В- № 1 68-0 тома  «Докладов Ana-
демии наук СССР» за 1949 год’ опубли-
кована статья проф. Н. Акулова «0 био-
логической эволюции как высшей форме
эволюции цепных процессов». Лажониче-
ская сноска доролит до сведения читате-
лей, что сочинение это «доложено на «Ло-
моносовских. чтениях» 15 апреля 1948 г.».

Тем, кому довелось слушать доклад
проф. Акулова на «Ломоносовеких чтени-
ях» В Московевом университете, известно,
что тогла доклад этот назывался несколько
иначе. А именно; «0 структуре. генов и
роли ценных процессов». В этом, кстати,
нетрудно убедиться. взглянув в перечень
заглавий «Ломоносовеких чтений» в № 6
«Вестника Московского университета» за
1948 г. (стр. 172).

Профессор Акулов  «распрепарировал»
тогда на доске перед изумленными слуша-
теляни пресловутый ген, «показал», его
наиболее существенную, ответственную 3a
наследственность часть — тенулу  (собет-
веённое. изобретение!) и тут же. вывел .Не-
сколько уравнений, определяющих  вс®
удивительные свойства гена: нечувстви-
тельность . его к воздействиям внешней
среды ист. д. На все лады воспевал он и
пересказывал милую сердцам морганистов
книгу 9. Шредингера. «Что такое жизнь ©
точки зрения физики?» Как и следовало

ожидать, доклад проф. Акулова получил
восторженную оценку рьяных  вейсмани-

слов-морганиетов,: стоявших в ту пору во
тлаве биологического факультета МГУ.
Не- пожелав утаивать от мира новое
«открьыгвие», проф. Акулов вскоре же нз-
правил изложение своей «теориих в «До-
хлалы АН СССР». «Роль ‘ценных процес-
сов в жизнедеятельности клетки и CTPYR-
тура_ тонов» — назвал он свой труд, ко-
торый_ встретил в журнале радушный
прием и должен был появиться в 61-м
томе ©о’еноской: «Доложено на «Ломоно-
совских чтениях» 15 апреля 1948 г.» Ho
случилось то, чего не ожидали ни проф,

Акулов. ни его вейсманистеко-морганист-.

ские почитатели от биологии: ` произошла
августовская сесбия ВАСХНИЛ, rye была
сорвана маска псевдоученоети с формали-
стов-генетиков. Редакция «Докладов Ака-
хемии наук»  спохватилась и изъяла из

уже тотового номера морганистекую, сх0-`

ластическую статью проф. Акулова, одна-
ко название ее сохранилось в именном
` указателе к тому. :

’ Прошел то. И. вот в «Докладах
‘Академии наук СОСР»  появлявлея  ета-

ThA проф. Акулова с теми. же. уравнениями,
6 той же сноской, но под другим наеввани-
ем. В ней уже нет ссылки на Шредип-
‚ гера, напротив, автор пытается в своих
 постровниях ссылаться... на работы
‚ Лысенко, на законы  мичуринексй науки.

Сам по себе этот труд проф: Акулова
‚ примечателен. главным образом, тем, что
‚он является очередной. попыткой формали-
стического истолкования вопросов 0: иро-
исхождении и. превращении, биплогических
видов. Он полон наукообразных по форме,
 а по существу лженаучных утверждений,
’ вроде: «В «борьбе за существование» вы-
‚живают те из автолокальных цикличесвях
‘процессов (!), у которых коллоилная фаза
  способна в самолиспергированию». Совер-
‘пюнно лишено логики и тем более скром-

ности-заявление ‘автора о том, что иоло-.

‘жения,  полобные приведенному ‘выше,
‚ «устанавливают последовательные этапы
` перехода из эволюции химической в био-
  логическую(!)». :

«Гибкость» ‘теоретических взглядов
‚проф. Акулова, позволяющая ему приме-
`нять свои. математические формулы и
уравнения для обоснования диаметрально
‚противоположных выводов в биологии, . не
‘случайна. Она имеет глубокие корниз

„ Вот уже 10 лет проф. Акулов, широко

‹ известный как специалист в области маг-

Е нетизма, занимается попутно созданием
«универсальной» теории химической ки-
’ нетижи —— науки о химических пропессах.

На ряде предприятий бумажной про-
мьишленности в последнее время резко
ухудшилось качество продукции. Бу-
мага для газет и особенно для книг
и школьных ‘тетрадей сплошь и рядом
‘вырабатывается без учета требований
полиграфии: и потребителя.

