——— Читатель ———

_ продолжает разговор:   9э

В № 29 «Лигералурной газеты» от $ апре-
ля с. г. была опубликована статья проф.
В. Колбановского «Волнующий вопрос», в
которой говорилось о необходимости. ши-
роко обсудить достоинетва и недостатки
действующих в настоящее время двух си-
стем школьного обучения — совместного
(для обоих полов) и раздельного.

Редакция получила многочисленные от-
клики на статью проф. Колбановского.
часть из них публикуется сегодня в
номере. .

МЫ — ВСЕГДА ВМЕСТЕ!

Мы пишем по поручению собрания педа-
тотов и бывших учеников московской шко-
лы № 32 имени Лепешинского.

В толы войны наша школа превратила
свое существование. Преподаватели и уч
ники перешли в другие школы Москвы. С
лех пор прошлое 9 лет. И вот каждый год,
в один из дней второй декады апреля, в
бывшем здании школы собираютея ди
самых ‘различных профессий. В этом году
нас собралось около 350 человек. Среди
‘нас — инженеры и кадровые офицеры,
научные работники и музыканты, пезаго-
тя, врачи и журналисты.

Uno же приводит нас всех сюда? Что
заставляет присылать  приветственные
письма и телеграммы с0 всех концов стра-
ны, если мы не можем быть на собрании?

Всех нас приводит в школу большая
дружба, возникшая между учениками и
преподавателями, глубокая вера в товари
щей, в коллектив, объелиненный беззавет-
ной любовью в своей Родине _

Нас глубоко волнует поднятый на стра-
пицах вашей газеты вопрос о том, каким—
совместным или раздельным-— должно быть
обучение в советской школе? На этот
вопрос хорошо ответил окончивший нашу

- школу молодой детский писатель Оскар
Хавкин своею повестью «Всегда вместе».
И на статью проф. Колбановекого «Волну-
ющий вопрос», нашедшую у нас горячий
отклик, мы отвечаем также:

— Мы всегха вместе.

° РВыетупавшие на вечере вотречи педаго-
ги, родители и воспитанники школы гово-
рили о преимуществах совместного дбуче-
ния. Среди нас были и родители, дети ко-
торых уже учатся в школах. Они расека-
зывали. как. наблюдая за учением своих
детей и радуясь их успехам, они в то Же
время ясно видят серьезные пробелы в
воспитания своих детей. Инженер Екате-
рина Светлова рассказала, Что ee лОЧЬ
Наташа, ученина 4-го класса, © горячим
интересом и волнением ` раоспралнивает 0
школьных годах своей матери, © пионер-
склх и комсомольских делах, 0 большой

„ сохранившейся и поныне дружбе со
школьными товарищами. 06 этом же гово-
рили Татьяна Руднева, Михаил Альперу-
вич и другие.

Они убедительно, на примерах, показы-

- вали, что вместо наших товарищеских от-
ношений, которые нас — мужчин и жен-
щин, учившихея вместе в школе, — связы-
вают до сих пор, в школах раздельного
обучения нередки случаи мещанского отно-
шения к дружбе мальчиков и девочек.

Советская школа воспитывает нового

_ человека. С малых лет советекий школь-
ник сразу вступает в коллектив. Воспита-
ние ведется тзк, что уже через некоторое
время ребенок, привыкший к своему кол-
лективу, всегда действующий вместе с ним,
не может представить cede какие-либо
действия или какую-либо жизнь вне этого

_ коллектива. А где окончивший школу под-
росток найдет коллектив, состоящий толь-
ко из мужчин или только из женшин?

При совместном обучении дети не испы-
_тывают столь характерного дая юношеско-
то возраста «отчуждения полов», ибо с
- детских лет они привыкают смотреть на
уругих девочек и мальчиков, ках на своих
 товарищей, органически < ними связанных.
Ha нашем собрании выступали и препо-

< даватели. Они вепоминали, как интересно,
/ содержательно и оживленно проходили

АРК Ш,

Бурлит и пенится интеллектуальная
жизнь Соединенных Штатов Америки.
Услужающие грамотеи заняты по горло —
‚едва успевают. Дианазон самый огром-
‘ный. Конечно, такие сенсации, как 609б-
щение о взрыве на Марсе, что знаменует
‘собою начало межпланетного шиионажа
марсиан, придумывать нетрудно; однако
‘нужны сенсации побойчее и, главное, в
более серьезной упаковке, рассчитанные
на солидных людей. Что из того, что десят-
_ ки комиссий выслушивают бормотанье 104-

_ летней индианки, которая должна

‘WUT современникам изустные предания ©  .

