Могучее оружие
передовой науки

Мы по праву гордимся успехами нашей
отечественной науки. С каждым голом все
больше и больше приподымает она заве-
cy Hal тайнами прироты, Bee глубже pac-
крывает законы общественного развития.

Советский ученый, занимаясь даже са-
хымин абстрактными проблемами, никогда
не забывает своей основной цели — слу-
жения народу. Единство теории и практи-
ки—нерушимый закон нашей науки. Вели-

чайшим примером такого единетва служит

марксистско-ленинекая наука, рассматри-
вающая самые общие вопробы в органиче-
ской связи © практикой социалистичеекого
строительства.

Чудодейственным ключом к замечатель-
ным открытиям. советской науки во всех
Фластях знания является метод дизлекти-
ческого малериализма. Вооруженные этим
методом, великий естествоисныталель на-
шего вуемени И. В. Мичурин. его выдлаю-
щийся последователь Т. Д. Лысенко и
тругие передовые совелекие биологи-мичу-
ринцы установили законы развития op-
ганязмов и открыли богатейшие возмож-
ности для переделки природы растений и
животных в интересах человека,
°С помощью этого метода советские фи-
зики сумели в кратчайший ©рок решить
проблему - использования _ внутриатомной
энергии и доугие важные вопросы теорети-
ческой и экспериментальной физики.

‚ Диалектико-материалистический = метод
дал возможность советским астрономам по-
дойти к решению загадки мироздания. Ра-
боты В: Амбарцумянь и Б. Маркаряна о
звездных ассоциациях позволяют  сде-
лать смелые выводы о развитии небес-
ных тел, принципиальню расходящиеся” с
предотавлениями метафизической буржуаз-
ной космогонии. Научно обоснованная ги-
потеза налтих талантливых  иселедовате-
лей о том; что шюцесс звездообразования
происходит и в наши дни, — сильнейший
удар по резкционным,  идеалистическим
воззрениям, потдерживающим суеверия и
мракобесие. Это ‘еще один аргумент в
пользу материалистической космогонии.

А каким могучим оружием стал диалек-

тичёский материализм для историков!
Можно смело сказать, что только благо-
даря  материалистическому — пониманию

истории стало возможным правильно Boc-

ной культуры, совелекие ученьыю сумели
восстановить многие страницы ‘тысячелет-
ней истории нашей страны. Работы
Б. Грекова, Б. Рыбакова. C. Тозстова,
С. Киселева, Т, Пассек и других позволили
о-новому прочитать историю нашей Ро-
дины, показать высокую духовную и ма-

териальную культуру племен и народов.
населявших ее территорию в тлубокой
древности.

В любой области знаний наши ученые
выступают как борцы против реакционной
идеологии, против проявлений косности
и рутины, которыми пытаются  сковать
наше побелоносное движение враги социа-
лизмз. В самой природе нашей науки за-
ложено стремление неустанно двигаться
вперед, ломать устаревшие догмы. Си-
ла нашей науки — в  маркеистеко-ле-
нинском мировоззрении. Именно труды,
опирающиеся на это мировоззрение, яви-
лись настоящим зклалом в сокровищницу
человеческих знаний и были удостоены
Сталинской премии. .

Подлинная народность и революцион-
ность. высокая илейность, здоровый прак-
тицизм ий новаторство = таковы черты
науки <оциалистического общества, рас-
цвету которого она способствует.

Находясь на службе народа, тесно свя-
занная с социалистической практикой, обо-
‚ тащенная опытом коммунистического
строительства, нашь научная мысль под-
нялась на огромную высоту и запяла по
праву ведущее место в мире.

Для творчества  ученого-материзлиста
нет никаких преград, никаких  барь-
еров ‹«ненознаваемости». Его девизом в
научных исканиях служат влохновляющие
слова великого Сталина: «,.нет в миро
непознаваемых вещей, а есть только ве-
которые будут

щи, еще не познанные.
раскрыты и познаны силами науки и
практики».

