блья ДЖИГУРДА. Второе. письмо врача

_ Товарищ министр!

-,G удовольствием сообщаю вам, ‘что
снабжение лечебных учреждений За-
. порожья  медикаментама и медининским
„ оборудованием несколько улучшилось. Вы

помните мое открытое письмо, опублико-
‚ванное 17 сентября 1949 г. в «Литера-
турной газете». Я упрекала работников
мехицинской промышленности . в недоста-

точном внимании к нуждам лечебных уч-
„реждений. Примеры, естественно, я черпа-
ла из практики своего города, где я жила
до войны и где я после демобилизации
работаю в кзчестве врача-фтизиатра.

Но, мне кажется. вы неправильно ис-
толковали мое письмо. 22 октября в той

‚ же газете было опубликовано ваше реше-
ние по открытому письму писалеля-врача:
вы нашли виновных в Запорожском обла-
стном  аплекоуправлении (управляющий
тов. Волнобой) и в областном отделе
здравоохранения (заведующий тов. Деми-
дов). Именно они получили строгий выго-

_ вор министра. в то время как начальнику
Главного аптекоуправления Министерства.
здравоохранения УССР тов. Шевелевой бы-
ло «поставлено на вид».

Дело не в санкциях и выговорах, хотя,
повторяю, снабжение в Запорожье нз-
сколько улучшилось.

Я хотель бы поставить на вид
главное: факты  некомплектности и неевое-
временности медицинского снабжения, ве-
Хомственных неувязок, отсутствия залтах-
вых частей в мелицинским приборам. бес-
хозяйственного отношения к старому ме-
тицинскому инвентарю наблюдаются He
только. в Запорожье, но и в других 00-
ластях страны.

Мы, медицинские работники Советского
Союза, гордимся нашими прекрасными ле-
чебными учреждениями, нашей огромной,

_единственной в мире сетью амбулаторий,
больниц, санаториев. лиспансерев,  раски-
нутых по всей великой стране.

Мы знаем, что вдвое увеличен с 1948
‘гола объем производства медицинской про-
мышленности, освоены сотни новых изде-
лий, снижены себестоимость. оптовые
и розничные цены. Почти вдвое увели-
чена номенклатура медикаментов и инст-
рументария.

Нет такого правительства в мире, кото-
poe могло бы сравниться < нашим совет-
ским правительством в заботе о нуждах
здравоохранения!

Тем непростительнее плохая работа Глав-
ного аптекоуправления и Главного уп-
равления медицинской промышленности
‚возглавляемого вами министерства. Вот
‘та’ необходимо, действительно, поста-
ВИТЬ НЗ ВИД.

Недавно я побывала в Краснодаре. Это
в совсем другом крае. товарищ министр, а
недостатки те -зке; :

Еше 1) декабря 1949 года краснодар-
ский маразин «Хирургия» получил боль-
шую партию  «рекордовских» шприцев.
Почти все они оказались  негодными для
употребления. Чем же объяснить, что «ре-
корловские» ширины, которые всегда от-
личались у нас высоким качеством, сейчас
бракуются как негодные? Плохой работой
краснодарских руковолителей  здравоохра-
нения?”  Халатностью appeeuodapenna про-
визоров?

Надо полагать, причина, иная. Напоню
вам, чт Ленинградский и Горьковский
заводы,  изготовлявшие ‘ранее о ширяцы,
превратили их выпуск, а Свердловский
завол, кула были переведены нехи; до сего
времени но сумел освоить . производетво
Ings.

Руковолитети лечебных учреждений и
рядовые медики Краснодара жаловались

SL Pe See ecb ПИ орет Se ee

Министру. edpesvonpanenun ‘CCCP
° тов. В. И. Смирнову

мне на отсутствие достаточного ‘ассорти-
мента и’ плохое качество игл в шиарицам.
В чем тут дело? Ведь сырьем мы обеспе-   В
чены, техника у нас высока. Зачем же
понадобилось сокращать ассортимент игл?
Почему. не. привлекают к. ответственности
бракоделов? .

