’

Халтуре в полиграфическом машиностроении

‚ В 1-Й типографии Тразожелдориздата
царило праздничное настроение. Наконец-
то со Щербаковского завода прибыла ма-
шина «ДПС».

Печатники ждали ее с нетерпением и с
надеждой. Эта большая умная машина —
двухоборотнаял, плоскопечатная, с самона-
кладчиком, новинка нашей полиграфии —
должна была резко повысить качество
книжной печати.

Е ее установке приступили даже с не-
которым благоговением, Приступили, когда
на лворе было лето. Промчалась осень.
Еончилась зима. Вотуж и весной повеяло.
А в 1-Й типографии Транежедлоризлата
poe elie — уже восемь месяцев — возятея
с этой машиной и никак не могут пустять
ee. Даже шеф-мастера co Щербаковского
завода вызывали. Но и с его помощью не
удалось ввести «ДИС» в эксплатацию.

Вот тебе и умная машина! Но, может
быть, это прискорбное исключение? Тот

` именно несчастный, но н6 характерный
случай, о котором говорит поеловица:
«В семье не без урода»?

Однако 3-я типография Ленгорполиграф-
издать извещает о наличии и у нее’ двух
полиграфических уродов. Составлены акт
© непригодности двух машин «ДИС» и тре-
бовалие к Шербаковскому заводу о возме-
щении затрат по их приобретению и мон-
таку.

ПШтют жалобы и © Украины. Типогра-

- фия издательства <«Радянська` Укратна»
” приволит список дефектов машины «ДИС».
Этот епиеок огромен.
Да, жалобы идут отовсюду. Машина
«ДИС» поступила в серийное производство.
Ee лефекты тоже серийны. ЛТистоприемное
устройство. например, таково. что невоз-
можно применить противоотмарочные сфел-
_ ства и очень трулно на ходу следить за
качеством отпечатанного листа.

` Кроме того, у каждой «ДИС» есть и ин-
дивидуальные недостатки. Видимо, детали
машины выпускаются разного качества, а
заводекая сборка производится довольно
небрежно.

В общем, эта машина, предназначенная
для высококачественной иллюстрапионной
печати, фактически не может быть исполь-
зована. В том, что страна He получает в
должном количестве и качестве иллюстри-
рованных княг и учебников, виновно в
первую голову полиграфическое машино-
строение. :

Виигу в нашей стране уважают и. це-
нят. В прошлом году советские люди при-

- обрели 700 миллионов экземпляров книг.
и брошюр. Но полиграфия резко отстает от
культурного роста советекого человека, от
непрерывного подъема его духовных по-
требностей.

Временами выходят книги, радующие
своей прекрасной внешностью, как бы
для того, чтобы показать, на что стособна
советская полиграфия в своих лучших ло-
стижениях. А наряду с этим паши изда-

ey
Лев СЛАВИН
< А

тельства позволяют себе выпускать книги,
отталкивающие серой краской, плохой
брошировкой и переплетом, аляповатым
офорхлением.

Одна из причин этого —= низкое ‘ка-
чество многих агрегатов, выпускаемых
предприятиями полиграфического машино-
строения, Shee.

Первые матричные гилразлические прес-
сы «МП» того же Шербаковского завода,
поступают в типографии в. непригаязном
Baie. Клапаны и ‹альники пропускают
масло. Плиты не параллельны. Провод так
небрежно изолирован. что сплошь и рялом
сгорает обмотка катушек магнитного пуска-
теля. Автоматическое выключение пресса,
часто не действует. Прессы, как правило.
не держат давления. Повихимому. на этом
заволе спят работники технического конт-
роля.

Справедливые нарекания вызывают He-
которые другие заводы. Тительные печая-
ные машины «ТТ-1» Шадринекого зазодха
изготовлены из такого ненрючного мате-
ризла, что очень быстро ломаются и из-
нашиваютея. Завод попробовал выйти из
этого положения ве лишенным  ориги-
нальности способом. Вместо того чтобы
улучигить качество материала, ou стал
высылать вместе с мапгиной запаеные ча-
сти, сделанные из тото же ломкого мате-
риала... Такую работу нельзя назвать
иначе, чем бесоовестной халтурой!

Идут жалобы на Ромненокий завод, на
ленинградский «Яинотип», аз Одесский
завод, печально прославившийся звыпу-
ском явно негодното обофудования:

После всего этого позволительно задать
вопрос: знает ли ‘060 всем этом министр
машиностроения и приборостроевия тов.
Парпин? Знает ли он. как работает один
из главков министерства -— Главполигра%-
мат, возглавляемый тов. В. Кирилловым?

Казалось бы. не может не знать министр.

Но в таком случае, почему же он не
принимает срочных и действенных мер?

