TOBE

Триполье... Название этого. украинского
‚ бела ассоциируется в нашей памяти с ге-
› роическими делами и трагической гибелью
_ комсомольцев в дни гражданской войны.
’ Но для историка. это название имеет и
  другое значение,

Ещев 90-х годах ХХ века. украинский
  археолог” Хвойко, ведя раскопки близ’ села
  Триполье, сделал открытие,  породившее
  «тралольекую проблему». Взору иселелова-

теля открылись большие прямоугольные
  TAHHOOATHDIO площалки. ва которых нахо-
  дилиеь многочисленные обломки  Удиви-
‘тельной . керамики — большие сосуды из
  хОроШЮ обожженной краеной глины были
  расписаны разноцоетнымя красками. Поз-
  же были найлены леслтки таких же па-
  мятников не только на Украине и в Мол-
’ давии, аи в Румынии. Болгарии.  Вен-

т грии. Триполье стало у археологов меж-

Дународным термином. Оказалось, что
’ сходные с Трипольем, так называемые
  «культуры крашеной керамики»  распро-

странены на огромной территории, от Ки-
“тая ло Центральной и Южной Европы.

Ученые терялись в догадках о том, что
представляют cohol таинственные  гля-
нобитные площадки, Хвейко предполагал,
что 910 погребальные сооружения древне-
го человэка. Другие вилели в них остат-
ки древних керамических мастерских.
Буржуазные ученые пытались и ныне пы-
 таются еще объяснить раснространенность
` «культур крашеной керамики» фантасти-
ческими переселениями какого-то Hapo-
14 — носителя этой «единой культуры».
Домыелы буржуазных ученых не только
ничего не объясняют. От них тянется нить
к расистским бредням о  «народах-госпо-

: eS
А. МОНГАЙТ,
кандидат исторических наук

>

трипольских поселений в Коломийщине и
во Владимировке. Злесь ‘вскрыто 162 жи-
древнего
поселка. Жилища расположены по кругу,
что создавало замкнутость и свособразную

лиша. установлена планировка

укренленность поселения.

чительной  убелительностью
картину общественного быта трипольцев.

по-
меди,

каменного века, Это время, Когда
явилиеь металлические изделия из

лись из камня и кости. Олнако в развития
земледелия и скотоводства уже были
слелапы большие успехи. В хозяйственном
отношении Триполье характеризуется гос-
полетвом мотыжното земледелия. Важную
  роль играли также скотоводство и охота.
Данные, извлеченные ‘из раскопок, поззо-
лили установить но только устройство жи-
лища и хозяйственные основы тритюльз
‘ского общества, но и форму брака, пульт
и ar :
Итоги многолетних. работ Т. Наосек
обобщены ею в монографии «Периодизация
трипольских поселений», = удостоенной
Сталинской премии 1949 г. Заглавие кни-
ги не раскрывает еэ содержания. Оно зна-
чительно шире; Периодизация является
лишь подчиненной частью исследозания.
Тлавное достоинство Труда’ советекого. уче-
ного — в широких обобщениях, в истольо-

дах», приносивших в порядке завосвания
звою «высшую культуру» местным пле-
мена.

Лишь советская наука, вооруженная
`харкеистоко-ленинской теорией, сумела
’зазрешить «трипольскую проблему». Часть
’ещения ее принадлежит Татьяне Сергеев-
пе Пасеек. С 1934 гола начала раскопки
зурганизованная и руководимая ею Три-
‘польская экспедиция Академии наук
ОСР и УССР.

Шехдрая материальная поллержка, кото-
ую советское правительство оказывает
‚рхеологическим исследователям в нашей
тране, придала экспедиции такой ‘размах,
‚ котором ‘могут только мечтать буржуаз-
ble ученые-одиночки. Раскапывались ты-
  ячи квадратных метров земли (в одном
чище Коломийпина первой  экспедици-

й Пасоок было разрыто 15: тыс. кз. мет-
OB площади). открывалиеь уже не oOT-
ельные глинобитные площадки, а ком-
влексы сооружений.

Оказалось. чо «трипольские плошад-
  из = 910 остатки глинобитных  жилим.
  OMS были большими, прямоугольными,
` оделенными поперечными  перегоротками
з несколько жилых помещений. В уст-
\ ойство жилиша  отразвлось  есциальное
стройство общества. Трипольский лом —
то многокамерное. коллективное жилище
врвобытно-коммунистического рода, одна-

2 каждая из камер имеет отдедь-
ый очаг и является жилищем пар-
эй семьи, входящей в этот род.

