- Оружие—в воду!

Как известно, докеры итальянского
‘порта Ливорно объявили о своем решении
не разгружать военные материалы, при-
‘бывающие из Америки.

Заявление ливорнских докеров — лишь
одно из многочисленных проявлений не-
преклонной воли трудящихся Илалии от-
стаивать дело мира. -

Мне захотелось встретиться с этими
людьми, побеседовать ¢ ‘ними, увидеть,
хак они живут, узнать, как они пришли
5 решению не разгружать оружия.

В Ливорно — около 1400 докеров. Боль-
шинство из них имеет старые, укоренив-
шиеся традиции: их отцы, деды и прадеды
тоже были докерами. У них есть свой за-
ROH чести. В это понятие входит взаимная
помощь и поддержка особенно остро нуж-
дающихся семей. Теперь к. этому приба-
вилея отказ разгружать оружие для но-
вой войны.

ЧКенщины — члены = семей докеров —
заодно со своими мужьями и братьями,
Они принимают деятельное участие в 05-
щественной жизни, и у них высоко развито
чувство ответственности, «Где оружие; там.

и война», — сказали женщины. Ойн
не забыли бомбардировку Ливор-
но, разрушенные кварталы, гле находи-

лись их дома, город, преврашенный в раз-
валины, погибших сыновей и братьзв..,

— Если в порт прибудет оружие, мы
его сбросим в море! — заявила Mapua
Волиани,

Это — не пустые слова.

Не так лавно в Ливорно прибыл амери-
Канский пароход «Сара Орн Джюлтт». на
борту которого находилось®14 больших по-
дозрительных янтиков, подлежавших вы-
грузке на берег. В одно мгновение весть. об
этом облетела весь город, так как докеры
все время находятся в состоянии боевой
готовности. Женшины с детьми на руках
побежали в порт. Волнение улеглоеь лишь
после того, как небольшая группа докеров
побывала на пароходе и убедилась, что в
ящиках нет оружия.

В ливорнском порту нет и не может
быть места для кораблей, несущих смерть!
А если они там все же появятся, оружие

} будет сброшено в воду!
Габриелла ПАРКА,

корреспондент итальянского прогрес-
сивного журнала «Нои доннэ»

— Папа, когда ты возьмешь нас с собой,
чтобы посмотреть, как прибывает амери-
канское оружие?

(Рис. худ. СКАРПЕЛЛИ из прогреесив-
ного итальянского журнала «Виэ нуовэ»).

Бомбардировки, которым тгоминдановцы
до сих пор подвергали крупнейшие города
Китайской народной республики, произво-
_ дились, как сообщает газета ` «Манчестер
гардиэн», летчиками, обученными в США,
летавшими на эмериканских самолетах и
  сбрасывавшими бомбы американского про-
  изводства, План бомбардировок и порядок
\\ их осушествления были продиктованы так-
  же представителями американской фашист-
  вующей военщины.

Типичным представителем этих военных
\ кругов. тесно связанных с крупным про-

‹ мышленным и финансовым капиталом

США, является генерал Ченнолт, близкий
  друг Чан Кай-ши и Макартура, один из
i тех дельцов и развелчиков, которые, нахо-
  дясь сейчас на Формозе, распоряжаются
  там в качестве «экспертов» Уолл-стрита по
  китайским пелам.

Преступной «деятельности» американского

воздушного пирага генерала Ченнолта в.
  Китае и посвящается помещаемая нами
  статья.

Мистер Ченнолт Влэр Ли сравнительно
лавно, в 1949 году, выпустил кни-
  «Путь соллата»,

Заглавие. что говорить, звучит эффектно,

т словно короткая очередь автомата,

эвно тяжелый марш — к победам, в
Аве...

Eo заголовок этот — увы! — нуждается
‘существенной поправке. Мистер Чен-
пт — не соллат. Он — генерал-майор в
тавке. и притом американский генерал
индановского производства.

Исправим. стало быть. заголовок:

«Путь американского ‘генерал-майора
тинлановекого производства».

Это лело другое. Путь генерал-майора
 ннолта пролегал по Китаю. но вел он не
«побелам и славе». В Китае генерал-
‚бор Ченнолт был занят тем, что «лелал
пары», торгуя с ‘японцами ч6рёз линию
ADHTA,
‘Фирма. во главе которой орудовал пра
   индановпах, в разгар японо-китайской
ны, этот. бизнесмен-разведчик, прикры-

в неделю: по средам и субботам:

i!

