у.
кА

И

ВЫ,

‘eee cee
Ie,

<

Да здравствует 1

[asi день солидарности трудящихся

мира, день братства рабочих всех стран? сете ux caro «sme 100 mo

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

—_

3 ЗБ (2626)
ЕЕ

eueevenescecececessuuzsessecesasesscsns

Сегодня, в день праздника Первого
мая, день братства, трудящихся всего мира,
мне, старлму русскому рабочему. больше-
вику, хс`тся сказать свое слово.

Нас ‹ ‘яла героическая партия больше-

виков. „_^ провели сквозь бури и невзго-
ды худ. шие учители, народные вожди:
Ленин *” талин. И в это утро советские
mol *   (iM шагом пройдут по Красной
площа“ аройлут мимо мавзолея Ленина,
a ово а. Оталин доброй улыбкой озарит
наш ут

Пе ча и необъятна наша свободная
ства (ад еб просторами гремит перво-
уайская”  эсня. На алых знаменах напи-
авы ae 4 привета всем народам, борю-
щий мир, за демократию, з& ©0-
цнали”

ta , ожами Советской державы — У
иди - орцов Пекина. и На улицах 30-
лотой Ly. “a, у лееов строящихся зданий
Варшавы и на горных тропинках албан-

ских деревень прозвучат те же слова, про-
звучат песни свободных людей труда.

Нас миллионы и миллионы. Й в рабочих
кварталах Нью-Йорка и Лондона, на пло-
щадях Парижа и Рима, всюду — рабочий
люд, все честные труженики выйдут на
первомайскую демонстрацию, чтобы отетаи-
вать свои права на жизнь, на мир, на труд.

Великая маевка 1950 года.

Думая о ней, я вспоминаю другую MaeB-
ky — перзомайскую демонстрацию сормов-
ских рабочих в 1902 голу.

В темные голы царского самодержавия
рабочие моего родного Сормовского завола,
руководимые социал-демократами — ленин-
цами, организовали политическую  демон-
страцию.

Помните, как писал в те годы Владимир
Ильич:

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

:

eae nn ceenescewcenasceneavenassnoesesce versed maces secesunsonransessnncssensesnaversusaeusan,

ТУТ.

seen denecencssusmceraceresnnee a upevecwocesn

Горький изобразил это в повести «Мать».
В. И. Ленин, напечатав в «Искре» речи
учаетников демонстрации перед царским су-
дом, назвал их <замечательным ответом»
самодержавному правительству, которое ре-
шило запутать демонстрантов ‹ всячески,
начиная от розги и кончая каторгой. «Эти
речи.— писал Ленин, превосходный, от
самих глубин пролетариата исходящий ком-
ментарий к событиям... и, вместе © тем, за-
мечательное заявление... вносящее бездну
бодрости в длинную и трудную работу...».

с той поры; когда, таясь от шпионов и по-
лицейских, собирались мы  первомайской
сходкой на опушке Копосовской рощи  i
читали ленинекую «Иекру».

Из искры разгорелось пламя. Семена,
брошенные Лениным и Сталиным полвека
тому назал, принесли великие всходы. И
для меня, — рядового бойца революции, —
больное счастье сознавать, что недаром
была пролита кровь наших товарищей по
борьбе. Капли этой крови горят сегодня на
знаменах, с которыми наши дети и внуки
выходят на победное шествие Первомая.

Когла снова я —<тарый уже человек —
возврашаюсь памятью к тем мрачным вре-
менам, всегда приходят на ум слова, кото-
рые Горький вложил в уста Ниловны, Ma-
тери. Помните, как, схваченная жандарма-
ми, она кричала:

— Собирай, народ, силы свои во единую
силу!

Народ собрал свои силы. Й единая сила
его — самая могучая в мире. Эту силу
взрастила наша партия большевиков.