едким в истории ‘науки примером полно-
з» векоытия целых осбщинно-роловых по-
  MIQHUH являются раскопки

‚ Московский государственный
‘ий институт имени В. И. Ленина. выпу-
‘авт многие тысячи педагогов для сред:
‘их Школ и пелучилищ п6 самым pase
ичным специальностям — истории,  лите-
‚туре, географии, малематике, физике a!
, a. Hapsay с педагогическими кадрами
т2с5 готовятся и научные работники. Сей-
‚6 в институте 163 аспиранта.

Многие кафедры успешно ‘справляются
\ этой важной работой.
  Иная картина 6 подготовкой научных
   дров на ‹кафелре маркеизма-ленинизма.
  Haugen ¢ цифровых данных. С 1946 що’
148 год на кафедре окончили аспиран-
‚ру 29 человек. Из них защитили -

этапии только 8. Остальные ушли из
хтитута, не получив. ученой степени.
залось, такая неблаготолучная картина
ижна была заставить руководителя ка-
 ры доцента А. Грекову и лиректора
  ститута П. Золотухина иринять реши-
‘этьные меры к исправлению положения,
 ! нет, лица, ответственные за подготов-
научных работников по маркеизму-ле-
`зму, весьма спокойно, чтобы не сказать
” латно. наблюдают за провалом работы
‚. зепирантазми.

’ Неудивительно, что в последнее время

ie ПРИОРИТЕТ.
    ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
4 НАУКИ

И :
\ Разыскивая материалы по’ истории рус-
№2й полиграфической техники. мы слу-
‘(HHO натолкяулиеь в петербургекой га-
1% «Новое время» 33 1895 год на статью
  Филиппова «Вто был действительным
  оначальником книгопечатания pa Py-
its. В статье сообщалось. что еше в
 ‘яжение великого князя Влалимира его
И‹адворный врач Смера печатал свои
тема литерами, слеланными из железа.
Вопрос 0б изобретении книгопечатания
‘зывал и вызывает много епоров. 0быч-
честь этого изобретения приписывают
ганиу Гутенбергу, но приоритет Гутен-
\, та неоднократно оспаривался. В послед-
 } время в науке установилось мнание.
\) принцип печатания с наборных аитер
зп открыт в середине XI века китай-
м ремесленником Би Шеном. Сообщение
с Смере, который жил в Х веке, укз-
 \вает па то, что русский врач опередил
 , Шена по крайней мере на полрека.
  Досле холгих поисков нам удалось на-
 Икнуться еще на одно упоминание о Сме-
\ в труле В. Рихтера по истории меди-
ны в России, вышедшем в начале
 !шлого ‘века..

«Иван Смера, — пишет В. Рихтер, —
д возчом великого князя Владимира 1;
`‘эланный князем зз границу, он в 990
(у послал ему из Александрии египет-
ieee

i

ИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 27

вании громадного н свежего археологияче-
ского материала © позиций. марксистеко-
ленинской науки. т :

Исследовамие Пасоек, как и другие ра-
боты сбветеких археологов; убедительно
подтверждает положения Ф. Энгельса о
нервобытном обществе и  матриархальна-
родовом строе на средней ступени варвар-
ства. Теперь мы знаем 06 этом важном
этапе в HCTOPRA человечества гораздо
больше и конкретнее.

Но особенно важное значение
решение  «трипольской проблемы» для
изучения древнейних судеб нашей  стра-
ны, восточного. славянства. Разносторенний
и глубокий анализ археологического’ ма-
териала не оставляет больше.
спекулятивных построений буржуазной
пеевдонауки. Советский ученый убеди-
тельно показывает. что смена форм хозяй-
ства и сопиальных отношений в Днепров-
еко-Днестровеком бассейне на’ рубежа
бронзового века
внутреннего закономерного развития
местных племен, 3 на велелствие ин-
дегерманской «военной оккупации», как
зто утверждали фашистские и иные фаль-
сификаторы истории.

Книгу Т. Пассек вернее всего было
бы назвать «История  рачне-земледельче-
ских племен Юго-Восточной Европы». Эти
племена — создатели  «трипольской куль-
туры» жили, примерно, пять тыеяч лет
тому назад там, где позднее офориляютея
славянекие племенные сбъелинения, поло-
жиршие начало Киевской Руси. Вопреки

имеет

Т. Пассекгложных тенленциозным утверждениям бур-   новые трулы и новые открытия,

НН

Г Беспризорные аспиранты

педатгогиче-   положение стало еще более тревожным. К ‚сятиминутных «консультации». Аспирант-
1 октября 1949 гола, т. е. к окончанию   ка

учебного года. в аспирантуре по кафедре

маркеизма-ленинизма должны были защи-
тить диссертации 17 аспирантов, в дейст-

вительности же защитили только... двое!

