ЧИТАТЕЛИ

О КНИГАХ

МАЛЕНЬКИЕ МИЧУРИНЦЫ

Показать в стихах труд, показать ero
так, Чтобы пробудить в ребенке любовь к
труду, — задача прекрасная, но не легкая.

Ралуешься ясности и свежести стихов
Я. Кистяковской, сумевшей передать жи-
вое, творческое участие юных мичурин-
цев в выполнении великого плана преоб-
разования природы.

Для больших работ
Нужен мысли взлет,
Да рука бойпа,

Да огонь в сердцах!

В каждом стихотворении Н. Кистяков-
ская показывает какой-нибуль отдельный
момент из общей, дружной и веселой ра-
боты ребят в саду. в поле, на огороде.

Посадили яблоньку. Ранней весной чуть
было не погибла она от мороза. да во-вре-
мя спас ее юный  мичуринед — развел
под нею костер, обогрел ее, и выжила
яблонька.

В сад цветущий школьники превратят

страну,
Если каждый вырастит яблоню одну.

(«Яблоня»)

увлекательна работа
собирают cemena де-

Разнообразна и
мичуринцев. Они

Н. Кистяковская.

«Мичурин С
дат, 1950, 32 стр. er

Крымиз-

ревьев, выращивают ветвистую г

Они воюют с грызунами-вредителями,
собирают оставшиеся после жатвы на по-
ле колоски. работают на птичьем и CROT-
ном дворах, ухаживают за конем.

Порою встречаелея не совсем звучная
рифма и какой-нибудь нечеткий оборот
речи. Некоторые стихи Могли быть коро-
че, — автор еше не умеет экономить сло-
pa, Ho главного у этой книжки отнять
нельзя: ее  доходчивости, искренности,
призыва в содружеству в труде, умения
автора найти яркий образ:

Даже не верится —
Из семечка — деревце!
А мешочек весь —
Это хвойный лес.

И лежит на весах
Лесная полоса...

И будь эта книжечка получше оформ-
лена, напечатана на хорошей бумаге, ©
другими рисунками (рисунки 0. Грачева и
И. Ляловекого ами по ©еебе неплохи, но
только нет в них праздника, нет ярко-
сти), она могла бы доставить много ра-
дости млалшим школьникам.

Было бы правильно. ееля бы Детгиз из-
дал эту книжку с хорошими иллюстрация-
ми, поручив влумчивому редактору пора-

ботогь с автором.
; Е. AUIOFHHALLKAS,
библиотечный рабатник
МОСКВА

НЕЗРЕЛАЯ

«— Мастером кто здесь?
— Мастером? Я. Я — Пискунов. Вот и
хотел теба...

— Я говорю — мастером кто? — ‹ерди-
то оборвал Варабанов.

Пискунов вздрогнул.

И

— Ты?

— Я, Пискунов. Фамилия моя — Пис-
KYHOB.

Карабанов презрительно сощурил глаза.

— Ну, так вот что.  паря, — сказал
он. — Скажешь мне эту глупость еще —
зубы ветавлять будешь... пшел!»

Так описывает автор первую ветречу
своего героя с мастером пекарни, куда по-
ступает на работу Карабанов. Носле пер-
вого же знакометва < героем читателя по-
ражают его грубость и какая-то  несу-
светная перфвобытность его характера.

Варабачов —— малокультурный  чело-
век. Он духе не может выразить  яено

свою мысль.
— Bor вы—инженер...—товорит он.—

Скажите: тах, как бы хотелось мне,
сумею я здесь поработать?

— То есть?

— Ну... ну, вот так...—-Ои раззел руки
и сделал ими такое движение. каким

обычно вынимают огромные куски теста
из корыта... Должно быть, ему стало ясно,
что движение рук и слова выразили не
10... что хотеловь...

— Не norimaetée вы... Язык У меня
Дубовый, не то говорю.

Чем дальше читаепнть повесть, тем более
яено ридипть, что перед нами вместо пе-
едового ^^ ‘советского рабочего — ‘фигура
старого дореволюционного пекаря, в ©3808

И. Денисов. «Алексей Каробанов». «Волж-

ПОВЕСТЬ

время так великолепно воплощенная Горь-
ким в образе Коновалова, Но как неправ-
доподобно выглялит такой образ в напих
условнях. Механически перенося черты ха-

рактера дореволюционного  пекаря,  69-
casa Коновалова на Карабанова,  Mo-
лодой писатель И. Денисов, естественно,

нарушил правду жизни,
стахановца.

В основе стахановского труда лежит
сознательное использование техники, ра-
ционализация, изобретательство.

