‚о завтрашнем

Я

В организации литературного процесса
огромную роль играют нмыни литературно-
художественные журналы. Как правило,
305 лучшие произведения советекой лите-
ратуры впервыю приходят к читателю че-
рез журнал.

Журнал «Новый мир» пользуелся боль-
пой популярностью среди читателей. Это
журнал < выдумкой, инициативой. Его
отличает разнообразие початаемых мате-
риалоз, различных тю жанрам, творческим
манерам. .

В минувшем году в журнале были напе-
чатаны удачные произведения, получившие
положительную оценку советской общест-
вечности. Это — «Новость © детстве»
ф. Гладкова, роман А. Пончара «Злата
Прага», пьесы Ве. Вишневекого «Незабыз
ваемый 1919-й», С. Михалкова «Илья Го-
лорин», А; Сурова «Зеленая улица».
(Слодует Такяю отметить повесть Г. Гулиа
«Добрый город», документальную повесть
И. Горелика «Сталинский лаурезл».

Интересно велся в 1949 тоду отдел по-
ont. В этом отделе были напочатаны:
‚повесть в стихах А. Яшина «Алена Фоми-
на», цикл стихов Е. Долмавского «Слово
дне», поэма А. Кулешова
«Пустые. люди». второй цикл стихов
М. Туреун-заде об Индии. Были опублико-
‘заны две подборки стихов: поэтов июст-
надцати советских республик и стран wa-
“родной демокралии-ко дню семидесятилетия
ИИ. В. Сталина и стихов поэтов. двадцати
‘четырех ютран, посвященных борьбе за мяр
и демократию, против поджигателей войны.

Следует отматить птироту в охвате явле-
ний действительности, вк которым стреми-
ся «Новый мир». Отдел очерков, воспоми-
наний, дневников, документов пользуется
у читателей большим успехом. Наиболее
удачны произведения И. Горелика «Днепро-
1эержинек. как он есть». Г. Фиша «Пое-
вращение видов», Р. Бершалекого «На
раскопках древнего Хорезма». Б. Изюмеко-
ro «Записки офицера», вторая часть вос-
поминаний А. Федорова «Подпольный 0б-
ком действует». , ;

«Новый мир» в 1949 rory вел правиль-
ную линию в области пропаганды совет-
«кото патриотизма, достижений отечествен-
ной науки и техники. Он боролся с низко-
поклонством перед буржуазным Западом,
за приоритет русских и советских. ученых.
Эта борьба сочеталась © разоблачением
коемополитизма, ках воинствующей идео-
логин амезиканокого имиеоиализма, и его
проявлений в современной литературе.
качестве примеров можно привести статьи
В. Щербины «Вопросы  совелекей  кино-
праматургии», А. Караваевой «Оруженос-
цы космотюлитизма», Н. Габимекото и xp.

Положительной сторолой” работы «Новэ-
го мира» являетея то, что в нем даетея
широкая библиография по различным  от-
раслям знания. Отдел «Внижно 06б0зре-
ние» охватывает зналительное количество
книг по вопросам истории. международных
отношений, науки, права, экономики, сель-
ского хозяйства, техники, биологии, мате-
матики, географии, медицины. К сотрудни-
честву в этом деле привлечены крупные
научные силы страны. ‚,

И все-таки, подводя итоги работы «Но-
вого мира» за год, следует признать
серьезное ухудшение отделов прозы и дра-

‘мАтТургии в журнале в минувшем году по.

cpasnenmo ¢ 1948 годом.

В 1948 году облик, направление журиа-
ла опрелеляля такие новаторские произве-
улк «Необыкновенное лето» №. Фе-

дания,
wna, «Далеко от Москвы» В. Ажаевь,
«Весна в Сакене» Г. Гулив, «В ropy»

НАМ ПИШУТ

Обсуждение вопросов детской литерату-
ры на ХШ пленуме правления ОСП вы-
звало большое количество читательских
откликов. Ежедневно в редакцию «Литера:
турной газеты» поступают письма от биб-
лиотокарей, педагогов, родителей.

