ВЕРНОСТЬ НАВЕКИ ВЕКОВ!

В эти дни мы торжественно отметили
воливий праздник нашей свободы и успеш-
ного развития на пути к социализму —
пятилетие освобождения Чехословакии от
Фалиистското рабства. Веем пламенем бла-
тодзрногмо любящего сердца наш нафол при-
BOTCTBOBA на своей земле самых дорогих
гостей нашего праздника-<оветскую пра-
вительственную делегацию во главе с за-
местителем Председателя Совета Министров
СОСР, Маршалом Советского Союза Н. А.
Булганиным. В лице этой делегации мы
видели рядом с собой весь еоветекий народ,
его героическую армию, великого вождя и
учителя трудового человечества, отца на-
шей свободы и нашего счастья Иосифа
Виссарионовича Сталина.

то из нас, переживших те замеча-
тельные часы, когда войска героической
Советской Армии, по приказу Генералисси-
муса Сталина, двигаясь от Дрездена. одним
рывком перескочили наши пограничные
горы и на рассвете 9 мая 1945 года осво-
бодили Прагу, завершив таким образом
великое дело освобождения всей Чехосло-
вакии, — не забудет их до самой смерти.

Два тода назад мне пришлось пе-
режить исключительный момент. Чешские
виноработники делали тогда съемки филь-
ма «Немая баррикада»; той его сцены,
когда первые‘ советские танки прорывают-
ся в Прагу; чтобы сломить последнее бе-
шеное сопротивление фашистов, убивав-
ших в городе женщин и детей. За съемкз-
ми наблюдали большие толпы зрителей,
главным образом, пражские трудящиеся.
В тот момент, когда могучие танки с раз-
вевающимися советскими флагами загре-
мели по мосту баррикадников, люди, сле-
дившие за съемками, заплакали от ра-
дости и с восторгом воеклинали:

«Да здравствует Советский Союз!»

«Да здравствует Генералиссимус Сталин!»

Артисты, режиссеры и остальные кино-
работники признавались мне, что и они
были растроганы, как и эти люди, хотя
знали, что это только кадр из кинофильма,
съемку которого они сами подготдвили.
И у них были слезы на глазах.

Так глубохо коренятея в сердце каждо-
го честного чеха и словака искренние
любовь и благодарность; которые связы-
вают нас навеки веков © нашими совет-
скими братьями-освободителями.

Из люколения в поколение будут расска-
зывать детям о том историческом моменте,
когла командир первого советского танка
закричал, обращаясь к идущим ему на-
встречу борцам баррикад:

«Сталин приказал освободить Прагу!»

Когда в феврале этого года собралась
первая конференция рабочих-писателей;
знаменующая мощный прилив творческих
сил рабочего класса в литературу, в дис-
куссии на этой конференции выступила
работница Мария Кратохвилова, работаю-
щая на обувной фабрике. Она сказала:

— Товарищи, по паспорту мине пятьде-
сят лет. Но я чувствую, что я по-настоя-
щему начала жить в тот день, когда Со-
ветская Армия освободила нашу родину.
Тогда я впервые взяла перо в руки, чтобы
Рыразить радость и благодарность за TOT
великий дар свободы и новой жизни; ко-
торый мы получили от товарища Сталина.

Мы вое понимали, что Мария Крато-
хвилова ‘выразила те чувства, которые
вббдушевляют широкие массы чехословац-

ДВОРЕЦ НА БЕРЕГУ

О Дворце студенчества много говорят в

Днепропетровске. Город готовит прекрас-
ный подарок для тридцати тысяч юношей

и девушек, обучающихся в ‘тринадцати
высших учебных заведениях области.

На высоком берегу Днепра стоит вели-
чественное здание, окруженное густой зе-
ленью парка имени Тараса Шевченко. Это
бывший Потемкинский дворец, созданный
выдающимися русскими зодчими И. Е. Ста-

®
Ян ДРДА
©

ких трудящихся в их неустанном стремле-
нии постреить социализм.

