала пришли
имеретины, © гор спустилиеь колхозники
Юго-0сетии. Соревнуясь между собой, они
показывают чудеса трудового героизма.

Веех увлекает размах сиройки, те бле-
стящие перенективы, которые она сулит
окружающим Тбилиси районам и самой
столице Грузии. Тысячи гектаров доныне
бесплодной земли должны быть орошены
каналом, и оживет пустыня,  поврыв-
нись цветущими садами и о вино-
традниками. Из районов Грузии, стра-
дающих ©т малоземелья, в Самтори пе-
реселилея несколько тысяч семейств, 0у-
дут организованы новые колхозы. Для
переселенцев будут строиться иовые, сия-
ющие электрическим советом  \ома, школ
лы. клубы. Самгорекие фрукты и зелень
заполнят рынки  Тбилиеи;  самгорским
хлопком будет смабжаться. развивающаяся
текстильная” промышленность. республики.
Сахтори станет. второй житницей Грузии.
Мощно разовьется животноводство, ..енаб-
жающее Тбилиси мясом и молочными. 1ро-
дуктами.

От зари ‚Дотемна и ночью не стихает
томон стройки. И днем и ночью,^ после
радостного дня труда, на все лады. звучат
песни — пеени о великой. дружбе всех со-

ветеких пародов. Эта дружба ощутима
на каждом шагу. Ме только на стройке
Самгори, нои в Рустави, в Храмгэсе,
на всех больших и малых стройках. на-
ших ощущаем мы ‘эту дружбу. Здесь
рядом с грузинами трудятся белоруссы,
армяне, узбеки. Сюда `с0 всех KOH-
цов страны подвозятея материалы, елож-
нейшие механизмы, а в них вложен
труд и русских, и украинцев, и казахов,

Посещая наши старинные грузинские
крепости, всякий раз дивииться  несокру-

шимой прочности изобретенного в давние
Beka известкового. раствора «дутаби», свя-
зывалощего исполинекие глыбы. бален: Но

во много фаз прочнее, несокрунвимее свя-
зывает великая сталинская дружба мног-
национальное бралетво  намтих народов,

Лишь в советской стране, в сталинекую
эпоху, могла зародитьея, вырасти и окрен-
нуть такая дружба. Ее творец и созда-
тель — наш Сталин, отец, друг. и вдох-
новитель новых, прекрасных и. необори-
мых социалистических наций. И ег —
родного и любимого — в один толос на-
звали все наши возрожденные и сплочен-
ные народы своим первым канлидалюм в
верховный орган властих советской Роди-

ны, Сталин — знамя наших ‘повых побед
на пути к коммунизму!

Николай АТАРОВ

НАШ СПУТНИВ .

Рассказ

1,

Мартовским вечером падает на шоссе
туман — тянет в низинах, ползет в пере-
лески. Две машины, легковая и грузовая,
идущие в Москву дальним рейсом с при-
волжекого завода, пытаются  нающупь
ВЫЙТИ. Из полосы тумана. Вдруг оказы-
вается. что свет фар уже не помощник:
все бело перед смотровыми стеклами, клу-
бится и словно закипает.

Наконец наша «Победа» безнадежно
прижимается к краю шоссе, за нею оста-
навливается грузовик. Минуту-другую он
еще светит в облаке, потом водитель,
видно, вспоминает об аккумуляторе и вы-
ключает фары. И тогда — тьма. Кончилось
шипение шин по асфальту, и нас окружает
ночная предвесенняя тишь; кажется, слыш-
но, как туман поедает снега на невидимых
полях.

Гле мы?.. Долго ли так стоять?.

В темноте тепло и уютно. Кроме шофе-
ра, который уже дремлет, обняв баранку, в
в машине со мною, каки я, возвращаю-
щийся с завода, грузный, разговорчивый
инженер-полковник в бекеше с меховым во-
ротником и в высокой папахе, и старый ма-
стер тендерно-механического цеха, седоусый
и седобровый Стенан Петрович  Кутасин,
отец семерых сыновей. Старик с положи-
тельным характером,
жизнь на заводе вырабатывает природу че-
ловека. Не cpasy становишься мастером,
здесь это и не должность как будто, аи
нрав и характер. За тобой тянулся следом
сыновья. . Вот уже старший — директор

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 M 21

— ae

молчалив. Долгая

номерного завода. Отец едет в «Нобеде», ко-

торую гонят в Москву на завод к сыну.
Спать не хочется. В тому же полковник

неутомимо забавляет диковинными расска-

зами — то про дунайские военные пере-

правы, & то вдруг про огромную змею,
которая однажды Заползла на Варзобекую
гидростанцию и замкнула ток, и никто
не мог догадаться о. причинах аварии.
Сын полковника плавает на крейсере, и про
моряка тоже бесконечные и подробные
отцовекие рассказы.

