>t!

Новое о природе вирусов и микробов   ==  Зо мир во всем мифе!

Г. М. Бошьян — руководитель -
ческой лабораторим Всесоюзного я
та экспериментальной ветеринарми — вы-
ступил недавно с оригинальной теорией
по-новому раскрывающей природу микро
организмов. Его открытие заставляет ме-
диков и биологов корениым образом пе-
ресмотреть многие привычные представле-
ния 06 изменчивости микробов, о природе
иммунитета. Оно дает арактической меди-
цине новыс действенные методы профи-
лаАктики и лечения болезней.

Мы обратились к Г. М. Бошьяну с прось-
бой рассказать налгим читателям о сущ-
ности его исследований.

Недавно вышаа в свет моя книга «0
природе вирусов и микробов» — результат
многих лет труда, итог обобщения. большо-
го экспериментального материала, получен-
ного нашим коллективом.

В современной науке представление o
‘вирусах — мельчайших, невидимых под
микроскопом белковых образованиях, И ми-
кробах — клеточных организмах — резко
разграничивается. В любом учебнике ми-
кробиологыи товоритея, что природа мик-
роба и вруса совершению различна,

Разносхоронние исследования,

>

Г. БОШЬЯН

Этот метод дал нам возможность изучить
свойства и многих других возбудителей
вирусных заболеваний,

Исследования природы вируса инфекци-
онной анемии и сущностп этой болезни
привели нас к убеждению, что вирус и
микроб не только близки по своей приро-
де, но что они представаяют собой лишь
различные формы существования одного п
того. же микроорганизма. Выделенные в чи-
стом виде вирусы в 060бых условиях
превращались в микробов. Но-
вая перемена условий — и искусственно
полученные микробы снова становились не-
видимыми, обращались в вирусы.

Все это не оставляет никакого сомне-
HHA B том, что превращения вирусов и

прове- микробов — не отдельные, случайные яв-

денные з нашей лабораторий, решительно ления, & биологический закон.

‚опрювемели не только этот взгляд,
многие другие
НИЯ. © мире невидимых.

Но и

Вирусные формы п формы микробов, по

традиционные представле-   нашим наблюдениям, одного и того жо вида,

взаимно превращаясь друг в друга, могут

Ученым, привыкшим мыслить метафи-  эволюционировать и в другие виды микро-
эпаески, результаты наших исследований,   бов и вирусов.

уосомненно, покажутся парадоксальными.
нако они совершенно достозерны.

Os

*

Десять лет назад, изучая в биохимиче-
cKO лаборатории Всесэюзного института
экспериментальной ветеринарии белок жи-
вотной и растительной клеток, я глубоко
заинтересовалея тайной нуклеопротеила —
белка клеточного ядра, играющего весьма
значительную роль в жизнедеятельности
клетки. То, что из этого белка, неизменно
сопутствующего жизни, состоят также и
вирусы, —— остановило мое внимание. зна-
чит вирус тоже живое существо?

Однако современная наука не имела
еще твердой точки зрения на природу ви-
русов. Многие зарубежные ученые ут-
верждали, что вирусы — неживые веше-
ства, порожденные живой клеткой. Такого
же мнения придерживалиев и некоторые со-
perenne ученые. Они считали вирусе либо
особым мертвым веществом, либо парази-
тическим белком, стоящим как бы на гра-
ни между живым и неживым. Укоренилось
также мнение, что неспособные существо-
вать самостоятельно, вирусы обитают
лишь в клетках высших расте-
ний и животных. ;

Основываясь на опытных данных, я
Bee больше приходил к убеждению, чм
вирусы, как бы ни проста была их орга-
низация, — живые существа.

Подтверждение своим мыслям я нашел и
в трудах Д. И. Ивановского — выдающе-
гося русского исследователя, которому с0-
временная наука обязана открытием виру-
сов. Он интересовалея жизнедеятельностью
зирусов, хотя работы сего в этой области
до самого носледлнего времени были почти
неизвестны даже специалистам вирусо-
логам и микробиологам, так как предетав-
ляли coool библиографическую редкость.
Изданные недавно, они дали возможность
оценить BCe принципиальное значение
открытий этого замечательного ученого.
В опытах Д. Н. Ивановского вирусы п и-
тались и Pash OWA A ACH Wo UC-
кусетвенной питательной среде. «Резюми-
руя, — пиеал ЛД. И. Ивановский, — я
прихожу к заключению, что контагий
(вирус. —Г. Б.) мозаичной болез-
ни способен жить и разино-
жаться в искусственных пи-
тательных средах».

