Иван ЕГОРОВ,

специальный корреспондент
«Литературной газеты»

Два атронома склонились над планом
весенних полевых работ. План составля-
ла Мария Максимовна Хашева, старший
агроном Александрийской МТС. Утвердить
план должна Лидия Дмитриевна Данько,
директор МТС.

Данько читает план и ставит на полях

птички; число этих синих птичек растет
и растет, и поперечная складка на лбу
Чидии Дмитриевны становится все глубже
и глубже, У Хашевой явно портится наз-
строение. А за окном над рыжей гливи-
стой впадиной Кумы истошвными весенни-
ми голосами орут грачиные стаи, — вы-
вывают в степь.
‚ — Her, — решительно говорит дирек-
тор МТС. — Это не совсем то, что надо.
Забирай план, Мария Мажсимовна. Норабо-
тай еще. Пятилесятый год не похож Ha
сорок девятый. Годы не повторяются, Вот
и прорисуй лучше лицо нынелгнего года.

Хашева уходит огорченная, молчаливая.
Ей кажется, что Данько излинине недан-
тична в вопросах агротехники, что этой из-
дантичностью она. хочет нодчерЕнуть:
«Я хоть и директор МТС, а ие перестала
быть агрономом».

«9, матушка, — думает Хашева, —
покрутинться весну, пропажнешь  бензин-
чиком и ничего не будешь видеть, кроме
машин. Тогда я же и стану напоминать
тебе о требованиях  атрономии, вот по-

смотришь...»
«Ветерку степного  нехвалает Марии
`Максимовне, — думает тем временем

Данько. —И виноваты в этом мы сами,
приучаем агрономов к кабинетной жизни.
Бумажек многовато, агроном зажапывается
в них и перестает ощущать живое поле».
” Директор МТС Данько в бытность ee
старшим  атрономом  Обиленюкой MTC
упорно отетаивала свои позиции степного,
полевого, а ‘не кабинетного человека.

И вдруг, как снег на голову: «Ввиду
откоманлирования директора Обиленской
МТС тов. Самойлова на учебу», райком
партии вызвал Данько и объявил, что у
краевого  отлела сельского хозийства
имеется единственная надежная кандидату-
ра, и райком поддерживает ее.

— Оформляйся, Лилия Дмитриевна, И
принимай МТС.
`° Смутилаеь Данько.

— Up зе из меня получится, когда

забью голову манинами, запчастями, ре-
монтом, эксплоатапией, горючим, финан-
сами, техническими кадрами... Либо буду
плохим директором, либо  пропаду
агроном; Тогда сами же вызовете па бю-
ро и... -

— И поможем.
...И веыпете:

— И всыпем при случае,
веыпали.
` — Раньше я была за широкой спиной
директора.

в —

как раньше

Секретарь райкома лукавым взглядом
окинул плечистую фигуру  тридцатипяти-

летней казачки.

— Не будем, Лилия Дмитриевна, гово-

рить 0 сине, считай, что тут Обиленка
ничего не проигрывает.
_. H вот Данько приняла  Обиленскую
МТС. Прошел огромный, шумный, напря-
женный сельскохозяйсявенный год, и ма-
лоприметная  «ередняя» Обиленка  заня-
ла первое место в районе — по исполь-
зованию машин, но срокам работ, по
Вдумчивому применению  агротехничеслих
приемов ° и, как результат всего этого,
0 урожайности. Можно, ‘оказывается,
быть директором МТС, не переставая быть
агрономом.

Райком партии е удовлетворением от-
метил: ;

_ —Данько умеет работать и с машина-
ми, и © людьми. Так держать, Лидия
Дмитриевна! Сдала ты экзамен в Обилен-
ке, накопила директорекий опыт, иди,

Rak
  подсолнуха. Но не всюду ей это удавалось.

