г

‚, дистического строительства
“ культивирования кружковой

ЛАУРЕАТЫ

Н. Е. ВИРТА

sere bebeawterne

пивное финны июн
тъжке чины ину чи вино иеяниниь че. settee debeesueceten Oreo eee emesdpocdebuuresdadbuerceuedeties

СТАЛИНСКИХ

А. Ф. ПОПОВ

ПРЕМИЙ

В. М. КРЕПС

из вена наи вениюичьыи ани еничечченымини ине ино вин аи чьи ки оф на диче

Страница истории, прочитанная заново

Во французской буржуазной  историо-
трафии в «моде» далекий ХУП век,
клонению перед ним учат еще в школе,
а на бТраницах буржуазных газет все ча-

Пре

ще тревожат тень «дикталора» ХУИ векае

кардинала Ришелье. Во воем этом. екоы- ственно замалчивают их, держат под спу- «бюргерекую

вается определенный политический ра-
счет. Буржуазные исторнюя стремятея до-
казать, что за сто лет до штурма Ба-
стилии во Франции все было тихо и спо-
койно, буржуазия преуспеваяа, в дерев-
не феодализм мирно уступал место мол-
Koll поземельной собственности, и если
бы пе «роковые ошибки» абсолютизма,
то и революция была бы ‘<не нужна».
В такой схеме не оставалось
ля народа Cro ронающей роли в
борьбе с феолализмом. И ебли конеерва-
тиАные историки просто ‘игнорировали
народные ° движения, 20 «либераль-
ная» историография  лейстоовала более
замаскированиу. В прошлом, ‹ доказыва-
ли. Тьерри и 60 многочисленные по-
следователи, единов «третье. сословие»
боролось против дворянства. Никаких прд-
тиворечий межлу буржуазией и народны-
ми массами не было и нет. Стало быть, и
в настоящем не должно быть ни классовой
борьбы между буржуазией и  пролетариа-
том, ни революции против буржуазии.
Так создавалась «традиция». Она ne-
кусственно замыкала фрапцужкую — псто-
PAN кануна буржуазной революции (ий

‚ Н6 Только её) в своего ола‘ треугольник,

где сторонами были: буржуазия — дво-
рянетво— абсолютизм. Ценер тяжести пе-
`реносилея на конфликты в среде господ
слвующих классов. Абеолютизм оказывал-
ся некой _ самостоятельной  надклассозой
силой. органом примирения дворянства и
буржуазии. А народ  «безмолветвовал»,
лишь изредка. в вйле исключений, в м0-
менты крязисов, прерывая ход истории
свопми стихийными возмущениями.
Тоелькю ¢ полиний  марксистскоеленин-
свой науки можно было разгромить лжи-
вую буржуазную концепцию. И не елу-
чайно, что сделал 910 совеаский ученый
Б. Ф. Поршнев. автор княги «Народные
воетания во Франции перед Фронлой
(1623—1648)». Меньше веего его фунда-
ментальный труд напоминает спокойное
«акадомическое»  исслелование. Поригнев
наступает,

азную  пеевдонауку. Гениальное сталин-

ское указание 0 революции KD е-
HOCTH bX крестьян. ликвидиро-
завшей феолализм. открыло  советевому

историку путь к решеняю сазжных и 34-
путанных проблем изучаемого ау периода.

Heeae MObATeCIb столкнулся са значитель-
HEIMH трудностями. Вполне понятно, что
буржуазные историки меньпе всего инте-
ресуются архивными материалами о Ha-
родных движениях, Они, наоборот, HekYyC=

ственного творчества, могут быть pac-
ценены только как вредяйтие делу нашей
литературы.

Эти рассуждения критика свидетель-
ствуют 0 решилельном непониманий
им нолитики партии в области литерату-
ры. возрожлают старые  рапповские, раз-
громленные партией CARTAHTCRMe попытки
отделять писателей-коммуниетов от писа-
телей-беспартийных.