‚.. некоем Джюниперо Серра, жившем в fia-
лифорнии в начале позапрошлого века?
- Пусть этот тип действительно жил в ка-
- КОМ-ТО там веке, и пусть 30.000 страниц
свидетельских показаний,  увезенных В
 Валикан, неопровержимо доказывают, что

он был святой-—что из этого? Подобные’

зеши лишены  Фундаментальности, это
кратковременные сенсации, они не могут
пленить воображение серьезных людей и
вызвать ‘У них деловую активность. Се-
рьезным людям следует предлагать. преж»
_ де веего научность, Конечно, в ито
научность» должна быть такой, чтобы оны
зела к идиотизму, однако, не прямым пу-
тем, но Tak, чтобы люли не замечали,
ак их оболванивают. Неплохо поэтому
научность соединять © информацией.
} Американские деловыю круги любят ин-
формацию, как американские больные лю-
бят патентованные пилюли. Оригинальная
` {упаковка лекарств и авторитетность ста-
‘тистических таблиц обещают испеление —
зодним от подагры и запора, другим — OT
\ надвигающегося кризиса. Какой-то фило-
3с0ф сказал:
[укажу вам все следетвия». Поэтому-—как
можно больше сведений! Ках можно боль-
1 ше цифр, диаграмм, кривых, индевсов,
” коэфициентов! Пусть они поступают каж-
дый день, каждый час, & если можно, то

и чаще,

№ 36

———
wi!

«Лайте мне все причины, и я

а
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА

ВОЛНУЮЩИЙ

уроки в школе имени Лепениневого. Перед
ними был дружный. сплоченный коллектив
мальчиков и девочек. На наших вечерах,
диспутах, постановках, литературных вы-
ставках и собраниях чувствовались творче-
ская изобретательность, богатство восприя-
тия и живой обмен мыслями. -

Мы глубоко убеждены. что школа совме-
стного обучения Laer советской стране
разносторонние развитого и мужественного
тражданина советской Родины.

По поручению собрания преподаватели
й ученики школы имени Лепешинского:

`А. ГРЕЧИШНИКОВА, доцент, канди-

дат педагогических наук; А. ПЕРЫШ-

КИН, член-корреспондент Академии пе-

дагогических наук; . ЯНКОВСКАЯ-

БАЙДИНА, заслуженная учительница

школы PCCP; Г. ЧАУС, препода-

ватель; Е  СВЕТЛОВА, — инженер;

И. ЦВЕТКОВА, студентка педагогиче-

ского института; С. ШИЛОВСКИЙ, жур-

налист; Н. РЕОБРАЖЕНСКАЯ, врач.

ОТКУДА БЕРУТСЯ
«БИФУРКАТОРЫ»

Я— не специалист по педагогике и
школьной практике, не родитель. Ш я
комсомолка и считаю своим долгом отклих-
на сталью проф. Колбановекого

HYTBCA
«Волнующий вопрос». Меня этот вопрос
волнует с того времени, котла В налиих

школах введено раздельное обучение.

До восьмого класса я училась вместе с
мальчиками. 0 достоинствах или ‘недостат-
ках совместного обучения могу СУДИТЬ 11a
основании своего опыта.

Как складывались Наши отнопения ©
мальчиками? В пятом и шестом классах,
не знаю почему, между нами были частые
ссоры. В седьмом классе словно произошел
перелом. Стали возникать и расти хоро-
шая, настоящая дружба, уважение друг
к другу. Нас объединяло совместное твор-
ческое стремление к общей цели.

Сейчас. отношения мальчиков и девочек
складываются на какой-то иной основе.

В восьмом классе учится моя 06°
стра. С мальчиками она встречается Ha
вечерах в Школе и дома. будит 0
мальчиках она, в основном, по тому, на-
сколько хорошо они танцуют. Ее интерес
к учению того или иного мальчика не идет
дальше общих вопросов об итогах учебно-
го года.

При раздельном обучении в школах Hae
чали обозначаться мужской и женский
профили. Откуда возникло мнение, что де-
вочки хуже мальчиков разбираются в ма-
тематике, физике, химии?

В нашем клас в 43-й московской
школе все девочки вполне справлялись с
повышенными требованиями нашего препо-
давателя математики П. А. Ларичева.

Мальчики лучше разбираются в технике,
чем девочки. Еще бы! Только лишь ребе-
нок начинает что-нибудь понимать, ему
покупают игрушки: мальчиву — автома-
шину и конструктор, девочке — вуклы и
детскую кухонную посуду.