Пора обратить внимание и на качество
хирургических инструментов. Надо беепо-
шадно привлекать в ответственности лю-
дей, выпускающих  пинцеты се плохими
пружинами, скальпели, которые плохо ре-
жут и ‘быстро тупятея. > 44

Только. ‚ плохой. организ omen. ‘снабжения
и недостаточным вниманием к нуждам ле-
чебных учреждений можно объяснить от-
сутетвие простейших  четырехкамерных
ванн. То же можно сказать ий O рефлекло-
рах для ламп Миниха. Неловятно также
почему, выпуская электрическяе автокла-
вы и равсылая их по стране, Главмедиром
не прилатает к ним паспортов, без кото-
рых нельзя использовать эти приборы.

В послевоенные годы резко улучшилось
снабжение паселения медикаментами. Эту
потребность наша. медицинская промышлен-
ноеть в состоянии обеспечить полностью,
Такие лекарства, как острептоцид, от-
нюдь не дефицитны, Они имеются в. до-
статочном количестве. А в краснодареких
аптеках и больницах я не видела стретето-
цида. Во всяком случае, в виде порошка
его не было. Не чем иным. как плохой
работой главных аптекоуправлений pec-
публик, объяснить этого нельзн.

Сказываетея здесь и некоторая нездоро-
вая «коммерция» промышленных предпри-

ятий. Они нередко пускают в продажу
стрептоцид, но обязательно в таблетках.
Пирамидон о очень ‹ часто используют для”

приготовления «пирамеина». А в виде по-
polka пирамиден. отсутствует. Возможно,
для промышленности «выгоднее»  выпу-
скать таблетки, но кто дал право тах де-
лячески подходить к вопросам здоровья
советского человека?! Больной, пришел-
пгий в аптеку с рецентом врача, не может
получить лекарство. в которое как востав-
ная часть входит пирамидон HAM стрепто-
цид, в то время как эти же препараты
имеются в виде таблеток.

В министерстве есть множество различ-
ного рода контор, складов, главков, ведаю-
щих медицинским снабжением. Все пишут
туда заявки, бесчисленное количество лю-
дей их читает, исправляет и составляет...
новые.

В Краснодарском зптекоуправлении. мне
показали  увесистую папзу переписки о
дегте. Участвуют и Главмелиром, и Рос-
медснабторг, и десяток других столь же
ответственных организаций. Очищенный
деготь выделен из трех мест; из Иркут-
ска (областной леспроменаб), из города
Моршанека (леспромхоз) и из Горьковской
области (Обллеспромхимсоюз). Все это со-
гласовывалось. досогласовывалось, «утря-.
салось», «увязывалось» о и . решалось.
А дегтя так и не получили. В чем же де-

10? В отсутствии тапвы; не в чем, видите

ли, перевозить: его! Переписываются в те-
чение года, а... очишенного дегтя нет и
дегтярных мазей не изготовляют!

Может быть, пелосообразнее было бы
предоставить право каждому областному
аптекоуправлению непосредственно обра-
щаться в Глэвыое управление медицинской

промышленности? Не пора. ли упростить
оля систему медицинского снабже-
ния?

Но и это еше не всё. Наша промышлен-

АИ АННАН —

НОСТЬ  давно освоила неа. onan

‘ной медицинской аппаратуры. Отечествен-

‚ные рентгеновские установки заслужавают
самой высокой оценки, И в лечебных уч-
реждениях ‘рентгеновевих ‘аппаратов впол-
не достаточно. Казалось бы, все в поряд-
ne. Но распределяются они неправильно:

‚одних городах излишки, в других —
явная нехватка. Очевидно, Главное аттеко-
управление этим просто не’ интересуется.
Иналю. не было. бы такого положения, .ко-
тда многие районные больницы Bee ellie uC
имеют рентгеновских установок.

Часто пенные ‘аппараты выпускаются
без запасных частей. Нет, к примеру, за-
пасных горелок к кварцевым лампам; нет
запаеных ламп для аппарата «соллюке»;,
нет лампочек. лия, торакоскопов. А но про-
пю ли изготоваять запасные части; дабы
He BBOAMTS лечебныю.
лишние расходы? Ведь прихолитея заново
приобретать доротие аппараты из-за от-
сутетвия горелки или, лампы.