Когда мы в прошлом году праздновали
тридцать вторую тодовщину Великой Ок-
тябрьской социалистической революции,
ко мне пришел Индржих Тонцар, комму-
нист, лучший из наших  ударников-ли-
тейщиков, почин которого втянул в 00-
циалистическое соревнование целые цехи,
заводы и даже целые области; и робко
прочел стихи, написанные им о своей
жизни. Он сказал то, что является выра-
жением веры и любви всех наних трудя-
щихся: «Сталин принес мне жизнь. По-
мощь и пример советских товарищей пока-
зали путь в будущее. Спасибо Сталину,
спасибо доблестной Советской Армии, спа-
сибо советскому народу за нашу жизнь!».

Эти слова не только символ. Страпный
вопрос жизни или смерти в течение шести
лет фашистекой оккупации висел над на-
ими головами.

Я присутствовал в качестве журналиста
на международном суде в Нюрнберге,
когда там зачитывались страшные прото-
колы, содержащие планы Гитлера отно-
сительно истребления  чепюкого народа.
Уже в 1939 году, через пять месяцев пос-
ле разбойничьей оккупации Чехословакии,
Гитлер репил физически истребить чеш-
ский народ ло последнего человека.
записано в секретных протоколах  coBe-
щаний фантистских главарей в Берлине.
Он. хотел провести это истребление немед-
ленно. но по совету нацистских министров
отложил его до конца войны.

Таким образом, наша жизнь и жизнь
наших детей в течение шести лет висела
на волоске. Если бы не было Советского
Союза, не было Сталинграда; не было ги-
гантского победеносного ‘походь советских
частей. от Волги до Берлина, не было ге-
ниальной сталинской стратегии и богатыр-
ского мужества советского народа, судьба
Чехословакии была бы странной.
народы — авангард и звезда належды вее-
го человечества = сорвали угрозу истреб-
ления чехов и словаков.

Сталинский  солдат-богатырь,  подни-
мающий своими сильными руками чешекую
девочку и нежно целующий ее личико,
запечатленный на сотнях фотографий, сня-
тых в майские дни, а также в произвеле-
ниях наших скульпторов, останется для
каждой чешской малери вечным символом
наступления новой жизни.

9 мая 1945 года для нас широко от-
крылись ворота счастливого будущего.
Чешекий и словацкий народы, столько раз
в своей истории эксплозтируемые, мучимыю
H продаваемые своими и чужими господа-
ми, так цинично преданные своей буржуа-
зией и западными имперналистами в чер-
ные дни Мюнхена, поняли, что тот вели-
кий дар свободы и мира, который они по-
лучили из рук советских братьев; не дол-
жен быть напрасно израсходован. Уже во
время боев на пражских баррикадах выш-
ла из подполья их великая учительница —
коммунистическая партия Чехословакии,
потерявшая своих лучших сынов, но бес-
смертная и более сильная, чем когда-либо.

В течение шести лет борьбы” против

Е ЗАЛА НЕННННАААЯЕААНАИАНИ ей

ровым и В. П. Стасовым и разрушенный
оккупантами. :
Ныне здание отстраивается заново—для
Дворца студенчества. Новое архитектурное
решение фасада сохраняет в облике двор-
ца общие черты классического памятника
русского зодчества.
центральной части и крыльях дворца
разместятся зрительный зал, кинозал, би-
блиотека-читальня, лекториии комнаты для

оккупантов она вела: наши народы, давая
им силу и пробуждая в них боевой опти-
мизм и глубокое убеждение в том, что
Сталин все “время с нами, что Советский
Союз одержит победу над фашизмом и
освободит и нас. А при первых шагах сво-
бодной жизни она, как боевой авангард
рабочего клесса, стала во главе всех тру-
дящихся города’ и деревни, всех наших
честных патриотов. .

Тщетно разные’ ‘буржуазные элементы,
скрывая свое’ настоящее лицо, пытались
свести наши народы © великого пути, ве-

его в социализму, разорвать найму иск-
ee дружбу и союз с CCCP. Клемент
Готвальд. прозорливый рулевой  коммуни-
стической лартии Чехословакии, заявил в
день ‘годовщины Октябрьской. революции в
1945 году: «Мы не дадим разъединить нас
никакой силой с тем, кто всегда был с ча-

ми, вто нас освободил. Мы сохраним наве-

ки веков напгу верную дружбу с Советевим
(Союзом, а тем самым сохраним навеки ве-
ков и нашу свободную, независимую Чехо-
словацкую республику». ‘

Мы знали, что, преодолев бурю, наш ко-
рабль еше не избежал всех опасностей,
что перед ним еще злобные рифы под
внешне спокойной поверхностью воды.

