ГИР, самой идейной, самой

И

¢

Недавно, пробираясь из левобережного
 Задонья в Сальские степи, я заночевал в
`волхозе имени Сталина, в доме старика-
‘воловниЕа. Новый, только что  отетроен-
‘ный дом снаружи еще не был оштукату-
‘рен, а в его светлых, просторных комватах
‘стоял крепкий запах свежих сосновых до-
(сок, масляной краски, не просохшей по
‘углам извести,

Невысокий коренастый хозяин, одетый
 в теплую защитную гимнастерку, стега-
‘ные брюки и серые шерстяные носки, си-
ел на затянутой ковром тахте Tak, как
 бычно сидят степные пастухи: чуть суту-
‘тясь, поджав ноги и кинув на колени тя-
(Herbie темные руки.

Дюбуясь добротными перёплетами OKOH-
“THX рам, украшенными резьбой дверями,
’отлично сложенной . печью, я спросил у
` хозяина:

— Давно построились?

’ < Только, можно сказать, вселился, —
’ ответил старик.

‚ Узнав, что хозяин выработал в колхозе
коло пятиеот трудодней, я посмотрел на
’ тего недоверчиво:

‚ —— Когда же вы успели: дом построить?

Потлазживая колени, старик ответил ете-
`Тенно:
 ] — Разве ж я ето сам строил? Колхоз
‘ne построил. И лес дали, и этернит добы-
оли, и стекло привезли. Тут, можно ска-
‘ ать, цельная бригада колхозных плотни-
 . зов работала...

Он взял кочергу. неторопливо помешал
‘карко горящие кизяки и. помолчав, но-
‚ ернух ко мне обветренное, изборожденное
езкими морщинами, чисто выбритое лицо:

— У нас работящий человек высоко
” оставлен. Он, человек, на  первейшем,
‚ Южно сказать, месте у нас стоит...

’ На срасевете за  стариком-воловником
аехала машина, и он отиравилея в степь,
‚ стаду, а я, проводив хозяина,  вспоми-
‘зал наш ночной разговор и думал о его
. ‘покойных, полных силы и глубокого

мыела словах:

; юставаен...

Да, это правда. Человек в нашей стра-
6 — это самое дорогое, самое священное,
амое великое. Ему, человеку, принадле-
{ит все, что завоевано революцией и 603-
`ано могучим социалистическим строем.
Навеки исчезли у нас унижающие че-
овека, волчьи законы. Если когда-то по-
`вление ребенка вызывало в семье TPy-
‚ ового человека только горестные слова:
: ‘лишний рот — лишние заботы», 10 те-
`ерь рождение человека стало у нас

‘раздником, ° символом торжествующей

ЗИЗНИ.
°1 Уважением, любовью и почетом окруже-
(  ‘BIB нашей стране
i
}

женщина-мать и po-
зденный ею ребенок. Огромные суммы
включаются в государственный бюджет
„пя помощи многодетным матерям. Прави-
   рльственные награды — от медалей и
iy рденов до замечательного и самого чело-

i
}

¥

’ эчного в мире звания «Мать-геройня» —

\ энчают советскую женщину.

` Давным-давно нет в советской стране
‚ неудачника», который искал и не мог
айти применения своим силам: перед
” юбым из граждан социалистического го-
 ’ аретва открыты пути в счастью. Нигде

` никогда чеетный человеческий труд не

олучал такого признания и такой бла-

‚ марности, как в советской стране: Золо-

ой Звездой героя украшает . государство
„Будь старого, потемневшего от степных
 Ътров табунщика, работающего в недрах
 ‚мных шахтера, девушку-доярку, машини-
 та, ученого. В солнечных приморских
‘  гюрцах-санаториях с одинаковым правом
  гдыхают старуха-колхозница и знамени-
te рабочий-литейщик и прослав-

‘ty поэт,
‘ивнный генерал. 5

Внимание и любовь к человеку, YyBa-
   ение к его трудовым и воинским подви-
  м, признание его высокого человеческо-
  › достоинства He только определяют
` ицность коммунистической морали, но и

