Подписи

МИЛЛИОНОВ

Ннептняя» весна поистине ухивитехына.

и щедрая, она необычайно ра-

но обряжизта зеленью деревья, paccremmia

яркие ковры озими. залила всю  зехло
совсем уже летним теплом.

Но в историю весна пятидесятого года
войдет не блалодаря этому раннему mpo-
бузлению природы. В летописи наших
дней он&ё будет запечалиена прежде всего,
как весна пробуждения могучей активно-
сти простых людей земного шара, борю-
щихся 3% мир.

Для злчных и расчетливых душегубов,
которые во имя наживы готовы  превра-
тить миллионы мирных тружеников в пу-
шечное мясо’ затмить сияющую синеву
неба тучами атомных взрывов, вытоптать
танками зеленеющив поля, — для этих за
клятых BPaMB человечества нынешняя
весна служит грозным предупреждением.

Филы сторонников мир» растут с каж-
хым днем. Но растут они не только коли-
чественно. Несокрунгимая мощь этого не-
бывалого по широте и размаху междуна-
родного движения состоит. сейча в том,
ч10 участники его переходят к решитель-
ным действиям, в том, что сторонники ми-
ра становятся борцами за мир,

Идея мира повсеместно становится ма-
зериальной силой.

Империалисты, ` направляющие в а
поток вооружения и военных материалов,
уже ощущают это на собственной волчьей
шкуре.

Сторонники мира становятея борцами
ва мир! И бороздят европейские воды
«блуждающие корабли» `‹с американским
оружием, которыю не могут разгрузиться
ни в Малдселе, ни в Ливорно, ни в Гам-
бурге, потому что докеры ‚этих портов, а
с ними и все трудящиеся не желают вой-
ны.

Сторонники мира становятея борцами за
мир! И летят в воду орудия истребления,
рушалея < платформ американские грузо-
вики, направляющиеся в Индо-Китай.
Беспомощино застывают в пути эшелоны ©
возвными грузами — простые люди оста-
навливают их, ложаеь на рельсы, защи-
щая мир свойм телом.

Всеобъемлющим, грандиозным выраж®-
нием этой активности народных ‘масе яв-
ляется развернувшаяся во всем миро кам-
пания обора подписей под воззванием По-
стоянного комитеты Всемирного конгресса
сторонников мира.

Прошло ‘линть полтора месяца © тех пор,
как был опубликован этот ‘краткий и яс-
ный документ, призызающий «всех людей
доброй воли всего мира» присоединиться к
требованию o безусловном запрещении
атомной бомбы, а уже сталю яено,
добрая воля народов способна сокрушить
злую волю атомщиков, ‚ человеконенавиет-
ников. детоубийц.

Тысячи листовок с текстом  воззвания
совершают сейчас  победоносный путь по
всем материкам и тосударствам. На строй-
хах Вариавы и в цехах французского за-
водь «Рено», на, рисовом поле в Китае и
в рабочем квартале Лондона-—веюду, как

голуби мира, эти листовки передаются из
рук в руки, летят от сердца к сердцу,
покрывалотся тысячани, сотнями TLICAD
имен.

Имена Поля Робсона и венгерского ета-
хмювиа Имре Муека, советского писателя
Александра Корнейчука и венецуэльского
рабочего-нефтяника  Виктова  Мартинеца
стоят ‘рядом. Настоятель Кентерберийского
6060ра и священник из Цирилорфа (База-
рия), обратившиеся © церковной кафедры
в прихожанам с призывом подписывать
воззвание, — действуют заолно с марсель-
ским грузчиком и китайским  крестьяни-
пом, Люди разных политических взглядов
и религиозных ‘убеждений, разного сопи-
ального положения и цвета кожи объеди-
нены одним высоким стремлением — спа-
сти человечество от новой кровавой бойни.
. Свои подписи под звозэванием ставят
трудящиеся стран народной демократии,
познавитие на своем счастливом
пену мира и подлинной свободы. Они го-
лосуют за мир, полные творческого вдох-
новения и стремления строить социализм.