‚Старейшая бумажная фабрика стра-
ны «Маяк революции» дает пример
настойчивой упорной и успешной
7 борьбы за отличное качество бумаги:
3 опыт «Маяка революции», первого
+ в бумажной промьцшиленности пред-
i приятия отличного качества, должен
быть обсужден на открывающемся се-

тодня пленуме Центрального комитета
профсоюза рабочих бумажной про-
_ мышленности.

1.

`’ «Добрая: слава-лежит, а дурная по еве-
 у бежит...». Не всякой старинной мудро-

‘sath сейчас добрая слава. По всей стране
дет она, возвеличивая советского челове-
та и его дела...

`! Пишут в «Учительскую газету» из Бат-
‚ енского района, Ошекой области,  Вир-
изской ССР, педагоги и школьники. Они
‘  отят через газету поблагодарить коллек-
 } ив `пензенской бумажной фабрики «Маяк
  еволюции» за отличные ученические тет-
т ахи.. 7 gates

ОИС Рижекой и Омекой картографических
Е

‘умаги; выпускаемой фабрикой.

\   Работники издательства Военного мини-
 ’ ‘Теретва Союза ССР в своем письме утвер-
  ают, что форзалная. обложка, получен-

ъя с «Маяка революции», лучшая из

его, что получил Воениздат.

2B нашей стране нет места равнохушию,
 /[е может наш человек не возмущаться,
  ‘ели он видит недобросовестное, нерахивое
li! Тношение к делу. Но советский человек
  Meer также ценить добросовестный труд.
  ео всех концов великой“ страны‘ идут
  cba Ha старинную фабрику, которая
  Жим летом отмечает 100-детие со дня 0с-

‚  Ювания,

ВИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

—

ИИ о № 24

ти можно верить сегодня. Не может `ле-

збрик вместе с листами географических
арт приходят письма, в которых -отме-
вется высокое качество картографической

‘лила объяснить, ‘например, ›

‘GH своими уравнениями

ем
H, YMPKOB,
кандидат химичебких HAyK -
>

Необходимо ‘отметить, TO › советская
школа кинетики является ведущей в мире.

В своей деятельности эта школа’ руковод-

слвуется гениальным предвидением Ф. Эн-
тельса, который в «Диалектике природы»
определил химию как науку о движении
атомов и’указал, что «...B месте соприко-
оновения науки о молекулах и науки 06
атомах... надо ожидать наиболь-
ших результатов.... -

Советские ученые собрали огромный
экспериментальный материал. о промежу-
точных (возникающих ‘в. ходе химической
реакции) активных продуктах и показали,

что именно эти промежуточные продукты.

определяют хапактер © ‘химических ‘иревра-
щений. Акад. Н. Семенову удалось создать
и затем на основании этого большого опыт-
ного материала усовершенствовать теорию

разветвленных цепных реакций,  объясняю-

щую такие важные и интересные явле-
ния, как горение, воспламенение и взрыв.

Теория цепных реакций, дизлектически
рассматривая химические процессы, позво-
наличие так
называемых пределов химических  реак-
ций, описать протекание каждого комкрет-
ного цепного процесса во’ времени. Памя-
туя, ‘что качественные изменения” насту-
пают ве случайно, » закономерно, насту-
пают в результале накопления  незамет-
ных и постепенных количественных изме-
нений, советские ‘ученые ‘особенно’ деталь-
но исследовали эти незаметные . и поете-
пенные количественные изменения и уста-
новили, что ‘суть их состоит в накопления
тех промежуточных ‘активных. продуктов,
которые и проводят затем быструю реак-
цию (например; взрыв): ANE RN
- На. всех этих фундаментальных дости-
жениях советской науки’ проф. Акулов
решил поставить крест. Он задался целью
вывести некое общее уравнение,  описы-
валощее все великое множество химических

реакций не на основании конкретного изу-

чения их сущности, а исходя только из
времени, в течение ‘которого процесс раз-
вивается. При этом он видит диалектику
лишь в самом фактё скачкообразного пе-
рехода, HO He oT медленной стадии подго-
товки процесса, как это есть, на самом
деле, з от полного отсутствия —
& его бурному развитею. При этом Аку-
лова уже, естественно, не интересует, что
предшествовало скачку, что его. подге-
TOPHIO, — ему важно знать одно: сколько:
времени  прошлю ‘от’ начала’ процесса до
скачкообразного” возрастания скорости, и
берется описать
любой процесс, берется, подобно господину
Дюринту,
вижноети, т. е. из ничего» (Ф. Эн-
гельс). о

