Советская школа призвана воспитывать
нового человека.

С первых шагов обучения ребенок всту-
пает в организовавный коллектив. 910
его класс, это в дальнейшем—пионерская
и комсомольская организации, это школа
в целом. В школьном коллективе разви-
ваютея способности ребенка, вырабаты-
ваются нравственные качества, оттачи-
ваются и шлифуются грани будущей лич-
ности, закаляется воля, формируется ха-
рактер.

Вот почему советская общественность
внимательно следит зз жизнью школы, за
качеством ее работы, радуется ее успехам,
помогает преодолевать возникающие труд-
ности.

В годы войны в столицах союзных и
автономных республик, в краевых, област-
ных и крупных промышленных городах
совместное обучение мальчиков и де-
вочек было заменено раздельным.
Возникли впервые в советеких условиях
мужекие и женские средние школы. В
большинстве же городов и в сельской меет-
HOCTH сохранилось совместное обучение в
средних школах.

Создавая раздельные школы, исходили
из Tex соображений, что при совместном
обучении не могут быть в достаточной ме-
ре приняты во внимание некоторые особен-
ности физического развития мальчиков п

КОЛБАНОВСКИЙ
©

Проф. В.

рических причин дети обоего пола
проявляют в учебной работе некоторые
различные черты. Так, большинство дево-
чек на основе свойственных им качеств—
женственности, мягкости патуры, большей
чуткости к другим людям (оказывается,
это чисто женское свойство! — В. К.) —
проявляет больший интерес и любозна-
тельность...» к таким дисциплинам, как
литература, язык, история. «Это,-— пишет
М. Тимофеев,— именно та сфера челове-
ческой  деятельности-—семейные  отноше-
ния, хозяйство, вопросы быта и культу-
ры.., влияние которой ив настоящее
время еще сказывается на женской ча-
сти нашей молодежи. С другой стороны,
девочки в нелом меньше несут в себе ис-
торического опыта в других сто-
ренах жизни и деятельноети людей, на-
пример, в области борьбы с наиболее
грозными и могучими силами природы..,
в области усовершенствования техники
нроизводетва и т. д.» А отеюда вывод, что
в силу «исторических причин» у девочек
должны пользоваться наименьшим уснехом
такие предметы, как... география, физика,

перспективы. Наблюдательные педагоги с
болью отмечают, что эти «перенективы»
иной раз представляются в виде убогого
«мещанского счастья».

Надо отметить, что там, где «бифуркаци-
онные» настроения не отразились на нор-
мальном ходе учебного процесса, там и в
мужской и в женской школе наблюдаются
немалые достижения в обучении детей. Но
такие же, отнюдь не меньшие, достижения
в последние годы наблюдаются и в шко-
дах совместного обучения.

Олнако обучение не исчерпывает веего
процесса воспитания. Поэтому, признавая
успехи советской школы в обучении, мы
не должны в то же время проходить мимо
некоторых трудностей в воспитании, кото-
рые возникают в школах раздельного обу-
чения, в сравнении со школами совмест-
ного обучения, гло мальчики и девочки
оказывают друг на друга сдерживающее и
облагораживающее влияние. Обучаясь сов-
местно. мальчики и девочки © первых. лет
обучения привыкают друг к другу, как
& товарищам, связанным между собою 0б-
щими интересами. Нет того состояния вза-
имной отчужленности, которое нередко от-
мечается у детей, воспитывающихся раз-
дельно. Наконен, в голы юности, обучаясь
вместе, обсуждая и решая вмэсте различ-
нью вопросы, юноши и девушки становят-

химия, ботаника, зоология, математические
вычисления и пр.

девочек, подготовка тех и других к труду.
Такие соображения имеют за собой серьзз-
ные основания.

Следует в то же время отметить, что
рто нововведение вызывает немало споров.

Сторонники совместного обучения, — а
среди них значительное число директоров
школ, педагогов и родителей, — убеждены
B TOM, чЧ10, взамен одних затруднений и
неудобств, в новой системе обучения в03-
никли другие — не менее, а, пожалуй, б0-
лее серьезные. На другой позиции стоят
сторонники раздельного обучения. Ona
считают, что в школах раздельного обуче-
ния легче осуществлять учебный процесе.