исказил облик

А Карабанов добивается небывалой про-
исключительным

изводительности лишь
напряжением мышц своего «плотно ебито-
го тела». (т избытка физических
сил ему давно уже хотелось «повозиться»,
«сработать в свое удовольствие». В этому
его подталкивали также и ежедневные
«бучи» отца — бывшего пекаря, которому
  чиерех смертью хотелось бы знать —
осталея ли род Карабановых?».

Стараяеь подчеркнуть стихийную силу
Парабанова, И. Денисов отрывает ere
от ‘коллектива и нарочито кзрикатурно
обрисовывает окружающих «героя» людей.

Так. директор хлебопекарни —- рутинер.
секретарь парторганизации — суетливый,

трусливый,
рень, дэвушка-тестомесе — неряшлива и
глуповата...

В повести есть свежие образы, отдель-   датель

ные меткие хафактеристики, есть. места,

свидетельствующие о способности автора, М. Алигер, С. Васильева,

но ему, вилимо, мало помогли редакторы
книги и товарищи из писательской орта-

низации. ^
‚ Г. ШАРАПОВ,

$

ский альманах» № 1. И. Денисов. Сборник студент Государственного университета
«Большая дорога». Торъковское областное ГОРЬКИЙ
издательство, 1949 г, к

SS Xi ed

Юбилей поэта Георгия Леонидзе

Общественность столицы Грузии отмети-
ла пятидесятилетие со дня рождения вы-
дающегоея грузинского поэта — лауреата
(Сталинской премии Георгия ДЛеонидае.
В театре оперы и балета имени 3. Палиа-
ивили состоялся творческий вечер юбл-
ляра.

Имя Георгия Леонидзе, одного из люби-
пользуется боль-

мейших поэтов Грузии,
шой популярностью далеко за пределами

=
респуолики. Ero произведения В

благородным чуветвом советского патрио-

тизма, дружбы народов многонационального
Советского Союза. Георгий  Леонидзе —
автор эпопеи «Оталян», В 1941 году поэт
удостоен Сталинекой премии. Эпопея о
великом вожде переведена на русский,
украниский, белорусский, азербайджанский,
молдавский, таджикский, узбекский, татар-
ский языки. Болыной интерес проявляют в
ней трудящиеся стран народной демокра-
тии. Она вышла уже на чешеком, поль-
ском. румынском, венгерском, болгарском
языках,

ограниченный деляга, мастер Пискунов —.
излишне  фамильярный па-,

}

переведена на китайский язык.   В. Сытин, Н. Томан. Г. Фиш.

„К БЕССМЕРТИЮ
ПРИЧАСТЕН...“

Вместо рецензии.

Был поздний вечер. Бабушка, забав-
шись в угол, вязала свой вечный чулок.
Мы спорили с Михаилом Михайловичем о
литературе. Михаил Михайлович, человек
начиТанный и ме лашенный остроумия,
предложил нам, пяти студентам, поочеред-
во определить, кому принадлежат эти
CTPORA:

1} Не говори, что нет друзей в живых,

Скажи: они еще ие умирали.

— Надсон, — уверенно ответил один.
2) Знаю — любимому городу: ивесть...
— Маяковекий!-— предположил второй.
3) По звездным волнам океана

К причалу далекому плыть.

— Лермонтов? — спросил третий.
4) Стихи о России
Твоей красотой заколдован,

Другой не ищу красоты.
И хочется снова и снова
Смотреть в дорогие черты.

— Блок, безапелляционно заявил чет-
вертый.

5) Не только тебя это сердце `любило—

Оно необъятному спутником было,

Оно неизвестному имя дало...

— Не Тютчев ли? — неуверенно добавил!
пятый.

— Но самое интересное я приберег для
` конца, — луказо  поблескивая глазами,
сказал Михаил Михайлович. — Все эти
строки, — он «делал интригующую  пау-
зу, — все эти строки принадлежат одно-
му и тому же поэту, нашему с вами
современнику.

— Впрочем, я могу ‘вам помочь, —
` коварно улыбаясь, продолжал он. — Вот
несколько названий его стихов: «Лума»,
«Осень», «Родина», «Парус», «Утес»,
` «Спор», «В долинах Грузии...».

и мне чм-то напоминает! —
сказала бабущка, отрываясь от вязанья.

Наконец, Михаил Михайлович не . BH-
держал:

— Да это же Ащот Гафнакерьян! Ро-
стовский поэт. Тот самый, между прочим,
что сказал, кивая на стихии природы:

„И я К бессмертию причастен

И, возможно, больше, чем они.

