Из книга
Дети разных народов;

ПРУЖЕЛА
Среди следов от кровн прочитал
Три буквы —

имя родины своей.
— Her,—.on сказал,— не я точил

снаряд.

Нет, перед греком он не виноват!
Он, добывавший доллары в поту,
Оружие не стал грузить в Порту.
Работу потерял и целый год
По всей стране толкался у ворот.

И разве не страдал душою он’.
За тех, кто был на Граммосе сражен!

— Я не виню тебя—
ответил грек,—
И вижу я—ты честный человек.
Ho там в земле мой брат и мой отец,
А ты назвался другом...
Есть закон

Лев ОШАНИЙ

ы => amare
вновв выразить‘, благодар*

ной газетых
ность старшему прорабу Алекезадру Федо-

ЗКивая сила, горечь этих слов,

Американпу сердце обожгла.

Он к дружбе с этим парнем был.
: готов,

Но знал ли он вдали от всех боев,

В чем дружба настоящая была?

Чорт побери! Не сладко и ему, —
Но, может, надо было умереть,
ЗПустить корабль ко дну, попасть
в тюрьму,
Собрать друзейлтотовых ко всему,
Как этот грек, .
мальзишкой поседеть!

Он все еше не ‘выпустил из рук
Кусок металла рваный и р ой.
Сказал он тихо:

— Ты прости мне, друг,

= Здорово, друг! Хэлло! Руд-дей!
Почет! —

Двадцатилетнему седому греку

Американец руку подает.

А грек рванул рубаху...

— Погляди!
Там след от рваной раны на груди.

Тряпицу из кармана достает —
. В ней бережно завернут-в дальний

Сталинской премии за 1949 год удостое-
на работа сталейшего Hallero зодчего, ава-
демика архитектуры Ивана Влалиелавовича
Жолтовекого, — жилое здание на Большой
Калужекой улице в Москве.

Наш корреспондент обратился = & И. В.
Толтовскому с рядом вопросов.

— Что лежало в основе вашего замысла
при проектировании дома на Валужекой?

— Ocnopa замыела? — переспросил 804-
чий. — Создать дял советских людей мак-
симальные улобетва. Забота. о человеке —
главное в работе советского архитектора. Я
етремилея поместить человека в удобное,
тихое, теплое, светлое жилише, Строить при
этом экономичнее, дешевле, красиво...

- Беседа с академиком архитектуры
И. В. Жолтовским

>

ровичу Сурину, лелщику Павлу Васильови-
чу Грибкову, мастеру-штукатуру’ Алекоето
Петровичу Карпушову и всему воллевтиву
рабочих за их труд. Это их рук\аги, позна-
ниями, уменьем и талантом создается дом;
задуманный архитектором,

Зодчий также обязан принима’&ь участие
в строительстве. «Архитентор»— -гречесвоо
слово: «высший. строитель». (Srpowrens!
Дело архитектора — не только  рычертить
здалие на бумаге, по воплотить его В кам-
ции. Архитектор обязан помнить, что ero   He. Дом на Калужской — мой Е}Т-Й ocy-
ответственность не кончается подписями пествленный проект, и 90 из этих зданий
членов приемочной комиссии на акте, — строились при моем непосрелетвее сном уча-
его отВететвенность с.этоего’ начинается.   етии. Мне очень жаль тех моих: коллег,

¥

стоит. как ширма. Мой дом — 18,5 метра
ширины.

Что это лает? Меныше капитальных стен,
меньше расходов на радиаторы а отопление,
ибо глубина обеспечивает дом от проду-
вания. а следовательно. — экономичность
не только в постройке, но и в экеплоата-

Осколок от снаряда, личный, тот, .
Который был ему засажен в Грудь.

=— Онредели—

приказывает взгляд,—
“Не ты ли этот мастерил снаряд!
Американец взял сухой металл,
И, вепыхнув весь до сдвинутых

ой

бровей,

Друг не жалеет — помогает он!

: - SgHUUTUALADEEEEUATUOU CLARO TERETE SEE

БОЛЬШАЯ СУДЬБА

«Акционерное общество «Артур Коп-
пель». «Расчетная книжка 1911 года».
Раб. — Никифоров Алексамлр Степанович
№ 545. Зарплата поденно 5 Ken. B час».

На остальных страницах расчетной
книжки напечатан длинный  неречень
штрафов и взысканий, которым может
быть подвергнут «раб. № 545».