Освобожденная революцией, эта сила, до
основания разрушив ненавистный строй ка-
питалистов и помещиков, создала Новое
общество. Она построила новые города и

т «Mbt WOM тесной кучкой по обрывистому   села, заводы й фабрики. в пустыне про-
‚и трудному пути, крепко взявшиеь за руки».   ложила каналы. & в высоких горах —
Ереп“^ взявшись за руки, пошла тогда   дороги. засеяла тучные нивы.
на Шт  тесная кучка сормовеких искров- Летом прошлого года я был на род-
цев, в ‘‘рашась ни смерти, ни каторги. ном Сормовеком заводе. Во всем увидел я
На зн a, которое мне доверили нести огромные перемены. В новых могучих це-
това было написано; «Долой само- хах — новые замечательные машины. Раз-
держад а за нами к боротам завола, ве узнаешь завод? И старый поселок наш
К Ис», Rol Ныне «Дарьинекой  про-   преобразился — He узнать!
ходной — ошло ло пяти тысяч сормови-  Ha Большой Сормовской дороге, по ко-
чей, dy 1ла демонстрация рабочих. ко- торой хаживали на завол когла-то и Мы,
торые Bl, п на улицу, чтобы заявить о   встречал я молодых стахановпев и старых
своем по на жизнь. достойную человека.   ветеранов, отлавших свой годы произвол-
Все зн” т, чем кончилась сормовская ле-   ству. Работают они с душой, на себя, на

монстраци — великий писатель Максим

ом

св69 государство.

`Давно это было. Почти полвека прошло

Трудовой народ стал хозяйном своего
труда и хозяином всех богатств земли! Тру-
довой народ наш строит коммунистическое
общество.

И никакие поджигатели войны, никакие
разбойники-атомщики нам не страшны. На-
ша сила — крепче.

Я, старый русский рабочий, представи-
тель победившето класса,
друзьям во всем мире, всем, кто борется
с угнетателями и произволом: укрепляй-
те солидарность трудящихся, мужайтесь в
борьбе, собирайте силы свои в единую
силу!

Я говорю эти слова докерам Франции и

крестьянам Италии, шахтерам Америки и

ткачам Инлии, бойцам Вьетнама и партиза-
нам Южной Кореи.

Пускай воют ветры, пускай еще бушует
непогода, — силы мира, свободы и демо-
кратии низвергнут свору псов империализ-
ма, палачей рабочего класса. Будет, дру-
зья. и на вашей улице свободный, весе-
лый Первомай.

Булет они во франпузоком городе Бресте,
где только на-днях черная сотня расстре-
ляла мирную демонстрацию рабочих.

Там, на камни мостовой, пал сраженный
пулей молодой рабочий Эдуард Мазэ. Тесной
кучкой, крепко взявшись за руки, всю ночь
стояли cro боевые соратники около места,
Tie была пролить кровь, не подпуская к
нему врагов, как стояли когда-то и мы,
русские рабочие.

Верю: кровь моего незнакомого брата —
француза-рабочего Мазэ-—пролита не даром.
Дети сегодняшних демонстрантов Бреста —

‘свободные французы-— придут на эту ули-

& Памятнику жертвам Революции И
так. как приходят
сормовских  демон-
Баррикад.

цу,
почтят память героя
нынче дети и внуки
странтов на площаль

С сознанием своей несокрушимой мощи,
© сознанием великой правоты своего дела
выходят советские люди на всенародный
праздник Первого мая.

Посмотрите на наши колонны. Напг шаг
тверл. Наш путь ясный и прямой. Его ука-
зала партия большевиков, гениальные учи-
тели трудящихся всего мира Ленин и
Сталин. Это — путь к коммунизму.

И нет в мире более высокого счастья,
чем бороться за победу коммунизма!

Петр ЗАЛОМОВ,
знаменосец первомайской демонстрации
сормозских рабочих 1902 года.

esr Anan CRP ОАО В Do WR I i) И Е ИВ НЕ БЫ РОВД в РА В аи

товорю сегодня

жд

a ene a atl it pepe nae

mom ores C) 3QBTpallIHeM дне

: р’

Отряды шатали но фронт. Свинцовые
тучи висели над пими, свирепый ветер
хлестал по лицу, в непроглядную тьму
уходили дороги, ‘а могучий голос поэта
бросал бойцам под ногу песню-марие

Там,
за горами гбря,
солнечный край непочатый .;

Bee поэты умели мечтать — немногие
умели верить в <в0ю мечту. Маяковский
верил так страстно и убежденно, как буд-
TO он уже побывал в «еолнечном краю
непочатом» и указывал другим дорогу в
эту землю обетованную.