Магазины, торгующие медицинским
оборудованием, недоброкачественный товар
обратно не принимают и не заменяют его.
Злесь и негодные грелки, и лопнувшие
пузыри, и бракованные шприцы, H «npo-
пускающие» кислород кислородные по-
душки, и кварцевые лампы без горелок, й
потерявшие никель хирургические инётру-

менты, и иглодержатели, не держащие
ил, :
Министерство здравоохранения CCCP

должно более активно требовать от про-
мышленности ‚ноставкм различных препа-
ратов и изделий. Таких. как молокоотсо-
вы, небольших размеров спринцовки, же-
лудочные зонды (овобенно детские); мно-
гиз реактивы. Совершенно очевидно, что
между потребителем (в данном случае ап-
теками) и поставщиком (заводы, управле-
ние промышленностью) неминуемы при
этом известного рода споры и конфликты
по вопросам количества, качества и 25с0р-
тимента товаров.

Эти споры и конфликты на деловой
почве могут Только улучшить снабжение.
Ведь именно аптеки выражают  действи-
тельные требования людей, именно с ап-
теками промышленность и должна счи-
тальея. 7 ый т

Медицинская промышленность подчине-
на вашему заместителю тов.  Остапчуку.
Ему же. полчинено и Главное  аптеко-
управление. По существу, такая структу-
ра приспособляет нужды аптечной сети к
«возможностям» медининекой промышаен-
ности, вместо того чтобы мобилизовать
заводы на борьбу за качество продуклии.

Все жалобы аптек на недостатки в ме-
IMNUACKOI ‚ промышленности расематри-
ваются, а часто не рассматриваются теми
Же людьми, котопые отвечают за эту про-
мышленность. В АНИ это, товерищ
министр!.

Воть полная возможность быстро, в ко-
роткий ‘срок, устрантеть недостатки в внаб-
жении лечебных учреждений не только
Запорожья ‘или Краснодара. Ведь речь
идет о советских мелицинеких заводах,
о медицинской ‘промышленности социали-
стического тосударетва, которое единствен-
ное в ‘мире обеспечивает веему ‘населению
бесплатную. медицинскую помощь.

Ната Родина, гигантекими темпами 34-
лечившая раны войны, создавшая  могу-
чую; самую передовую в мире’ индустраю
всех отраслей но видов, в состоянии 0бес-
печить лечебные учреждения всем: необ-
холимым. ‹

Дело только в наших усилиях, в Gane
неутомимой энергии. в нашей неприми-
римости к недостаткам.

-KPACHOJIAP—3ATIOPOXKLE  :

толковый СЛОВАРЬ ГРУЗИНСКОГО ЯЗЫКА

` ТБИЛИСИ. (Наш корр.). В течение. пя-
ти лет при республиканской Академии наук
’- работает. комиссия по составлению вось-
„митомного ‘толкового словаря грузинского
литературного языка. Общую . редакцию
этого. труда осуществляет профессор
  А. Чикобава. Недавно вышел в свет пер-
‚ вый том, содержащий 11.237 слов; всего
‚ же издание охватит 125.000 слов.
 . Подобного обширного пособия Г рузия еще
‚ не имела. Так, один из первых словарей, соз-
данный в 1716 году известным писателем и
общественным деятелем конца ХУИП и на-
чала ХУ века `Саба-Сулханом Орбели-
  ани, вместил 50.000 слов. Но и эта заме-

A.

«Велико есть лело смертными и пре-
\ холящими трудами дать бессмертие мпо-
  жеетву народа».

i В этих словах Ломоносова раскрывается
„ для Hat Bee величие этого гениального
” человека, многие плен которого более со-
  звучны нашему времени, чем тому, когла
он жил и творил.

Когла Ломоноеов приступал в своих пер-
вым исглелованиям, на Западе, гле химия
линь недавно отАелилась от алхимии, в
науке господетвовали такие понятия, как
«флогистон» и «теплород». Метол естест-
” вознания был неясен для запалноевропей-
\\ ских ученых. Яомоносов своим гениальным
умом определил этот метол. Он понял. что
наука во всех ве проявлениях зависит от
‚ решения одвой великой загадки: как по-
` отроенб вешество. .