А подробню с этим поэтом вы можете по-
знакомиться, прочитав еборники: «Ливни
сквозь радугу», «Советский писатель»,
1946, «Стихи и поэмы», Ростиздал, 1947,
«Весна идет», Ростиздат, 1949 г.

В. ОГНЕВ.
——__4+———
Выборы бюро
московских секций ССП

В Союзе ‘советских писателей СССР
состоялись выборы новых бюро секций
московских литераторов.

В бюро московской секции ‘прозы вы-
браны В. Ажаев, Н. Богланов, М. Бубен-
нов, Н. Емельянова, В. Ильенков, В. Ка-
верин, Эм. Казакевич, В. Ковалевский,
Ю. Либединский, В. Мальцев, А. Митро-
фанов, К. Паустовский, К. Федин (предсе-
бюро  сзкцнии) А. Чаковекий,
И. Эренбург.
Секция поэзии

Е ccc а пин ав

a

—-

избрала в свое ‘бюро
Н. Грибачева,
Е. Долматовского, А. Жарова, В. Инбер,
М, Исаковского, С. Кирсанова, М; Луко?
нина, Л. Ошанина, В. Перцова, М. Свет-
лова. С. Смирнова, С. ЦЦипачева  (предсе-
датель бюро секции), А. Яшина.

В бюро секции детских писателей дошли
Е. Благинина, Л. Воронкова, О. Высотская,
Л. Кассиль, С. Михалков, А. Мусатов,
М. Прилежаева (председатель бюро сех-
ции), Я. Тайц, Е. Тараховская.

Бюро секции о и публицистики из-
брано в составе: Б. Агапов (председатель
бюро секции), Н. Атаров, А. Бек, Р. Бер-
`падский, Е. Босняцкий, В. Василевский,
Б. Галин, Е. Дорош, JI. Заславский,
М. Златогоров, И. Ирошникова. М. Коло-
сов, Л. Кудреватых, К. Львова, В. Пол-
торацкий, И. Рябов.

Новое бюро секции научно-художествен-
ной литературы избрано в составе: Ю. Ве-
бер, В. Захарченко. М. Златогоров, С. Ива-
нов, М. Ильин, А. Казанцев, Н. Михай-
лов (председатель бюро секции), В. Нем-
цов, В. Орлов, В. Охотников, В. Сафонов,

Само увлечение подвигом Гагарки мог-
ло стать столь длительным и горячим
лишь в результале увлечения героикой
Великой Отечественной войны. Самый ин-
тер к истории возник у кольских ребят
из их внимания к сегодняшней жизни
страны.

Это. конечно, случайность, что старин-
ное стрелецкое кладбище было обнаружено
при постройке новой школы, а находки на
торе Соловараке связаны © карьерными
разработками, Ho совеем не случайность
TO, что вевобщее увлечение историей на-
чалось в Коле с прошлого года. Новые
перспективы раскрылись  перех лревне
Колой, вот и возрос у ребят интерес к свое-
му городку. Изучая прошлое, они учатся еще
больше ценить настоящее; знание всего
пройденного пути помогает им лучше пред-
ставить будущее,

Захотелось ребятам наглядно  предста-
вить себе место подвига Гагарки, — взя-
лись строить макет древней Кольской кре-
пости. С бойницами. глубоким рвом, 1-
надцатиглавым собором. Шлва закончилась
эта работа. как возникла новая мысль —
строить макет современного поселка. А
когла была выставлена для всеобщего 0б9-
зрения двухметровая «сегодняшняя Кола»,
захотелось ребятам построить «Вюлу зав-
трашнюю». Слишком уж многое во втором
макете было устремлено в будущее—
здания строящегося завода, каменная
‘кладка новой школы, Фундамент новой
больницы...

Юные электрики закончили свой таин-
ственные приготовления, РУбильник был
включен -—— и засияла-засветилась буду-
шая Кола. Вдоль широких проспектов
стояли пятиэтажные красивые здания.
(ват палал ия многочисленных окон Ha
тустые зеленые аллеи. Прямыю улицы сбе-

тались к прекраеным площадям. На глазв- )

вой площали етоял в  свервании огней
Кольский дворец пионеров. А посреди цве-
тущего парка возвышался величественный

памятник помору Гагарке.

«Уважаемый товариш Эренбург!

Это письмо Вам пишут комсомольцы
хольской средней школы. Мы, вместе ©
нашим учителем Александром Михайлови-

чем Чарыгиным, изучаем историю своего
края. Если у Вас есть возможность, то,
может быть, Вы не откажетесь. принять
участие в решении одного интересного во-

проса...»
Ребята — Олет, Коля, Люда, Льдинка,
Ваня. Саша — пишут письмо в етолипу.