итературная газета» выходит два ‘раза

* Трудящиеся разных стран ставят свои подписи ‘под воззва-
нием Постоянного комитета Всемирного конгресса сторонников
мира.*Докеры Франции не хотят грузить вооружение для грязной
войны во Вьетнаме. * Рабочие Ливорно поклялись
не разгружать американское вооружение.

Несколько недель прошло с момента окончания третьей сессии Постоянного

°

Weeeveuserescses re

комитета Всемирного конгресса сторонников мира, а уже повсюду развернулась !

кампания сбора подписей под воззванием комитета с запрещении атомного ору-
жия и об объявлении военным преступником правительства, которое первым при-

менит атомное оружие. Простые люди дают торжественную клятву отдать все свои

силы делу мира.

Огромная сила воззвания Постоянного комитета

объединяет различные слоц

населенця земного шара, многомиллионные массы людей, независимо от их взгля-

: 008, убеждений, национальности. В защиту мира встают все новые и новые люди.
: Сотни миллионов подписей борцов за мир явятся неопровержимым свидетель-
} ством дальнейшего укрепления фронта мира.

oo ¢

ооо ноораежокаЕ

«ОРЭЙ» УШЕЛ БЕЗ ГРУЗА

«Докеры Ла-Паллиса объявили  заба-
стовку!» Это были первые слова. кото-
рые я услышал, выходя из вагона поез-
да. В голосе Жака,  приветотвовавшего
меня этой короткой фразой, звучали тор-
жество и нескрываемая гордость.

По крышам маленьких стандартных : до-
миков. по пакгаузам и складам барабанит
мелкий частый дождь.

Мы поднимаем воротники наших Ryp-
ток,  осматриваемся, остановившись за
грудой пустых ящиков, и трогаемея в
путь. Как во времена фашистской окку-
пации, для того чтобы добраться до гава-
ни, нам прихолитея крадучись пробирать-
‚ся влоль бараков и портовых сооружений,
прячась от солдат «отрядов республикан-
ской безопасности». Они патрулируют на-
бережные, улицы’ и переулки, ведущие к
гавани, и встреча с этими «служителями
порядка» не предвещает ничего хоро-
шего.

Мой спутник Жак — молодой рабочий-
строитель. Вот уже несколько месяцев, как
он без работы. Безработица среди строи-
тельных рабочих весьма распространена в
этом районе, хотя повсюду виднеются гру-
лы развалин, разрушенные войной зда-
ния, требующие восстановления.

По лабиринту темлых переулков Жак
ведет меня к той части набережной, ко-
торую. местные жители называют «Колоко.
лом». Метрах в пятидесяти от нее мы
останавливаемся.

«Колокол» -— это небольшая погрузоч-
ная пристань, со всех сторон открытая
ветру. Сейчас она вся. блестит от дождя.

— Раныше, — рассказывал мне один
старый докер, — в восемь часов ‘утра
здесь звонил колокол. Сюда еобирались
грузчики, и подрядчики набирали себе
бригады. Прежде чем нанять человека, под-
рядчив осматривал его, как лошадь на яр-
марке. С тех пор мало что. изменилось.
Разве что только перестали звонить в ко-
локол. Каждое утро здесь происходит «яр-
марка грузчиков».

В восемь часов маленькую пристань

шерон. — Мы узнали, что на стоящее в
доке судно «Орэй» ‘собираются грузить
вооружение для войны во Вьетнаме. На-
ша точка зрения в этих делах тебе из-
вестна»... Он делает красноречивый жест
рукой,

В ночь на понедельник солдаты «отря-
дов республиканской безопасности» заня-
ли набережные. Докеры с возмущением
увидели, что в порту фактически объяв-
лено осалное положение. Солдаты yrpo-
жали оружием даже тем рабочим, которые
были заняты на строительстве портовых
сооружений. Однако попытка запугать до-
керов не удалась.

- Рабочие порта’ единогласно вынеели
решение не грузить военное снаряжение
на «Орэй». Кроме того, было решено пре-
кратить погрузку на веех других кораб:
лях до тех пор, пока из порта не будут
выведены. войска.