Присоединяются во воззванию и люди

рии ии личи, 1

} борьбы.

omprne

тех стран, тде wHacam-
порядок». Фузнцузы,
итальянцы, ` готланяцы,
англичане голосуют . 3a
мир, несмотря на террор:

цейские законы.

Bo Франции, где сбор подписей проис-
ходит чрезвычайно ` активно. развернулось
движение призывников. Юноши призывно-
го возраста, которым Ачесон‘и Брэдли уго-
товили роль пушечного мяса. провозгла-
шают себя «солдатами мира» и приеоеди-
няются к воззванию.

В Западной Германии, которая стала
американской колонией, трудящиеся с 1о-
товностью отдают свои голоса за мир, не
страшась преследований со стороны окку-
пационных властей и их бонноких ла-
кеев. многих городах и селах Запай-
ной Гермашии уже подписалось 90—100
процентов жителей.

Эти факты лишь Kanara в море. Их мож-
но. перечислять 663 конца.

Голосуют за мир и простые люди Аме-
рики, голосуют, не страцаеь полицейских
дубинок и угроз федерального бюро.
«Запретить атомную и водородную бом-
бы! За немедленные переговоры с Совет-
ским Союзом по вопросам мира ‘и pasopy-
жения! Я ‘голосую за мир».

Так гласит петиция, адресованная Тру-
изну, под которой бесстралино ставят свои
имена тысячи честных американиев, ты-
сячи жителей Нью-Йорка и Чикаго, - Bo-
стона и Слрингфильда и других городов
страны. 3

29 мая в Чикатло откроется конферен-
ция в защиту мира. Голое этой конферен-
ции бут подлинным толосом Америки!
Конечно, и в Европе и в Соединенных
Штатах есть еще множество людей, не пре-
одолевших своей пассивности, не избавив-
шихся от фатального предетавления о не-
избежности войны.

Эти пессимисты в фазных странах 3a-
дают одни и те же вопросы:

Разве можно подписями предотвра-
тить войну?

— Такой ли уж большой вклад в дело

мира — поднись?
Да, подписи это большой вклад в
нато дело, — отвечают борцы за мир, —
война He неизбежна. Быть ей или не
быть — зависит от нае!

«Миллион подписей вызовет раздражение
поджигателей войны, — заявил настоятель
Вентерберийского собора Хьюлетт Джюн-
сон, — 10 миллионов зюднисей вызовут в
их рядах смятение, 100 миллионов подпи-
сей COPBYT их планы и спасут мир».

Из ерелы людей, приеоединивиихея к
воззванию. вылеляетея все больше и боль-
ив ‘Энтузиастов, содейслвующих дальней-,
шему сбору нодпиеей. Эти люди ведут се-
бя. как настоящие герои,

Разве не герой 70-летняя Анна Халт-
  тунено из торода Тампере? 0бходя дома,
она собрала уже больше тысячи подписей.
Ее запутнвали фашиствуюцтие молодчики.
чи   ОН бесстрашно продолжала CBoe дело.
Тегда эти выродки избили‘ тарую женщи-
ну, но Анна Халттунен

—

Рабочий Гай из города Петереберг (За-
падная Германия) собрал с женой и до-
черью 200 подписей и обязалея собрать
еще 800.

Сколько их, таких борцов, не боящихся

ни угроз, ии ‘преследований!

С кажлым днем множилея количество
полниеей под воззванием о запрещении
атомной бомбы, С каждым днем растет

армия борцов за мир. Взоры простых лю-
дей, смело и открыто выступающих про-
тив войны, обращены к стране, которая
сегодня символизирует собой весну мира:
Советскому Союзу. Отсюда доносятся
елышный всему человечеству Голос вели-
кого народа. могущество и празота кото-
рого служат надежным оплотом мита,
Этот голосе наполняет надеждой и муже-
ством сердца миллионов новых борцов за
блатородное и правое дело. С волнением,
с любовью произносится во всех странах
имя знаменоспа мира, — великого Сталина.
В эти весенние дни © особенной силой
ощущаешь, что дело мира в надежных
руках..
Наши нивы цветут —
Мы отстояли весну.
Наши силы растут —
Мир победит войну.
Мы отстояли весну. Мы отетоим и тря-
дущие весны. Порукой. тому миллионы
подписей под воззванием, провозгласивтим
суровый: приговор поджигателям бойни.