Резкция, испугавитиеь гнева народа,
как жирная трусливая крыса, залезла до
поры до времени в свою нору. Потом, осме-
лев, она пачала всюду шнырять, прогры-
зать и саботировать мирное строительет-
во, нашу внутреннюю и внешнюю  поли-
тику. Наиболее подлое наступление она
вела против нашего союза с СССР. Руко-
водимая западными империалистами, она
знала. что этот союз — часть неделимой
крепости мира и социализма и, что, отор-
вавшись от Советского Союза, мы не
устоим против натиска империалистов и
их агентов в стране.

Возмущенный чехословацкий народ в
феврале 1948 года сорвал попытку контр-
революционного путча. Президент Готвальд
сказал тогда от имени всего нашего народа
по адресу реакционных крыс, которые го-

‘  товились на этот раз уже не прятаться в

норы, а удирать з& границу: «Судьба нз-
шей народной демократии, судьба наших
революционных завоеваний, как и судьба
самого существования нашего народа и
свободного государства, тесно связана ©
судьбой  налиего союзника, — Советекого
Союза. Только coms ¢ Советским Союзом
дает нам возможность строить свое госу-
дарство на основе свободно выраженной
воли народа».

У нас сейчас свое свободное государст-
во, и мы строим его старательно и терпе-
ливо, полные энтузиазма и самоотвержен-
ности. Ведь с нами Советский Союз, по-
мощь которого мы ощущаем ежедневно.
Каждый день приносит нам богатейтие
плоды нашего труда. Каждый день, видя
новые плоды наших заводов и полей, при
появлении каждого нового произведения
культуры, мы с любовью и благодарностью
думаем о тех, кто открыл нам путь Е
счастливой созидательной жизни. Миллио-
ны искренних приветов летят сегодня со
всех утолков нашей счастливой страны к
налиему освободителю, к великому учителю
народов, к славному Генералиссимусу мира
п прогресса товарищу Сталину.

ПРАГА, 9. мая (по телефону)

ДНЕПРА

роды дерева пойдут на внутреннюю отдел-
ку помещений.

Авторы проекта восстановления‘ архитек-
торы А. Баранский и С. Глушков, а также
весь коллектив строителей окружены вни-
манием студенческой молодежи. Komco-
мольцы города принимают непоередствен-
ное участие в создании дворца. Свободное
от учебы время они отдают воскресникам,

занятий. Лепные украшения и ценные по- ДНЕПРОПЕТРОВСК. (Наш корр.)

3. ПАПЕРНЫЙ

УРОКИ МАСТЕР

В одном из набросков второго. неокон-
ченного вступления в поэму © пятилетке
Маяковский писал:

Я знаю силу слов, я знаю слов набат.

Они не те, которым рукоплещут ложи,

От слов таких срызаются гроба

шагать четверкою своих дубовых ножек.

Исполненный огромной набатной силы,
сработанный, по словам самого поэта,
«тгодочков этак на сто», стих Маяковского
трудом прорывает «громаду лет» и прихо-
дит к потомкам, не утратив ни новизны,
ни ‘молодости, живой и весомый, зримый
и осязаемый.

Такой стих не устанет, прошагав по
всей планете, не утеряет свой неновтори-
мый облик в переводах на языки другик
народов.

Стих Маяковского вобрал в себя и
окезнски-беспредельную ширь и размах
революции, и спокойную. уверенную в
себе силу, достоинство советского человека,
и все богатство его внутоеннего мира,
чувств, помыслов. дерзаний.

Мастер. ковавший этот стих, заботливо
и придирчиво работал над каждой строкой,
испытывал, проверял, Kak проверяют
каждый винтик и пюв на корабле, уходя-
щем в большюе и долгое плаванье.

Поэт упорно освобождался от вычурности,
нарочитой  усложненности, непрерывно
искал новых, но простых. оригинальных,
но доходчивых форм, поэтически точно и
выразительно передающих своеобразие но-
вого жизненного содержания.

Поэтика Маяковского — боевая, целе-
направленная поэтика. Это не склад, &
могучий арсенал художественных средств,
сложная и цельная система поэтического
вооружения. Недаром поэт называл свои
стихи поверх зубов вооруженными вой-
сками. Недаром он устраивал боевой
смотр своей поэзии. Орудийные жерла на-
пеленных заглавий. кавалерия  острот,
пики рифм. — разве не пронизаны все эти
образы одной главной и пелеустремленной
мыслью 0 том, что поэзия сегодня ера-
жзется за коммунизм.