Мы сидим в светлой просторной комна-
те, на квартире мастера Кировского зав-
дА Александра Степановича Никифорова и
перебираем старые бумаги, ‘фотография,
документы. ‘Это — своеобразный семейный
архив, каких немало можно найти у по-
томственных рабочих Нарвской и Невской
застав, Выборгекой етороны, Васильевского
острова. Александр Степанович кивает на
потрепанную обложку расчетной ‘книжки:

— Зачитали комсомольцы. Для них она
вроле наглядного носебия к политзанятиям.
А к Коппелю, ‘между прочим, я попал
случайно. Работал сначала в Новокорабель-
ной мастерской у Путилова. `Уволили ‘но
черному списку. За что? А за то, ‘что дру-
жил с большевиком Таза  Иваном Ивановя-
чём... Уволили меня, пришлось долго по-
ходить, пока нашел работу. А от Воппеля
меня забрали в соллалы. На Путиловский
я вернулся уже при других обетоятельет-
вах... Вот взгляните на этого парня. ‘Фото-
трафия пожелтела, но ‘узнать ‘меня мож-
но — 1914 тод. А это вы Врасную rpap-
дию смотрите — 1918 год. Я тогда ух
коммунистом был и этот отряд-в Харькове
организовал.

На бумагах— даты первых лет революции
и штампы различных организаций. Ш
призыву Ленина питерские рабочие yx0-
дили на фронты гражданской войны.

Улостоверение, выданное военкому 35-го
полка Никифорову А. С... Групповой ени-
мок работников политотдела 8-й Червонно-
казачьей дивизии: Алекеанлр Степанович
силит в Центре с кавалерийским клинком
в руках... Удостоверение‘ Казанского губ-
пролкома, уполномачивающего т. Никифо-
рова заготавливать хлеб лля государства.

Западный фронт... Украина... Hapa...
Письмо управления бронечастей Herpo-
градского военного округа, требующего у
кавалерийской дивизии возвращения т. Ни-

кифорова «как специалиста по брене-
делу»...

А это я опять на своем заводе. Нз-
зывался он уже «Красный путиловец».
Заново налинали жизнь строить.

Личная трудовая книжка Александра
Степановича неотделима от летописи триж-
ды орденоносного Вировекого завода. Ce-
мейный архив хранит память © AHAX, B+
гла возникали первые ударныю бригады,
подписывалиеь  первыю социалистические
договоры, ‘когда из цехов завода выходили
первые советские тракторы, первые легво-
вые автомобили.

А вот и новые, другие снимки. Вот
Александра Степановича окружают физ-
вультурники из заводской хоккейной
команды. ‘Ча другом снимке он — 6 юно-
шами-футболистами. ;

— Я. признаться, болельшик. И сам
когда-то по полю бегал, а теперь сын -——
Лева... А это я в Висловодске, в санато-
рии. У замка «Коварство и любовь».

‘Отечественная война оставила в семей-
ном архиве фронтовые письма обоих сыно-
Bell, добровольцами ушедших на Фронт, и
снимок начала войны, где Александр Cre-
панович сфототрафирован сразу же после

‘приезда на Урал из блокированного Ленин-

града.

-— Должность у меня была на Урале—
воспитатель мололых рабочих. Воспитывал
их. кзк сыновей, ‘а сыновья воевали.
Младший, Борис. погиб под’ Каменец-По-
дольском, Яьва дважды фанило, вернулся.

Й опять пошли снимки и документы ©о-.
зидания. В них отразилея период восста-
новления родного города и родного завода,

Александр ‘Степанович среди молодежи
на первомайской демонстрации.

Фото новоселья...

Сын Лев в своей комнате sa чертежной
доской...

Старый мастер беседует
парткома...

Большая судьба русского рабочего запе-

© совретарем

чатлена в этом скромном архиве — <вет-

Ub путь к частью.
М. ЛАНСКОЙ

ЛЕНИНГРАД

Леревья-переселенцы

Восемьдесят километров отлеляют Моск-
ву от Лопасненекого лесного массива. У
заросшего кустарником оврага деревья ©
цветными на стволах пометками, означаю-
щими: «№ Первомаю — переселить на
московские улицы!».

Рукояткой садового ножа  лесовод вы-
стукивает ствол: нет ли под корой боль-
ной древесины? Это уже не первый «ме-
хицинский» осмотр. На некоторых стволах
мы вилим следы хирургических  опера-
ний. Срезана поврежденная во время: вой-
ны кора, больные места дезинфицированы
и скрыты. F

Советекими садоводами разработана пе-
лая система подготовки многолетних де-
ревьев к пересадке и ухода за ними в го-
роде, на новом месте. Свыше трех тысяч
лин перекочевали на центральные плоша-
ди и магистрали столицы — и ни одна не
погибла. Еще семьдесят пять тыеяч  де-
ревьев и более четырехсот тысяч кустау-
ников появятся в столице к середине мая.