«Без постоянной и настойчивой борьбы с

недостатками немыслимо обеепечить услеш-
ное движение вперед... Пора со всей ре-
птительноетью ноставить вопрос о борьбе
с халтурой во всех ее проявлениях и г
носителями этого нелостойного для социа-
листического обтества порока» (Г. М. Ма-
ленков).

Почему допускается таков отношение,
прил котором в серийноз производетво пу-
скалтея летали малнин с серьезными недо-
статками? Почему ротационные кнажные
машины «2PR> выпускались Шербаков-
ским заволом сплошь и рялом с крунными
дефектами, к тому же не устранимыми на

ля? Почему оборулование. систематачеекя
выпускается в неполном комплекте? По-
чему так белен ассортимент полиграфиче-
ских машин? ‘Почему не внедряется оф-
сетвая ‘печать, более .произволительная,
более экономичная и более эффективная

по своим художественным результатам?
Почему, почему ‘и почему...
Не: потому ди; что полиграфаческое

манииностроение почило на лаврах?

Действительно. эта отрасль советской
индустрии имела в прошлом серьезные
достижения. № концу . второй. пятилетки
она насытила полиграфическую’ базу стра-
ны мощным и развитым оборудованием.
До Октябрьской революция  типографское
оборудование было пеликом импортным —
от матричного. картона. до ротационных
машин. А в 1941 году в Советеком Союзе
уже работали десять заводов полиграфи-
ческого машиностроения.  производивитие
наборные. печатные и другие машины,

Да и после войны выпускались вполне
удовлетворительные по качеству линоти-
пы, газетные ротационные. плоскопечат-
ные машины и т. д.

Было время. когла полиграфическое мз-
ииностроение шлю вровень со всей могучей
советской промышленностью.

По можно ли все время жить победами
прошлых лет?

Министерство дает примеры  переловой
работы в разеых областях машиностроения
и ‘приборостроения. Только не в области
полиграфического машиностроения. Но вни-
та — не пасынок у советского народа.
Советский нарол требует еше больших TH-
`ражей. высокого качества книжной про-
дукцин, первосортной ‘многокрасочной пе-
чати ит. п..

Как же случилось, что полиграфическое
Изшиностроение довело себя до такого со-
стояния?

Ведь есть там и талантливые конструк-
Торы (назовем хотя бы тт. Ильина, Черных,
Лаврова, Береславского и других). Ееть
там и стахановцы-новаторы (тт. Архангель-
ский, Долгушкин, Рыбаков и многие дру-
гие). Более трети полиграфических мани-
ностроителей — стахановцы.

Но из-за слабого руководства полигра-
фическое  маптиностроение не использует
ни творческой энергии советских людей,
ни крунных средств, отпускаемых rocy-
даретвом на развитие полиграфии. Глав-
полиграфизлат из-з» недостатка . необходн-
мых вилов оборудования не освоил в 1949
голу крупных капиталовложений, в То вре-
мя как на заводах Главнолитрафиата нме-
лось немало машин, которые не находили
сбыта. :

Не пора ли, наконец, покончить с
этими  непристойностями в полиграфи-
ческом машиностроовяи ип быстро и pe-
птительно привести эту отрасль в Coot
ветствие с культурным ростом советского

местах? Почему министерство пренебрегает   народа, сто высоким уровньм жизни, его

потребностями и запросами  потребите-

2 ВИННИ

потребностями?

.ФИЛЬМЫ-ЛЕНЦИИ

КИЕВ. {Наш корр.). Лекции без лектора

‚и учебных пособий-—- таков возый метод
агротехучебы в колхозах, который будет.
введен в ближайшее ‘время. Это. новше-

ство
только имеется зрительный зал ия. кинопро-
екниовный аппарат,

Возникла такая идея на Украине.  Прош-
лой весной кинематографисты получили
задание — созлать для колхозной деревни)
курс из 23 научно-популярных агретехни-
ческих фильмов. Ставилось два условия.
`Первое — ознакомить зрителей с самым’ пе-.
редовым опытом колхозов, отдельных но-!
ваторов сельского хозяйства, научно-иссле-

можно будет ввести повсюду, где

‘довательских институтов. (И второе —
фильмы должны быть  познаватёльны,
научны и в то же время сюжетны, инге-

ресны по форме. :

Речь шла 0 HOBOM жанре научно-попу-
лярных фильмов. Кинематографисты при-
‘влекли к их созданию писателей и ня.
листов сельского. хозяйства.

И вот готовы первые четыре фильма:
«Зеленый конвейер», «За высокие удои»,
«Орошение в сельском хозяйстве» и «Вы-
ращивание уток». В Киеве был организо-
ван просмотр этих фильмов для самой ши-
рокой аудитории. ..