1)
ih Н

В
а Советская литература имеет немало
достижений. С каждым 1го-
обогатаетея новыми BBICOKO-
патриотическими  произведе-
   Чями, которые служат интересам
‘урода, отражают ето творческие уси-
‘Ga, его героизм и самоотверженность
 8 борьбе за коммунизм.
Не Ната литература стала самой передо-
демократиче-
‘ой литературой мира благодаря направ-
   чющему руковолетву партий» Партия по-
‚  Веловательно боролась против враждеб-
2х И Чуждых заняний в литературе, за
  лочение всех писателей. преланных 60-
‘кому строю и’ лелу сопиализма. Метод
И” циалистического реализма. сформулиро-
Анды, товарищем Сталиным.  ориенти-
ih Nor советских писателей Ha высокойдей-
nd 3е творчество, Ha глубокое изучение tt
   авдивое изображение нашей замечатель-
Hy yp действительности в её революпионном
(  звитии, на создание проилвелений боль-
\) ой художественной силы. Партия забот-
 1 иво и чутко направляет писателей. при-
  вая их в своем труле иехозить из WH
‚  прессов народа, интелесов Родины. Поли-
ПП] аки, советского госуларетва. которая яв-

at

ръезных
Им она
‚  дейными,

т
i
j

и

И нистея жизненной оРмювой — ChBPTCROTO
   тоя.

“ily G каждым годом повышалотся роль и
 1 ачение литературы в нашем обществе.

1 к великой силы в леле воспитания лю-

igi в коммунистическом духе. «Наша ли-

1! вратура и йекуество вее больше етано.
ГИ: утея  знаменоспем нашей сталинской

И юхи. во многом солействуя успехам CO
  этекого нарола, влохнозляя его в труде В
т борьбе; распростраляя советекоо влия-
сле лалеко за тубежами нашей Родины»
1.3. М. Молотов).

}

в
i

ee ae № 25

Hin

шивают телят, поросят, кур, укрывают из

запечатлены в Основном Законе
государства — Сталинской Конституции.

Все, что причиняет вред человеку, —
насилие, бюрократизм, волокита, клевета,
лжесвидетельство, — рассматривается y Hac
как уголовно-наказуемое деяние и пресо-
кается со всей строгостью наших гуман-
нейших в мире ‘законов. На какой бы вы-
сокий пост ни пробрался бессердечный и
злой эгоист, он в условиях сопиалистиче-
ского общеслва неизбежно, в конечном
итоге, будет разоблачен: Самолура у нае
проеёто назовут самодуром, карьериста ——
карьеряетом, шкурника — шкурником.

Тенить человека!

налиего  стротал предназначенные

для  плетенья
корзин лозинки. Правую ногу, обутую в
тяжелый башмак на толстой, как коробка,
подоптве, Федор держал неподвижно, и она
была -полузасыпана зеленой стружкой
влажной кобры.

Мы часто говорили © станичных делах,
о колхозе, о люлях. Он рассказывал MHe
о Своей жизни, о танке, на котором про-
ттел дальние дороги войны, и в конце раз-
товора негромко ронял, опуская глаза:

— Такие-то дела. Не дюже легко жить
без ноги. Сижу вот на бахче, сорок пу-
таю... А туг еще, к слову сказать, и ид-

Однако в жизни еще бывают кое-где яв-   чальетво наше в положение мое не вхо-

ления, сущность которых нельзя опреде:
лить соответствующей статьей Уголовного
кодекса. Они, эти явления, не связаны ни
с какими активными действиями и, на
первый. неё глубокий взгляд, подчас как
будто и не приносят прямого, явного вре-
да. Речь илет о равнодущии, о неумении
ценить людей.

В Кремлевеком выступая на

дворце,
Армии,

выпуске академиков Красной
И. В. Сталин рассказал о давнем случае
в Сибири, где из-за равнодушия  товари-
шей бессмысленно погиб человек.

«Мне кажется, — сказал товарищ

Сталин,— что равнодупитое отношение н8-
которых наших руководителей к людям,
к кадрам и неумение ценить аюдей являет-
ся пережитком того странного отношения
людей к людям, которое сказалось в толь-
ко что рассказанном  эмизоде в далекой
Сибири».

ак бы редко ни ветречалсея у Нае та-
кой пережиток «странного отношения лю-
лей в людям», мы, строители. коммунизма,
обязаны беспощадно, гневно и страстно
бороться е ним. Мы должны настойчиво,
твердо, непримиримо разоблачать даже са-
мую малую тень этого переожитка, разобла-
чаль везде, где бы он ни появлялся...