: В

знает, что такое формальное использова-
ние машин. Бывает. что лучший тракто-
рист © весны до осени разъезжает под
красным флажком: у’ него экономия горю-
чего, у него большая выработка, у него
нет холостых  пробегов, все показате-
ли у него — для красной доски, только
урожай... хуже всех. Такой тракторист в
погоне за гектарами хватает сподручную
работу, а не ту, которую Он должен вы-
полнить сегодня и никак He завтра.
Данько не раз воевала с директорами
МТС, обвиняя их в формальном использо-
вании машин. «И ты воюй со мной, Ма-
рия. Максимовна, — советует теперь она
Хашевой, — следи, чтобы я не стала по-
клонницей машин ради маптич. Планируй
ирежде воего на пользу растению».

Планировать нелегко. Александрийская
МТС, расположенная невдалеке от пред-
горий Кавказа (отеюла вилны Бештау и
Машук), впервые получила в этом году
план посева новых культур: хлопчатни-
ка, клешевины, сои, кориандра. Это вдоба-
вок к отромным площадям кукурузы, под-
солнуха. бахчевых и стородных культур,
виноградников, плодовых садов, птрочай-
шим полям ниеницы, ячменя, овеа.

Всю зиму на курсах изучали приемы
возделывания новых культур — учились
тысячи колхозников и колхозниц. Дань-
ко организовала переподготовку всех тех-
нических кадров МТО. Трактористы, на-
ряду.е машинами, изучали агротехнику.

МТС получила машины новых кон-
струкций — сеялки для’ букетного ‘сева
хлончатника и других пропашных куль-
тур, новые зерноочистительные машины,

И все же в Александрийской МТС при
составлении производственных планов
«баланс рабочей силы трещал по всем
швам». ees

Вместе с участковыми атрономами Дань-
ко и Хашева «искали людей». Искали и не
находили: огромное число колхозников было
закреплено на обслуживании зерновых по-
севов. Звеньевая система на зерновых
культурах привязывала, этих людей к своим
участкам. Дело доходило до того, что мно-
гие из членов таких звеньзв как бы не
считали своей всю ту бригадную землю,
какая лежала за пределами участка, звена.

ДЛачько старалаеь  призлечь зерновые
звулья к работе на полях вукурузы и

Апрономы вздохнули с ‘облегчением, ко-
-гла в ставяцах был получен номер
«Правды» co стальей 0б  извращениях
организации колхозного — производ-
ства. Ha трибуну районного совещания

принимай Александрайскую MTC.

Лидия Дмитриевна Данько долгое время
работала в  засушливой приманычекой
етепи. Там приходилось бороться за ка-
Едую каплю влаги в почве, И Данько

передовиков сельского хозяйства вышли
звеньевые-зерновики, осудили узость, ка-
кая воспитывалакь  зреньевой системой,
говорили 09 открывшихея горизонтах.

— Вот когда поговорили по душам, —
с ‘уловлетвореннем ‘вопоминает. Данько’ это
собрание.——Разбогатели колхозные брига-
ды после этого собрання, очень  разбога-
тели лдьмИ. б

r : al } у

Отстававшая в прошлом году Алексан-
дрийская МТС с честью въийла из рэмон-
та. Все 76 тракторов ua ходу. Сверстаны
плавы весны. a

— Hocests тат, чтобы ни с кем не су-
диться, не ссориться, — говорит Дань-
к. И добавляет, подумавши: — Хотя
без хорошей драки и ссоры на первых
порах никак не обойлешься. Тут агроном
должен быть на-чеку.

Мы выезжаем в степь. Чорогу перебе-
тают похудевшие в зимней лежке сусли-
ки. Щиплют первую, едва приметную зе-
лень, становятся столбиками И. Посвиеты-
вают © независимостью чрезвычайной:
коршуны еще не прилетели.

Траклорные бригады Александрийской
МТС уже на местах, и Дамько гордитея:

Анатолий АГРАНОВСКИЙ,

специальный корреспондент «Литературной газеты» .

одвиг цомора Гагарки

ОЧЕРК

‚ Важется, сама история вышла из тихих
валов музея, из архивов и библиотек. на
улины этого небольшого поселка. Вдруг
‘проглянет она в стрельчатых окнах пром-
товарного магазина -—— приземиетого ka-
менного дома, где кольский воевода тво-
ил некогда суд и расправу нал бвоелан-
ными пугачевцами, или откроетея в пее-
чаном карьере горы Соловараки ceped-
ряной монетой © изображением” Митрила-
га Понтийского, заневенной сюда, на 68-
рега студеного Барощова моря, десять
веков назад.