Наша молодежь проявляет огромный ин-
терее к маркенстеко-ленинекой теория
с радостью посвящает свои силы  науч-
ной работе, изучению истории большевиет-
ской партии, В составе аспирантов Mo-
сковекого государственного  педагогичееко-
го института вчерашние студенты-отдич-
ники, имеющие все данные для научной
работы. весьма лобросовестне относящиеся
к своей работе в аспирантуре. Почему хе
нет.их научных. работ? Почему некоторые
из них покилают стены учебного заведе-
ния, так и не получив ученой степени?

Причину следует искать прежде всего в
Том порочном стиле руководетва аепиран-
тами, который утвердился на кафедре
марксизма-ленинизма..

Основныхй научными руководителями

Bee эти открытия позволили © ‘Ясклю-
BOCETABOBETb

Трипольская культура относится к концу

но основные орудия трула В©) еше дела-

места для!

произошла в результате

п.

СОВЕТСЕОГО УЧЕНОГО

жуззных  «иселелователей», ‘Фрипольские
племена стояли на относительне высокой
ступени развития. они создали яркую,
свогобразную культуру.

Результаты работ Пассек имеют особое
значение в связи с интенсивно ведушейся.
советскими историками, археологами. этно-
графами. разработкой важной и в выешей
степени интересной проблемы  происхож-
дения воеточно-саавянских племен — прел-
ков русского, украинского и белорусского
наролов. Сравнительно недавно еще. исто-
рию этих племен начинали © «летопиено-
го» периода, Предиетория их была покры-
та мраком неизвестности. И хотя сейчас
мы еше не можем дать исчерпывающую,
полную картину хозяйственного. социаль-
ного, культурного развития обитателей Во-
сточной Европы. древнейших времен,
‘очень многое в этом направлении уже сле-
лапо. Работами советских ученых выяене-
на непрерывность развития на
‚данной территории. преемственная связь
важнейших его этапов (таких, кав «три-
польсклй»; ‘квммерайский. скифокий. ант-
ский, киевекий). Углубление истории нз-
родов нашей страны на несколько тысяче-
‚летий-- огромная заслуга советской’ архео-
логия. Внесла в это общее’ дело и свою
нвузлую ленту Татьяна Сергеевна Пассек.

‚Реть еще один важный MoMeHT B co
‘труде, который exexyer отметить: ‘Очень
1 ясно выясняется теперь тысячелет-
HAA традиция в области развития
земледелия на той территории. где много
позже возникла Киевская Русь. Hanecen
еще ‘олин сильный удар по воззрениям
Влючевского, Рожкова и их последовать-
лей. изображавших восточное  славянетво
ТХ--ХГ вв. н, э. крайне примитивным, 3a-
нимающимея только охотой.

Исследование трипольской культуры
Т. Ilaceen дает основы для о решения
вопросов, связанных © «культурами pac-
писной керамики» вообще. Миф о «единой
культуре», которая путешествует на ог-
ромных пространствах. надо решительно
отбросить. Совётехая наука, основываясь
на теории стадиального развития, создана
ной Н. Я, Марром, доказала. что в`общих
внешних признаках проявляется ^ опреде-
‘ленная стадия социального и. культурного
развития различных, полчас н6 связанных
между собой племен. Ученый,
щий побеление с расписной ‘керамикой,
будет теперь безопибояно и ‘уверенно 19-
ворить 9 примитивно землелельческом xa-
рактере данного поселения, хотя не веегла
уластея определить этнические признаки
племени. здесь жившего. Так й в ланном
случае, как и во множестве других. марк-
систеко-ленинекая теория лает  возмож-
  Hoc советским ученым решать pamwell-
rim проблемы мировой истории.

Выход в свет книги Т. Пасеев  под-
‘ВОДИТ WTOP двалнатилетним песлолованиям о
ев автора в области топпольской культу-
вы. Но эти исслелозания не прекратились
© выхолом в свет монографии. Они пёрз-
несены в новый район. ранее никогла He
изучавиеюйся, — Полнестровье.  Широкам
фронтом волутея злеь  археологичеекие
разведки и раскопки, накапливаются и!
изучаются новые значительные малерпалы
Мы не сомневаемея, что за этим последуют

В. Сухарькова и аспизант А. Фи-
наров также не получают необходимой по-
MOTI.

Что же удивительного,
бездущном отношения к делу вырашива-
ния научных кадров работа аспирантов
над пиесертадиями не доведитея до конца,
а. некоторые аспиранты так и уехали на’!
работу. не защичив диссертации и не по-
лучив ученой степени.