Давно рассеялись свинцовые тучи над
Родиной, и потоки радостного весеннего
света заливают налгу землю. Будущее ста-
ло настоящим. ;

Теперь мы можем уже оглянуться назад
и сравнить мечты ¢ действительностью,
предвидения < осуществлениями. Hann
праздники имеют особые традипии. Одна
из лучших — сближение прошлого © на-
стоящим и будущим. Так делает свой пер-
вомайский доклад в кругу товарищей ло
работе любой наш рядовой атитатор, будь
он колхозник. рабочий или ‹олдат. Он
обязательно вспомнит 0 прожитом, уже
слеланном, скажет о сегодняшнем дне и
заглянет в завтрашний день, — так на-
учила нас партия.

Интересно в такие дни перелистать кал
Еой-нибудь старый утопический роман или
припомнить какую-нибудь фантастическую
пьесу о днях грядущих... Kak ©кромно,
сказываетея. фантазировали люди. пропто-
го. как робко они мечтали! Недавно в ©д-
ном из выставочных залов Москвы были
развешаны картины старого, отличного
художника Аполлинария Васнецова. Род-
ственники, друзья художника любовно ©о-
брали все наиболее примечательные его
произведения. Й среди великоленных поло-
тон. на которых светятся дивные краски,
они повесили скромнейший катандашный
рисунок. У него оборван угол. Бумага по-
темнела за семь с лишним десятилетий.
Совоем маленький, простой, какой-то до-
малиний — «для себя» — рисунок. Но воз-
ле него невольно останавливаешься.

На рисунке надпись: «Идеальная дерев-
ня будущего». Внизу дата — 1876. Вак
же предетавлял себе будущее своето края
честный русский художник, всем сердцем
любивтний свою страну и свой народ, учи-
тольствовавший тогда в вятекой деревне?
Свою мечту он выразил в рисунке.
Несколько домиков © высокими окнами и
иилями над крышами... У них большой
общий лвор — нечто вроде коллективного
огорода. В сторонке — небольшоо здание
школы. На краю деревни, над рекой — не-
кое общественное здание, видимо, ‘клуб, с
еще более высокими окнами и еще более
длинным питилем... Вот и все. Так преда-
валея мечтам, казавшимся. ему. наверное,
необыкновенно смелыми, молодой художник
в семидесятые голы. Он хотел, чтобы в
«идеальном будущем» крестьяне строили
избы немного покрасивее, чтобы в деревне
была школа и, если это будет возможно,
что-нибудь вроде клуба...

Малый, трогательный
ним — грустная подпись:

«Жаль только — жить в эту пору.

прекрасную

Уж ве придется — ни мне, ни тебе».

Н. Некрасов. «Железная дорога».

рисунок! Под

Смотрят на старый рисунок москвичи и
сочувственно улыбаются —© ‘чем мечтал
человек! Жаль, что не дожил до каменных
школ и деревенских клубов!

Любопытно было бы нанечатать этот
рисунок в каком-нибудь журнале, скажем,
«Молодом колхознике». Редакция  полу-
чила бы сотни писем. Из них явство-
вало бы. что мечта осталась далеко-далеко

хозник нарисовал бы свою деревню — ¢
колоннами комбайнов, выходящих в поле,
с гирляндами электрических фонарей на
тлавной улице, с родильным домом и фер-

Своеобразный вид имеют в канун перво-
майского праздника внутренние дворы
больших заводов. Здесь возникает образ-
ное. натлядное отражение всего того, чем
жил коллектив предприятия в последние
месяцы. *

Цех московского завода имени Буденно-
го. Молодая девушка уверенной хозяйской
хваткой управияет четырьмя фрезерными
станками. Во дворе художник заканчивает
ео портрет, большой. нарядно украшенный,
с ярко выведенной надписью: «Вомсомол-
ка Мария Уварушкина... ежедневно вы-
полняет задание на 300. процентов». Ря-
дом легкие щиты,  цветистые панно, с
цифрами, звучашими, как горлый и точ-
ный рапорт: завод уже больше года рабо-
тает в счет будущей пятилетки.