23 апреля 1933 года Центральный Во-
митет партии своим постановлением «
пербстройке  литературно-художественных
организаций» ликвидировал РАПИ, исходя
из того. что существование подобных ор-
танизаций, сыгравших в свое время  из-
вестную положительную роль, в изме-
нившихея условиях созлавало опасность
преврыпеная их «из средства наиболь-
пей мобилизации советских писателей
и художников вокруг задач  сопиа-
в  средетво
замкнутости,
отрыва от политических залач  зовоемен-
ности и от значительных групп пи?атез
лей и художников, сочувствующих социа-
листическому строительству».

Нанеея решительный удар по раппов-
Свой трупповшине, партия сплотила кад-
ры писателей. помогла создать единый
0юз писателей, обеспечила новый стре-
мательный рост нашей литературы: И не
может не вызвать возмущения то обетоя-
тельство, что критик Белик сейчас, по сути
дела, пытается вновь проповедывать” давно
уужденную рапповскую групповитиву.

; Поворапповев Белик, объявив какую-то

Пасть советских писателей «не соответ
свуюшими» «новым законам  художе-
ственного творчества». стремится далее

ревизовать основы теории сопиалистическо-
№ реализма. В уставе Союза писателей есть
читая формула, выражающая существо со-
циалистического реализма:
«Социалистический реализм, ЯВЛЯЯСЬ
овным методом советской хуложествен-
Н0й литературы и литературной коитяки,
Meyer от художника правливого, BeTO-
рически-копкретного изображения дей-

места

опровергает буржу-

р. САМОЙЛОВ
<—

дом, Б. Ф. Поршневу приходилось по круз
пицам ©обирать сведения, разбросанные в
сотнях сообщений, публикаций, заметок,
преимущественно в провинциальных фран-
цузских научных издамиях. Но поистине
неоценимый материал автор обнаружил в
рукописном отделе Ленингралекой публич-
ной библиотеки имени М. Е. Салтыкова=
Щедрина. 910 — часть архива канцлера
Пьера Сегье — одного из государственных
деятелей Франции ХУП века (любонытна
сама история этого архива, который пере-
ходил из рук в руки и в бурный револю-
циочный 1791 год ноизвестно какими
судьбами лостался страстному коллекционе-
ру, тогдашнему секретарю русского посоль-
ства в Париже Петру Дубровекому).

Проф. Норшиев изучил © максимально
возможной полнотой, особенно детально на
примере восстания «босоногих» в Норман-
WM, ход народных лвижений, их предпо-
сылки и движущие силы, их i И
идеологию.

Toa ударами
OT легенды о «мирном», «благополучном»
ХУП веке ничего не остается, Крестьян-
ская война 1636—1637 тодоз явилась
вамым крупным из всех потрясавиих до
этого Францию крестьянских восстаний.
Характерная черта ХУП века, установлен-
ная и объяснонная В. Ф. Поршневым, —
сочетание крестьянской борьбы с высту-
плениями городского нлебейства.

Даже неполный подечет городских вое-
станий 1623—1648 тг. дал цифру, превы-
шающую сотню. Феодальные поборы. не-
выновимый налоговый гнет, военные по-
стои. делали. народное . недовольство повсе-

‘местным и общефранцузеким явлением.

Но исследованием самих народных дви-
жений не исчерпывается содержание вни-
В событиях, происходящих в нижних
этажах общественного здания, Б. Ф. Hopm-
нев находит ключ к пониманию  совер-
щшающегося в «верхах». Французская дво-
рянская монархия XVII века, показы-
вает автор, быдла прежде всего op-
ганом подавления крестьянства ий город-.
ской бедноты. Предотаращение народных
движений и расправа © ними занимали в
политике  абеолютизма  перзенствующее
место. наклалывая ренниощий отпечаток и
на остальные сферы  деятельыюсти го-
суларстза. В этой плоскости, каки в ря-
де других, значение вниги гораздо шире
ее конкретно-исторических рамок:
Особенно интересен и важен содержа-