..Я живу в станице Бочетовекой, на До-
ну. Минувшей осенью мне часто приходилось
бывать в старых станичных садах, у Pe-
ки, в прибрежных вербовых наростниках,
на лесных огородах Тополихи. Вечерами я
обычно ветречал там неекольких пожилых
женщин, которые, готовя на зиму топливо,
жали сухой, побуревший бурьян.. Закрыв
лицо платвами, женщины резали  бурьян
короткими тупыми косами, а Потом, ©0-
THYBIINCh, увязывали в Сснопики ЕОлКИЙ
репей, горько пахнущую полынь, жест
кий, как проволока, татарник. В сумерках
они запрягали в легонькую  дребезжащую
возилку рыжих и негих коров и развозили
выкошенный бурьян по домам.

Как я узнал, среди этих женщин были
и вдовы погибших на войне фронтовиков-
кочетовцев. Закончив. работу на дальних
участках колхозных бригад, женщины На-
скоро управлялись дома по хозяйству, на-
скоро кормили детей и, усталые, снентили
B mec — косить бурьян.

Memty тем в koveTOBCROM колхозе
«Йрасный Дон», том самом колхозе, в ко-
тором долгие годы работали женщины и
их покойные мужья, за станицей разгули-
вают в табунах десятки племенных коней,
есть тракторы, быки, а в0 дворе правле-
ния. и на бригадных станах стоят исправ-
ные. жатки-лобогрейки: =

Спрашивается, кто помешал руководите-
лям колхоза «Красный Дон» по окончании
полевых работ заготовить Ha пустоши
вловам-колхозницам даровое топливо и раз-
везти его пб домам? Мешало только рав-
нодушие, неумение ценить - людей. А ведь
их, трудолюбивых, многодетных  вдов-сол-
даток. в Кочетовском колхозе должны бы-}
ли бы особенно ценить и уважать.

Они выполняют в страдную пору нелег-
кую работу: пашут, сеют, садят огороды,
убирают хлеб, подрезают дерсвья, выра-

зиму десятки тысяч вийоградиых кустов...

Там же, на бахчах колхоза, я не раз
встречался © молодым сторожем-инвалилом
Федором Курносовым. Он обычно сидел не-
подалеку от куреня, под высоким, шеле-
стящим листвой тополем и, орудуя острым,
на длинной цепочке, ножом, аккуратно

Гротив вульгаризации
В литературной критике

В борьбе за рост советской литературы
почетная роль принадлежит литературной
критике, которая призвана активно влиять
на. все развитие литературы.  Советекую
литературную критику должны отличать
большевиетокая принципиальность,  sit-
ность и четкость идейных позиций, глубо-
кое понимание особенностей художеетвен-
ного творчества.

Партия всегда давала образец сочетания
высокой принципиальности требований с
бережливостью и тактичностью в отноше-
нии к творческому труду работников литерз-
туры и искусства, осуждая всякого рода
вульгаризацию. админиетрирование, неком-
петентное виешательство в сложное дело.
художественного творчества.

Однако есть критики и руководетели
органов печати, не понимающие всей глу-
бины. и значения указаний партии в 05-
ласти искусства. Не перевелись еще кри-
тики. подходящие к опенке литературных
произведений с точки зрения сектантекой,
групповой, проповелуютие пюрочные, схо-
ластические схемы. искажающие ий ВУлЬ-
гаризирующие отчетливые указания пар-
тии. Подобные выступления имели место

дит. Крыша у меня в дому  прохудилась.
Починить бы надо крышу, да Куда я ©
моей ногой полезу?

— А ты говорил в правлении?

— Сколько раз говорил! И ухом не ве-
дут. Обещают только: завтра, мол, после-
завтра, на той неделе... Так и живу пох
дырявой крышей...

Через несколько дней я напомнил 06
инвалиде Курносово на заседании правле-
ния колхоза. И товарищи, внимательно
выслушав меня, смущенно пообещали в
три дня починить Федору крышу. Пообе-
шали и... забыли.

Впрочем, непростительная «забывчи-
вость», очевидно, свойственна кочетовевим
колхозным руководителям. В станице есть
пемало престарелых колхозников, немощ-
ных стариков. Они не порывают с колхо-
зом и добровольно выполняют посильную
работу: плетут корзины для овощей и ви-
нограда, чинят мешки, а иногда, в теплые
дни, сторожат что-нибудь, требующее при-
смотра. Таков 80-летний станичник Ники-
тин, которого знают все — OT мала до ве-
лика.

Колхозное общев собрание решило по-
мочь таким людям, по-человечески при-
треть их старость. Колхозниви постановя-
ди учредить свою кассу взаимопомощи ий
отчислить в ее фонд от каждого  трудо-
способного члена артели по два трудо-
хня. Сказано — сделало. Решение было
вынесено. протокол подписан и... уложен
в правленческий шкаф.