Чтобы изучить природу вирусов, их
жизнедбоятельноеть, — необходимо было
найти ‘10600 выделять их чистую куль-
туру из клеток выептих организмов, в ко-
TOPHIX они обитают, что до сих пор нико-
му но удавалось.

Вирусы вызывают у человека, животных
и растений более двухсот тяжелых заболе-
ваний, таких, как бешенетво, осенний эн-
цефалит, сыпной тиф, корь, желтая лихо-
радка, скарлатина. Еетественно, что меди-
цинская практика настоятельно требует
пзучения природы вирусов. Этого же требо-
‘заль и ветеринария. Нан ияститут начал
песледования инфекционной анемии лоша-
дей — тяжелого и совершенно не ‘изученно-
го вирусного заболевания, которое ежегодно
губит тысячи животных.

Изучая природу возбудитеяя  инфек-
пионной анемии лошадей, мы paspa-
ботали оригинальную методику, с помошью
которой удалось выделить ЧИСТУЮ КУЛЬ-
туру вируса из крови больного животного.

Конечно, получить микробную
из фильтрующегося вируса удалось не
сразу. Вирус прочно связан е белками
организма, в котором он обитает.

Превращение фильтрующегося вируса в
микробную клетку проходит ряд стадий н
требует продолжительного времени. Ho
однажды. выращенный микроб в дальней-
  ем хормно растет и размножается a
обычных питательных средах.

Нам удалось проследить и зафиксиро-
вать основные стадий превращения виру-
са в микробную клетку. В одной из стадий
вирусы при определенных условиях обра-
зуют кристаллы, видимые часто даже нево-
оруженным глазом. Будучи растворенными,
кристаллы снова становятся невидимыми п
обретают форму болезнетворных вирусов.
Повторные проверочные опыты снова и
снова убеждали нас: кристаллизация жи-

форму

микроорганизмов. Из этого мы сделали вы:
вод, что переход невидимых вирусов в ви-
димую микробную форму, так же Kak ff
кристаллизация, вполне закономерен. Это
есть их приспособление к различным усло-
BHAM Жизни. 5

Когда стали ясны общие закономерно-
сти перехода микроорганизма из одной ста-
дни в другую; нам удалось Получить ми-
кробные формы дезяти возбудителей вирус-
ных заболеваний. Сотрудники нашей лабо-
ратории были первыми людьми, увидевии-
ми под обычным микроскопом возбудите-
ля бешенства, сыпного тифа, осеннего
энцефалита и ящура.

Опыты подсказали нам, что свойство
одного и того же возбудителя болезни
превращаться в микробную и вирусную
Формы может быть использовано не толь-
KO лля повышения невосприимчивости ор-
танизмов, но и для излечения их при ви-
русных заболеваниях. Основываясь на
этом, мы стали вводить в организм боль-
ного микробы той же болезни. Эффект был
значителен: Многочисленные — проверки,
проведенные на лошадях, страдающих ин-
фокииюнной анемией (современная ветери-
нария предписывает ублвать таких dK
вотных), о иродемонстрировали высокую
действенность нового способа лечения.

Наша теория изменчивости ^ микроорга-
  низмов на каждом шагу открывала новые
  завономерноети. Превращение частичек
oes белка-—вирусов — в каеточное об-

разование — микроб привело нас к выво-
ду, что клетка не является последней гра-
ницей деления живого
определенных условиях клетка

организма. При
спожобна

H сама распадаться на белковые элемен-,

ты, не теряющие свойств живого. В на-
шей лаборатории мы получили из 40 мл-
кробных форм различных возбудителей
столько же форм их фальтрующегося ви-
руса.

‚Еще в 1909 г. русский академик В. 4,
Омелянский в противовее вирховскому уче-
нию о клетке как о последнем морфологиче-
ском элементе жизни писал:

«Идея дальнейшего расчленёния про-
стейшего элемента жизни — каетки — так
же законна. как и идея расчленения про-
стейшего элемента материи — атома — ва
электроны, носители электрической энер-
тии», ИНрофессор 0. B. Лепетинская В
наши хни осуществила илею В. Л. Омелян-
ского. В своей лабораторий она наблюдала

Е. УСПЕНСКАЯ

ТВОРЕЦ РАДИО

Люди на льдинс, Они не кричат, не пла-
«гут, не зовут на помощь. Это бесполезно.
Только море вокруг них, ветер, крутые вол-
ны, колючие, смешанные с осколками льда.
Все, что им оеталось,— молча ждать конца.