Методы второго основното научного ру-
ководителя — проф. Гурова мало чем от-
личаютея от методов, практикуемых ло-
понтом Грековой. Аспирант И. Торопов,
например, не получил 0т своего научного
руководителя проф. Гурова ни одной — ни
одной! — консультации. Ееть на кафедре
маркеизма-ленинизма даже такие аепиран-
ты. которые совсем ‘не имеют руковолите-
лей. В таким «ликим» аспирантам. остав-
‚ленным без всякой научной помощи. отно-
сятся М. Ремнев, А. Михневич,

Уже этих фактов лоетаточно для того,

что при таком

ю-  .

ветретив-  ,

дор’ Петриченко;

Гидростанции
без обслуживающего
’ Персонала _

Инженер поднимавт трубку. телефона,
набирает номер и передает трубку вам,
«Генераторы номер один и. номер два
в работе, — слышатся из. трубки отчет-
ливые слова. — Оборудование. исправно.
Горизонт такой-то ‚(следуют цифры. ха-
рактеризующие уровень волы). Включены
такие-то филеры (линии электропередачи,
идущие со станции к потребителям). Рапорт
окончен». $ 4
На этой гидростанции, ‘удаленной от’ нас
на десятки километров, нет, между ‘тем,
ни одного человека. Однако в любой мо-
мент можно узнать по телефону все не-
обхолимые данные о состоянии и работе
ее оборулования. Сведения передает спе-
циальный аппарат «авторапорт»,  устроен-
ный по принципу «говорящих часов»:
Некоторые  гидростанции ‘° управляются
на расстоянии. На’ удаленном подчас за
200—300 кнлометров диспетчерском пунк-
те нажимаетсея кнопка, и На телеуправ-
ляемой ` станции запускаются агрегаты, а
также’ вспомогательные маханизмы. ‘Даль-
нейшая их работа контролируется автома-
тическими регуляторами, : -

Такая самоуправляющаяся гидростан-
ция — без. обслуживающего персонала,
закрытая. на замок, ‘— работает ‘под при-

смотром дежурного. который, однако, на-
ходится не в здании станции, а у себя
дома. К нему на квартиру проведена сиг-
нализация на случай неполадок.

На крупных гидростанциях, с большим
числом отходящих линий электропередачи,
автоматика осуществляется с так’ иазывае-
мым местным управлением: в манманных
залах обслуживающий персонал  отсут-
ствует, и лишь два-три человека нахо-
дятся на щите управления.
`На меньших. гидростанциях, управляе-
‘мых ‘на ‚расстоянии по проводам, даже на
‚щите управления нет постоянных  дежур-
‚ных. Все. данные о работе такой станция
автоматически передаются на пульт дис-
‘петчера, в том числе и. сигналы 0б ис-
полнении посланных на расстояние команд
диспетчера. ‘ se ee

Небольшие гидростанции управляются
даже без помощи средств телемеханики,
а посредством ‘приборов -- «автооперато-
ров»; . ‘самостоятельно  запускающих ‘и
‘останавливающих агрегаты. в зависимости
от состояния уровня воды. а
°В_ течение 1950—1951 гг. Мннистерство
электростанций СССР наметило завершить
автоматизацию» всех, своих действующих
и вновь строящихся тидроэлектростанций.
: : В. РЕУТ.

``. Почта.
Григорня Дубинина

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). На-днях Из
больной поезлки по’Северзому Уралу вер-
нулся знатный разметчик завода «Красный
Выборжецх, член Советского комитета за-
щиты мира — Григорий Матвеевич Дуби-
kun, Во время своей поездки он прочел

больше триднати ‘доклалов и лекций на.

темы: «Мы — люди мирного труда», «Со-
дружество науки и производства — чуть к
техническому прогрессу».

Вернувшись ломой из поездки, Г. Дуби-

HHH нашел ва своем столе около ста писем.
Много. писем было от стахановцев Ере-
вана, Харькова, Новосибирска, Риги, Шер-
бакова и других городов. Разметчик Фе-
с которым Г, Дубинин
соревнуется, прислал телеграмму из Дне-

пропетровска. предлагая продлить‘ социали-  ` Запаренный регистратор бызтренько вы-   ДАН Кого состояния, f i т
_И никто не емеет _ это. еостояние- омра-.

стическое соревнование и ка 1950 год. Се.
вастопольский фрезеровщик тов. Шиленков
сообщает с том, что он начал работать на
пяти зуборезных станках. Разметчик Семен
Халиф из Одессы пишет о своем новом
методе. разметки петель корабельного руля,
о том, как он участвовал в успешном до-
срочном рэмонте китобойвой флотилии,
«Слава». К письму из Анжеро-Суджечска
(Кемеровская область) приложена. пачка
чертежей. Это работа молодой разметчицы

Екатерины Овчаренко.