То же самое произошло с открытием
межколхозного родильного дома.  Множе-
ство решений. постановлений, протоколов,
«увязываний» и сотласований между тре-
мя соседними  колхозами — «Победа»,
«Красный Дон» и «Красный рыбак» ни К
чему не привели: дом. предназначенный
для рожениц, и по сей день стоит необо-
рудованным.

Председатели трех колхозов Г. М. Мар-
кин, В. Н. Шевченко, А. И;  Вульгачев
давно обязаны были подумать и оо Вдовах
фронтовиков, и 06 инвалидах войны, п 0
престарелых колхозниках, и о: межколхоз-
пом родильном доме. Они обязаны были

-

Озеленение терриконов

СТАЛИНО. (Наш корр.). Терриконы —
неотъемлемая чакль донецкого пейзажа,
неотъемлемая и мало привлёкательная. Эти
гигантские конусы породы, поднятой на-
гора, раскинуты повсюду—у каждой шах-
ты и поселка, даже в самом. Сталино. Их
верхушки дымят, когла идет процесс само-
сгорания кусочков угля. В ветреную пого-
ду голая, без растительности, поверхность
терриконов начинает клубиться пылью, Пыль
тучами нависает над шахтами, поселками,
всей окружающей местностью,

Много раз возникала мысль — озеленить
терриконы, создать на донецкой земле HO-
вые зеленые массивы, уничтожив‘ этим веч-
ные источники пыли. Но поднятая из глу-
бин недр порода считалась непригодной
для растительности,—вель редко когда на
склонах тёрриконов можно увидеть хотя бы
траву. Неразрешимой казалась RB проблема
орошения этих пыльных холмов, не имею-
щих подпочвенных вод.

Ныне Украинский институт лесоводства
разрешил проблему озеленения терриконов.
Склоны трех из них были еще прошлой
весной засажены деревьями и кустарниками.
Они прекрасно привились, и лесоводы нача-
ли теперь посадку почти двадцати тысяч
корней деревьев и кустарников еще на не-
скольких терриконах. Между деревьями
будут посеяны однолетние травы.

Так постепенно зазеленеют донецкие тер
риконы отработанных шахт, и горняцкие
горола, поселки спасутся от пыли. В этом
большая заслуга ученых Института лесовод-
ства. Они установили, что непригодна для

идет самовоспламенение, остатков угля, на
остальной же части можно сажать тополя
(они особенно хорошо растут здесь), клены,
акацию, различные кустарники и однолет-
ние травы. Ученые разработали способы
обогащения почвы известковыми, уничтожа-
ющими кислотность удобрениями, органиче-
скими веществами из чернозема, а в неко-
торых случаях и минеральными удобрения-

подумать 060 всем этом нетому, что речь

идет о живых людях, наших советских
тюдях, строителях коммунизма, к которым
нельзя относиться равнодушно, безразлич-
но, холодно. И как-бы хорошо ии вынол-
нялись планы колхозов, какие бы успехи
ни отличали эти колхозы, — если их руко-
водители не умеют ценить людей, не ува-
жают достоинство человека, не. заботятся
о нем повседневно, ежечасно, плохие они
руководители.

Именно такое отношение И. В. Сталин
назвал  «неумением ценить людей»,
«странным отношением людей к людям».

У нас созданы все условия для невидан-
но прекрасного расцвета человечеекой лич.
ности. Быт советских людей определил
существо. новой, коммунистической морали,
самой чистой, самой благородной и чело-
веколюбивой в мире. Н мы все, повинуясь
высокому нравственному долгу гражданина
великой страны’ Советов, обязаны чтить
пашего человека-строителя, любить
труд, его мечты, оберегать его покой.

Борясь за новое, сталинекое отношение
в человеку, мы боремся за коммунизм. А
коммунизм мы строим для человека.

Станица КОЧЕТОВСКАЯ

ского приниипа  партийности идеологии,
А, А. Жданов в своем докладе о журналах
«Звезла» и «Ленинград» указывал:

«Лепинизм исходит из Того; что наша
литература не может быть аполитичной,
не может представлять собой «искусство
для искусства», & призвана осуществлять
важную передовую роль в общественной
жизни. Отсюда исходит ленинский прин-
цип партийности литературы — важней-
ший вклад В. И. Ленина в науку о лите-
ратуре.