А в маленьком домике на острове Котка
склонился над радиоприемником Александр”
Степанович Попов. Напряжена узкая, чут-
хая рука; лежащая на ключе, нахмурен
высокий лоб, сосредоточен взгляд. Он вслу-
зпивается в аппарат, но аппарат молчит.
У острова Гогланд, совсем близко от льди-
ны с рыбаками, —ледокол «Ермак». Услы-
штат ли сигналы за сорок четыре ме
ломётра, дойдут ли они сквозь ветер, море,
Грохот ломающегося льда? Узнают ли на
«Ермаке», что надо ITH Ha помощь?

Но вот, наконец, тонкое,  отчетливое
зостукивание. Эти сигналы ассистента По-
пова-—Рыбкина-—6 обтрова Гогланд. Попов
записывает. торопясь, боясь пропустить
лово. Рыбаки спасены. Они на «Ермаке»
в тепле, среди друзей.

Так вошло радио в жизнь России. Рус-
ский ученый, первый в мире открывший
ero, сразу же отдал свое изобретение на
служение народу.

«Александр Попов» — фальм о гениаль-
ном русском ученом, патриоте своей Роди-
ны, 0 человеке чистом и мужественном.
Вережно, умно, глубоко доносит до нас
‘артист Н. Черкасов образ Александра Cre-
паловича Попова.

Мы вадим сго в лабораторий, когда
впервые передается без провода сигнал на

«Александр попов»—художественный фильм,

Сценарий А. Разумовского. Постановка.
Г. Раппопорта и В, Эйсымонта. Операторы

расстояние, В эту ночь Попов открывает
антенну. Это счастливая минута в твор-
честве ученого, награда за многие Годы
труда, напряженной работы, никогда не
отлыхающей мысли. И вот сигнал летит
через одну комнату, через две, через три,
вылетает в сад. Но антенна запутывается
в густой листве, в мокрых от утренней
росы кустах, и Попов напрасно ждет от-
ветного сигнала. Й вновь мы видим напря-
женные светящиеся глаза ученого. Нашел!
Он бежит в воротам и покупает целую
гроздь вееелых детских ярких шаров. Они
подымут антенну, и листва не будет мешать
колебанию электромагнитных волн. Высо-
кий, как всегда спокойный с виду Попов
и маленький, очень взволнованный Рыбкин
стоят на крыше. Они знают; их сигнал
дойдет нё только через этот сад, он дой-
дет всюду, куда захотят оня, русские уче-
вые. До самого горизонта, который ‘сли-
вается там; вдали, с утренним небом.
7 мая 1895 года Попов продемонстрировал
первый в мире радиоприемник. Теперь
1 мая мы празднуем День радио.

...Но. Попова ждет борьба. Английские
дельцы хотят, чтобы он продал им свое от-
прытие. мягкий, всегда сдержанный
Попов делается жестким, резким.

—.Я русский человек, — говорит он.—
И все свои знания, весь свой труд, все
свой достижения я имею право отдавать
только моей родине!

Англичане все-таки купят его изобрете-
ние, правда, они купят его вовсе не у По-
пова. а У итальянца Маркони, укравиего
схему приемника Попова. Маркони извлек

А. Назаров, в. Шапиро, Производство «Лен
фильм», в

вого белка — одна из форм существования.

из этой кражи все, что возможно: натент рикл, его учителя, и молодые. его учени-
Ha изобретение радио — технического с9-) ки, Ученики, ЖИЗНЬ Которых будет совсем

образование живых клеток из частичек
желтка куриного яйца. Все эти факты 1
идей, подтвержденные на примере вирусов,
позволили нам дю конца развенчать мета-
физическую логму Вирхова «клетка Толь-
ко от клетки», утверлившуюся в совре-
менной науке. :

В результать наших работ потребовалея
тако серьезный пересмотр некоторых по-
ложений Пастера. В 1862 голу Париж-
ская академия за решение вопроса; воз-
можно ли зарождение жизни в настоящее
время? — вручила премию Пастеру. На
этот вопрос Мастер ответил отридательно.

Он заявил. что в ‘колбах с мясным
бульоном и яичными желтками ибеле ки-
пячения жизни но остается. Более того,
Пастер был уверен, что жизнь’ в них ни-
когда уже больше не зародится.

Илеалистическую позицию Пастера, оп-
равдывающую версию oO влином акте бо-
жественного творения жизни, оспаривали
многие  ученые-материалисты XIX стеле-
тия. Горячим сторонником гетерогении —
учения о самозарождении живого из мерт-
poro— был Д. И. Писарев, который счи-
тал, что усилия Парижекой академии зала-
вить гетерогению всеми правдами и не-
правламия рано или поздно потерият фиаюко.

Утверждение в науке выводов Пастера
почти Ha CTO лет отодвинуло правильное
решение проблемы зарождения и сохране-
  HUA ЖИЗНИ.