неопроворязимых фактов

зии во время народных движений. Не бур-
жуазии принадлежал почин в борьбе с
фоодализмом, не она подымала народные
массы, а напротив -— стихийный напор
енизу будил буржуазию, делал возможным
оппозицию» — абеолютизму.
Но участие буржуазии в народных движо-
ниях, как убедительно показывает автор,
было ноловинчатым, непоследовательным,
отраничиравшим размах борьбы народных
масс. И что особенно характерно — веякий
раз, когда в восставшей городской бедпоте
присоелинялоеь крестьянство, буржуазия
отказывалась от всякой, даже пассивной
поддержки восстаний, и наоборот — ак-
тивно участвовала в их подавлении,
Среди мотивов, побудивших B. ©,
Поршнева предиричять его иселедование,
сам он называет на первом месте «загад-
ку Фронды». Слово «фронда» давно уже
стало нарицательным. Им принято Hasbi-
вать верхушечную онпозицию,  шумную,
но не серьезную: Такого именно мнения
придерживалось большинетво историков of

исторически-реальной Фронде 1648—

1653 гг.
Портинез убедительно возражает против

этого ходячего представления. Решение

«загадки Фронды»,— доказывает автор, —
надо искать не в ней самой, а в пред-
шествующем ей и длившемея 25 лет ци-
Kile крестьянско-плебейских движений, н6-
посредетвенно вливнихся в Фронду. «М о-
нархия слишком. стара, и припьюо время
с нею покончить», — таков язык памфле-
тов этого времени. Над олним из центров
движения — Бордо — развевалось крас-
ное знамя. Начало Фронды явилось по-
пыткой буржуазно-лемократичеекой рево.
люция, оборванной предательством париж-
ской буржуазии.

Не всем из поднятых в книге вопросов
автор дает окончательное решение. Неко-
торые из положений носят еще спорный,
Дискуссионный характер. Одно бесспорно:
труд проф. Поминева принадлежит в чис-
лу тех, которые двигают- науку ‘вперед.
Успех советского ученого -— ‘результат
творческого освоения им ‘марксиетеко-
ленинской теорин и рожденного ею науч-
ного дерзания.

Знаменательно то, что труд советского
историка 0 народных движениях BO
Франции  удостоилея Сталинской предвии

в то время, когда во Франции буржуазная
историография всячески принижает и по-
носит славные народные движения. Но
французский народ, верный своим великим
‚революционным традициям, ежелневно и
ежечасно напоминает «влаеть имущим»,
что не они, а он является подлинным хо-
зяином своей страны, гневно выступает
против самого гнусного преступления бур-
жуазии — попытки превратить Францию
в колонию доллара, а французский народ—
в пушечное мясо для заокеанских протен-

щийся B книге анализ DAReAaEES буржуа- дентов на мировое TOCILOICTBO.

ствительности в ве революционном разви-
тии. При этом правдивость и историческая
конкретность художественного изображения
действительности должны  сочетатьея ©
задачей идейной переделки и воспитания
трудящихся в лухе социализма».

А. Белик это ясное определение пы-
тается подменить собственными невразу-
мительными определениями:

ae сопиалистический реализм  являет-
ся партийным методом художественного
творчества, 1, €. сиепифической формой
познания И преобразования действитель-
ности...», —= изрекает он. подменяя широ-
кое Понятие сопиалиетического реализма,
как метода советской художественной ли-
тературы и литературной критики при-
думанным им понятием «партийного ме-
TOLA». f

Схоластические рассужденля А, Белика
о ‘социалистическом реализме, как «орга-
ническом единстве творческого метода и
революнионного мировоззрения»,  жонгли-
 рование философскими понятиями и Me-
ханическое перенесение их на законы
художественного творчества. невольио за-
ставляют вепомнить порочный рапповекий
лозунг. 0 «лиалектико-материалистическом
методе» творчества. ^

А. Белик, говоря. 410 «борьба за сопиа-
либстический реализм нё закончена», 10-
дозревает в коварных, враждебных наме-
рениях «литераторов, кричащих о всеоб-
щем торжестве сопиалистического реа-
лизма».