Поэтому так ненавистны были Маяков-

ЗЕТА
№ 38

ЛИТ

ЕРАТУРНАЯ ГА
o

=e

CIBA

скому и поэтические изделия эстететвую-
щих формалистов и поевхонаучные иссле-
дования «формы» в отрыве от содержания.

«Нельзя придавать выделке, так назы-
ваемой технической обработке,  самодов-
леющей ценности», — писал Маяковский
в статье «Как делать стихи».

Вся его поэтика направлена против фор-
малистической «выделки». против «холод-
ной обработки» слова, против самодовлею-
щей формы, «безучаетней» к содержанию,
независимой от него, против формы как
довеска. лепного декоративного украшения.

Маяковский обрушиваетея на  теорети-
ков-талмудистов. любящих давать готовые
поэтические рецепты: «Взять такое-то ©0-
держание, облечь его в поэтическую фор-
му, ямб или хорей, зарифмовать кончики,
подпустить аллитерацию, начинить образа-
ми — и стих готов!».

Поэт раскрывает секреты поэтического
производства, в корне отличные от нехит-
рых приемов и приемчиков  формалисти-
ческого рукоделия.

Ритм, утверждает он, это не заученные
размеры, плавные и мерные, как качалка.
Это «основная сила, основная энергия
стиха», которая рождается и оформляется
в неразрывной связи ¢ темой, с идейным
заданием,

Рифма — это не поэтическая «хлопуш-
ка» в конце строки. Она «возвращает вас
в предыдущей строке, заставляет вепом-
нить ее, заставляет все строки. оформляю-
щие одну мыель, держаться‘ вместе».

Аллитерания — не простая игра звука:
ми, не поэтическая забава. Я прибегаю к
аллитерации. товорит Маяковский, «для
еще большей подчеркнутости важного для
меня слова».

Известно, что формалисты, — деятели
ОПОЯЛЗа рассматривали поэтику как некую
совокупноеть формальных приемов. тре-
бующих узко специального. «технологиче-
ского» изучения, Определяющим началом,
или. как они выражалиеь. «доминантой»
произвеления, является, по их мнению. не
содержание. не идейный замысел. а фор-
мальный прием. Одни считали такой «до-
миначтой» интонацию, ‹ «чистую  мело-
дику», — другие —— «звуковые повторы»,
третьи прием «остранениях вещихи“т, д.
Характерно, что при этом формалисты иг-
норировали образность  ускусства.

Само это понятие претило им своей содер-
жательностью. Формалисты заявляли, чо
поэтические облазы и изучать не нужно,
погому что они «почти неподвижны», те-
кут от поэта к поэту, не изменяясь.

В противовес всем этим формалистичея
ским домыслам Маяковский указывает на
определяющую роль поэтического образа,
отражающего действительность.  0браз,
утверждает Маяковский, подчинен идейно-
му замыелу произведения. «И образ —пи-
wet он, — должен быть  тевденциозен,
т. е.. разрабатывая болышую тему, надо п

отдельные образишки, встречающиеся по   контекста,

На „Малой земле“

Во Франции после первой мировой вой-
ны остался жуткий памятник — «Мертвая
земля»—плато Шмен-де-Дам, Свыше три-
дцати лет назад там ‘произошло сражение
между французами и немцами. Я изнь здесь
была уничтожена и не возродилась после
войны. Плато стали показывать иностраи-
пам, главным образом, заокезноким дамам,
любительницам острых ощущений...

‘0 «Мертвой земле» невольно вепоми-
наешь, побывав на «Малой земле» под
Новороссийском. До войны здесь, под жи-
вилельными лучами южного солнца, цвели
виноградные лозы, прятались в тени де-
коратикных деревьев белые домики; вина
Мыехако славились своим тонким букетом.

Дикой и бесплодной стала эта земля в
голы войны. Семь месяцев продолжалось
Ha ней жестокое сражение. Только за пять
дней анрельских боев 1943 года на два-
дцать четыре квадратных километра враг
сбросил дведцать тысяч 6мб — почти
тысячу 6б60мб па километр!