.Плодородная южная украинская земля.
Из-за Каспия врываются мертвящие сухо-
Ben. Сохнет пшеница. Печально ‘смотрят
члены артели им. Калинина, как стихия
уничтожает плоды их напряженного труда.

А. рядом — чудесные кочаны капусты,
буйно цветет картофель. Вода! Она течет
по каналам, ее ‘дают дождевальные уста-
новки. Это земли о ваучно‘исследователь-
ской мелиоративной станции.

Колхоз решил использовать опыт стан-

ции. Но калининцев от воды отделяет че-
тыре’ километра песчаных холмов. В зыбу-
чих песках ложится длинная леята
Возникает насосная станция.

Л. ЛИХОДЕЕВ, Вл. МИХАЙЛОВ

Студент и его дом

На Ленинских горах в Москве скоро за-

светится огняма большой уняверситетский.

Topol.
Рядом с 26-этажным учебным корпу-
‘сом вырастут красивые благоустроенные
жилые лома. Шесть тысяч етулентов ‘и
аспирантов Московского университета бу-
дут жить в шести тысячах комнат. улоб-
ных, еветлых. уютных. Великолепный
Клуб. гимнастические зазы р бассейн. бид-
лиотеки, читальни а музен — все для +0-
лолого советского человека. пля уловлетво-
_ рения его высоких культурных, бытовых.
н научных запросов. i
Великая сталинская › забота о самой!

“

передовой в мире советской науке, о ee
молодых силах проявляется во веем: в
строительстве замечательного уннверснтет-
ского горола на Левинских горах и в стре-
° мительном росте числа  стулентов, в
_Бажлом вновь открываемом учебном зава-
лении и в уснехах студенческих наУЧНЫх
обществ, в статье госуларственного бюдже-
‚та, — предусматриваюлщтей колоссальные
‘ассигнования на народное образованяе.
Эта забота проявляется п в огромных

‚ средствах, которые государство наше Дает
На строительство, ремонт и оборулование
“стутенческох общежитий.

= Ho, олнако, срелетва эти в ряде городов
используются неуловлетворательно,

Порой бывает п так.
  В городе вузов — Новочеркасске есть
небольшое одноэтажное здание на Комч-
«тетской улине. Rorga-To в нем была пе-
„карня. Но по сегодняшним требованиям
‘санитарной техники хлеба злесь не иепе-
‚ чешь: низковато. тесно, нет волы и вана-
‚‘аизапии. Й кто-то решил, 910 это поме-
’ шение годно тля стуленческого, общежития.
И Нагнув голову. чтобы ве запепиаться за
‚‘скосяк. стулент Инженерво-мелаоративного
института входит в «свой лом». в котором
\{MpelcTOUT ему прожить пять лет.
= Волжане, сибиряки. украинцы повесили

=
}

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
9 № 25

—_—

в комнатах вырезанные из газет карты
булушего — сталинские планы преобразо-

Banna природы. На картах красным карап-  сих пор живут

‚на ветер тысяч 300:

Пошла вода. Поливной картофель дал в
четыре раза больший урожай, чем неполив-
ной; капуста— в шесть раз, озимая пше-
ница — в Два с половиной раза.

Борьбу за преобразование природы, на-
ступление на засуху возглавил райком
партии. На’ бюро райкома обсудили проект
строительства огромного водоема силами
42 колхозов.
производит
стройка...

Так возникли эти
ции. Они

эта поистине  всенародная
первые фильмы-лек-
встретили всеобщее одобрение.

Кинематографистам придется, конечно, еше

поработать над усовершенствованием. ново-
го жанра, Надо подумать, как еще более
популярно и интересно, не снижая научной
точности, усилить учебную  усвояемость
фильмов. Уже можно говорить о необхо-

димости создания нескольких «курсов» —
труб.   отдельно для

каждой ведущей
колхозного, производетва.

Совете Министров РСФСР
позочеркасского проекта.
Так и осталось общежитие
те»...
Йз четырех миллионов рублей п

«в проек-

деньги у института забрали.
Инженерно-мелиоративного  инетитута
в неприспособленном поме-

лашом отмечены ‘те участки великих работ, Шения.

гле хотят работать стуленты, вогда задон-

‘ чат учебу. :

Студенты много читают. Стопкн книг

‚ лежат на полу, -на подоконниках, под кро-

ватями: этажерок нет. Стуленты хотят ‘с0-
здать уют. в «своем доме» — аккуратно

‚застилают кровати, чисто. подметают у вом-

нату, но у многих лежат в головах пальто,
труха из старых матрацев сыплется на пол...

