орк МАРИОН _ Америка, которую Я знаю

II,

Rorta же, наконец, наступит время и
сто семейств, обитающих в доме № 43-30
no 46-й улице в нью-йоркском районе
Саннисайл, . скажут шестидесяти семейст-
вам, приевоившим себе всю Америку:
«Убирайтесь вон!»? Когда же, наконец,
народ Америки крикнет «стоп!» торговцам
войною, обосновавшимея на Уолл-стряте ий
в Вашингтоне? На этот вопросе отвечать
не мне; ответит будущее. Но. зато я могу
рассказать, как даже сейчас и даже в
этажах дома № 43-30 обе стороны уже
приступают к подготовке позиций дая той
грядущей схватки, в которой будет разре-
шен этот вопрос.

На’ столике! подле лифта лежит газета—
еженедельник = одного консервативноге
профсоюза. Почтальон оставил газету на
виду, чтобы подниечик увидел и забрал
ев. Но вот, несколько минут спустя, я ©но-
Ba прохожу мимо столика и вижу газету
‘изорванной в клочья. Я знаю, точнее, до-
тадываюсь, кто сделал это.

Есть в доме несколько жильцов, столь
злобно“ реакдионных, Что для них нена-
вистна какая бы то ни было организация
рабочего класса. То ли под влиянием ка?
толической перкви, то ли под воздействием
прессы они потеряли рассудок. Даже са-
мый консервативный и реакционный проф-
союз, идущий в первых рядах застрельши-

ков антикоммунистической  свистопляски,
кажется им «красным».
Они не ограничиваются  уничтожениех

тазет, но идут гораздо дальше: я сам ви.
дел частные письма, которые, несомненно,
были вскрыты этими лобровольными аген-
тами Федерального бюро расследований.
У них встречали поддержку самые опасные
шаги, предпринятые в течение прошлого
гола в Вашингтоне, в столицах штатов, в
тородах, подобных Нью-Йорку, и направ-
ленные к фапизации страны и к развя-
зыванию повой войны.

Таков один из лагерей.

_, Однако подобные потенциальные пшики
ФБР и штурмовики американского фашиз-
ма составляют незначительное, замкнутое
меньшинство.

Большинство американцев, встречаясь и
беседуя, неодобрительно отзываются о том,
хак ицт дела в Вашингтоне. Они не
склонны анализировать, они не пытаются
‘сопоставлять доктрину Трумэна и «палач
Маршалла» с собственными тревотами, но
тех не менее они пришли к весьма твердо-
му убеждению, что действия правительства,
‘направлены к тому, чтобы увеличивать
‘богатство богатого и нищету бедного.

И в беседах слышатся порою голоса,
свилетельствующие о понимании реальных

‘опасностей, угрожающих сегодня американ-  .

пу. Эти голоса принадлежат, например,
тем, кто зашел несколько дней назад так
‘Халеко, что даже решился поставить сво
подпись под протестом, осуждающим за-
‘конопроект Мундта, — последнее слово в
потоке законов и законопроектов, объяв-
ляющих коммунизм «вне закона» и узако-
онивающих «взятие на учет» всех лин Е
‚организаций. оппозиционных по отноше-
нию к вдохновителям «холодной  вой-
ны». Они подписали протест, ибо поня-
‚ли, наконец, что подобные меры направле-
ны не бтолько против коммунистов, сколь-
ко против каждого американиа:  прави-
тельство добивается. чтобы никто не смел
„возражать ни против атомной бомбы, ни
‚против собственной безработицы.

Долгое время, вот уже несколько лет,

‚меня занимает вопрос: ‘как пробудить в
сознании масс понимание страшной опае-
ности и умение выбрать единственно пра-
вильный путь? Я задавал. себе этот вопрос,
видя, как за стенами дома № 43-30 мно-

‘жатся признаки торопливости врага; его
стремления захватить позиции и обеспе-
‘чить базы для наступления в момент

‘острого социального конфликта. Враг —

Именно к этому направлены сегодня все
вражеские усилия. И именно этим объяс-
пяется шумиха антикоммуниетического по-
хола, преднринятого монополистами.