История подобралась к самой школе и
пролегла вокруг нее старинным крепоел-
ным рвом. Ров вырыли отрельшы по веле-
нию Ивана Грозного. Сейчае он полуза-
сыпан. в иных местах сравнялея © зем-

лей. Но мальчики подолгу стоят на при-, Товал...».

горке. представляя cose Only славную
битву. Полчиша шведов полошли к оетрм-
чае районный клуб. Отрельны  прийяли
неравный бой. Вот sarees,
школьного крыльца, шла
рукопашная схватка. Русекие не. пустили
‘пришельнев дальше рва. A могилы  ге-
ров, сложизотих свои головы во имя от-

HSH, найдены совсем HélapHe, когда
рыли котлован для фундамента новой
ЧИКОЛЫ. 2

История букзально окружает кольских
 ребят, А ведь этогл чущесиого окружения
‘Могло и не быть. То-есть, Bee оставалось
э5ы на масте, но магазин был бы просто
‘магазином, гора Соловарака-—только по-
‚чаным карьером, где стооители берут п9-
OR, п даже статинный крепостной pos
‘пыл бы обыкловонной,  ноизвестно ком
[пля чего вырымой канавой. Так оно.

ыы —

ЛИТЕРАТУРИАЯ

e225

гу с запада. вон с той стороны, ме сей- Чарыгия,

‘ гражденный недавтю
у нынегинего   многолетнюю безунрочную работу, неуто-
ожесточенная   Мамый кольекий

и
en6-

ба
ГАЗЕТА

ственно, и выглядит все для непосвящен-
Hore.

Значит, педагоги Москвы. Углича и.
Ярославля, Смоленека, Казани и Тбиливи,
Виева, Севастополя и Сталинграда и мно-
гих других городов страны могут, ecau
можно так выразиться, «окружить ието-
рией» своих воспитанников. Могут, ибо
многими памятниками славы покрыта род-
ная земля. И гее сми оживают, обретают
особый смысл для ребят е приходом умно-
го, талантливого, знающего воспитателя.

0 чем ни заговери седня с юными
краеведами Колы, начало их рассказов
будет одно: «Александр Михайлович ска-
зал...», «Александр Михайловит  заме-
тил...», «Алексеандр Михайлович  посове-
И если последовательно изла-
тать историю помора Гагаркм, то начинать
следует с того же. Александр Михайлович
старый учитель . физики, на-
орденом Ленина за

краевед, делал... доклат
в местном клубе 0б истории ролного края,
..В 1854 толу, прославленном. нача-
лом героической обороны Севастополя. в
Вольский залив вошел трехмачтовый вин-
 товой корвет «Миранда», вооруженный
  четырнадиалью орудиями 36-фунтового
‚ калибра и лвумя «бомбическими лвухну-
довюго калибра» пушками.
пол британеким флатом.
  Марке и Энгелье, — рассказывал учи-
тель, пристально слодившие за, развитием

Корабль шел)

АГРОНОМЫ

зябь пахали до 1 января, на ремонт оета-
валась зима-коротьыика, & ведь еправи-
лись же. Вто скажет, что Алексанирий-

ка — отстающая МТС? Никло не скажет,
Алексанарийка имеет отличный  коллех-

тив. Только...  пашем мы погано. Of,
как ‘мы погано пашем, смотрите.

‚ Враснощекая девушка с сияющими гла.

ведет
уже первые гек-

зами, Мария Воинина,
трактор. Она вепахала
тары.

— Пашем, Лидия Дмитриевна! Уж за-

морились ждать, когда почва  поепеет.
`Вот и двигаем! Только он. чорт четьюех-
колесный, на лыбки становится!

— На дыбки? А ну, слезай!

Девушка приглушила мотор.

— Вакую землю нашешь?

— Считай, что целина, лет десять не
пахалась — выгон был.

ВСЕГДА С НАМИ

Узкая лестница ведет на второй этаж,
в неболыпую четырехкомнатную квартиру.
На стенах — плакаты, фотографии, стихо-
творные строки...