Олнако торжество — социалистического
реализма = непререкаемый факт; пол-
тверждаемый воем развитием советекой
литературы, самой передовой литературы
мира. Борьба за социалиетический реализм,
конечно.’ не Закончена, только эта борьба
ведется не межлу группами  «соответ-
ствующих» и «не соответетвующих». Она
велотся всеми советскими писателями, за
то, чтобы в совершенстве овлалеть этим
методом, непрестанно развивающинся, как
та социалистическая действительность,
которая является его основой,

«Пишите правду», — отвечал ‘товарищ
Сталин на вопрос о том, как понимать
требования социалистического реализма.

&

Образы; soedppaeunte передовыми совет-
скими писателями, есть отражение действи-
тельности, вопломение правды жизни,

Белив же зовет не к правдивому изображе-
нию действительности в ее революционном
развитии, & к тому. чтобы «отображать
ростки нового, коммунистического бытия
в качестве победивших, зрелых явлений
жизни еще до того, как они прочно
утвердятся в действительности».

Было бы вредно требовать от художни-
ков созлания каких-то оторванных от ре-
альной действительности героев, абетракт-
HBIX носителей коммуниетического идеала.
Партия призывает писателей,  руковол-
ствуясь методом  сопиалистического реа-
лизма, внимательно изучая  действитель-
ность, стремиться проникнуть в сущность
процессов  налиего развития. вооружать
идейно наш народ, вести его вперел, от-
бирая лучшие чуветва и качества совет-
ского человека, заглянуть в его завтраш-
ний день. Реальные советские люди вопло-
шают в себе черты повой коммуниетиче-
ской нравственности.

Бесплодное, оторванное от жизни голое
теорвтизирование, равно как и эмпирич-
ность, поверхностное описательство, фото-
графичноеть чужды советской литературе.
Быть инженером человеческих луш-— 910

значит обоими ногами стоять на почве
реальной жизни.
Без конца болтая 00 «идеале», А. Be-

лик пытаетея ревизовать основы воциали-
стического реализма и протащить евой
убогие, полупролеткультовекие,  полуран-
повские схемки, обрушиваясь на кзатиков,
ноторые бемеливаютея говорить 6 разно-
образийи и богатстве творческих направле-
ний и индивилуальностей в литературе
сопиалиестического реализма.

«Ролов оружия у ваб много. — говорил
А.А. Жданов на первом веесоюзном съездэ
писателей. — Советская литература имеет
все возможноети применить эти роды ору-
жия (жанры, стили, формы и приемы ли-
тературного. творчества) в их разнообра-
зии и полноте, отбирая все лучшее, что
создано в этой области всеми  предшест-
вующими эпохами. С этой точки зрения
овладение техникой дела, критическое

35TBOM создать новые массовые песни для

‚ ВОЗМОЖНОСТИ.

Песни труда и мира

В конце прошлого гола актив Союза че-
хословацких композиторов  обратилея KO
всем музыкальным деятелям страны е При-

народа, написать сим фон ичее кие И Be-
кальные произведения в честь народной,
республики и отразить в музыке тему’

борьбы за мир.

Этот призыв нашел горячий отклик. На
соискание Международной премии мира
уже представлено пять больших симфони-
ческих произведений и качтат. авторами
которых являются Ян Бартон, Ян Газ
нуш, Ян Сайлл, Далибор Вачкарж и Алоиз
Габа.

Ченюкие и словацкие композиторы сло-

жили много новых массовых песен для

трудящихся. Лучшие из них будут изданы

и записаны на граммофонные пластинки.

rs
Летние гастроли театров

Театры страны начали готовиться к лет-

ним гастрольным поездкам в крупные
промышленные центры и на курорты.
Разработан широкий план,  предусмат-

ривающий показ театрами их лучших по-
становок ‘и в первую очередь спектаклей
на темы советской действительности.

В течение лета в Москве будут гастроли-
ровать: Свердловский драматический театр,
Киевский театр имени Ивана Франка, Ка-
занский Большой драматический театр,
Ярославский драматический театр имени
Волкова, Эстонский театр оперы и балета.

В Ленинград едут Государственный
театр имени Евг. Вахтангова, Киевский
русский театр имени Леси Украинки, Цен-
тральный театр Красной Армии и Украин-
ский театр имени Заньковенцкой.