Они рассказывают писателю историю Га-
гарки и просят помочь в дальнейнтих по-
HCKAX.

Писатель заинтересовался «делом Гатар-
ки». Он передал письмо кольских ребят в
редакцию «Литературной газеты». Науч-
ная общественность также была привле-
чена. В работу включились  ученые-биб-
лиографы Государственной библиотеки име-
ни В. И. Ленина. Они просмотрели лите-
ратуру. относящуюся к периоду  Крым-
ской войны, — газоты и журналы Toro
времени «Русский инвалид», «Москвитя-
вин», «Северная пчела», официальные
хонесения. повествования современников,
исследования акад. Е. Тарле, А. Сергеева
итд

Сообщая с результатах своих разыска-
ний кольскии школьнякам, библиографы
писали в конце письма: «Обязательно со-
общайле нам о ваших дальнейших поис-
ках. Не открыли ли вы более подробных
свелений о Тагарке, — например, его Ha-
стоящего имени. Опираясь на эти данные,
мы могли бы, помимо исторической лите-
ратуры, изучать архивные материалы».

По совету старого учителя школьники
обратились к новым источникам — уст-
ным свидетельствам  кольских стариков.
Дом за домом стали они обходить всю

Koay.
«Серафима Васильевна Сахарова. —
записывала Люда, — утверждает по сло-

вам матери, которой тогла было 19 лет,
что рыбак Гагарка действительно поса-
дил английский корабль на мель у Елов-
мыса. Она говорит. что в плен были взя-
ты, кроме Гагарки, еще несколько чело-
век, шедших на шняке. Мать одного из
них CHIBHO торевала по сыне — молодом
парне».

Таких свидетельств собрано много. И
каждое из них раскрывает какую-то но-
вую подробность далекого подвига. АНИСЬЯ

Федоровна Синякова припомнила по словам
отца. что во время бомбардировки нахеле-
ние бежало к «Караульной Bopore, что у
Тупорева ручья». Ona же сказала, чо
Тагарка был осыльным — царь сослал его
в Колу. Федор Егорович Харчев утверж-
дал, что похвиг совершили также рыбаки
Григорий Немчинов и Михаил Жеребнов.
Ови тайком переместили бакены в зали-
ве, чем ввели в заблуждение английсеих
моряков и помогли Гагарке обмануть ‘их.
Ульяна Ивановна Аболяева слышала от
ролителей, что настоящее имя Гагарки —
Гурий... Гурий Гагарка!

ee
Г

68-я параллель сбверной широты.
Кольский залив студеногхо Баренцова мо-
ря. Снета, тунлра, вечная мерзлота. Me-
‘сто, которое по воем  географиям мира
должно считаться «глухим». «заброшен-
ным». «затерянным». Но это Север — co-
ветский. это — наша `68-я параллель! И
дети здесь растут болышими  советсками
людьми. гражданами великой страны.

Они стоят на старинном валу у самого
берега залива. В эмт ясный весенний
день отеюла хорошо виден Каменный. ост-
ров. темнеющий среди ледяных Topocos.
У ребят — <пор: каким должен быть 5у-
дущий памятник Гагарке? Коля и Ваня—
за строгий гранитный обелиск, tora a
Льдинка — за бронзовую фигуру помора,
Олег — за групповой барельеф.

Мы с Александром Михайловичем не
вмешиваемся в спор — коллегиальность
прежде всего. Старый учитель, улыбаясь,
  емотрлт на своих воспитанников. А Я,
глядя на раекраснемниеся лицаь спорщи-
ков, думаю о том, что памятник  отзаж-
ному помору они уже воздвигли. Имя
помора Гагарки возвращено в жизци. 0
подвиге рыбака говорят малыши, школь-
ники, вся Кола. Мурманский музей
занялся историей помора, архангельский
архив запрашивает 0 нем. московские
ученые знают о герое. И слава северного
Ивана Сусанина поднимаетея над суровы-
‘ми блосторамн Ледовитого окзаны

Пос. КОЛА
Мурманской обл.

MHS

Hb UCKYCCTBA

ВОЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ

Неувядаемы подвиги Советской Армии,
совершенные в годы Великой‘ Отечествен-
ной войны. Рядом с воинами шли в. бой
художники из студии имени М. Б. Гре-
кова. Война явилась для грековцев боль-
шой школой не только жизненной, но и
творческой. Вот почему посетитель от-
крывшейся недавно в залах Академии
художеств СССР выставки студии воен-
ных художников имени М. Б. Грекова
как бы становится живым свидетелем
тех событий. ‘которые послужили материа-
лом для вдохновения художников.