‚7 Кроме В. Н. Меншуткина. который на-
  шел и опубликовал труды Йомоновова по
4 ‘физике и химии, почти все исследователи
М жиани и творчества великого ученого под-
‚ черкивали многообразие его научной дея-
  тельности, не пытаясь обнаружить в ней
 1 связывающую все нить. В последнее леся-
‘ тилетие советские ученые С. И. Вавилов.
НА. Е. Фереман и хругие четко определили
‘  суть научной проблематики Ломоносова.
ели взять список его ученых трудов и
\ выделить из них основные, то окажется,
что все онн либо пеликом. либо отчасти
  посвящены проблеме строения вешества.
Cam Ломоносов говорят: «Мною овладело
  } страстное желание песлоловать мельчайшие
1 частички тел. них я размышлял
18 лет».

НИ АИ

\ ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 № 31

——

чательная для своего времени работа по-
чти до конца века распространялась’ толь-
ко в рукописях. Издать: её ‘удалось. в
1884 году. Позже, в 1887 году, учевым
Давидом Чубинишвили был ‘выпущен гру-
зинско-русский словарь. ^

Затем -вплоть до Октябрьской революции
новые словари в Грузии не выходили, а
старые превратились в библиографическую
редкость. Лишь после установления совет-
ской власти они стали ` переиздаваться.
Одновременно с этим в разных редакциях
выпускались  русско-грузинские,  грузин-
ско-русские, а также. _ терминологические
словари. Однако рост лексики грузинского

Георгий Ц ШТОРМ

_ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА

Ломоносов называл эти частички кор-
пускулами и считал их состоящими из
элементов, что соответствует современному
прелетавленяю о молекуле, состоящей из
атомов. Веей его научной деятельностью
руковолило стремление: доказать на опыте
корпускулярную природу материи и с по-
мошью физики, химии и математики
притти Е «раскрытию внутреннях черто-
гов тел».

Исключительный интерес представляет
ломоносовская диссертапия «Размышления

0 причине теплоты и холода», пеликом
построенная на основе  атомистических
представлений.

«Причина теплоты состоит во внутрен-
нем вратательном движении связанной
материи», — утверждает в этом труде
Ломоносов. развивая свою ‚механическую
теорию теплоты.

Замечательный И механик Ползу-
нов, создатель первой паровой машины,
исхолил именно из этой теоряи и делал
выписки из Трулов Ломоносова, разрабаты-
вая свой проект.

Атомистические воззрения привели Jlo-
моносова к великому открытию: он ефор-
мулировал закон сохранения вещества п
закон сохранения движения, с гениальным
предвидением, что это -— He два разных
закона, а один «всеобщий закон».

Глубокий интерес представляют труды
Ломоносова по изучению кристаллов. В ги-
гантеком комплексе его научных работ
труды эти не занимают большого места,
но весьма характерны для его стремления
постичь законы строения вещества.

«Почти нет кусочка природы, — гово-
рил А.Е. Фереман, — где бы заковы кри-
сталлоз не управляли веществом».

литературвого языка, вызванный могучим.
подъемом экономики и культуры. респуб-
лики, потребовал создания нового толково-
го словаря.

Новый труд включит слова, которые упо-
требляются. в художественной ня политиче-
ской литературе, науке, технике, а также
слова, бытующие в народе, но по _каким-
либо причинам не получившие  отображе-
ния в.литературном языке. Значение слов
документируется примерами из. художе-
ственной, научной и политической литера-
туры. Особое место уделено лексическому
богатству грузинского глагола.

Современная кристаллографяя дала воз-
можность определять взаимное раеположе-
ние атомов в пространстве, а также. изме-
рять расстояния между ними.