Паш народ любит советское ‹ искусство,

гордится им и рассматривает каждый его

успех, как свою победу. Эти победы в
последнее время были одержаны и в обла-
сти музыки, в частности программной му-
зыки: появились хорошие кантаты и
орзтории. Но давно уже советские зрители
не слышали оперу, в которой бы правдиво
и сильно были запечатлены черты нашего
человека. героическая жизнь народа.

В прелмайские дни Ленинградский Ма-
лый онерный театр показал оперу Ю. Мей-
туса «Мололая гварлия» (текст А. Малыш-
хо в переводе М. Исаковского), и спек-
такль этот был горячо встречен зрителя-
ми. Свой заслуженный уснех композитор

холжен по ппаву разделить е режиссером

спектакля J. Охлонковым, дирижером
9.. Грякуровым, художником В, Рынзиным
и всем коллективом театра, который вновь
обратился 5 созданию оперных спектаклей
на современную тему.

Великий подвиг молодогвардейцев,  за-
печатленный в литературе и кино, театре
и живописи, останется неумирающей темой
нашего искусетва. Создание оперы о «Мо-
лолой гварлии» закономерно и  значи-
тельно. Музыка. © ее огромной силой эмо-
ционального воздействия. с ев возмож-
ностью подниматься до высокой патетики,
способна особенно ярко передать величие
и лушевную красоту советского человека.

Народность. романтическая взволнован-
ность, проетые и ясные мелодий, воеходя-
шие к песенному творчеству народа, —
вот что особенно дорого в музыке Ю. Мей-
туса. Снова и снова мы с благодарпоетью
вспоминаем мулрую партийную  критяку,
осудившую формалистичеекое направление
в музыке и указавшую советским компо-
зиторам елинственио верный путь к паро-
ду — путь празливого. реалистического
творчества. Опера Ю. Мейтуса основана па

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
2 Ne 35

ee

НА ВЕР!

Новые скверы и аллеи возникнут на пло-
шали Пушкина, на Каляевекой, Большой
Пироговской, Нервой Мещанокой улицах,
у станции метрополитена «Завод имени
Сталина»... у

Более чем в двухстах километрах от
Москвы, в городе Узловая, пришлось мне
наблюдать, как переезжали не отдельные
деревья, a липовые рощи. Многолетние
деревья были «обуты» в огромные дере-
вянные ящики, ветви аккуратно подвяза-
ны. Веренипа грузовых автомобилей жда-
ла очереди у полъемпого крана. Он высоко
поднимал липу в воздух и мягко уклады-
вал ее в кузов.

Поздно вечером малтины остановились на
Болыной Семеновской улице. А на утро
жители Сталинского района, выйдя на ра-
боту. увилели возникшую, как в сказке,
за одну ночь липовую аллею. Деревья
стояли, распустив ветви, таж, словно рос-
ли тут десятки лет.

О. ТИЩЕНКО

>. :
ДЗЕРЖИНСКИЙ
я :

Ив.

замечательных традициях великих русских
композиторов-реалистов, и это служит под-
твержлением того, насколько благотворны
классические традиции дая развития co-
ветекой оперы.

Ю. Мейтус хорошо знает законы музы-
кальной драматургии. Вот почему опера
«Молодая гвардия» отличается динамич-
ностью, напряженным действием. Компози-
тор лостиг этого, найля в музыке опорные,
определяюнгие развитие еюжета моменты.

Увертюра вводит нае в мир величест-
венной борьбы советекого народа за свою
Родину. Написанная просто и доходчиво,
она является прологом к действию,

И лейетвие началось. He crow,
меня было сомнение в том, смогут
оперные артисты-певцы правдиво
тить на епене черты любимых
зпакомых нам образов молодогвардейцев. Я
думал 0б этом еше в ту пору, когда и у
меня рожлалея замысел оперы — «Молодая
гварлия». На слектакле сомнение мое рас-
сеялоеь — на смене подлинная советская
мололежь, на сцене правда. ИН здесь
нужно сказать о режиссере, художнике,
актерах,

Н. Охлопков обнаружил совершенно но-
вое качество слоего творчества; оп глубоко
понял музыку Ю. Мейтуса, сумел выявить
в спектакле веё лучише- ее сторопы и
вместе с тем обогатил оперу опытом реали-
стического драматического Театра. Арии и
хоры звучаг в спектакле естеетвенпо и
проето; в евоем еценическом повелении ак-
теры (за немногим пеключением) отрепит-
лись от лак называемых «оперных птам-
пов».

