$

frm,

yay

PL

_ дат воевать,

ме  Jlemu разных народов.

Империатизм неотделим от
стокого и подлото подавления
ного суверенитета народов.
Южная Корея, Испания —в крови. На
площадях итальяноких городов стучат па-
рабеллумы Шельбы. На вековых буках Аме-
рики качаются линчеванные негры. 0 мно-
гих злодействах расскажут. греческие остро-
ва, расскажут тюрьмы Франко и застенки
Южно-Африканского союза, когда народы,
наконец, собьют с них замки, захватанные
окровавленными руками тюремшиков.

Советская литература, и детекая. лите-
ратура в том чиеле, по самой коммунисти-
ческой природе своей не может пройти
мимо национально-оевободительной борьбы
народов. Она призвана воспитывать чита»
теля в духе советского патриотизма и, тем
самым, в духо подлинного интернациона-
лизма, любви к борющимея народам, дея-
тельного сочувствия их правому делу.
«Еели в основе интернационаливма. — го-
ворил А. А. Жданов, — положено уважение
к другим народам, то нельзя. быть интер-
националистом, пе уважая и не любя
своего собственного народа». Мы говорим —
советский патриот и этим самым разумеем—-
интернационалист. С таких позиций, един-
ственно возможных для советекого литерл-
тора, нашиеаны три книги^для детей, на
которых я хочу остановиться. Это новатор-
ские книги в том’ емыеле, что они стоят в
ряду детекой литературы, — какой еще не
знало человечество;— литературы, ирослаз-
ляющей братство народов, разоблачающей
расовое изуверство, рассказывающей детям
о путях к освобождению трудящихся.

Свою повесть «Нламя гнева» (Детгиз,
1949 г.) 9. Выгодская построила на исто-
рически конкретном малериале. В 1860 то-
XY бывший чиновник голландекой коло-
ниальной администрации Деккер  опубли-
ковал книгу под красноречивым псевдони-
мом Мультатули, что значит «много пере-
живший». На книгу накинулиеь тигры
голландекого капитализма. Ее душили
цензурой и клеветой. Ее окутывали дымо-
вой завесой молчания. Но она выжила,
потому что несла в себе искру  гневной
правды. Этой книгой интеревовалея Ленин,
В основу своей повести 9. Выгодекая по-
ложила биографию Деккера. Этот образ
удалея писательнице, несмотря на чрезмер-

самото же-
националь-
Индонезия,

ную сдержанность стиля. Деккер был
одиночка с душой романтика,  правдо-
любец, разбивший свою жизнь 0 He-

сокрушимые в те времена устои  ко-
лонизльного владычества. Чего on хо-
тел, этот ранний пророк тградущих Goes
за независимость малайцев и явачиев? «Я
научу военным напевам тех мучеников,
которым обещал помочь». На островах уже
звучали эти напевы. На Яве голод косил
рабов. Целебес сотрясали волнения, Ha
Амбойне рабы восстали. Но это было сти
хийное движение мучеников, не вооружен-
ных ничем, кроме ненавиети м кривых но-
жей. Даймер-ван-Твист, гонерал-губернатор,
имел достаточный запас свинца и дюжих
толландеких молодцов в солдатских шлемах.
Раджа Адхипатти кренко держал своих под-
данных в сухоньком, но цепком кулачке.
осстание было подавлено.
Книга 9. Выгодекой рассказывает о том,
как разгоралось пламя гнева. Книга будет
волновать юного читателя в наши дни,
когха это пламя разгорелоеь в пожар. Вре-
мена круто изменились. Ни голландекие
войска, ни американское оружие не в си-
тах навести на плантациях излюбленный

колонистами порядок. От причалов Роттер-
лама отваливают корабли, их трюмы на-
биты оружием и последними солдалокими
резервами, которые голландский премьер
elle в силах наскрести в закоулках своей
маленькой страны. Но и эти солдаты бегут
с кораблей. «Мы не хотим защищать баро-
нов нефти и каучука!» — кричат они.
«Мир межлу народами!» — провозглашалот
манифестации голландских трудящихся. На
стороне яванцев, малайцев, батайцев не-
сокрушимый авторитет могучей страны
Советов, трудящиеся всего мира и аван-
гарл их — коммунистические партии.

Bee sto нужно’ бы  рабсказать в
цослесловии к книге 9. Выгодекой. Оно
помогло бы ребятам воспринять ее <одер-
жание в свете нынешних событий. То по-
слесловие, которое помещено сейчас, напи-
сано бесстрастным языком. Оно не дает
картины того, что свершаетея сейчае в Ин-
донезйи. Это большой просчет издательства.