Местный комитет «Борцов ва мир и
свободу» созвал митинг, на котором на-
селение выразило свою солидарность
с докерами. Когда участники  митин-
га начали расходиться, раздались сви-
стки полиции, и солдаты из «отрядов
республиканской безопасности»  наброси-
лись на толпу. Раздавая направо и налево
удары приклалами, солдаты тяжело ‘рани-
ли 12 человек. Пять‘ человек было аре-
стовано.

Несмотря на полицейский террор, побе-
да осталась за докерами. «Орэй» покинул
порт. Ни один докер не погрузил на него
ни грамма военного материала.

Так борютея против войны рабочие
порта Ла-Паллие. Чтобы вести Эту борь-

бу, нужны смелость и воля. В портах
свирепствует дезработица. Большинство
докеров Ла-Паллиса работает не более

чем есть лней в месяц. Грузчик Огюст
Гуньяр. отец четырех детей, показывает
мне свою рабочую книжку. Каждый раз
бюро найма отмечает в ней получение ра-

заполнили подрядчики. Но ни один докер
не нришел!

Некоторое время мы наблюдаем за тем,
как подрядчики, переговариваясь друг с
другом и возмущенно размахивая руками,
расхаживают по пристани. Затем они
уходят, и нам обтается только послело-
вать их примеру. Стараясь остаться не-
замеченными, мы выбираемся из своего
убежища. Метрах в лваднати от нас —
два солдата из «отрядов республиканокой
безопасности». Если они нас заметят. то
по законам «западной демократии» нам при-
дется отсидеть некоторое время в тюрьме.

У№ак говорит мне тихо: «Пойдем в сто-
ловую, докеры, наверное, там». Дей-
ствительно, мы застаем в столовой боль-
шую. группу докеров. Они горячо 0бсу-
ждают происходящие события, сгрудив-
munca вокруг Анри Поршерона, секретаря
профсоюза. Я задаю ему несколько во-
просов. «Дело началось в ночь е 6у6бо-
ты на воскресенье, — рассказывает Пор-

о

Вс. Н. ИВАНОВ

Американские
воздуниные пираты

валась необычной вывеской. На ней круп-
но значилось: «14-й авиаотрял армии Чан
Кай-ши». Ченнолт. как он сам писал в
американском журнале «Ридере дайджест»,
уже тогда «в частном порядке» располагал
«летающими крепостями» и американски-
ми экипажами к ним. Этот Факт весьма
красноречиво свидетельствует о заокеан-
ских связях Ченнолта и о целях его пре-
бывания в Китае.

Наступает осень 1945 года. . Советские
войска разгромили квантунскую армию, и
это решило исхол войны. Империалистиче-
ская Япония капитулировала,

Японпы вынуждены были уйти из’. Ки-
тая. И тут Ченнолт тоже пытаетея  «нразд-.
новать победу». На его языке это означает
урвать для себя хотя бы часть добычи.
Он требует передачи имущества терманекой
авиакомпании в Китае «Люфтганза» в
свои руки.

Чан Кай-ши спешит удовлетворить это
требование Ченнолта. Так, возникает «Цент-
ральная авиатранспортная компания», в
которой Ченнолт восседает рядом с женой
Чан Кай-ши.

Здесь его «летающие крепости» начи-
нают работать с полной и совсем не ком-
мерческой нагрузкой: они перебрасывают
гоминдановские войска на север. в Маньч-
журию, для ведения войны против Нарол-
но-освободительной армии,
На-де (как по-китайски звучит имя Чен-
нолта) и его компания воюют против ки-

тайского’ народа. .
woe

“a
Народно-освободительная армия Китая в
1948 году переходит в наступление и,
двинувигись на юг от границ Маньчжурии,
победоносно освобождает китайские города

Генерал IIe

внутренней жизни — Г 6-47-20, международной жизни — Г 6-43-62,

боты. Вруглая печать — дни, когда у
Гуньяра была работа, квадралная — Дни,
когда работы не было. :

— Смотрите, — говорит он мне, — с
1 по 24 февраля я работал
дней.

— Вак же живет вална семья?

— Приходится питаться одной варе-
ной картошкой... В дни, когда нет работы,
я собираю на морском берегу раковины.
Из них можно приготовить  «лешевый
обед», однако он не очень питателен...