Фотомонтаж А. ЖИТОМИРСКОГО

Комментарии излишни!

и чрезвычайные  поли-.

He прекращают

р ке
ОЕ ИЩИ ЕР ЕАИС о ere ан

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯИТЕСЬ!

№ 38 (2629)

Всеволод ВИШНЕВСКИЙ i i QO B ЕДА

империалисты   ния! — в столицу Гитлера. Эт была Побе-
да. Кребе говорил и по-русски и по-не-

Пять лет со хня калитуляции гитлеров-
ской Германии. а лет со дня нашей
Победы.

В эти дни полезно вепомнить историче-
ский ход борьбы с германским империа-
лизмом, который не раз угрожал нам смер-
тельно и был нами разгромлен.

Жк *

Щл первая империалистическая вой-

а... Россия истекала кровью. Армия несла
чудовищные потери. Старый тенералитет
публично демонстрировал ©вое невежество,
тупость и леность. В штабах царекого
правительства орудовали предатели и из-
менники. На душе у солдат и матросов
было черно... Я вепоминаю осенние бои
1916 года. Шло массовое истребление рус-
ских дивизий. Союзники наблюдали 3a
этим с пристальным вниманием... Это пол-
  ностью входило в их планы; чем слабее
будет Россия, тем выгоднее янки, англи-
чанам и прочим. Мы смутно начинали
раздумывать о страшной неправде, кото-
рая творится в мире...

Вспыхнула революция... Мы пробовали,
братаясь, объяенить немцам, что происхо-
дит у нас, в России. Попытки эти mpece-
кались то немецким, то керенеким коман-
дованием. По людям, которые увидели
свет, увидели, наконец, выход, били
артиллерийским огнем,. Генерал Гофман,
в руках которого было фахтическое коман-
хование всем Восточным фронтом, готовил
завоевание России и превращение © в
германскую колонию.

Обстановка была невиданно напряжен-
ной. Германские империалисты,  попирая
все соглашения, начали 10 февраля 1918
года наступление на Россию. В 16 дни
раздалея голосе Ленина, и Сталина: «Социа-
листическое отечество в опасности... Свя-
шенным долгом рабочих и крестьян. Рос-
‘can является беззаветная защит» Респуб-
лики Советов против полчиш буржуазной
империалистической Германии». В те дни
и родилась наша Красная Армия.

Первые отряды, батальоны, полки Ёрас-
ной Армии и Красного Флота вступили в
бой. Arpeceop получил оглушительный
удар прямо по морде.

Подиисан мир... Передыштка была добы-
та. Но враг продолжал угрожать России.
Черчилль возглалил антисоветскую. интер-
венцию. И на самых тяжелых участках
фронта появлялся Сталин, железной рукой
обеспечивая победу.

9 поября мы на мостиках кораблей
Волжекой военной флотилии  семафорили:
«В Германии революция. Вильтельк epepr-
нут». Так.

Ленин 11 ‘ноября отхал распоражетие:
в 10-лювный срок начать наступление на
юг ‘для поддержки крестьян и рабочих
Украины, поднявших восстание. Нас зва-
am Шок. Воженко и народ Украины. Пом-
ню митинги бойцов: «На Украину!». Мат-
рюсы-черноморцы готовили бронепоезда, го-
товили оружие. не знали покоя ни днем,
ВН НОЧЬЮ.

Мы вышибали немецкие войска с Укрз-
ины. Нас вел Сталин. Мы освободили Бел-
тород. Оевободили Харьков. omni, как
притили немецкие офицеры выслушать ©о-
веские приказы...

Побитью «завоеватели» пробовали ‚мас-
кироваться под демократов, социал-демо-
кратов и прочее. Мы выводили их к пу-
TAM и показывали: «Вы погрузитееь в Эти
эшелоны, запас продовольствия на 5 дней
и немедленно  отправитееь западными
маршрутами — в Германию. Bee ясно?».
Офицеры и их части грузились и отиравля-
ЛИСЬ.