Поразительно, что Ломоносов в середине
ХУШ века, исхоля из правильной формы
кристаллов, сделал  безошибочный вывод
0 форме составляющих их’ частиц: «Ври-
сталлы солей, — писал он; — имеют гео-
метрическое протяжение и углы; они нам
указывают, что геометрически надо срав-
нивать те мельчайшие части, из которых
они сложены». Вристаллы и их произвол-
ные — металлы и минералы — нестоян-
но приковывали к себе его прозорливый ум.

Широко известно; какое внимание Ло-
моносов улелял Уралу. борясь за всемер-
нов использование 6стественных богатств
России. Но Урал привлекал его и как ги-
гантекий конгломерат кристаллов: этих
первозланных ключей к познанию ве-
щества.

Велик беспримерный вклал Ломоносова
в науку палиего времени, Но слава ем не-
заслуженно была отлана другим.

Честь открытия им закона сохранения
вещества была приписана франпузу Таву-
азье. Открытие атмосфёры ва Венере —
английскому астрокому Гершелю. Разрабо-
танную Ломоносовым кинетическую Teo-
рию газов. не упоминая его имени. опу-
бликовали немны  М№рениг и Плаузиус. а
его же вывол из этой теории — голландец
ван лер Ваальс. Таких примеров можно
было бы привести много.

Вотла Ломоносов  готовилел публично
ВЫСТУПИТЬ .69 €BCUM «Словом о явлениях
воздушных» (т. е. с теорней происхожде-
НИЯ атмосферного электричества, кометных
хвостов и‘севертых сияний). ему заявили:

что Франклин его опередил. Ломоносову
принглось спорить, зашишать глубокую
оригинальность сворй теории, доказывать,

что он узнал о Фрачклине, когда уже
  был завертен задуманный им трул. Еще
в своем «Вечернем размышления». (1743)

учреждения в Из-

Новые народные сказы

ЕРЕВАН, Образ Владимира Ильича
  Денива  навсегда запечатлен в сердце ар-
‘мяпското народа. Безграничная любовь к
великому вождю ярко выражена во многих.
тысячах произведений, созданных гусана-
ни — мастерами устного : художественного
творчества. _ ь

Одним из первых врупнейших „произве-

дений современного армянского фольклора
является богатырекай эп «Ленин —.
вождь». Велед за этим эпосом было 603-
дано множество произведений всех жанров
народного творчества. ^^

Народ считает Ленина живым участни-

1 ком. своей великой стройки. В одной из

песен он отдает Ильичу как бы рапорт о
‹воих огромных усиехах, достигнутых под
руководством великого Сталина.

Средь песков пустынных мы’ взрастили

я а. розы,

Засветили в сёлах яркие огни,
Заменила песня вековые ‘слезы.
Пробудись, о Ленин, пробудись, взглянй
На страну родную, на. большие дни.

_ В творчестве армянского народа имена.
Ленина и Сталина всегда стоят рядом, и
песни, посвященные им, изливаютея, по
выражению армянского ‘тусана Ашхужа,
«из самого сердца народного». В недавно
записанном сказо «Два мулреца» Ленин и
(Сталин показаны, как тениальные садов-
ники, взрастившие на благо народа сады,
которые вечно будут пвости и плодонсеить.
Замечательный сказ’ создал зангезурский
тусан Ашот. Он воспевает Ленина и ero
великие идеи, как животворный источник
всей нашей жизни,

К 80-летию co дня рождения Владимира
Ильича  фольклористы армянского Дома
народного творчества записали в городах
И селах республики более семидесяти. но-
вых произведений. Подготовлен к печати
большой сборник «Ленин в поэзии. ны
ского’ парода»,

о
Tpernt том сочинений
М.Г орького

Много ранних ‘рассказов М. торжвыю
(1896—1899 ‘тодов) вошло в третий том
его ‘собрания сочинений, который в бли-
жайшее время будет разослан  подинечн-  :
кам. Двенадцать из двадцати восьми во-
шеднтих в Этот том’ произведений печа-
тались в сборниках, журналах и ‘газетах.
конца девяностых годов, но не входили
ни в одно собрание ‘сочинений,

Большинство этих произведений посвя-
щено жизни трудового народа, детей бед-
воты («Ванька Мазин», «Хороший Вань-
кин день», «Ветряска», «На базаре», «Си-
рота»), жизни дореволюционной русской
деревни («Финогон Ильич», «Голодные»),
критике буржуазной интеллитенции ( «Фар-
форовая свинья», «В сочельник» и дру-
гие).