Страх: перед американеким народом и
стремление нанести удар по существующим
или зарождающимея организующим силам
американского народа — BOT истинные
причины этого похода. Эти’ причины поро-
дили и процесс одиннадцати руководителей
компартии, и дело десяти  прогресивных
деятелей Голливуда, и преследования тех’
организаций и лиц, которые отказались
отречься от дружбы с Советским Сотозом,
й законопроекты, подобные предложению
Мундта, представленные на рассмотрение
конгресса Соединенных Штатов в послед-
нее время.

Все эти злобные. панические, каратель-
ные меры, вызывающие в памяти пред-
ставление о газовых камерах фашизма, в
сочетании с военной истерией газетных
передовиц создают такую атмосферу, ка-
кую ни один советский гражданин не В
состоянии даже представить. Советские га-
зеты беспристрастно и точно излагают
факты американской жизни, но нужно са-
мому варитьея в этой жизни часами, дня-
ми, годами, чтобы постигнуть все то, что
происходит теперь в Америке.

Так, например, большую часть минувше-
го года я провел, посещая «процессе один-
надцати» и читая официальный стеногра-
фический отчет об этом процессе, наечи-
тывающий 21.000 страниц. Каждый 6o-
жий день, выходя из зала заседаний, я по-
ражалсея масштабами фальсификации, ко-
торую неизменно находил в газетных отче-
тах, посвященных событиям того же дня.
Отчеты составлялись репортерами, <идев-
шими в одном со мной зале и видевшими
не больше и не меньше, чем видел я, и
все же они расписывали с самыми обетоя-
тельными подробностями множество CO-
бытий, которые вовсе не происходили В
этом зале! Они расписывали вещи, кото-
рые не случалиеь нигде и никогда!

Я помню день, когда негра-коммуниста
Бенджамина Дэвиса. бывшего члена нью-
Йоркского мунициналитета, вызвали №
суд. как свидетеля. Судья Медина выби-
валея из сил. стараясь спровоцировать его
на любое заявление или действие, за ко-
торое Дэвиса можно было бы обвинить в
оскорблении суда и бросить в тюрьму.
Олнако Дэвис сидел невозмутимо, разгля-
дывая публику. Но вот адвокат Дэвиса за-,
дал вопрос: какую присягу приносил он,
принимая на себя обязанности НБЮ-Йорк-
ского муниципального советника? Сперва,
по требованию обвинения, судья запретил
Дэвису отвечать на этот вопрос. Затем,
посовещавшиеь, Медина сказал:

— Если вы просто хотите показать,
‘что OH клялся соблюдать конституцию

Но ни один очевидец не догадалея бы,
что именно этот случай описан в отчетах,
появившихся в газетах, которые вышли в
тот же вечер и на следующее утро. По
уверениям газет, в суде имел место «но-
вый взрыв», учиненный обвиняемыми и их
защитниками; газеты изображали и тех и
других сканлалистами и головорезами, ко-
торые то и дело «вскакивали» и «наступа-
ли угрожающе» на судейскую скамью, и
потому, мол, у судьи Медины не было
иного выхода, и он должен был предосте-
речь, что дальнейшее нарушение правил
повлечет заключение в ТЮРЬМУ.

Не получая правдивого освещения фак-
тов, видя их лишь в кривом зеркале про-
дажной печати, многие американцы очень
верят лжи. И это — одна из величайших
проблем среди тех. которые должны разре-
шить мы, друзья мира. Американский на-
род может остановить отечественных Под”
жигателей войны. Но для того, чтобы это
свершилось, еще очень многие должны
осознать то. что происходит в деистви-
тельности. А уолл-стритовские газеты лгут
своим читателям не только о TOM, ITO
происходит, например, в Советском Союзе,
или о том, чем занимаются Соединенные
Штаты з& границей; нет, они лгут даже
HO TOM, UTO Происходят B нашей с0б-
ственной стране. в собственном городе,
собственном доме.