То, что при таком подходе к процессам
не играет никакой роли принйип причин-
ности и вообще теряет ‘всякий смысл по-
нятие «начала реакции», Акулова не сму-
щает. Уравнениям, дескать, ‘это не вре-
дит, а истинная сущность явления его не
интересует. поскольку он призывает к пе-
реходу от этапа «образных» и &модель-
ных» прелставлений в химии к новому
этапу введения «принцинов или постула-
тов», являющихея. «емелым обобщением
опыта или результатом глубокой» научной
интуиции»: На базе «постулатов» и «на-
учной интуиции» производится чисто фор-
мальное математическое построение  тео-

\

рии, с самого начала обнаруживающее ее

идейное убожество и родство с морганиз-
мом-менделизмом в биологии.

Свой основной закон автоф неспроста
называет законом автогенезиса  (<амоза-
рождения). Подобно тому, как, формальные
генетики пытались построить теорию на-

. < В. САДОВСКИЙ

ЛИСТ БУМАГИ

2 ve

Cro ner — не малый срок, Многое пови-
дала за это время бывшая «Пензенекая

писчебумажная фабрика товарищества на’

паях П. В. Сергеева». Не раз: бушевали
здесь большие пожары, уничтоживиие до-
тла фабричные корпуса и склады, гремела
перестрелка в старой роше около фабри-
ки — постоянном месте рабочих собраний
п мабвок. oe
Первый в Пензе профессиональный союз
создан был в 1905 году рабочими бумаж-
ной фабрики. Они же, вместе с железнодо-
рожниками, были зачинателями всеобщей
забастовки в губернии. _

В советское время на фабрике выросло
поколение замечалельных мастеров бумаги,
стахановцев, умелых в борьбе. за отличное
качество продукции, настойчивых в ©орез-
новании, любящих ‹вое предприятие, ка:
родной дом. на

Фабрика гордится своими’ мастерами.
Много ветеранов труда работает здесь.
Среди них Антонина ПШетревна Пустовало-
ва, работающая на Фабрике 58-й ‘год; ста-
рые мастерицы Мария Наумовна’ Макарова
и Анна Васильевна Вершинина, обер-сеточ-
ник. Вонстантин Захарович Орлов, сеточ-
ник Петр Ильич Журкиян. Все они отхали
родному производству: не один десяток лет

жизни. Один. из ветеранов —- сеточник Фе-
дор Иванович Стульников и был инициа-

тором перехода от бригад отличного каче-
ства к отличной работе всей фабрики.

Начиная поход за качество, «маяковцы»

послали письмо зачинателю этото патрио-
тического движения Александру  Чутких.
Письмо ‘бумажников обсуждалось на ‘собра-
нии бригады Чутких. В своем ответе про-
помощник мастера ‘Краено-
холмекого комбината горячо одобрил ини-
пиативу пензенских бумажников. Расска-
зывая © своем опыте борьбы за качество
продукции, ° Александр Чутких говорил:
главное, что определяет успех B каждом
деле, это — любовь к своему лелу. Пример
именно такого отношения к труду и пока-
«Маяка рево-

славленный

зали стахановцы-новаторы
ЛюЮЦиИИ».

«выводить движение из непод-,

[(епь ошибок проф. Ш. Акулова

на шатких. ^ основаниях
«бессмертного гена», изолированного от
влияния внешней среды, Акулов, о вместо
изучения свойств тех или иных конкрет-
ных атомов или молекул, вводит, в свой
закон мистическую внутреннюю — «неу-
стойчивоеть системы», никак не связан-
ную с’ механизмом” реакции. Сказать что-
либо 0б этой непознаваемой, напоминаю-
щей кантовекую «вешь в себе» неустой-
чивости автор не может да и не пытается,
  Нет ничего удивительного в том, что при
такой, с позволения сказать, теоретиче-
ской основе ‘уравнения Акулова противо-
речат  богатейшему — экспериментальному
материалу, собранному исследователями. :
Не довольствуясь, однако,
только химических процессов, Акулов,
как и весе формалисты. не желающие ‘ви-
деть, 910 переход из царства неорганиче-
ского мира в царство органической жизни
есть скачок в новое состояние, тут же
утверждает применимость евоего «универ-
сального уравнения» к примерам из’ био-
логии. Он пишет, например: «Еели мы
возьмем куколку  шШелковичного червя и.
поместим ее в среду с вполне подходящей
для ее ‘развития температурой, то все же
проходит два или три месяца, в течение
которых никаких изменений, HH
внешних, ни внутренних, в развитии ку-

следственности

—

состояние отсутствия сколько-нибудь. за-
метного процесса развития сменяется бы-
етро идущим процессом
щения куколки в бабочку. Это затадочное,
30 сих пор не объясненное  биологами.