Мы чувствовали, что достигли победы...
Она пришла после лолгих и трудных ие-
пытаний.

Ж*
Iau rom... Американская и Знглий-
ская реакция ‘векармливала  терманекого
хищника. Сочиненные на Уолл-стрите

план Дауэса и план Юнга тредетавляли в
распоряжение немецких реакционеров мил-
лионы долларов. Германские  империали-
сты восстанавливали всеми силами свой
производственный и военный аппарат.
Уолл-стрит и Сити мечтали о том дне, ко-
гла они вновь попытаются задушить Co-
ветское государство, используя руки не-
мецкой Теакдии, Немецкие промышленни-
ви, банкиры, юнкеры готовились к новому
походу ua Восток.

Победа, победа!
Тогда,
в сорок пятом,

у Бранденбургских ворот,
Когда, за плечом оставляя закаты,
к восходу, к восходу,

лицом и душой,
по мирным путям устремились солдаты

навстречу любимой

до дому,
домой,

шла с ними победа дорогой знакомой,

родные места поимечая вокруг,
и только у первого отчего дома
замедлила шаг,

: иризадумалась вдруг:
— “Где дом мой? Куда мне сворачивать надо?

- Пока над землею гремели бои
мой дом был везде:

у руин Сталинграда,

у каждого тына, у каждого сада,
повсюду, где билась солдаты мои.
И как sxe тенеръ? —

И советским солдатам

пытливо она заглянула в глаза.

Победа,

ты стала нам другом и братом,
с тобою прошли мы по памятным датам,
по минным полям, по крутым перекатам,

ОРГАН ПРАВЛЕНИЯ СОЮЗА
СОВЕТСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ СССР

М. АЛИГЕР

от солнца прищурясь, но глядя вперед,
стояла она сталинградским солдатом

С радостью встретили
весть о приходе Гитлера к власти. Этобыл
свой человек. Гитлер созывал партийные
съезды национал-социалистов. Съезды пре-
вралцались в мобилизационные проверки.
ЧКелезные дороги перебрасывали сотни
эшелонов. Гитлер, стоя на бетонной трибу-
‘не нового нюрнбертекого стадиона, рычал
речи против Советов.

3a спиной Гитлера стояла международ:
ная реакция. Чемберлен и Даладье натрав*
ливали Германию на Советский Cots.
Осенью тридцать восьмого они ездили на
стовор с Гитлером в Мюнхен. Обещали лю-
бые уступки, лишь бы фаптистекие орды
напали на СССР.

В ночь на 22 июня 1941 года Гитлер
спустил на нас свою армию вторжения.
Нынешний президент, тогла еще сенатор
Гарри Трумэн, «сформулировал» позицию
США: «Еели мы увидим, что выигрывает
Германия, 10 нам следует помогать России,
& если выигрывать будет Россия. то нам
следует помогать Германии. И, таким 06-
разом, пусть они убивают как можно боль-
we»,

Мы приняли удар. Сталин вновь повел
нас на врата. История этой войны, длив-
пюйся почти 4 тода, налисана кровью
нашей в наших душах, в нашей памяти...
Такой войны не энала Родина наша за все
тысячелетия своего существования.

Вспомните, как вы просыпались в 6 ча-
сов утра, ловя в зимней тьме сводку.
Вспомните. как работали в дни войны и
сами удивлялись: откуда силы берутся?
Нет пределов силам народа, который за-
щишает себя, свое творение, свое правое
дело!

Международная реакция пыталась спа-
сти Гитлера. Черчилль прикидывалея дру-
м и лелеял планы вторжения в «пред-
брюшье» Европы. Он хотел «закрыть»
Европу от советских войск, от прогрессив-
ных, демократических идей.

Но мы вошли в Европу. Навстречу по-
дымались миллионы людей, изнывавших
нод игом Гитлера. Они бросались навстро-
чу нам, что-то говорили на своих языках,
плакали, потом успокаивалиеь и вспоми-
нали известные им русские слова: «Това-
рищ, Совьет. Сталин...». Народы просыпа-
Ine.