Из семидесятых годов прошлого столетия
перенесем своо внимание на современную
Америку — страну, в которой гангстеры,
сенаторы и президент кичатея «иеувядае-
мым цветением» прав человека. Роман
Н. Кальмы «Дети горчичного рая» (Дет-
гиз, 1950 г.) позволяет заглянуть -в этот
рай. Здесь речь идет не о колониях. Речь
идет о жизни маленького городка  Стон-
Пойнта, каких в Америке сотни. Но, по-
скольку Н. Вальма касается жизни непюв
в Этом тородке, то речь идет все-таки о
самой доподлинной колонии внутри страны.
Нагры в Америке терпят те ско бедствия,
что и цветная рабыня Аймат, что и цвет-
ной раб Арлай на Индонезийском архиие-
лате. Раджа Адхипатлти прибегал к отрав-
ленным стрелам и ядовитым змеям, чтобы
смеети © дорюги` врагов своей  деспотии.
Большой Росс из современного Слон-Пойнта
действует с той же жестокостью, но более
усовершенствованными ‘методами. № ‘услу-
там Босса все:  закупленные им газеты,
банда полицейских и сыщиков, собетвен-
ная атентура и на заводе и в школе.

Два героя проходят через книгу Н. Каль-
мы. привлекая самые горячие симпатии
юного читателя: знаменитый негритянский
цевец Джим Робинсон и © племянник
Чарли, порывистый ‘и смелый мальчик с
высоко развитым чувством чести. В клас-
се, где Чарли учится, школьники избирают
‚его свонм старостой. Этого достаточно,
чтобы вополошить весь город. Негру нуж-
но указать его место. «Нартия» Фэйни, ди-
ректорского сынка. применяет все запре-

щенные удары, все подлые приемы, заим-

ствованные у взрослых. Приезд Робинесюна,
‘ARTHBHOTO деятеля борьбы за мир, вэдымает
в Отон-Пойнте новые гейзеры расовой
истории. Полиция нападает на Робинсона
во время концерта. Затевзется ‘процесс.
Робинсона, Чарли и их белых  друзей-
рабочих обвиняют в красной пропаганде,
в преступных связях с Москвой.
Нетрудно догадаться, ‹ что прообразом
Робинеона послужил автору Поль Робсон
и его мужественная жизнь. Внимательное
и творческое изучение материала позволи-
ло Н. Кальме налтисать произведение увлз-
кательное и правливое. Книга была уже на-
писана, когда разыгралось позорное по-
боище в Пикскиле. Ёнига была уже на-
писана, когда губернатор штата Нью-Йорк
Дьюи прорычал на весь мир: негры и
слушатели концерта созналельно-де спро-
воцировали нападение на себя, а гро-
милы попали в’ подствоенную. коммуниста-

ЗАНИМАЛА ААА А ААА UE

ми ловушку! Именно так ведут себя на
процессе в книге Кальмы  подкупленные
слуги Босса и сам Босс. ;

Внига написана живо, интересно, но зв
отдельных ее частях слышится подража-
ние Диккенсу. Дети почувствуют и
фальшь в тех местах, где  сентименталь-
ность подменяет истинное чувство, & такие
места есть. Совсем не обязательно, чтобы
У положительного героя была «юношески
гибкая фигура, светлые проницательные
рлаза, лицо хорошо очерченное,  энергич-
ное». в то время как у отрицательного—
«квадратные плечи и киршично-красная
физиономия» или белесые брови. Тем бо-
120 нужно пожалеть 0б этих наивных из-
держках вкуса; что самый материал по-
вести отобран автором и политически и ©0-
циально проницательно. Автор глазами
советского патриота взглянул на государ
ственные порядки Америки. Книга Н. Каль-
мы опрокидывает легенду © том, что если
на Юг негры чувствуют себя в аду, то
Север для них — рай божий. Известно,
что сразу же по окончании гражданской
войны толпы измученных негров  двину-
лись на Север. В их глазах он был 06во-
бодителем от рабства и смерти. Ho wm
ждало их в северном раю? Та же расовая
дискриминация, TOT же калоржный труд,
безработица у заводских ворот и смерть
на драной цыновке или под открытым He-
бом. Еели южные вешалели  вздергивали
негров по одиночке, то северяне предпочли
массовый еп0соб уничтожения.