Мы в библиотеке-музее В. В. Маяков-
ского. Еще не открыты после полутора-
годичного ремонта мемориальные комнаты,

колесный   где с 1926 по 1930 год жил Маяковский,

еше не готова новая экспозиция, но моло-
дежь идет сюда прослушать лекцию, пого-
ворить о творчестве любимого поэта.

В комнатах поэта. все осталось так, как
было при его жизни. Большой письменный
стол-бюро, широкий диван,  клетчатый
плед на спинке кресла — в кабинете. Стол,
горка с посудой — в столовой.

А в двух соседних комнатах, на неболь-
ших выдвижных стендах, в документах,
фотографиях, цитатах воспроизведены да-
ты жизни и Творчества Маяковского.

Гражданская война.  Маякозский в

— Ето-нибудь из горьковекого колхоза   РОСТА. «Наступают всяческие Деникины,

Видел твою работу?

— Никто не приходил.

— И ты пользуешься этим? Ведь’ не
пашешь, а корочку сдираешь. Где глуби-
на? Пятнадцать сантиметров — ты же
сама, это видить.

— Дак он на дыбки становится!

— 9х, Маша. Маша! 0 чем мы с тобой
всю зиму говорили, договор писали, брали
обязательства вырастить полтораета пудов
с гектара. И вот ты. во своим колесным
легкачом залезла на целину... Снимайся
сию же минуту на боронование, вон на
тот участок, a сюда мы пришлем «С-80»,

..По  тажому же, как у’ горьковцев,
целинному участку движется в колхозе
имени Ленина, лязгая гусеницами, могу.
чий «0-80». Ведет его уже немолодой
тракторист Мышаев. Ha nayrax — недо-
ступно гордые подростки Виктор Шматков
и Виктор Бирюков. 3а работой наблюдает
председатель колхоза Марийко, Трактор
идет тяжело, вздратливает, временами под-
нимается «на дыбки». Пахота явно‘ мелка,
неприемлема. j pie

— И ты смотришь, товарищ” Марий-
ко? — спрашивает председателя изумлен-
ная Данько.— И ты миришься? Почему ты
не потребуешь, чтобы Мьшаев  перепа-
хал все это за свой счет, как бракодел?

`— У него ж пережоги будут.

— А тебе жалко? Пусть снимет два
корпуса, сделает меньший захват п
добьется глубины. Ёто будет отвечать за
урожай? ФЖалезшь одного человека и на-
казываень весь колхоз. Как amperrop
МТС, я за экономию горючего. Но я агро-
Hom, товарищ Марийко, и запрешаю та-
кую работу, если ты 6 не догадалея 32-
претить. 9й, Викторы! Слезайте,
чивайте задний косрпуе!..

Перрый же день работы можеть дать
сто — нолтораста гектаров негодной пахо-
ты. Понробуй потом, испоавь ее...

Данька воюет, деретея за качество ка-
ждой борозды.

Механизатор и агрозом, она борется за

выюокую культуру земледелия, _ `‘вочетато-^ ранным отделением; протоколы лояросов, .

My в 606’ максимальное использование
машин и своевремениее применение ‘пере-
довых агротехнических приемов.

Нерех вечером Лидия Дмитриевна остама-

вливается на зеленом участке кориандра.
Этот эфиронос засеян с осени и блатопо-
лучно перезимовал. Данько срывает Ma-
ленькие розетки ароматных листьев, 3а-
думчиво подносит к лицу.

— TIKI... Ayxu. пудра, врем для  ли-
ца... Вот бы мне сейчас мадущиться, на-
пудриться. А?.. А лучше всего тенерь и0-
есть бы. Я ведь не завтракала. Как в пять
часов утра поднялась, так вот и гуляю. В
общем, агрономы не пудрятся. Зато по зата-
ру они плут вне конкурса...

Станица АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ

Ставропольского края

что ома не может сделать ничего серьез-
ного!»