На летние гастроли в различные города
страны выедут Московский Художественный
театр. СССР. имени Горького, Малый театр,

Московский драматический тватр, театр Са-
тиры и другие столичные коллективы.

РЕ
итпературная хроника

% Москва. Выставка, посвященная ‘два-
дцатилетию со дня смерти классика чеш»
ской литературы Алоиза Ирасека, откры-
лась во Всесоюзной государственной би-
блиотеке. иностранной литературы. Здесь
представлены: собрание сочинений А. Ира-
сека, отдельные издания. его произведе-
ний — «Псоглавцы», «Старинные сказания
чешского народа»,  «Сокровише ^ ходов»,
«Между течениями» и многие другие. -

< Ленинград. В Доме писателей имени
Маяковского состоялся вечер, посвященный
памяти В. В. Маякозского, 20-летие со дня
смерти которого исполняется 14 апреля.
С докладом «В. И. Ленин в творчестве
Маяковского» выступил проф. Б. Мейлах.

%« Кишинев. Три года существует лите-
ратурное. объединение студентов Кишинев-
ского государственного университета. В нем
активно работают 25 начинающих писате-
лей—моллаван и русских. В Молдавском
государственном издательстве подготавли-
вается сборник произведений членов объе-
динения. 1

@ Новосибирск. Общественность города
отметила 25-летие творческой деятельности
сибирского писателя А. Коптелова. За
свою литературную работу, за переводы
алтайского фольклора и редактирование
книг соб Алтае писатель награжден орде-
ном «Знак Почета». Сейчас юбиляр работа-
ет над большим романом о сибирских ми-
чуринцах.

&« Барнаул. В работе краевого совеща-
ния молодых писателей, созванного край-
комом ВКП(б), приняло участие свыше ста
прозаиков, поэтов, драматургов и крити-
ков. С докладом о состоянии и задачах
литературы Алтая выступил секретарь
крайкома ВКП(б) тов. Б. Степаноз. Ha

совещании ‘работали секции прозаиков,
поэтов, драматургов, фольклористов 4H
критиков. Молодые писатели провели не-
сколько встреч с общественностью  Бар-
наула. Избран новый состав бюро лите-
ратурного объединения. :

<& Симферополь. Главы из второй части
новой книги «В городе русской слазы»
И. Козлова (автора «В крымском под-
полье») начала публиковать газета «Kpac-
ный Крым». В этом HOBOM произведении
И. Козлов рассказывает о большевистском
подполье
оккупации горола.

усвоение литературного наследства всех
эпох представляет собою задачу, bes pe-
шения которой вы не станете инженерами
человеческих душ».

Ни одна современная литература не мо-
жет похвалиться таким богатством творче-
ских манер и индивидуальностей. как сб-
ветская литература; постоянному обогаще-
нию ве способетвуют писатели всех брат-
ских реснублик Союза, каждый из которых
обогащает нашу литературу своеобразием
свовй творческой индивидуальности.

Метод сопизлистического реализма рас-
крызает перед писателями  неизмеримые
Ero творческие принципы
снособствуют всестороннему развитию
своеобразия художественных дарований,
манер, творческих направлений. Советская
литература развивает все лучшие  тради-
ЦИИ передовой демократической культуры
народов нашей страны, принимает на во-
оружение творческое наследие великих ху-
дожников прошаого.

А. Белик на протяжении всей своей
статьи в духе рапповского сектантетва
третирует великое наслелие русской клас-
сической литературы. Ilo ero мнению,
«хушюжник-реалиет прошлого созерпатель-
но отображал действительность». Так. 0д-
ним росчерком пера в число «ебзернате-
лей» занесены ‘и Пушкин, и Гоголь, и
Толетой, и Чехов, и другие писатели, со-
ставляющие гордость русского народа.