Вспоминаю рассвет 16 апреля 1945 го-
да. Мы наносим удар по Берлину. Рев 41
тысячи советских стволов. На ‘аэродромах
тысячи наших самолетов. Через несколько.
минут они будут над Берлином. Кюлено-
преклоненные, стоят твардейцы Чуйкова.
Провосят знамена гвардии. Со знамен гля-
хит лик Ленина. «Вперед!» Энергия ве-
ликой революции бурлит и непрерывно
нарастает.

Кирпичная кровавая пыль висит над
полем битвы. Танковые волны катятся в
океанском ритме. Над всем пространством
вокруг Берлина гул советской авиации.
Реактивные фантистекие самолеты беесиль-
ны. В рейхсканцелярии сидит Гитлер под
двойными  метровыми  накатами бетона.
Наши «катюши» уже бьют. прямой навод-
кой по берлоге Targeps. Пришел час рас-
платы.

Ночь на 1 мая. Звонок Чуйкова: «При-
езжай». Машина срывается. Водитель,
матрос-тихоокеанец гонит машину через
горящий Берлин. Подходят последние часы
войны... У Темпльгофекого аэродрома, в
одном из переулков. мы нашли командный
пункт твардии. Чуйков. неутомимый, две
недели не знающий настоящего сна, ходит
в шинели внакидку. «Ну, < наступаю-
щим... Нацисты заявили о капитуляции.
Явятся. Записывай, товарищ писатель...»
Ночью приходят парламентеры: генерал от
инфантерии Кребс. полковник Люффинг и
конвойр-солдал... Вею ночь Кребе пытает-
ся вырвать у Чуйкова согласие на пере-
мирне в ’Берлине. Чуйков твердит: «Ника-
кого перемирия. Безоговорочная капитуля-
ция»... Один раз Чуйков разозленно вско-
qui: «Не капитулируете, — мы вас раз-
давим!». За окнами вспышки. Bapyr a
услышал заливистый гудок паровоза. Так
немепкие паровозы не свистят. Неужели
наш? Да, наш. Железнодорожники подтя-
нули в Берлин русскую ‘колею, и ураль-
ские эшелоны под свист русеких парово-
‚зов вкатывали боезапас — без ограниче-

НАРОДН

ужели расстанемся мы в сорок пятом,
когда, наконец, отнтумела гроза.

Her!
Братства такне и
навек нерушимы,

не знают разлук.

Будь с нами,

Победа,

чертою характера,

складом ума.
Ты шла со своими солдатами вместе

в родные, раскрытые

Нобеда Советской России,
огнем и железом испытанный друг.

ты стала народною честью,

мецки... Он утирал пот, пил воду, ругал
переводчика, который что-то путал. On
боролся за шкуру до утра. Потом, поняв,
что не сбить Чуйкова, как не сбили его в
Сталинграде ни на дюйм, Kpetc побрел
обратно в рейхсканцеляоию и там 3acTpe-
Лиля.

Потом явилея командующий войсками
Берлина генерал Вейдлинг. Рослый генерал,
который вытащил серую служебную книж-
ку, удостоверил, кто он, и написал тут
же приказ о капитуляции. Добавил нам:
«За части «0б» я не могу отвечать».
Чуйков ответил, чуть усмехнувшиеь, Что
он сам займется частями «СС» и пола-
тает, что все будет в порядке.

Тололных генералов повели завтракать.
Они говорили что-то путаное о разруше-
ниях Берлина. Я ждал, что, может быть,
они скажут что-либо историческое,  рти
тенералы Веташ и Шмидт-Данкварт. Они
сказали: «Можно ли послать деншщиков 3&
нашими чемоданами?»... Я записал...

Стало тихо. Были сделаны последние
выстрелы. 200-тысячная армия Берлина
вылезала из убежищ и подвалов. Веюду
висели белые флаги. Потоки сдавшихся.
На батальон сдавигихся гитлеровцев-—один
советский конвоир.