Следовательно, лучшая традиция совет-
свой литературы являетея продолжением
лучших традиций русской литературы хх
века, традитий, созданных нашими вели-
RAMA революционными демократами —
Велинским, Добролюбовым, Чернышевеким,

Салтыковым-Щехриным, продолженных

Плехановым и научно  тазработамных

и обоснованных Лениным и Сталиным».
Советские писатели. сознательно и

честно посвящают свое творчеетво торже-
ству дела коммунизма. В своих произведе-
ниях они правдиво отражают действитель-
ность в ев революционном развитии, в ©6
движении к коммунизму, активно поддер-
живают ростки нового и борются против пе-
режитков прошлого в сознании советских
людей. Они непримиримо выступают про-
тив мирового империализма, против Под-
жигателей новой войны.

А. Белик на разные лады повторяет
слова о партийности литературы, Ho этот

в некоторых органах Союза советеких пи-
сателей,

Особенно наглядным, и именно поэтому
заслуживающим разбора, примером такой
вульгаризации являетея статья критик»
А. Велика «0 некоторых ошибках в лите-
ратуроведении», опубликованная в №2

О Е ee

\ИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

журнала «Октябрь» за 1950 год.

Обрушиваяеь ©  малоквалифицирован-
пой. но зато весьма  разносной  «крити-
кой» на работы советских литературоведов
п критиков. А. Белик сам громоздит ошиб-
RY на ошибку. выдваягает положения, одно
  нутавнев другого.

Общеизвестно, что наша литература п
искусство развиваются ва основе ленин-

принцип он понимает узко, формально,
односторонне,
Он пишет, что принцип  партяйности

литературы действует «в Эпоху борьбы за
  завоевание диктатуры рабочего класса, В
  эпоху, которая начинаетя соединением
стихийного рабочего движевия с научным
социализмом. в эпоху строительства с0-
циализма и коммунизма». даже не пы-
таясь задуматься. что в условиях жизни
советского общества великий принния пар-
тийноети литературы получает ‘новое гэ-
держание. что нелопустимо и вредно ме-
ханичееки переносить некоторые требова-
ния. вылвигавшиеея партией в 1905 го-
ду. на наши дни.

его.
  восточных районах страны.

Так, В. И. Ленин в своей исторической
статье «Партийная организация п пар- ру на всех этапах 6е истории»,

ми. Естественных осадков, оседающих на
склонах, достаточно для роста растений,
однако на терриконах создаются водопро-
воды, дождевальные установки.

В Сталино можно видеть, как начали
озеленяться терриконы. На их склонах по-
явились небольшие террасы и посадочные
канавы. Деревья сажают в шахматном

посадок только верхушка террикона, где  .

порядке. Создается травяной покров. Тянут-

ся вверх водопроводные трубы. :
Постепенно на склонах терриконов обра-
зуется новая почва. Растительность закре-
пит ее своими корнями, уничтожит ПЫЛЬ.
Донецкий бассейн получит сотни озеленен-
HEIX XOJIMOB.

2.500.000 путевок

До открытия здравниц в Грузии оста-
лись считанные дни. Первыми примут от-
пускников климатические санатории в Cy-
рами, Махинджаури, на Зеленом Мысе.
В Шови и Махинджаури созданы «семей-
ные» санатории, где родители смогут от-
дыхать вместе со своими детьми. Один
из боржомских санаториев предоставляется
исключительно матерям. В Цхалтубо, Но-
вом Афоне, Саирме и некоторых других
курортах открываются пансионаты для при-
езжающих ‘отдыхать и лечиться ‘по кур-
совкам.

Подготовка к новому курортному сезону
идет сейчас повсюду. Только профессио-,
нальные союзы, имеющие 815 домов отдыха
и санаториев, расходуют на строительство
и расширение здравнин почти триста пять-
десят миллионов рублей. В нынешнем то-

ду санаторная сёть профсоюзов peer

вастся на десять тысяч мест. На ©то ты-
сяч болыне больных примут санатории, на-
ходящиеся в ведении Министерства здраво-
охранения СССР.

В Белоруссии открывается первая оче-!

редь профсоюзного санатория «Сосновка»,
в Кисловодске — санаторий для работни-
ков автомобильной и тракторной
мышленности, в Донбассе — новый дом от-
дыха для шахтеров, в Баку — для нефтяни-
ков. Растет сеть здравниц в Центральных и

Вновь увеличивается количество путе-
вок в санатории и дома отдыха. В проф-
союзные здравницы будет выдано 2.500.000
путевок — Ha полмиллиона болыше, ‘чем
в прошлом году.