Нужно настоящее мужество, чтобы ба-
стовать в таких условиях. Но, преиепол-
ненные твердой репьимости выиграть бит-
ву за мир, докеры Франции знают, что
если они отступят хотя бы на одну пядь,
это будет означать рабство сегодня! и
смерть: завтра.

Битва трудна и сурова, но докеры в
ней не одиноки. С ними вместе трудящие-
ся всей Франции, ведущие самоотвержен-
ную борьбу за хлеб и за мир.

Г. БРУССУЛУ,
корреспондент еженедельника «Ля
ви  увриер» — органа ` французской
Всеобщей конфедерации труда

от гоминдановских «май-го». то-есть от
«продающих свою страну», как именует
гоминдановцев китайский народ.

ризыв Постоянного комитета облетел весь МИ

Мы выиграем
это сражение!

`Вампания по сбору подписей под воз-
званием Постоянного комитета Всемирного
конгресса сторонников мира, принятым на
сессии в Стокгольме, только что началась
во Франции. Прошло еше слишком мало
времени для того, чтобы можно было ©о-
ставить исчерпывающее представление 0
реакции CO стороны различных слоев на-
селения. Но можно < уверенностью сказать,
что сторонники мира преисполнены реши-
мости приложить максимальные усилия и
собрать миллионы подписей, которые
должны дать почувствовать поджигателям
войны, что в нашей стране они не имеют
поддержки.

Текст воззвания содержит, как известно,
требование о запрещении атомной бомбы и
0б объявлении военным преступником пра-
вительства, которое первым использует
атомную бомбу. Воззвание замечательно в
том отношении, что, будучи весьма широ-
{ким по своему характеру, оно несомненно
встретит поддержку подавляющего боль-

нетва французов, независимо от их по-
литических взглядов.

Я лумаю, что нам пределоит преодолеть
по столько возражения политического ха-
рактера, сколько, скорее, некоторую апа-
тию части населения. Вее лело в том, что
реакционная печать, отражающая взгляды
американских партий, долго и упорно под-

держивала на протяжении ряда лет на- ’

строения пессимизма и пассивности.

Мы старались выяснить настроение на-
ших соотечественников путем расспросов
на улице, на заводах, в мастерских, в
ванцеляриях до того, как начали распро-
страняться для ©бора полнисей первые
листы с воззванием. И всюду мы слышали
единодушный ответ. Все, к кому мы обра-
щались, требуют полного и безоговорочно-
го запрещения атомной бомбы и объявле-
ния военным преступником то правитель-
‚ство, которое первым применит атомную
бомбу.

Но наряду с этим все же находятся
люди, которые, осуждая атомную бомбу,
выражают некоторые сомнения в эффек-
тивности нашего воззвания. Они товорят:
«Что это даст? Удастся ли предотвратить
войну с помощью полнисей?». Нротив этой
позиции нам предстоит вести боръбу. Зло
Песепорно является глубоким, генеральный
секретарь коммунистической партни Фран-
ции Морис Торез. говорил в своем докладе
на ХП съезде об этом зле. Оно заключает-
ся в распространенном среди части насе-
ления мнении, что война неизбежна.

Наша работа, наши усилия должны
быть направлены на искоренение этого
зла. Опыт доказывает, что мы безусловно
можем вести. победную борьбу против этого
ложного представления путем организации
широких масс для активных действий.

Мне хочетси подчеркнуть, что мы абсо-

всего пять   лото уверены в результатах нашей борь-

х

бы. В прошлую субботу я беседовал на
Эту тему со многими лицами, сочувствую-
щими нам. Население квартала Сен-Жер-
мен, где живут мои собеседники,  состав-
ляют преимущественно мелкие буржуа и
интеллигенция, которью зачастую настрое-
ны скептически и порой легко поддаются
унынию. Но затем в разговоре выясни-
лоеь, что сочувствующие. нам, репгительно
  преодолев пассивные настроения, уже соз-
дали в своем квартале Комитет в защиту
мира, ия уверен: они проделают большую
и полезную работу. :
Страстная, активная деятельность в за-
щиту мира начинает охватывать всю
Францию. Мы выиграем это сражение,
мы выйдем из него еще более сильными!