За годы. раздельного обучения в жен-
ских школах значительно снизилея  уро-
вень преподавания математики’ и’ физики.
В нашем институте я не встретила ни од-
ной девушки, которая не боялась бы чер-
чения, как чего-то совершенно непреодоли-
мого. Я не слыхала ни от одной девушкм,
что в ее школе черчение было бы постав-
лено мало-мальски прилично.

Мне кажется, что при решении большо-
го вопроса о совместном и раздельном обу-
чении нужно прислушаться к нашему го-
лосу, голосу бывших учеников совместной
школы, которые сейчас стали взрослыми
людьми и имеют жизненный опыт.

Людмила ЧЕРНОГУБОВСКАЯ,
студентка Т\ курса Московского
инженерно-строительного института

им. Куйбышева

Множество талантливых и умных лю-
дей, не имеющих за душой ничего, кроме
знаний и хороших мозгов, продают и TO
и другое всевозможным агентствам, инсти-
тутам, заведениям и неустанно трудятся
Hal составлением неисчислимого количе-
ства чисел соглаено несусветному количе-
ству рубрик. Они должны не только соби-
рать сведения, но и классифицировать их,
не только получать цифры, но и обраба-

тресте. о высоколобом советчике, который
все знаст и все может предусмотреть!

Однако никзкой мозг не может вместить
всех индексов, всех рубрик, всех возмож-
вых классификаций, И вот на свет рожда-
клхя машины, назначение которых состо-
ит в том, что они должны мыслить луч-
пе, чем люди.

Жотла-то Форл установил У <ебя на за-
воде счетный цех. Это было учреждение,
не претендующее ни на что. кроме точно-
сти до одного цента: автоматический бух-
галтер, отвечающий в любой момент Ha
любой вопрос о приходах и расходах. То-
гла это выглядело новинкой, но, по суще-
ству, было примитивным усовершенетвова-
нием. Е F

Теперь перед автоматикой ставятся за-
дачи гораздо более сложные.

—- Лайте мне всё причины, и я укажу
вам все следствия!

о Префессор Айкен, заведующий Гарвафд-
ской лабораторией счетных приборов, имен-
но так и понимает будущее своих меха-
низмов: «Экономическое = благополучие
США, — утверждает = он, — зависит от
взаймосвязи и взаимодействия тридцати
восьми отраслей промышленности. O1-
нажо это взаимодействие проиехо-
дит такими сложными путями, чм в
настоящее время экономисты могут лишь
строить дотадки Oo TOM, что произой-
дет через несколько месяцев — «бум» или
«депрессия». Вот тут, согласно професеору,
и вступают вдействие машины. Они холж-
ны обладать способностью производить
молниеносно и через короткие промежутки
времени нечто вроде анализ» экономиче-
ского положения Соединенных Штатов.

тываль их. Волшебная мечта © мозговом.

ВОПРОС“

РАЗДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ .
`° НЕОБХОДИМО

Раздельное обучение возникло у нас В
anu Великой Отечественной войны. Оно
было введено из глубочайцтих ‘патриотиче-
ских побуждений, которые остаются в ©и-
ле и сейчас.

Воспитание и обучение советского юно-
шества в мужских школах должны иметь
свою специфику. Юноша должен быть по-
особому диспиплинированным, подтянутым,
ловким, выносливым. Он должен быть хо-
решим подчиненным и отличным. руково-
дителем.

Неужели проф. Колбановский всерьез
думает, что до восемнадпатилетнего возра-
ста ничего этого юноша не должен знать?

Нот. Это будет грубейшей оптибкой.

Безусловно верно, что критерием истины
является практика. Но ведь практику нуж-
но уметь видеть, анализировать. .

Возьмем ряд школ гор. Ростова-на-
Дону. Вот, например, 22-я средняя жен-
ская школа. этой школы несомненные
успехи в учебной и воспитательной рабо-
те. Девочки здесь не ощущают отсутствия
«сдерживающих и облагораживающих
влияний». Та же картина наблюдается в
1-й, 5-й, 45-й школах. ;

Наша 32-я мужевая средняя  пГкола
работает на ослюве педагогических идей
А. С Макаренко. Здесь строгий порядок.
Разумная, полезная  субординация. Пра-
вильный тон. Последовательные, без вся-
ких смягчений требования к учащимся.
Хорошая дисциплина. Во внеклассной и
внешкольной работе много внимания уде-
ляелся Ффизкультурным мероприятиям. Шо
такому же пути идут 43-я, 49-я, 15-я,
78-я и многие другие мужские школы.

Некоторые трудности. которые возникли
при раздельном обучении, безусловно, пре-
одолимы. Да ведь есть подобные   трудно-
сли и в колах совместного обучения.
Проф. Колбановекий. в своей статье ничего
не советует школам на этот счет.