Внижка «Твои ровесники» Г. и Н. Во-
мартовских (Детгиз. 1949 г.) содержит
три повести: 06 английских, об американ-
ских и о корейских детях. Лучшая из них
«Юг и север» —о двух мальчиках из
Южной Кореи, которые бегут на север, в
страну, где крестьяне получили землю, где
легко дышится трудовому человеку. Через
восприятие этих двух маленьких смельча-
ков авторы хотят показать стремление ко-
рейского народа к национальной . независи-
мости. партизанскую борьбу, везыблемый
B Hapolo авторитет Ир-сена. Сцена
встречи мальчика Кайсу с советским
офицером Николаевым проникнута духом
интернациональной солидарности. Но пове-
сети Г. и Н. Комаровеких нехватает широ-
кого исторического фона, художнической
страстности — качеств, в той или иной
мере присущих «Пламени гнева» и «Де-
тям горчичного рая». }

Создание книг, рассказывающих Halim
ребятам 0б освободительной борьбе народов,
имеет огромное значение. Читая эти книги,

советские дети как бы пожимают руки   ся

своим друзьям Чарли и Мери ‘из «Детей
торчичного рая», Дакмнти и Pastry. из
«Пламени гнева», Тэдди Найсу и Кай-су
из «Твоих ровзеников».

«Боритесь за право на жизнь, здоровье,
обучение и демократическое воспитание
для всех детей мира!» — говорится в при-
зыве демократических организаций о про-
ведении 1 июня Международного детского
дня. Долг советских писателей, пишущих
для детей, соетоит в том, чтобы их вклад
в эту борьбу день ото дня становилея вее
значительнее. Больше ярких,  вдохно-
венных книг, способных зажечь в детеких
сердцах любовь к пока еще порабощенным,
но восстающим народам, книг, призванных
воспитывать в ребятах великую интерна-

циональную дружбу! Пока что таких книг.

чрезвычайно мало.

ПО ЗАБАЗУ СЕЛЬСКОГО ЧИТАТЕЛЯ

НОВОСИБИРСК. (Наш корр.}. Перед
тем как закупить новые книги, библио-
текари деревни Верхние Чемы составляют
обычно список читательских заявок. Такая
практика существует уже полтора’ года,
с`того самого дня, как областная библно-
тека открыла здесь свой филиал.

Колхоз «Красный партизан», что в де-
ревне Верхние Чемы, славится на всю ‚об-
ласть своими высокими урожаями, Шестеро
членов сельхозартели удостоены звания Ге-
роя Социалистического Труда, ‘сорок пять

человек награждены орденами и медалями. В

хозницы, которые не посещали бы в тече-
  ние нескольких. зим агрономических лекций,
кружков, семинаров, И не случайно по-
этому, что из трех тысяч томов, имеющих-
ся в библиотеке, шестьсот пятьдесят ‘по-
священы проблемам сельского хозяйства.
  На еще более знаменательно появление
 на полках библиотеки огромного количества
научных и технических книг, Это — труды
по ‘естествознанию, химии, физике, геогра-

pen нет, пожалуй, колхозника и кол-

фии, медицине, технические пособия по
инженерному делу, технические  справоч-
ники и словари, учебники на английском,
немецком и французском языках. -
Каждая из этих книг имеет своего чита-
теля. Колхозник  Берляков — постоянный
заказчик книг по электротехнике; колхоз-
ница Рябчикова — по птицеводству; 65-лет-
ний столяр Анпилов выписал через библио-
теку книги «Народная резьба по дереву»
и «Отделка мебели». Труды Мичурина,
Докучаева, Вильямса, Лысенко имеют де-
сятки читателей среди колхозников.

НЕОБЯСНИМАЯ
ЗАБЫВЧИВОСТЬ

29 апреля 1950 года в газете «Совет:
ское искусство» была напечатана большая
статья «Произведение жизненной прав-
ды», посвященная крупному и радостному
событию: постановке Ленинградским Ма-
лым оперным театром новой советской
оперы «Молодая гвардия». Справедливо
воздав должное композитору Ю. Мейтусу,
автор статьи Ин. Попов восклицает:

«В самом леле, с чего начинать  раз-
бор этого спектакля? С музыки? Но как
же можно писать о музыке Мейтуса, не
сказав о том, насколько помогли раскры-
тию ее образов режиссура и исполнение?
Сделать акцент на исполнителях?..»

Единственно, на ком рецензент не счел
нужным «сделать акцент» на протяже-
нии. всей статьи,— это ‘на поэфе Андрее
Малышко, написавшем текст оперы, и на
поэте Михаиле Исаковском, сделавшем пе-
ревох этого текста на русский язык. Ни
А. Малышко, ни М. Исаковский в статье
не были даже названы!

Литературная основа оперы, определяю:
щая идею; сюжет, композицию произвеле-
ния, имеет не подчиненное, а самостоя-
тельное значение. Для создания полноцен-
ной советской оперы обязательно творче-
ское содружество композитора и поэта.

Жаль, что газета «Советское искусство»,
во всяком случае судя по статье Ин. По-
пова, не осознала этого до сих пор!

и Сергей ОСТРОВОЙ

О СВ
ТОВАРИЩ МИНИСТР, ОБРАТИТЕ.
ВНИМАНИЕ!