Иная картина в  капиталиетичеевих
` странах. Пронитанная духом расизма и
милитаризма, буржуазная илеология выро-
хилась в оголтелое  мракобесие, глубоко
вражлейное народу. Пытаясь  оправлать
насквозь прогнивший  каниталистическай
строй, илеологи буржуазии ищут лля него
различного: рода «теоретические: подпоркя»
во всех областях знаний. Буржуазные био-
люги используют. лженаучные о «теории»
хорганистской генетики для оправдания
истоебительных войн и расовой лискрихи-
нации. Физики готовят империалистиче-
скому молоху разрушительное атомное

оружие. Астиномы
бредовыми идеали-
стяческами выдумка-
ми пытаюлея восста-
новить легенду о 60-
творении мира. Изто-
рики и философы,
фальсифицируя дей-
ствительную жизнь общества, изготовляют
различного рода идеологические панапеи.
Они яростно пропагандируют илеи коёмо-
политизма и национального нигилизма, пы-
таяеь прикрыть своей циничной фразеоло-
гаей оголтелую агрессию американского
имнериализма. Но`напраено тщатся слуги
реакции, доверенные империализма в нау-
ке, все эти меллеры и фотгты, хакели и
хойлы, иорданы’и бонли, льюи и расселы!
Вее_ очевихнее становится, что буржуа-
зия тащит науку к полному интеллекту-
альному обнищанию, к мистике. к тупику.
«Теория» квантовой эволюции Симиеона
и Майера в биологии, «принцитиальная
неопределенноеть» Гейзенберга в атомной
физике, «теория» рождения звезх «из ни-
чего» Иордана в астрономии, «инструмен-
тализм» Дьюи и «экзиетенеиализм» Сар-
тр» в философии — это ли не ярчайшее
свидетельство творческого бесплодия и ду-
ховного маразма буржуазной идеологии?
Наиболее честные и прогрессивные пред-
стазители современной науки в капитали-
стических странах ищут выхода из этого
тупика. Они находят его в самом передо-
BOM мировоззрении налиего времени — в
диалектическом материализме, вооружаю-
щем их на борьбу против идеологической
реакции. Ознакомившись © ‘марксиетеко-
Ленинским мировоззрением, охин из круп-
нейших физиков современности Поль Лан-
жевен осознал. огромную творческую силу
диалектического материализма: «Я вполне
уяснил себе историю физики, — говорил
он, — только ‚ ознакомившиеь © основны-
ми принцйнами диалектического материа-
лизма». Но, став на этот путь познания,
передовые ученые . Запада:
приходят и к политическим выводам. Про-
фессор №. Дюкуен говорит: «Я встунил. в
коммунистическую партию Франции пото-
му, что ео доктрина основана на диалек-
тическом  материализме, ничего равного
которому не создала ‘человеческая мысль.
Касаясь научных проблем, и, в частности,
непосредственно связанных с моей профес-
сией, я не могу себе представить их’ ре-
шение. BHO диалектического  материализ-

пей прогрессивных сил, союзницей наро-

дать a : se us

ier: картины прошлого человечества.   вов их борьбе за социальное освобожде-
„Изучая древние памятники материаль-   ние, за демократию, 33 мир!

i

[риа

ма».
Tak наука, основанная па передовом
мировоззрении, всегда становится союзни-

Диалектический ‘метод — могучее оружие
познания и практического изменения мира.
Heycranno овладевать этим могучим ору-
жием,
областях научной и общественной деятель-
ности — долг всех, кому дорого дело на-
учного прогресеа, дело освобождения чело-
вечества от гнета реакционных сил.

В сожалению, и в ереде советеких уче-
ных есть еще. немало случаев, когда не-

закономерно

учиться пользоваться им во всех

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, ССЕДИНЯИТЕСЬ!

ОРГАН ПРАРЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

№ 24 (2615)

Мустай КАРИМ

Достойны всякой похвалы, достойны

Собрались наши старики за важным делом вместе.

Бешметы новые они торжественно надели,
Седые бороды у них белей степной метели.

А нё бешметах дорогих у всех звенят медали.
Собрались вместе старики, потом кошму постлали,

Уселись чинно на кошме один старик к другому.
И пишут, пишут старики письмо вождю родному.

«Мы долго жили на земле, прошли огонь и воду,
Трудом служилн своему советскому народу.