И на этот раз нае радует, например,
картина молодого художника Немен-
ского «Друзья-однополчаче», . е большой
выразительностью изобразившего дружный
коллектив бойцов; они составляют одну
семью, у них одинаковые стремления, но
в то же время они не обезличены, у
каждого из них есть что-то свое, каж-
дый думает, чувствует, радуется и rpy-
стит по-своему. Очень удачна одна из
последних работ К. Китайки — портрет
О. П. Котовской. Героическим темам по-
святили свои новые работы Н. Обрынь-
ба — «Разгром гитлеровских войек на реке
Истре под Москвой в 1941 г» и В. Бо-
гаткин — «Штурм рейхстага». Большой ич-
терес представляет картина И. Лукомско-
го — «Клятва сталинградцев И. В. Сталину».

С подлинным блеском выступили графи-
ки студии имени М. Б. Грекова — И. Ба-
ранов, В. Бибиков, В. Богаткин, П. Кир-
пичев. Многообразие художественных
средств В. Богаткина, создавшего замеча-
тельные серии «Москва в 1941 году»,
«Ленинград в дни блокады», «Штурм
Берлина», говорит о нем, как об умном,
даровитом мастере. Запоминаются рисунки
П. Баранова «Героический Севастополь».

Среди других скульптур выставки вы-
деляется новая работа И. Першудчева —
«И. В. Сталин». Cxyapntop сумел пока-
зать в облике вождя замечательное сое-
динение большого человеческого  обая-
ния, простоты и могущественной силы.

Наконец, всеобщий интерес вызывает
макет генерального плана памятника вои-
нам Советской Армии. павшим в боях с
фашизмом - (Берлин). Это выдающееся про-
изведение скульптора Е. Вучетича  отли-
чается смелостью и широким размахом

ни ATAPOB ПОЭТЫ СВОЕГО ДЕЛА

Где-то в Затряжеке, на районной авто-
  базе, в жизни шоферов, ремонтников, кон-
корских служащих ‘молодой писатель раз-
глядел черты налиего времени, составляю-
ние его поэзию.

Этот писатель — Анатолий Рыбаков.
Его роман «Водители» опубликован в трех
книгах «Октября», открывающих 1950 год.

Никто не ищет спокойной жизни Ha
загряжской  автобазе. Грузчик  Королов
ломает негодный график разгрузки и по-
трузки.. Сварщик Смирнов придумывает,
как восстанавливать изношенные детали.
 Шофор Нюра Воробьеза добивается кани-
 тального  ‘емонта своего «колдуна»,
‚чтобы  наевдить Hd Этой старой Ma-
‘шине сто. тысяч километров. Талантливый
руководитель маленького предприятия По-
  лаков ставит большие задачи перед кол-
лективом автобазы. Начинается постройка
новых азторемонтных мастерских.

Все это — одно беспокойство для упра-
вляющего автотрестом. Чиновник Ванунни-
ков привык жить, не выходя за пределы
более или менее сносного выполнения пря-
мых приказов. Мотивы позаторства, кипу-
чей энергии Полякова Канунникову нено-
нятеы. 0н подозревает в этом TOAKON,
нечто опасное о для  св06%  началь-
ничьего равнодушного благополучия. Ка-
нунников пытается тихой сапой мешать
развитию автобазы, он готов ‘даже зава-
рить склоку. но ни в KOM не находит
поддержки. Его убирают с должноети.

Событай, кажется, немного. Почему же
© таким увлечением читаешь роман Анато-
лил Рыбакова? Что заставляет задумывать-
ся над страницами этого произведения?

Есть в нем, при всех недостатках, TO
бесспорно важное и волнующее, что по-
буждает прежде веего сказать автору сло-
во благодарности.

В нашей литературе, пожалуй, нет про-
изведения, которое так или иначе не за-
трагивало бы вопросов руководства. Сек-
ретарь райкома или командир дивизии.
Директор завода или председатель колхоза.
Конечно, это внимание не случайно. Среди
моральных вопросов, занимающих наше
общество, один из самых значительных—
это вопрос об ответственности руководите-
ля,— все равно, хотя бы маленького де-
журного в детском саду.

У нае руководить — это значит и вос-
питываль. И прежде всего на собствен-
ном примере. Руководить — значит не-
утомимо призывать каждого: «Будь на-
стоящим человеком!» — требование в 00-

ветеком обществе и политическое и нрав-

ственное.

Руководя заводами, колхозами, баталь-
онами, научными экспедициями, строитель-
выми коллективами, нални партийные И
непартийные большевики измеряют резуль-
тат своих усилий не только в тоннах, гек-
тарах, километрах, не только в сроках вы-
полнения или рублях экономии. Руководя,
они ежечасно совершают еще и сложную
воспитательную работу — совершенствуют
человека. Это — большое искусство.