Итак, в августе 1854 года «естествен-
5ое раздражение» англичан обратилось
против маленькой  зашталной крепости
Колы. Подойдя в ней на пушечный вы-
стрел, англичане начали медленную, ме-
тодическую,  хлалнокровную бомбарлиров-
ку. Кола запылала со весх сторон. Но от-
ветил берег; «инвалидная команда», со-
ставлявшая кольский гарнизон, открыла
стрельбу из двух старинных нушек. Ры-
баки, охотники, крестьяне, укрывииеь в
лесу, били по корвету из ружей. С мареов
вражеского судна попадали в воду матро-

вы. На берег англичане высадиться не
ренилиесь. :
— В народе сохранилась память, —

продолжал Александр Михайлович, —©.ры-
Sane Гагарке, котрый помог нанким дедам
отетоять Волу. Равеказывают, что еще у
входа в залив англичане захватили шед-
шШую с промысаа шнякху —= рыюбачью лод-
ку. Они не знали фарватера и приказали
взятому в паен рыбаку по прозвипку Га-
Tapka стать у штурвала. Врали окружали
его, смерть (Tossa у него за плечами, но
впереди вырисовывались очертания родной
земли. И Гагарка не изменил отчизне, О
цосалил вражеский корвет на мель — Мо-
лочную коргу. Только в прилив, через
много часов сумёли англичане  енять ко-
рабль с корги и подойти к Коле. В яр-
сти расстреляли они героя на Паменном
оетрове..з

Два друга, два десятиклассника Олег
Лишин и Коля Стрыгин, прослушав до-
клал, отпралилиеь на кладбище Ваменно-
го острова. Юношам хотелось найти Morn-
лу емелото помора. Ведь он, жертвуя жиз-
НЬЮ, спас колян, дал им время пригото-
виться к обороне. Это наш <еверный Иван
  Сусанин!
Долго бродили они по старинному клад-
`бищу. То и дело путь програждали зарос-
пе’ мхом воронки — следы недавно

Врымекой войны, так”
  Фйотвия англичан на’ Севере: «...осадная
эскадра занялась HALIM атаками на
русские и лопарекие дожани по разру-
  HECHHOM жалкого имущества HHIAX-pbi-
ов. Это позорное поведение амглийекие
иззовенонденты  обравдызают  естестоен-
ным раздражением эскадры, чувствующей,

охарактеризовали.

роавшихея азиабом5. W3-3a comer подыма-
  л0еь сказочное  зарево. Но небу пе-
реберали причудливые голубоватые ленты,
ти Колеблющиеся тени ползли по земле.
  В отолесках  поляоного спяция друзья
увилали английскую падцись из черном
камне, Текет Читалея тоудно, но дату OB”
разобрали сразу: «1918 год».

ори.

Пишу и рисую. Сделал тысячи три плака-
тов. и тысяч шесть подписей», — пишет о
себе поэт.

Рукописи, черновики, автографы поэм
и стихов: «Про это», «Владимир Ильич
Ленин». «Во весь голос», «Блэк энд уайт»,
«Порядочный гражданин» и другие, Ти-
тульный лист поэмы «Хорошо!» которую

которой фаботал «сверхурочно», . отдавая
основное время сотрудничеству в газетах и
журналах. Мы видим на фото около двух
десятков корреспондентских билетов Мая-

«Известий», «Труда», «Крокодила» и т. д.
Записные книжки поэта. Их бвыше пя-
тидесяти. К сожалению, несколько кни-

жек, о. существовании которых известно
исследователям, еще не разыскаиы.

роко раскроет свои Читатели,
его «товарищи-потомки»,
комнаты, где все полно воинствующим ду-

двери,

XOM, неугомонной энергией подлинного
поэта-гражданина. р

Конкурс на лучшее исполнение
стихов поэта

В Государственном литературном музсе

в Москве открылся традиционный конкурс
на лучшее исполнение произведений
В. В.` Маяковского. Конкуре посвящен

20-летию со дня смерти поэта и органи-

зэван «Бригадой по изучению и пропаган-
де творчества Маяковского».

В конкурсе приинмают участие сотни
молодых рабочих, студентов и учащихся.

автор считал «программной вещью» и над

ковского — от «Комсомольской правды»,

В ближайшие дни библиотека-музей ши-

снова заполнят

Re 53: Км == -

ыыы

К 20-летию со дня смерти В. В. Маяковского

нае .....ИЗ АЛЬБОМА ХУДОЖНИКА ....- Ва а Ни петь

To weet neeceneceenarerrncerrsnee

вечных

tenes mennaneceee

.