` Чуть-чуть мы дряхлы и порой ворчим на зной и холод,
Но каждый сердцем, ты поверь, всегда и бодр и молод, .

ПИСЬМО

всякой чести, Увидишь, как‘ у

И слово каждое к тебе сердечного привета

Душою каждого из нас заботливо согрето.

И если коротко

Мы знаем, дела у тебя всегда везде немало,

Но мы хотим, чтобы письмо к тебе,
Что ты заботишься о нас, —мы это

С твоей заботой и умом мы счастье наше множим,

Мы знаем, у тебя хлопот по государству много,
Мы также знаем, что до нас не так близка дорога.

Тебе в трудах свободный час найти

Но все же выбери денек и приезжай к нам. в гости.

А что мы здорово живем. уж мы-то это знаем!

Посмотришь ты на нашу жизнь, пройдешь привольным

ваш друг, попало.

знаем тоже
ao Посмотришь ты

Найди денек и

не так-то просто, - Мы очень ждем.

Такое Стали
краем, р

ЗАЛОВ ОН

‘И веселее песни птиц над нашими лесами.
Все это видят старики, все примечают сами.

Уже не буйствуют в степи бураны бурой пыли, —.
Растуг широкие сады, где суховеи были.

Машиной скважины бурим. И гордые отныне,
На праздник ездим по гостям, не хвастаем, в машине.

Больнюе счастье вьет гнездо на родине башкира.

Тебе в трудах свободный час найти не так-то просто,
Но все же выбери` декек и приезжай к нам в гости.

нас в степях звенит и колосится

Густая, нечего’ таить, хорошая ищеница.

Увидишь, как растут леса по склону горной цепи.
Поверишь, нынче для скота нам нехватает степи.

И больще стало в реках вод и красоты в озерах,
Благоухания в цветах и радости во взорах.

сказать: на удивленье мира

на нашу жизнь, пройдешь привольным
краем, —

А что мы здорово. живем, уж мы-то это знаем!

приезжай хоть осенью, хоть летом.
Не обессудь. Всегда твои. С приветом»,

Недавно наши старики, достойны всякой чести,

письмо в Москву послали вместе.

Вольный перевод с башкирского
М. ДУДИНА

Конвейер высокой производительности

с вами в пошивочном
«Па-

Мы находимся
Цехе московской обувной фабрики
рижская Коммуна».
` Представьте себе узкую конвейерную
ленту, по всей длине которой, на равнох
расстоянии друг от друга, устроены oco-
бые. гнезда — «люльки».

С одного конца конвейера в эти люльки
запускаются детали обуви, а на противс-
положном конце выходит готовая обувь.

Весь процесс сборки разбит ‘примерно
на восемьдесят операций. Подавляющее
большинство этих операций выполняется
рабочими на машинах различных типов,
расположенных по обе стороны потока.

Словом, перед нами самый обыкновен-

oy

достаточно вооруженные диалектико-мате-
лиетичееким методом исследователи ‘не

могут противостоять ‹ влияниям чуждой

имеологии, находятся в плену ее пере-
житков. Известно, ‘как  раснространены
были «идеи»  вейсманиема-моргализма в
биологии. И в наши дни в созетекой
научной литературе появляются  «тру-
ды», в которых  отлельные ученые
под вилом новейших «открытий»  пре-
полносят  обзетшалые и  скудоумные

ндезлистические идейки, уволящие нзуч-
ную мыель © пути материалистического
познания; Не так давно наша газета вы-
ступаль с разоблачением  псевлонаучных
«илей» проф. Н. Кобозева. Сегодня под-
вергаются критике работы проф. Н. Акулова
по «универсальной» тедфии химических
процессов. Отступление от диалектико-
материалистическото‘ метода, от марксист-
ско-лецинекого мировоззрения привело
этих ученых к отступлению от объектив-
ной истины, от подлинной науки к схола-
стике, формализму,  псевдонауке.

ный пошивочно-сборочный конвейер.
кие можно увидеть на любом советском
обувном предприятии;

И все-таки, это далеко
конвейер. ;
_В самом деле, попробуйте сосредоточить
свой взгляд на одном из рабочих, ну хотя
бы на этом юноше, Сергее Козине, обтяж-

не обычный

чике носка, который обязательно привле-

чет ваше внимание удивительной ритмич-
ностью своих трудовых движений.