тийная литература» разоблачил растлен-
ное и продажное буржуазное искусство,
проникнутое духом  торгалиества, подчи-
ненное власти денежного мешка. Белик,
приведя эти высказывания, механически
переносит их на маше время и воскли-
цает:

«Ведь и по сей день в сознании неко-
торых литераторов не искоренены еще пе-
режитки торгалнееких отношений, бюро-
кратизма, элементы карьеризма, группов-
щины, пренебрежительно-барского отноше-
ния к интересам читателя...»

Спору нет, пережитки проиьлого имеют-
ся, и © ними нало вести борьбу,—но раз-
Во не ясно, что механическое перенесение
ленинской характеристики черт растлен-
ной, враждебной рабочему классу буржуаз-
ной литературы Ha советскую литерату-
ру оскорбительно для нашей литерату-
ры; такое начетническое усердие Белика
в обращении с цитатами, соединенное ©
присущими этому критику узостью и при-
митивноетью мышления, не помогает, a
вредит борьбе с отсталыми явлениями.

А Белик, натример, приводит следую-
щую цитату из известной ленинской ра-
боты «Партийная организация и пафтий-
ная литература»: «,.литературное дело
должно непременно и обязательно стать
неразрывно связанной с остальными ча-
стями частью социал-демократической
изртийной работы. Газеты должны. стать
органами разных партийных  организа-
ций. Литераторы должны войти непре-
менно в партийные организации. Из-
дательства и склады, магазины и читаль-
ни, библиотеки и разные торговли книга-
MU — все 910 холжио стать партийным,
полотчетным. За всей этой работой лол-
жен следить организованный социалисти-
ческий пролетариат, всю ве контролиро-
вать, во всю УГУ работу, без единого ис-
ключения. вносить живую струю живого
пролетарского  лела, отнимая, таким обра.
зом, всякую почву у старинного. полу-
обломовекого.  полуторгатеского  россий-
ского приннипа: писатель пописывает,
читатель почитывает». 1

Утвержлая. что эти положения опреде-
ляли «борьбу партии за новую литерату-

про-

у

“Читатель продолжает раловор’

Уважайте

не только маленьких
о

Трудно переоценить значение хорошей
художественной иллюстрации. ‘Ona подчер-
кивает характерные особенности ироизвеле-
ния. помогает зрителю запечатлеть сюжет
и героев, развивает вкус и фантазию.

«Уважайте маленьких читателей!» —
называлось письмо Т. Ельповой, опубли-
кованное 16 марта в «Литературной газе-
те». Заметка рассказывала о иесоответ-
слвии в детских книжках иллюстраций ©
текстом. о небрежном отношении К №
леньким читателям. К сожалению, и В
книгах для взрослых, наряду © ACHCTBH-
тельно художественными рисунками, попа-
далотся и небрежные, способные вызвать
лишь чувотво досады.

Перед. нами издание избранных сочине-
ний А. С. Пушкина в одном ‘Томе, выпу-
шенное к 150-летию со дня рождения
поэта Издательством художественной лите-
ратуры (Москва; 1949 год).

Многочисленным редакторам хочется 3а-
хать несколько вопросов, которые намра-
шиваются при взгляде на иллюстрации.

Открываем книгу на 16-й странице.
Стихотворение «Узник»:

Сижу за решеткой в темнице сырой,
Вскормленный в неволе орел молодой...

На иллюстрации изображен  всаднию В
цилиндре, верхом ма белой лошади: Кто
он? Перечень иллюстраций подсказывает
нам — это рисунок в спихотворению «Де-
ревня».

— Но при чем же здесь «Узник»? —
негодует читатель. :

Эло — «талость» полиграфии. Иллю-
страции даны «в накидку» и по техниче-
ским причинам должны обязательно завер-
стыватья в книгу ‘через определенные
промежутки. Таким образом, некоторые

рисунки @брелчечных поз
пасть не на 03806 мм;
Правда, существует выход из
положения. Надо давать ил=
люстрации овклейкой. Тогда
изображение работника Балиы
не попадет к строфе:

Онегин, я Тогда моложе,

Я лучше, кажется, была...

случиловь на стр. 336, ав

как это

хиалог из «Скупого рыцаря» не ворвется
Дуняша из «Отанционного смотрителя»,
(стр. 464).