Вес это увидит Москва в день 1 Мая.
Цифры и портреты отразятся в зеркальном
граните Ленинского мавзолея, когда тру-

позади. И, может быть, какой-нибудь кол”.

довые армии

мами. библиотекой и магазином и многим,
многим другим...

Удивительно не только то. как изменил-
ся облик деревни, вырастающей в агрого-
pol, как преобразился — и внутренне и
внешне — русский крестьянин. Еще ули-
вительнее темпы обновления жизни. На-
днях в печати была опубликована коррес-
понденция о читательской конференции в
Каменском районе, на хуторе Малая Ё8-
‘менка. Корреспонденция примечательная.
В ней говорилось © том, что первую книгу
С. Бабаевского — «Кавалер Золотой Звез-
ды» — колхозники читали и обсуждали
при свете керосиновой лампы, а вторую—
«Свет над землей» — уже при электриче-
ском освещении.

В любом номере любой советской газеты
встретишь яркий эпизод. живой штрих,
показывающий новизну <оветской жизни.
Все же заметка из Каменского района за-
держивает на себе внимание. Несколько
строк. излатающих простой факт. рисуют
многое: вы живо представляете себе кол-
хозников. для которых чтение лучших 00-
разцов советской литературы стало делом
привычным и насущным; вечера в клубе,
на которых колхозники сообща обсуждают
и книги, и жизнь, запечатленную в них;
«лампочки Ильича», несущие свою почет-
ную службу в далеком хуторе; наконец,
литературу, шагающут в ноту © жизнью,
за которой упнаться не легко. Z

А все, вместе взятое, — обычная хрони-
ка советской деревни!

Литература прошлого века во множестве
вариантов разрабатывала тему трагическо-
№ несоответствия между высокой . мечтой
‘и оеальной  действительностью. Может
быть, какой-нибудь писатель наших дней
сневь возьмется за тему. «мечта и дейст-
вительность», чтобы показать иное, про-
THBONOIOKHOO и юмористическое несоответ-
ствие между наивной мечтой и жизнью,
обогнавшей самые неудержимые мечтания
какого-нибудь прекраенодупного утописта.
1 Такое сопоставление было бы и занятно и
поучительно.

Но мы сравниваем нашу жизнь, Оеаль-
ную действительность наших дней не с те-
ми «идеальными деревнями» и «илеальны-
ми городами», которые грезились наивным
утопистам ушедших эпох.

У нае иные «контрольные измерители».
Мы всегда помним, как определял Владимир
Ильич начало коммунизма, — он видел его
там. где появится самоотверженная забота
рядовых рабочих 06 увеличении произво-
дительности труда. Сопоставляя  зоркое
ленинское предвидение с примерами стаха-
новского труда, стахановского творчества
миллионов советских рабочих, мы видим
стремительное движение налего общества
5 коммунизму. :

Мы помним, как в 1927 году делегаты
американских рабочих. . посетившие
товарища Сталина. обратились к нему ©
просьбой дать краткую характеристику бу-
дущего коммунистического общества. Яе-
ный. исчерпывающий ответ товарища
Сталина дает нам сегодня возможность
как бы расставить вехи на пройденном пу-
ти. Главное сделано, достигнуто, стало
реальностью.
  Наше общество владеет мотучими, са-
мыми совершенными в мире средствами
производства. У нас исчезло деление обще-
ства на классы. Наше плановое народное
хозяйство базируется на высшей технике.
У нас исчезает прогивоположность между
умственным и физическим трудом.
горолом и деревней. Наука и искусство
поставлены в такие условия. о каких не
могли и мечтать мастера культуры прош
лого. Советский человек. избавленный от
нужды и страха, стал впервые в истории
‹ подлинно своболным человеком.