«Мы уверены, —пимет учитель БВ. Ми-
тёкин (стантия Редкино, Октябрьской
‚железной дороги), — что в Тезультате
работы пленума появятся десятьи нозых

‚ унтереоных и увлекательных детских
ЕНИГ». ae
*

° Интересно письмо группы сотрудников

хелских библиотек Москвы. Авторы пиеь-

из пишут © журнале «Пионер».

1Очый читатель исключительно любозна-
телен, ему хочется все знать, он интеро-

суется и событиями, происходящими в на-
Как же

знаний журнал
вопросе в письме.
Жизнь нашей страны отражена только
разделе «Мы путеше-
Это хороню; но,
мало. Нужны увлекательные очерки © том,

шей стране, и жизнью за рубежом.

удовлетворяет эту жажду
«Пионер»? —— ставится

в четырех номерах в
ствуем по родной стране».

kar живот и развивается наша Родина.

В журнале мало интересных рассказов
Слабо освещаются
вопросы чести, мужества, дружбы и т. д.
- Нам кажется, что основным нелостат-
что он He
адресата и хочет
10 до 16 лет. Этим,
объяснить COCEACTBO B
повести С. Георгиевской
которую читают уча-
и С; Бон-

равна зоо * ыы

6 школе, о пионерах.

KOM скурнала является TO,

имеет возрастного

нужно

очозидно,
одном номере
«Бабушкино море»,
щиеся 3—4-го классов, и статьи

== “
svevecacaqnouncnausucasannasavqueswersssssen” newepnacon eae

ЛАУРЕА

урнал „невый мир в 1949 году

А: Саксе, «Трое в серых шинелях» В. Доб-
ровольского. В этих произведениях была
видна ясная линия журнала — его стрем-
ление к центральным темам современности.

Живая связь © нашим временем ослабла
в отделе прозы в 1949 году. «Новый мир»
не дал в прошлом тоду больших прозаи-
ческих произведений, раскрывающих пере-
довые черты наашей эпохи, характера co-
ветекого человека.

.В 1949 голу в отделе прозы «Нового
мира» была нонижена требовательность к
нисателям. На страницах журнала появи-
лись произведения, страдающие серьезны-
ми ошибками и недостатками. :

В партийной печати были подвергнуты
сурозой, справедливой критике произведе-
ния. напечатанные в 1949 году в-журна-
ле: искажающая действительность иБеса
А. Софронова «Карьера Бекетова», поеред-
ственная, мало художественная пьеса. В;
Кожевникова «Огненная срёка». роман
В. Катаева «За власть Советов», в ROTO-
ром авто) неверно изобраещл советекую
действительность и Тюаь партии и. пар-
тийных руководителей в партизанском
потполье в годы „Великой  Отечестван-
ной войны. «Новый мир» намечатал так-
же первую ` часть тюмана В. КВаверина
«Открытая книга», где большой мир рево-
люций заслонен мелкими, скучными пеое-
живаниями героини.

Редакция, таким 00разом, отступила в
‘ряде случаев от требований социалистичес-
кого реализма, от борьбы за высокое мас-
теретво художественной литературы. Эта
невзыскалельность редакции, амнистия ху-
дожественных слабостей и недостатков ска-
зались. в пекритическом отношении «Но-
вого мира» к писателям А. Софронову,
В. Кожевникову. Плохую услугу оказал
журнал и члену редколлегии «Нового ми-
ра» В. Катаеву, отказавшись от критиче-
ской оценки его нового романа, от’ работы
с автором. Подмена принцициальных oT-
ношений приятельскими. нарушение в ря-
до случаев коллегиальности в работе ред-
коллегии журнала привели к резкому ухуд-
шению отделав прозы и драматургия.