Читателя в этом же издании подстере-
тавт еще одна пеожиданноеть. Руслан
с Черномором летят над мечетью с полу-
месяпем и минаретом (стр.112). Откуда
взялась эта экзотика? У Пушкина сказано
другое:

Летят над мрачными лесами,
Летят над. дикими горами,
Летят над бездною морской.

Перед. художником три варианта и. пра-
во же, один другого увлекательней...

В том же издательстве в 1948 году
вышли басни И. А. Крылова. На черном
фоне обложки под деревом беседуют два
господина — толетый и тонкий. В какому
художественному ‹ произведению вообшю
может относиться этот рисунок? В расека-
зу Чехова «Толтый и тонкий»? Только
прочтя всею книгу, путем исключения,
можно допустить, Что это — иллюстрация
к басне «Ижец». р

Товарищи, — главные, ответственные,
художественные, технические редакторы,
художники и сотрудники художественных
издательств, — вам ли не знать, как ве-
лика заинтересованность народа в’ хорошей
иллюстрированной книге? Недостатки уст
ранить нетрудно, и мы в этом отношении
рассчитываем на вас —— проводников куль-

туры.
П, ТУРЫЖНИКОВ,

учитель торгово-кооперативной школы
. Облпотребсоюза

АКТЮБИНСК

Почему этого нельзя

побиться в Галиче?

Мы прочитали недавно в «Литературной
газете» очерк Вл. Юрезанского «Рядовой
советокий город». Мы, как и многие другие
читатели, сравнили то, что сделали жители
Конотона, с делами своего города. В сожа-
лению, сравнение было далеко не в
пользу нашего родного Галича.
Дореволюционный Галич был типично
уездным, провинциальным, купеческо-ме-
шаневим городишком. 12 церквей и около

десятка Кабаков — вот и все его «досто-
примечательности»... ° р
За TOBE советской власти вместе CO

всей страной неузнаваемо изменилея и
Галич: более чем вдвое увеличилось наее-
ление. выросли ‘новые промышленные
предприятия, ‘строится железная дорога
Кострома-—Галич. В ‘начальных и юредних
школах, техникумах, в школах колхозных
кадров, в областной культпросветшколе, в
Учительском институте занимается свыше
четырех тысяч человек; есть своя газета,
кинотеатр, радиоузел, несколько библиотек,
Дом культуры, кразвелческий музей.

Давно кончилась провинция! Ho есть
вопросы, которыю у нае до сих пор we Pe-
шены, а юра бы! 4

Возьмем, к примеру, вещи, обычные для
тысяч советских городов, поселков и даже
деревень, — водопровод и свет.

Бывают дни, когда полгорода остается
совсем без света или накал настолько слаб,
что керосиновые лампы успелино конкури-
руют с электрическими. ©

В чем же дело? На городской электро-
станиии нехватает топлива. Й это—в л6с-
‚лей Костромской области! И это, несмотря
на то, что буквально под боком большой
торфяной массив.

А. Белик совершенно не учитывает тех
исторических условий, в которых были
сказаны слова Ленина. В 1905 году, когда
писалась эта статья, большевистекая пар-
тия нахолилаесь В непримиримой оппюзи-
ии К существовавием у тогда помешичье-
буржуазному строю царской России и
ко всем принципам этого строяг Больше-
вистекая партия боролась тогда против
влияния на массы буржуазных ‚и мелко-
буржуазных о партий’ кадетов, эсеров,
меньшевиков. ‘против, лозунга беспартий-
ности, которым  лицемерно’ пракрывались
различные буржуазные группы. «Беспар-

тийность, — писал Ленин в том же 1905.

году. — в буржуазном обиюстве веть лить
лицемерное, прикрытое, пассивное выра-
жение принадлежноети к партий сытых, в
партии господствующих, в партий эксилу-
ататоров». ыы

Именно в Этих. условиях борьбы с бур-
жуазной «беспартийностью». 33a  106елу
революнии был брошен Лениным призыв:
«Литераторы должны войти  нетременно в
партийные организации». :

Не яено ли, что в условиях победы со-
циалистического строя мы имеем совер-
тенно иное` положение. Большевистская
партия ныне стоит во главе. первого B
мире сопиалистического государства, во
главе советского народа. Давным-давно

*

Водопровюда в городе нег--
лишь несколько колодцев 0б-
исственного пользования. Раз.
гозор о постройке водопровода
тянется с 1937 тода. 9
строительство давно можно бы-
то начать, во всяком случае методом народ-
ной стройки. Конечно, нужны некоторые
средетва. Но ведь на доставку воды галич.
ские предприятия и  культурно-бытовые
учреждения расходуют ежегодно около
100 тысяч рублей! Водопровод избавил бы
TOPO от этих расходов и в два-три года
оправдал бы затраты на’ постройку. Улуч-
шилась бы работа бани, открылась бы,
наконец, прачечная.