Мелвораторы часто побешают евоих со-
селей — студентов Политехнического ин-
стнтута. Хорошо живут соседи! В светлых
Бомнатах, полностью оборудованных «ин-
вентарем». как называют хозяйственникни
койки п стулья,  улобно работать и
приятно отдыхать. Н стуленты Новочер-
кассвого инженерно-мелиоративного инети-
тута е горечью и возмущением думают о
тех. кто’ не позаботился, чтобы и у них
были удобные, комфортабельные, светлые
комнаты.

Ведь еще в 1947 году на строителг етво
студенческого общежития Инженерн.-ме-
лиоративного института было асеигновано
ЧеТЫре миллиона рублей. Вель начали да-
же завозить материалы. И, возможно.
стоял бы fa улице Подтелкова красивый
стуленческий дом...

Во, чтобы построить’ такай ло. пужен
проект. а заказали его почему-то Сельхоз
проекту. Эта организания.  накопавшая
опыт в создании отличных коровнаков и
конюшен, спроектировала нечто среднее
межлу овчарней и силосной башней. И: хо
тя обошелся «проект» в 60.000 рублей, его
пришлось забраковать,

Следующий проеку. слеланный новочер-
касеким горолеким архитектором п утвер-
жленный Горисполкомоу п Облисполкомом.
уловлетворял трейэваниям. Ла новая 6е-
18 — обилелея начальная областном от
лела по лелям архитектуры тов. Захаров:
почему не ему заказали проект? Обилез-

Понятно их возмущение. Ho
ковочеркаспы не только 0 себе:
a — Строить нужно во многих ropoxax.

могла бы спроектировать хорошее студен-
ческое общежитие? ,

Есть такая  организапия!
солидное, со звучным именем: «Гипровуз
при УКСе Министерства высшего 0бра30-
Banna CCCP»,

Директор store учрежления тов. ТИмал-
ченко уверен, что Гипровуз работает хо-
рошо. С достоинством сообщил on нам:

— Неразбериха с проектированием жи-
лых здавий лля стулентов кончилась. Мы
дали типовые проекты общежитий на
200—400—600 и 800 человек. Эти про-
екты созланы в рекордно короткий срок—
в лва гола. —

Хорошо, что они, HaRonen, ‘созданы.
Хуже. что «рекорасмены» из Гипровуза
все еще увязывают и согласовывают свои
проекты е Министерством городского строи-
тельства. И совеем уж грустно слушать
обналеживающие слова начальника VRCa
Министерства высшего образования СССР
тов: Аверьянова:

Начнем мабсовде осуществление ги-
провузовеких проектов в скорости, году в
пятьлесят первом...

А пока?

.-Оеенью 1949 тола в Московском
геолого-развелочном институте сотня мо-
лолых люлей ‘славаля ‘приемные ROHRYDC-
вые Экзамены. Чтобы стать  стулентом.
необхолимо было набрать не менее. 24
баллов. Попаеть в институт могли тальва
хорошо полготовленяые кантилаты. Отним
из них был Георгий Антатук из города
Меленки, Влатимирекой области.

Приемочная комиеспя хотела бы зачий-
ANTE способного юношу. но для приезжих.
аля таких. как Анташщук, было воего 14

думают

ся и начал ловазывать экепертному сове-   мест в общежитии.

TY Управления по делам архитектуры при

Вроме Болкурса академического, в ин-

Правда.
об И. П. Кулибине

ЛЕНИНГРАД {Наш корр.); В архиве
Академии наук CCCP храватся зназитель-
вая ‘часть рукописного наследства вылаю-
шегося‘ русского конструктора, инженера A
изобретателя Ивана Петровича Кулибива.
Научаые сотрудники архива при изучения
этого наследства обнаружили: свыше тыся-
чи ранее не. известных чертежей, схем, на-
бросков. дневников, рабочих записей и слу-
жебных бумаг И. Кулибина, по-вовому
характеризующих его деятельность.

Дореволюционные биографы И. Кулиби-
ва способствовали. как известно, распро-
странению лживого * представления о вы-

длающемся новаторе pyc ской техники
как о «самородке». «механике-самоучке»,
технически неграмотном дилетанте. Год

их влиянием в хупожественной и научно-

популярной литературе искажался образ
И. Кулибина, его превращали в провин-,

циального часовшика-изобретателя, носвя-
тившего свою, жизнь созданию нереальных
проектов.

Советские исследователи частично уже
опровергли такое ложное мнение. Однако
только теперь, в свете новых матефиалов,

тельного человека. Перел нами встает об-
раз творца-новатора, ученого и инженера,
современных крупнейших западных
специалистов.