Мы хоказали ложность оснозного поло-
жения Пастера о том, чм кипячение уби-
вает все живое, В нашей лаборатории ви-
русы возбудителя анемии лошадей кипя-
тились в течение 40 минут, затем их два-
  жды проводили через автоклаз, где теёмие-
ратура повышалась до 120°, и вирусы
все же оставались живыми.

Эти эксперименты свидетельствуют 0
высокой устойчивости и приспособляемости
микроорганизмов.

И если кипячение всё же спасает нас
от болезнетворног, & подчас п емертонос-
ного действия микробов, — то это проис-
ходит оттого, что, изменяяеь под влиянием
высокой температуры, вредоносные микро-
бы теряют свою болезнетворную ©10с0б-
ноетв. Что же касьется условий, при ко-
торых микробы и вирусы действительно
тибнут, то они весьма значительно отлича-
ея от Чех; которые предетаваял с60е
Пао: - те

«По воле тиранов друг друга  терзали
народы. Ты ветал, трудовой Петербург, и
первый начал войну всех угнетенных про-
тив всех угнетателей, чтоб тем убать самое
семя войны», — гласит надпись на Марсо-
вом поле, в Ленинграде, на могиле героев,
павших за революцию.

Декрет о маре — он 13 первых
декретов, принятых Hallam  правитель-
CTBOM.

За мир во всем мире! — BOT наш клич

ко всем народам:

Мира жаждут все честные люди во всех
странах. Вот почему рабочие Рио-де-Жа-
нейро на самой высокой скале побережья
цингут имя Сталина — символ борьбы 3a
мир, итальянские докеры кидают в море
американское вооружение, а молодая фран-
цуженка Раймонда Дьен. бросается на
рельсы, преградив путь поезду, везущему
оружие.

Борьбой за мир пронизаны все мысли и
чувства советских людей, победно идущих
к коммунизму.

Призвание поэта — разгадать и выра-
зить сокровенные чувства и думы своего
народа. Это удалось А. Суркову в ем
новой книге «Миру — миэ ». Советский
человек в этой книг узнает самого себя,
свое страстное стремление к миру, выра-
женное © большим поэтаческим здохновё-
нием. Поэт говорит © делах ¢Boero поко-
ления, поколения, которое ведет борьбу за
мир еще со славных дней Великого Ок-
тября.

В семнадцать лет мы ружья брали

в руки
И в сорок лет брались за автомат,
..Мы сдолели времени всевластье,
Жар молодости сохранив в груди,
В награду нам дано болыное счастье
Разведчиков, идущих впереди.

А. Сурков, один из первых, еще в 1943
тоду, в кровавых военных прибылях «чи-
‚ кагского фабриканта» увидел угрозу но-
вой войны, а сейчас показывает, как В
стуке арифмометров «банкиреких контор».
  звучит стук автоматов. :

В своих стихах. написанных после по-
‘ездок по Англии, Дании и ‘Ирану, Сурк
рассказывает о том, как обнатлевшие аме-
риканские молодчики под вом «помощи»

Установленная нами более высокая, чем
предполагалось до сих пор, жизнестойкость
вирусов рисует новую картину расиростра-

нения невидимых. Мы считаем, “ro bec~

численные частицы живого белка — виру-
  сы — повсеместно рассеяны среи. живой
и мертвой пряроды. Напрасно’ современная:
паука объявляет их паразитами. Они
вполне могут обходаться без клетки-—х0-
зянна. Паразитизи—линть одна из форм при-
способления вирусоз. Эти мельчайшие эле-
менты жизни, как и микробы, играют ог
ромную ‘роль в жизни нашей планеты.

Но как возникли сами вирусы? Почему
мы должны верить, что жизнь, зародившая-
ея на нашей голой и безжизненной плане-
те миллиарды лет назад, He может зя-
рождаться сегодня среди обилия органиче-
ского материала?

Опираясь на факты, мы пришли к убеж-

лению, Что жизнь зарождалась и за-
рождаетея всегла; когла для этого суще-
CTBYWT соответетвующие условия. — Мате-

риалом для образования простейшей op-
мы жизни — белковых комочков — слу-
жат. массы белка — нуклеопротеила,  ко-
торый севобождаеея из тел гибнущих ра-
стений и животных. Попадая в благопри-
ятные условия, которые  отнюль не яв-
ляются исключительными. «мертвый» бе-
лов может стать материалом для созидания
мельнайшего живого организма — вируса.

имного превращения вирусов в микробов в
кристаллы созлают новую теоретическую
основу в учении о природе микроорганиз--
мов, о вызываемых ими заболеваниях. им-
мунитете и позволяют по-новому иепользо-
вать вакцины, лечедно-профилактгические
сыроротки и другие биопрепараты.