Что  мошает Галичекому  горсовету
(председатель тов. Тимерин) решить этот
вопрос? Должно быть; все то же убежде-
ние, что для «провинциального» города
общественная прачечная —— роскошь.

Неблагополучно у нас и с культурным
обслуживанием трудящихся. При ‘наличии
нескольких библиотек в Таличе нет чи-
тального зала. Районная библиотека номе-
щаотся в холодном, тесном здании музея.

Почему же все, что с успехом делается
в Конотопе, нельзя сделать в Галиче?,

Без сомнения, многие из «неразреши-

мых» вопросов были бы решены, если.бы

руководители города сами проявляли боль-
ше инициативы и нас, жителей, привлекли
в работе по благоустройству Галича. Необ-
ходимо это еделать. И тогда наш горд
станет в ряд благоустроенных, культурных
городов советской страны.

Л. БЕЛОВ, учитель средней шко-
лы № 1

В. ЛЯПОЛОВ, Герой Советского
Союза, шофер. автобазы

ГАЛИЧ Костромской области

мена. Беспартийных отделяет теперь 07
буржуазии барьер, называемый советским
общественным строем, Этот же барьер объ-
единяет беспартийных © коммуниетами в
один общий коллектив советских
людей. Живя в общем коллективе, они
вместе боролись за укрепление могуще-
ства нашей страны, вместе воевали и
проливали кровь а Фронтах во имя сво-
боды и величия нашей Родины, вместе
повали и выковали   победу ‘над врагами
нашей страны. Разница межлу ними
лишь в том, 910 одни ‘воетоят в партия, a
‘хругие . нет. М ‘эта разница: формальная.
Важно то, что п. те и. другие творят одно
общее дело».

_ Hama советская. литература — глубоко
общественное, родное лля < всего народа
дело; Она создаетея общими усплиями пи-
сателей-коммунистов и беспартяйных пи-
сателей. Лучшие произвёдения `послехних
Her созланы как писателями: состоящими
 в партии, так и теми. которые в партии
  пе состоят. Так, например, «Счастье» на-
писано коммунистом П. Павленко. «Кавалер
  Золотой Звезды» коммунистом С. Бабаев-
ским; а «Необыкновенное лето» бевпартий-
ным В. Фединым, «Лалеко от Москвы». бес-
партийным В, Ажабвым; «Голос Америки»
беспартийным Б. Лавреневым,

Сила лушийх произвелений:

вне зави-

разбиты все буржуазные и мелкобуржуаз-   спмости от того. написалы они писателя-

ные партии, боровитиеся за влияние в на-
родё. Дело партии Ленина-—Сталина стало
делом всего народа. В нашей erpane соз-
далось невиданное ранее во мире мораль-
ное и политическое елийство общества,

ми-коммунистами или  писатолями-бес-
партийными. в том, что эти  произве-
ления олухотворены великой  идёей ком-
мунизма. Нисатели-коммуниеты и писате-

моральное и политическое единство наро- ли-беспартийные в стране социализма тво-
ла, сплоченного вокруг партии Ленина—  Пат одно общее дело + создают зеликую

Сталина.

литературу. служащую интересам: народа.

В этих условиях сложились совершенно Истинная народноёть, подлинный  демо-

иные взаимоотнотения между коммуни-
стами и беспартийными. 06 этом с иечер-
пывающей ясностью. сказал товарилт
Сталин:

«В былые времена коммунисты отноеи-

лись к беспартийным и к беспартийности   Ноети,
с некоторым недоверием. Объясняется это   Партийное мышление — мышлению
нередко   Ветекого человека,

буржуазные писателей на «соответствующих» й «НВ со-
группы. которым. невытолно было выступать   ответствующих»

тем, что флагом беспартийности
прикрываляеь различные

перел избирателями без маски. Так было
в прошлом. Не теперь. у нас другие вре-

кратизм -= такова
налией литературы.

В таких условиях «теоретические» ум-
етвования А. Белика. который в 6воей
статье «забывает» самое понятие народ-
его етремление противопоставить
со-
деление им советских

отличительная черта

новым запонам  художе-

ОКОНЧАНИЕ СМ. HA 3 CTP,

ae