Возражая тов. Развиновой, тов. Колба-
новский упустил огромной важности  во-
прое — вопрос о счастливом советском
материнстве.

Воспитание будущей матери нужно са-
мой семье, нужно ради правильного семей-
ного воспитания детей, ради хорошей ста-
рости самих родителей: Почему мы не го-
товим девушек к этому?

Из всего этого вывод может быть толь-
ко олин: раздельное обучение есть явление
в педагогике естественное, положительное,
а на данном историческом этаме — прямэ
необходимое, государетвенно важное.

В. ТЯПКИН,
директор 32-й средней мужской школы

РОСТОВ:на-ДОНУ :

УЧЕСТЬ ОПЫТ ШКОЛЫ

Меня, как, наверное, и большинство ро-
дителей, не удовлетворяет раздельное BoC-
питание и обучение детей в школах.

Я выросла в условиях советской дейст-
вительности. Училась В замечательной
вместе в мальчиками, и это было.

школе
очень хороню. С ранних лет девочки и
мальчики росли, как равные товарищи,

оказывая друг на друга хорошее влияние.

Раздельное обучение в школах разъеди-
пило детей, отдалило их друг от друга.
Вмесле < тем раздельное обучение He

улучшает, а ухудшает дисциплину В
школах. ы

У совотской школы накоплен  замоча-
тельный многолетний опыт совместного

обучения  маЛЬЧИкОВ И девочек, который
нельзя сбрасывать со счетов. Скорее надо
восстановить повеюду систему совместно-

го обучения.
Л. ШЕВЧЕНКО,

р член Верховного суда УССР
КИЕВ

«После тщательного учета и обработки

данных о производстве, платежных ведо-
мостей, сведений o займах и т. д. эти
механизмы, наделенные разумом, должны
быть <пособны предсказывать’ ненастье
или хорошую погоду в области экономи-
ки..», — читаем мы на страницах амерч-
канского журнала «Тайм» *.

Какая сладостная мечта! Волшебная
машина предсказывает будущее... Она ни-

чего но ест, кроме цифр. Она складывает

их, вычитает, классифицирует и коммен-
тирует. Она ни о чем не хумает, кроме
запросов своих хозяев, она полностью ли-
шена всяких «опасных мыслей». Если она
принадлежит фирме, то ее никто не может
подкупить, переманить... Е можно запи-
рать на ночь - ведь она не человек!
Она — не человек) что же может быть
прекраснее для катиталиста.

И потому она тротает предприниматель-
ские сердца и исторгает из них экотракт
умиления.

<Это— не безымянная ° дельфийская
жрица, бормочущая сквозь зубы свои
предсказания», — брызжут восторгом жуф-

налиеты из «Тайм». Her! «Ee зовут Бесси.
..Ю тому же она—не самая талантливая
в своей семье». Один из ее потомков жи-
вет этажом ниже Бесси, этой мехачиче-
ской Евы. Его зовут, как зовут королей и
миллиардеров — по имени и номеру: Марк
Третий! }

«Вокруг него клубится густой туман
математики, — изнемотает репортер,  под-
бирая наиболее омеломляющие сравнения
и эпитеты, — нечто вроде слезоточивого
газа. который действует на интеллект и
вызывает неприятные ощущения у не-ма-
TEMATHROB...>

Бедный репортер уже рыдает от тумана,
который сам напустил отчасти по своей
безграмотности, отчасти по требованию
своих хозяев, ибо сообщать, как устроен
«Марк Туетий» или хотя бы что именно
он может делать, хозяева не позволяют.

Есть такой новогодний рассказ 0 TOM,
как промотавшийся лорд илет в Темзу то-
питься. Он встречает нищего, и тот пред
лагает ему газету. Лорд с трудом находит
в своем кармане  завалявшуюся монету:
золотой, последний в его жизни. Он отдает

* Все встречающиеся в дальнейшем цитаты
с необозначенными источниками взяты из
журнала «Тайм» (номер от 23 января 1950 года,
значительная часть которого посвящена
проблеме «мыслящих машин»),

здав В первой половине прошлого столетия
гением

Творцы телеграфа
Телеграф — «машина-дальнописец» — со-

ученых. Это бессмерт-

русских
подобно многим другим

ное ‘их Творение,

великим изобретениям наших соотечест-
венников, было украдено зарубежными
проходимцами:

Недавно Государственное издательство
литературы ‘по вопросам связи и радио
выпустило книгу инженера Ф. Вейткова
«Рассказ о творцах телеграфа», Автор В
полубеллетристической форме воспроизво-
лит подлинную ‘летопись изобретений члена-
корреспондента Российской академии наук
Павла Львовича Шиллинга и академика
Бориса Семеновича Якоби.