Нет сомнения, что у нас найдутся про-
тивники. Уже п сейчас есть попытки
изобразить наше открытие и выводы, вы-
текающие из’ него. как перецевы «устаре-
лой» теории самозарождения. Но факты
упрямая вещь. всех концов страны —

адресе нашего института приходят десятки
писем от врачей, ветеринаров, микробио-

подтверждающих нашу теорию.

бытия века, известность, капитал. Но он
He может обойтись без Попова, он приез-
жаебт в Россию, добивается прихода Попова
на свой корабль. Он готов на все, он
льстит, запугивает, предлагает любую це-
ну. Ему необходим талант Попова, его
смелая мысль. Попов уходит от него мол-.
ча, не подав руки, не взглянув нз него,
Виереди узкая полоска Кронштадта, род-
которому служит учо-
но единственная

ная земля, народ,
ный. Милая, горькая,
родная для него земля...

Впереди снова борьба с тупым началь-
ством, Предночитающим покупать прием-
ники за границей, чём делать их в России,
считающим каждую копейку и тормозя-
щим развитие его работы. Борьба с жан-
дармами, которые преследуют ето сту-
дентов. с министром внутренних дел Дур-
HOBO, требуюним от него исключения са-
мых талантливых учеников.

Вее это — наглые глаза Маркони, аре-
CTH студентов, разговор с Дурново — уда-
ры в сердце. Оно бьется тако тяжело и
утомленно, Попову нечем дышать. Но че-
рёз силу он идет, идет туда, где его друзья.
У него много друзей. С ним все, кому до-
рога Родина: рабочие из мастерских, кото-
Гые гордятся им, верный спутник. и това-
рии в труде — Рыбкин и его ученики —
его будущее, е ним были великий кипу-
чий Менделеев, мужественный защитник
Попова -—— адмирал Макаров.

Попов подходит к дверям и слышит го-
рячие голоса друзей. Его встречают радо-
стной вестью. Он избран председателем от-
деления физики Русского физико-химиче-
ского общества. Он смотрит в дружеские
тлаза, и голос его крепнет; он  товорит
страстно, молодо, искренне. Он поручает
молодежи свое дело. Главное в том, что-
бы люли были свободны, чтобы, свободиым
и творческим был их труд. Его слушают ста-

Установленные нами закономерности вза-

«Отбонск». Издательство «Правда», 1950г. 49 стр.

«пихают куки атомной бомбы голодной’

Европе в рот», попирают суверенитет на-
ролов Европы, тлумясв- нал их историей
и культурой («Янки в Копенгагене», «Ши-
раз», «Датская сказка»). Дельцы ¢ Yoaa-
сетрита лихорадочно строят евой азродро-
мы п военные базы, перевозят в Европу
оружие, потому что

Пейзажи ‚Камчатки, Баку, Урала.

Опять им спать не дают,

Поэт не скрывает от читателя возрастаю-
щей угрозы новой войны. Но вчерашний
солдат говорит об этом уверенно и спокой-
HO, потому что знает: ‘

Недавней войны кровавая рана

Не даст нам беду проспать.

И в недрах земли нехватит урана,
Чтоб двинуть историю вспять.

Коммунистическая партия — душа дви-
жения за мир во всех странах. Темы партий

a
>

и борьбы за ‘мир нёотделимы друг OT
друга, поэтому так естественно, что книга
А. Суркова состоит из двух отделов —
«Большевики» и «Миру — мир!».

«Мы — совесть мира. Мы -— большеви-
ки» — вот основная тема стихов цикла
«Большевики». Страстными, мужественны-
ми словами ноэт воспевает в них нашу
Родину, большевиков — «разведчиков  бу-
дущего», которые ‘

.такие земли открывали,
Каких Колумб нё видел и во сне.

Торжественным гимном нашим славным
делам звучат стихи «Победители».

Метели виться поутру бы!

Но ветер зашуметь не. вправе,

Когда серебряные трубы

Поют о нашей ратной славе.

Напев той песни неизменен.

Она звучит былинным ладом,

Как солнце, в песню входит Ленин,
И Сталин с ним шагает рядом.

Стихи А. Суркова обладают необходи-
мым для настоящей поэзии «ключом к
серлцу». В одном из своих стихотворений
Сурков писал:

Когда снега багрились кровью ало,
С души солдатской, -=что таить греха —
Как мертвый лист по осёни, опала
Красивых слов сухая шелуха.