Роман «Водители» богат поэтическими
описаниями труда. Автор любит и умеет
описывать отлично налаженный труд.
отчасти поэтому, Ha мой взгляд, его про-
изведение представляет собой как бы ма-
ленькую энциклопедию советского  руко-
BOACTBA. x

Вот Поляков обсуждает с экономистом
месячный план базы:

— Там, где вы видите семьдесят два
процента груженого пробега. я вижу лва-
дцать восемь нроцентов порожнего. Ия
хочу, чтобы каждому рабочему отчет пре-
жде вого показывал все его нотери.

Вот Поляков пытается расшевелить
своего отяжелевшего друга, директора Co-
ссдней автобазы Сергеева:

— Ни на кого не хочу оглядываться,
есть у меня моя партийная совесть, она
мне рыспиий судья. А ты сам приноравли-

раепться, как бы поспокойнее, и людей
пряучил в ту же дудку играть... ‘
Пот Поляков задумалея, недовольный

Анатолий Рыбаков, «Родители» «Октябрь»,
) Mere 1, 2 3: 1950.

композиции, богатством замысла, высоким
мастерством выполнения.

Однако несомненные успехи не снимают
необходимости поговорить о неудачах та-
лантливого коллектива. В некоторых кар-
тинах мы обнаруживаем несоответствие
между замыслом и выполнением. Яркой
иллюстрацией этого может служить кар-
тина И. Кривоногова — «На Курской   ду-
ге». Созерцательность, непозволительный
объективизм. отсутствие того характерного
и неповторимого, что было присуще имен-
но этой операции, отсутствие в‘этой кар-
тине показа активных действий нашей ар-
мии свидетельствуют о том, что художник
не всегда понимает существо наших воен-
ных побед и задачи советской батальной
живописи, в центре внимания которой дол-
жен стоять человек — воии нашей социа-
листической отчизны. IT. Кривоногов —
художник, несомненно, талантливый, име-
ющий болыние достижения, и к нему дол-
жны быть предъязлены самые высокие
требования.

Недоумение вызывает почти полное от-
сутствие на выставке работ, посвященных
послевоенной жизни Советской Армии и
Военно-Морского Флота, их боевой и по-
литической учебе, труду и отдыху солдат
и офицеров.

Мы ждем от военных художников но-
вых произведений, правдиво и. мастерски
рассказывающих © Великой  Отечествен-
ной войне. Мы ждем от них также новых
полотен, скульптур °о воинах, стоящих
сейчас, в дни мира, на страже социализма
в нашей стране, на страже мира и демо-

кратии во всем мире. М МАНИЗЕР
р Ч
НА КРЫЛЬЯХ ПЕСНИ

Верная спутника наших людей в труде,
в бою и ча досуге — созетская. песня ста-
новился. все ближе и роднее честным лю-
дям всего земного шара. Немало песен,
ксторые стали в полном смысле слова
крылатыми и облетели весь земной шар,
получили крещение в Краснознаменном
ансамбле песни и пляски Советской Армин.

Новую программу ансамбль открывает
песней своего руководителя композитора
Б. Александрова «Великому Сталину —
слава С волнующей одухотворенностью

ПАННО ОВСТТАЗЩОАААЬ ЧС

собой, после резкого разговора с вчераш-
ней кондукторшей, выдвинутой на диспет-
черскую работу. Девушва-то оказалась
поумнее, — y Hee государственный взгляд
на дело, а он по-ведомственному подошел,
ла, еще оборвал...

«Какой, в сущности, нехороший прием:
поймать человека на, неудачной фразе и
этой неудачной фразой доказать собстоен-
  ную празоту...»

С особенной настойчивостью Анатолий
Рыбаков подчеркивает  жизнепреобразую-
ео значение и CHAY принципиальности.
‚ Именно силой принципиальности `Полякоз

спутал карты проходимна Вертилина, ©п-.
 ницах произведения такой богатой духов-о
ной жизнью, что, читая роман © волите- о

окинул ого жульнические комбинации.
Прямая и последовательная позиция Поля-

ква мешает и склоке. затеянной Канун-

никовым. Эта принципиальность директо-
ра автобазы спасает и  пошатнувшегося
человека — шофера Максимова.

Целая галерея руководителей — or 3a-
местителя председателя облисполкома д?
линейного диспетчера на пюссейной доро-
го — показана на страницах романа.

Ведь рукозодить в нашем общеелве —
вто значит не только руководять по ‘праву
стариюго, по праву приказа, но и по пра-

ву авторитета, завоеванног инициатором

нового, человеком, сумевшим сплотить во-
круг общего дела других людей.