ЛЕНИНГРАД. (Наш корр.). Если бы ми-

нистр просзещения РОФСР И. А. Каиров
и начальник  Главполиграфиздата. СОСР
Л. П. Грачев приехали сегодня в Ленин-
град, в типографию «Печатный Двор» име-
ни А. М. Горького, они с трудом  пробра-
лись бы через бумажные кипы, загромож-
дающие проходы в цехи. Десятки миллио-
HOB отпечатанных листов заполняют все
склады типографим, все производственные
помещения, даже гараж! Випы отиечатан-
ной бумаги — будушие школьные учебни-
ки — лежат без движения. Пока это —
«некомплеклные» книги. Для одних еще
не отпечатана до сих пор половина стра-
ниц — Учпедгиз не прислал бумагу. Дру-
гие уже закончены, но не могут посту-
‚пить в переплетный цех: Учпедтив ие
снабдил типотрафию картоном и коленко-
ром...
В чипографии «Печалный Двор» делает-
вначительная часть книг Учпедгиза.
В этом году влесь должно быть выпущено
23 школьных учебника, общий тираж
которых — 18.425 тысяч экземпляров (на
4 миллиона больше, чем в проныюм году),
& листаж — 292 миллиона листов-отти-
сков. Коллектив типографии обязалея дать
школьникам эти учебники досрочно — нэ
5 началу учебного года, как предусмотре-
но планом, а па 15 дней раньше.

Однако Учпедгиз, не обеспечив свой
заказ буматой и переплетными материала-
ми, не только мешает типографеким pa-
ботникам — рабочим и инженерам — вы-
полнить взятое ими социалистическое обя-
зательство, но и вообще сталит пех угрозу
срыва своевременный выход учебников в

1950 rozy. 4
ota:
‚ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ

Д.Н. МАМИНА-СИБИРЯКА

СВЕРДЛОВСК. (Наш корр.). В 1952 го-
ду исполняется сто лет со дня рождения
д. Н. Мамина-Сибиряка. Свердловское об-

его сочинений в 12 томах,

Вышли первые семь томов, в которые
включены: романы — «Приваловские мил-
лионы», «Горное гнездо», «Золото», «Ди-
кое счастье», «Три конца»; «Именинник»;
повести, очерки,

«Бойцы», «Золотуха»,

дение «Золотопромышленники».

ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО СМ. НА 2 СТР.

меньше и меньше, тогла как мозг мапины
будет все время увеличиваться. Наступит
‘ли, наконец, такой период, когда ма-
шины будут править людьми!»

Вот она, «еветлая и возвышенная чауч-
ная мечта» о будущем человечества, как
OHa представляется ученым, продавшимся
капитализму. .

Теперь мы можем вернуться к портрету
«Марка Третьего» на обложке журнала
«Тайм». Он изображен в голубых тонах
будущего и имеет вил больнюго ралио-
приемника, из стенок которого выходят
две руки. Они держат тонкую бумажную
ленту с0 свеженапечатанными на ней
формулами. Но «Марк Третий» нё только
снабжен руками, он еще и одет. Руки 06-
лачены в рукава, на верхней крышке пря-
емника — фуражка. Шитье на обшлагах
и нал козырьком не оставляет никаких
сомнений: это форма военного ведомства
США. Сразу становится ясно, у Boro Ha
службе состоит очередной «герой недели»,
сенсационная мамина, как, впрочем, и
вся наука и техника Америки!

Министеретво обороны’ США очень за-
интересовано ‘одной проблемой, которая,
повидимому, приобретает для него сеичас
особенно важное значение: речь идет «о
потере солдатами психологической защи-
ты во время боя».

В переводе на. обычный житейский
язык это означает простое нежелание сол-
Врачи-психиатры, которым
приказано разобраться в этом весьма
опасном для поджигателей войны явлении,
донесли по начальству, как сообщает амо-
риванский «Бюллетень медицинской служ-
бы армии», примерно следующее.

«При прослеживании прогрессивных
стадий этой травмы, — пишут врачи, —
было установлено, что первым из защит-
ных чувств исчезает идеализм, а волед з&
ним — ненависть к врагу».

Под словом «идеализм», как явствует из!
Вссто текста, исследователи понимают
идейные побуждения в участию в боевых
действиях. Нельзя сказать, чтобы иселе-
дователи порадозали своих начальников
полобным заключением о моральной стой-
кости американских солдат! Если в труд-
HOCTAX И опасностях боевой обстановки
первое, что у них пропадает, это —— идей»
Hoe побуждение к борьбе, то чего же во-
обще стоит это побуждение?! И насколько
OHO близко уму и сердцу солдата?!