Рассказ «Сирота», напечатанный в га-
зете «Нижегородекай листок», привлек
внимание Чехова. Он. налисал м
Из Ялты:

«...Писал ли я Вам, что  а opaetiea
«Сирота» мне очень понравился и что я
послал его в Москву превосходным чте-
дам?..».

Третий том начинается рассказом «Ко-
новалов». напечатанным в журнале «Но-
вое слово» в 1897 году, © подзаголовком
«Очерк». Рассказ был сильно изуродован
цензурой, которая нашла ero «крайне
тенденциозным и впедным».. Цензурный
комитет сообщил в Главное управление но
делам печати; «Особенное внимание цен-
зуры обратил на себя очерх, Горького «Ко-
новалов», по многим местам: социалисти-
ческото ‘и резко возбудительного попгиба».
Внижка журнала была задержана и ре-
данции принглюсь по указанию комитета
произвести цензурные изъятия в На
пати местах.

В томе

помещены также рассказы:
«Озорник», «Супруги Орлозы», «Бывшие
люди», «Скуки ради»,  «Проходимен»,
«Дружки», «Каин‘и Артем», «Вирилка»,
«0 чорте» и другие. Вее онн неоднократ-
но редактнровались Алексеем Максимови-
чем и печатаются по текстам его поелел-
ней редакции. Этим томом в основном за-
зершаетея пубтикация ранних рассказов:

Горького. Большую _ часть следующего,

четвертого тома займет «Фома Гордеев».
чьи

он высказал мысль 00 электрической’

природе северного сияния. Имеется и про-
TOXOL заселания конференции Академии
наук, относящийея к данному эпизолу. В
этот протокол внесено сообщение Ломоно-
сова («О северном сиянии») с объяснением
происхождения атмосферного  элеклриче-
ства: Протокол датирован 24 мая 1751
гола. Первые же работы Франклина на эту
тему были получены в ‚Петербурге в 11752
голу...

Весьма поучительна история и изобре-
тенной Ломоносовым так называемой. ‘«но-
чезрительной трубы». Это был прибой для
более ясного. видения в сумерках п даже
ночью, Ломоносов предлагал использовать
его в русской армии. но предложение его
было отклонено. «Ночезрительную трубу»
отклонило не только военное ведомство, но
забраковала`и академия. Споры по поволу
Этого прибора длились в Течение трех лет.
Каково же было изумление. Ломоносова,
когда по истечении третьего года И. И.
Шувалов переслал ему точно такую же
трубу. полученную из... Англии Как но-
пало туда изобретение русского акалемика,
не известно. Но Ломоносов ответил Шува-
лову письмом: <...Лолжен я при первом
случае объявить в ученом свете все но-
вые мои изобретения ради славы отечвет-
Ba, добы не воспоследовало е ними того же.
что © ночезрительной трубою случилось».

В наше время значение этого прибора
было оценено полностью. и он в изменен-
ном, ‹ усовершенетвованном ‘виде стал. ойя-
зательной лент» зенитных ба-
тарей.

Не было. ‘такой ` области ‚знания, ROTO-
рой не обогатил бы могучий гений Ломо-
носова, о Основоположник русской науки,
Ломоносов намного опередил свое время.
Сто восемьдесят пять лет нрошло со лня
его смерти, но слова его: «мужеству п
бодрости человеческого духа и проница-
тельетву смысла последний предел еще не
поставлен», сохраняют для нае  евою
неумграющую силу. ‘

ботать над облегчением   веса деталей. Из-
вестно много случаев, когда конструкторы
по ‘первой   RE рекламации охотно’ усили-
вают TOT ‘или иной Узел Мамины, увети-
чивая ero: pec. Но’ почти ‘неизвестны ‘tio-
нытки облегчить какую-либо деталь.