Много ‘и местной корреспонленции. На-
учное общество металлургов приглашает на
очередное заселание. Публичная библио-
тека им. М. Е Салтыксва- Щедрина сооб-
щает, что заказанный Г. Дубичиным
библиографический список по машинострон-
тельной разметке готов Общество по рас-
пространению политических и научных зна-

+; НИЙ просит прочесть лекцию молодежи,

Г, Дубинин привез с Урала новый штан-
гель-рейемасс — измерительный прибор для
разметки, подаренный ему лучшим стаха-
новием Уралмаша — Кириллом  Столбовым.
Поездка обогатила Г. Дубинина многими
другими техническими новинками, которые
применяют уральцы. Используя эти инстру-
менты и приспособления, Г. Дубинин вы-
полняет задания ва 200—250 ‘процентов.
Он работает уже в счет 11-й годовой

аспирантов являются допент А, Грекова и   чтобы представить себе. какие вопиющие   НОРМЫ.

проф. П. Гуров. Грекова по сути никакой
помоши своим аспирантам о не ‘оказывает.
Аспиравт Л. Тетерин за
шедшее с момента сдачи им кандилатеко-
го минимума, получил лишь три пяти-де-

ской в Виев письмо на болгарском язы-
ке, которое было напечатано буквами,
вылитыми в металлических плаетинах».

Историки проходили мимо известия “о
Смере, считая невозможным существование
даже самой примитивной формы печатания-
в Виевской Руси Х века. Олнако послел-
ние иселедования акалемика Б. Грекова и
овобенно профессора ВБ.’ Рыбакова. пока-
завшие высокий уровень техники литья в
древней Руси и, что весьма важно. He
пользование при этом пунеонов. т.е.
штампов с выпуклыми изображениями,
необходимых LIA выбивания матриц
H отливки литер, бесспорно. свидетель-
ствуют о высокой культуре Руси oro
времени.

Как удалось выяенить, сообщение п
Смере основывается на документе, извест-
ном под названием «Поелакие Смеры», из-
данном впервые в 1678 roxy неменким
историком Христофором Сандом. который
богословы исторяки старой России 0бъ-
явили подлельным, а самого Смеру лицом
вымышленным. Последнее утверждение
опровергается сообщением советского ис-
следователя истории науки и техники
проф. В. Данилевского © том. что Смера
был известен как специалист по приго-
товлению лекарств. Вомментируя свою пуб-
ликапию. Санд сообщал, что «Поеланне
Смеры» было найлено «в монастыре Спа-
са. в земле Перемышльской,  неполалеку
©т древнего города Самбора». Списал его и
перевел на русский и польский языки ©

недостатки имеются в методах подготовки
научных калроз на кафедре марксизма-

педагогического института.
А. ПЕТРОВ

древнеславянского дьякон Андрей Коло-
дынекий в 1567 голу.

Особый интерес для нае представляет
фраза, стоявшая в конце документа. По-
русски она читается так: «Пиеал a ato
железными буквами, вырезанными на две-
надцати мелных лосках». Трактовка этого
меета вызывала самые различные толкова-
ния. Х. Санд. русекий церковный пиеа-
тель ХУШ века Il. Алексеев п некоторые
другие авторы считали, что письмо было
изготовлено в виде мелных плаетин со
вставленными в них железными буквами.
Отнако ни объем послания, ни лальность
его пересылки не позволяют удовлетворить-
ся этим объяснением.

Предлолагалея и некий аллегорическай
емыел приводимых слов, но из контекета
невозможно установить никакой аллегории:
Елинственио возможным, видимо, является
такое толкование, что изготовленные от-
дельно от медных досок железные бук-
вЫ -— набор — были ветазлены (вреза-
ны) затем в эти доски, п с них были сде-
ланы отпечатки, о
В своем комментарии к тексту письма
Смеры Санл приводит факсимильное. вос-
проззвеление ряда характерных букв под-
  линника. срисованных в 6306 ‘время Ан-
`дреем Колодынеким. Факеихиле передано
гравюркой, вставленной в набор.
  Интереена следующая особенность
факспуиле: знаки в строчке по направле-
нию слева направо являются все более
утолщенныма: Эта необъяенимая 6 точки

Сейчас Г. Дубинин вместе с допентом
Г. Дешевым в преподавателем Технологи-

все время, про-  ленинизма Московского государственного   ЗеСКого иветитута Н. Кузиным пишут кни-