Эти епоры не прекращатютея на протя-
жении истекших шести лет. Спорят неда-
Toru, спорят родители. И те и другие
шлют письма в редакпии журналов и га-
зет, епрапенвая, что же лучше: совместнов
или раздельное обучение?

Rak и всегда, критерием истины яв-
ляется практика, А у нас параллельно су-
ществует практика как той, так и друтой
формы обучения.

Непонятно и абсолютно непростительно,
что Академия педагогических наук РОФСР
н министерства просвешения союзных рес-
публик до сих пор игнорируют этот во-
прое, занимающий педагогов и родителей,
не изучают сравнительной практики с0в-
местного и раздельного обучения.

Между тем, ряд совещаний, проведенных
в Московском городском институте усовер-
шенствованяг-учителей и в лоугих меетах,
б-5ады наши © опытными мастерами-педа-
`тогами, директорами столичных школ по-

казывают, что во многих школах раздель-

‘ного обучения возникли значительные
трудности, которые невозможно было в свое
‘время предусмотреть.

Когда ввели раздельное обучение, про-
 ‘раммы п учебники остались общими. Тем
 `не менее, некоторые директора школ н
утителя, искажая основные принцины ‹о-
‘зетской педагогики, стали на путь
«бифуркации» (словечко-то какое при-
умали! — В. Н.), т. е. на путь разлвоз-
‚ия образования на «мужской» и «жен-
‘зкий» профили. В мужеких школах о кое-
де начинает преобладать уклон в сторону
‘учения математики, физики, химии, а в

кенских—-в сторону гуманитарных дис-
‘WHINE: литературы, языка, истории.
 И это не потому, что различны интере-
 Ы самих учащихся. Нет, их так начи-
‚ ают ориентировать педагоги.

° Находятся даже тоорстики подобной
бифуркации». М. Тимофеев в статье
  Совместное и раздельное обучение в про-
‚ом и настоящем» («Советская педаго-
` ака» № 4, 1945 г.) усердно пытается.
оказать, что «на основе глубоких исто-

В порядке постановки вопроса.

ПРИОРИТЕТ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
НАУКИ И ТЕХНИК

a a

Фотонаборные машины — последнее сло-
” техники в типографском деле. Фотогра-
трование букв или строчек на, пленку уп-
‘Maer процессе изготовления печатных
‘pM, сокращает сроки набора и дает в0з-
жность получать буквы любой величины.
`Из трулов по истории книгопечатания
сих пор было. известно, что идея фото-
бора в самой общей форме была вылви-
‚та в 90-х годах прошлого века. Первые
Пздения © действующих  фотонаборных
  шинах появились в 1923 голу в некото-
  х инобтраяных журналах и вызвали
пторженную оценку. Ирикливые реклам-
ye заметки сразу сделали мировыми зна-
  нитостями Хэнтера. Угера и других за-
\межных конструкторов. ,

Изучая известные конетрукпии фотона-
иных машин, нетрудно заметить, что вее
\! построены по одному принципу и
годят от какого-то одного образна не-
естной и нигде еще не упоминаемой ма-
Hiss, отличаясь от нее лишь некоторыми
`` Талями. Олнако нисле из авторов не
  mae о существовании такого 0б-
shee :

Чедавно ‘вам удалось обнаружить доку-
i) res, свидетельствующие о том, что пер-
ih B MHpe фотонаборная машина была по-
` юена в России и работала еше в 1897
\7. Найдены фотографии, чертежи, 0б-
fas набора и другие материалы, выяс-
м i ЕЕ:
 МТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
т —— № 29

i

ПЕРВАЯ ФОТОНАБОРНАЯ МАШИНА.

От такого «новаторства» недалеко и 19}

проповеди «закона» фаталистической обус-
ловленноети сульбы детей биологическими
й сопиальными факторами — «закона»,
осужденного вместе с лженаукой педоло-
тией. По этому «закону» девочки совет-
ской страны якобы обречены повторять
«исторический опыт» своих предшествен-

ся подлинными друзьями.
Такая дружба, основанная: на общности
высоких идейных и культурных интере-
сов, оставляет глубокий след в Фозна-
нии юношей и девушек. _Скрепленная
взаимным уважением к человеческому
достоинству, светлая юношеская дружба
плодотворно влияет на булущее отношение
в людям, порожлает высокую активность

‚ник, перед которым, как это вытекает из
утверждений М. Тимофеева, даже совет-
ский строй оказался бессильным!