Среди новых материалов обращают на
себя внимание документы, связанные с
проектированием мостов через Неву. Его
проект одноарочного  леревянного моста
через Неву длиною 298 метров принес
И. Кулибину широкую известность. Mo-
дель в одну десятую натуральной ве-
личины моста была испытана комис-
сией Петербургской Академии наук, о
чем «Санкт-Петербургские ведомости» от
10 февраля 1777 года сообщали: х..едино-
гласное свидетельство и одобрение помя-
нутой модели подписали все господа ака-
демикр, кои оную осматривали».

Впервые использованные И. Кулибиным
при создании моста деревянные решетча-
тые фермы применяются и в современном
мостостроении. Уместно вспомнить, что че-
рез 50 лет прелложенные И. Кулибиным
«деревянные решетчатые фермы» стали на-
зываться...
«фермами Тауна» — по нмени американ-
ского инженера,

Совершенно новой‘ страницей ‘творчества
Й. Кулибина в области мостостроения яв-
ляются найденные в архиве проекты ме-
таллических разводных мостов через Неву.
Эти грандиозные сооружения не знали
себе равных в мировой технике того вре-

ему

мени, Сохранились пертежи трех- в четы-

Неизгладимое впечатление
: тора:

рехарочных металлических мостов с одной
или двумя‘ разводными частями и по-
дробные описания сооружений. +

По окончании проектных работ талант-
ливый конструктор, которому тогда было
около 70 лет. неоднократно обрашался к
царю < просьбой реализовать этот проект.
дно из прошений попало к Аракчееву,
а тот Aan заключение о несвоевременности
постройки.

Много внимания Кулибин уделил меха-.
Найдены

низании речного судоходства.
чертежи и’ описание «водохолного машин-
ного судна». специальных «якорных стан-
ций», заменяющих труд бурлаков, «водо-
ходных шестовых судов», приводимых в
цвижение «коневолными машинами» Mnea
кулибинской «коневодной машины» 30 лет
спустя была заимствована французом Пау-
пебаром, сумевшим получить Ha нее па-
тент. Перед широтой и размахом кулибин-
ских планов механизации речного транс-
порта блелнеют многие проекты более
позднего времени. Мзобретатель ‘заботился
0б облегчении трула крестьян и строите-
лей Свидетельством этого были чеотежи
й описания «сеяльной машины»,  «плову-
чих мельниц», конструкция механических
сверлильных установок
трудоемких процессов при

Еще при жизни И. Кулибин пользовался
славой глубокого и тонкого эксперимента-
Вылающийся гидравлик ХУП! в.
Д. Бернулли писал секретарю Петер5ург-
ской Академии: «Эйлер произвел глубокие
‚ исследования упругости балок... особевно
их вертикальных столбов... не могли бы
Вы поручить г. Кулибину проверить тео-
: рию Эйлера подобными опытами. без чего
его (Эйлера) теория остается верной линиь

отрасли

непригодность   ституте

вужели нет Такой организации. которая

Учрежление СССР ежеголно тратит около

гипотетически...»
Обнаруженные материалы.

шие, ato М Кулибин был

новатором. тонким экспериментатором. эру-

дированным ученым, готовятся к печати,

i Cc. ДРАБКИНА

доказываю-

i

существовал еще «конкурс
жилья». Именно uo этому, второму, не:
глаеному «конкурсу» и не прошел Анта-
  щук. набравший 27 баллов. Его место в

устили   институте занял другой, который набрал
неизрасхолованные всего 23 балла, но зато
8 студенты АИТ

Ao

имел в столице

На редакпионно-излательский факультет
Московского полиграфического института
в 1949 году не попал никю
городних. Только 10  шюцентов  уча-
щихся Чкаловского педагогического инсти-
тута имеют место в общежитни. Десятки
студентов Новочеркаеского зооветеринарно-
‚го института живут в учебных корпусах.

Министерство = высшего образования
десяти мил“

рисуется подлинный облик этого исключи-!

«американскими фермами» или!

обогнавшего своими смелыми дерзаниями на страже здоровья советского народа.

Коротко о важном

БЛАГОРОДНЫЙ   Двухлетний Юра
a киа Емельянов, заболев
ПОСТУПОК ВРАЧА — лифтерийным крупом,
о ame cre” hea DE ARO oe Ry

ввели   в

сделали операцию-—трахеотомию:
дыхательное горло трубку, но состояние
больного не улучшилось. Круп осложнил-
ся воспалением легких. Юра умирал.