1 явление получает < точки зрения нашей’

теории динамики химических реакций
весьма простое и естественное  объясне-
`ние».

Таким образом, по Акулову, качествен
ный скачок отнюдь не должен быть обус-
ловлен предшествующими  количественны-
ми изменениями. Но каждый может легко
убедиться в «правильности» теории Аку-
лова, понытавитиеь скушать. яйцо, проле-

инкубаторе. Ведь по его «теории» цвет,
вкус и вое питательные свойства такого
яйца неизменимы!..

Проф. Акулов широко рекламирует свою
теорию, утверждая, что она — высший
‘этап в развитии химии. При этом он не-
однократно пыталея` принизить  действи-
тельные достижения советской науки о хи-
мических процессах, отдавая приоритет в
создании теории цепных теакций иноет-
ранцам Христианеену и Rpamepcy, B
время как даже за рубежом признают не-
оспоримое первенство советских ученых в
этой области. :
° Для оценки’ работ проф. Н. Акулова в
области химической кинетики и его поты-
ток умалить значение других советских
работ в этом направлении еще 4 года на-
‘зад президиум Академии наук СССР и
Всесоюзный комитёт ° по делам высшей
школы при СНК СССР’ создали авторитет-

ную комиссию под  предселательством
акад. А. Несмеянова. Эта комиссия при-
шла к выводу, что закон  автогенезиса

«основан на’ недопустимых физических
предположениях и грубых математических
‚ошибках». =
Разоблачение лженаучных
проф. Н. `Акулова на природу
ческих процессов‘ необходимо не Толь-
ко потому, что они вредны для pas-
виТия химии, но и потому, что эти взгля-
ды, как мы уже видели, смыкаются © 1е-
акционными и  формально-генетическими
построениями в биологии. Однако, как ни
странно. «теория» Акулова и поныне про-
подается студентам МГУ как последнее
слово науки.

взглядов

3.

Помощник, начальника бумажного цеха
по качеству продукции Иван Николаевич

Матузин — главный «нечальник» доброт-

ного листа бумаги. Он видит, что. пройдя
через каландры, хорошо отлитая бумага
не получает необходимого лоска. . Матузин
долго думает нал тем, как можно устра-
нить этот дефект. и приходит к выводу,
что, если отшлифованные картонные валы
предварительно обкатывать в верхней
части каландра, лоск бумаги улучшится.
Опыт подтверждает правильность такого
РЫВОДа.

Матузина не удовлетворяет плохая про-
клейка бумаги. Он ищет путей к ее улуч-
шению и достигает этого дополнительным
охлаждением глинозема при проклейке.

Сегодня за качеством бумажного листа
следят все. Раньше сеточника интересо-
вало лишь то, что делалось на его маши-
не. Сейчас он считает себя ответственным
за все, участки. Его интересует работа
‚ротьщиков, от которой зависит поступле-
ние массы на мапгину, его волнует работа
каландров и паккамеры, где дается оценка
 изготовленному бумажному листу. }

сортную бумагу во многом помогает креп-
кая трудовая дисциплина. Сейчас ни в од-
пой бригаде нет тех мелких «грехов», что
рабочим раньше прощались:
машины, постоять с товарищем, погово-
рить, лишний раз покурить. Пока шли бе-
седы и «перекуры», на бумаге нередко
появлялись «воздушники» и «шишки» —
бумага шла в брак. j

Решающую роль в борьбе за качество
бумаги игралот чистота и порядок на ‘произ-
водстве. Рольное отделение сверкает чи-
стотой. На бумажных машинах не уви-
дишь пылинки!

..Много последователей Александра “yt-
ких на «Маяке революции». Благодаря ям,
воспитавшим в себе и в свонх товаритах
коммунистическое отношение к труду. пер-
вая в стране бумажная фабрика отлично-
го качества дает все больше и больше
 высококачественной бумаги,

4.

Директор фабрики Пвстафий Фотневич
Галкин держит в руках белый тглянцевя-
тый лист бумаги с просвечивающими по-
лосками водяных знаков.

описанием -

колки не наблюдается. А затем вдруг это.

полного превра-.

жавшее пару недель под. наседкой или в

‘ственность отметила

хИМИ-.