Но исследователи идут дальше. Как бы

предвидя естественный для начальства
вопрос, они торопятея дать последующие
разъяенения. (
Посредством обмама о якобы идущей
помощи удается на короткое время: восста-
новить моральное состояние, — предушре-
‘дительно сообщают интеллектуалы; но тут
же, соблюдая требования научности, ока-
зываются вынужденными и далыне огор-
чать начальство: «Однако, когда обман
раскрывается, -— пишут они со вздохом, —
наступает быстрое ухудшение морального
состояния...»

Bot какие неприятности приходится
встречать на своем пути ‘поджигателям
войны! Илдейная вооруженноств ‘армии, мо-
ральное” состояние солдат могут резко
ухудшиться после первых выстрелов! Ко-
нечно. можно прибегнуть к обману, можно,
например, уверять, что война будет длить-
вя всего лишь несколько недель. Однако
этот опыт уже пря Гитлере потерпел пол-
‘ный провал. т

Надо придумать другую ложь. И ona
создается. Не сразу, конечно, но постепен-
но, разными устами, в разных местах. Эта
ложь — великий блеф о новой технике. 0
таких якобы механизмах. химизмах и ми-
Кроорганизмах, решающее участие” кото-
тых в войно сделает ее удобной, спокой-
ной, комфортабельной и совершенно 6e3-
опасной для американцев. «Мальчикам»
придется только силеть в пневматических
креслах и нажимать кнопки. Потягивая
фруктовый сок, «мальчики» будут сидя
стирать © лица земли города и армии. Вот
почему всякая мысль о том, что другие
страны могут иметь такую же, если. не
более могучую технику, является кра-
мольной и страшной для поджигателей
войны. Эта мысль разрушает обуан, кото-
рый так старательно возлвигают они для
подъема морального состояния солдат, под-
рызвает и. сводит наА-нет весь «идеализм»
солдатской массы. Если на каждую атом-
ную бомбу у противника будет тоже атом-
ная бомба, — а, может быть, и кое-что
другое! —1т0, значит, миф о «сидячей
войне» булет развенчан еще быстрее, чем
был развеян миф о войне молниеносной.
Не спае «блиц-криг», но спасет и «зитц-
криг»!

В этой связи, как сообщает агентство
Рейтер из Оттавы, и выступил некий док-
тор Соландт, дополняя и конкретизируя
фантазии о «зити-криге» материалами 0
«мыслящих» машинах,

«В будущей войне, — успокаивает док-
тор, — роботы заменят пехотинцев так же,
кан танк заменил коня_в первой мировой

войне». (Как это напоминает профессора Ви-.

нера’с его «теорией», будто создание счет-
ных машин 0бесценивает человеческий
мозг, как создание обычных машин obec-
ценило человеческую руку, —— тут столько
же логики и столько же глупости).

Вот как мечтательный доктор рисует
идиллическую картину ближайшего буду-

раблями, JeTath Ha самолетах, посылать
донесения и принимать приказы по ралио
булет вместо солдат «рядовой робот» с ис-
кусственным слухом, зрением, органами
обоняния, осязания и искусственной спо-
собностью принимать решения...»

«Ученые ужо знают, как делать таких
искусственных людей. и дело лишь за ин-
женерами, которые должны построить их...
Такие солдаты будут оставаться хлално-
кровными и сосредоточенными под тяже-
лым артиллерийским обстрелом... >—окюн-
чательно размечтавшиеь, грезит доктор С0-
ламдт, а вместе с ним его хозяева из Пен-
татона и все легковерные американские
«мальчики». призывного . возраста.

негогласованно вновь возникает голое про-
фессора Винера. Окутанный густым дымом
сигары и облаком слезоточивого газа ма-
тематики, профессор ехидно бросает не-
сколько намеков, вызывающих дрожь у
преемников Форрестола. 4

«В широком «биологическом» смысле
мыслящие машины дают ряд оснований для
нервозности и беспокойства». Характерные
поихические расстройства, требуют и спе-
циальных методов лечения, утверждает
профессор Винер.

— Чьи расстройства? Для чьего лече-

ния? — негодующе спрашивают господа в
фуражках военного ведомства,
Например, ложные воспоминания, —
продолжает профессор, подмигивая и при-
топтывая. — Они’ распространяются точно
таким же образом, как страхи и навязчи-
вые мысли в сознании пеихически боль-
ного человека...

— Кем овлалевают ложные воспомина-
ния? — допытывалются форменные фураж-
RH.

— Мыслящей  машиной-, — шенчет
профессор, сам удивляясь собственной сме-
лости. — Искусственный мозг уже должен

—

щего: «Стрелять из орудий, управлять ко-.