В мужественный поединок со смертью,
угрожавшей мальчику, вступил псковский
врач Николай Илларионович Кононов. Он
сделал то, что повелевали ему сделать долг
медицинского работника и благородное
сердие советского человека. Рискуя своей
жизнью, Николай Илларионович Кононов в
течение семи дней каждые 3—4 часа отса-
сывал через трубку инфекционные пленки
и гной,

Николай Илларионович спас Юру Еме-
льянова ценой собственного зпоровья. На
восьмой день у врача поязились симптомы
той же болезни, от которой он избавил
мальчика. Она вывела его из строя на тра
месяца. Медицинскому персоналу псковской
областной больницы пришлось приложить
немало усилий, чтобы выходить своего
коллегу...

Такова вкратце история подвига рядового
врача. Упорство и самоотверженность, про-
явленные им при исполнения служебных
обязанностей, характеризуют его как чело-
века большой. души, беззаветно стоящего

Но у этого замечательного происшествия
есть и своя теневая сторона. Как сообщает
нам из Пскова читатель «Литературной га-
зеты» тов. Ульянов, руководители ‘пскозв-
ского облзлравотдела не проявили элемен-
тарного внимания к доктору Кононову. Они
не только никак не отметили его благород-
ный поступок, но и ничего не сделали для
улучшения быта врача, перенесшего тяже-
лую болезнь,

Необъясвимое равнодушие к своему земля-
ку продемонстрировали и месткые журна-
листы. Хотя редакция газеты «Псковская
правда» располагала материалом, рассказы-
вающим о том, при каких исключительных
обстоятельствах была спасена жизнь Юры
Емельянова, на страницах газеты об этом
не появилось даже маленькой заметка.

Наша действительность богата фактами
повседневного трудового героизма совет-
ских людей. Эти факты имеют огромное
воспитательное значение, и их вадо уметь
подмечать и правильно оценивать.

Фх®>®

СЛУШАЛИ — „Дорогой много-

уважаемый шкап!
И ПОЗАБЫЛИ Приветствую твое су-
ществование, которое

вот уже больше ста’ лет было направлено к
светлым идеалам добра и справедливости;
твой молчаливый призыв к плодотворной
работе не ослабевал в течение ста лет, под-
держивая в поколениях нашего рода бод-
рость, веру в лучшее будущее и воспиты-
  вая в Hac идеалы добра и общественного
самосознания...

Эта тирада Гаева из чеховского «Вишне-
  вого. сада» невольно вспоминается, когда
  смотришь на многочисленные шкафы в от-
деле распространения педагогических зна-

ний Академии педагогических наук
РСФСР.

В слова Гаева надо, пожалуй, внести
только одну поправку:. вместо «ста лет»

поставить «четыре года»... Вот уже четыре
года, как в Академии пелагогических наук
впервые возникли так называемые «Педаго:
гические чтения». Со всех концов страны
учителя *шлют в академию рукописи с

изложением и обобщением сзоего опыта, с
постановкой отдельных теоретических во-
просов школы. Специально созданное жюра
просматривает эти работы. Некоторых авто-
роз академия приглашает, в Москву пля
участия в публичных «чтениях», а самых
лучших — премирует,

Замечательное начинание! И не случайно

с каждым годом оно все больше и больше

Auta механизации ‘ния: В этом году, например, жюря акале-

строительстве,

вылающимся

a3 Alo-

ионов рублей на оплату «углов». енимае-

‚мых для студентов у частных лип. На

«углы» тратят миллионы и Министерство

просвещения РСФСР. и Министерство сель-
ского хозяйства. и Министерство здраво-
охранения...

Все ведомства весьма успешно осваивают

«угловые» миллионы. Остатков к конпу
года не бывает.

А вот миллионы.  отпускаемые госу-
ларетвом на строительство п восстановле-
ние общежитий, — эти миллионы освал-
ваютея слабо.

В 1943 rosy Министерство высшего
образования СССР снова не освоидо всех
средетв. аюсигнованных на эти цели.
 Строители — Министеретва проевешения
РСФСР за тои голая ева осилили построй-
Ky двух общежитий; Мипистерство сель-
ского хозяйства СССР в 1949 году с тру-
дом заселило лить один студенческий дом!

Планы из гола в гол не. выполняютчя.
Из гола в ГО снимаются с Финанеирова-
ния неосвоенные средства. Для руковоли-
телей этих уиниетеретв стуленческое 06-
шежитие прололжает.  повилимому, оста-
ватьея ‹ «объектом второй очереди». пли
«объектом закочсервированным»...

Пало. ли говорить. что для такого отно-
шения к стройтельству и, ремонту  сту-
денческих общежитий нет и не может
быть оправтаний. Наша стулинчьекая мо-
лодежь хочет иметь— и, должна аметь!—
общежития уютные. удобные. вмеегитель-
ные. Пора попять’ етроителье“тво и обору-
дование стуленческого лома — деле неот-
ложное п относиться в нему следует, как
в большому государственному делу.

