er

Советский
изобретательский

гений

Из одном из заводов Москвы шла кон
фежиция новаторюв. Докладчик рассказал
‚о отаой творческой жизни коллектива,
привел цифры, назвал имена лесятков лю-
дей, давших рационализаторские предло-
жения, и с гордостью заключил:

_— Это Halll новые всходы!

Цифры были весомые, «веходы» друж-
ные. Но они никого не удивили,
привыкли к победным цифрам; сцразедли-
pO полагая, что иначе и не должно быть
в стране, где общественный строй создал
сахую благоприятную почву для необозри-
мых всходов народных талантов.

В Россши в 1913 году изобретатели да-
ли немногим более пяти тыеяч заявок,
А в наше время советские новаторы еже-
дно вносят по нескольку сот
тысяч рационализаторских и изобрета-
тельских предложений,

Само строительство
общества ‘есть непрерывное творчество
вого народа. Изобретатели занимают по-
чегное место в этом процессе, и партия
обращаемя к HAM, призывая решать
научно-технические ‘проблемы, . выдвину=
тые и выдвигаемые каждодневно  сталин-
скими пятилетками. ;

Русские изобретатели прошлого должны
были наряду со светлым талантом обладать

коммунистического

/) сверхчеловеческим упорством. чтобы в ус-

ЛОВИЯХ

беспросветной нужды,  коености,
консерватизма,  махрового  бюрократизма
царской России доводить свое трудное и
благородное: дело ло конца. Царекие чинов-
ники не верили в творческий тений pyc-
ском народа.

Сын архангельского рыбака и величай-
ий ученый Ломоносов мечтал о ‘расцвете
и славе Родины и знал, что люди. науки
создадут лучшие памятники этой славы.
Й российская земля родила великанов изо-
бретательской мысли: Ползунова, Кули-
бина, Петрова, Яблочкова, Чернова. Лоды-
тина, Можайското, Доливо-Добровольского,
Попова, Циолковского и многих других,
высоко поднявших отечественную. науку,
внесших огромный вклад в мировую куль-
туру. A ‘

CopeTCKYIO науку мы по праву называ-
ем народной, В нашей стране свыше 150
тысяч ученых, вышедших из среды рабо-
чих и крестьян, миллионы рационализато-
ров и изобретателей. .. sy

«Раньше весь человеческий ум, весь
его гений творил только для 10го, чтобы
дать одним все блага техники и куаьту-
ры,— говорил Ленин,—а других лицвить
самого необходимого-—-просвещения и раз-
вития. Теперь же все чудеса ‘техники, все
завоевания культуры. станут общенарод-
ным достоянием и отныне  пикогда чело-
веческий ‘ум и гений не будут обращены
в средетва насилия, в средства эксплуата-
ЦИИ». а

Партия разбудита дремавшие силы наз
рода.
решение важнейших’ задач чародного хо-
зяйства и культуры. И соготекие изобре-
татели, конструкторы,  рационализаторы
совершалот титаническую работу, удивляя
мир размахом и глубиной новаторства.

Они создали непревзойденные в мировой
технике _ машины -—= гихротурбины, `турбо-
тенераторы, электронные = ‘интеграторы,
торные комбайны, хлопкоуборочный KOM-
байн. льнокомбайн, первоклассные <амоле-
ты. высокоточные станки и Приооры,
крупнейшие в миро роликовые подшипни-
ки. автоматические линии, аппараты для
электроискровой обработки металлов. авто-
матическую  электросварку. комплексное
автоматическое управление механизмамя
на угольных шахтах. мощные шагающие
экскаваторы и бесчисленное количество
других механизмов.

Прошлое и настоящее капитализма не
знает ничего даже отдаленно похожего на
то, что создает в страже. социализма изо-
бротательский гений народа. Капитализм
тлушит народную смекалку: продукт твор-
чества. рабочего присваивается хозяином,
капиталисты обращают великие достиже-
ния науки против самого же народа.