‘Пьер КУРТАД
ПАРИЖ, 14 апреля. (По телефону).

строены Советским Сотозом специально по-
сле войны, чтобы «снабжать промышлен-
ными товарами рынки коммунистического

Мистер Ченнолт срочно направляется в
Америку. Там он выступает и в деловых
кругах и в сенате, прося ‘американское
правительство... отдать ему на откуп воз-
душную войну против «коммунистов Ки-
тая». Его план до крайности лделовит и
прост. Он просит отпустить ему «всего»
двести миллионов долларов в год. На эти
средства он, генерал Ченнолт, наймет 500
летчиков — американцев, англичан. фран-
пузов. С их помошью он «блокирует путя
наступления» Народно-освободительной ар-
МИИ.

— Ведь я знаю каждое рисовое поле,
каждую реку в Южном Китае, — публично
клянется он..

И здесь Ченнолт — генерал, бизнесмен
и разведчик—выбалтывает бредовый план
американской стратегии в Китае: нужно
«не давать им (частям Народно-освободи-
тельной армии. — В. И.) покоя. парализо-
вать их. Их.коммуникации ‘могут быть
прерваны, `транспорт— разрушен. мосты—
взорваны. дороги—повреждены. гавани и
реки—заминированы. железнодорожное с9-
общение—парализовано. После этого ком-
муниеты не смогли бы создать ни промыш-
ленного, ни военного потенциала». Таков
звериный оскал тех самых «дружествен-
ных чувств» к китайскому народу, о на-
личии которых ло сих пор цинично твер-
дя: и Ачесон и Ченнолт.

Мистер Ченнолт лихорадочно энергичен.
B mae прошлого года он снова в Нью-Йор-
ке. Он собирает представителей телеграф-
ных агентств и, как сообщил корреспонтент
«Юнайтед пресс», показывает им на кар-
тах, на глобусе пункты в Китае, где уне-
го якобы есть тайные аэродромы. о кото-
рых никто ‘ничего не знает. С этих самых
аэродромов. ‘сообщает Ченнолт. «Б-29» лег-
Ко достигнут уральских промышленных
центров и пунктов трансеибирской желез-
ной дороги. Они смогут уничтожить pat
городов. построенных в России вдоль этой
железной дороги». А торода эти, скорого-
воркой продолжает мистер Ченнолт, по-

Китая».
Так мистер Ченнолт, клевеща и приви-
рая. гостеприимно раскрывает перед аме-

ЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ О

Рис. М, АБРАМОБА

СУВЕРЕНИТЕТЕ ДАНИИ

эвенаваавазововонововававаасасовововаезесясоззааззаасаесес

Ал. СУРКОВ

Распоясавшиеся итики

В сентябре прошлого года в Прате со-
стоялаюъь очередная ‘сессия ‘исполнитель-
ного комитета. Международной организации
журналистов (МОЖ).

На сессии представители Венгрии внес-
ли предложение об исключении из МОЖ
югославского союза журналистов. Венгер-
ские журналиеты в предложенном ими
проекте резолюции справедливо указали
Ha То. что титовским борзописцам, наем-

ным перьям агентуры англо-американского

империализма — Тито. Ранковича; Джила-
са, Карлеля и им подобных, не место в ор-
танизации, объединяющей прогрессивных
журналистов мира. -

Это предложение нашло горячий отклик
среди участников сессии. Вопрос 06
исключении титовеких подневал должен
был стоять в повестке дня третьего Bee-
мирного конгресса, журналистов.

Конгресс, по предложению французских
журналистов, предполагалось провести в

риканской прессой дверь в «святую свя-
тых» своих разбойничьих планов.
s +

Мистеру Ченнолту не удалось тогда осу-
ществить свои бредовые замыслы. Народно-
освободительная армия полностью очистила
Китай. Ченнолт убралея на Формозу.

Старый резидент США в Китае, разбога-
тевший за счет ограбления народа, мате-
рый разведчик, компаньон Чан Кай-ши И
личный друг Макартура, стал’ одним из
«главных экспертов» по осушествлению
американской политики в Китае.

«Не давать покоя», «разбить», «взор-
вать», «разрушить» — вот руководящие
«идеи» современной американской тактики
ведения войны против народного Китая. Но
именно это мы уже слышали два года
назад из уст мистера Ченнолта.