И тут совершенно неожиданно и вовсе,

свои капризы, страсти и неприятные не-
достатки». Чего доброго, даже и опасные
мысли... ’

— Моя малтина тоже имеет свои стран-
ности и привычки, — поддерживает Ви-
нер» инженер Роберт Сибер, — например,
она «очень не любит просыцаться по
утрам. Люди, обслуживающие машину,
пускают ток, трубки загораются и лости-
гают нужной степени нагрева, и тем HE
менее машина все еше не может проснуть-
ся. Отупевшая от она, онь не в состоянии
решить поставленную перед нею задалу.
Вепыхивают красные лампочки, сигнали-
зируя.0 том, что машина совершила ошиб-
ку. Терпеливые люди снова повторяют за-
дачу. На этот раз мысли машины несколь-
ко проясняются».

— Одна из манхоттенских автоматиче-
ских телефонных станций заболела от
усталости, — вступает в разговор доктор
Шэннон из лаборатории « ».—Толны
инженеров. не могли обнаружить никаких
органических повреждений. Она же просто
переутомилаеь, ей дали отдых и...

Предоставим американцам самим разби-
раться. кто должен воспользоваться помо-
тью  певропатологов и ‹ психиатров, —
«Марк Третий», профессор Винер, после-
дователи Форрестоль или же легковерные
читатели, готовые принять за чистую мо-
нету все то вранье, каким их уго-
шает ежедневная пресса. Для нае в этом
процессе важно друге: мы ясно ви-
Дим в пем те гигантские масштабы, в кз-
ких ведется сейчас во США кампания по
массовому оболваниванию простых людей.

Как можно больше дезинформации, как
можно больше ложных данных. пеевлона-
учного вздора, идиотских сенсаций, одна
страшнее и нелепее другой! Оболванить
одних, напутать других, развратить треть-
их—таков единственный «научный» ‹по-
00 полготовки пушечногю мяса.

Но бола полжигателей новой войны в
том и состоит, что все большее чиело лю-
дей начинает понимать политическую при-
роду этого взлора, тайный смыел «науч-
ных» брелней, наполияющих печать Аме-
пики, гнуеное назначение деятельности тех
иарлатанов и мракобееов. которыми капи-
талисты подменяют сейчас пастоящих учю-
BIX,

разумеется, существует, ее представители
живут, работают. мыслят и все более об-

обращаться за помощью к поихиатру.
«Машины очеловечилиеь. У них появилясь

мастеров культуры пути-— борьбе за мир!

А, ПЕЛЬШЕВ;

секретарь ЦК

КП(б) Латвии

Кан партийная организация ССП Латвии
решила „закрыть“ критику

В послевоенный период наша респуб-
лика с помощью братеких союзных pec-
публик и в первую очередь великого рус-
ского народа достигла крупных успехов в
промышленности. Мы уже начинаем `забы-
вать недавнее прошлое, когда досоветекая
Лалвия была отсталой аграрной страной.
Коренные изменения произошли и в сель-
ском хозяйстве-в 1949 тоду в основном
завершена — сплошная коллективизация.
Подъем хозяйства сопровождается ростом
социалистической культуры.

Большевики республики не успокаива-
ются на достигнутых успехах. Острым
оружием критики и самокритики они ста-
раются вскрывать. и преодолевать имею-
щиеся недочеты.

Крупные недостатки есть и в работе
Союза советских писателей Латвии. Одна-
ко партийная организация союза не по-
шла в ногу со всеми большевиками pec-
публики, проявила антипартийное отноше-
ние к критике.

Когда в газете «Советская Латвия» и
в «Литературной газете» появились весь-
ма робкие критические заметки по поводу
собрания писателей республики, обсуж-
давшего итоги ХШ пленума правления
Союза советских писалелей СССР, партий-
ная организация Союза писателей Лалвии
решила вмешаться в это дело, Вместо то-
го чтобы прислушаться к голосу критики,
сделать из нее выводы и устранить вскры-
тые недостатки, партийное собрание вота-
ло на путь зажима критики и замалчива-
ния серьезных недостатков в деятельности
союза. Оно учинило настоящий суд над
корреспондентом «Литературной ” газеты»,
с пристрастием хопрашивалю ето, откуда
он получил информацию, и вынесло гроз-
ный «приговор» — потребовать . отзыва
корреспондента из республики,

Это единственный случай в Латвии, ко-
гда в роли грубого. зажимшика критики вы-
ступила партийная организация. На этот
случай реагировала «Правда». ЦК КП(б)
Латвии сделал соответствующие выводы,
он отменил неправильное постановление
партийной организации Союза  писале-
лей и снял ее секретаря 9. Фельд
ман за то, что она не обеспечила обсуж-
дения на партийном собрания с принципи-
альных, большевистских позиций критиче-
ских статей, помещенных в «Литературной
газете» и «Советской Латвии». Сделано
также указание  предселателю Союза пи-
сателей А. Упиту и ичетруктору ЦЕ В (6)
Лалвии тов. Бендику.