Неимоверных усилий стоило советским
людям вылечить искалеченную врагом до-
лину. Опять, как когда-то, приветливо бе-
леют рыбачьи домики,  зеленеют  вино-
традные лозы. Советское государство вы-
далю рыбзкам и виноградарям  долгоероч-
ные ссуды на жилищное строительство,
для приобретения инвентаря, орудий ло-
ва, молочного скота.

В бетонифованному причалу рыюбозавода,
на который семь лет назах высаживались
наши десантники, подходят рыбачьи су-
да. Полным ходом идет разгрузка сельди,
кефали, хамеы, дельфина.

_— Нааи завод оборудован даже лучию,
чем до войны! — не без гордости с00б-
шил нам начальник цеха К. Дибров, Ге-
рой Советского Союза, первым в 1943 го-
ду высадивитийся Ha Этот причал и за-
щищавитгий территорию рыбозавода от нем-
цев.

За рыбачьим поселком А№униковкой, на-
званньм так в честь командира десанта
Цезаря Вуникова, вилнеются плантации
колхоза «Путь в социализму», одного из
старейших колхозов нашей страны, — он
  основан в 1926 году. Колхозным вино-
градарям, как и рыбакам, принтлось_ на-
чинать все сначала. Но вот уже урожай
винограда в прошлом году превысил до-
военный уровень. Колхоз выстроил де-
сятки новых домов, клуб, склады, винный
подвал, гараж, конюшни, приобрел две
автомашины, лошадей, коров, овец. Во
все дома проведено электричество.

У самого. подножья готы Колдун (меот-.

Hoe название горы Мысхако), в бывшей
«Долине смерти», на склонах холмов и
в лошинах стройными рядами стоят пита-
леры с вьющимися лозами. «Малая зем-
ля» — так называется теперь с08х0з
Мысхако, — передовое. хозяйетво в сиесте-
ме комбината «Абрау-Дюрсо».

Зналная работница совхоза Люба Cre-
клова, невысокая,  светлюволосая девутш-
ка, Герой Социатиетического Труда, ведет
нае по своему участку. Касаясь рукой мо-
лодых побегов винограда, Люба говорит:

— Работаем мы на легендарной земле.
Сколько она, бедная, выстрадала! И вот в
протилом году я собрала 93 центнера ©
тектара, а в этом обещаю 1101

Мы задержались возле обелиска с фз-
милиями героев боев за «Малую землю».
Чуть поодаль белеет Доска почета © име-
нами заалных людей совхоза.  Выюечен-
ные па обелиске и на Доске почета име-
на как бы символизируют преемственность
человеческого подвита во славу Родины.

Ближе к морю. почти у самого берега,
те, рассыпаяеь тысячами брызг, ценится
морской прибой, расчищена  прямоуголь-
ная площадка для нового, городекого типа,
рабочего поселка. В центре поселка будет
возвышаться величественный памятник
героям «Малой земли».

м. Колосов, Г. COKOJIOB
НОВОРОССИЙСК

вращение, Пароход словно «одушевляет-
ся». Перед поэтом встает образ друга.
Это — он.
Я узнаю его.
В блюдечках-очках спасательных
кругов.
— Здравствуй, Нетте!
Как я рад, что ты живой
дымной жизнью труб,
канатов
и крюков.

Стоит только вынуть эти слова из
оторвать от общего идейного

пути, использовать для борьбы, для лите-   замысла стихотворения и объявить обык-

ратурной агитации». ;

Статья Маяковского «Как делать стихи».
до сих пор еще не опенена по-настояще-”
му. Очевидно. некоторые критики считают
ее слишком давней, чтобы вепюминать о
ней сегодня, а иные специалисты по тео-
рии литературы, наоборот, слиапком зло-
бодневной и полемической, чтобы ввести
ее в научный обиход.

В этой замечательной статье,  направ-
ленной против формализма, против «низве-
дения поэзии до технической работы»,
Маяковский в то же время дает уроки
подлинного мастерства. Pac-
крывая секреты поэтического  производ-
ства, оя рассказывает O той непрерывной
и напряженной, мучительной и. радостной
работе над произведением, над строкой,
над словом, над звуком, без которой не
может быть ни мастерства, ни искусства.

: * **
*

Подлинно поэтическое открытие воегда
сочетает в себе смелость и новизну © глу-
бокой внутренней оправданностью и убе-
дительностью.