К тому же нельзя упускать из виду, что
многие американцы слишком хорошо знают,
Kak опасно подвергать сомнению достовер-
ность прочитанного ‘в газетах: сомневаться
в правдивости отчетов о «процесс» одинна-
дцати», осуждать статьи © «холодной
войне» или клеветническую пропаганду о
СССР. Волна судебных преследований, по-
вальные аресты граждан инострамного про-
исхождения, устранение «инакомыслящих»
из обигирных областей трудовой деятельно-
сти (преподавание, государственная служ”
ба ит. п.), антикоммунистическая  исте-
рия — все это не остается без последствий.
В стране властвует террор. И если есть
люди, боящиеся открыло выступить против
правителей Уолл-стрита, окопавигихея и
окруживших себя разветвленной полицей-

ской системой, то, право же, они могут
привести немало оправданий  CBOOMY
страху.

Жестокость американской полиции по-
стоянна. широкоизвестна и HH © чем не
сравнима. Это не только мои слова: я опи-
раюсь на горы достоверных свидетельств,
собранных той правительственной комис-
слей, которую в свое время создал ультра-
реакционный президент США ” Герберт
Гувер, а возглавил юридический  столн
Уолл-стрита Джордж Уикершэм, один из
совладельцев юридической фирмы, ‘имевшей
в составе своего руководства, другого реак-
ционного президента США — покойно-

: Соелиненных Штатов, — пусть говорит.
Тогда Дэвис дословно повторил присягу,
которая обязывала его соблюдать конститу-
пию Соединенных Штатов и штата Нью-
Йорк, а также быть честным по отноше-
нию Е своим избирателям. Произнесение
присяги заняло около тридцати секунд.
ГИ вдруг Медина разразился яростной тира-
хой. Он обвинил Дэвиса и его адвоката в
том, что они умышленно наруитали его
приказания. On кричал,
предупрежден 0  запрешении

присягу. что это типичный пример плохого   Факты, в конечном счете, таковы:

то Вильяма Говарда Тафта. Нет ви малей-
ших оснований полагать, что произошли
какие-либо перемены с 1931 гола, когда
комиссия Уикершэма, составила свой обшир-
ный и обстоятельный отчет.

Суммируя изыскания комиссии в книге,
озаглавленной «Наша,
ция», старый полицейский репортер Эрнест
Джером Гопкинс говорит:

«Беззаконие в деле насаждения закона

что Дэвис был   столь постоянно, что может быть по праву
повторять названо истинно американским явлением.

нам

повеления всех обвиняемых и их защитни-  только кажется. что мы живем под защи-
ков и что пусть Дэвие будет поосторожнее, ` той того уголовного кодекса, который пре-

не то он очутится в тюрьме.
Быть может. Медина хотел сказать, чтэ
Дэвису разрешено было напомнить о том,

что он присягнул поддерживать конститу-
: цию Соединенных Штатов. но строто-на-
  строго запрещалось
`слова относительно штата’ и города Нью-
  Йорка? Во всяком случае,
  сутствующих в зале суда так и не понял,

произносить опасные
никто из при-

эта тирада.
усталым голо-

чем именно была вызвана
Адвокат Дэвиса спокойно,

‘Уолл-стрит — намерен нанести свой удар   сом сказал: т

прежде,

чем рабочий класс и народные,

— Неужели вы полагаете, ваша Честь,

„массы в целом сумеют надежно сплотиться. что этот инцидент сам по себе достаточен

Продолжение. Начало см, № 34

для такого предупреждения?
Вот и все, что там произошло.

подается каждому школьнику и излагается
  в конституции... Те самые индизиды, кото-
‘рым конституция гарантирует завкиту от
насилия, подвергаются  рукоприкладетву,

стреливаются блюстителями. закона либо’
\ после ареста, либо даже без предлога для
ареста... Личность, обладающая правом на
свободу, лишается этой свободы с фантасти-
ческой легкостью, подвергаясь аресту п?

ные беззаконно содержатся в одиночках по-:

\ лицейских тюрем,— то ли в наказание за
вымышленные преступления, те ли под
следствием, долженетвующим установить их
предполагаемую вину... Самое следствие

беззаконная поли-!

ризбиению полицейскими дубинками, рас-.

ошибке или вовсе без причины. Арестован-

обычно принимает формы тайных пыток,
заставляющих незаконно схваченного челэ-
века возвести на, себя поклеп. Нередко эти
пытки доходят до степени подлинно инкви-
зиторской изощренности».