отойти от

Советские
путешественницы

Имена многих наших  соотечественниц
издавна известны в географической науке.
Мария Прончищева была одной из первых
русских полярниц. Она участвовала в Ве-
ликой северной ‘экспедиции 1733—1743 гг.
и на дубелышлюпке «Якутск» достигла 77
градуса 29 мин. северной широты. Одна из
бухт восточного побережья ‘Таймырского
полуострова носит имя Марии“ Прончище-
вой. На Монгольском Алтае существует
Александрин ледник. Он назван в честь
Александры  Викторовны Потаниной —
русской. путешественницы, ,‚воторая. вконие,
прошлого столетия приобрела известность
своими исследованиями Монголии и Китая,
в том числе’ Монгольского Алтая.

И все же это были одиночки. Женщины
стали большой силой в географической
науке лишь в наше, советское время.
Отважные  ’путешественницы участвуют B
выполнении великого сталинского плана
преобразования природы, изучают лицо

‘земли и ‘ее недра. Так, доктор  геологиче-

ских наук М. Нейбург изучает Куднецкий
‘угольный бассейн и другие районы Сиби-
ри; кандидат географических наук Т. Звон-
кова читает в Московском госудерственном
университете курс прикладной геоморфоло-
гии, введенный в программу вузов лишь не-
давно; кандидат географических наук
А. Кесь известна своими работами по поле-
защитным лесонасаждениям.

Более тридцати лет отдала изучению
трудно доступных районов Урала, особенно
полярного Урала, наша современница, круп-
ный советский геолог В. Варсанофьева. За
это время она опубликовала много научных
работ © результатах своих экспедиций.
Сейчас проф. Варсанофьева возглавляет
кафедру геологии в Московском педагоги-
ческом институте имени В. И. Ленина,
избрана членом-корреспондентом Академий
педагогических наук РСФСР и является
вице-президентом Московского. общества
‘испытателей природы. Ее именем назван
ледник в районе горы Хаймы на полярном
У рале.: Нк

В: программе географических факультетов
вузов появилась новая дисциплина — геоло-
гия моря. Первое учебное пособие для сту-
дентов — научный труд. объемом в два-
дцать пять печатных листов («Геология
моря») — создан другой советской путе-
шественницей профессором, доктором гео-
логических наук М. Кленовой.

Недавно вышла в свето книга «Среди
гор. и лесов». Автор ее, доктор географиче-.
ских наук Наталия Владимировна Думи-
трашко, в популярной форме рассказывает
о своих многолетних исследованиях в рай-
оне озера Байкал, выполненных HO зада-
нию Академии наук СССР.

Это’ глубочайшее на земном шаре пресно-
водное озеро, единственное в мире по своим
природным особенностям, долгое время
представляло загадку для географов, геоло-
гов и биологов. Было непонятно, почему в
его пресных водах обитает фауна морского
облика, почему склоны берегов круты и
изрезаны молодыми долинами, почему на
берегах в самом непосредственном сосед-
стве друг с другом встречаются‘ признаки
недавних  опусканий и поднятий. Много
разногласий вызывала история происхожде-
ния озера.

Новая книга Н. Думитрашко как бы
вводит ‘читателя ‘в лабораторию ученого,
где постигаются эти тайны миллионолетней
истории Байкала.

В. РЕУТ

” Юбилей Николая Ушакова.

КИЕВ. (Наш корр). Литературная  обще-
пятидесятилетие со
дня рождения и четверть века литератур-
ной деятельности одного из русских поэ-

тов, работающих на Украине, — Николая
Николаевича Ушакова,

Юбилейный вечер состоялся в клубе пи-
сателей. Его открыл П. Тычина, с докла-
дом выступил Л. Вышеславский. Писателн,
ъ‘приветствовавшие юбиляра, особо отмечали
его большую переводческую деятельность,
в частности, переводы Ha русский язык
произведений Т. Шевченко и других клас-
сиков Украинской литературы. В конце
вечера Н. Ушаков выступил’ с чтением
своих произведений.

>>

— Особый сорт — «верже»,— говорит
директор.— Эта бумага употребляется для
государственных ‘документов. До сих пор
‘ве делала только фабрика Гознак. Теперь
нам поручили выпускать.