Все же, мне кажеётся, самый интерес-
ный человек в этой поездке — не разговор-
чивый полковник и, пожалуй, не молча-
ливый мастер; самый интересный человек

сидит сейчас отдельно от нас в ка-
бине грузовика. Это Петя  Слонов —
сирота, попавший в дни войны на

завод из вологодского детдома, а теперь —
прославленный человек. Ему. токарю шес-
того разряда, — восемнадцать лет. Он
впервые едет в Москву. Наши водители и
полковник (не говоря 060 мне и Степане
Петровиче), Bee уже знают мальчишку:
умен, самолюбив, в словах опрометчив,
не от легкомыелия, а
В поездку нопал с ходу— в последнюю
минуту получил разрешение директора.
Едет за покупками, в частности, за
швертботом для летнего путешествия
молодежной бригады. Очень удобный слу-
чай: грузовик домой пойдет порожия-
ком. Товарищи токаря второлях  waco-
вали Слонову пачки
суммы, = стахановекие сбережения,
видать, не 3a один месяц.  Слонова
нисколько не смущают распухшие кар-
маны пиджака. Все, что с ним происхо-
дит,— в первый раз в его жизни, но ему

BCO ACHO-ICHATHO.

денег — серьезные
и,

ВОСХОДНая Парикмахерская,
C
от. TLOCHENIHOCTH.

В списке у него — рижекий радиопри-
‘емник. аккордеон,

какое-то знаменитое
охотничье ружье, за которым больше ` года
рыщут по комисоионным магазинам, биб-
лиотечка для молодежного общежития и
отдельно— «Колхозная энциклопедия», ко-
торую знакомая девушка из
катного хочет. послать отцу в деревню...
Денег на Bee сразу наверняка нехватит,
особенно если найдутся прорезиненные пла-
щи с пристежными капюшюнами — вроде
тех, что добыли. оркестранты из Дома
культуры.

Мне нравится токарь шестого разряда—
человек с занятным,  пытливо открытым
лицом, сплошь усыпанным He веснушка-
MH, a чистыми родинками, со вздернутым
носиком, с безоговорочными суждениями и
крайне самостоятельный. Едет в столицу,
И о чем пе спрашивает, будто и:
там прожил.

Полковник о нем иного мнения — тут он
папаху сдвигает на глаза и снова рас-
сказывает о сыне. Он вообще прогив по-
требительских излишеств. Ои считает, что
молодежь тастет будто бы в счастливом
заблуждении, что все в мире уже готово.

— Мы, к примеру, Днепрогэе сооружа-
ли. Боевая пора, И быт— фронтовой. Я ж
еще на базаре брился. в фанерном закут-

ке. А как у моего Вольки появился пу-

июк, тут уж пот боком открылась и пре-
С зеркалами.
электрической сушкой. С белыми проеты-
нями. Пожалуйте! Bee для вас готово,
даже это! Помню, так и сказал ему: «Бе-
ги, брейся! Потому и голярня открылась,
что, видите ли, Вольке Муравущкину
бриться пора!..>

Полковник хохочет. — Шофер поднимает
голову. И только Степан . Петрович co
срюнми тяжело сомкнутыми губами под
белым начегом усов, нахохлившись, мол-
чит, еловно дремлет. А я знаю — слушает
и имеет суждение...

Слышно, вдали Кто-то поет;
МУЖекой ясный голос:

чей-то

колесопро-

Ой, туманы мои, растуманы,
Ой, родные поля и луга...

— Ишь, песню
водитель.

В тумане удивительно дружелюбно, че-
ловечно звучит далекий поющий голос,
идущий нивесть откуда — © дороги или
прямо с полей.

— Ну-ка, посвети, Валя, — приказыва-
ет Степан Петрович.

И тотчас, как это бывает в густом ту-
мане, освещенном фарами. из белого рое-
ния возникает фигура прохожего, — ка-
желея она гигантской. Человек припал к
стеклу:

— Затораете?.;
просците!

Это. видимо, местный житель, на плече
у него пила. Он возбужден так. что ка-
жется — во хмелю. Мы открываем дверь
машины:

= Издалека ль бредешь?..

— Вы ж и не знаете ничего!—не слу-
ая, говорит прохожий и радостно смеет-
ся своему какому-то веселому знанию.—
Сейчас по радю из Москвы передача
ила: цены снижены! И на продукты и на
товары! Вот она какая история! Вся
страна веселится, & вы тут кукуете... Эх,
вы. . автомобилисты...

Он замечает полковничью папаху: ра-
зом подтягивается, внутренне приводит
себя в порядок — сразу видна солдатекая
выпразка. И вдруг беспечно и зарази-
тельно смеелея: `

— Между прочим,
братды мои, сорок
crmnn!