Русский дипломат и ученый-ориенталист
п. Л. Шиллинг, находясь в длительных
служебных поездках по Китаю и другим
странам Востока, не раз мечтал о «даль-
ноизвешающей машине», способной в
мгновение ока передать «за тридевять 3е-
мель» безотлагательное сообщение. Упор-
ный многолетний труд привел K блестя-
шему успеху. В середине 1832 года Па-
вел. Львович уже демонстрировал в Петер-
бурге первый в мире электромагнитный те-
леграф и телеграфную азбуку. `

Слух о. необычайной новинке достиг
императорского дворца. Николай Т озна-
комился с изобретением русского ученого
в его лаборатории. «Это весьма и весьма
забавная штука!» — отозвался царь. Изобре-
татель ждал, что последует повеление ©
производстве телеграфных аппаратов для
всей России. Но от него потребовали уста-
новить аппараты лишь в кабинете царя, в
помещениях одной из фрейлин, шефа жан-
дармов и главноуправляющего путями сооб-
щений.

В 1835 году русский ученый с триум-

в. АПРЕСЯН

Толмачев

Жил в городе Иипецке молодой токарь
Николай Толмачев; работал на механиче-
ском заводе, часы досуга посвяшал фото-
графии, Любительские снимки токаря из-
редка печатала «Липецкая коммуна». Там,
в редакции газеты, познакомился Николай
Толмачев с цинкографским делом, — оно
сму показалось несовершенным.

В самом‘ деле, чтобы воспроизвести изо-
бражение на пинковой пластинке, изгото»
вить клише для нечати, опытный мастер
свяшеннолействует более двух часов, душ-
ная комната  заставлена копировальной,
травильной аппаратурой, на полках —
полсотни сосудов с химикатами.

В тот год, — а это было в 1929-м, —
тазеты и журналы сообщили, о большом
событии в технике: «великий немой» за-
говорил. Светотеневые точки wa полях
кинопленки превращались в электрические
импульсы, а затем — через усилитель —
в звук.

Фотолюбитель заинтересовался тайной
изобретения. что если получен-
ные уг светотени  электроимпульсы

механическую

превратить не в звук, & В i
силу? Что, если придумать Tako механи-
ческий  гравировальный станок, который
будет на светлые и темные места расунка
отвечать соответственно сильными и сла-
быми ударами резца?

Ответ на вопрос требовал опытов, и они
начались с подручными средствами. Так,

фом выступил на съезде естествоиспыта-
телей Европы и показал свой усовершен-
ствованный аппарат. Президиум съезда с
энтузиазмом благодарил русского гостя,
автора первого вмире электромагнитного
телеграфа. А в то же время английские
лазутчики Джон Гопнер и Вильям Кук,
«студенты» Гейдельбергского университета,
тайно заказали немецким мастерам физи-
ческих приборов точные копии телеграф-
ного устройства Шиллинга. Кук увез их
в Лондон. Там он предложил. английскому
физику Чарльзу Уитстону слегка, видойз-
менить конструкцию украденного аппара-
та. Весной 1837 года появился на свет
<телеграф Кука и Уитстона», в основном,
понятно, такой же, как у Шиллинга.

Впрочем, это была не последняя кража,
совершенная иностранцами у русских изо-
бретатзлей телеграфа. Академик в. С
Якоби создал в 1839 году первый в мире
электромагнитный пишущий аппарат, затем
принцилиально › новую синхронно-синфаз-
ную систему передачи, в 1850 году—букво-
печатающий телеграф и ряд других выдаю-
щихся изобретений. Вернер Сименс. в. то
время прусский. артиллерийский офицер,
похитил У Якоби. эскизы его синхронно-
синфазных телеграфных аппаратов, выдав
их за свои.

В книге приведен разговор, происходив-
‘ший у директора телеграфного ведомства
Россин с американским предпринимателем
Давидом Юзом в Париже в 1863 году.

— Я являюсь представителем той стра-
ны, которая подарила миру электрический
телеграф... — начал ` директор.

— Пальма первенства ‘в этом вопросе
принадлежит моему сботечественнику Г-НУ
Самуэлю Морзе, — возразил Юз. ‘

Директор спокойно сказал:

— Господин Морзе пытался еще не-
сколько лет назад предъявить иск рус-
скому правительству за использование,
якобы, его изобретения. Дипломатический
представитель России в Америке разъяс-
нил господину Морзе, что первоначальная
конструкция электромагнитного телеграфа
принадлежит не ему, а русскому ученому
Павлу Львовичу Шиллингу и что все
остальные изобретатели, в том числе и он,
господин Морзе, только несколько видо-
изменили уже имевшееся изобретение.