Сила моторов используется за океаном
для доставки американского оружияя в
маршаллизованные страны, сада атомного
ядра готовится ‘для истребления миллионов
люлей. Усовершенствованный станок в ка-
питалистическом мире производит не толь-
хо больше деталей, но и больше ‹безработ--

ных. больше нищеты. голода, смерти.
И первой жертвой часто становятся сам
изобретатель.

В письме Энгельесу Марке просил помочь
погибающей от нужды семье талантливого
изобретателя Люпона, все труды. которого
присвоил фабрикант, а самого BHIMIBEIDHY A

Люди.

Она руководит ими, направляет на

ЗВАНИИ TEA

на улицу. Ленин
писал ‘00 изобретен-
ной Оуэном буты-
лочной машине, па-
тент на которую при-
©брел немецкий кар-
тель. и положил под
сукно.

“Не прогресс, а за-
гиивание, застой <вой-

ственны технике стран капитала. Число
обездоленных дюпонов и оуэнсов растет
там с каждым годом. В США всячески

тормозится электрификация. железных до-
рог, сокращается и существующая желез-
нодорожная сеть, на, заводах Форда, приня-
мая человека на работу, берут от Hero
подписку, что все изобретенное им перей-
дет в собственность фирмы за вознаграж-
дение — издевательское вознаграждение!—
в один доллар. А специальные ° лабралто-
рии, созданные господами  капиталистами,
изобретают способы рентабельного умень-
шзния  производительности агрегатов, .
Работают нал уменьшенчем производитель-
ности агрегатов! Однако как же при этом
обеспечить людей работой, хлебом, кровом?
«Только посредством войны существующая
экономическая еистема ‘может действовать
© приблизительно полной‘ загрузкой радбо-
чей силы», — отвечают ученые мракобесы.

Советскому  новатору-изобретателю не
грозит судьба Дюпона и Оуэнеа. Его твор-
ческая заявка не запирается в сейфах, &
претворяется в жизнь. Для него созданы
лаборатории,  изобретательские” цехи, ин-
ституты; заводы-инетитуты.

Советские законы зашишают. авторское
право новатора. Труд изобретателя, —
будь он ученый или рабочий, — оплачи-
вается. премируется. выдающийся. труд от-
мечается высшей наградой — Сталинской
премией, ему воздается всенародная слава.
В нашей стране только в области науки и
техники звание лауреатов Сталинской пре-
мии получили 4.798 человек.

В свете всех этих поистине небывалых

достижений особенно нетерпимы рутина,
косность, бюрократические преграды, воз-
двигаемьюе - порой равнодушными ..чиновии-
ками или предельщиками © OT науки на
путях смелой технической мысли.
_ Бригадир завода «Калибр» тов. Уткин
создал станок для высокоточной -расточки
отверстий. скоба  микрометра. В приказе
министр станкоетроения СССР отметил цен-
несть станка. Однако внедрение его в про-
изводетво тянется с 1947 года.

Механик Ревдинского. метизно-металлур-
гического завода тов. Ёриночкин в 1946
году предложило аппарат, облегчающий
труд вальцовщиков. Предложение это. за-
стряло в Министерстве металлургической
промышленности CCCP. -

- Метод. непрерывной ‘варки целлюлозы,
предложенный профессором `Жеребовым в
1932 году, все еще ждет реализации.

` В автомобильной и тракторной промыш-
ленности осуществлено лишь 66 процентов
из всех пранятых в прошлом году рабо-
чих предложений. Треть предложений не
рэализована! На этом: государство потеряло
свыше 60 миллионов рублей. :

Законно; спросить у руководителей ми-

-нистерств: почему не использованы векры-

тые новаторами резервы промьийиленнисти?

Содружество ученых и ироизводетвенни-
Ков, которое с кеждым днем все шире вхо-
дит в жизнь, раскрывает новые широкие
перснеклявы. Страна наша  переживаот
бурный”. подъем ‘нзлитно-технического твор-

‚чества. Мысв праве ожидать нового„ еще

более обильного урожая в технике; Задача
советеких людей собрать этот «урожай» —
сотни тысяч изобретений и рационализа-
тореких поедложений — без потерь.