«Товарищу Нетте — пароходу и чело-
веку»... Ужю само название этого ©тихо-
творения необычно, ‘неожиданно и в то же
время закономерно; оно определено общим
замыелом стихотворения, тем «поворотом»,
в котором раскрывается тема. Маяковский
рассказывает о своей «встрече» с паро-
ходом, носящим имя рядового советского
работника, который погиб на посту, при
защите дипломатической почты. Он увидел
в ЭТОЙ «встрече» большую тему бесемер-
тия нашего дела. Но сон не просто провоз-
глашает эту мыель. — он делает ©
поэтически осязаемой и зримой. Теодор
Нетте — это имя стало названием парохо-
да. Поэт словно снимает кавычки с этого
названия. И вот оно уже звучит как 00-
ращение к другу — живому и близкому.
На нолпих глазах пройсходит чудесное пре-

новенной «метафорой». стоящей в ряду
других метафор со времен Гомера, что-
бы сразу же убить то живое, неповтори-
мое, что отличает именно эти слова, поэ-
тику Маяковского. А ведь как раз так
подходили и порой еще подходят к произ-
ведению сторонники традиционного «ака-
демического» анализа, авторы «учебников
Поэзии а ля Шенгели». которые, по сло-
вам Маяковского, «не выводят поэзию из
материала», & просто «накидывают какую-
нибудь старую форму на новый факт».

Блюдечки-очки спасательных кругов...
Это не просто «метафора», вид «тропа»,
не просто «перенесение на данный пред-
мет (явление) характерных признаков,
присущих другому предмету  (явлению)».
Для нас важнее, что эта «метафора»
(или «троп» — дел не в названии!)
неотторжима от общего замысла, поэтиче-
ски воплощает его. Ona не существует в
стихотворении «сама по себе», но подчи-
вена мысли и воле поэта, который моби-
лизует все богатство и ‘разнообразие поэ-
тических средств для того, чтобы преодо-
леть. победить смерть и воссоздать живой
образ друга.

Маяковский разговаривает с Нетте, как
< живым,—<ердечно, ‘спокойно, непринуж-
денно; вспоминает беседы в дипкупе.

Думал ли,
что через год всего
встречусь я
< тобою — :
с пароходом.

Можно представить себе, как написал
бы стихотворение какой-нибудь другой
поэт. наделенный талантом. но линенный
могучей, побежлающей смерть «силы слов»
Маяковского. Он закончил бы стихи. на-
верное. тем. что вот Нетте погиб. но есть
пароход, носящий его имя. и вот, мол, он
уходит в море, сверкают буквы на бор-
ту — «Теодор Нетте», пароход, словно про-

—————А«ЗЧ/{ {{
irene

По СЛЕДАМ ВЫСТУНЛЕНИИ
ES See идол ии

«ПЕРЕСТРОИТЬ СИСТЕМУ

ь

KCHHIGRPALYrOUH ГАЗЕТЫ» у

ПОДГОТОВКИ МОЛОДЫХ

ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ»

В cnx в опубликованным в «Литора-
турной тазете» в № 13 от 11 фетраля
1950 г. письмом профессора Б. Мейлаха 0
подготовзе в высших учебных заведениях

специалистов по литературе, сообщаем
следующее.
Министерство высшего образования

СОСР и Министерство просвещения PCOCP
на заседаниях коллегий обсудили Письмо
проф. Мейлаха и отметили, что предложе-
ния, выдвинутые им, являются правиль-
ными и заслуживают внимания.

Писымо проф. Мейлаха было также 0б-
суждено на ученых советах филологиче-
ских факультетов Московского, Ленинград-
ского и-лругих государственных универси-
тетов, в ряще педагогических институтов.
В результате этих обсуждений сейчае пе-
ресматриваются существующие планы и
программы кандидатских экзаменов. Фило-
логический факультет Московского универ-
ситета разработал новый проект типового
плана подготовки аспирантов, который
разослан в другие университеты нё заклю-
чение. после чего министерство утвердит
единый план кандидалеких экзаменов 110
филологическим дисцинлинам для всех го-
суларственных университетов. В этом пла“
пе продложения проф. Б. Мейлаха будут
учтены.