Сейчас, по его же совету, американекяй
адмирал Кук блокирует при nomomm
американских судов, переданных Чан

Кай-пи, Шанхай. пытаясь любой ценой и.

BO что бы то ни стало помешать установле-
нию мирной жизни и творческому труду
китайского народа.

Почуяв запах крови, Кук осмеливается
объявить, что преступная бомбардировка

анхая «войдет в историю на сотни лет»,
и требует увеличения груза, бомб...

мистер Ченнолт продолжает «свой

путь». Последние сообщения с Тайвана
гласят, что там состоялось совешание выс-
его командного состава  гоминдановекой
«армии» под предселательством Чан Кай-
ши, На совещании, под диктовку Ченнолта,
Кука и им подобных. гоминдановны при-
няли решение совершать «налеты на Ки-
тай в гораздо большем масштабе. чем
прежде». : г

Мистер Ченнолт, ‘генерал, бизнесмен,
разведчик и палач — живое и отвратитель-
ное воплощение кровавой американской
агрессии. 5

Париже во второй половине марта теку-
щего года. Но реакционные правители
Франции. из ‘кожи вон лезущие, чтобы
выслужиться перед свойми заокеанскими
хозяевами, помешали провести конгреее в
Париже, отказав’ в выдаче виз генераль-
ному секретарю - МОЖ и делегатам ряда
стран. Вонтресе состоится в одной’ из
стран, где делегаты мотут рассчитывать
на гостеприиметво. в

Подручные югославского Геббельса —
Моше Пьяде, которым уже в сентябре
было известно ‘намерение исполкома MOK
исключить их из рядов международной ор-

тех, которые мы, участники работы МОЖ
в последние годы, слышали Co стороны
американских и английских гангстеров
пера и прислуживающих им раскольников
из некоторых европейских союзов журна-
листов.

Своим шутовеким «открытым письмом»
мелкие клеветники и лакеи солидных за-
океанских и лондонских клеветников, сами
того ие понимая, еще раз наглядно пока-
зали, чью волю они творят, еще раз по-
казали свое подлоё нутро наемных лгунов
и штатных шшиков империализма. —

Их хорошая мина при плохой и грязной
игре никого не , обманет. ‘

Прогрессивные журналисты мира,  не-
сомненно, ‘заклеймят презрением этих ‘по-
литических ` проституток, co -старатель-

танизации, молча  проглотили горькую
нилюлю. Больше полугода они делали вид,
что ничего не случилось.

Й вдруг третьего апреля. созвав в
Загребе пленум своего «союза», они вета-
ли в позу оскорбленной. гордости и вы-
несли решение.,. ‘о демонстративном выхо-:
де из Международной организации журна-

quero!
Содержание принятого загребскими
иудушками «открытого письма ко всем

союзам журналистов во всем мире» с голо-
вой выдает его авторов. Все это письмо
набито лживыми ‘измышлениями в духе

а е

ностью марионеток танцующих Ha HTK,
которую дергают американские хозяева. -

Не этим иулам, подпевалам ‘обер-клевет-
ника Моше Пьяде, мелким прислужникам
кровавой фашистской банды Тито — Ран-
ковича, говорить от имени свободных жур-
налистов Югославии.

Те, кто имеет это высокое право, или
замучены в застенках Ранковича. или
томятся в тюремных. казематах, или, вер-
ные своему народу,  угнетаемому ‘преда-
телями, работают в органах печати рево-
люционных эмигрантов, несут мужествен-
ноз слово правды о. фашистском режиме
Тито родному народу и всем народам. мира.

Перед’ этими подлинно‘ прогрессивными
журналистами, в словах которых звучит
голос совести народов: Югославии, открыты
братские сердца всех честных журна-
листов мира, открыты двери их междуна-
родной организации. i

А загребских шутов, творящих волю за-
говорщиков против мира и демократии, сво-
бодные народы Югославии в урочный час
выбросят, как падаль, на свалку вместе с
их болтливым «лидером» Моше Пьяде,
вместе с их жирным боссом Тито, вместе
с Ранковичем, Джиласом, Карделем и дру-
гими пиками и провокаторами, узурпиро-
вавшими власть над трудолюбивыми” и
свободолюбивыми народами Югославии.