В самом деле, по какому приказу ста-
новитея хозяином на дворе «чужого» кир-
пичного завода грузчик Королев?

«Здесь был только один авторитет —
уменье», — пинют Анатолий Рыбаков
о моторном цехе автобазы и его руководи-
теле Ичелинцеве. Это определение распро-
страняется на вое отношения между люль-
ми в романе, оно окрашивает и самый
тонкий, самый поэтический эпизод — но-
чевку в поле возле машин двух 1Шюфе-
pos — Демина и Воробьевой.

Демин — наставник и воспиталель Ню-

ры. Сиена ночлега, где лучший водитель
базы, желая покорить девушку-шофера,
возится около ее ветхого «колдуна», рас-
крывает Нюро секреты своих рекордов,
цолна юмора и лиризма.

Можно не соглашаться с манерой авто-
ра давать портреты — и Нюры и других
героев, — слишком много стертых опреде-
лений: «небольшая, широкая в кости»,
пли «длинные черные ресницы придавали
его серым глазам», или волосы «придава-
ли его голубоглазому лицу». или «ато был
среднего роста», «она была в том среднем
возрасте» и т. д.

Можно оспаривать также неизбежность
некоторых патетических отетуплений, ре-
зонерских сентенций в конпе каждой гла-
вы, хотя они — не от бедности содержа-
ния, которую надо замаскировать рассуж-
дениями, д скорее от недоверия к <0б-
ственным изобразительным средствам.

Слишком поскупилея автор на изобра-
жение семейной жизни героев. Здесь Ана-
толий Рыбаков повторяет довольно рас-
пространенный в нашей литературе про-
счет, который можно объяснить (но никак
нельзя оправдать!)  всепоглошающим ин-

И тересом к теме труда.

Однако главный упрек должен принять
автор но поводу механического решения
сульбы бюрократь Канунникова. Нельзя
примириться © тем, что автор освобождает
коммунистов автобазы от активной борь-
бы CO склочником и  дезорганизатором.
Брезгливое невмешательство Полякова не
может быть оправдано тем, что «прини-
мать меры — значит раздувать ©клоку.
На это некогда отвлекаться». Образ Поля-
кова крайне проигрывает от этого,

И все-таки оптибки и несовершенство
романа не определяют итога. Он подво-
urea по иным статьям оценок...

Враги кеммунизма пугали человечество
вселенским муравейником.  нивелировкой

ворили мракобосы, пойдет в топку коллек-
ТИЗИЗМА,

llama действительность опровергает сто-
  летнюю клевету. Наша жизнь рождает ли-
тературу, которая на сволх „страницах,

личности. Бессмертная душа человека, го-

и вместе с тем строго слаженно доносит
ансамбль до слушателя это _ монумен-
тальное хоровое произведение. Простые и
проникновенные стихи, на которые напи-
сана песня, композитор взял из обращения
комсомольцев и молодежи Советского
Союза к товарищу Сталину.

И, как бы продолжая эту клятву с9-
ветских патриотов, одна за другой звучат
песни о борьбе нашей страны за мир во
всем мире, о воинах. охраняющих мирный
труд советских людей, о наших зарубеж-
ных братьях. Отрадно, что большинство
этих песен создано молодыми авторами.
Мы услышали песни композиторов
В. Оловникова (Минск), А. Влатимирцева
(Ленинград), С. Туликова, В. Шаинского
ий поэтов В.Лозневого, Н.Флерова, Н. До-
ризо и Л. Кондырева.

Олнако неё всегда
ансамбль проявляет
бовательность к  поэтическому  каче-
ству песен. Взять хотя бы песню
«Когда мы уходим в чужие края» (му-
зыка Ю. Слонова). Автор стихов В. Мал-
ксв использовал весь «набор» штампован-
ных эпитетов и словечек, запетых и пере-
петых в десятках иесен. Снова и снова
«ветер крепчает», «песня, как чайка, над
морем летит», снова и сноза «волны бе-
гут за кормой» ит. д. ит. п.

Загляни композитор в сборники многих
советских поэтов, он нашел бы несравнен-
но более напевные и теплые слова о со-
ветских моряках.

Композиторы частенько жалуются на
отсутствие шуточных стихов для веселых,
задорных песен, столь любимых нашим на-
родом. А ведь потребовалось 22 года,
чтобы чудесные шуточные стихи М. Иса-
ковского «В позабытой стороне» были по-
ложены на музыку. Написанная Ha эти
стихи песня Л. Бакалова впервые прозву-
чала в новой программе Краснознаменного
ансамбля. Слушатели с улыбкой внимают-
незатейливому лукавому рассказу о пер-.
вом увлечении сельского комсомольца
своей молодой землячкой.