«Новый мир» умел вести работу и с из-
вестными писалелями и с литературной
молодежью. Журнал завоевал любозь чита-
телей. острым чувством нового, умением
привлечь молодых писателей, раскрываю-
ших в своих книгах новые стороны  дей-
стрительноети. Эло Чувство нового зпачи-
тельно притупилось в отделе прозы в 1949
году. Й сказалось эм, в частности, и в
том. что, заполняя свои страницы неполно-
ценными в идейном и художественном от-
ношении произведениями (а вель какую
огромную «площадь» отнял роман В. Ка-
таова!). редакция ослабила работу как с
спытными. так и © молодыми писателями,
недостаточно привлекала новые имена:

Отступление в ряде случаев от требо-

ваний ‹сопиалистического реализма, сни-
жение требовательности, ослабление борь-
бы за высокое  мастеретво литературы
чувствуются и в критическом отделе журна-
ла. В «Новом миро» опубликовано немало
рецензий, в которых отсутствует серьез-
ный эстетический анализ произведений.
Давая положительную оценку ряду
произведений, заслуживших общественное
признание, редакция вместе © тем не от-
мечала имеющихся ‘в этих. произведениях
недостатков. Релакция в первых номерах
тода публиковала «Литературный дневник»
К Зелинскою и Е. Ковальчик. Замысел
[а дневника заслужягвает самой поло-

житольной оценки. Однако авторы не спра-
вились ¢ залачей широкого критического

ЗАМНАИЕВАНААМААННААННН

ди —— «Десятая глава «Юбтения Онегина»,
рассчитанной на 8-й класс.

Необходимо печатать хорошие стихи,
исторические повести. сказки, легенды.

Журнал должен помечь ребятам в их OKC-
  периментальной работе по технике и ес-
 `тоолвознанию, птире показывать жизнь 3%
  рубежом, давать игры и загадки».
4 =

«Я очень люблю налту советекую поэ-
зию. — пишет Н. Доза (Ростов-на-До-

ну). — Поотому особенно досадно, orga
встречаешь в печати произведения  не-

хоработанные, небрежно написанные. Пи-

сателя А. Оленича-Гнененко хорошо зиалот
в Ростове. Но стихи этого автора, опуб-
ликованные в raseTe «Большевистская
смена» от 1 февраля 1950 г., вызывают
просто недоумение. В a речь идет 9
насажлении в Ростовской области субтро-
пических культур. Но как ижю поэт пре-
полносит читателю эту тему?

В стихотворении «В поход, юннаты»,
автор делает зналительное «открытие»:

Вперед, юннаты, — в каждой хате

Есть окна — значит, не темно.

Дальше поэт предлагает:

Садите (?) в кадки цитрус сладкий,

Грейпфрут садите (?) и лимон,

Расставьте кадки, как на грядке,

У самых солиечных окон...

Очевидно, в отличие от «цитруса елад-
кого» грейпфрут следует называть «ци-
TPYCOM горьким», & Лимон — «питрусом
кислым».

Дальше, в стихотворения «Разговор 0
субтропиках» написано:

ТЫ СТАЛИНСКИХ

Сулейман РУСТАМ

¥

JAY PE

iat

обозрения новых книг, обобщения новых
явлений литературы, «Глаза. разбегаются,
тлядя на этот поток книг!» — восвлицают
критики. И действительно, создается впе-
чатление, что у авторов «разбежались гла-
за», и они выхватывалот из богатетва со-
ветской литературы первые  попавшиеся
на глаза произведения, не стремясь подчи-
нить разтовор © них какой-либо пели,
обобщающей мысли. Критики сухим, Ка-
зенным языком излагают содержание от
дельных книг, и на наших глазах под их
пером яркие. талантливые произведения
теряют краски, исчезают художественная
ткань, и все книги начинают походить на
одинаковые, скучные, однообразные схемы.

Такой же обедняющий нанеу литерату-  .
ру характер носят и такие критические
етатьи «Нового мира», как, наюример, ста-  :
твя В. Кожевникова «Советекая проза 1948
тода», рецензия С. Евтенова на роман
А. Чейшвили «Лело» и другие. С. Бабены-
шева в рецензии на роман В. Лациса «Бу-
ря», занимающей восемь колонок ‘убори-
сто шрифта, излатает скучным, стаздариг-
ным языком содержание романа. Никакого
стремления проникнутЕ в своеобразие
произвеления. разобраться в его хуложюет-
венных достоинствах и недостатках критик

В. П. ИЛЬЕНКОВ

ИМЕНИ ПОЭТА

Я недаром вздрогнул.
; Не загробный-вздор.