Cam Юз пытался присвоить себе  прио-
ритет в изобретении буквопечатающего
аппарата, хотя Якоби разработал такой

аппарат на десять лет раньше.

В заключительной главе этой интересной
книги автор рассказывает о новейших до-
стижениях советских ученых, инженеров и
техников в области электрической связи,

В. РЕУТ

Борис АГАПОВ

ого нищему и берет газету. Наслаждаясь
своим благородным поступком, лорд садит-
ся па скамейку и разворачивает «Таймс».
И это. оказываются, «Таймс» послезавт-
рашенего числа. В, нем — отчет о тотализа-
торе и перечень всех лошадей, которые
завтра должны притти первыми. Назавтра
лорд играет безошибочно, снимает BCIO
кассу тотализаторь и восстанавливает свое
богатетво...

Именно такой номер  «Тайме» после-
завтрашнего чиела и лолжна, по мнению
профессора Айкена, регулярно публиковать
машина «Марк Третий»!

Вот почему на обложке змериканского
журнала «Тайм» изображен портрет
«Марка Третьего», конечно, не фотогра-
фический. а фантастический. Журнал сей
имеет традицию помещать на. обложке
портрет «героя недели». «Марк Третий» и
явилея таким «героем». Но в этом порт-
pete есть особенность, к которой стоит
приглядеться. Рирочем, предварительно не-
сколько слов ® профессоре Винере.

Мы не знаем о нем никакях  подробно-
стей, за исключением того, что он. уже
стар, хотя и бодр. очень тучен и курит
сигары. Некоторые журналисты выеказы-
вают предположение, что Норберт Винер—

любитель сенсаций, а следовательно, и
преувеличений. Между тем в действи-

тельности Норберт Винер, вероятно, вопло-
тает в себе то несчастье, какое часто по-
стигает интеллектуальных ‘ работников в
буржуазном обществе. 0 смециали-
стах в капиталистическом мире правильно
говорят, что они очень узкие люди. Од-
нако, узость только первая стадия иска-
лечения. Она не переходит во вторую у
мужественных и широко мыслящих людей.
У остальных обычно наступает вторая
стадия искалечения, состояшая в Том, что
узость приобретает агрессивный характер,
Она начинает тазрастаться, она раепро-
страняется на все большие и большие 00-
ласти: нечто вроде интеллектуального ра-
ка. Специалист по половым неврозам ечи-
тает, что весь мир подвержен половым не-
врозам: литература, музыкл, даже про-
мышленчноеть и трамепорт. Специалист по
счетным машинам принимается  локазы-
вать. что именно эти мапшны и определят
собою ве0 дальнейшую историю человече-
ства Винер утверждает. что появление
«мыслящих машин представляет собою
вторую промышленную революцию». Поего’
мнению. первая промышленная революция
обеспенила человеческую руку; теперь,

в домике на окраине Липецка, зародилось
изобретение, обешающее переворот в 0б-
ласти цинкографии.

`В 1934 тоду Толмачев уже добился на
своем бамодельном аппарате клише, впер-
вые в мире гравированного не руками че-
ловека: клише еще неясное, смутное, но
порадовавшее его, как первое дыхание об-
надеживающего открытия, которому при-
надлежит будущее.

С тех пор прошли тоды труда. Зторая,
третья модель «механического гравера»..,
И вот аппарат Толмачева изготовляет 20°
статочно четкое изображение средних раз-
меров за пять-семь минут — почти в два-
лцать раз быстрее опытнейших цинкогра-
фов с их точнейшими растрами и сорока
семью химикатами.

Советский «механический гравер» B
1947 году попадает на: киноэвран, его п9-
казывают в «киножурнале», посвященном
новостям науки и тохники. Зоители вихят,
как крошечный световой «зайчик», ползая
взад и внеред по фотографии, вызывает
работу маленького стального резца, кото-
рый бешено стучит по металлу, с разной
силой пыклевывая едва’ уловимые глазом
частицы цинка, гравирует клише.

‘Однажды «механического гравера» уви-
дели на экране текотильщики с ситцена-
бивной фабрики «Трехгорки».

— А ведь это отличная
гравирования рисунков!

И вот начинается новая тлава в сульбе
изобретения. Текстильщики разыскали Тол-
мачева. Знакометво с аппаратом открыло
им новые чудесные его свойства. Вместо
дефицитного ‘сплава он может влиптиро-
вать изображение на пластмассе, вместо
меди —— Ha стали, которую можно закалить,

штука для

жет изготовить сразу шесть-семь валов
лля многокрасочного рисунка на ткани,
Полтора-два: месяца трудится нал каждым
из валов опытнейший гравер-художник.