Вот он снимает е очередной люльки за-
тотовку, подносит ее к машине, несколько
четких, экономных жестов, — и через
полминуты
уплывает из его рук к соседу...

Если вы сейчас отведете свой взгляд от
Сергея Козина, вы ничего необычного о
пошивочно-сборочном конвейере не узнае-
те. Конвейер, как конвейер...

А потому — смотрите. Вот Сергей Козин

снова берет из очередной люльки следую-
щую заготовку и быстро подносит ее к
машине. Но почему-то, еще фе завершив

Только в совершенстве овладев диалек-
тическим материализмем, используя и при-
меняя его в своей  деятельчости,  пере-
довые ученые смогут ‘до конца разо-
блачить и низвергнуть  раетленную идео-
логию капитализма, Денин писал: ‹...0ез
солидного философского обоснования ни-
какие естественные науки, никакой
материализм He может вылержать борьбы
прогив натиска буржуазных идей и во-
становления буржуазного миросозерцания.
Чтобы выдержать эту борьбу и. провести
ее л6 конпа © полным успехом, естествен-
ник должен быть современным материали-
етом, сознательным сторонником TOTO ма-
териализма, который представлен Марксом,
то-есть лолжен быть диалектическим Ma-.
териалистом».

Учение Маркса — Энгельса — Ленина—
Сталина — движущая сила советской
науки, основа ее дальнейших ‘успехов. Оно
вдохновляет наших ученых на новые до-
стижения, которые помогут наролу успелгно
CTPONTh коммунистическое общество.

до коппа положенную операцию, он откла-
дывает заготовку в сторону, тут же сие
мает с конвейера новую затоторку,  ока-
завшуюся к этому времепи против сго
рабочего места, быстро обрабатывает ее п
возвращает обратно на ленту...

Велед затем он опять берется за отло-
женную заготовку, по и на этот раз не
доволит работу до конца: к его рабочему
месту ‘уже успела приплыть очередная
заготовка:

Наконен, в третью паузу покончено и с
отложенной заготовкой, — Козин кладет ее
на люльку, и она уплывает вдаль...

Потом все начинается сначала -— в том
же самом порядке: одну заготовку Козин

обработанная заготовка yoke
  стаханозское движение охватило.

&

Я. РЫКАЧЕВ
и

всей нашей обувной промышленности. Но
это — бессмыслица! A pas так — значит
надо думать, надо искать...

Таков, или примерно таков, был хол
мыели передовых рабочих «Парижской
Коммуны» до августа поошлого года,

2.

Можно ли вообразить каниталиетическое
предприятие, где рабочий стремилея бы
обогнать движение конвейера, чтобы
сэкономленные им секунды послужили
общему росту выпуска продукции?

Рост производительности труда? Но при
чем же здесь разум. воля, инициатива ра-
бочето? Нет, на это канпиталисту раесчи-
тывать He приходится! Он нажимает ры-
чаг, ускоряюший движение конвейера, —
и тысячи человеческих рук должны на-
столько же ускорить свою работу.

Но на какую бы скорость ни переклю-
чали хозяева-катиталиеты «ускоряющий
рычаг» конвейера, им не дано достичь
той высокой  производительноети труда,
какая возможна в условиях социализма.

С первых же дней внедрения конвейера
все про-
фессии; началось соревнование между кол-
лекливами цехов, бригад, потоков. В  pe-
зультате выпуек обуви за короткий срок
увеличилея более чем вдвое.

И тогда на первый план вышла новая
жгучая проблема — как сочетать
с личной стахановской инициативой в
пределах данного конвейера?

Ведь если олин рабочий пачнет pado-
тать боле быстро. чем другой, то не пу-
Нельзя же нарушать ритм потока! Как
же в таком случае быть?

Этот вопрос. волновал на
Коммуне» буквально всех.

Находились маловеры. которые сомнева-

«Парижской

лись в «амой разрешимости’ задачи.

Но коллектив не хотел, не мог мирить-
ся е создавшимея на потоке нивелирова-
пием усилий. И люди продолжали упорно
искать новую, более совершенную и. гиб-
кую форму организации труда.

ede

придерживает у себя, исподволь обрабаты-  .