ТЫ СТАЛИНСКИХАПРЕМИЙ

-4

oh

ПА. ПАВЛЕНКО ;

жи варили а

СВЕ

oa

р!
ЯДА

М. Г. ПАПАВА

avWe eid ecereus eer vecensenpansetensats eeu esp SUE Sees Vey HUSUTET CIT

Николай ПОГОДИН

ИЕ СИЛЫ

СПЕКТАКЛЬ «ТРИ СОЛДАТА» В СТУДИИ КИНОАКТЕРА

не обнаруживает, Все «замечания» С. Ба-  В порт,

бенышевой о художественных особенностях горящий, В

романа исчерпываются одной фразой: как расплавленное лето;

«В. Лацис палисал прекрасную каигу»а   - op re а На затемненном просцениуме появляют-

4 г.

у Toe ne а о товарищ «Теодор  ся три- фигуры -— солдаты. Затоворили, но-
а ‚  Herres.- стучались в условные двери — кулисы, в
в которой содержатся неправильные 1010-   Эти строки, написанные в июле 1926 г.,  чим вышла женщина, узнала. среди них
жения. Требование идейно-художествениюго   Владимир Владимирович Маяковский по-  близкого Человека, и все четверо скрылись

совершенства произведения ошибочно WOI-   святил героически погибшему Теодору Нет-   за занавесом.

меняется автором требованием публицисти-   те — советскому диинкурьеру- Имя Теодо-

ческой тенденции. Публицистичноть в
этой статье выдвитается одним из главней-
ших средств художественной изобразитель-
ности, Это ошибочное утверждение, вы-
бивающее из рук критиков оружие эстети-
ческого анализа. амнистирующее художе-
ственные слабости произведения,  повто-
ряелся в еще более откровенной форме в
заушетельской рецензии В. Важдаева на
работу А. Бушмина.

Важнейние вопросы повышения писа-
тельского мастерства не были поставлены
на страницах журнала.

Редакции «Нового мира» необходимо одет
лать серьезные выводы из Tex оптибок,
которые были допунюны в 1949 году, и
всемерно повысить требовательность К
идойно-хуложественным качествам публи-
куемых произведений. При широком нои-
влечений писателей всех  покожений T
работе журнала Halo руководетвоваться
лишь одним критерием — значимостью их
книг для созетского народа. Никаких иных
соображений в подходе к произведениям не
  может быть.

Журналу следует обратить’ особенно
‘серьзное внимание на опубликование под-
 линно художественных произведений 0
советском рабочем классе на освещение
важнейших стороны жизни  советекого
общества. м :

Редакция «Нового мира» должна серьез-
‘но перостреять отдел крики, публиковать
‘статьи. посвященные повышению художе-
ственного масторетва, даюние конкрет-
ный анализ разбираемых произвелений.

У журнала есть всё возможности устра-

ла отмечена его работа в минувшем году.
Хорошие традиции. талантливый авторский
актив, умение работать < писателями, на-
ходить писательскую молодежь — Bee OTH
достоинства журнала должны помочь pe-
дакции добиться новых успехов.

О ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Нам подеббит (?) агроном
Всей своей наукой, Г
Юг на север повернем... i

Можно добиться, чобы на севере про-
 израетали растения юга,
«полеоблял» агроном «всей своей наукой»,
«повернуть» юг на север вряд ли удастся.
  Хочется, чтобы писатели бережнее обра-
`щались < русским языком и с читателями».
к

А. Култышов, преподаватель пед-
училиша (г. Ветлуга, Горьковской“ обл.)
указывает на необходимость самого та»
тельного отбора произведений, — включае-
мых в программы по детекой литературе.
В чаютности, азтор письма недоумевает,
почему в программе для педучилит зна“
чийея сказка «Самое дорогое».