Статья М. Тямофеева, вольно или не-
вольно (надо думать невольно), нере-
кликаетея с теориями буржуазных идео-
логов 0 том, что женщина, мол, социально
не полноценна, что она не способна к
некоторым видам интеллектуальной  дея-
тельности, которые являются привилегией
мужчин. 5

Е сожалению, М. Тимофеев не одинок.
Ему втбрят е других, «практических» по-
зиций некоторые рабэтники школ. Дирек-
тор 3-й женской школы г. Саратова
С. Развинова в своей статье в «Учитель-
ской газете» от 10 августа 1949 г. ука-
зывает на необходимость для женских
шеол связывать преподавание ‘учебных
предметов с... будущими практическими
хозяйственными обязанностями женшин в
семье. Вот, к примеру, предлагаемые т. Раз-
виновой формы такой связи: «физика в

юношей и девушек в учении.и в общест-
венной деятельности.

На школьной скамье дети привыкают
видеть в каждом ученике и ученице своих
будущих надежных товарищей по жиз-
ни, в труде; а понадобится —и в боях.
Пример дружбы молодогвардейцев Краено-
дона, а также плодотворный труд подрост-
ков, юношей и девушек, обучающихся сей-
Час совместно в школах большинетва горо-
дов н в сельской местности, отражает тот
стиль товарищеских отношений юношей и
девушек, который сложился в пашей со-
ветекой стране.

Некоторые педагоги пытаются налалить
дружеские взаимоотношения между маль-
чиками И девочками путем организации
встреч учащихся соседних мужеких и жен-
ских школ в кружках, на коллективных
вечерах, с помощью диспутов о товарищб-
стве, дружбе.

Но может ли дать серьезный положи-
тельный результат подобное словесное
воспитание, когда оно не опирается на

быту» — как провести электричество, по-
ставить выключатель, починить электро-
плитку, утюг; «хамия в быту» как сва-
рить мыло, приготовить газпрованный на-.
ниток, вывести жирные и другие пятна.

Оставим в стороне недостаточно проду-
манные представления директора школы о
перспективах хозяйетвенното развития на-
шей страны. Научить девушек кустарным
епособом делать мыло—это не значит при-
близить их к новейшим достижениям хи-
мической науки. Но, спрашивается, поче-
му практуческие знания необходимы толь-
ко женщинам? Разве «наука в быту». яв-
ляется лишней для мужчин?

Надо лн доказывать, что эти «невин-
ные», на первый взгляд, предложения ди-
ректора школы идут по линии все той же
пресловутой «бифуркации». Девушек учат
связывать физику и химию Cc семейным
хозяйством, вместо того чтобы раскрыть
перед ними перспективы приложения этих
наук в технологии нроизводотва в о шитро-
вом народнохозяйетвенном плане.

Самое скверное, что идеи «бифуркато-
ров» проникают в среду самих учащихся.
В женских школах у некоторых девушек
снижается интерес к тем научным Диеций-
линам, которые имеют непосредетвенное от-
ношение к промышленности, сельскому хо-
зяйству и другим важнейшим областям хо-
зяйственного и культурного строительства.
При этом подчас начинают иметь хождение
мелкие интересы и возникать ограниченные

пяющие историю создания первой в мире
фотонаборной машины. Она была изобрете-
на мололым техником Виктором Афанасье-
вичем Гассиевым и построена в военных
мастерских гор. Елизаветноля (ныне Киров.
абал). Оеновные работы изобретатель вы-
полнил сам с помошью простейших инстру-
ментов. «Буквы и набор, — писал он. —
выцарапаны иглой на закрыненных тушью
кусках стекла». Источником света служи-
ла керосиновая лампа.

Так, в далеком закавказеком городе та-
лантливый изобретатель сумел на под-
века опередить развитие типографекого
дела и полукустарпым еноеобом построить
первую в мир фотонаборную ма-
шину.

Полное описание машины Гассиева с чер-
тежами было опубликовано в 1900 голу в
пятом выпуске сборника привилегий, из-

практику повседневных товарищеских
взаимоотношений школьников — юношей
й девушек?