привлекает внимание работников просвеше-

мии рассмотрело 1412 работ, поступивших

‚рукописи у чителей-практикоз

на «Педагогические чтения». 27
открываются «чтения», Ha которые о
но 394 доклада.

Beé же! необходимо напомнить. И о дру:
гой, очень важной стороне дела.

За четыре года академия собрала свыше
двух тысяч серьезных и интересных трудов
учителей. Но лишь незначительная часть
их издана в виде брошюр и опубликована
в журналах. Подавляющее большинство
доклалов слушали и позабыли: они покоят.
ся незыблемо в «многоуважаемых» шка-
фах. которые, как и в «Вишневом саду»...
молчаливо призывают к дальнейшей пло-
дотворной работе.

Дело, впрочем, не только в том, что
ве публику-
ются. Нелавно состоявшаяся дискуссия по
книге Н. Гончарова «Осповы  педагогикя»

марта

ра.

со всей наглядностью продемонстрировала ^

отрыв многих представителей пелагогиче-
ской науки от учителя и школы, А ведь
работы, лежашие в шкафах акалемии, —
это та самая жизнь, связи с которой не-
хватает теоретикам педагогики.

Надо поставить дело так, чтобы «Пела-
гогические чтения», начинающиеся на-днях,
послужили в этом отношения переломным
моментом. Нужно пожелать, чтобы ие
только на пленумах, но и в секциях локла-
пы читались перед широкой аудиторией
педагогов, а не перед случайными посети-
телами. Нужно, чтобы наиболее интерес-
ные доклады издавались.

Изучение этих докладов следует вклю:
чить в планы  научно-исследовательских
работ по педагогике,

o 2° ©

ГОВОРЯТ, ЧТО НЕТ В одном из далеких
rks Gees и ОбЛЬНИЙ Киргизи
ПЕРЕВОДЧИКОВ состоялась читатель:
Ws ская конференция

Обсуждали «Повесть о настоящем челове-
ке» Б. Полевого. Часть собравшихся дея-
тельно и взволнованно участвовала в раз-
боре повести; другие лишь передавали
книгу из рук в руки, листали страницы в
поисках иллюстраций и огорченво’ качала
головами.

Повесть Б. Полевого на киргизский язык
не переведена,

Неазвестны киргизскому читателю и мно-
гие другие выдающиеся произведения нашей
литературы, рассказывающие о героической
борьбе и героическом труде советских лю-
дей. Киргизское государственное издатель:
ство выпустило на языке своего народа
только два произведения лауреатов Сталин-
ской премии — повесть «Радуга» В. Васи:
левской и роман «Чингиз-хан» В. Яна. И
это за много лет!

_ Читатель в Киргизии, еще не знающий
зрусского. языка или не в полной мере вла-
деющий русской речью, лишен возможности
ознакомиться с крупнейшими произвеления-
ми советской литературы.

Для республики, где полностью ликвиля-
рована неграмотность, где в городах и се:
лах успешно осуществляется всеобщее
семилетнее образозание, нетернима такая
белность книжных полок!

Bor тематический план издательства на
1950 год: пю разделу художественной лите-
ратуры в нем не названо ни олно произве-
‘дение советских писателей. i

Издательство, существующее почти чет-
верть века, пытается прикрыть свою плохую
работу ссылкой на... отсутствие переволчи-
ков. Пообещав в тематическом плане 1959
гола «резерв в 60 названий», издательство
фактически обманывает‘ читателей.

Связавшись по телефону с начальником
Полиграфизлата ‘Киргизии A. Ячником,
мы установили, что за первый квартал это-
го года издательство не выпустит ни одно-
го переводного художественного произвелеё-
ния. Группа  переволчиков. работает. над
романом А. Фадеева «Мололая гвардия».
Это все, о чем можно говорить сегодня,

Советская литература должна быть зо-
стоянием всех наролов Советского Союза!
Странно. что некоторые национальные изла.
тельства лержат произведения советских
писателей «в резерве».

ТВОИ ГОРОД

Я недавно побывал в городе. сле все его! ве

жители,
; комитета

начиная от секретаря областн
партни и кончая школьниками-
пионерами, отлают ежедневную дань благо-
  устройству улиц, лворов. домов. И делает-
  ся это не только потому, что однажлы было
  принято торжественное решение блюсти чи-
  CTOTY в порядок, а потому, что: это стало
органической привычкой горожан. их по-
требностью. Житель Сухуми, —а речь идет
именно об этом городе, — не позволит вам
в своем присутствии бросить на улице оку-
рок или сорвать веточку с дерева.

