Учащим оно указывает, какой материал могут они вы« брать, ведя работы на партийных курсах и в школах, и с какой точки зрения следует подходить к этоту материалу. Учащимся оно должно служить в первую очередь для напоминания того, что было прослушано и проработано ими на курсах или в школе. И в том и в другом случае руководство предполагает до известной степени подготовленного читателя.
Однако, приступив к книге, читатель увидит, что, при условии некоторой настойчивости с его стороны, лишь немного в книге Меринга останется для него не вполне ясным по недостатку предварительного знакомства с предметом, и что при чрезвычайной содержательности работы с этим можно легко примириться. При том некоторые затруднения встретятся главным образом в отдельных главах первой части, касающихся истории германской литературы и философии. Что касается второй части, которая по содержанию почти совпадает с четырехтомной Историей германской социал демократии Меринга, то она, при всей своей краткости, не представит затруднений для читателя и пригодна для первоначального знакомства с историей рабочего движения в Германии.
В России работа Меринга в целом представит, может быть, наибольшую ценность для учащих . Фактического материала у них более, чем достаточно,-и, пожалуй, их горе именно в том, что у них этого материала слишком достаточно, что они задавлены фактами, из-за деревьев не видят леса, утрачивают общую перспективу. Меринг дает как раз то, чего им не хватает. В кратком указателе литературы, заканчивающем каждый отдел, он предлагает список работ, который даст читателю дополнительный материал и в особенности поможет углублению понимания общей связи явлений за рассматриваемый период. Те работы, которые в настоящее время можно найти в русском переводе, мы приводим под теми названиями, как они появились в русских изданиях.
Почти каждый отдел книги Меринга, вместе с указываемой в конце литературой, может дать материал для со
5