Тов. Развинова, о которой мы. уже упо-

‚минали, рекоменлует предметом обсуждения!
на Таких лиспутах сделать тему дружбы
молологвардейцев — юношей и девушек,

Кати и Сани в «Двух капитанах» В. Каве-
puna и т. п. Но, давая такую рекоменда-
пию, педагог упускает из виду одно: эти
произведения отразили дружбу молодых
людей, воспитывавшихея совместно и
именно потому практически подго-
товленных к правильным  взаимоотноше-
НИЯМ.
же
Таковы те трудности, — а они, подчас,
порождают так называемые «бифуркатор-
ские» извращения в практике иных учи-
телей, — таковы те неудобства, которые
возникли в условиях школ раздельного

обучения. Мы сказали о них со всей pes-
костью именно потому, что считаем не-
обходимым привлечь нашу общественность
К обсуждению волнующего вопроса, обсуж-
дению — обстоятельному и принпиниаль-
ному, —< привлечением всего богатого
опыта назшей школы.

Отчего бы не созвать специальное ши-
рокое совещание деятелей советской педа-
тогической науки и школьной практики,
чтобы извлечь все полезные уроки и не-
обходимые выводы из существующего
опыта совместного и раздельного обучения?

oe
На снимке: фото-
типно-наборная машина

В. А. Гассиева. Снимок
был сделан самим изо-
бретателем; найден в
фондах Центрального
государственного — исто-
рического архива в Ле-
нинграде. \

>

дававшегося Департаментом торговли и мд-
нуфактур. Публикацией воспользовались
специалиеты многих стран, — они тайком
начали разрабатывать идеи Гассиева.

Изобретатель несколько лет продолжал
упорно работать Hat усовершенетвова-
нием своей машины, но в царекой Росеий
никто не пришел ему на помошь. Поелед-
ние сведения 0 талантливом  изобре*
тателе теряются  оксло 1908 года.
Только через четверть века после ма-
шины Гассиева за границей стали появ-
ляться аппараты, построенные по тому же
принципу.

Сейчас в Научно-исследовательском ин-
ституте полиграфического машиностроения
в Москве построена и испытывается ори-
гинальная советская фотонаборная маптяна,

Л. ТЕПЛОВ,
Е. НЕМИРОВСКИЙ

КЛАДОВЫЕ
ПРИРОДЫ

В 1919 году возник первый советский
заповедник — Астраханский, занимающий
тысячи гектаров в каспийском приморье,

Это лишь один из многих заповедников.
созданных в нашей стране за годы со-
ветской власти. Охрана природы на про-
тяженчии всей истории СССР рассматри-
вается как важная общегосударственная
задача.

В мае исполняется тридцать лет со дня
подписания В. И. Лениным декрета 06
учреждении Ильменского государственно-
го минералогического заповедника на Юж-
ном Урале. В декрете об этом заповедни-
ке сказано, что он является национальным
достоянием, предназначенным — исключи-
тельно для разрешения научных и науч-

горы, непревзойденные по своей сказоч-
ной красоте, стали природным музеем. Не
выезжая за пределы ‘Ильмена, можно

элементами периодической системы Мен-
делеева. Такого скопления минеральных
богатств нет больше нигде в мире.

В СССР существует свыше ста разно-
образных государственных заповедников.
Они представляют собой своеобразные
научные ‘лаборатории живой природы, где

изучаются вопросы ‘взаимодействия орга-
низма и среды, проблемы обогащения
советской природы, решаются задачи,
связанные с осуществлением великого

сталинского плана преобразования приро-
ды степей и лесостепей.

Заповедники расположены в наиболее
типичных ландшафтно-географических 30-
нах страны. Они навсегда устрани-

ли опасность потери для хозяйства,
ки и культуры различных видов зверей,
птиц, рыб, растений,

Советские заповедники занимают пло-
щадь свыше двух десятков миллионов гек-
таров, что почти равно площади Англии.

—-——

ГОРНЫЕ ЛЕСОСАДЫ

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). В Таджики-
стане, в Варзобском ущелье, осуществлен
интересный научный опыт, вызвавший ог-
ромный интерес не только у ботаников и
селекционеров, но и срели колхозников.
Склоны этой горной теснины густо зарос-
ли дикими растениями. (Много здесь, в
частности, горького’ бухарского миндаля,
персиков, слив. сотрудников горнобота-
нической станции Таджикского филиала
Академии наук СССР возникла мысль —
превратить заросли диких растений в пло-
довые сады.