«В этой сказке советские люди показа-
ны крайне ограпиченными, примитивными
  существами, — пинют А.  Култьшиев. —
Колхозники ломают себе голову над во-
проеом, который яеен восьмилетнему те-
бенку. Собравигиеь в правлении колхоза,
сни спорят O TOM, «что есть на свете с4-
мое лучшее и дорогое». Одни говорят, что
самым дорогим являются коровы (!), дру-
гие называют рыбу (!), третьи — рожь...
Не решив вопроса, объятые каким-то He-
понятным задором, выдуманные колхозни-
ки решили «итти по всей земле русской»,
дабы рассеять обуявшие их сомнения.

Й не Gyan таинотвенного клубочка, за-
вещанного некоей бабупткой, едва ли кол-
хозники нашли бы истину.

Странно, чло подобная «сказка» вклю-
: чена, в программу по детской литературе».

cn taveccewnesensasccctusccunasenesucavessenacesnanenssesssasessesenen

ПРЕМИЙ,

нить те крупные. нелостатви. которыми бы-

по как бы ни.

И эт» начальная сменка, сыгранная в
полутьме и занимающая две-три минуты,
сразу захватывает внимание.

Солдаты вошли в-избу: Они, прикрывая
‚отступление, остались за. линией фронта,
измотались, пробиваются в своей части,
один. ранен. Сорок первый год...

Сцены, как сцены, ничего поразитель-
ного и не происходит, но Что же здесь так
волнует? Мне вепомнился спектакль моло-
дых вахтанговцев «Виринея», сыгранный
25 лет тому назад и — памятный, Тогда
вахтантовцы — в особенности Алексеева и
Щукин — пленяли зрителя особеннюй све-
жоотью своей игры, пронакнутой острым
чувством революционной ‘современности.

ра Нетте было присвоено одному из паро-
ходоз Черноморского флота. И Маяковский
мечтал тогда, «умирая, воплотиться в .па-
роходы, в строчки и в другие долгие дела».

Прошли годы. Имя Маяковского вопло-,
тилось в пароходы, школы, танки, улицы,
театры и «другие долгие дела»..

Десять пароходов «Владимир  Маяков-
ский» плавают по морям и рекам. «Влади-
мир Маяковский» было начертано на бро-
не трех танков. Один из них, мощный,
всесокрушающий «ИС»; дошел до Берлина,
no camaro рейхстага. Штурмовик «Владимир
Маяковский» разил врага с воздуха. Под-
водная лолка «Владимир Маяковский» то-
пила вражеские корабли з Балтике.

Имя поэта носят: площадь в центре Мо-.

сквы, станция метро, переулок, библиоте- ro
ка-музей, район в Грузии, сел в Ap- Il por т6нерь молодежь Государственной
мении, поселок в Калужской области, ‘студии киноактера, руководимой С. Tepa-

горный пик на Памире, клуб литераторов
в Ленинграде, улицы в 15 городах мира,
пять. театров, три городских парка, шко-
лы, колхозы... И это далеко не полный
список, к составлению которого приступи-
ли Государственная ‘библиотека СССР им.
В. И. Ленина и Государственная библиоте-
ка-музей им. В. В. Маяковского,

Рукописное наследие
А. С. Пушкина

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В Институ-
те русской литературы (Пушкинский дом)
Академии наук СССР, по решению прави-
тельства, сосредоточено все  рукописное
наследие великого поэта. Сейчас общее ко-
личество пушкинских автографов достигает
  1.700. Кроме того, в архиве института хра-
нится так называемая, «Пушкиниана»
обширное собрание материалов, относя-
щихся к жизкй и творчеству поэта. Это—
всевозможные документы и «дела», в зна-
чительной части биографического харак-
тера, а также многочисленные воспомина-
ния и письма современников,

За последнее время «Пушкинский фонд»
пополнился новыми поступлениями... V3
Государственной ° публичной ‘библиотеки
имени М. Е. Салтыкова-ШЩедрина получен
обнаруженный там карандашный автограф
стихотворения Пушкина «19 октября
1827». Оно начинается словами: «Бог
помочь вам, друзья мой...». Этот неболь-
шой листок, считавшийся ранее списком,
оказался‘ подлинной рукописью поэта.