И

Великий город, знаменосец советской

нома оенен аи ния в

наща столица, наша красавица Москва!

Растет, строится, с каждым ‘дчем
все краше становится любимый город.
: H тема «Новая Москва», над которой
я сейчас работаю, — для меня самая
увлекательнал.

идея нана

эпохи, — сколько тем дает художнику   этого эстампа, — леса на замечательном

Я несколько опоздала в изготовлением

здании, которое ‘видит здесь читатель
в газете, уже сняты. Дом вошел в строй.
В меру. своих сил и уменья я по-
старалась передать в этом эстампе очер-
тания нового здания на площади Мая-
ковского, новый облик нашей Москвы.
Художник Е. САХНОБСКАЯ

кин и винам ово ки вас зоно вла ня замо яоночечань,

jee medeeasrewsununverserces иен. фена чение зон ино ровор ки кота ино иене неее озюнен» ини они ина нива фижнинии 1

Новые документы о Маяковском

Эти документы хранятся в архивах

ковского большевистского подполья и да-
ют. возможность уточнить многие ‘детали
жизни поэта в 1008 и 1909 годах, кстати
сказать, необычайно скупо освещенных в
литературе. Между тем, как раз эти годы
имели стромное влияние на. формирование
мировоззрения поэта. : i
‚ Перед нами: 134 листа «Дела о В. В.
`Маяковском», заведенного московским ох-

найденные в делах департамента полиции;
  донесения секретного отделеняя канцеля-
рий московского  генерал-губернатора и
московского градоначальника; жалобы по-
лицейских чинов на «буйства» подростка-
революционера... : :

ста Маякозского. В Ново-Чухнинском ne-
рэулке в Москве, на квартире наборщика
Т. Трифонова, обнаружена подпольная тл-
пография Московского комитета - РСДРП
(большевиков). М2аковский задержан ©
листовками, выпущенными типографией. И
вст — протоколы его ареста и допроса в
полиции, обыска, произведенного на квар-

тире матери поэта Александры Алек-
‘свевны Маяковской, множество других
документов, подробно рассказывающих

о ходе следствия и поведении арестован-
ного.

Маяковский освобожден «ввиду несовер-
пзеннолетия», но тут же взят под особый
надзор полиции. Не

Her, не раскрывала эта  могильная
плита тайны помора. Но в удивительном
смешении времен и эпох, сложившемся
здесь. юноши почувствовали нечто боль-
шее — исторический смысл подвига Ta-
гаркл предетал перед ними. Ha острове,
rye он был убит англичанами в 1854 го-
ду, — могала английского  интоовента,
нпришехиего на нашу землю в 1918 го-
ду. Рядом — воронка, последний след
боселавного немецкого нашествия. И над
всем этим — северное сияние,  подчерки-
вающее суровую красоту родного края,
на который зарилиеь враги...  Выетояла,
отбилась, окрепла Кола. как и вся ama
великая Родина, за которую отдал свою
жизнь помо) Гагафка.

На первый взгляд в работе юных крае-
ведов не произошло существенных изме-
нений после того памятного дня. Але-
ксандр Михайлович сказал, что на валу
близ школы стояла когда-то пушка, —
ребята начали «самые настоящие» архео-
логические ‘расконки. Пушку не обнару-
жили. но Алекеандр Михайлович заметил
в глубане земли три слоя обуглившегося
лерсва, золы и пепла. Значит, три раза
Вола выгорала от вражеских набегов и
всякий раз возрождалаеь вновь. Александр
Михайлович посоветовал...

Но тут стройный план  крабведчесвих
занятий был нарушен самым  непредви-
денным образом. В один прекраеный день
на школьном дворе появился рослый ми-
цер из Досарма; В руках его был мино-
искатель. Впереди © торжеетвующим вилом
мествовали вее тот же Олег, а с ним —
Ваня Сотников-—ученик 9-го класса. Юно-

Гагарке и пироешли помощи в своих

`29 марта 1908 года — день первого аре-

розысках. Может быть, и старинная пуш-.