Широкий ассортимент бумаги выпусказт
«Маяк революции». На его каутографиче-
ской бумаге печаталея «Большой сювет-
ский атлас мира». Недавно фабрика на-
чала выпускать типографскутю бумагу oco-
бого качества для нового издания Большой
советской энциклопедии. Ироме энцикло-
педии, на новой бумаге «Маяка революции»
издательетво Академии наук СССР издаст
сейчас собрание сочинений И. П. Павлова,
издательство Академии педагогических
наук — сочинения В. Л, Ушинского и
А. С. Макаренко.

Фабрика лает самые различные сорта
бумаги: писчую, рисовальную, обложечную,
форзацную, тетрадную, бюварную, фильт-
ровальную. Такой широкий ассортимент
имеют пять фабрик в стране, и лишь

‚«Маяк»—-один из всех—-дает бумагу толь-

Ко отличного качества по всему ассорти-
менту. Стахановцы фабрики, работая на
старом оборудовании, систематически пере-

‘выполняют план, давая высокое качество
Успеху в борьбе «Маяка» за высоко- 6

умаги,

Чем же объяснить ‘тот факт; что другие
бумажные предприятия делают много
брака, не выдерживают ассортимента, не
выполняют плана? Так отстает, например,
фабрика имени М. Горького в Ленинграде,
где в цехах грязне, где нарушается тех-
нология, где слабо развито стахановское
лвижение и отсутствует подлинная борьба
за качество. Не лучше дело и на Камен-
ской бумажной фабрике, кототяя никак но
восстановит свою былую славу.

Прихолится пожалеть. что на этих и
других предприятиях бумажной промы-
шленности опыт «маяковцев» мало изве-
стен. Министерство лесной и бумажной
промышленноети, так же как и Централь-
ный комитет профсоюза рабочих бумажной
промытиленности. вместо реальной популя-
ризации хорошего опыта  пензенеких Oy-
мажников. ограничиваются приказами и
пиркулярами Многое из того, что мешает
отстающим предприятиям давать высоко-
качественную бумагу. можно устранить,
если опыт «Маяка революции» сделать
достоянием всех бумажных фабти  страны.
«Маяк» указывает правильный путь...

ПЕНЗА

И. ЕГОРОВ ЛИ. ИС ep й Ш ежики Mito

Летом прошлого года случилось мне
быть в составе комиссии по приему картин
для украшения Ставропольского вокзала.
Полюбовавшись новым прекрасным „зда-
нием. мы вошли в зал, насквозь прони-
занный солнцем. Второй, третий залы,
лестница наверх, комнаты отдыха. тости-
ница.. Все дышит изяществом, легкостью
архитектурных форм, простотой линий.

И влруг все это как бы померкло. Мы
вошли в помешение, заполненное картина-
ми двухметрового размера. Тут были ульт-
рамариновые фоки, ядовито-зеленые ЛУГА
небесные светила помидорной

и деревья;
расцветки; зори и закаты; венецианские
мраморные лестницы и гондолы. И что-то

русское: побагровевний от негодования

Айвазовский, неунывающие шШишвинские.

медвежата и горы до небес.

— Вот! — сказал начальник CTaH-
ции.—Украшаться будем, а
Комиссия подавленно молчала. Откуда-

то появился старик в полувоенном Ффрен-
чике. ‘

— Классика и современность! — разЪ-
яснил он.

Комиссия возроптала:

— Ну зачем же...
Нехороню...

Нельзя же так...

Тогла старик принес пачку полуистлев-
ших репродукций, разлинованных вдоль и
поперек.

— По клеткам работаем. Все в полном
соответствия. Можете, проследить любую
клетку В емыеле рисунка и колера.

Почувствовав скептическое настроение
комиссии, начальник станции разволно-
вался: : :

— Братцы! Надо
Ведь за это не один
чен!

как-нибуль принять.
десяток тысяч упла-

— Кому? :

— Да вот им же вот этой Ростов-
ской железнодорожной художественной
мастерской.

И он перстом указал на старика.

— И до войны мы работали, — нод-
твердил старик— и после вейны уже
сколько тысяч километров оснастили жи-
вОПИсЬЮ.

Сокрушенная этим доводом комиссия
приняла медвежат («Утро в сосновом
лесу») и еще несколько скудных копий
«классики». ‚ :

— Остальное a дотяну,— бодро сказал
старик. -— Краски со мной, поддам жизни
и — пойдет! .

Можно было не сомневаться. что бодрый
старичок «оснастит живописью» еше ие
един десяток вокзалов, ресторанов, желез-
нодорожных клубов.