Но м это сказано слишком мягко, bak
признает далее сам Гопкине.

Стоит напомнить, что недавно государет-
венный департамент вынустил официаль-
ный документ, намереваясь «доказать», что
признания американских и британских
траждан, так же как и их болгарских
сообщников, фигурировавшие на процессах
в Софии, были исторгнуты при помощи

пыток. He будем говорить о главном —
о наглой лживости этого заявления,
невероятно  Тазмноженного всей — аме-

риканской печатью. Остановимел лишь Ha
ироковещательном предисловии: в нем го-
ворится, что подобное варварство немыели-
мо в высокоцивилизованной, демократиче-
ской Америке. Однако еще комиссия Уикер-
тэма выявила, что все усилия американ-
ской полиции устремлены к единой цели:
вырвать у обвиняемого признание. Гопкинс
собрал непередаваемые человеческие стра-
далкия в один абзац своей книги:

«Изучая множество процессов, происхо-
дивигих между 1920 и 1930 годами (sa
последующие два десятилетия ничего не из-
менилось.—Дж. М.), комиссия Уикершама
установила, что подозреваемых мучили го-
лодом, не давали им спать в течение мно-
тих дней и ночей, заключали в темные и
душные камеры; их избивали кулаками,
полицейскими дубинками, резиновыми пал“
вами, телефонными книгами, ремнями,
хлыстами: их били по голеням, пед колен-
ки (выискивая самое болезненное место),
хлестали по животу, по шее, по липу, на-
носили удары по голове, по плечам, по но-
там и седалищу; отбивали почки, ударяли
ногами по голеням, по туловишу и в про-
межность, выкручивали им руки, выкручи-
вали и сдавливали половые органы; давали
нюхать слезоточивый газ, Впрыскивали
  хлороформ; заставляли трогать трупы и
  хержать за руки убитых в моргах; женщин
поднимали за волосы; известен случай, ко-
  да мужчину клали на пол и несколько
раз поднимали за половой орган. Й все это
происходило в современной Америке между
1920 и 1930 годами, в пятнадцатое деся-
`тилетие конституции и с намерением по-
 лучить от поделедетвенного «добровольное»
\ признание вины».

А теперь обычный террор, тысячекратно
усиленный под предлогом защиты нации от
  опасности, заставляет некоторых людей в дэ-
  ме № 43-30 по 46-й улице и во всех
подобных домах воздерживаться от сужде-
ний о «холодной войне». о законопроекте
Мундта и’0б атомной дипломатии Вашинг-
тона и Уолл-стрита. Но тот же признак —
BCO DTH чрезвычайные репрессивные  ме-
ры.— говорит и о другом: он пзобличает
страх ° Уолл-стрита перед общественным
  мнением. Только этим вызвано стремление
  He допустить, чтобы люди громко высказы-

вали свои мыели о ‘текущей политике: а
вдруг они попробуют изменить эту полити-
ку и убрать тех, вто несет за нее ответ-
ственность? !

В условиях жестокого террора молчание
американца вовсе не является «знаком
согласия». Еще меньше оснований к тому,
чтобы рассматривать это молчание, ках
проявление активной поддержки планов
  ‹<холодной войны». захватнических стрем-
лений, взлелеянных на Уолл-стрите и Цен-
 ‘сильвания-авеню!. или «обороной» про-
траммы вооружений, разработанной край-
  ним фашиетеким крылом сегодняшней аме-

риканской реакпии.
И если разобраться.—& это явится те-

как широки и всезахватывающи 9TH
‘устремления, станет ясно, что позиция аме-
  риканекого народа играет весьма сущест-
венную роль. Даже самое отсутетвие энту-
зиазма по отношению к нынешней вашинг-
важ-
«TO-

тонекой политике может оказаться
ным фактором в крушении планов
тальной» дипломатии.

1 Улица в Вашингтоне, где расположены
правительственные учреждения.