Первый опыт удался: одна из расше-
лин стала цветущим садом. Дикий мин:
даль, персики, сливы породнились со
своими культурными родичами. Прививки
сделали их плоды вкусными, высококаче-
ственными. Удалось поставить на службу
человеку даже такого «дикаря», как ки-
зильник с его мелкими, несъедобными
плодами. В течение нескольких лет на
кустарниках кизильника прививались куль-
турные сорта яблонь и груш, И кизильник
стал плодовым кустарником!
`Так найден метод превращения диких
горных растений (а сколько их в Таджи-
кистане, Киргизии, на Кавказе, Карпатах)
в плодовые сады. Таджикские колхозы
уже строят большие планы п® эксплоата-
ции зарослей ликих растений.

Сообщение об удачном опыте в Варзоб-
ском ущелье было слелано на созванном
недавно  Ботаническим институтом им.
В. Л. Комарова всесоюзном совещании по
использованию диксрастущей флоры для
нужд народного’ хозяйства; В этой области
есть много удачных работ. Так, селекцио:
неры Всесоюзного научно-исследователь-
ского института кормов им. В. Р.
Вильямса и Института земледелия им.
В. Докучаева путем отбор и
гибридизации дикой желтой люцерны по-
лучили новые культурные сорта этого
растения, пригодные для продвижения на
север и освоения песчаных пючв. Важные
перспективы для травосеяния открывает
дикорастущее бобовое растение эспарцет-
закаспийский, культивированием которого
занимаются сейчас в Туркменском филиале
Академии наук СССР,

Совещание разработало обширный план
дальнейших работ по использованию ДИКОЙ
флоры для выведения новых сортов кор-
мовых растений и обогащения ассортимен-
та полезащитных лесонасаждений, колхоз-
ных и совхозных фруктовых садов.

о

Выборы бюро
московских секций ССП СССР

В прошлом номере «Литературной газе-
ты» были опубликованы результаты вы-
боров бюро московских секций прозы,

поэзии, детских писателей, очерка и
публицистики, научно - художественной
литературы.

Ниже публикуются составы бюро дру-
гих секций.

В бюро секции драматургов вошли:
А. Глебов, Б. Лавренев (председатель бю-
ро секции), О. Леонидов, Г. Мдивани,

И. Попов, И. Прут, А. Сим ков, Л. Тур,
А. Успенский, А. Файко, И. ЧЕ, m

Драматурги музыкального театра в бюро
своеи секции избрали В. Винникова, Н. Вол-
кова, С. Городецкого, П. Железнова
(председатель бюро секции), Б. Лавренева,

Острового, Н. Рожкова, Т. Сикорскую,

`Ц. Солодаря.

В бюро секций народного творчества
избраны: В. Боровик, 9. Гофман-Поме-
ранцева, С, Жислина, И. Молчанов, Н. Pox-
дественская, И. Розанов (председатель. бю-
ро секции), Б. Шергин.

Новоё бюро секции сатиры и юмора из-
брано в составе: А. Безыменский (npence-
датель бюро секции), Л. Ленч, Я. Сашин,
М. Слободской, М. Червинский, С. Шве-
nos, M. Saenp.

Бюро секции переводчиков литератур
народов СССР избрано в составе: В. Звя-
гинцева, Б Иринин, Л Климович (пред-
седатель бюро секции), С. Липкин, С. Об-
радович, И. Сельвинский, Н. Сидоренко,
Б. Турганов, Н. Чертова, Н. Чуковский,
Л. Шапиро.

В бюро секции переводчиков зарубеж-
ных литератур вошли: Т. ‘Аксель, Н. Виль-
ям-Вильмонт, М. Живов, М. Зенкевич
(председатель бюро секции). Е. Калашни:-
кова, Н. Касаткина, И. Кашкин, В. Левик,
М. Морозов, Н. Немчинова, Л. Соболев,
В. Станевич, Л. Эйдлин.

ыы

Вечер памяти Жан Ришар Блока

На-днях в Центральном доме литерато-
ров писатели столины отметили три гола
со дня смерти замечательного писателя-
коммуниста, видного антифашистского дея-
теля — борца за дело мира и демократии,
пламенного патриота своей родины и вер-
ного друга Советского Союза Жан Ришар
Блока.