С целью улучшения работы филологиче-
ских факультетов государетвенных универ-
ситетов и факультетов русского языка и
литературы  педатогических  инотитутов
Министерство высшего образования СССР
и Министерство просвещения РОФСР в те-

кушем учебном году. провели ряд мербч
пряятий. До начала 1949/50 учебното
гола были пересмотрены и улучены дей-
ствующие учебные планы и программы по
всем филологическим дисциплинам; в них
были введены новые курсы и смецсемгина-
ры мо истории советокой и зарубежной
литературы. На’ отделениях турналисти»
ки, русского языка и литературы филоло-
тических факультетов университетов с
1950/51 учебното тода водится прах
тика рецензирозаеия новейших произвеле-
ний советской литоратуры. Дано указание
0б изменении тематики дипломных работ
стулентов и аспирантеких диссертаций в
сторону разработки актуальных проблем
марксистско-ленинского  литературоведения
и современной литературы. В текущем
учебном году на филологическом факульте-
те Московского университета 60 upon,
студентов готовят дипломные работы по
советской литературе,

и Министерство просвещения РОФОР счи-
тают, что указанные мероприятия еще
не разрешают полностью вопросов, постав-
ленных в выступлении «Литературной га-
зеты». и поэму в дальнейшем будут
продолжать работу по улучшению системы
подготовки квалифицированных COBETORAX

филологов и преподавателей средней
Bl.
ce С. КАФТАНОВ,
министр высшего образования СССР
И. КАИРОВ,

министр просвещения РСФСР

«О ХАЛТУРЕ В ПОЛИГРАФИЧЕСКОМ МАШИНОСТРОЕНИИ»

Под таким заголовком в № 25 «Лите-
фатурной. газеты» была опубликована
статья Л. Славина о плохом качестве по-
лиграфического оборудования, sae
го некоторыми заводами ма-
приностроения и CCCP.

Заместитель министра тов. Ф. Погре-
бенко сообщает по поводу статьи тов. Сла-
вина:

«Коллегия министерства установила,
что изложенные в статье факты подтвер-
дились, и критика признана правильной.

Коллегия наметила ряд практических
мероприятий, направленных Ha pesnoe
улучшение качества полиграфических ma-
пин,

Ha виновников изготовления машин
низкого качества наложено строгое взы-
скание.

Заместитель министра машгиностроения

и приборостроения CCCP
Ф. ПОГРЕБЕНКО»

` «СТОЛБИКИ

Так называлась корреслюнденцщия, опуб-
ликованная в нашей газете 26 апреля <. г.
В корреспонденции рассказывалось о том,
что в колхозах Шиловското района Рязан-
екой области до сего времени существует
порочная, осужденная партийной печатью
работа звеньями ‘на зерновых культурах;
что здесь продолжают недооценивать роль
бригады в колхозном производстве,

Заместитель министра сельского хозяй-
ства СССР тов. 0. Хоштария сообщил ре-
дакции, что в связи с опубликованием

НА ПОЛЯХ»
корреспонденции министерство дало ум“

зания начальнику Рязанского областного

управления сельского хозяйства о посылке
бригады слециалиетов в Шиловский район
для ликвидации извращений в организа“
ции труда в колхозах. Начальнику област»
ного управления сельского хозяйства поз
ручено также проверить организацию тру“
да в колхозах других районов области и,
в случае необходимости, принять соответ-
слвующие меры.

«БЕСПРИЗОРНЫЕ АСПИРАНТЫ»

Под таким заголовком была напечатана
в № 27 от { апреля 1950 г. корреепон-
денция о неудовлетворительной подготовке
аслтирантов на кафедре марксизма-лениниз-
ма в Московском государственном педаго-
гическом институте имени В. И. Ленина.

В своем письме на имя редакции ди“
ректор института П. Золотухин и се-
кретарь партийной организации *А. Мих-
невич сообщают, что «Литературная га-

щаясь, гудит и скрывается в
моря... Возможно, получилась бы
поэтичная картина.

Но не так делает Маяковский.
‘Sa кормой лунища.
Ну и здорово!

тумане
вполне

Залегла,
просторы на-двое порвав.
Будто навек x
# за собой Я
из битвы коридоровой
тянешь след героя, err
светел и кровав.