МАРШАЛЛИЗОВАННАЯ ПРЕССА ПОД ПРЕССОМ

Уолл-стрит полностью контролирует правосоциалистическую печать маршаллиздз

ванных стран. (Из газет)

Ne

Рис. КУКРЫНИКСЫ

ПРАВДА ПОД ЗАПРЕТОМ

ответ на письмо А. Панкратовой и М. Вос-
ленского. Рокуэлл Кент пишет:
«..Лействительно, как вы говорите, есть
две Америки: маюсы американского наро“
да и противостоящее им могущественное,
обладающее огромным богатетвом меньшин-
ство, воплощенное в Напиональной 26со-
пиации промышленников. Теоретически мы
пользуемся правом неограниченной свобо-
ды слова и печати, но практически сто-
ронники действительных интересов нарола
и поборники правды имеют мало возмож”
ностей использовать это право.
Положение таково, как если бы полная
и равная свобода слова была гарантирова-
на двум людям, один из которых обладал
бы даром речи. а другой был бы нем.
...Сознание нашей молодежи во все в03-

СВИДЕТЕЛЬСТВО
АМЕРИКАНЦА

— ыы

_B одном из «Бюллетеней ВОКС», изда-
ваемых на английском языке, была поме-
щена статья советских историков А. Пан-
кратовой и М. Восленского, в которой они
разоблачили и подвергли резкой критике
новейшие американские учебники для
средней и высшей школы, клеветнически
освеающие историю народов СССР.

Ниже мы публикуем выдержки из двух
писем Рокуэлла Кента, прогрессивного
деятеля и одного из самых известных ху-
дожников США, откликнувшегося на эту
статью советских учезых.

«Будучи  змериканцем, я с чувством
стыда и в то же время с глубоким инте-
ресом прочитал в  «Бюллетене ВОКС»
сталью А. Панкратовой и М. Восленского
«Искажение истории (СССР в новейших
американских учебниках истории».

Я признаю справедливость уничтожаю-
шей критики наших учебников по русской
истории. Но мне как американскому пат-

мой моей заключительной статьи, — B TOM,.

риоту зстаелея только обратить внимание
читателей на тот факт, что рецензируемые
книги не отражают точки зрения честных
американских историков.

Следует помнить о том. что в обстанов-
ке репрессий и преследований. проводимых
нашими реакпионными правящими круга“
ми, преподавание правлы о Советском
Союзе, его истории, о целях и принципах
строжайше запрещено в наших школах и
колледжах. Поэтому наши издатели не вы-
пускают правливых учебников, & историки,
в свою очередь. избегают писать правду.

По существующим сейчас у нас зако-
нам, достаточно преподавателю проявить
симпатии к Совелекому Союзу или к прин-
нипам сопизлизма или лаже быть связан-
ным © люльми. разделяющими такие взгля-
ды, чтобы он лишился места».

В своем втором письме. присланном в

растающей мере отравляется реакпионной
пропагандой. вводимой в Hallie школьное
преподавание. Это лелает исключительно
серьезным. вопрос © правильной постанов-
ке ‘воспитания нашей мололежи. Как вам,
несомненно. известно. сравнительно ведав-
но в школах одного из наших штатов из-
ложение эволюционной теории Дарвина
считалось противозаконным. В настояше®
время в наших школах и во многих из
наших университетов запрешено прелода-
вание теорки сониальной эволюции. А В
соответствия с новейшим  законодатель-
ством штат» Нью-Йорк все учителя, «за-
раженные» марксизмом. подлежат Уволь-
нению. причем лаже наличие простой свя-
зи < люльми. которые  «скомпрометярова-
ли» себя полобным образом.  расематри-
вается как безусловное доказательство ви-
HOBHOCTH».

мы К le Po YR RAPES RTI MAT ON OE te,

ИЗ ДНЕВНИВА

Не так давно министр внутренних дел и 3

информации Пакистана Шахибуддин, по
сообщению газеты «Имроз», заявил в УЧ-
редительном собрании, что в «Пакистане
имеются такие широкие гражданекие сво-
боды, ваких нет ни в одной стране»,

Нам, делегации советских писателей,
побывавшей в конце 1949 г. в Пакистане
по приглашению Ассоциации прогрессив-
ных писателей, «евобода» в Пакистане
представляется в несколько ином свете,

Ham, к примеру, хороцто запомнилось,
что эта «независимая» страна, насчиты-
ваюшая около 80 миллионов жителей, в
большинстве своем жестоко страдающих
от голода, нишеты и политического бес-
правия, не только попрежнему изнывает
под гнетом британского империализма, но
и по воле своих правителей широко от-
крыла сейчас ворота перед монополиями
США.