СССР И. Одинг в. сроей статье
циент косности и равнодуция» предлагает

пересмотреть
прочноети в машиностроении; нормативы,

лу металла. Практика автомобильной пто-

и

>
>
:
:
}
:
;
:
:
:
;
.
;
;
;
:
:
:
:
:
:
:
:
:
:
;
i
:
:
;
i
;
:
;
:
:
:
:
:
i
;
;
:
;
;
;
;
i
:
;
;
:
$
}
:
;
;
:
:
:
:
;
:
;
;
;
?
:
+
:
*
:
:
‘
:
;
:
:
:
:
+
:
:
:
:
i
;
:
:
+
:
;
:
;
;
:
:
:
:
:

- В прошлом году я встретился с одним
из лучишх сталеваров ленинградского за-.
вода имени Кирова, мастером скоростных
плавок Иваном Семеновичем Семеновым..
Я увидел широкоплечего, анешне: сурово-
_ 20; строгого и спокойного человека. Но
стоило ему улыбнуться, как в глазах и в
складках. лица появлялась задущевность,
теплота... a
Встречи ¢ Cemenosoim u To, 4TO MHe oO
нем рассказывали, привлекли меня как
художника, и я взялся за портрет. `

кА оо бела пион позона ая овен нина ве нана пиве чаю сте наняв

фена кана кина виа о вааваю ние,

АЛЬБОМА ХУДОЖНИКА* риа ооо нанияони роз оо ри ВЫ ФБ В ББ ЗБ АА бъы

oo Oo

Рядом с фигурой мастера я изобразил
подручного. Мне хотелось передать. глав-
ные черты отношений двух поколений
советских рабочих: жажду знаний, пыт-
ливость. ума, стремление овладеть Ma-
стерством — У молодежи и готовность
щедрой души мастера-стахановца рас-
крыть свой опыт, передать свое умение.

Сейчас я продолжаю’. работи ‘над се-
рией. портретов наших современников. --=
людей социалистического труда.

Ю. НЕПРИНЦЕВ_

пон чььночаь а

Joe пов но ножа а ночи чьи фтор о полок оч ана нааинста :
evenness A dereeeeserawee: sane а нЕ

рос ие нии ньесе ия

Читатель продолжает разловор

Вопрос государственной

важности

Конструкторы нашей автомобильной
промышленности стремятся повышать дол-
говечность машин. Это соответствует ин-
тересам народного хозяйства.

Но есть заводы, которые требованием
прочности маскируют свое. нежелание  ра-

Член-корреспондент . Академии. наук
«Воэфи-

‚завышенные нормативы

которые приводят’ к громадному: перерасхо-

мышленности целиком подтверждает о пра-
Вильность. такой постановки вепроеа, Речь
идет не только of экономии. металла.
Умоньшение ‚веса автомобиля при coat

‚ методов
‚ экспериментальные

нении его надежности
повышает  грузоподъем-
ность. ! i
Достижения нашей на-
уки в разработке новых
прочности, ‘° новейшие
методы ° определения
напряжений позволяют значительно облег-
чить машину.

Три года назад я поставил вопрое 0 B03-
можности снижения веса некоторых типов
наших грузовиков по крайней мере на 500
килограммов. Вряд ли нужно доказывать,

расчета

‘какое ‘огромное значение для народного ”хо-

Зяйства может иметь: снижение” веса’ ‘одного
трузовика на полтонны. Однако эта’ вполне

реальная задача до HOCTORTIET), ‚вревени’ ‚не

разрешена.
Хочу надеяться, что широкая поддерж-

ва, которую оказало научно-техническая

общественность статье проф. И. Одинга,
кобудит Министерство автомобильной и
‘тракторной промышленности СССР опера-
тТивно взяться за ренюние этого  государ-
‘ственно важного’ вопроса.
Проф. Г. ЗИМЕЛЕВ,
тво лНЫЙ член Академии
а наук

o 9 6

ии

Мы

на обновлении нормативов.

В странном положении оказалась‘ груп-
па конструкторов. проектирующих желез-
нодорожные вагоны, Конструкторы вносят:
предложения ob облегчении веса вагонов,
но либо предложения эти отвергаются, ли-
бо их реализация затягивается н& долгие.
годы. Приведу всего лва примера. .