Вступительное слово на вечере памяти
Жан Ришар Блока произнес Илья Эрен-
бург. С воспоминаниями о писателе высту-
пили М. Аплетин, Л. Бах и Б. Песис.

В конце вечера состоялся концерт.

зы

нау-

Коротко

По Рязанскому шос-

БИБЛИОТЕКА се идет автобус. На
его кабине надпись:

ПРИЕХАЛА! «Библиотека»,

ЕДЕ Поле На книжных пол-

ках «библиотеки на колесах», как называ-
ют луховицкие колхозники эту автомаши-
ну, сотни книг, главным образом литера-
турные ‘новинки. В кузове машины не-

сколько маленьких столиков, здесь можно

почитать.
«Библиотека-автомобиль»

ного центра. В прошлом году она выдала
сорок тысяч книг.

Но дело, разумеется, не только в коли*
честве выданных книг, хотя оно само по
себе говорит о многом. Библиотекари, со-
но-технических задач страны. Ильменские провождающие автомашину, ведут большую
массовую пропагандистскую работу. Они
организуют выставки. посвященные творче-
устраивают громкие чте-
ознакомиться почти со всеми химическими! ния H лекции пропагандистов районного ко-

ству писателей,

митета партии, местных учителей, агроно-
мов,

Руководит работой «библиотеки на коле-
сах» комсомолка Лидия Кулешова. Она за-

деревням Луховицкого района Московской
области.

нием ждут ее приезда. А если что-нибудь
в дороге случится с машиной и Кулешова
не приедет в точно намеченный срок («биб-
лнотека-автомобиль» курсирует по расписа-
нию), читатели звонят в сельский совёт, в
редакцию местной газеты, в райком партин
и спрашивают:

— Где сейчас находится «библиотека-ав-
томобильз? ;

Хорошее, полезное дело делают библио-
текари в Луховицах! И не только в Лухо-
вицах. По селам и деревням Российской
Федерации сегодня курсируют 65 таких пе-
редвижных библиотек.

Но вызывает удивление тот факт, что
Комитет по делам  культурно-просвети-
тельных учрежлений при Совете Мини-
стров РСФСР так вяло распространяет цен-
ный опыт работы первых библиотек на ко-
лесах. Почему эта гибкая, полностью себя
оправдавшая форма обселуживавия читате-
лей до ся‹ пор не нашле широкого рас-
пространения?

Не десятки, а сотни, тысячи «библиотек-
автомобилей» должны доставлять Книгу
нашему сельскому читателю.

oo $
e 7 Экепертам и’ ре-
ПОДОЗРЕВАЕМ B цензентам пред-
у стояло дать оцен-
ОЧКОВТИРАТЕЛЬСТВЕ ку изделиям `заво-
дов  Главфарфора
Министерства местной промышленности

РСФСР.

Комиссия рассмотрела около’ тысячи об-
разнов фарфоровой посуды. Выставленная
на пятнадцати больших столах, она радо-
вала глаз благородной пестротой расиветок,
тончайшей вязью рисунков, прозрачной бе-
лизной фарфора. Чего только злесь не бы-

ло! Сотни чашек самых разнообразных
форм, — от маленьких с веселыми картин-
ками для детей, до подарочных «чашек-ве-
ликанов»,—красивые чайники, сахарницы,
масленки, цветочницы... 3

Золотые руки умелых мастеров любовно
создали эти вещи.

Но присутствовавшие на просмотре ви:
давшне виды работники прилавка предло-
жилн повременить с оценкой деятельности
‚Главфарфора и ознакомиться с изделиямя
предприятий этого главка, предназначён-
ными для продажи.

а этот раз для размещения посуды пят-
надцати столов неё понадобилось, Все образ-
цы посуды массового вылуска можно было

Ю. НАГИБИН

Ученые богословы средневековья долгое
время вели ожесточенные споры 0 ‘TOM,
сколько то ли бесплотных духов, то ли
чертей можно уместить Ha острив иглы?
Называлось множество чисел, больших и
малых, но вопрос так и остался нерешен-
НЫМ...

С тех пор наука далеко шагнула вие-
ред. НИ в наши дни весьма схожий во-
прое — сколько творческих работников
можно вместить в одной комнате средних
размеров — был блестяще решен руково-
дителями Главполиграфиздата.