Болыной интерес ‘представляет неизвест-
ная записка Пушкина, датированная 16
марта 1834 года. Она является ответом
на предложение ‘участвовать в составле-
HHA энциклопедического словаря Илюша-
ра. В записке говорится: «Согласен ‘участ-
вовать, если имени моего He будет упо-.
мянуто и если все условия редакции бу-

симовым, пленяет нас свежестью и новиз-
Holt 6503й игры, проникнутой глубоким
реализмом. Но реализм принадлежит к тем
живым понятиям, которые у нас обота-
щаются 10 мере того, как развивается дей-
ствительность. Качества, которые мы назы-
ваем чуветвом современности у художника,
HO даютслодшим талантом или мастерством.
 Талант и мастеретво требуют бесконечных
пополнений жизненным материалом. Иначе

менных пьес, тде есть режиюсерекое ма-

мало чувства современности и, значит,

жизненности.

дит в лесных болотистых краях, где-то
далеко на запад от Москвы, где питлероз-
цы замьпиляли оставить на долгие време-
на «зону пустынл». Война уже позади,
и перед зрителем проходят каргины, объе-
диненные общей темой переустройства жиз-
‘ни на пути в коммунизму.

Два тероя Kan бы противопоставлены
друг другу. Солдат Федор Шаповалов на
войне.но неустойчивости характера чуть
не сорвался. Ив мирной жизни проявляет
он свою неустойчивость. Сержант Ков-
стантин Вабашиклн, наюборот, наделен каче-
етрами строго диенинлинированного пере-
`дового человека. Столкновение Бабашкина,

ЛИНИЮ Wbe=

тлавную драматическую т
привлекает не

сы: Но интерес зрителя

его богатом. многообразии оставляет. содер-
жание спектакля.

Вещь эта воздавалась постепенно, кол-
лективными усилиями студийцев. Ее лите-
ратурный материал предназначалея для

дут мне известны и сообразны с моим ты :
предположениями». о ОМИ   дабораторно-творчеекой работы ‘в Студии
Внимание исследователей «Пушкипиа- актеров кино. Многое в этой пьесе очень

близко к драматургии кинематографической,
и пьееу легко представить себе на экране,
тде олин эпизод с минутным дейетвием мо-
жет составить важный узел в развитии ©ю-
жета. Лрутое дело — театр. Злесь, труднее
в короткой спене убедить зрителя в неиз-
бежности возвращения трех соллат в эту
деровеньку, гле они в начале войны обрели
будущих подруг жизни. Однако лаборатор-
ная работа студии вышла далеко за пре-
лелы первоначальных задач, и зритель
увидел свежий, правдивый, волнующий
театральный спектакль.

Конечно, не все удалось мололым авто-
рам Ю. Егорову и Г. Победоносцеву. Язык
пьесы, в большинстве случаев точный,
жизненный, вдруг становится сухим и ри-
торичным. Некоторые спены сильно затя-
нуты. Неровно написана, на Мой взгляд,
роль сержанта и зоотехника Конотантина
Вабашкина. В военной обстановке он за-
мечателен, а вот в мирное время выписан
е дурным  сентиментализмом, Артиет БВ.
Витюков стремится быть правдивым и
простым, но все же за сверхпололжитель-
ными качествами. героя нередко  ис-
чезает жизнь, И Это тем более обидно,
что кругом она льется через край.

Но есть в Пьосе множество сцен, кото-
рым позавидуешь. Трудно, например, пере-
сказать сцену у колодца, как трудно пере-
сказать все истинно поэтическое. Левушка

ны» привлекает мало’ ‘изученный ‘кишинев-
ский дневник П; Долгорукова sa 1822 год,
содержаший упоминания а поэте в перйод
его ссылки на юг. Автор дневника, неод-
нократно встречавшийся с Пушкиным,
приводит высказывания поэта, описывает
его отношение ‘к властям и т. п. “

Ныне все пушкинские рукописи обрабо-
таны и оформлены по единой ‘системе.
Составляется карточный каталог, «Пушки-
нианы» и впервые подготовляется ее под-
робное описание.