Н. Охлопков привнее в оперный  спек-
такль лучшее из того, что было достигнуто
им в постановке «Мололой твардии» на
драматической сцене; тот же алый  стаг,

у
ли
вопло-

народом,

А эту штуку я возьму с собой.

Почтовая сумна

В канун Первомая по сельской улице
илет, с черной кожаной сумкой через
плечо, низенккий и сухонький старичок с
седеющей головой, но веселыми глазами.
Тостеприимно открываютея перед ним две-
ри. обычно в дом входит с ним что-либо
радостное, интересное.

`Волыше тридцати лет работает Захарий
Тяхонович Барлола письмоноецем на Вин-
ничнне. Уже второе, a 490, пожалуй, и
третье поколение жителей села Краснень-
кое, Ситковецкого района, получает из его
рук почту. Впервые сумку почтальона на-
дел он в тысяча девятьсот двенадцатом
roxy. :

— Скудноватой, конечно, была тотла
моя сумка, — ропоминает Захарий Тихо-
нович. — Помещику  Баланову приносил
yee газеты — «Киевскую мысль» и «Ко-
пейку». Иногда сельский пои поручал
купать на несколько копеек «какую-ни-
буль завалящую на почте газету для хо-
зяйских надобностей».

Получали изредка пиевьма и крестьяне,
но были это письма горя. Уехал искать
счастья в Нриморский край бедняк Cep-
тей Педченко, работы там не нашел. Сын
старика Моисеенко, матрос © «Потемви-
на», писал из ссылки. По пальцам может
иеречесть старый сельский почтальон кре-
стьянские письма. Да кому было писать?
На всё село десять человек только и бы-
0 грамотных. ie

В 1914 году почтальон уптел на Фронт.
В тражданекую войну был бойцом брига-
ды Котовского, а вернувшись домой, ©
1920 года и лосей день——за исключением
военных лет — снова разносит почту.

Но тенерь сумка его полна. Ежедневно
селяне получают пе меньше ста писем,
четыре-нять телеграмм, тридцать-сотрок, де-
нежных переводов.

...Ческолько писем прислал родственни-
кам и знакомым односельчанам Дмитрий
Чухриенко — заместитель минислра здразо-
охранения Украинской ССР. 85-летняя,
колхозница Александра Гуменюк получила.
в один день два. перевода от сыновей: Ар-
сеития — доцента Фенингралекого техно-
логического института и Вирилла — ce-
кретаря райкома партии. Майор авиапий
Мефолий Бабенко пишет отцу — трактори-
сту. инженер Семенюк из Таликента — ма-
тери, тридцать восемь студентов, живущих
в различных городах, — отпам. матерям,
братьям, сестрам.. А еволько писем при-
ходит от Высопкнх! В Черноморском фло-
me служит капитан 2-го ранта Николай
Высоцкий: в аомии — два летчика Вы-
соцких: майор Иван и капитан Михаил;
начальником цеха завода работает Грито-
рий Высоцкий, заводским мастером — Ma-
рия Высоцкая.

Село Красненькое выписывает 340 эк-
земпляров газет и 40 журналов, много
различной литературы. В прошлюм году
Захарий Тихонович доставил своим одно-
сельчанам 2.300 книг, но считая брошюр,
а за Bee годы советской власти —
1.082.640 экземпляров газет.

— Если бы эти газеты разложить вдоль,
какая большая и широкая дорога получи-
лась бы, — говорит он и добавляет:

— И какая светлая! Дорога счастья,
знаний... i

Бор. СЛОБОДЯНЮК

ВИННИЦА

символизирующий илею спектакля, то же
стремление к исторической правде в харак:
теристиках персонажей и вместе е тем —
лаконизм. ©скульптурная выразительность.
Но это не механическое Ё использование
приемов, олнажды помогигих достигнуть
уснеха. Глубоко поняв природу музыкаль-
ного театра, режиссер подчинил музыке
изобразительные средства своего искусства.
Вот один из понемов, при помоши которо-
го Н. Охлопков сообщил опере особую вы-
разительность: В натетических местах,
когда музыка играет основную роль, под-
чиняя себе все происходящее на сцене, pe-
жиесер как бы приостанавливает действие
актеров; не отступая от жизненной прав-
ды, еледуя тому, что диктует конкретная
ситуация, он располагает героев в’вырази-
тельных скульптурных группах и предо-
ставляет музыке досказать чувства’ героя,

И музыкально и сценичееки веритинами
спектакля являютея картина клятвы, еце-
на в тюрьме и финал. Композитор, режие-
сер, исполнители достигают здегь большото
обобщения, создают целостный  героиче-
ский и полный жизни образ  советекого
человека. е

Мне кажется особенно сильной сцена в
тюрьме. В тесной камере на полу сидят
связанные герои «Молодой гвардии», ©

ними коммунист Валько. Она заточены, но.