То, что партийная организапия Союза
писателей Латвии не оказалась на высоте
и встала на антипартийный путь зажима
критики, можно объяснить только само-
успокоенностью и самодовольством, кото-
рые появились у писателей-коммунистов
после первых успехов латышекой совет-
ской литературы. В результате ослабла
партийная pabora, не было проявлено
должной заботы 06 идейно-политическом
росте членов организации, постепенно те-
рялась связь © жизнью, приятельские 0т-
ношения и семейственность взяли верх
над большевистской принципиальностью.

Партийная организация Союза советских
писателей Латвии должна серьезно пере
‘строиться, повысить чувство ответственно=
сти за развитие национальной литературы,
коренным образом изменить свое отношение
к критике, до конца понять, что ‘толька
принципиальная большевистекая критика
и самокритика могут обеспечить дальней=
ший подъем латышекой советской литера
туры...

a. aprytHuckas ] рановские пасынки

`Паюалели города Иванова не могут по-!

жаловаться на отсутствие внимания к се-
бе со стороны областных организаций.
Только в очень уж своеобразных и непри-
вычных формах проявляетея это внимание.

Как-то однажды вечером, во время
творческой встречи писателей, нежданно-

‚ Негаданно к ним пожаловали гости.

— А ну-ка скорей, не задерживайте!—
грубо донеелось с` порога. — По постанов-
лепию жилотдела горсовета в этой комна-
те будет работать бухгалтерия коммуналь-
ного банка, & писателей решено пересе-
лить в подвал,

Представителям горсовета пытались объ-
яенить, что у писателей сейчае  творче-
ский вечер, что произошло, повидимому,
какое-то недоразумение, что утром во
всем разберутся, вое выяснят. Но все бы-
ло напрасно. Представители горсовета бы-
ли неумолимы.

Началось переселение. Молча, медленно
спускался по темной лестнице старый,
заслуженный поэт Благов, крепко прижи-
мал обеими руками к груди гипсовый
бюст Пушкина. За Благовым шли писа-

` тель Кочнев, нагруженный всевозможными

ластное государственное издательство пред-  ТеМная и сырая комнатка,
приняло в связи с этим издание собрания   ТРудом можно было втиснуть два стола и

рассказы — «В худых
душах», «На рубеже Азии», «Старатели»,
«Охонины брови»,   Шестидесятисемилетний поэт Благов живот
«Весенние грозы»; драматическое произве-!в семи километрах

Чо касаелся подлинной науки, то она,   чульская весна»).

ращаются к единственно правильному для   молодые

цапками и рукописями, писатель Шошия
с книгами и журналами, к
В подвале, рядом с затотзерно и на-
против гортона, писательской организации
города Иванова была отведена маленькая
в которую ¢

шкаф. 3

В крайне тяжелых жилищных условиях
живут ивановские писатели. Поэт Жуков,
например, живет в сыром подвале. Зимой
он вынужден кочевать от одного евоето
знакомого к другому. Всеми уважаемый

от центра города.
Однако за 12 лет, с 1938 тода, Иванов-
ский облисполком не выделил для Союза
цисателей ни одного метра жилплощади.

Не уступают облисполкому во «внима-
нии» к писателям и областная газета
«Рабочий край» (ответ. редактор тов. Ку-
лагин) и областное издательство (лирек-
  тор тов. Горбунов).

несколько примеров. .

Существуют в городе Иванове «литера-
турные среды» — творческие совещания
писателей, гле впервые обсуждаются  но-

вые, еще не напечатанные художественя
ные произведения. .

Молодой драматург ‘тов. Сапожникова
написала пьесу «В защиту долга» и на
одной из «сред» познакомила с нею своих
товарищей по перу.

Обсуждение пьесы прошло оживленно,
автору было указано на целый ряд недо
статков, и ему предетояло с новыми силаз
ми взяться за доработку произведения. Но
обсуждение имело неожиданный результата

Через несколько дней в «Рабочем крае»
появилась ` заметка И. Озерова «У иваз
новских писалелей», в которой еще не за
конченное произведение было грубо охаянох

И это не единичный случай. Поэт
М. Вочнев налтисал поэму для детей. Она
была включена в план издательства. Ре-
дакциенно-издательский совет обсудил позэ=
Му. Автору были даны конкретные дело
вые советы, Впереди упорная кропотливая
работа. но...

В газете «Рабочий крайху появиласв
статья за подписью М. Залворнова. Этот
суровый критик поспешил опустить
на голову поэта тяжеловесную дубину.

Безапелляционная, грубая критика ещо
не законченного произведения возымела
свое действие. Областное издательстве
расторгло договор с поэтом Кочневьем,

Ивановские писатели никогла не видели
в своей организации местных партийных
и советских руководителей. Райдотники от
дела пропаганлы и агитации обкома map?
тии, редакторы областных газет не инте
ресуютея по-настоящему литераторами
своего городз и их творчеством.