В Пушкинском доме
библиотека поэта, насчитывающая около
3.500 томов. История ее вкратне такова.
  После смерти Пушкина библиотека была
вывезена на склады Гостиного Двора, _
где пролежала много лет. В 1906 году
она была приобретева у внука поэта для
Пуиикинского дома. Ценность ее тем ‘So-
лее значительна, что в некоторых книгах
  встречаются автографы и пометки, сде-
ланные рукой Пушкина. Свыше двухсот
книг, попорченных плесенью и повреж-
денных жучком, уже  реставрировано.
Специальным составом закреплены He-
сколько десятков карандашных и. чер-
нильных автографов поэта. В’ дальнейшем
намечена раставрация самих пушкинских
рукописей, что обеспечит долговечность
их хранения. Это тем более необходимо,
что часть рукописей пострадала от сур-
гучных печатей охранки, на других выцве-
ли чернила, стерлись записи, сделанные
карандашом, сильно обветшала бумага.

—+—-
‚Альманах «Дружба народов»

находится личная

сцены удастся хорошо поставить. Но здееь
эту общую смену разыгрывают дружно, БАБ

один человек, с великолепным пониманием
общей задачи, се живой пламенностью, 6

ДУНЮЙ. mu

#3

Молодые авторы, которые являются и п-*

становшиками спектакля, принесли в свою
‘работу такое обилие современных жизнен-
‚ных наблюдений, что часто диву даешься
от этой точности. Если, например, в пьесе
секретарь райкома партии, руководивший
в полы войны партизанами, говорит, что ов
TOI, TO эта реплика «не повисают в
любой роли и разыгрывается в спектакле,
как разыгрывается в больной’ серьезной
музыке главная тема, оркестрованная мно-
жеством музыкальных сочетаний.

В пьесе действуют девушки Любаша Каз
линкова и Саня Досаева. Они не совершна-
  ют великих героических поступков, но в.
исполнении молодых эвтрие образы девушек
приобретают народные, современные, типи-
ческие мерты. Я видел в фюди Любы
известную нам по кинокартине «Молодая
гвардия» актрису 1. Шаталову и в роли

современно — от неуловимой гордости в
  маперо говорить и смелости во взгляде до
жеста и походки, в которых узнаются длю-
ди, видавшие войну лицом в лицу.

беда. Мы нередко видим постановки совре-^

стерство и актерские таланты, но очень.

_ Действие пьесы «Три солдата» происхо-

колхозников -— и Шаповалова составляе

только эта линия: колхозная жизнь, раб-
крытие характера оовехкого человека в.

Вышел № 1 альманаха «Дружба наро-
дов» за 1950 год. В разделе хуложествен-
ной прозы помещены роман Гумера Баши-
рова «Честь», посвященный трудовому ге-
роизму татарских колхозников в дни Ве-
ликой Отечественной войны, и рассказ ук-
раинского писателя Анатолия Хорунжего
«Золотая звезда». Поэзия представлена
циклом стихов Реваза. Маргиани «Песня о
коммунизме» в переводе с грузинского
В. Звягинцевой и стихотворением Павла
Антокольского «21 декабря 1879 года».

В отделе критики и библиографии поме-
шена статья В. Гольцева «О советском
историческом романе и романе К. Гам-
сахурдия» и реиензии: Н. Калитина на
пьесу Собко «За вторым фронтом», П.
Скосырева на роман М. Сулейманова
«Тайна недр», Я. Смелякова на поэму
ВЕ: арокова «Лес в пустыне зашумел»,
Г. Маргвелашвили на сборник стихов
  К. Каладзе «Избранное».

получила пибьмо се фронта от сержанта —
ничего особенного — прочла письмо велух
ий потом подруги разговорились © любви...
И это письмо м этот разговор так по-совре-
менному реальны, точно автором их яви-
лась сама жизнь со всей своей поэзией. В
сцене этой—наредкость стройный ансамбль
испольнительниц, ансамбль, который с0-
ставляет достоинство всего спектакля.
Эдесь хочется сказать еще 0б одной важ-
ной особенности «Трех солдат». Речь идет
9 том. что пе только главные роли. но и
роли, как будто бы незаметные, ° стали
обязательными в спектакле.