Тишина и солнце... Победа... Везде тя-
нет гарью, на всех киртичная, кровавого
оттенка, пыль. Люди снимают шлемы,
утирают пот, сидят прямо на тротуарах.
Проходим у. Бранденбургских ворог. Под-
ходим к тейхетагу. Фронтон иетисан над-
писями: «Мы из Сталинграда». «Мы из
Ленинграда», «Здесь был такой-то, остал-
ся вполне удовлетворен». Победа! Родина
моя, прекрасная, великая!. В двух вой-
нах — 3a каких-нибудь 30 лет— ты по-
вергла в прах врамв своих. уничтожила
темные замыелы международной резкция.
Ты открыла новую &товницу в истории
мира. И, как старый солдат-ветеран, по-
крытый шрамами, идешь ты Bee дальше
вперед. Нет никого, кто мог бы тебя оста-
HoBuTD!

В тяжелых и долгих боях советский на-
род < особой силой познал ценность мира.
Самую войну мы вели во имя мира, во
имя освобождения угнетенных, во имя CO-
зидания. творчества. Сталин дал величест-
венный план трех-четырех пятилеток, ко-
торые должны утроить экономическую
мошь (ССР. Народы стран, освобожденных
нами от гитлеровского ига, < нашей помо-
шью ‘приступили к социалистическому
строительству. вступили в семью мира и
демократии. Это были послевоенные 0че-
редные дела.

Ясный мирный голос СССР и стран на-

родной демократии встретил озлобленный
отклик у англо-сакеонских империалистов.
Снарялным воем прозвучала фултонская
речь Черчилля. Она означала призыв к но-
вой. третьей мировой войне, призыв к но-
вому похолу против Советов. Дипломатами
США и Англии фактически аннулировано
Ялтинское и Потедамекое . соглашения.
Они вновь возвратились к мюнхенской
политике. Вместо плана Дауэса стал дей-
ствовать план Марталла.

Народ нали ответил нз эти грязные при-
тотовления страстным движением за мир.
Сотни миллионов простых людей во воем
мире поддержали нас. Призывы отстаивать
дело мира прозвучали во Вроцплаве, затем
в Париже и Прале. В 1950 году сессия
Постоянного комитета, Всемирного конгресса
сторонников мира в Стоктольме подняла
движение на новую ступень... До половины
человечества стало сейчас в ряды борпов
  за, мир. Это гигавтская сила простых лю-
дей, сознательных сторонников мира и де-
мократии,— сила, способная царализовать
«наследников» и «преемников» Гитлера.

Освободительная гроза,  пронесшаяся
нах Центральной и Восточной Европой,
освежила воздух и в Германии. Немецкий
народ, освобожденный Советской Армией
от власти империализма, почувствовал ©е-
бя хозяином своей страны. Он образовал
впервые в своей истории Демократическую
республику. Это поворотный пункт в исто-
рии Европы.

С неугасимой верой в правоту идеалов
своих будем продолжать мы движение вие-
рел. Дело мира правое! Победа будет за
нами!

АЯ СИЛА

Назыму Хикмету
угрожает смерть

8 мая. (ТАСС). Корреспондент Турецко-
го информационного агентства посетил в
люрьме прогрессивного турецкого поэта
Назыма Хикмета и беседовал с его вра-
чом, который заявил, что Хикмет ничего
He ест уже 6 дней, много курит и еже-
дневно выпивает 4—5 стаканов воды и не-
сколько чашек кофе. По мнению врача,
человек при таких условиях может про-
жить не более месяца. Хикмет уже с тру-
дом может ходить, температура у него
ниже нормальной.

Хикмет заявил корреспонденту Турец-
кого информационного агентства, что он
не встает с постели и не может читать
газеты, так ках очень устает.

«Я голодаю не потому, что потерял на-
дежду, а потому, что добиваюсь справед-
  ливости», — добавил Хикмет.