Наши впечатления, основанные на

реальных фактах и наблюдениях живой
действительности, не имеют ничего обше-
го с утверждением, высказанным упомя-
нутым выше министром.

Е

Наш маршрут в Пакистан проходил че-
рез Ташкент и Кабул. Из Ташкента в Ба-
бул мы прибыли на самолете; дальнейший
путь проделали в автомашине.

Вот мелькнули послелние пограничные
знаки, последняя бензоколонка на афгано-
пакистанской границе. Минуем нейтраль-
ную зону и въезжаем в Пакистан.

Наши матины ‘° мчатся по асфальтиро-
ванной дороге. Елем Хайбереким проходом.
Англичане изрядно потрудились над тем,
` чтобы превратить его в крепость. Горы;
‘лежащие по обеим сторонам Хайбера,
‘представляют собой как бы естественные
‚ укренления. Е самой границе Пакистана
ведут сейчас безлействующая стратегиче“
° ская железная дорога и шоссе.

Первый город Пакистава. в котором мы
‘ остановились. был Пешавар. Центр его —
’пестрый, много рекламы. главным 06ра-
} зом. американекой. Желтые ¢ красным
  бензоколонки. Окраины поражают своей
’ чудовищной нищетой. Пейзаж в достаточ-
› ной мере тичичный для всех мест, где
  хозайничают. колонизаторы.

Па рассвете, не задерживаясь, мы выеха-
„ми в Лахор. Дорога до Лахора— примерно
у
f в неделю: по средам и субботам.

—-

«Литературная газета» выходит лва раза

Анатолий СОФРОНОВ
&

450 километров оказалась для нас своеоб-
разной книгой, из которой мы. даже не
зная местного языка. узнали все же MHO-
roe 0 жизни народов Пакистана.

Повеюлу большое. скопление воинских
частей: моторизованная пехота, мотоцик-
листы. артиллеристы. Шли маневры па-
кистанской армии. Пакистанекое прави-
тельство держит армию в состоянии Goe-
вой готовности. пытаясь силой оружия
разрешить спор с Индией о Кашмире.

Военные действия сейчас прекращены,
но 066 армии — пакистанская и индий-
ская — стоят на исходных рубежах, на-
травливаемые друг на друга англичанами,
которые. кстати говоря. возглавляют и
пакистанские и индийские войска.

С лвух сторон, ° за проволочными 3за-
граждениями. мы видели военные лагери
с брезентовыми палатками. Там же стояли
срелние танки  устадевшей конструкпии,
сбытые Англией Пакистану.

На всем пути ловольно густо. располо-
жены селенья. Мы встречаем дорожных
рабочих в красных чалмах. Они испра-
вляют разбитую. военной техникой дорогу.

Слева от’нас виднелась широкая, ©по-
койная река. Это был Инл. Над ней про-
носились стаями зеленые попугаи. На де-
ревъях сидели грифы.

Чем ближе к Лахору, тем чаще ветре-
чаютея населенные пункты. Страшен вид
огромного количества ниших. бролящих в
сонном мареве душного. знойного воздуха.
Толые. исхудавшие, облепленные мухами,
силят они целыми семьями У дороги.
так — на протяжении всего пути от Пе-
шавара ло Лахора!

Уже было темно. когла мы въехали в
этот второй по величине горол Пакистана
с населением в миллион триста тысяч
человек. Злесь находится пентр Асесниа-
ции прогрессивных писателей Пакистана.

Адрес релакции я издательства: 2-й Обыленский пер..
внутренней жизни — Г б-47-

пакистан

Нас прежле всего поразило огромное ко-
личество нищих на улицах. Дети — 060р-
ванные, грязные. худые — холят © про-
тянутой рукой. вымаливая подаяние.

Нишие всюлу. Лажэ пакистанская п®-
  чать сообщает о том. что, например, в го-
роле Мультан (Запалный Пенджаб) насчи-
тывается 30 тысяч нищих. «Большинство
из них. пишет газета «Синд обсервер», —
являются нищими со дня рождения».