Два месяца — один вал. Шесть часов —
тесть валов! При этом себестоимость сни-
жастся в 250—300 раз.

Однако путь от предвидения большой
экономии ло получения ее на деле ока-
залея чересчур извилист. И виноват был в
этом не Толмачев, а другие,

В 1946 году Совет Министров PCOCP
поручил Огизу (ныне Главполиграфиздат)
финансировать строительство промышленно-
го образца аппарата. Московский авид-
пионный технологический институт —

утверждает Винер, рождение «мыелитель-
ных механизмов» неминуемо должно обес-

сделать ‘долговечной в работе; Автомат MO-

и бруие

доброй воле принял за-

МАТИ — по своей
строительство четверюй

каз. Началось

молели «механического гравера». Отролаи
бколо трех лет— и варуг  заковоервиро-
вали почти готовый автомат...
Что же произошло?
На пути изобретателя возникла стена.
Но она быль незрима, скрыта в тумане
Толма-

молчаливого игнорирования Идеи
чева. несогласия © Ним, Когда же аппарат,
еше незавершевный, дал, как всякая - неза=
вершенная машина, излелие не лучшего
качества, туман рассеялся, и обнажилась
во весь рост стена упряметва рутинеров,
В МАТИ пришел новый директор тов,
А. Журавлев, который отнесся в изобрете-
нию холодно. тому же Главполиграф-
издат (заказчик) вдруг заявил МАТИ, что
изобретение непригодно (?) для политра-
фии. Финансирование работ прекратилось,
Заработали экспертные комиссии,
Руководитель научной части Научно
исследовательского института  полиграфи-
ческого машиностроения А. Чернышов 3a-
писал в одном из актов свое 0собое мнение:

«Считаю необходимым указать, что ра
боты в США над фотогравировальной ма-
шиной также не привели к Удовлетвори-
тельному решению этого pBornpoca, YO Me
монстрируется поилагаемыми мною фото-
графнями из «Процесс Фото Энгревере
Монсли». Июнь 1948 года».

Опираясь на «опыт»  проваливтшихся
американских  конструкторев, Черныо
писал в другом акте: «Считаю, что м.
ботать Hak фотогравировальным автоматом
Толмачева, как таковым, не следует». \

пад «каковым» следует работать,  Черны-
шов умолчал.
Странно читать все это в 1950 году.

Мы давно расстались с пресмыкающимися
перед иностранщиной «специалистами», Ko
торые кричали: «Не стройте горного ком»
байна. не получится, ибо его нет ellig
в Америке! Не стройте мощных тепловозов,
тагающих экскаваторов,  цельносварной

домны, ибо с’ ними не справились  кон-
структоры Европы!»
Чернышов хочет работать © отлядкой

на Америку. А как же относятся к этому
ответственные товарищи, призванные р-
шить судьбу изобретения? Заместитель ta
чальника Главполиграфиздата тов. С. Coxe.
‘нов. главный инженер Главполиграфуать
В. Мордовин насчет Америки молчат, во
изобреление опорочивают,

Новое у нас пробивает путь сквозь все
преграды. Лауреат Сталинской премии
проф. Г, Лурье настаивает на заверение
промвииленного образца. Проф. А. Вали
ин восторженно отзывается ; 06 ‘уни
кальной кинематике машины, созданной
бывшим токарем, Проф. С. Синицин вы
жаег готовность помочь изобретателю.

В защиту изобретения Толмачева fap
тийная печать  выстуцала осенью прош“
лого года. Й вот прошло
а сигналы печати, видимо. обойлены, д0-
ло не сдвинулось с мертвой точки.

. Несколько лучше обстоит дело ¢ TK
стильным собратом «механического граве“
ра». После встречи трехгорцев с изобрета-
телем заволу «Текстильприбор» совместно с
научно-иселедовательским институтом Teli

стильного ‘машиностроения были закл-
заны злектрогравировальные станки. Tan
противников изобретения, КАЗАЛОСЬ бы,

нет. Непонятна поэтому недопустимая мед»
лительность в выполнении заказа «Трех
горки»,

Группа энтузиастов, работников МАТИ
цостроила во главе в Толмачевым авт
мат. Нужно доработать его, поднять класс
точности деталей, проверить все узлы, п
доло увенчаетея победой.

Будет у нас «механический гравер» лид
текстильной промышленности! Вопреки
«особым мнениям» консерваторов, будет 7
нас «механический гравер» и для полигра-
фической промышленности!