Рестовекая железнодорожная
ренная мастерская со титатом художников

БУДЕТ ЛИ ВНЕДРЕН

В архиве’ Макеевского труболитейного
завода обнаружен интересный проект
центробежной литейной машины. Улалось

установить: ‘что в’ 19107 году ‘Ha такой

‘малнине ^ производилиеь ‘Весьма обнадежи-’
вающие опыты HO отливке тонкостенных
чугунных труб. ня

Несмотря на тб, что опыты прейзводи-
лись сорок лет назад, проблема, которую
стремились’ разрешить  макеевские инже-
церы, интересна и важна поныне. Техно-
логия производства чугунных труб на-
ходитея во всем мире на крайне низком
уровне.

Русские инженеры, как мы видим,
давно стремились усовершенетвовать литье
труб. Мы можем также’ гордиться тем, что
советские инженеры первые в мире. прак-
тически осуществили отливку чугунных
труб по новому, прогрессивному способу.
В предвоенные годы были построены в
Советском Союзе три центробежно-литей-
ные машины: одна в Ленинграде инжене-
рами Гореловым и Никитиным и две в
Москве — инженерами Розенфельдом. и
Вагиным.

С большим интересом прочли мы недав-
но в «Литературной газете» статью Але-

ксандра Бека «О свишах». Оказывается, и
‘Ha Ворошиловгралеком  литейном заводе

$

художест-.

ВН

ЧИТАТЕЛЬ ПРОДОЛЖАЕТ РАЗГОВОР

: oo 9

ПЕРЕДОВОЙ

численностью в 1 (один) человек (с коим
мы имели удовольствие познакомиться)
вынтускает: огромное, количество живопис-
ной продукции. И 66. нехватает,

— В Москве бы надо покупать карти-
ны,— посоветовал Начальнику станции
один из членов комиссии. — Там большой
выбор.

Мне припомнился московский. магазин

Росскультторга по улине 25 Октября, 8, °

снабжаемый «продукцией» Всекохудожни-
ка. Там случаются и неплохие Kong ¢
хороших картин. Но рядом с ними ле-
монстрируются работы, весьма родственные
произведениям ростовских железнолорожных
живописцев, только ценой в три-четыро
раза подороже.

Припомнились распространяемые в при-
волжских городах живописные произведе-
ния саратовской — кустарно-премыеловай
артели «Щетка». Повидимому, стены но-
венького речного вокзала в Сталинграде

изукрасила живописью именно «Щетка», .

Вверх по Волге ее. произведения пробива--
ются на десятки километров. Дальше идет
изопродукция энергичной группы
стов при рекламной мастерской Комитета
по делам искусств в Вазани. В сущности,
это все та же школа. ШЩеткой, а ие ви-
стью орудуют также мастера рекламной
мастерской Мичуринска, Ж

В каждом большом городе есть товари“
щество «Художник». Изопродукция «Худож-
ника» при выпуске ее на рынок подвер-
тавтся ‘известному предварительному про-
смотру. И это обеспечивает мало-мальски
сносный, терпимый уровень живописного
ремесла.

Но вот на стене какой-нибудь шашлыч-

ной вы можете увидеть белоглазого нарта
циклопического роста, страшным кинжали-
‘щем режущего не то ишака, не то барашка.
Целое сборише подобных же циклопов с

воробъиными лапками вместо руки не-,
  ожиланной подписью «Запорожцы» (бедный

Репин!) красуется в лучшем зале ва стан-
ции. Минеральные Воды.

Это — произведения «Щетки» и ей 1-
добных. «ШЩека» ни прямого, ни косвен-
ного отношения к искусству не имеет, &
примыкает к малярно-штукатурному цеху
и потому не подвергается никакому конт-
ролю. -

Потребляя вагоны фанеры, мешковины,

бязи.. «Щетка» проявляет в области стан-
ковой живописи столь угрожающую ини-
пиативу, что ость прямая необходимость
боротьея © ней. Бороться  ожесточенно,
всеми средствами общественного воздейст-
вия. Держать и не пускать ее ни. на один
из участков, где требуется кисть. Кисть,
кисть, & не щетка!

——-

СПОСОБ ОТЛИВКИ ТРУБ?

новаторы построили по. проекту лауреата.

Сталинской премии А. Покровекого машину.

для центробежной отливки чугунных труб,
‚ но вывуждены. были из-за. консерватизма .