В Лахоре немало красивых зданий,
болыних магазинов. Пестрая реклама,
шумные и крикливые базары, по вечерам
озаренные светом неоновых фонарей. На-
ряду < этим страшные дома и кварталы,
гле обитают трудящиеся. Тысячи, десятки
тысяч бездомных здесь спят прямо на
камнях мостовой.

В Лахоре почти нет промышленных
предприятий. Это крупный железнодорож-
‘ный узел Пакистана, и’ Потому железно-
дорожники среди рабочих занимают пер-
вое место.

Пакистан производит четыре пятых ми-
ровых поставок джута; но сейчас, в ре-
зультате отделения от Индии, он лишен
возможности перерабатывать джут ввиду
отсутствия текстильной промышленности.

В то же время Индия, располагающая
большим числом текстильных Фабрик,
  испытывает сильный недостаток в сырье,
то-есть в джуте; таков один из образчи-

а

ков практического применения старой но-

щенной в девизе: «Разлеляй и властвуй!».

Мы осмотрели Лахорекую радиостан-
цию. Не очень большая. © примитивным
оборудованием, она занимает небольшой
дом и имеет несколько стулий, Сопровож-
давший нас работник ралиостаннии © гор
достью говорил 0 том. что все оборудова-
ние сделано в Лахоре. «Кроме микрофо-
на, — добавил он, — микрофон сделан в
Англии».

Как мы выяснили потом. не только уи-
коофон. но и все. что произносится

20. международной жизни ’— Г 6-43. 62,

Типография имени И. И. Сквориова-Степ

литики английских колонизаторов. вопло-.

в  краеной феске,

14 (ane телеграмм — Москва.

микрофон, тоже, по существу, «еделано в
Англии».

С разнузданной английской пропагандой
усердно состязаетея американская. На экра-
нах ловбльно многочисленных кинотеатров
Лахора демонстрируется почти исключи-
тельно глупейная американская макулату-
ра. Впрочем, в одном из таких кинотеатров
мы натолкнулись и на кинохронику. На
экране вполне откровенно показывались
эпизоды помоши Америки гоминлановекому
Китаю и войскам Чан Кай-ши. Тут же бы-
ли продемонстрированы маневры  англо-
американских частей в Западной Герма-
нии,— танки. пушки, самолеты, генералы,
горделиво позирующие перед киноаппара-
том.

Назначение такого сорта кинопролдукция
разгадать нетрудно: она crpanaerca для
устрашения населения в так называемых
«отсталых районах» и повышения градусз
почтительности в распоясавшиуся колони-
заторам.

Неподалеку от городского музея стоит
на постаменте пушка, которую тут Ha-
зывают «зам-замах». Говорят, что из нее
когда-то здесь стреляли по англичанам.
06 этом знают многие пакистанцы. Они
нередко подходят к этой пушке, смотрят
на нее и затем на англичан, проезжалю-
щих мимо в машинах. Сейчас пушка мол-
чит. Ею завлалели чумазые лахорские ре-
бятишки. Но кто может поручиться даже
за ближайшее будущее?

Й в первый день нашего пребывания, а
затем и позднее мы не раз сталкивались
с очень сильной религиозной резнью меж-
ду инлусами и мусульманами.

На протяжении многих лет английские
колонизаторы провопировали вражду меж-
ду мусульманами и инлусами. Они же
спровопировали во время раздела  Инлии
кровавью столкновения. Сотни тыеяч лю-
дей погибли в результате ` резни в те
страшные лни 1947 гола. когла по всем
дорогам Инлий к Пакистану хлынули му-
сульмане. а из Пакистана в Индию бежа-
ли инлусы. скрываясь по ночам в горах.

И вот сейчас  старик-мусульманин В
CAOBOOX OT ABO рахеказы-

вавший пам 0б образнах мусульманской
культуры, . презрительно отмахивается OT
  инлусских рисунков. просто не желая ни-
чего о них говорить. Злесь. в прохладных
залах музея. пол потолком которого Ha
балках сидели большие белые голуби,
мы еще раз убелилась в Том. какие кро-
вавыю и чудовищные плоды принесло
английское госполетво.