Группа конструкторов Калининского. ва-
гоностроительного завода и Министерства
транспортного малиностроения усовершен-

Министерство .. путей ‹о-
общения не отказывает-
ся и от этого, но из го-
да в год оттягивает 0у-
ществление полезного
Дела.

Причина боязни нового. на мой ватлял,
RDOCTCA B TOH самой коспости и равноду-
тии, © которых писал проф. И. Одинг в
«Литературной газете». Статья его подня-
ла вопрос, волнующий многих конструк-
торов.

Стыдно, а надо сознаться: при наличия
Центрального = научно-исследовательского
института железнодорожного  транепорта,
Научно-исследовательского бюро Главвагон-

ствовала одну из деталей вагона. что дает прома, мы, проектируя, всэ еще пользуем-

снижению ero веса на 75 килограммов.

Илея получила одобрение. Й все же Ми-.
нистерство путей сообщения не разрешает

построить. хотя бы опытную партию ва-
гонов.

Уже десять лет думают о замене, чу-
гунных буке стальными. что ласт боль-
шую экономию металла и облегчит их вее.

Осенью прошлого года Сергей Марков
(«Литературная газета». № 95) в статье
«Нало смотреть вперед!». освещая поло-
жение полиграфия в Казахстане, указывал
прежде` всею на’ неприспособленность
основной полиграфической базы в Алма-
Ате к тем большим делам, которые ей до-
лать надлежит.

У нас в Якутии наблюдаются свои трул-
ности. И основная — это острая нехватка
специалиетов-полиграфистов. В  Якутай
нет учебных заведений этого профиля. Та-
кие вузы и техникумы сосредоточены в
центре страны. Казалось бы. Главполиграф-
излат обязан следить за тем, чтобы подоб-
ные учебные заведения шире пополнялись
представителями братских республик.

До сегоднянтнего дня в Якутск Главтоли-
графизлат не направил ни одного молодого
специалиста из числа окончивших елинет-
венный в РСФСР Московский полиграфи-
ческий институт. А управление. кадров не
удосужилось › на протяжении десяти лет
командировать в Якутию ни одного. масте-
ра по пветной печати, цинкографекому де-
ay ло.

Вот и получается, что наши изхатель-

ства и типографии, не в состоянии. дать

школьнику ^ добротно ‘оформленный учеб-
ник, & взрослому читателю — хорошо сле-
ланную книгу. А вель в Якутской АССР
не один десяток типографий!

Книгу ‘делают люди.

ся устарелыми нормами. Веем ясно, что
они. задерживают ‚прогрессе  ватоностре-
ния,—но кто же, наконец, в министерстве
возьмется за дело обновления нормативов?
М. КУЛАКОВ,
главный конструктор Калининского
вагоностроительного завода

69°

Центральная’ типотра-
фия издает три област-
ные газеты и всю книж-
ную продукдию Якутгосиздата. ° Ежегохно
увеличивается объем работы издательства.
В прошлом году здесь издали более 140
пазваний книг.

В’ центральной типографии около 300
рабочих, п только один специалист-—тех-
ник наборного цеха! В результате острой

нехватки кадров машины подолгу про-
стаивают.
Плохо — снабжает Главполиграфяздат

Якутскую АССР п оборудованием. Здесь
необходимы литографская и словолатная
машины, а также линотин «АПЛ». Отсут-
ствие этого оборудования вынуждает из-
дательство печатать цветные обложки
только в две три. краски пн завозить еже-
годно. десятки тонн шрифтов 3a десять
тысяч километров.

Для ‘издания национальных yanosinnse
по химни, физике, алгебре и геометрия
выделяется ничтожное количестве шриф-
тов, поэтому якутекне школьники до сих
пор не получили нужных книг.

Коллективам издательств и типографий,
работающим в трудных условиях, нужна
действенная помощь. Хотелось бы, чтобы
Главполиграфиздат сообщил, Когда булет
на деле оказана эта помощь п в чем кон-
кретно она выразится.

С. НИКИФОРОВ,

директор Якутского государствен-
ного издательства

«ру -