ПАДЕНИИ =~

KH UL

Приговор преступной войне

...Мгла, окутавшая землю. Небо в ту-
чах. Солдаты, брелущие в кромешной тьме
под проливным дождем...

Этой картиной даровитый румынский
писатель Эусебиу Камилар. награжденный
за успешную литературную деятельность
«Орденом Труда». начинает свой новый
роман: «Мгла» — первую часть трилогии.

Роман ‘посвящен. недавнему прошлому
Румынии. В книге ‘изображается периох
второй мировой войны. когда клика Анто-
неску. вопреки воле нарола, продала стра-
HY гитлеровцам, превратила ее в вассала

фашшетской Германии и совершила`тягчай-

шее преступление — втянула - Румынию. в
войну против Советского Союза. —

Писатель правдиво. © большим художе-
ственным мастерством. показал  грозную
мощь советского оружия и веепобеждаю-
щую силу идей социализма.

Два мира перед глазами Костана Чим-
поешу — центральной фигуры в романе.
Крестьянин. одетый в солдатскую итинель,
он знал только безрадостный. изнуритель-
ный труд и одну неизменную мечту о
земле. И мы видим, как зреет в солдате
Чимпоешу ненависть к румынским боярам,

к  гитлеровнам. Эта ненависть при-
обретает более сознательный характер,
когла Чимпоешу встречается с рабочим

Силивестру. попавшим в одну с ним роту.

Силивестру — революционер, ведущий
подпольную работу, помогает Чимпоенту
разобраться в происходящем, направляет
его стихийный протест в русло борьбы

Э. Камилар. «Мгла». Роман. Перевод с ру-

мынскогоа. Издательство иностранной литерз-

туры. Москва. 1949.

против фашизма. И когда Чимпоешу по-
лучает от лейтенанта Виеру приказ убить
своего друга, обвиненного в «разложении
армии большевистскими идеями», он помо-
тает бежаль Силивеетру и сам становится
в ряды борцов против фашизма.

К сожалению. образ рабочего Силивестру
не обрисован в романе с достаточной пол-
нотой. Силивестру — коммунист по своих
убеждениям, но автор. романа не говорит
00 этом. Может быть. поэтому роль ком-
партии Румынии в организации борьбы в
тылу и на фронте осталась не раскрытой
в этой первой части трилогии. Это — ее-
рьезный недостаток произведения.

Нуть Чимпоешу пересекается и < путем
другого героя романа — лейтенантом _Мэгу-
ра. В прошлом студент, имевший стычки
< реакционерами, Мэгура под. воздействием
фронтовой действительности расстается “с
остатками прежних интеллигентеких ил-

люзий, встает в ряды антифашистов, В его
сознании прочно укореняется. мысль. _ что
война, которую румынские наймиты Гитле-
р назвали «священной», является «про-
тым грабежом». : are
Роман 9, Камилара, несмотря на то, что
автор еще не до конца освободился от
цекоторых натуралистических ‘приемов, по-
казывает несомненный рост писателя. Чи-
татель воспринимает его книгу как су-
ровый и гневный приговор гитлеровским
поджигателям войны, грабителями за-
хватчикам. Книга звучит предостережени-
ем и лля англо-американских поджигате-
лей войны, идущих по етопам Гитлера.

. Г. КОРОТКЕВИЧ.

$

Главный редактор К. СИМОНОВ.

Редакционная коллегия: Б. АГАПОВ, Н. АТАРОВ, А.

БАУЛИН (зам. главного

редактора), Н. ГРИБАЧЕВ, Г. ГУЛИА, А. КОРНЕЙЧУК, А. КРИВИЦКИЙ,
Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ, Н. ПОГОДИН, Б. РЮРИКОВ, П. ФЕДОСЕЕВ.

Л Адрес редакции и издательства: 2-й Обыленский пер., 14 (для телеграмм — Москва,

науки — Г 6-39-20, информации — Г 6-44-89,

Литгазета). Телефоны:

Типография имени И. И. Скворцова-Степанова, Москва, Пушкинская площадь, 5.

секретариат — Г 6-47-41, Г 6-31-40, отделы:
писем — Г 6-38-60, корреспондентской сети

литературы и искусства—Г 6-43-99. Г
— К0-36-84, издательство — Г 6-45:45. if

(i

B—01065.

Ww