гу — «Справочник разметчика». :
Л. НИКОЛЬСКИЙ

Книгопечатание—русское изобретение

зрения палеографа особенность хорошо из-
вестна полиграфистаи: обычно такое uc-
кажение знаков получается при печатании
© неравномерным нажимом по поверхности
набора. Однако по всей полосе набора
книги такое искажение не наблюдается;
отсутствие резко выраженного  натис-
ка с оборота не позволяет также  пред-
положить неодинаковую высоту гравюрки.
Вюзможным объяснением этой особенно-
сти Факсимиле является то. что гравер
передал особенность оригинала. 5

Перебрав все варианты, мы пришли к
выводу, что «Послание Смеры» предетав-
ляло оттиск, намечалатный © помощью
примитивной техники, с сильным искаже-
нием знаков, возможно веледетвие неоди-
накового вдавливания набора в мягкий ма-
териал при неравномерном натиске. Приве-
денные соображения. как нам кажется,
подтвержлают мнение Филиппова и Рихте-
ра 0 ‘том, что Смера пользовался набор-
ным печатанием лля размножения своего
послания.

Производя первые, пускай  примитив-
ные, опыты книгопечатания, Смера на
много столетий оперелил свое время.

Серьезное иселелование «Послания Сме-
ры», дающего основание восстановить ис-
торичеспую правду о начальных опытах
книгопечатания, залача  советеких
историков, археологов и лингвистов!

Л. ТЕПЛОВ,
Е. НЕМИРОВСКИЙ

——

Вл. ДЫХОВИЧНЫЙ, М. СЛОБОДСКОЙ

„Где лучше

Вопрос ——на ком лучше жениться? —
принято решать в индивидуальном поряд-
ке. Этот метод ло. сих пор оправдывает
cota.

Другое ‘лело проблема
жениться? В выбору ЗАГСа, как оказы-
вается, нужно  полходать тоже очень
осторожно... И тут товарищеский совет во-
все не помешает.

Так вот, если вы хотите вотупить в
законвый брак в торжественной и сердеч-
ной обстановке. -—— берите  командиров-
ку в город Молотов и расписывайтесь ©
вашей любимой в бюро ЗАГС Ленинеко-.
го района. Гарантируем вам лобрую и рз-
достную память об этом событии, которую
вы пронесете через всю жизнь. И краси-
во, и заботливо, и уютно, и внимательно,
словом, поезжайте и убедитесь сами, _

Извините нас, дорогая Лидия Гоигорь-
евна Дубова, за то. что этот призыв мо-
жет увеличить приток клиентуры к вам,
в Леницевий район, в ЗАГС, которым вы

— ге луче

заведуете, Но уж очень хорошо у вас жз--

Hat!

Есть у нас хорошие ЗАГСы, женитьба
в которых оставляет на ‘долгие годы при-
ятные. хоть и чуть сеитиментальные вос-
‚ помичания, Поезжайте хоть во Львов...
Или возьмите командировку в... Впрочем,
не всегда у человека желание жениться

совпалает с возхожностью взять. комаи-.

дировкх. ‘
Люди зачастую влюбляются по месту
жительства. И объясняются безвыездно. И
женятся в том же городе, Tie объяе-
HATCAs и
И весна — этот любовный квартал —

заплалитована не только для Львова, Она
посещает и Tomer, mu Архангельск, и Вур-
Ган... :

Й в Вургане налрываются по почам
солозьн и парочками, как патрули люб-
ви, обходят ночной город влюбленные.

И, наконец, наступает трелезный мо-
мент, когла молодой влюбленный слышит
из уст своей избранницы  долгожданнов,
короткое и перепектизное слоро: «lla».

На этом кончается период соловьев и
начинается перибл регистраторов..,

Чуть смущенные и очень торжаствон-
ные жених и невеста направляютя в
А

Признаемея честно: мы не зяавм,
есть ли в Кургане соловьи. Но ЗАГС в
Кургане есть. В этом мы твердо уве:
рены. nay
ЗАГО веть. но ‘его трудно найти, Ло-
‚ рога к нему пе отмечена стрелами аму-
  ра и налиисями: «Путь к счастью — на-
право за углом», ках хотелось “бы влюб-
лонным. Овна н@ отмечена и более npo-
ОНИ указательными стрелками.
Очевидно, здесь рассчитывают на TO, что
сама любовь призедет наних влюбленных
к зланию Герясполкома, проводит их на
неприглялный залний дрор из поставит в
  конед длинной очереди,  выстроившейся
  Teper общарианной дверью ЗАГСа.

Очередь вносит влюбленрых в узкий кл-
ридорчик, а затем и в самое святилище, к
которому они так стремились, Святилище
  оказывастся тосной неззрачной комнатен-
  Кой, заставленной канцелярскими столами
  и доотказа. набитой посетителями.