ПАРА ЗОВИ ВЫ
Николай ДОРИЗО

Песня
Назыма Хинмета

Над ним навис
тюремный потолок.
енадцать лет невыносимой мглы,
ым паутины плотно заволок
Холодные и скользкие углы.
Как пистолет, нацеленный в висок,
Глядит
Тюремной камеры глазок.
Родной простор для узника зажат
Б четыре шага —
каменный квадрат.
Его дорога —
от стены к стене.
В его темнице слепнет белый свет.
Застыли прутья ржавые в окне,
Перечеркнув
двенадцать
светлых лет .,
Обшарен пол,
ощупана кровать,
Чтоб он не мог оружия скрывать,
Чтоб он канжалом камень не крошил,
Тайком к свободе путь не проложил.
Оружья mF

все же
есть оно!
Его не уничтожить все равно.
Твсе, поэт, оружне —с тобой,
Оно в груди,
оно в крови самой! —
И в тишине медлительных ночей,
Обысканный руками палачей,
Свободы песню,
что острей, чем нож,
Из сердца ты незримо достаешь,
И, вырвавшись из узкого окна,
Летит,
‘дети
над городом она
Все дальше,

Подхватывают люди на лету.
Она шагает мимо дальних рек,
Ее ночлег —
`° под ребрами тедег,
Звенит на перевалах,
большаках,
Скитается в крестьянских башмаках.
В нее стреляют, —
но она жива,
Ее осудят, — ;

но она права,
Пути закроют, —
но она идет...
Простреленные пулями слова
Из уст в уста народ передает.
От южных гор
до северных лесов,
Сильнее став на тыщи голосов,
Она,
родные обойдя края,
Вернется вновь к твоей тюрьме, Хикмет.
Lak песня,
победившая,
TBOS —
Сама освободит тебя, поэт!

—_—
Письмо китайским

студентам

—_ Oe ne

Ирена Ионаме, Стефания Надрицека, Ин-
та Степране, Лудие Пакалниетее, ° Язет
Марнауза — большая группа студентов ис-
торического факультета Латвийского rocy-
дарственного университета решила поздра-
вить стулентов Пекинского университеть
< прихолом весны.

Письмю. написанное име, взволнованное,
теплое. дружеское.

«Еще год назад в эти же: дни легендарная
Народно-оевободительная армия Витая вела
напряженные кровопролитные бои. А сей-
час мы счастливы вас приветствовать, как
свободных граждан  своболного отечества.
Пусть тыеячи километров отделяют
нас друг от друга, мы не чувствуем рас-
стояния, и ваша борьба и созилательный
труд близки и дороги нам».

Вместе с письмом студентам Пекинского
университета отправлен первомайский 1п0-
дарок — книги латьшиеких писателей Яна
Райниса, Андрея Упита, Яна Судрабкална,
Вилиса Лациса, Анны Саксе.

РИГА. (Наш корр. По телефону)-

четвертою сталинскою пятилеткой,
народвою песней труда.

Тот флаг, что когда-то взвивалея в Берлине,

дружбы такие опять в

зеленый

Сегодня
огнем ги

борьбою

настежь дома.

Стучала в закрытые наглухо двери,

в те семьи, где некого ждать,

Победа,

туда, где от холода горькой потери

еще не оттаяла мать.

Победа, победа!

сталинградских степях эанялся;
огонь атакующих линий, `

лесов государственная полоса.

ты стала ‚вакетною птицей,
дростанций во мгле,

продлением жизни, ветвистой пшеницей,

за мир на земле.

Как лес молодой, вырастая,

залетным ветрам ‘ты дарила свои семена,
И вот поднялась боевая победа Китая,
родная сестра твоя

целому миру видна.
победа!
Наш дом озарен и украшен,

как воздухом, полон тобой...

Входила победа в жилище печали,
великою правдой права,

н там, где друзья и родные молчали,

она находила слова.
Входила она

и, как знамя, вносила
бессмертную память про мужа и сына,

входила

и делалась уленом. фен:

Победа, победа! —

народная сила,
навеки в сердцах наших корни твои.
Сегодня ты стала глубокой разведкой
в грядущие наши года,

Мое поколевие,

праздником нашим

кончается всякнй решительный бой.
Мы в жизни не знали дешевых идиллий,

сполохамн времени озарены,
мы юность свою на войву проводили

и встретили зрелость с войны.

Ну что ж, я не знаю судьбы величавей,

чем зрелость в бою победивших солдат.

Победа —

Он выигран — бой, всенародный и правый.

ты зрелость советской державы,

всему человечеству гул твоей славы,
как майского грома раскат,