Белик стремится выхолостить революци-
онно-патриотическое содержание лучших
произвелений русских писателей прошлого.
Рассуждая о книг А. Еголина, on Boc-
клинает:

«Иехоля из Ленинской характериетики
третьего периода революционного движе-
ния, напрасно искать отображения © в
произвелениях таких писателей. как Че
хов и Л. Толстой... Слов нет. Л, Толетой
й А. Чехов — величайшие русские писа-
тели. гордость и слава нашей литературы;
но разве автору неизвестно. что эти писа-
тели были весьма далеки от понимания

содержания и характера  евояюцион-
но  лвижения BO главе с социали-
стическим  пролетариатом, что 1. Тол-

Севастополя в дни вражеской,

ЭТО-—-ПРАВДА!

На экранах Советского Союза  демон-
стрируется новый художественный фильм
«У них есть родина». «Фильм о советских
детях, томяшщихся в английских тюрьмах-
приютах, привлек внимание наших зрите+
лей своей глубокой правдивостью и худо-
жественным мастерством. Вместо рецен-
зии мы печатаем сегодня письмо работ+
вины рижской фабрики «Крзеная Балти-
ка» Лидии Муйжниекс, ребенок которой
был вырвай советским правительством Из
рук английских резкнионеров.

С глубоким и трепетным волнением
сматрела я картину «У них веть родина».
Сколько настоящей глубокой правды 8
этой хорошей картине. Вак жизненно 866.
о чем в ней равсказано. Вэдь история
захваченных фашистами Иры Соколовой а
Сати Вутузова — это история сотен ©0-
ветеких детей, у которых отняты родите-.
ли, родина, право на счастливую жизнь.
Я смотрела картину и плакала. Я вепоми-
нала и вновь переживала своп страдания
и муки, горе матери, у которой гитлеров-
ские гестаповцы забрали ребенка, а анг-
лийские джентльмены © сердцами разбой-
ников и палачей пытались оторвать его
от родины, от семьи, от дома.

Во время Великой Отечественной войны
мМй муж, рабочий-лвтогенщию — {1300
Муйжниеке, ушел партизаном в лес. Узнав
06 этом, гестаповцы заключили меня в
центральную рижекую тюрьму. Несмотря
на то, что я была беременна, меня подвер-
гали мучительным пыткам, требуя ука-
вать местонахождение мужа: 13 ноября
1943 тода я родила мальчика. Через пол-
года в камеру вошел немецкий офицер и
силой забрал ребенка. Я плакала, умоляла

отдать сына, HO  тестаповцы были не-
умолимы,
Шли недели, месяцы, годы, я потеряла

надежду когда-либо найти и увилеть своего
мальчика. Окончание войны застало меня,
как и тысячи других советских граждан,
угнанных гитлеровцами, в Дрездене.

Возвращаясь на родину, я с грустью ду-
мала о пропавшем сыне. Где мой маль-
чик’ Жив ли он?’ Удастся ли мне его
найти? Все годы после войны я делала
все, чобы разыскать ребенка. Вол-
лектив фабрики «Красная Балтика», где
я начала работать, партийная организация
принимали самое активное участие в этом.
Мне было известно, что немцы вывезли
рижокме приюты в Западную Германию.
Там после войны начали хозяйничать ан-
гличане. Я написала туда. Ответа не по-
следовало. Написала вторично. Через не-
сколько месяцев прибыла на антлийском
языке равнодупная бюрократическая Oy-
мажка: «Ищем»,

В фильме я увидела этих жестоких и
черетвых людей, этих злобных врагов
всех матерей м детей мира. Я готова была
броситься с кулаками нь начальника
приюта —= капитана Скотта. Такой вот,
наверное, и не читал моих писем, поли-
THX слезами. Возможно, они просто рвали
мои письма, как изорвали фотокарточку
warepa Camu Бутузова.

Они «искали» моего мальчика продол-

жительное время, пока He вмешались
представители советского правительства.
Теперь я понимаю, сколько усилий

пришлось потратить нашим представите-
лям, чтобы вернуть мне сына, отнять его:
у тех, кто хотел, чтобы мой Алик не знал
евоей великой родины, своего народа,
epoeH земли, своей матери, которая хо-
чет вырастить из него хорошего, честно-
го и трудолюбивого человека.