...Молодые поросли сталинских лесов
поднялись на огромных пространствах...
Пройдут голы — несколько лет всего, —
и сомкнутся шумные ветви над землей,
ждущей тенистой прохлады и живительных
вол. Сказочно преображается на налтих
глазах земля. предков. С чем сравнить это

столицы  двинутся
Красную площадь.
И со всех концов

через

страны, освешенной
солнцем необычайно рано в этом году
созревшей весны, поступают сообщения,
полные чудесного смыела для каждого, кто
даст себе труд вчитаться и раепознать в
них новые всходы коммунизма.
Короткая телеграмма из Ленинграда:
утром, когда на обувной фабрике «Скороход»
узнали 0 первомайских призывая Цент-
рального Комитета партии, все брига-
ды. участки, цехи стали на  пред-
праздничную стахановскую вахту. В один-
надпать утра нал машиной  перетяжчика
цеха детской обуви Н. Родионова взлетел

красный флажок — стахановеп  выполния
первую норму. А в 06ед на  конвейерах

алело уже больше сотни флажков.
Так встречают у нас праздник Не толь-
KO знаменами, реющими над волоннами

преображение! Может быть, с мечтами че-
ховского Астрова — светлыми, заманчивы-
ми, но такими безнадежно далекими OT
осуществления в том мире, гле жиши не-
счастливый Астров и ет автор? Нет. Мы
перечитываем письмо товарища Сталина в
Демьяну Бедному, в котором излагается
первоначальный план наступления на 33-
суху. «Думаем начать дело © образова-
ния минимально необходимого мелиоратазв-
ного клина по зоне Самара — Саратов —
Царицын-—Аетрахань — Ставрополь... ‘Это
будет начало революции в напем сельском
хозяйстве... Колчак научил нас строить
пехоту. Деникин — строить конницу, за-
суха учит строить сельское хозяйство. Та-
ковы пути истории. И в этом нет ничего
неестественного».

Письмо написано в 1924 году — чет*
верть века назад! Вот пример ‘того, как
смотрят в булушее большевики. Год от го-
да рос тениальный сталинский план пре-
образования земли. расширялся, обогащал-
ся, впитывал в себя лучшие идеи H OT
крыгия ученых, коллективный опыт совет-
ского крестьянства, и ныне осуществляет-
ся с таким революционным размахом, ©
такой широтой, какой мир не видел.

..Они видны Каждому, эти грандиозные
результаты созидательного творчества с0-
ветекого народа, руководимого партией
большевиков, — заводы, поднявшиея Ha
Урале. в Криворожье, в Кузбассе. каналы,
прорытые в скалах, необозримые колхоз
ные поля. Но еще более дороги нам при-
меты коммунизма в людях.

Мы иногда предаемеся отвлеченным рас-
суждениям о характерах, взглядах, отно-
шениях людей будущего, не замечая, что
у наших современников, в наши дни ври-
сталлизуются такие характеры и еклады-
вается такое представление 00 этике, мо-
рали, ‘человеческих отношениях, которое
достойно коммунистического Завтра. Co-
ветские люди взяли себе за образец жизнь
Тенина и Сталина — первых граждан ком-
мунистического общества. И потому He B
одиночках, & в миллионах людей видна та
чистота помыслов и чувств. та беззаветная
верность Родине, преданность своему на-
роду. которая делает нашу страну самой
счастливой в мире.

Большевикам несвойственно залетать в
мечтах своих в далекое будущее, чтобы
понять и увидеть новизну человека. Хо-
ротно нашисал об этом в «Необыкновенном
лете» Константин Федин. Старый, прошед-
ший большую партийную закалку  боль-
шевик Ратозин говорит своему молодому
товарищу, Извекову: «Ты умей. найти
такого человека, в котором немножко
будущего есть. В труде его. в службе на-
роду, еще в чем. И на нем учись. Пражк-
тикуй свой идеал на человеке».