В советской стране. писатели пользуют“
ся заслуженным уважением и °любовью
натода. Наша партия. как родная мать;
лелеет и воспитывает писательские кадры,
в0-время указывает им на ошибки и без
режно помогает их исправлять, e

Copcem по-другому относятся к писа

лям в Иванове. Вместо помощи и заботы,
вместо принципиальной,  ио-партийному
деловой. бережной критики здесь предпо
читают грубый окрик и выеокомерное но
внимание к нуждам писателей. Этого не
должно быть. Хотелось бы, чтобы ‘иванов-
ские областные организации сообщили, коз
гда это прекратится, котда писатели обла
сти перестанут быть у них пасынками.

at

СТУДИЯ АРМЯНСКИХ JIMTEPATOPOB B MOCKBE

Около ‘двух лет в Москве при Доме
культуры Армянской ССР работает творче-
ская студия молодых армянских писателей.
Студия тесно связана с Литературным
институтом имени А. М. Горького.

Молодые писатели Армении прослуша-
ти курсы лекций по маркеизму-ленинизму,
политической экономии, эстетике, истории
русского изобразительного искусства, му-
зыки, театра, курс истории западноевро-
пейской литературы и литератур стран
‚народной демократии. Особенное внимание
уделяется истории русской классической и
советской литературы и русскому языку.

Параллельно с занятиями слушатели
студии посещают московские музеи, тезл-
ры, учебные заведения, промышленные
предприятия столицы. Минувшим летом

би Е

слушатели студии езлили в творческие
командировки в различные города Совет
ского Союза, у

Работа и учеба в Москве помогают мо-
лодым  литераторам Армении расширить
свой политический кругозор, поднять твор-
ческое мастерство. Геворк Эмин написал в
Москве цикл новых стихов. Сильва Капу=
тикян готовит к печати поэтический ебор=
ник. Драматурги Ашот Папаян, Валдкес
Пютерян написали несколько одноаклных
пьес. Успешно работает над новым рома
HOM писательнииа Анаит Саинян. Новые
произведения создают прозаики Христофоп
Тапалцян, Паруйр Джотян. Критик Хачик
Погосян пишет работу о советской армян
ской литературе.
Арам ГРИГОРЯН

БИБЛИОТЕЧКА ПИСАТЕЛЕЙ УЗБЕКИСТАНА

Союз советских писателей Узбекистана
выпустил библиотечку произведений узбек-
ских и русских писателей на их родных
языках, 34 книжки этой серии — по внеш-
нему виду они напоминают. библиотечку
«Огонек» — знакомят широкого читателя с
творчеством писателей республики, рабо-
тающих в самых различных жанрах. Опыт
Союза писателей Узбекистана заслуживает
того, чтобы быть перенятым другими наши-
мин братскими республиками.

Книжки, вошедшие в библиотечку, рас-
сказывают о героических буднях узбекско-
го народа. Хлопкоробам посвящена поэма
Мирмухсина «Дочь Родины», сборник сти-
хов Х. Гуляма «Мои песни», ‘очеркн Н. Са-
фарова, А. Удалова, Ал. Шмакова и др.

Об освоении пустыни, расширении хлоп-
ковых полей говорят в своих стихотворных
сборниках Уйгун (стихи), С. Сомова («На
полях Мирзачуля»), А. Иванов («Mupsa-

Социалистической индустриализации Уз-
бекистана посвящают свои произведения
узбекские писатели А. Мухтар
(сборник ‘очерков «Стальной город»), Р. Ба-

баджан (сборник «Вдоль долины»), М. Быз
кадоров (сборник «Однополчане»).

Сборник «Приговор истории» Ш. Раши=
дова и стихи Т. Тулы, Зульфии, С. Дания
лова, Вл. Липко посвяшены борьбе aa
мир, против поджигателей войны, любви
к Родине, - сталинской дружбе народов
пишут Г. Гулям в сборнике «Время»;
М. Шейх-заде в книжке «Восславляю» и дра

Среди книг библиотечки — стихи видноз
го каракалпакского поэта Джалмурзы
Аймурзаева. Особенно радует, что большое
место в серии ‘занимают книги молодых
писателей,

К сожалению, следует заметитв, что н@
все в этой серии одинаково полноценно.
Есть сырые, недоработанные вещи;
(например, отдельные стихи в сборниках
С. Данилова, Шухрата, Шукрулло). Но в
целом появление 34 книжек этой библио-!
течки — полезное начинание,

ывтттыыю—ые—ыы————ы=—ыы—ы—ыы—=—_

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
№ 36 8