Другие, изверивигиеь в способностях 1
добросовестности своях руководителей, 50°

ненить человеческий мозг. На смену этому   тели бы заменить их машинами, ве уме
отживающему человеческому мозгу прихо-   щшими брать взяток и пролаваться BHOCT
дит мозг механический, «во много раз 00-   ранцам.

лее быстрый и более точный».
Мыелят ли новые машины?

вают Винера и его единомышленники. И они   ты заменят

Третьи. в порыве фантазии предвилят

—- спраши-   ту вожделенную возможность, когда pobo-

«капризных» ий «оласных

отвечают: да. несомненно. «Ибо что есть   пролетариев и американским  парохолам 19
мышление? Это есть оценка Фактов ва-   нало булет таскаться от Вале ло Марееля,
стоящего в. свете опыта, накопленного в яша порт, где можно было бы без непри“
прошлом». Но если «Марк Третий» Boc-   ятностей разгрузить песколько тысяч тонн
принимает цифры. то ведь это и есть вос- гранат и несколько сот пулеметов...

приятие фактов. И если он сопоставляет Четвертые... Тут дело несколько слой“
эти цифры с данными. которые хранятся   Hee, )
в его механической памяти, то что же это, Это как раз те самые, кто конетруиру-
как не ‘опенка в свете чакопленного опы-  ет счетнью машины. кто производит пм
тв? Значит, что такое человеческий мозг?   их помощи вычисления.— инженеры, пр
Человеческий мозг напоминает... счетную   фессора. словом — интеллектуалы. Вели
машину! . они вступают во вторую стадию своей ma
Профессор Джибсон из университета тологической узости. т, е. принимаются
Джона Гопкинса дошел уже до такой ста-   фантазировать, философетвовать и Проро”
хии искалечения, что считает возможным   чествовать, полчиняя весь мир своей сл
утверждать на страницах французского   пиальности и видя в своих творениях oer
журнала «Имаж дю монд», булто «в  нову булущего для человечества, то BIT
сравнении с этими механизмами человек   фантазии и обобщения носят мрачный, 8
представляет собой вялое, медлительное и  зачастую и панический характер,
умственно отсталое существо». Вазалось бы. что может быть увлека“
Автор, вероятно, слишком хорошо узназ-   тельнее тех перспектив, какие ‚ открывая
ший цену быстротечным французским пра-   ются перел работниками науки и техники
вительствам, пишет < явным удовлетворе-  в связи с изобретением счетных и прочих
Ae ‚   «мыюлящих» машин! Они должны 06в0бр-
«Ничто не может помешать этим р0бо-  дить человека от «черной» умственно
там в олин прекрасный день заменить ©0-   рабогы, — от веявих плассификапий 01
бою членов правительства в совете ми-   счетов, сложных и длительных BBITHCIe*
ниетров, причем их стальные и стеклян-   ний и т. д. Но во всех статьях, посвл“
ные кодеслки будут совершенно безоши-   шенных ечетным машинам, — от ‘реклама
бочно и с безупречной логикой разрешать   ных и сенсационных до чисто научных Я
тысячи проблем. приводящих в смятение   научно-технических, -— никто из apropos
налиего министра MuUHANCOB...>,—— TOBOPHT-  no nAMer 06 OTHX ‘интересных перспекти“
ся в том же номере «Имаж дю монд». вах! Нзоборот, р,
Слава о «Марке Третьем» и его родст- _ Доктор Уоррен Мак-Келлоч, профессор
венниках распространяется и по Западной   Иллинойского университета, ‘утверждает,
Европе. где информация находится, как  что «0 времен кроманьонского человека
известно, под полным контролем  амери-   (20.000 лет назад) объем человеческого
канских агентств. Маршаллизованные жур-   мозга непрерывно уменьшается». a «mo Mes
налисты тоже связывают © мыслительны-   ре усложнения структуры общества от
ми машинами свой надежлы. дельным людям прихолится все меньше it
Так мечтают на берегах Сены, тайно   меньше пользоваться своим мозгом». Ilo
рассчитывая. должно быть. что стекляи-  этому ‘счетные машины, освоболив ‘челн
ные колесики будут обладать не только   века от «бремени мытиления» onasyted
«безупречной логикой», но и безупречной   послелним звеном в ATHHHON п медленном
честностью, и делая вид, что никого не   процессе ‚ «коллективизации. интеллекта».
беспокоит, кто ‚од будет пускать эти   «Люли будут специализироваться 7 узкой
ye es в ход! области простого обслуживания машин,
ни ждут от машин предсказаний, на  Человеческий мозг булет
какой номер надо ставить в завтрашней oe
биржевой игре,

ОКОНЧАНИЕ СМ. НА 3 СТР.

еще полгода,

>