В годы первой сталинской’ пятилетки
состоялась ‘встреча’ великого ‘писателя
Горького с замечательным русеким изобре-
`тателем Игнатьевым — создателем  самоза-
тачивающихея инструментов. Высоко’ още-
нив труд Игнатьева, Горький писал о ero
открытии: о

«Этот факт — как многие подобные —
малоизвестный, являетея достоверным до-
казалельством в пользу нашей способности
не только догнать, но и перегнать  мощ-
ную технику Европы и’С. Америки. Мы
уже ‘обогнали буржуазию‘ количеством ин-
теллектуальной энергии, и у нас как ни-
тде в мире заботятся о повышении каче-
ства ее».

° Немного времени прошло с тех пор, а
мы можем уже сказать. что народы на-
шей страны обогнали страны капитала не

TOABKO количеством интеллектуальной
энергии, но и качеством `ее — лучиими
машинами, станками, аппаратами, всей

мощью социалистической индустрии.

Иначе и не могло ‘быть в’ стране. где
действует гений Сталина. Партия больие-
виков ——партия новаторов, созихателей пре-
красного мира —= вдохновляет о миллионы
твордов на великие свершения.

НОВОЕ, УТВЕРЖДЕННОЕ ЖИЗНЬЮ

Когда в нашей. стране возникло первое
научное инженерно. техническое общество, —
а это было почти два’ десятилетия Ha-
зад—в его уставе было записано: общество
объединяет ученых, инженеров и техников.
Но жизнь внесла существенную поправку.
Теперь уже трудно найти такое общество, в
котором не было бы также-и рабочих. Это
люди, подобные Николаю®Российскому или
Генриху Борткевичу, OBB
цы, новаторы. Их творческий труд He толь-
ко пвижет вперед производство, но и обо-
гащает науку и технику.

Прошел всего гол, как BO Всесоюзное
научное обшество машиностроителей было
принято пятьсот стахановпев.
одном московском отделении этого общест-
ва—свыше двухсот новаторов производства.
Многие мастера и рабочие стали за послел-
ний год членами научных обществ метал-
Яургов, легкой и текстильной. промышлен”
ности, железнодорожного И водрого транс-
порта. нефтяников. сварщиков. резинщиков,
пишезиков. Вместе с ‘учеными и инженера-
ми они работают над разрешением научных
проблем, участвуют в конкурсах по со-
вершенствованию технологии производства,
пишут книги, читают лекции.

..B лабораториях и на кафедрах Москов-
ского  электромеханического института
инженеров железнолорожного транспорта
можно часто встретить действительного
члена научного инженерно-технического
Общества железнодорожников В. Блаженова.
Лауреат. Сталинской премии, один. из
известных в стране машинистов-пятисотни-
ков, он в содружестве с учеными работает
над проблемой’ использования скрытых
мощностей паровозов. ‚ Большой интерес
вызвал в институте его доклад, сделан-

передовые стаханов-.

Сегодня В-

ный _ на .научно-технической конференции.
В. Блаженов поднял ряд новых вопросов,
решением которых занялись ученые. Гак,
кафедра эксплоатации ‘подвижного состава
разрабатывает уплотненный график оборота
паровоза, кандидат технических наук
А. Гордеев проектирует по идее В. Блаже-
нова. новый типо прибора для’ улучшения
паровой тяги. Институт помог машинисту
в составлении интересного труда ‘об. опыте
работы колонны пятисотников депо «Москва-
Сортировочная». Для этого технического
труда автор подготовил много схем, чер-
тежей, расчетов, а. заслуженный деятель

науки профессор А. Бабичков и кандилат.

технических наук Н. Устинов дали свою
статью.
Таких примеров много, В’ Харькове пу-
теен В. Нефедов избран в совет кафедры
института инженеров ж.-л. транспорта;
Баку нефтяник А. Багиров и; мастер
Н. Махмуд читают лекции в инлустриаль-
ном институте; в Ленинграде разметчик
А. Дмитриев выступает с докладами в тех-
нологическом институте.
_— Сейчас подводятся итоги нашей
деятельности за год,—говорит заместитель
председателя Всесоюзного совета научных
инженерно-технических обществ тов В. Ле-
белев. — SHaKOMACh ¢