Этя строки как нельзя лучше характе-
ризуют поэзию  Алевеся Суркова, сущ-
ность его лишенных «красивой шелухи»,
прямых, ясных и выразительно точных

- Алеквей Сурков. «Миру-мирь. Библиотека’

слов.
АНААМИННИИИНИААНЕЕТНАААРААО ЗОНАМ

Лучшие стихи Суркова отличаются тор-
жественно-повелительным звучанием  гим-
на, ий в то же время его лирика обладает

той, характерной лля Суркова «утловатой .

нежностью», которая волнует
чем многие, имеющие претензию на неж-
ность, стихи иных поэтов, Такие произве-

больше,

дения этого еборника, как «Дорога в, ком- °

«Ленин», «Победители»,

мунизм»,
«Шираз».

«Датская сказка»,
«Иранекого дневника»,
ненной поэтической удачей.

Олнько иногда поспешность ‘и небреж-
нослъ мешают поэту достигнуть желаемых.

результатов. Появляютея снижающие улар-
ную силу стихов «общие места», вроде
Мы штурмуем высоты
В колонне большого похода,

или строки о’ том, что наш флаг

<30я».
стихи 13
являются несом-

«народ

искусными руками соткал из золотых Ty-

чей весны» ит № В написанном на

очень нужную и важную тему етихотво-.

рении «На пороге будущего» поэт де-
лает попытку, ;
Счастья — Коммунизм. В

эта попытка не увенчалась успехом.

изображен в этом стихотворении, Kak He-
кая, отлаленная от нае

щее из «своих» и «чужих», и где некий
человек, напоминающий
открывая двери, делает
кая «евоих» и навсема  запрешая вход
«чужим». ПЦепонятно, как возникла у
А. Суркова эта евантельская картина.
Воммунизи — кровная
на эту тему сон <оздал немало
нующих и прекрасных стихов,

и впредь, разведывая будущее, описывал не

за эту дверь, рассказал
чертах коммунизма в нашей
жизни.

OR

*

<

вклад в литературу движения за мир.
сывается пол манифестом

тического слова на честных людей всего
мира умножает число людей,

кументом.

2 ПОРОГУ. ДЕТСКОМУ ФИЛЬМУ!

Отвег министра кинематографии СССР. тов. И. Большакова

В «Литературной газете» от 4 марта
1950 гола’ пол рубрикой: «Вофотко о важ-
ном» быль опубликована заметка «Усту-
пите место ребенку». в Которой гозорялось
о необхолимости резко увеличить выпуск
кинофильмов дая детей.

В связи с этой заметкой сообщаю:

— Jleper советской  кинематографией
стоит очень важная и ответственная зада-
за. == ПовЫюИТЬ` илайно-художественное
качеслво выпускаемых фильмов. Поэтому
сеновное взимание сейчас направлено не
на увеличение Количества о выпускаемых

ного качества.

За послание годы дая юных зрителей
были созланы художественные фильмы:
«Краеный  талстук»,  «Первокласеница»,
«Счастлисого плавания!», «У вих есть
родина». Юной аудитории в такой же ме-

лолая гвардия». № этому следует ириба-

вить документальные фильмы: «Юность
  мира», «Концерт юных талантов», «Ap-
тек», научно-популярные и виловые филь-
мы: «Лесная быль», «История одного
  кольца», «По Волге», «Урал». «Днепр».

Кроме того за эти тоды создано 40

с Украины, из Ленинграда, из Сибири—в

логов, извешающих о новых наблюдениях,   Hoe

‘шей стране,

цветных мультипликациюонных фильмов ив
  их числе полнометражный фильм «Конек-
горбунок».   3 : :

Регулярно. выходит на экран ежемесяч-
ный киножурнал «Пионерия», освещающий
  ЖИЗНЬ школ.  пионеротрядов, их обще-
ственно-полезную деятельность.

Что касаелся ближайших перспектив, то
для юных зрителей будут созданы хуло-
жественные фильмы: «Звездочка» по од-
нойменной повести И. Василенко и «Степ-
солнце» по одноименной повести
П. Павленко.

нной,
1917 году. завоюют свое счастье, обретут
то, чего не знал Цопов,.— свободную Родину.

Мы, которые видим его из сегодняшие-
то дня, знаем, что это последняя речь По-
пова. последняя встреча с друзьями, что
через apa дня Попов умрет. Но мы знаем,
что завтрашний день ero мечты —
наш сегодняшний день. Мы знаем, с. ка-
кой небывалой силой развивается его
изобретение, знаем — оно принадлежит нз-
роду, служит народу. И во всех, самых
далеких уголках нашей Родины растут
мальчишки с ясными глазами, которые
ладят антенны и мастерят приемники.
Счастливые мальчишки —— внуки Александ-
ра Степановича Попова. .