вая ее, другие же,

незамедлительно возвращает: на ленту.
Приглядевныиеь к работе Сергея Козина

и его товарищей, вы невольно залаете себе

‚вопрос: что же это за удивительный кон-

‘вейер?

‚ Прежде чем ответить на этот вопрое,

Я

Традиционные встречи археологов

Ежегодно в конце зимы, когда близится
торячая пора подготовки к новым экспе-
дициям, советские археологи собираются в
Москве, чтобы подвести итоги прошлых
полевых исследований. Хотя официально
эти совещания бывают. посвящены рабо-
там лишь центрального археологического
учреждения страны — Института истории
материальной культуры им. Н. Я. Марра
Академии паук СССР. участие в их рабо-
тах принимают и ` многочисленные местные
археологические. институты.

Такая тралиционная встреча археологов
началась вчера сессией отделения истории
и философии Академии наук СССР. Вслед
за этим наччет работу расширенный пле-
нум института. На сессии и пленуме будет
заслушано более 40 сообщений. По этим
сообщениям, а также по материалам. выс-
тавки, организованной к встрече, можно
судить о том, как глубоко заглянули со-
ветские исследователи истории материаль-
ной культуры в прошлое нашей Родины,
какие новые свидетельства своеобразной и
яркой древней культуры народов СССР и
их предков они нашли. Г

Первое заседание было посвящено до-
кладам о работах Хорезмской  экспелиции
ио новых данных по истории Парфии,
обнаруженных советскими  Учеными. Се-
годня лауреат Сталинской премии Т. Пас-
сек делает доклад о своих новых исследо-
ваниях в области трипольской культуры,

она занимается уже
двенадцать лет. Эта культура далеких
предков славянства развивалась в треть-
ем — втором тысячелетии до нашей эры.
Исследователь прошлого Востока и  Севе-
ра нашей страны, лауреат Сталинской
премии А. Окладников сообщит о работах
руководимой им экспедиции в Бурят-Мон-
голии.

Многие доклады посвяшены предкам
славян — скифам, поселения которых. изу-
чаются и на Горном Алтае, и в Крыму, и
в степях Приазовья. Следы скифской куль-
туры обнаружены и в древнейшем на
территории СССР городе — урартском Тей-.
шебаини в Арменнн.

Работы советских. археологов развеялн
лживые реакционные «теории» буржуазной
науки, стремящейся возвеличить «расы го-
слод» и принизить национальное достоин-
ство многих ‘народов.

Последние открытия
носят новые удары по этим измышлениям.

изучением которой

наших ученых па-

вернемся в недалекому прошлому.

1.

Рабочий стоит у того же конвейера. Толь-
Ко что—секунлу назад-——он выполнил” по-
ложенную ему операцию. Теперь он ждет,
покуда следующая заготовка полплывет к
нему, чуть покачиваясь, как ладья на лег-
  Кой зыби.

Но проходит еше одна, три, пять, во-

семь  секунл, прежде чем  затотов-
ка оказывается против ero рабочего
‚места. Тотда он, наконец, нетерпеливым

рывком снимает ее е «люльки» и подносит
к машине. Затем поток вновь унесет заго-
TOBKY, и опять между обработкой двух
‚смежных полуфабрикатов  пройлут пустые,
поетылые, безлельные секунды!

Ham стахановен не мирился © таким
положением, ‘он начинает искать выхад.
  Право. эти бездельные еекунлы, этог вы-
‘ нужденный простой отравляет ему ра-
лесть труля. Несмотря на более быетрый,
чем у других. темп его работы. он лишен

‘завершив операцию,

han же была преодолена «нивелирую-

щая природа» конвейерной системы?
. Bo mpollecce напряженных исканий са-
изя: задача стала приобретать в глазах ин-
женеров и рабочих все более конкретный,
ощутимый характер: требовалось, в сущ-
ности, ва. олном конвейере создать ус-
ловия, осуществимые лишь при наличия
двух нараллельных конвейеров—юбыч-
ного и стахановекого. На этом пути люди
«Парижекой Коммуны» все ближе и бли-
же подходили к тому, что откристаллизо-
ралось. наконец, в идею КВП-—«конвейе-
ра высокой: производительности»,

Впервые илея ВВЦ. зревшая на фабрике
«Парижская Коммуна», оформилась во вто-
ром монолитном цехе.