Есть в спектакле картина, которая обых-
новенно называется в театре «массовой».
Вечером на улицу вышли люди и завязал-
‹я общий разговор. Редко-редко такие

Новизна этого молодежного спектакля в
Том и состоит, что искусство художествен-
 ного. коллектива проникнуто борьбой 3a
современность, против штампов и фальши.
Мне кажелея  интереным и сильным.

этого человека и, главное, любовь в
нему колхозников показаны в сиек-
такле очень убедительно. Почему? Потому
что артист А. Дегтярь увидел в пар
тийном руководителе прежде всем херо-
Hero, передового советского человека, в
котором неразрывны высокая большевиет-
ская идейность и чуткое товарищеское от-
ношение к людям, непреклонная твердость \
и хоролгий юмор. 4

В пьесе подробно рассказана история
солдата Федора Шаповалова, котором“
играет Г. Шаповалов. Хочется сразу сказ
зать — хорошо играет. Солдат, колхозник,  ,
плотник по профессии, Федор Шаповалов, i
как уже сказано человек ноустойчивый, ^
притом с’ гонором и норовом, склонный к’
индивидуализму. Можно представить себе,
как в спектакле, далеком от современности,
Федор выглядел бы этаким «еореднячком»,
который еще не до конна принял колхозы, !
да В тому же «болеет» за своих поросят и!
«разводит спаржу». А поближе к нашему’
`времени—9то тип © исчезающими.
чертами индивидуалиета. Да и сам Федор’
у Г. Шаповалова: чуветвует и видит, что’
никакого серьезного разлада с окружающей!
средой у него нет. at

А Иван Рощин, этот неудачлавый влюб-,
ленный? Чудесный образ! Не любит его.
девушка — одно мучение! Этот образ wor’
быть испорчен навязчиво-комической штам-.
пованной трактовкой его. как «типичного»,
деревенского ухажора. В студии же (я\
видел в этой роли Г. Юматова) он дан
так свежо и непосредственно, что зритель:
зерит в него всей лушой. А чуть лашы’
<пережми». «сыграй на публику». и будет.
тривиальность. Й вообще в спектакле явна’
действует принцип, по которому нельзя!
«играть на публику» с нарочитым стремле-.
нисм вызвать смех, сорвать аплодисменты.”

Некоторые театральные критики 3.104)
употребляют словом «новаторство». На
ведь много хоропего в богатейшей история
нашего театра, которое может опять явить:
ся в спеническом искусстве. И мне думает!
ся, что в этом спектакле вновь и но-ново-
му ощущается сила высокого спенячеч
ского реализма, BR которому еше в пору.
своей молодости пришел Художественный
театр. Это тот реализм, когда на спене
видишь жизнь В0 всей ое по

свежести и непосредетвенноети, когда ни’

а

какие «театральные»
кают внимания зрителей от жиз.
гороев. По такому tyra идут молоды

артисты. Наш советский кинематограф

его могучей школой реализма помог ар’
тистическому коллективу направить твор’

приемы HO. OTRAS

Fiat

г

чество по пути жизненноети. i
Мы знаем, что свое хуложество артисте,
студий приобрели через огромный трул.
который поставил в один ряд опытных
начинающих и дал их превосхолдному иснол)
нению единый стиль, В’ этот спектавл
вложил вое творчество большой советские
художник Сергей Герасимов, который в
успокаивается на собственных успехах 1
стремится вывести на больйую дорогу ис.
кусства свежие силы.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТ 1

к

№ 25 3

i

т

}

теперь знает, на что способны советекие

воздухе», она является как бы ключом в

Сани — М. Врепкогорскую. Все у них ново,

образ секретаря райкома Андрея Полещу-

ка. Как будто и текота ему отпущено.
немного, ‘и появляется он в спектакле
редко, между тем  организующаея сила.