не побеждлены. Любовь Шевцова, эта жиз-
нерадостная, деятельная девушка, поет
песню-арию, полную веры в победу, готов-
ности принять смерть во имя Родины.
Это правливо и потому сильно. Валько
уводят ва расстрел. Непреклонная  твер-
дость его и слова, обращенные к молодежи,
рождают у юных героев еше большую Be-
ру в нелобедимость большевистского дела.
Очень хорошо решается эта сцена компо-
зитором: комсомольская несня 0 красном
знамени, которая, как мне кажется, вый-
дет за пределы оперы и будет петься на-
ролом, несется широко, звучит, как гимн
победы над врагом. :

В Союзе архитекторов мне приходилось
слышать разговоры о многих сложных ве-
тах. Но слишком редко звучит там простое
слово — красота. А удовлетворение самых
выеских, непрерывно растущих эстетиче-
ских требований налих людей — важией-
шая задача советского. архитектора.

Итак: красота, удобство, экономичность.

— Скажите, пожалуйста, подробнее, что
вы вклалываете в эти понятия? Что вы
считаете своей удачей в работе, удостоеи-
ной Сталинекой премии?

— Лом на Калужской я строил по спе-
пиальному заданию для небольших 06-
мейств. Все квартиры — и двухкомнатные,
й трехкомнатные — изолированы. Отдель-
ную квартиру для каждой семьи считаю
необходимой.

Не всем моим коллегам нравится вну-
тренняя планировка. А я считаю верным,
что ванная комната примыкает у меля не.
посредетвенно в спальне, что из столовой
вы выходите прямо на кухню.

Нз деталей упомяну еще «камеру реви-
зии», в которую вынесена вся «квартирная
техника», так что в стучае неисправности
слесарь может фемонтировать любые по-
вреждения, не входя в квартиру. Предусмот-
рел я высокие стеклянные двери, которые
можно сложить «гармошкой», увеличивая
тем самым  столовую-гостиную, или 3a-
крыть, не лишая прихожую света. Сделаны
два ветроенных шкафа рядом с дверью на
кухню и стенные гардеробы в спальне —
несомненное удобство для хозяек.

К лифту у меня было два элементарных
требования: чтобы он работал непрерывно,
для - этого  запроектированы двойные
лифты, и чтобы он... не метал людям
спать своим шумом, —для этого лифт на
Калужекой вынесен из центра здания на-
ружу, он проходит в эркере —в высту-
пающей части фасада. Стены и пере-
крытия должны быть звуконепровицаемы-
ми. Это также элементарно; я не хочу слы-
шать, как сосед играет на кларнете.

Наконец, дом должен быть сухим и тел-
лым. Я применил, в частноети, более ли-
рокие расстояния можду оконными рамами:
26 сантиметров. Многие строятоли даже
при достаточно толетых стенах  проек-
тируют 12—14 сантиметров. Занятно, что
когда архитектурный контроль принимал
дом, было найдено «упущение»; нет «ка-
пельника»-—лунки на нижней плоскости
подоконника, чтобы вода We стекала на
стену. Но этот «водосток» и не нужен в
моем доме,——окна его благодаря большому
слою воздуха не промерзают дыже в самые
лютые морозы. Может быть, кое-кому и
жаль причулливых морозных узоров, но
жить без вих, празо, удобнее...

Я глубоко убежден, что частоящее удоб-
ство нео противоречит экономичности.

Чао есть экономичность? Прежде peero—
как можно меньше неполезной площади,
лестниц, капитальных стен. В доме на Ва-
лужекой на каждой площадке — восемь
квартир, на 196 квартир—четыре лестни-
цы. Сейчас я строю по тому жз приннипу
здание на Смоленской площади. А обычно
такому количеству квартир соответствует
8—12 лестниц. За счет экономий—-четыре
вместо двенадцати — я создал широкие,
пологие, удобные лестницы. Мегу,  пред-
ставьте. невзирая на свои 83 года, под-
няться на ‘восьмой этаж без юдышки....

Принципиально нова в доме на Валуж-
ской пгирина корпуса. Часто у нас стро-
ятся дома шириной в 12, даже 9 метров.
Есть такой дом, к примеру, на Ераенбируд-
ной улице, близ Ярославского вокзала:

Тучи иль грозы,

Не гнись, не стой!—
Молодогвардейцы,
За Родину, в бой!