На очередное. техническое  совешание,
созванное в июне прошлого года, явились
Антонина Максимовна Варламова. началь-
  ник- 2-го монолитного цеха, и стахановцы
сборочного конвейера.

Это были знатные люди фабрики: ком-
сомольцы Сергей Козин, Николай Орехов,

лучший обтяжчик цеха Иван Баранов,
  Елена Уткина, работающая на фабрике
‚ семнадцать лет.

Сама Антонина Варламова — также

и человек. Она стала работать за-
готовщиней на фабрике четверть. века

:
Yopes pol-apyrol она становится

назад.

И > ;
Развеяны легенды о «варварстве» скифов, Возможноети перевыполнить установленную   Мастером участка, затем послеловательно—

о мифической роли «варягов» в ‹ культуре
восточных славян, об Иране, как единст-
венном центре искусства древнего Восто-

поруу. и лишь беспельно опережает общий

лует замедлить вой рабочий темн,

ка, и многие другие. На протяжении мно-
гих тысячелетий истории человечества ‘все
народы, и «великие» и «малые»,* вносили
свой вклал в мировую сокровищницу зна-

ний и уменья.
Н. МИЛИЦЫНА

уравнять его е одшим темпом? Нет. на это
он не пойлет, не может войти’ Ведь тогда
выхолит, бутто рост личной произволи-

конвейерный ритм. Быть может. ему еле-

Начальняком смены, заместителем началь-
пика, а затем начальником Lexa.

Так вот, тов. Варламова й стахановпы
заявили на техническом  совешании. ITO
после долгих размышлений они налумали,
вместе с основным потоком излеляй. запу-

тельности труда несовместим с потоком,   стить на обычный конвейер доп олни-

который являеля технической основой

тельные излелия лля стахановцев.

поток,

секать же ленту быстрее для него одного!

i

Партийная и комсомольская  организа-
ции, специалисты фабрики помогли  ста-
хановцам воплотить КВП в жизнь...

Как это нередко бывает в Hamel стра-
не, люди труда, новаторы производетва,
предложили ценную идею, и эта идея, по-
лучив тебретическую разработку, легла в
оснюву новой формы организации производ-
ства. В этом содружестве рабочих и спе-
циалистоз активное участие приняли ин-
женеры И. Вайсман и А. Ровенский.

Впервые КВЛ был пущен 10 августа
минувшего года.

Какое же нозшество внес ЕВ в обыч-
ный сборочный конвейер? уе

Через каждые шесть люлек на лен-
те обычного конвейера было устанозлено
по’ одной дополнительной азюльке-—
для запуска заготовок, о предназначенных:
стахановцам. «Стахановекая»- люлька уета-
новлена заметно выше других лолек, &
самая заготовка отмечена красным флахж-
ROM, i oe

Каждый рабочий на RBI, noummo mper-
назначенных ему изделий основяого пото-
ка, может брать из стахановеких люлек”
заготовки вверх положенной нормы. ;

А что, если он не успеет обработать
стахановекую заготовку за несколько: ебе-
реженных им секунл? Что же, тогда он за-
держит ее у себя, с тем чтобы завершить
операцию в слелующую сбереженную. пау-
зу или в две следующие паузы. А затем
он имеет возможность обменять ее на оче-
редную заготовку из ближайшей стаханов-
ской ЛЮЛЬКИ...

4.

Для нормальной работы конвейера вы-
сокой произволительноети вовее He тре-
буется, чтобы весе рабочие перевынолняли
установленную норму: вель Ha подавляю-

три и более исполнителей.

Но найдутся ли на веех операциях
  ники перевыполнять норму?