23 марта 1949 года советский воин —
старшина привез мне зына прямо на

д ,

Памяти Вячеслава Шишкова

Вчера в Центральном доме литераторов
в связи с пятилетием со дня смерти Вя-
чеслава Яковлевича Шишкова состоялея
вечер его памяти.

Вечер открыл К. Федин. Доклад о твор-
честве Вячеслава Шишкова сделал В. Си-
дорин.

стой был противником научного, pe-
волюционного социализма, а Чехов его со-
вершенно не понимал?».

А. Белик безнадежно запутался в таких
элементарных понятиях, как субъективное,
личное отношение писателя к революция
й объективное отражение существенных
сторон революции в его творчестве. Он за-
был слова, которыми Денин характеризовал
значение Толстого, как зеркала русской
революции. -

Рассуждения А. Белика 0 новых зако-
нах хуложественного творчества, о «нора-
торстве». «революционности хуложествен-
ной формы» объективно имеют один
смыел — отказаться от учебы у класси-
вов. необходимость которой всегда пПод-
черкивали партия и товариш Сталин.

Отатья А. Белика не имеет ничего 0б-
шего < принципами советской литератур-
ной критики. Показательно, что, пускаяеь
в свой схоластические рассуждения о но-
вых «законах», о «новаторстве», он не
уномянул ни одного художественного произ-
ведения, которое подтверждало бы его ум-
ствования. Живой и действительно новатор-
ский опыт литературы  социалистаческого
реализма опровергает  вульгаризаторсвие
схемы.

Статья Белика носит  заушательский,
демагогический характер. Не брезгуя никл-
кими средствами, «критик»  перевирает
факты, искажает цитаты. В книгах А. Его-
лива, Н. Вельчикова, например, он вскры-
вает не столько действительные ошибки и
недостатки, сколько вылуманные; натяну-
тые, состряпанные путем  передержек и
подлогов.

Эта статья примечательна и своим
тоном, непристойным в советской критикА.
Развязно и высокомерно позволяет себе
«вритик» говорить д советеких писателях
й литературоведах. При этом он назойливо
рялитвя в тогу жрепа  приниипиаль-
ности, хотя узколобое начетничество ничего
общего с принпипиальностью не имеет!

Невежественная статья А.. Белика;  Bu-
димо, не случайно опубликована в,
журнале «Октябрь», который  неодно-

кратно публиковал статьи этого и лру*
гих авторов, обнаруживающие ту же тен-
денцию вульгаризации и искажения поли-

квартиру. Мне тяжело вспоминать, каким
он. был год тому назад, — запуганным, за=
битым, изможденным ребенком. Шо ночам
он встревоженно просыналея. Я заметила
па его лобике морщины. м да, Ha лице.
шестилетнего мальчика лежали морщины
страха. Я вынуждена р вызвать врача,
Только через две недели Адик пришел в
себя и, в первый раз улыбнувитиеь, облял
меня хулелькими восковыми ручонками и
тихо шюшентал:

» — Мама; как хорошое тобой.

Мобму мальчику только ебдьмой tox. On
не может разобраться во многом. Но
однажды CH спросил меня:

— Мама, а почему не отпускают домой
из приюта моих товарищей — Язоба Пуш-
кунца и Валлыпю Зашниц?

Что я могла ответить сыну?

От мал, ня не могла сказать ему,
что Ha свете существуют люди, которые
называтт себя гуманистами, и хотят пре-
вратить Язоба и Валдыню в рабов и про-
вокатороз, в черную рабочую силу, в сол-
лат иностранного легиона, хотят научить
и заставить их убивать  мионых людей,
не желающих войны.

Я хочу, чтобы фильм «У них веть ро-
дина» увидели матери, Великобритании и
Соединенных Штатов Америки. Я хочу,
чтобы мой голое —— голос советской работ-
ницы, матери, пережившей весь этот ужас;
правдиво показанный в картине, дошел до
их сердец.

Матери Великобритании и Америки!
Смотрите, какие ужасные проступления с0-
вершают современные варвары, агенты
англо-американских империалистов. Onn
оторвали наших детей 0т родной земли,
они заставляют их забыть страну, в Еото-
рой они родились, в Которой живут их
отцы и матери.