Бели вы будете замечены в неблаговил-
ном по, отношению к городу поступке, а
мимо случится итти пионерим; — они обя-
  зательно вам на это укажут. Если вы бу-
  дете продолжать делать то. же самое,
последует административное взыскание
или (что еще действеннее) общественный
  суд:

Был в Сухуми такой случай: один из
жителей города, член партии, сломал мо.
олую. только что посаженную ‹ пальму.
Провинившегося вызвали ва бюро го-
родского комитета партий и вынесли ему
выговор с опубликованием в печати.

Сухуми, расположенный в районе влаж-
ных субтропиков, имеет много возможно-
стей пля озеленения, но было бы грубой
ошибкой и несправедливостью приписы-
вать все щедрым дарам природы. Люди.
и прежде всего люли, превратили его в
город-сад, вечнозеленый в пветуший. Cy-
XYMH посозетских времен, с 6го непро-
лазной грязью и бескультурьем, был очень
белен растительностью. Он расположен на
землях, местами болотистых. а местами
каменистых и глинистых. Нужны были по-

рженный трул тысяч жителей Сухуми,

}

ЭГО, чтобы заставить плолоносить эту тяжелую

землю и высалит: на ней сотни тысяч де-
ревьев и цветов. Только за три сода выса-
: жено на улицах, в садах и парках 710,000
разлячных растений

Сейчас без преувеличения можно ска-
зать, что Сухуми стал опним из самых
чистых городов Советского Союза.

За три гола в Сухуми заасфальтировано
свыше 200000 квадратных. метров проез-
жей части и уложено 16.755 кубометров
бетона. Захолустные  немошеные улины
превратились в красивые магистрали,
оформленные декоративными газонами и
лампионами. Город залит электрическим
светом.

Если Сухуми зе пять-шесть лет сумел
рик переродиться, то этим он, в первую
очерель. обязав своей партийной организяа-
ции Коммунисты возглавили благородную
патриотическую заботу населения о род-
HOM городе.

После того как от горола отодвинулась
война, партийная огганизания Сухуми объ-
явила похол за чистоту. В поход включи
лось все население Сухуми. Регпубликан:
ская газета стала печатать портреты отл?

чившихся, Многие жители, ий в первую
очередь дворники — эти обязательные
блюстители порядка,—были награждены за
хорошую работу почетными грамотами

Верховного Совета Абхазской АССР.
 Пусть же с каждым днем хорошеют на-
ши города. Пусть не будет ни олного рав-
нодушного к чистоте и красоте улин жи-
теля. Побольше садов! . Цветы и зелень
вдоль городских магистралей! Вель в н2-
ших горолах живут творцы коммунизма.
Такие люди достойны самых красизых

истине не отступаюшая ва перед чем лю-   городов на земле.

бовь к своему родному городу и самоот-

Сергей ОСТРОВОЙ

Реставрация Петровского дворца

Лефортово — олна из интереснейших
в архитектурном отношении окраин’ Мо-
сквы, Здесь хорошо сохранились злания,
построенные 6 XVII—XVIII веках, опрел-
ставляющие собой ценнейшие исторические
и архитектурные памятники столины.

Одним из таких памятников русского
зодчества является Петровсквй  пвореп,
возлвигнутый талантливыми русскими архи-
Текторами В свое время это была круп-
нейшая авориовая постройка Москвы. По
своим размерам она уступала лишь coopy-
жениям в Кремле.

В обширных, богато обставленных залах
дворца Петр [ принимал иностранных пэ-
слов, устраивал торжества и созывал

ассамблеи О начале ассамблей оповешали
выстрелами из пушёк, котсрые были уста-
новлены на специальной плошалке, распо-
ложенной перел главным фасадом дворца.

Весной нынешнего года в Петровском
лворие начнутся болыние реставрационные
работы. Бупут восстановлены в первона-
чальном виле фасалы зпания. возлвигнуты
высокие шатровые крыши, как это было
в старину, реставрированы главный въезд
вс лвор злавия и перевянные решетчатые
ворота. Перел зланием восстанавливается
белокаменная баллюстрала. окружавшая
плошадку, на которой были установлены
пушки.

—————

Одна библиотека — на 700 жителей

ЕРЕВАН. (Наш корр.). Кирчи `— колхоз-
ное село в восточной части Армении В се-
ле имеется библиотека. За гол она вылала
7640 книг, организовала несколько литера-
гурных диспутов и читательских конферен-
пий, тридцать лекпий, восемнадцать книж-
ных зыставок В библистечных фондах рес-
публики — семь миллионов квиг. }

В Армении сегодня олнз  библибтека
приходится на семьсот жителей (по СССР
в пелом примерно на 2.000 человек, в то
время как в США — ца 20000). В ante
нешнем голу в республике npeavemotpeno
открытие десятков новых библиотек — ва
предприятиях. в колхозах, учреждениях,
школах, институтах.

}

‹