В данном случае речь шла не о бесплот-
ных существах, лишенных объема и веса,
а 0 вполне реальных и очень полезных
советеких людях — работниках научных
редакций Государственного  излательства
технико-теоретической литературы.

Te, кто решил этот вопрос, не еочли
нужным прибегнуть к математическим вы:
числениям, хотя имели они для того все
возможности, а стали на путь вульгарно-
го эксперимента.

В комнату № 507 в полном составе
были волворены сначала одна, затем две,
затем три редакции Гостехизлата.

И что же?

Ничего, работают. Конечно, жалуются
на тесноту, на шум, Трудно, говорят,
сосредоточиться. Ведь как-никак, точные
пауки — физика, математика, аетроно-
мия... Олнако же работают. Редактируют.
Рукописи сдают во-время и в полном по-
рядке; у

— Ну, a ч10. еели втиснуть в эту же
комнату, скажем, еше одну... нет. еще
три редавпии? — дерзнули эксперимента-
Торы.

Задумали -— сделали.

И чго же?

Ничего. Работают, стараются, Конечно,
жалуются на тесноту, на шум. на трек
телефонов. — Невозможно, — говорят. —
сосредоточиться. Ведь как-никак, механи-
ка, техника, научные журналы, справоч-
ники, словари... Но работают.

что. если?..

И втиснули в комнату № 507 еще две
релакции.

И чо ж вы думаете?

Работают! Ну. конечно, грозятся в га-
зету написать. Ведь как-никак, моногра-
han, учебники, научно-популярная лите-
ратура...

Tak ва скромной площали комнаты
№ 507 были водворены в полном составе
Bee восемь научных редакций Гостех-
излата. Средневековые  схоласты были
посрамлены!

По увы, в этом безупречно проделан-
ном опыте обнаружилея один серьезный

изъян: в комнате № 507, гле удалось
номинально уместить восемь  релакций,
на каждого редакционного ° работника

приходится полтора ввадратных метра пло-

обслуживает
тринадцать сел и деревень, расположенных
в двух-трех десятках километров от район-

кончила столичный библиотечный техникум
И вот уже два года разъезжает по селам и

В каждом колхозе и совхозе с нетерпе-

о важном

разместить на одном телефонном столике;
Центральная база Главфарфора, куда no.
ступает продукция со всех его’ заводов,
могла предложить для обозрения немногим
более двух десятков образцов. чашек и два
чайника удивительно унылых расцветок,
Куда девались радужные краски, тонкие
художественные рисунки! Создавалось вие-
чатление, что какой-то наредкость скуч-
ный человек малевал всю эту посуду
по трафарету. 3

Кто-то пытался объяснить удивительную
подмену тем, что министерство планирует
выпуск изделий не по расцветкам и рисун-
кам, а в обезличенных артикулах. Это, мол,
приводит к тому, что руководители заводов,
стремясь перевыполнить план, выпускают
товары попроще и поплоше,

С таким объяснением нельзя согласиться,
Возможно, что обезличенные артикулы в
какой-то степени сказываются на качестве
посуды. Но главная причина в том, что в
Главфарфоре пренебрегают запросами со-
ветского потребителя.

Вызывает удивление, почему начальник
главка тов. Доценко занимает позицию раз-
нодушного наблюдателя и не принимает ре:
шительных мер к тому, чтобы фарфоровыв

же высокого качества, как та, которая де-
монстрируется Ha выставках. г

Это тем более непонятно, если учесть,
что на предприятиях Главфарфора и в са-
MOM главке работает болышая армия хулдо-
жников, консультантов, экспертов. Неужели
вся эта служба содержится только для из-
готовления показных выставочных образцов
посуды?

Не беремся пока делать окончательных
выводов, но история с тысячью образцов,
предназначенных для обозрения комиссией,
и несколькими десятками: предметов, пред-
назначенных для покупателей, пахнет онко-
втирательством, ;

$ >

Почта доставила ин
женеру Сидельникову
приглашение зайти в

ПОЛНОГО —
о книжный ‘магазин и
получить 12-й tom

РАЗРОЗНЕННОЕ
Tess pase ce полного собрания со-

чинений В. В. Маяковского.

ВМЕСТО

— Последний том! — любезно сообщи:
ли Сидельникову в магазине.