В первый день с ВВИ еошле донол-
нительно 340 пар обуви. В последую-
шие дни выпуск дополнительной стаханов-
_екой продукции возрастал неизменно: 384,
540, 556. 600... А на пятый день обна-
ружилиеь: чулёеные  «неполалки». (В на-

OXOT-

ЕНИГИ 1950 2004

Выпуск литературы в нынешзем году
превзойдет прошлогодний примерно на
20—25 процентов. Только центральные и
республиканские издательства (не считая
местных и ведомственных издательств)
дадут читателям 27.000 названий книг, ти-
раж которых превысит четыреста миллно-
нов экземпляров. Они выйдут на 119 язы-
ках народов СССР.

Значительно возрастет издание MNOS
тической, художественной, детской и на-
учной литературы. В Главполиграфиздате
корреспонденту «Литературной — газеты»
сообщили: по политическим и обществен-
ным наукам выйдет 479 книг (29 млн. экз.),
художественной литературы на русском
языке—812, книг. (52 млн. экз.), детской—
472 книги (33.5 млн. экз.); технической и
физико-математической — 8.000 книг (100
млн. экз.), медицинской — 527 книг (18
млн.) и т. д. ,

Художественная литература занимает в
этих планах большое место. Продол-
жается ‘выпуск подписных изданий собраний
сочинений Л. Толстого, Н. Некрасова,
А. Пушкина, А. Островского, Н. Черны.
шевского и М. Горького. Готовится новое
издание собравия художественных произ-
ведений Л. Толстого в 16 томах. а также
сочинений О. `Бальзака, Т. Драйзера и
Ш. Петефи. По примеру прошлого года
выходит «Библиотека русского романа».
Продолжается . также издание однотомни-
ков избранных произведений русских. и со-
ветоких писателей. Уже вышли олнотом-
ники В. Маяковского, С. Аксакова 4
Д. Мамина-Сибиряка, намечен выпуск Of-
нотомников Н. Гарина-Михайловского,
Н. Некрасова и Н. Чернышевского.

Творчество современных русских писа-
телей будет представлено 260 лучшими их

‚ произведениями, в первую очередь лауреа-

тов Сталинских премий: В серию кнаг пи-
сателей братских республик войдут: «Ре-
шающий шаг» туркменского писателя
Б. Кербабаева, «Киевские рассказы» укра-
инского писателя Ю. Яновекого, «Люли
наших дней» киргизского писателя Т. Сы+
дыкбекова, «Буря» (вторая часть) латвий-

ского писателя В. Лациса и другие —
тиражами от. 150. до 300 тысяч, ©
Много внимания уделяется  KHHKHOR

торговле, в особенности в небольших го-
родах и сельских местностях. Будут от-
крыты 1400. новых книжных магазинов и
более тысячи киосков. Еще. несколько ты-
сяч сельских кооперативных. магазинов и
лавок. создают книжные полки или секции.

К распространению литературы  привле-
кается свыше десяти тысяч книгонош.

Сто одиннадцать новых
лесозащитных станций

Министерство лесного ‘хозяйства СССР
организует в нынешнем году в степных и
лесостепных районах европейской части
СССР 111 новых лесозащитных станций.
80 из них уже с нынешней весны присту-
пят К подготовке почвы под посадки и по-
сев лесокультур.

В Сталинградской и Ростовской обла-
стях создается по 23 новых станций.
В Астраханской — десять. В этих областях
будет, кроме того, 40 новых, так называе+
мых дубравных станций, которые с весны
заложат первые тысячи гектаров лесных
дубрав для выращивания древесины про-
мышленного значения.

В адрес новых лесозащитных станций
отгружены сотни тракторов, много трак-
торных плугов, культиваторов, лесопоса-
дочных машин, автомобилей, сеялок и дру-
гого оборудования. Завозятся материалы
для строительства производственных и жи-
лых помещений:

—+—-

Неизвестная статья
В. Г. Белинского

В издательстве Ленинградского универ-
ситета имени А. А. Жданова вышел сбор*
ник «Белинский». В нем печатаются новые
материалы и исследования о великом кри-
тике—революционном  демократе.

Сборник открывается публикацией неиз-
вестной статьи В. Г. Белинского «Москов-
ский литературный и ученый сборник на
1847 год». Статья содержит ценнейшие
‚суждения по общеисторическим и литера-
турным вопросам, ярко характеризует ре-
волюционный патриотизм Белинского, его

шем большинотве операций работают два- непримиримость к реакционному славяно-

фильству и безродному космополитизму.