Оп исчезает в тумане так же, каки
возник. Через минуту грузовая  маптина
зажигает фары. Нам смутно слышны го-
лога. Видно, что и там задержалея про-
хожий и рассказывает вое в подробностях.
Нужно, нулию человеку излить душевную
потребность,

— Между прочим!
прочим, точно запомнил,

выбрал, — улыбается

Царство небесное тут

на крепкое вино,
девять процентов

А процент, между
— ¢ насмешли-

вой укоризной говорит водитель, и, 33-
хлопнув дверку, на минуту включает ра-

‚  ДИО —— среди тресков и шорохов веселая

музыка, вальсы, как всетда после празд-
ничных сообщений.

От грузовика кто-то бежит,
Слонов.

— Садись, Петя. Вот так новость! —
полковник теснииея, давая место токарю.

— Как же теперь, Степан Петрович?—
растерянно спрашивает Слонов.

Никак не ожидал я eae ero B Ta-
KOM недоумении,

— Видно, правительство почуяло, что
едешь за покупками, — серьезным  голо-
сом отвечает о мастер. В миг 1е-
бе денег прибавили...

— Так теперь же опять нехватит! —
горестно восклицает Слонов и в нетерие-
нии всей грудью нажимает ва спинку пе-
реднего сиденья:

— Вот-те-на! — затягивает полковник.

— Раз всё дешевле стало, — можно и
палатку купить, и спининги для ребят...
Нет, на все нехватит!

Тут уже все смеются довольно  откро-
венно, — не один полковник. Тот сдвига-
ет папаху на глаза.

— Да, токарь, денег у тебя куры не
клюют, & ростом — маловат... Ты бы ле-
том под дождем постоял, что ли...

Слонов молчит. Во тьме летает огонек
шоферекой папироски.

— Либо велосицед приобрети! Bua-
ешь, руки — за спину. и катай! Ноги дю-
же удлиняет, — полковник смеется.

— 90 мы можем себе позволить, —
недружелюбно замечает токарь.
В разговоре он часто бросает:
себе позволить», но я хорошо знаю, что
это не столь хвастоветво, сколь желание
поставить себя на людях. Уж очень он

Это Петя

махонький, Слонов, и смешные ‘родинки,

И толосок несерьезный.

— «Позволить себе» большого ума не
надобно, — донимает полковник. — Это
ты выражаюшься не научно... А вот ты

лучше расскажи мне. про свои душевные

потребности. Душевные! С этим у тебя
туманно. Прости, Слонов, туманно,

_ — В. тумане стоим, товарищ полков-
ник, — насмешливо соглашается токарь.

— Bor мы товорим, — но унимается
полковник, — закон нового общественного
строя: «От каждого — по способностям,
каждому — по потребностям».

— Нынче пока «по труду»,
HOAKOBHHE,..

— Это я знаю, экий ты право... Я тейя
про завтрашний день спрашиваю. «По
по-треб-но-сти» — это ж большое дело,
Петя. Вот наступят времена коммунизма.
Доживешь, токарь? Доживешь! Придут
прямо на квартиру и спросят: «Валши лу-
шевные потребности, товарищ: Слонов?»

Слонов молчит.

— А ты скажешь — швертбот и бре-
зентовая палатка?

Слонов молчит, Полковник смеется, Сте-
пан Петрович тихо. и ласково подбодряет
затихшего токаря:

— Un, Петя, карданная передача за-
ела?.. Ты посмелей огрызайся.

Я тассматриваю в полумраке
не боясь, что он заметит, обидится.

Bor он сидит, взъерошенный шутками
полковника, милый, воинственный, чуба-
тый. Чуб такой, ?что просто лишает
Доверия... Все у него, у токаря, в первый
183 в жизни: никогда еще не езлил в Мо-
скву, никогда не было столько денег, ни-
когда не было заботы, как ими -рас-
порядитьея, никогда не было такого чув-
слва счастья, ’ никогда о не поддразнизали
его так.;

Bipyr вспоминаю, как он страшно ему-

товарищ

Петю,

«можем   ТИЛСЯ в «домике Каширина». Мы забрели

тула втроем со Степаном
ожидании прузорика,.

«Домик Каширина» — сказочная cepi-
цевина старинного города. Bee, как во-
семьдесят лет назад: и пахнуший кислотой
воздух, и скрипучие половицы, и дребез-
жащие «горки», залистанный псаалтырь,
Be ee enue eS Ne tea betes
“, ОКОНЧАНИЕ СМ, НА 3 СТР,

Петровичем в

Грузии. Люди многих районов сошлись на 4
строительстве, Тут встретились отдаленные ›

о И В ee ot