И если вы, посмотрев этот фильм, вновь
попытаетесь пренебрежительно заявить —

«пропаганда», я говорю вам всем своим
материнским сердцем:
— Нроклятье падет на ваши головы,

на головы ваших мужей и братьев, равно-
душно наблюдающих за тем, как мучают
наших детей.

Я — проетая женщина. Таких, Как я,
миллионы в мире. И я обращаюсь к тосу-
дарственнымх деятелям Великобритании
и США. Я требую от них:

— Отдайте паших советских детей,
отдайте Язоба и Валдыню, отдайте Гали-
ну Морозову, мать которой на-днях при-
шла ко мне ео елезами на глазах. Bep-
ните их на родину!  Слышите! Верните!
Этого требую я, мать! Этого требует с0-_
весть человечества.

Мне хочется от всей души поблатодалить
всех тех, кто создал этот правдивый
фильм: поэта Сергея Михалкова, режис-
eopos А. Файнциммера и В. Легопина,
аутистов П. Калочиикова, В. Отаницына,
М. Асоантова, ©; Раневскую и других
мастеров советского кино, занятых в этой
‘картине. Большое спасибо вам,  това-
рищи! Вы созлали не просто картину,
:& великий скорбный документ, который
  ЗВУЧИТ -как грозный обвинительный акт
: против черных поджигателей войны,
‚ против преступников и врагов мифолюби-!
вого человечества.

Еще раз материнское спасибо вам, до-,
рогие товарищи. Крепко жму ваши руки! .

Лидия МУЙЖНИЕКС,
работница фабрики «Красная Балтика»
РИГА

р

}

С воспоминаниями © ВяЧеславе Яков-
левиче Шишкове выступили В. Бахметьев, .
П. Чагин, Ч. Богословский. 2

В заключение артисты московских теат-!
ров читали отрывки из произведений пи“.
сателя. у .

тики партии в области ‚худбжественноге”
творчества, ревизии основ социалистиче-’
ского реализма в новорапповеком духе.
Стоит вепомнить хотя бы разносные ста-
tba М. Шкерина (кстати, являющегося
заведующим отделом критики журнала’
«Октябрь») о повести В. Пановой «Вру-
жилиха» и романе И. Эренбурга «Буря».
Видимо. редакция журнала «Октябрь» в.
своем отделе критики поддерживает по-й
рочные вэгляды некоторых вульгаризато-’
ров. +

В № 3 журнала опубликована eatin’
3. Гусевой «0 литературной критике», BO)
торая еше раз подтверждает, что редакция!
«Октября», к сожалению, до сих пор оетает-\
ея верной избранной ею порочной «ЛИНИИ»
в литературной критике. В этой статье ре
дакция при помощи двух невразумитель-.
ных фраз, вместо критики, по существу,
пытается замазать грубые ошибки А. Be-)
ЛИКА. ‚В

Сама Гусева, в сущности, придерживает “5!
ся тех же вульгаризатореких а
Перед литературной критикой стоят по-1,
четные и ответственные задачи. Она
должна стать могучим фактором, arate
на все развитие советской сопиалиетиче-’
ской литературы. способствующим созда-
нию того изобилия духовной культуры на
шего общества, к которому стремятся nap
тия и советское государетво. В огромному
богатетву нашей литературы слелует ot)
носиться по-хозяйски, © позиций всего)
советского общества, являющегося безраз-,
дельным хозяйном этого богатства. 4

Лолг налпей kpntaxn — глубоко разра-
батывать проблемы сопиалистичеекого pea-;
Лизма, основываясь на веем богачей м
опыте совелекой литературы. не пускаясЕ,
в Лебри Никчемной схоластики. i

Литературная” критика. руковолетвуяек,
мудрыми указаниями партии по вопросам!
Литературы и искусетва, холжна помогать!
пиеалелям в созлании  выесокойлейных п!
выбовохуложеетвенпых произвеленяй. слу
жатих воспитанию строителей  кюмму»
низма, I

ТА
3 1

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕ
№ 26

—

b