пясывает брачное свидетельство. постенизо
  зскакивает и неприличной  скороговоркой
  выпализает торжественные слова;

— Поздравляю —  -—законлым браком

местной —— жизни — следующий = прошу

——салиться, ..

Так сочетаются браком в городе Kypra-
це.
И не только в Кургане. Примерно так

же оформляется соединение влюбленных

сердец в Томеком городском бюро ЗАГС,

и в районном бюро ЗАГС Верхне-Музлин-

ского района Молотовской области, и в Чер-

дынеком районе этой же области.
Еще во многих городских и районных
ЗАГСах пока плохо

жениться. 06 этом

красноречиво говорят. результаты  обетоя-

тельного обследования, проведьтного Цент-

ФЕЛЬЕТОЙ

жениться ®”

ральным комитетом. профсоюза работников
государственных учреждений,

В Кунгуреком, Черновском
районах нельзя жениться зимой, ПЦомешо-
ния не отапливаются. Beery tek

В Томске помешение
бывают. дни, в которые
‘ни зимой, ни летом, Чтобы избавиться от
посетителей; деятели  тородбкого бюро
ЗАГС иногда’ вывепгирают на дверях объ-
явление: }

«ЗАГС регистрирует

В Верещагинеком районе жениться мож-
но. Но не в понелельник, не во вторник, He
в среду, не в четверг, не в °убд0ту, не в
воскресенье. Браки регистрируютая только
по пятницам,

Хочется напомнить взем этим равнодут-
ным рогистраторам счастья, что жизнь 3%
окнами их ЗАГСов ¢ каждым днем стано-
витея все праздничней, и

И в ЗАГСы к ним приходят участники
и герои наших праздников, приходят чкди,
вилавиие и внимание к cese п заботу, по
праву пользующиеся и почетом и подлин-
ным уважением. Пе одна из невест поду-
чала в торжественной обстазовке медаль:
или орден, а то и Золотую Звезду Героя,
Не один из женихов в коленогуевлоненном
строю с обнаженной головой ^ прянимал
гварлейское ‘знамя дивизии. Принимал в
обстановке, гле потрудней было создать ат-
мосферу торжественноети ин празаничности,

: в резиденции Томскогэ» или Куртанехо-

ни Еловеком

жевиться нельзя

тольке емерти».

го ЗАГСов, И ничего, создавали. И оста-
валась у человека, память’ 96 этих радоест-
ных минутах на всю жизнь. а

А сегодня праздничность вхэдит в самый.

повседневный быт наш,

Дворцовая. нарядность станиий моСков-.

ского метрополитена делает самый переезд
в метро праздничным. } р

В Виннице pee самые, деловые copema-
летом. в изуметельном

ния проводятся

парке, который создали. уже после войны.

сами горожане.

На многих заводах, по примеру славное
го «Валибра», организованы «зеленые цехи»
и садовники выращивают Под окнами
фабричных корпусов любимые цветы pa-
ботающих здесь стахановиев.

Будни становятся праздниками!

А унылые брачные чиновники пытают:

ся презратить большой праздник человека

в отвратительные серые будни!

И Bee от еще сохранившегоея кае-где
вечного лозунга всех халтуршиков, подло-
го девиза равнодущных:

—- И так сойлет!.. И так примут!
Й так купят!.. И так поженатея!.,

Да, — и так поженятея. Даже ‘самый
мрачный ЗАГО не остановят влюбленных.

Но зачем в Этот самый радостный для
жениха и невоты день наносить : их
счастью, пусть даже не рану, не ушиб,
пусть просто неприятную царапину?..

Ведь это нарапина, про которую даже
не скажешь привычно: «До‘свальбы зажи-
вет...». Она от этой самой свадьбы и воз-
  HORA, з
  Пусть помнят работнини бюро залисей

актов, гражданского состояния, что брак -—

‚это не просто акт гражзанскего  еостоя-
  НИЯ, — это акт с чаотливого

чать.

На этом позвольте закончить Ham won:
  сотый на эту тему. А может быть, в двух.
сотый. И довольно!
‚. Не мы первые,
последними!

Мы не хотим больше ни читать” ни ‘тие
сзть фельетонов о безобразяях в этом вая:
ном и душевном деле. Pe ean:

Мы хотим, наконен, написать торжест-
венную статью, поздравляющую городекаь
п районные советы п Миниетерство с бле-
стящими порядками в ЗАГСах.

HO мы хотам быть

И, мы просим. в первую очередь onras
подчинены . ЗАГСы, _

низации, которым
помочь нам; дать оспование для такой
поздравительной статьи,

И мы хотим знать: когда это будет?