“Ra отзовежя в электроматнитном Lyte
современного миноиекателя?

Александр Михайлович  призететвозал
самостоятельный moun ребят. Старый
учитель был  спрастным краеведем, по,
прежде всего, он был отличным воспита-
телем. Й именно отеюда — вез его крае-

отправились в Досарм, рассказали о

ведческие  услеми. Учитель знал, что пот’

предела энергии ребят, занятых большим,

сорок с лишним лет. Они воссоздают об-  пиииси
раз юного Маяковского — участника ae

ОГ года».

С 4, августа 1908 года, день за днем
сообщают о каждом его шаге,
вплоть до 18 января 1909 года, когда Мая-
ковский был арестован вторично. В поли-
цейском донесении сообщается: <«..Чином
охранного отделения задержан и доставлен
в управление участка неизвестного звания
мужчина, незвавшийся потомственным дво-
рянином Владимиром Владимирозичем Мая-
ковским, 15 лет, но на. вид ему около

В этот раз его обвиняют «в связях с
группой политических экспроприатбров». И
езова — протоколы обыска в квартире!
Маяковских и допросов в полиции. Ape
стозанный посажен в Сущевский поличей-
ский дом, пона следователь ищет улихи.

Улик не обнаружено. Маяковский — на

свободе. Но лишь на четыре месяца. 2 июля

1909 года его арестовывают в третий раз—
по подозрению в содействии к побегу из

московской женской тюрьмы 13 каторжа-
нок.
«Принимая во внимание, — пишет гра-

долачальник министру внутренних дел, —
что настоящий побег совершен в местно-
сти, находящейся в состоянии усиленной
охраны, по дерзости исполнения обращает
на себя внимание, как имеющий исключи-
тельное политическое значение,  ходатай-
ствую перед Вашим  Высокопревосходи-
тельством о передаче дела.. на рассмот-
рение Военно-Окружного суда для суж-
дения виновных по законам военного вре-

перебрасывают из тюрьмы в тюрьму: 3-й
Мещанский полицейский дом, Басманный
полицейский дом, Мясницкий полицейский
дом. В числе документов — жалоба смотря-
теля Мясницкого дома: :
<..своим поведением возмущает полити-
ческих арестованных к неповиновеннию чинам

часовых служителей свободного вхола во
все камеры, назлюая <эбя старостой аре-
стованных, при ‘выпуске его из камеры...
умываться н‚крану. не входит, более -олу-

рам. На ‘всё мои просьбы относительно
порядка Маяковский не обращает внима-
ния.. 16 августа, в 7 часов вечера, был вы-
пущен из камеры.. стал прохаживаться
по коридору, подходя к другим камерами
требуя от часовых таковые  отзорить...
Маяковский, обозвав часового холуем, стал
кричать по коридору... Покофко прошу ве
отказать сделать распоряжение о переводе
Маяковского в другсе место эахлючения».
Все эти документы, хранящиеся в госу-
дарственных исторических архивах Москвы
и Московской области, полностью не пуб-
ликовались. Они лишь частично были ис-
пользованы в некоторых исследованиям,
Опубликование этих материалов, несом-
ненно, представило бы большой интерес не
только для биографоз и исследователей
В, Маяковского, но и для широкого круга
читателей, интересующихся жизнью и твор-
чеством лучшего, Талантливейшего поэта

мени».
За «непокорное» поведение Маяковского

полезным делом, увероваютих в важность
затеянного.

Пушка, из которой били пришельцев
отвазиные коляне, была найдена. Она по-
коилась близ берега; на проморзшем дне
залива. Казалось, невозможно вырзать ee
Из столетнего льла. Ho на берег залива
пришел мощный гусеничный трактор.
Тракториет из МТС священнодействовал
своими рычатами. Машина дрогнула, трое
напрягея, пушка. покачнулаеь и пол 09-
щий гомон, под дружный крик «ура!»
медленно поползла вверх.