Если раскладывать произведение по
традиционным полочкам. — перед нами
Tak называемый «пейзаж». Ero можно
сравнить с пейзажами других поэтов (в
зависимости от степени эрудиции критика).
Но главное здесь в другом. Сравнение лун-
ной дорожки со светлым и кровавым <ледом
героя — этог яркий. зримый и в самом
благородном смысле слова тенденциозный
образ как бы по-новому озаряет все сти-
хотворение. словно выводит его на боль-
шую, светлую дорогу, уходящую в буду-
щее. устремляясь по этой дороге, поэт
говорит о бессмертии дела коммунизма, за
которое отдал жизнь товариш Нетте.

В наших жилах —
кровь, а не водица,

Мы идем .

сквозь револьверный лай,
чтобы,

умирая,

воплотиться
в пароходы,
в строчки
и в другне долгие дела.

Поистине, «сила слов» Маяковского —
могучая музыка, могущая мертвых cpa-
жаться поднять!

Эти стихи, посвященные гибели рядово-
го защитника дела коммунизма, полны
огромного  жизнеутверждающемю — пафоса,
они поэтически осязаемо раскрывают глу-
бокую философскую мысль о том, что не
гибнет, не умирает человек.  отдавший
жизнь делу коммунизма, — от его «емерт-
ного часа» уходит путь в бессмертие.
`В стихах Маяковского — «кровь, а не
водица». Слова у него никогда не звучат,
как общие или необязательные слова, Ге-
роические и влохновенные. они в то же
время живо и зримо раскрывают «комму-
низма естество и плоть». То, что мы на-
зываем  публицистикой у Маяковского,
всегда вырастает. как из «зерна», из
копкретного факта, события: подвиг това-

- правильно писала oO неудовлет-
ворительной работе с аспирантами Ha
кафедре — марксизма-ленинизма. Статья
была обсуждена на кафедре марксизма
ленинизма и на специальном совещании
научных руководителей аспираитов кафедр
социзльно-экономических дисциплин,
Ученый совет института принял раз
вернутое решение, направленное на уху
нение подготовки нзучных кадров.

зета»

ии отмыть

рища Нет или трудовой подвиг рабочих
Кузнецка,  безмолвная схватка поэта ¢
«кемдармекой кастой» при осмотре пас-
портов или вселение  литейщика Ивана
Козырева в новую квартиру. И в эми
важная особенность композиции лучших
стихотворений Маяковского — действен-
ных. сильных, изумительно цельных
от заглавия до последнего «образишки»,

Даже его, казалось бы, фантастические
стихотворения, построенные на житейскя
неправлоподобных сюжетах, «невероятных
гиперболах, в основе своей глубоко pea-
листичны, наполнены живым, — земным,
конкретным содержанием.

Характерно в этом отношении название
одного из стихотворений:  «Необычайне
приключение, бывшее с Владимиром Мая-
KOBCKHM летом на даче (Пушкино, Акулова
гора, дача Румянцева, 27 верст по Яр
славской жел, дор.)».

Уже само это сочетание «необычайно-

0» ¢ предельно конкретным.  прот-
кольно-точным наименованием — местностя
придает стихотворению оттенок веселой

иронии. Фантастическое рождается здесь
не от желания стать «над» действитель-
ностью или приукрасить ее. но каБ 0
но из сильных, выразительных. поэтиче-
ски-наглядных средств образного раскры“
тия больших и ярких жизненных явлений.
Внешне фантастический сюжет втого сти-
хотворения — вольного, радостного, 6e3-
брежно широкого, словно залитого лучами
света, —© огромной силой раскрывает
жизнеутвержлающее. оптимистически свет“
ле и ясное, солнечное мировосприя-
тие Маяковского.

Знаменитая «Вакхическая песня» Пуш-
кина, прославляющая неизбежное торже-
ство свободного человеческого разума и
муз нал «ложной мудростью»,  наступл-
ние «ясного восхода зари», — заканчива“
лась словами:

Да здравствует солнце, да скроется
тьма!

«Необычайное приключение» Маяковско-
го написано почти 100 лет спустя. когда
великое солнце свободной жизни, озариз-
шее Россию, развеяло тьму и ложную
мудрость старого мира.

Стена `теней,
ночей тюрьма
под солни двухстволкой пала.

Стихов’ и света кутерьма,

сняй BO что попало!

ОКОНЧАНИЕ СМ.

———

НА 3 СТР,

и

—