Неделя с маленьким читателем

«Неделя детской книги» прочно укоре-
нилась в нашем весеннем советском каленв-
даре, и строки эти пишутся в момент, ко-
гда писателям, особенно «детским», писать,
Кэк известно, некогда; всю эту «неделю»,
которая, °на’ самом деле, насчитывает” го-.
раздо больше дней, чем календарная. они

проводят ©

— желаю — долгой — счастливой — сов.

читателем — в библиотеках,

пионерских домах. школах, крупнейших
залах столицы и клубах. Кончится «веде-
ля», подечитают, какое количество -встреч,
утренников, читательских конференций
было проведено в одной лишь Москве,
‚сколько десятков тысяч ребят встретилось
CO своими писателями и сколько десятков
раз за эту неделю пришлось выступать

тому или ивому писателю... И мы заранее

Всю эту неделю живешь в светлом, про-
сторном мире живых, нетерпеливых инте-
ресов. чистых побуждений, ясноглазой, до-
верчивой любознательности, И в эти дни
с особенной отчетливостью видишь, как
выросли ` за год требования детей. Разговор
теперь чаще всего идет о нравственном со-
вершенствовании героев. того HH иного
произведения. Ребята е большим жаром
обсуждают не только боевые полвиги, сме-
лые, бесстрашные поступки, — нет. их 3a-
нимают также моменты будничного пове-
дения людей, описанных в книгах, вопро-
сы повседневной чести. пионерского слова,
трудового усердия. И о

Жаль, что на встречах с юным читате-
лем не присутствовали некоторые из тех
зарубежных «специалистов по детскому
вопросу», которые в своих визгливых‘ ста-
тейках кричат о том, что наши детские
книжки призывают будто бы советских
школьников и пионеров чуть ли не кв за-

‚воеванию мира. С каким живым, настойчи:
вым интересом советские школьники сле-
AAT за борьбой передовых сил человече-
ства против поджигателей новой войны!

ак ‘звонко в дружно аплодировали даже
самые маленькие читатели Сергею Михал-
КОВу, КОГда, ОН читал свои басни о совет.
ском рубле и долларе, об атомном «ope-
Хе», которым грозит всему миру некая
обезьяна... В Доме пионерон за Таганкой
дети просили написать книгу «O TOM, как
едет наша делегация за границу и там вы-
ступает за мир против. поджигателей вой-
ны и как у них там поэтому происходит
стычка», А в клубе им. Войтовича ва
пюссе Энтузиастов  пнонерка от имени
своей дружины требовала написать книгу
о Поле Робсоне и других борпах за мир и
демократию.

Надо было бы написать еще очень MBHO-

го, чтобы рассказать о всех чудесных
просьбзх и «заказах» маленьких читателей,
дышащих ясным, живстворным воздухом
вашей трудовой мирной страны, которая
объята пафосом творчества и. созидания,
Но много. пиозть в эти дни векогла, «Не-
деля» еше не кончилась Звонок снова

требует нас взал, гле меж белых колонн,

пол хрустальными, рассыпающими радугу
люстрами, и на хорах, и в ложах, везле,
всюду, со всех сторон — белые фартучки,

красные галстуки. яркие ленты в косичках, .

стриженые макушки ‘и «бобрики» и пол-
ные ззартного внимания глаза в в руках

голубые книжки-каталоги Детгиза. Cex
голня читатели. а завтра. быть может,
сами герои каких-то новых. ныне даже

еще незагадавных книг, ae
Лев КАССИЛЬ

—=—>—ы=ы.—=—-

14.000 <коростников

Прошло два года с того дня, когла то-
карь ленинградского завода имени Сверд-
лова Г. Борткевич, применяя, скоростные
методы резания на обработке сложных де-
талей, выполнил за смену более 14 норм.
Это был выдающийся рекорд, всколыхнув-
ший тысячи рабочих.

За два гола почин Г.  Борткевича,
П. Быкова, Н, Уголькова и других ини-
 циаторов скоростных методов обработки

металла распространился по всей стране,
Сейчас уже трудно найти завод, где не
было бы их последователей, Только на

что цифры будут. удивительные.

предприятиях пяти министерств = станко-
строения, ° транспортного машиностроения,
тяжелого машиностроения, машиностроения
и приборостроения, строительного и лорож+
вого машивостроения — число скоростников
превышает 14 тысяч, Появилось много но
ваторов. которые не только переняли этот

передовой опыт. но и развили его. Недав-
HO,

методов произволства Сталинекие премии
присуждены новой группе токарей н фрез
зеровщиков,

отаплизваетл, Ho -

граж- -

лейный фельетон. Ца, он юбилейный. Он_

как известно. за внедрение скоростных.

№

JN

se