» eee ЕВ.

СНИМКИ СОЛНЕЧНОЙ
о о КОМ >

В Москве получено сообщение о крупной
научной работе, проделанной сотрудникамя

чальнику цеха явилась девушка-работнина   высокогорной астрономической станции Ha  ,

© жалобой на свою соселку, работающую на
той же операции: как только к их рчйоче-
 му месту приближается очередная стаха-

Кавказе. Им удалось получить с помошью

совершенной аппаратуры без специального
\ фильтра превосходные фотографии

высту-
пов солнечной атмосферы (протуберанцев)

новская заготовка, соседка забирает ее cede и снимки спектральной линии солнечной ко-

для обработки.

— Но ведь я тоже стаханевка, а она! лучены также фотографии

всякий раз упреждает меня!

С чуветвом радости и ‚ горлости  гово-
рят сегодня о работе ВВИ стахановцы неха,
  Нетрудно представить себе, как пережи-
‚вали такие виртуозные мастера своего ле-
  ла, как Козин, Орехов, Баранов, Уткяна и!
десятки их товаришей, то нивелирование
усилий, которое парило на конвейере ло
знаменательного дня 10 августа 1949
года; ‘Этот день  явилея ‘переломным
в их жизни: именно на АВН обрели
они полную, гармопическую, не омрачен-
ную  вынужденными  «микропростоями»
трудовую радость, смогли реализовать сбе-
реженные стахановские секунды и ми-
`нуты. i

К этим людям можно полностью отнести
замечательную характеристику  стаханов-!
цев, которую ‘дал товариш Сталин:

«В самом деле; присмотритесь к товари-
шам стахановнам. Что это за люли? Это,
главным ‘образом, — молодые или средних
лет рабочие и работницы. люди вульгур-
ные и технически  полкованные, дающие
образцы точности и аккуратности в работе.
умеющие пенить фактор времени в работе
и. научившиеея считать время. не только
минутами, но и секунзами»,

В настоящее время фабрика. разра-
батывает конструкцию ВИ во втором. ран-
TOBOM пехе, гле условия работы сложнее,
чем в монолитном. На, очереди — о”таль-
ные цехи «Парижекой Коммуны». Зачеча-
тельный почин столичного коллектива пол-
хвачен уже многими предприятиями нашей
страны. и не только в пределах обувной
промышленности...

Так ширятся и ширятся круги, расхоля-
щиеся от ВИ — конвейера высокой про-
извадительности, небывалого конвейера,
возможного только в нашей социалистиче-
ской стране. .

роны, т. е. внешней оболочки сслнца. По-
непосредствен-
ного изображения -короны в инфракрасном
свете.

‚Как заявил директор обсерватории проф.
А. Михайлов, этот крупный успех совет-

ских астрономов в изучении солнечной ат- Ё

м

мосферы, протубераниев и короны вне 3aT~ ©

мений дает возможность организовать дли-
тельные и регулярные наблюдения внеш-
них областей солнца.

фе
С. МАРШАК

Пещера Мерамек

Владелец пещеры Мерэмек, pacno-
ложенной в городе Стэнтон (штат Мис-
сури, США). обратился к корпорации
фивансировангя строительства «Ри-
констракшен файнанс Корпорэйшен»
с просьбой предоставить ему заем
в один миллион долларов для обору-
дования пецеры под резиденцию пра-
вительства на тот случай. если Соеди-
ненные Шхаты подвергнутся нападе-
нию.

{Из газет)

Некий странный человек
о Икс или Игрек)
Чаписал в совет старейшин
«Риконстракшен Корпорэйшен»,
Что пещеру Мерамек
Он отделает для жительства
Вашингтонского правительства.
И для цели этой он
Просит выдать миллион.

Что сказал совет старейнтин

«Риконстракшен Корпорэйшен»

И решил ли выдать чек

На уплату миллиона,

Чтобы власти Вашингтона
Перебрались в Мерамек, —

Мы угадывать не будем.

Но и впрямь — в двадцатый век

Не пора ль пешерным людям
Перебраться в Мерамек?

Ti

умеет

и терь