руководителей прекратить опыты, Газета

поставила большой важности вопрос, №

еще не. так полно и широко, как он. этого
заслуживает. :

Мы, = научно-технические -
знаем, что уже давно правительство приня-
ло решение организовать “в. стране... про-
мышденное производство чугунных труб
способом центробежного литья. Мианистер-
ству машиностроения и приборостроения
СССР, в частности, было поручено изгоо-
вить образцы новых машин, а министер-
ству строительства предприятий тяжелой
индустрии -— построить и ввести в экс-
плоатацию опытный цех. Олнако мали-
ны так и не были изготовлены в устаноз-
ленные сроки.

Непонятно, почему так медлекно реали-
зуется переловой,
ный советский способ центробежной от-
ливки чугунных труб, имеющий псключи-
тельно — большое народнохозяйствениое
значение.

Б. ХАХАЛИН, Г. ВОЛКОВИЦКИЙ,
кандидаты технических наук

ДНЕПРОПЕТРОВСК

АГРОНОМ ДОЛЖЕН БЫТЬ АГРОНОМОМ

Что для агронома может.быть радостнев;
чем добиться высокого урожая? Этой рало-
сти в своей жизни я и ишу. Но эта’ ра-
дость нужна не только мне, она нужна мо-.
ему народу.

В сентябре 1948 года, после лемобилиза-
ции, я вернулея в родную Белоруссию, в
колхоз «Маяк. социализма», где работал ло
войны, Для меня это было не просто воз-
вращением. Я хотел каждый день своей
жизни насытить большим содержанием,
отдать свои знания. свой жизненный опыт
колхозу, той лорогой мне земле. на кото-
рой после тяжелых военных лет сейчас
создается новая жизнь!.

Я приступил к работе. Через несколько

дней прочел в «Литературной газете», в но-

мере от 2 октября 1948 г., статью «Агроном
должен быть агрономом!», в которой говори-
лось, что место агронома не в канцелярии,
а вполе, на производстве. Это окончательно
укрепило мёня в правильности выбора. С
толовой окунулся я в работу. Выполняя
свой долг, я требовал от председателя кол-
хоза больше удобрений. от трактористов
— получше пахать землю. от колхозников
— давать высокое качество всех работ.
Вопросы животноводства, облесение песков,
осушение болот — все меня интересовало.

Так проработал я агрономом- колхоза Олин
гол. Чтобы повысить свои знания, решил
продолжить прерванную войной учебу во
Всесоюзном сельскохозяйственном институте
заочного образования, который сейчас за-
канчиваю. Заложил ряд опытов.

В колхозах Белоруссии, как и веюлу,
нужно внедрять травопольную систему зем-
лелелия. Но есть такие вопросы, на кото-
рые до сих пор нет конкретного ответа.
Например, как на наших ползолистых поч-
вах получить в севообототе высокий уро-
жай многолетних трав? : Какие для это-
го нужны удобрения, в каких количест-:
Bax, как их вносить? В специальной лите-

ратуре. можно найти ответ только в общей
форме. А как это сделать в условиях Бело-
руссии?

Где найти ответ?. Конетно же в колхозе,

& но сидя за столом в канцелярии. Но для
этого нужно, по Мичурину, «посидеть на
трядке», быть в поле ежедневно — утром,
днем, вечером, когда понадобится, а, не от
случая в случаю. Мне казалось. что я уже
нащупал или нашщупываю ответ. на. постав“
‚ленные вопросы. Нужно было лишь время,
чтобы получить полный ответ, Не так мво-
го, может быть, два-три года.

Но тут`и случилось то; из-за чего я пи-
шу это письмо.

Меня назначили главным агрономом рай-
онного сельхозотдела. Казалось бы. елело-
вало раловаться выдвижению. раловаться
возможности оказывать
помощь не одному. а десяткам колхозов.
Олнако это не так. Вот уже несколько ме-

сяцев барахтаюсь a в бумажном
потоке, Различные проекты решений,
справки уполномоченным, цафры.. Так

организована у нас работа, что згроному

«некогда» пойти на поле, поехать в колхоз `

помочь в постановке полеводетва. Конечно,
в райсельхозотлеле должен быть агроном,
но агроном, а не конторщик... Я не про-

тив должности. Я против бумажного по-
тока!

Решения февральского Пленума ЦК опре-
делили основное место ‘работы агронома —
Ha производстве. Зачем же мне было учить-
ся несколько лет, овлалевать тайнами полу-
чения высокого урожая, если я не могу
Ща свои знания и умение в жиз-
ни?

Я твердо убежден в том, что работа аг-
ронома должна быть подстать агроному.

Агроном Н. ПЛУХ

БОРИСОВ, БССР

кОПИи-

работники, .

неоднократно проверен-

агрономическую

a ть.