И затем финал, выражающий „идею
ненобедимостя советского народа. He
смерть, а босемертие героев — вот смысл,
этой сцены, раскрываемый и музыкой и
всем построением картины: умирая под
пулями врагов, молодогвардейцы передают
друг другу алое полотнише — знамя боль-
шевизма-—и замирают в живой екультту-
pe. Это — памятник героям.

Я уже говорил, что ‘перед актерами —
иснолнителями ролей_в «Молодой гвардии»
стоят большие трудности. Как бы хорошо
© точки зрения вокального искусства ни
спел артист арию, он не достигнет пели,
еели не создаст полнокровный, правдивый
образ своего героя. И, конечно же, успех
оперы Ю. Мейтуса в значительной мере
определяется тем, что многие исполнители
преодолели эти трудности, Нелегко ‘было
представить себе С. Шапошникова, опыте
ного оперного артиста, в роли Олега Ко-
шевого. Однако с помошью режиссера оп
достиг многого. Его Олег — реальное, жи-
вое липо. Чуветвом современности вест от
искусства С. Шапошиикова, Сдедует сде-
лать лишь олин упрек артисту:  надедив
Олега теплотой, лирической мягкостью и
задушевностью, он недоетаточно  полчерк-
нул волевое начало в образе Кошевого.

Несомненной удачей и композитора и
артистки Т. Лавровой явился образ Любы
Шевцовой. В спектакле, как и в романе
А. Фадеева, она пленяет своей  искрэн-
постью. энергией. — жизнеутверждением.
Т. Лаврова не только отлично поет, она су-
мела проникнуть в самые глубины образа
и сроднилась со своей героиней. ,

Люба не одннока в спектакле;  мпогие
образы, созданные и ведущими артиетахи
театра и студентами Ленипгралекой кон-
серватории (очень хорошо, что театр при-
влекает к работе нашу  мололежь!), —
правдивые, жизненные. Вот что camoe
главное: обязательная «условность»  опе-
ры — музыкальная речь — не только не
мешает нашему восприятию  резацетиче-

Надо учитывать, как будет служить зда-
ние, сколько топлива потребует, как скоро
окупится,

—щ Вы говорите о том, что экономичность
не противоречит удобетву. комфортабельно-
сти жилья. А как с красотой, эстетичееки-
мн требораниями к жилому дому? Дэм на
Калужской, как известно, вызвал В св0е
время болыние споры именно в этом на-
правлении.

—- Действительно, разговоров было мно-
го. Мои оппоненты, к сожалению, внесли
путаницу в этот несложный вопрос. Н. (о-
колов на страницах газеты «Советекое ие-
кусство» писал, например, что «отсутствуют
балконы даже во дворе» и что это очень
плохо, некрасиво, Обвиненае меня просто
удивило. Дело в том, что вое — именно
все — квартиры, выходящие BO двор,
снабжены просторными балконами.

Не стоило бы вспоминать это мелкое
недоразумение, если бы за ним не крылась
«теория», будто бы жилой дом обязательно
нужно «оживлять» балконами, эркерами,
оконными наличниками, будто только эти
элементы «присущи» хорошему жилью. И
не против балконов и эркеров. В доме на
Калужской есть, кетати, и эркеры — там,
ге они нужны. Я против того, что эти де-
тали возводятся в некую догму.

Критикя, вроде упомянутого выше, про-
сто не знают истории архитектуры.

Почему появился эркер, когда он появил-
ся? Он возник на узких улочках средневе-
KOBLIX городов. Строителю было тесно, и,
вырвавшиеь на высоту двух-трех этажен,
он старался расширить площадь дома, вы-
двигая в сторону выступы-—эркеры. А нам
зачем эта средневековая «новинка» на ши-
рочайшей столичной магистралв? Тем бо-
лее, что эркеры дорого стоят, увеличивают
охлаждение, требуют дополнительных  ра-
диаторов, дополнительных затрат.

Не есть ли это чистой воды формализм—
требовать эрхер ради эркера? Такое укра-
тательство не имеет ничего общего с ©0-
циалистическим реализмом,

Балконы... Barkow — очень хорошая
вешь, Они увеличивает плошаль квартиры,
создает дополнительные удобства. Но кто
сказал. что балкон нужен для... красоты?
Почему? Ведь в погоне за йрхитектурной
мишурой у нас появляются иногда слепые,
фальшивые балконы, балконы без дверей,
приленленные на уровне окон. Балкон, на
который выйти нельзя! }

Настоящее зодчество — это ясная тема,
пропорциональная, строгая форма. Bee
оправдано, ничего лишнего! Когда этого
нет. тогла и появляются эркеры на ши-
роких магистралях, ^балконы без дверей,
фальшивые окна, загороженные скулыг
турами. Это не новаторство!