Неподалеку от музея помешается школа
искусств. В ней за довольно высокую пла-
Ty обучаются дети помешиков и капита-
листов. Нам показали зал, в котором вы“
ставлены образны их работ. Нас поразили
бессолержательность ‘и полное отсутствие
национального колорита во всех картинах.
Мы попросили. чтобы нае нровели в рисо-
вальный класс. Два джентльмена, посове-
товавигись между ©обой, все-таки решили
показать нам своих воепитанников. Нас
ввели в большую комнату. У стен стояла
бледные черноглазые мальчики и <рисо-
вывали какие-то картинки. Перел ними В
качестве «натуры» мы увилели аляповато-
пестрые обложки американеких иллюстря-
рованных журналов. Таков был. оказы-
вается; источник вдохновения воепитзини-
ков школы искусств в Лахоре! Гле уж тут
проявиться национальному колориту, rie
уж тут ждать  правдивого
жизни Пакистана!

Bee это особенно

отображения   это

бросилось в Глаза   рялке

лежащий чуть в стороне от мавзолея, УБ-
рытый дерюгой. истошенный человек с
глубоко запавшими глазами. Около него
силел юноша. отгонявший от лежащего
  мух. Мы спросили, почему этот человек,
видимо, страдающий жестоким приступом
малярии. лежит на голой земле. Нам от-
ветили, что это мастер. искусный резчик
по камню, работающий на строительстве
гробнипы великого поэта Пакистана.

— Почему же он не идет домой?

Юноша печально покачал головой:

-— Он рабочий. откуда у него дом?

Так лежал оп здесь. — рабочий a xy-
ложник. — срели мраморной крошки и
плит, в034ю недостроенного мавзолея Ик-
бала.

Напротив мавзолея высилась  крепост-
ная стена. над Которой. словно вырезан-
ный в голубом небе, развевалея белый ©
зеленым государственный Флаг Пакистана.
Это был МЛахорский форт. Что сейчас в
этом форте. . почему около больших Kpe-
постных ворот стоят вооруженные часовые?

— Там тюрьма. — ответили нам. —
В тюремных камерах силят коммуниеты.

Хотя в Западном Пенлжабе коммуниети-
ческая партия официально не запрещена,
нисколько не мешает  правитель-
ству бросать коммунистов в тюрьмы в п9-
«охраны общественной  безопас-

после посещения мавзолея хана Лжехан- ности».

тира, замечательного памятника Нацио-

нальной архитектуры XVII pera.

С высоты одного из его минаретов Ла-  Лахорского форта!

хор казался красивым городом:
бы скрадывала все его язвы. За рекой
заходило солние. и красноватые блики ле-
жали на мутных волнах реки.

Мы поехали к мавзолею великого пави- без

станекого поэта Икбала.

Мавзолей был еше недостроен. Сделан-
ный из красного камня. ов должен быть
красивым. Наше внимание привлек

Главный релактор К. СИМОНОВ.

Релакпионная коллегия: Б АГАПОВ,

редактора). Н. ГРИБАЧЕВ, Г. ГУЛ

i Патриоты и борпы за счастье  нарола,
брошенные в мрачный и темный каземат
Самобытный и боль-

даль Как   ой хуложник из нарола. изнемоглющий

от болезни и нужды, прямо на улице, в
пыли. рялом © творением  собетвенных
рук! — это и есть сегодняшний Пакистан
прикрас. Ито осмелитея чеетно и
всерьез назвать такую страну свободной?

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Н. АТАРОВ, А. БАУЛИН (зам. главного
ИА. А. КОРНЕЙЧУК. А. КРИВИЦКИЙ,

Л. ЛЕОНОВ, А. МАКАРОВ, Н. ПОГОДИН, Б. РЮРИКОВ, П. ФЕДОСЕЕВ.

ансва, Москва, Пушкинская площадь, 5.

Литгазета}. Телефоны: секретариат — Г 6-47-41 Г 6-31-40, отделы: лите
i : ратуры и искусства—Г 6-43-
науки — Г 6-39-20. информация — Г 6-44-82. писем — Г 6-38-60. корреспондентской сети — К 3-36-84, ини му а

НИ

il
nn
B—01479,

nae goat