С этого дня ряды юных клаеведов на-
Yau заметно пополняться. Горниет пио-
нерского отряда, шестикласеник Витя
Вахонин налел в земле и принес в школу
‘старинный боевой ‘топорик, кинжал н
осколок меча. Подружки-восьмиклаесницы
Люда Малхасьян и Льхинка Левитская от-
врыли таинственный подземный ходи
притащили Александру. Михайловичу ствол
«крымки»—ружья времен Крымекой вой-

пы. Школьный музей пополнялся чуть не,

каждый день.

Александр Михайлович любил решать
спорные вопросы коллегиально. Вот. к
примеру, ядра (школьники натаскали их
мнокество): как отличить русекие от
антлийских? Вопрое серъезный, спор дол-
тий, но в конце концов Валя Лопачнев
из 10-го. класса-сын рыбака и сам ры-
бак — находит простой omer:

— Если ядро со вмятиной,— значит,
им стреляли. 910 — английское. Reon
Круглов и лежит у нае па земле, —-оначит,
им но стреляли. Это — наше,

Десятиклосоник Сыша Хренов относилея
6 археслогичееким увлечениям друзей го
«взрослой» сниеходительностью. Ho на-
стал день, когда NH ом подошел к Barre
Сотникову и прочитал ему первые на-
броски позмы о Гагадке.

— Ну, что ж,— сказал Ваня, прочи-
тав стихи, — может, это и будет пер?ый
памятник Гатгарке — литературный... Пи-
ши, Саша.

Однако остальные ребята, хоть и ува-
шали литературу, мечтали о гранитном
памятнике герою. для этого надо было
доказать, что Гатарка сущеетвовол в са-
MOM деле, что подвиг его но просто лэ-
генда. Примерно к такому решению и при-

нашей советской эпохи.
Г Е. КОСТРОВА

NO NONA NI NAN INA NPA NP APRA ALR AP AAA A AAD A AD APRA APA AAA APR APPR ALALAL AL ALAA LRP LPL LLLP LLLP LLLP

шли они на внеочередном  ксмсомольеком
собрании.

Секретарь Кольского тайкома партии
Александр Сергеевич Смирнов  приваз

юным  краеведам подарок — старинную
книгу. Титульного листа, пе было, но Алек-
санд» Михайлович, только перелистывая
любовно, — сразу определил: книга путе-
шественника Харузина o ЦВельском полу-
оетреве.

Подаров был как нельзя кетатя. Пожа-
луй, накогла 3% вею историю Колы. здесь
н9 увлекались так исторической литерату-
рой. Ребята надеялись найти упоминание
© подвиго Гагарки в книгах. Мальчики и
дезочки, старшекласеники и млалнеклас-
сеники, давно уже рыскали но библиотекам
и клубам, читали все, что могли достать.
Интерес к истории стал поистине вееоб-
ШИМ.

Секрегарь райкома — огромный, стат-
ный, басовитый-— с улыбкой рассказы“
вает, как и его, невзирая ка занятость,
«втравили» мкольники в свои краеведче-
‘ские дела. Ездил, вот; в саамокий колхоз
«Вымуе», на волопал Падун, Беседовал ©
колхозниками о трулодиях, о новых строй-
вах. А потом сам но заметил, кан разго-
ворилея 00 истории. И старик-сазми Низ
‘канор Толетиков поволал ему о жалован-
вой грамоте Ивана Грозного на право
«беспотилинного, бееданного лова белуги
на Падуне». Старик помнил грамоту чуть
He наизусть, по рассказам отца и пела.
Потом появилась на столе п книга Хару-
Зина...

Недавно комсомольцы пригласили Але-
ксандра Сергеевича к себе в школу. Они
  просят его — нынептиего секретаря райко-
ма и нелавнего комзнлира партизанекого
отряда «Большевик Заполярья» — раюска-
зать о борьбе колян с фашистами. Они по-
прежнему ищут следы Гагарки, но хотят
р09 узнать и о другом герое — емелом
  Разведчике из «отряла товарища С.», де-
сятиклаеснике Коле Кузиецове, который в
1943 голу под Танкоперти подорвал гра-
ватой себя и окруживших его фашистов...

ОКОНЧАНИЕ СМ. на 3 СТР.

полицейского дома. Настойчиво требует от.

часа в камеру, прохаживаясь по коридо“ >.>

“1

к