— Как последний? — удивился nonnue-
чик. — А девятый и десятый тома? Я же

их не получал!
не получите, — ответил  прода-
peu. — Многим не досталось! В Ленин:
град не дослали... 3
Инженер Сидельников -= не единствен=
ный, полписавшийся на полное собра-
ние сочинений В. В. Маяковского, а полу-
чивший разрозненнов, Число под-
писчиков, с которыми издательства и кни-
готорговые организации поступают _подоб-
ным образом. исчисляется тысячами.
Еще до войны Гос. издательство «Совет-
ская энциклопедия» начало выпускать «Тех-
ническую энциклопедию». После войны бы-
ла проведена перерегистрация подписчиков.
ля какой цели? Это трудно установить,
Во всяком случае, ни одного нового тома
«Технической энциклопедии» ив вышло,
Продолжит ли издательство выпуск изла-
ния? Многочисленные владельцы первых
36 томов так и не могут это выяснить.
В регистрационных карточках  подпис-
чиков, получивших первые тома о сочине-
ний Диккенса, красуется многозначитель-

1 ная запись: «Расчеты с читателями произ-

водятся». Рассчитываться надо книгами. Но
книг нет. Что же это за расчеты?

Безотватственность нетерпима в. любом
Rene, Tem более в таком политически: важ-
HOM, как распространение книги. Издатель:
ства обязаны в кратчайшие сроки дей-
ствительно рассчитаться с подписчиками,
допечатать тиражи изданий, по которым у
них образовалась задолженность,

ФЕЛЬЕТОН

Три четверти нвадратного метра

щади, которой он к тому же вынужлен еще
пополам делитьея © автором. Тря четверти
квадратных метра на видимого, слынтимо-
TO, осязаемого и весомого человека!

Если вы не верите — легко ли этому
поверить! — давайте поднимемея е вами
на пятый этаж «Дома кипги», что в Op-
ликовом переулке.

Ваше внимание невольно привлечет вид

двери, ведущей в оту комнату. Ona
еплошь — сзерху  донизу -—— покрыта
табличками: «Редакция математической

литературы», «Редакция физической ли-
тературы», «Редакция технических 6л0-
‚варей» ит. д, ит. д.

Шагнув за порог, вы Убедитесь, что
каждая из многообещающих дверных таб-
личек в лучшем случае соответствует
отдельному столу, Именно в лучлем сау-
430: столы хотя и поставлены впритык,
но их куда меньше, чем табличек.

Завелующие редакциями математики и
физики отдельных столов вовсе не имеют.
Они пользуются поочередно одним столом,
аведующий редакцией” астрономии «все-
Лился» в соседнюю полукомнату —= часть
библиотечного помещения. Встати, эта
полукомната, предназначенная для пяти
редакторов, почему-то названа «тихой»,
хотя в ней такое же столпотворение, как
и в комнате № 507.

Частые посетители комнаты № 507 —
академики, члены-корреспонденты и дру-
гие уважаемые советскле ученые. Это ав-
торы; Когда они прихсдят в редакцию, их
для беселы приглашают... в коридор.
Иначе редактор и автор просто не услы-
шат друг друга.

«Создавшиеся условия лаже нельзя
назвать «ненормальными», — пишут нам
руководители редакций Гостехиздата, про-
Фессор 9. Шпольский, член-корреспондент
Академии наук Л, Люстерник, локтор фи-
зико-математических наук Д. Райкюв ff
другие, — они вызывают недоумение я
возмущение».

Мы разделяем их чувства.

в будем пускаться в расхеуждения. кто
непосредственный виновник этого.
остается фактом. И в этом возмутительном.
факте мот бы воочию Убедиться начальник
Главполиграфа тов. Л. Грачев. Для этого
ему пришлось бы поднятьея на лифте со
второго этажа на пятый, 0 чем, кстати, не
раз и просила его дирекция Тостехиздата.

Но тов. Грачев считает лишним пред
принимать это маленькое и. HOBMAAMOMY
не вполне приятное для него путешест.
вие. Он и так уверен, что в Главполиграф-
излате всем живется те-новато. Не только
уверен, но и привык к этому, не только
привык, но и примирился с Этим.

мириться но стоило бы. Потому что
МИрИТЬСЯ © ЭТИМ — это значит не уважать
В Доме книги людей, делающих КНИГУ...

заводы выпускали всю продукцию такого “

„Факт

=

a

2%