Мы знаем чистые, ясные звуки наших
позывных. Звуки, отчетливые, жак слова,
правдивые, как слова: «ПШирокь страна
моя родная!». И вебе советские люди слу-
шают этот справедливый. чистый голос и
говорят: «Наша Москва!» Этот голос слу-
шают в Китае, в Венгрии, в Польше я
тоже говорят: «Наша Москва!»

Этот голос слушают бойцы Бирмы и
Вьетнама, седые вдовы Греции, докеры
Нью-Йорка, девушки Франции и тоже г-
ворят: «Наша Москва!» Но они слушают
этот голос тайком, он тих, Kak WOOT,
нельзя громче — за стеной враги. Люди
вырывают этот необходимый, как дыхание,
голос справедливости и мужества из воя,
злобных криков, лжи и тупого Apedesma-
ния джаза ворованного, проданного и про-
дажного радио Маркони.

И летит слово правды, песня мужества,
мирный звон кремлевских курантов
каждому, кто его ждет.

Во всем. что происходит сейчас в на-
участвуют многие поколения
русеких людей, оплавших свой труд и
жиань на будущее отчизны. Попов = одий

i

картин. а’на подиятив их художестван-

ре, как и взрослой. адресован фильм «Мо-.

Наряду с этими художественными филь-
мами будет выпущено значительное коли-
чеёство научно-популярных и мультиплика-
ционных фальмов.

Олнако сигнал «Литературной газеты»
справедлиз в том отношений, что количе-
ство художественных фильмов, создаваемых
специально для детей младшего и среднего
школьного возраста, еще недостаточно. Ми-
ниетерство кинематографии имеет возмож-
ность дополнительно к yme
запустить в производство в начале 1951
гола еше два детских художественных
фильма. - :

Для этого необходимо, чтобы наши дет-
ские писатели ло конца 1950 года создали
несколько хороших, интересных епенариев
для детских Фильмов. Между тем, с вопро-
COM 0 созданий таких сценариев до сих
пор обстояло неблагополучно.

Мы обращаемся со странин «Литератур-
ной газеты» с призывом в писательской
общественности — обсудить этот вопрос п
обеспечить созданием хороших сценариев
возможность выпуска в 1951 году допол-
нительно двух художественных фильмов
для детей. 3

Н. БОЛЬШАКОВ,

министр кинематографии СССР

которые через двенадцать. лет, в.

ОТ РЕДАКЦИИ

„ Несмотря на большое количество выпу-
CRACMBIX Ha наши экраны разнообразных
фильмов, о которых упоминает
кинематографии тов. Н. Большаков, все же
‚ потребности детского зрителя в созданном
специально дая него игровом художествен-
ном фильме удовлетворяютея пока ‘далеко
не полностью.

Десятки миллионов школьников млад-
шего и среднего возраста в ближайшем
[им должны иметь возможность по-
смотреть в течение года хотя бы пять-

когла кончилась жизнь Попова. Почему не
показали будущее его труда? Это было тем
более необходимо  слелать, что не тольк»
через свое изобретение, но и через живых
людей Попов ‘непосредственно связан с на-
шими днями. Его сын А. А, Попов погиб в
1942 году во время блокады Ленинграда.
Его ближайший друг и помощник—Пету
Николаевич Рыбкин учил радистов-моря-
Kop и во время Великой Отечественной
войны был награжден орденами Ленина я
Красной Эвезды.

Развитие образа Рыбкина  дополнило
бы образ главного героя фильма — Понпо-
ва. Тем ‘болое, что Рыбкина играет замеча-
тельный артист А. Борисов. В фильме
Рыбкин показан только как преданный
своему учителю исполнительный ученик.
На самом же дело он был очень творче-
ский, талантливый человек.

Jamas фильм связи ‘© будущим, авторы
обеднияи ero. В фильме нет того по-
лета, который был в самом Попове. Ав-

из тех людей, которые, перешагнув Через
смерть, остались ‘© нами. Непонятно, ио-

чему авторы фильма оборваля его тогда,

торы не уловили мечты, улетающей вие-
ред, за грань человеческой жизни, Ha

‘счастье и помощь людям, той мечты, ко-

торая отличает лучших русеких ученых
и делает их нашими современниками.

И все же фильм глубоко волнует. Чело-
век, которому он посвящен, дорог совет-
СКИМ ЛЮДЯМ.

Авторы фильма добросовестно й
точно передали события его жизни, &
замечалельные аклеры помогли им, углу-
бив п обогатив сценарий своим исполне-
нием.

Превосходно играют И. Судаков—Менде-
леева, К. Скоробогатов--адмирала Макатро-
‘ва. Рассказ о судьбе одного человека звучит
рассказом не только о нем одном. Это pac-
сказ о поколениях русских ученых, из
рук в руки передающих священную эстафету
отечественной науки. Й в ряду хуло-
жественных произведений, утверждающих
приоритет русской науки, фильм «Александр
Попов» займет свое почетное место.