В своей работе я старалея найти лако-
ничное архитектурное решение и строго
экономил художественные средства. По-
моему, в этом заключается етиль всей на-
шей созетской жизни — спокойной, ясной
и уверенной.

— Довольны ли вы тем, как воплошен
ваш замысел в жизнь? Удовлетворены ля
вы своей работой?

—- Как вам сказать, жизнь идет вперед:
если бы я начал етроить дом сегодня, ков-
что, разумеется, пришлось бы делать ина-
че. Мне, в частности, кажется, что шири-
па, даже вдвое превосходящая многие наши
злания. ею недостаточна. В будущем
думаю строить еще шире, Постараюсь до-
биться более удобной внутренней планиров-
ки квартир.

А в общем я доволен: дом выетроен таким,
каким я его видел, представлял, задумал. Я
рад случаю на страницах «Литератур-

ских образов, а, папротив, помогает глуб-
же постичь их,

Но не всем исполнителям оказалось под
силу воплотить па оперной сцене черты
героев. На мой взгляд, неудача спеклак-
ля —— роль Сертея Тюленина в исполнении
А. Алмазова. № сожалению, этот замеча-
тельный юнота-комеомолен не воссоздан
в полноденном сценическом образе, ар
THCT He справился © вокальной  сто-
роной роли. Нездача эта очень досадна,
ибо многие, даже лучитие сцены спектакля
(в том числе и сцена клятвы) проигрыва-
OT oTroro, что в спектакле нет подлинно-
го Тюленина.

«Молодая гвардия» в постановке Малого
оперного театра — это значительное явле-
Hiv B жизни нашего искусства и. я уве-
рен, знаменует новый шаг в развитии ео-
ветекой оперы. Но именно потому, что
спектакль этот является значительным и
интересным, ‘нужно со всей  етрогостью
сказать о его недостатках и ‘пожелать ав-
тору и театру устранить их.

Музыка Ю. М»ейтуса, при всем ее ор-
кеетровом и мелодическом богатетве, стра-
‚лают некоторой стилевой ‹ пестротой.  по-
дражательностью, порой иллюстратив-
ностью. Хотелось бы, чтобы  компо-
зитор был смелее в своем творчестве.
У него веть лля этого все основания, ибо
‚лучшие страницы онеры показывают, 9то
Ю. Мейтус обладает свежим дарованием,
что. обрашаясь к сокровишнипе русской
музыкальной классики, он может  оста-
ваться самобытным хуложником.

Несколько слов о либретто `А. Мальико
в переводе с украинского М. Исаковского.
Хоропто. что в оперу пришли крупные поэ-
ты, У либретто «Молодой гвардян» веть
чисто литературные  лостоипетва.  мно-
гие стихи пленяют простотой и вдохновен-
HOCTbIO, B HEM нет того речевого убожества,
koTopoe, к сожалению. еще нерелко прояи-
кает в оперу. И все же работу вал либрет-
то нало продолжать. Зритель хотел бы ши-
ре и полнее вилеть героев в их непоерел-
ственной активной борьбе; текет некото-
рых картин перегружен прозайзмами. Й
еще один недостаток: порой автор либретто
механически переносит отдельные ецены

которые лытаютея делать великие Иобобще-
ния», ничего сами за всю свою яаазнь не
выетроив.

В этом смысле мы должны верп® напра-
вить нашу молодежь —— нато будущее, А
то бывает и так: пришла ко мие хезушка,
студентка архитектурного института Умни-
ца, рисует хорошо. «А вы были начетрой-
ке?» — спрашиваю. «Да... то-есть, щит», —
вмешалась. Е

У пас талантливейшая молодежь: Если
мы верно направим этих. лытливых, думаю-
ших юношей и девушек, мечтающих 0т-
дать все силы народу, — ОНИ создадутетво-
рения, каких не знал мир.

— Иван Владиславович, вы мното * раз
бывали за границей. Расскажите о вашем
отношении к современной архитектуре За
падной Европы и Америки.