С каждым годом. с каждой новой зна-
чительной книгой советская литература
Bee чаше и лучше показывает черты 6бу-
душего в настоящем. Писатель, сумевший

между   писалелем — необъятно просторные перс-

сделать это, раскрывший читателю глаз»
на современников, научивший его пони-
мать Воропаева, Батманова. Листонада,
Хому Хаепкого. выполняет громадной важ-
ности залачу.
Громадное богалетво тем, образов, харак-
теров заключено в советской литературе
первых ее трех десятилетий. Номы вилим:
никогда еще перед писателем не открывал-
ся такой небывало широкий мир идей и
образов. как в наши дни. На ближних
подступах к коммунизму перед советским

пективы.

Приглядевшиеь в современникам, мы ви-
Дим вокруг себя тех самых людей, кото-
рые делают коммунизм явью и входят в
него широкой, уверенной поступью. Они
прошли сквозь неисчислимые испытания,
они трудятся и борются. не шаля своих
сил. а силы их от этого не убывают, &
растут и множался. как у богатырей из
русских сказок.

Счастлив писатель, на долю которого
‘выпало писать о советских людях, AIA Cu-
ветеких людей.

В вннун праздника

праздничного шествия, но и тысячами ма-
леньких, скромных алых флажков Ha
станках. Люди видят истинный праздник
прежле всего в торжестве  своето  все-
побежлающего труда.

Вумачевым пламенем горят флажки в
Шишовской МТС близ Воронежа. Ни одной
остановки из-за неисправности машин не
было в бригадах Героев Сопиалистичеекого
Труда товарищей Рубцова и Новикова: они
выполнили обязательства. взятые в пред-
майском соревновании.

Люди, всем своим существом привер-
женные к любимому лелу. в день празд-
ника оглядывают плолы ‘прелшествую-
ших трудовых дней и вилят, как лобытое,

сделанное, сработанное ими стало частью
общенародной славы, 0 которой поет
Первомай!

Лев КАССИЛЬ

Зарубежные друзья в Москве

В эти лни можно на улицах Москвы
услышать китайскую, чешскую, польскую,
английскую, французскую, итальянскую
речь.

То, что для советского человека стало
неотъемлемым, дорогим, знакомым на про-
тяжении десятилетий: Красная  плошаль,
Ленинский мавзолей, Музей В. И. Ленина,
Музей революции, — многие наши гости
вилят в первый раз, и понятно то чувство
волненйя, которое испытывает  франпуз-
докер из порта Ла Паллисе Альбер Вриньзн
и датский писатель Хане Шерфик. и чеш-
ский металлург Яросл.в Коваржик...

Китайский рабочий, Герой Труда Чжао
Го-ю. рабочий маштностроительного завода
в Муклене, приехав в Москву, рассказал о
новой жизни в свободном Витае. В далеком

Мукдене два года назад у Чжао Го-ю
умирал ребенок. Отеп попросил у назна-
ченного  гоминдановнами управляющего
фабрикой ничтожную ленежную помощь.
Рабочий услышал грубый отказ.—три дня
спустя ребенок умер. Ныне китайский pi-
бочий, вею жизнь знавший только экепло-
зтацию и угнетение, увидел новую жизнь.

Это было чудом дая Чжао Го-ю и ero
товаришей. Они стали хозяевами своей зем-
ли и судьбы. о их работе заботится прави-
тельство, им прелоставляют бесплатную
медипинскую помошь, направляют учиться
на курсы. На таких курсах Чжао Го-ю по-
лучил первые технические и общественные
познания. Он по-новому увидел жизнь и
свое место в жизни. Он сТал Героем Трудя:
деталь, на изготовление которой раньше

тратили 24 часа, Чжао Го-ю с помошью
придуманных им приспособлений изготов-
ляет в 50 минут.

Вот судьба одного из гостей Москвы,
судьба человека. который впервые ветретит
межлународный праздник трудящихся на
исторической Красной плошади.

Он булет на этой плошали рялзм ¢ Ipy-
гими столь же дорогими гостями Мо“квы:
известным Франпузеким поэтом — Полем
Элюаром. ректором университета города

Брно Франтишеком Травничком, английски-
ми литейщиками, итальянскими крестьяна-

ми, делегатами Союза своболной немецкой
молодежи,
Добро пожаловать, ‹дорогие друзья!
Л. НИКУЛИН