А сколько еще подлинно песенных сти-”
хов, доселе не положенных Ha
можно найти в сборниках М. Исаковского,

Краснознаменный,
достаточную  тре-

А. Суркова, А. Твардовского, Л. Ошанина,,

А. Яшина, С. Шипачева и других поэтов.”

‚Ц. СОЛОДАРЬ ‹

изображающих новую жизнь, дает отвез;
утверждающий правоту коммунизма.

Грузчик, которому во все времена поло-

weno было иметь только спину да руки,

оказывается в романе «Водители» подлин-
производ<
ства. Шофера называют поэтом своего д6-.

но талантливым организатором

ла; И нам, в самом деле, быть поэтом,

чтобы, укоряя тозарища за небрежное 0б-
BCHOMERTA о гербе.

ращение © молотком,
`Советекого Союза и вдруг сблизить про-
стой рабочий инструмент © высоким сим-
 волом нашего строя.

ПВея автобаза — от директорь Полякова,
1 слосарей-подростков — живет на етра-

лях загряжекой автобазы, вевольно вепо-
мннаенть злобные заклятия мировой реак-’!

вотничееки визжа насчет
тивизма», всего-то. и оберегали они «ин-
хивидуальную» — грязную  дупюнку жу-
лика Вертилина! Ей-то и впрямь в нашем
  обществе податься некуда.

Среди старого, не желающего умирать»
ость и старые образцы счаетья, старье,
уже теперь мнимые пути его достижения.

лин — приезжий  ‘заготовитель. История
ero загряжекой аферы, его скитания по
району в поисках выморочных лиц для.
документов напоминают чичиковскую эпо-
jue из «Мертвых душ», как ящерана’
наисминает ископаемого динозавра:

кам. Чувство страх» исчезает у нас, мо-
жет быть, прежде всех душевных мук.

пзображает страх, постигший в нашей.
стране человека, — это ужае  Вертилина’
перед разоблачением.
`«Тыеячи глаз, и все смотрят!»
Пскоренение паразитизма показано м0-
лодым писателем, как функция нашего об-
шественного строя. Со времен Остапа Бен-
дера прошло не Tak много лет, a между
тем теперь уже не найти писалеля, KO~
\торый бы, наградив жулика талантом, не’
умел бы ненавидеть и жулика и его «та-
лант».
s }
Роман написан человеком, хорошо знаю-
щим то, о чем он пишет. Можно только
позавидовать точноети, © какой описаны
и. лальний рейс шофера Демина, и сборка
моторов бригадой Пчелинцева, и даже ‹0-
ставление месячного отчета экономиетом
Поповым. Это не только хорошо — это’
очень важно. В силу главенствующей роли
труда в нашей жизня художнику, 2же-
лающему хоропю понять внутренний мир

Рыбаков выдерживает этот экзамен.

Парторг Тимошин —= не самый удав-
шийся из персонажей. Он меныше дейет-
вует и больше разъясняет. Но вот одна из
страниц, посвященных парторгу: З

«Нигде Тимошин так не чувствовал люЮ-
дей, как в процессе труда, за станком.
Сам первоклассный мастер, он по стили

своим существом, всем складом своей на]

евоих помыслов Тимопнах глубоко уважай
труд человека... В труде людей он видел
творчество и ощущал его, кк свое 600-
ственное, Этот глубокий Инстинкт труда
позволял ему понимать мастера, будь он.
как сам Тимошин, токарь или слесарь!
медник, сварщик, кузнец, шофер, резин-
щик, маляр или обойщик».

Читаешь и думаешь о родетве нашей
литературы и жизни, — будто невольно
  сказалось в этих строчках. каким хочет

быть сам автор, Ваким должен быть 0907
  evens писатоле, перазрывно связанный
  со сволм вародом общностью идеалов, еди:
ным понималием моральной и поэтической
  силы труда.

}

+

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
  № 28 8

ee

музыку,

ЦИЯ — всех этих черных воронов, живых
1 и мертвых. На поверку выходит, что, кле-.
«топки коллек-

Подлый паразитизм, описанный в сотнях
книг старой литературы, по-своему показ
зан в книге советского писателя. Верти-.

Природа пашего общества, обрекает стлз.
кателя на безнадежное хождение по му-,

героев. нужно отлично знать их труд, и-

старого ‘мира. Но вот Анатолий Рыбаков’

работы сразу определял человека... Всем ^

туры, всей особенной чистотой и ясностью