указанным

шесть новых детских

Мир Большого Счастья — Коммунизм,

апостола Петра, _
выбор, пропус-.

нарисовать мир Большого
сожалению, .

«обетованная. зем-
ля», куда стремится человечество; состоя-

я

тема Суркова,
Body
и чита-
тель вправе требовать от поэта, чтобы он\

только «дверь будущего», но и заглянул.
о конкретных.
сегодняшней ©

Новая книга коммуниста-поэта, страст-
ного борца за мир А. Суркова -— ценный.

Поэт этой книгой не только вам подпи-
CTORIOIBMCKOTO
конгресса, по и возлействием своего ноэ-

ставящих
евои подписи под этим историческим до-

художественных

фильмов (при этом, конечно, слелует учи-.

тызать, что весе ранее созданные  $х0р0-

етвозать в шрокате).

нительно двух художественных  фильмоз

удовлетворения острой потребности в та-
ких фильмах.

фильмов ‘является делом чеети литерато-

обязаны не только заинтересоваться. по
И вилотную заняться и комиссия по дет-
ской литературе Союза советских пиеате-

лей.
Считая решение Министерства кинема-
тографии началом серьезной работы по

телей с деятелями киноискусства. релак-
пия «Литературной газеты» в ближайшее

Министр

для летей является пгагом вперед на пути.

шие фильмы для детей будут широко уча-

Сообщение министра кинематографии oO
возможности создания в 1951 году лопол-.

;

Создание хороших сценариев для таких

ров, пишущих для детей. Этим вопросом.

лей и московская секция детских писате- о

‚укреплению сотрудничества детских писа-.

время организует совещание актива Mo-—
CROBCKOM секции детевих писателей по.
этому вопросу.
ЗИ ——____—
Памяти

Мамед Саида Ордубады

Умер старейший азербайлжанскай писа-
  тель-коммуниет Мамел Cana Ордубады,
  автор романов «Тавриз туманный». «Нод-
польный Баку», «Меч и перо» и ряда apy-
гих произведений.

Долгий и славный путь прошел М. С.
Ордубалы. Он участвовал в прогреесизном
‚ демократическом журнале «Молла Hacpei-
дин»; за революционную деятельность был
выслан в царское время из Азербайджаня.
В 1918 гоу М. С. Ордубады вступил в
партию большевиков.
be dyumue cron nponspegenua M. C. Opry-
балы создал при советекой власти. Первое
стихотворение о Ленине в азербайджанской
  поэзий приналлежит М, С. Орлубады. Им
созданы либретто лучших азербайджанских
опер «Кёр-оглы», «Нергиз» и друтих. бт
хорошо знал, любил и страстно пропаган-
лировал в Азербайджане произведения
Пушкина, Лермонтова, Толетого и Горького.
Булучи ‘одним из вилных публицистов
Азербайджана, он намисал много полити-
чески острых статей и памфлетов против
врагов натией советской родины.

Советское правительство высоко опенило
заслуги Мамел Саида Орлубалы в области

}

литературы, наградив его орденами
Ленина. «Знак Почета» и присвойв ему
звание заслуженного деятеля искусств.
Народ избрал ero депутатом Верховного
Совета Азербайджанской ССР.
Ilo - последних дней своей жизни
М. С. Орлубады жил большими  творче-
скими замыслами, работая нал новыми
произведениями, отображающими  героику

труловой жизни строителей коммунизма.
Друзья и товарищи по перу, многочис-
ленные читатели надолго сохранят  свет-
лую память о Мамел Саиде Орлубалы.
А. Абульгасан, Мамед Ариф, Самед Вур-
гун, А. Венцлова, Вс. Вишневский, Али
Велиев, Мехти Гусейн, Джафар Джа-
фаров, Мир Джалал, Ахмед Джамиль,
Мир Джабар, С. Зорян, Мирза Ибра-
rHMOB, А. Корнейчук, Я. Колас,
Л. Киачели, В. Кожевников, Л. Кли-
мович, Л. Леонов, Ю. Либединский,
Энвер Мамедханлы, Ф. Панферов; Ма-
мед Рагим, Расул Рза, Сулейман Ру-
стам, К. Симонов, А. Софоонов,
А. Сурков, Манаф Сулейманов, Н. Ти-
хонов, А. Упит, А. Фадеев, К. Федин,
Джафар Хандан, С. Чиковани, Абдулла
Шаик, Азис Шариф, А: Якобсон.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА
Ne 37 3

—