— Нам ненему учиться у них — эт для
меня совершенно ясно. Русские зодчие воег-
да шли своим путем. Красота Спасской
башни Времля, красота храма Василия
Влаженного — вот наше родное, русское, о
нас веть свои исстари ведущиеся архитек-
турвые традиции. Их создал народ:

Я уважаю и пеню английских зодчих —
Иниго Джонса, работавшего. в ХУП веке, и
Христофора, Рэна — творна собора св. Пав-
ла. Но то, что делают англичане сегодня,
нравиться не может. Здания; похожие па
какие-то счетные линейки. Стекло, стекло
и больше ничего, Ни формы, ни мысли, ни
яеной темы. Я не понимаю, какоможет на-
род высокой былой  культурьы мириться
с такими строениями. ›,

То. что преподносит Америка;  ©0вов
странно. При всем моем уважении в м
строительной технике, я не могу. признать
американекие здания творениями» архитег-
туры. Это лежит вне искусства.

Повторяю: нем у них. учиться нечему,

— Поеслелний вопрос. Зодчий всегда ду-
мает о будущем, его творения рассчитаны
на многие десятилетия, устремлены в 383-
тра. Какой дом вы хотели бы Фоздать?

— Я мечтаю © доме, который радовм
бы советского человека. Радовалм всем —
солнцем, светом, верной пропорцией, кра-
сивыми стенами, величавыми скулыттурз-
ми, удобной планировкой комнат, уютом...
Дать радость — вот обязалельное ‘требова-
 ние к советскому‘ зодчему:

t

Я хочу, чтобы человек вошел в свой хх

He < шумной улицы, \& из зеленого красиво-

го сада. Чтобы его мамила свежесть изум-
рудной зелени, прохлада фонтана, ясное 1№-
лубое небо.

Пусть он полнимзется\затем по широкой
лестнице. Красивый светлый вестибюль.
Человек идет по лестнице, подымается в
лифте, и все время его сопровождает днев-
ной свет. Он не торяет за стенами домз чу-
десного ощущения связи с природой, Лифт
(как это сделано уже на Калужской) прой-
дет в эркере — в етеклянном эркере. И,
тлаля с быстро подымающейся площадки
на Москву, человек будет радоваться в0з-
никающей панораме родной стэлицы,

Пусть он войдет после  этото — житель
моего будущего дома — в красивую  00л-
нечную квартиру. Важлая комната, каждая
деталь — широкое окпо, красивая стена,
лепной потолок, удобная мебель — все pi-
дует. И человек по-настоящему отдыхает в
окружении, того, что он любит...

Таким я вижу свой будущий дом.

‘Mae многое хочется еше сделать для
своего народа. Высокая оценка партии п
правительства — Сталинская премия —
вдохновляет на новые труды. Хечется стру-
ить такие здания, которые были бы д-
стойны украсить площади и проспекты 1
родов коммунизма. ‹ ; ;

ИИ тии.

из романа в оперу, забывая о сво ‘раз,
музыкальной драматургии. Так, нагдимер;
разговор Ульяны Громовой с Любой Шев-
цовой в первом акте лишь замедляе дей
ствие и не помогает раскрытию © 30%

Авторы оперы и театр в своей ‚о
над спектаклем учли партийную Бри psy
в алрес романа А. Фадеева. И в myst щек
в сценическом действии первого акт) поз
казано. сколь твер и организовац был
парод даже тогда, когда приходилось.“ тав-
лять родную землю. Авторы  стрезчлисв
отразить роль коммунистов в Oprah ion
сопротивления. врагу. Большов sui enxe

лля выражения идеи оперы имеет ль“,

Проценко, которую он поет перед народом:

Пусть ваша месть и гнев ваш беспощадл:
НЫЙ
Врага везле и всюду настигает,
Из щахт, из-за домов, из-за кустов,
Из-за копров, со всех дорог. донецких-
Стрелять фашистов! Хозяева здесь —
мы!
Вставай, Донбасс шахтерский, на `фаши-
стов!
За мной, друзья, товарищи, за мной!

В развитии действия оперы значитель
ное место занимает инженер Валько. Ox
руководит борьбой молодежи, его речь в
тюрьуе втохновляет молодогвардейнев в сд-
MBI трулный чае, Но нлохо то. что образ
Валько. Не запоминается, ибо музыкаль-
HO он маловыразителен и значительно
уступает в этом отношении образам юных
геровв.

Таковы лостоннетва и недостатки этого,
в целом  правдивого, хорошего спектак-
ля. Успех авторов оперы, режиесера п
веего творческого коллектива театра пока-
зывает, сколь велики наши возможности в
созлании советекой оперы. если итти по
верной дороге. ° Жизнь наша.  пелизя
борьбы и падвигв во имя торжества
коммунизуа. — это неиссякаемый. п Tour
ник поэапи, она кажлолневно ри“ ает
великолепные темы будушлх музыкально-
лраматичегких произвелений. Советский на-
рол жлет от композиторов новых опер в
темы современной жизни, и наша залача-—
творчеством ответить па требование парода:

©